Это одна из поздних работ Рубенса. Больше подробностей (хотя и их немного) нам известно благодаря «Золотой легенде» – средневековому сборнику житий святых, составленному в XIII веке монахом Иаковом Ворагинским, впоследствии архиепископом Генуи. У Паоло Веронезе (1565 г., церковь Сан Себастьян в Венеции) Святой Себастьян представлен бородатым мужчиной средних лет, которого куда-то тащат здесь нет ни наслаждения страданием, ни соблазнительно обнаженного тела. Их мало волнует казнь человека, который страдает за веру.
Один из нескольких Себастьянов Тициана (ок. О, тщеславная суета, бесконечная ошибка.
Иногда он даже не привязан к дереву, а свободно стоит, прислонившись к колонне. Языки пламени вздымаются от горящего костра, бросая отблески на тело святого. Он стоит ровно, а его взгляд отрешённо устремлён к небу. Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны. На его картине мы видим юношу, привязанного к столбу и пораженного стрелами, на фоне перспективы прекрасного городского дома с высокими арками, над которым бездонное голубое небо. В Павию мощи Себастьяна попали скорее по политическим, нежели религиозным соображениям.
В небе видны два ангела: согласно «Золотой легенде», многие видели, как ангел в белых одеждах показывал ангелу смерти, какой дом поразить копьем, после чего оттуда выносили мертвецов. В 1811 году полотно Святой Себастьян было включено в каталог собрания Мальмезонского дворца (кат.
Это позволило им объективировать свои собственные (и зрительские) садомазохистские чувства и желания и одновременно подрывало традиционный фаллический стереотип мужчины как субъекта и хозяина положения. Лиферинкс опирается на рассказ из «Золотой легенды», в основе которого – сюжет из «Истории лангобардов», написанной в конце VIII века средневековым монахом Павлом Диаконом. Если художник надписывал на стреле собственное имя, это не только подтверждало авторство картины, но и могло быть признанием в любви к изображаемому персонажу.
Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. А еще два века спустя его вообще сделали нежным юношей.
Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. От пронзённых его стрел он не корчится от боли и его лицо не искажено от страданий. Мечтательный взгляд юноши устремлен в небо. Он будто не чувствует боли, устремившись мыслями к Богу. Тогда его подвергли жестокому бичеванию до смерти, а труп бросили в сточную канаву. В ковбойском вестерне Дельмаса Хау (1990г. ).
На картине Антонио Полайоло "Мучения Святого Себастьяна" (1475 г., Лондон, Национальная галерея) прекрасный нагой юноша, в маленькой набедренной повязке со связанными руками и ногами, стоит на стволе частично обрубленного дерева, возвышаясь над своими мучителями и устремив взгляд в небо. Наконец, к XX веку образ этого красивого юноши стал частью гей-культуры. Выражение "стрелы любви" было широко распространено в поэзии эпохи Возрождения. Хотя они всегда прикрыты набедренной повязкой или плавками (зачастую символическими), многие художники умышленно привлекают к ним внимание зрителя специальными "указателями" – направлением стрел, струйкой крови и т. п.
Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Это позволило им объективировать свои собственные (и зрительские) садомазохистские чувства и желания и одновременно подрывало традиционный фаллический стереотип мужчины как субъекта и хозяина положения. До конца XVI в. изображение прекрасной мужской наготы было для многих мастеров самоцелью. Некоторые картины похожи на светские портреты, например, "Святой Себастьян" Аньоло Бронзино (1525-28 г. г., Мадрид, Тиссен-Борнемисса).
В диалогах "Об ошибках и злоупотреблениях художников" (1564 г. ) итальянский автор Джильо да Фабриано писал: "О, тщеславие человека, который делает бессмысленным то, что истинно, пристойно и важно, чтобы дать место фикциям, которые весят не больше соломинки. В ней ничто не отвлекает от фигуры святого. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. С другой стороны, стрела – явный фаллический символ (заостренный предмет, проникающий в тело жертвы). Церкви с изображениями мученика появились по всей Европе. 1511-12 гг., Венеция, Санта Мария делла Салюте) написан с усами и бородкой. Перуджино даже написал на стреле собственное имя, что делает художника, с одной стороны, соучастником казни, а с другой может выглядеть как объяснение в любви.
Именно этот момент изобразил Тициан, как и многие другие художники. Художник перенес акцент с темы мученичества на высоту человеческого духа.
С другой стороны, стрела – явный фаллический символ (заостренный предмет, проникающий в тело жертвы). Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане. В теле Себастьяна 5 стрел, Картина написана тёмными тонами и лишь тело Себастьяна излучает свет. Однако, сильный мужчина выжил (по одной из версий, его выходила святая Ирина). Люди на заднем плане занимаются своими делами. В тициановскомСебастьяне нет христианского смирения, скорее — это античный герой с могучим и прекрасным телом. С одной стороны, они несут смерть (например, стрелы Аполлона, которыми он убил детей Ниобеи).
Посчитав его мертвым, солдаты оставили приговоренного в лесу. Ногами святой попирает языческие руины. Узнав об этом император приказал расстрелять его из лука. Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчи ной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке. На картине Антонио Полайоло "Мучения Святого Себастьяна" (1475 г., Лондон, Национальная галерея) прекрасный нагой юноша, в маленькой набедренной повязке со связанными руками и ногами, стоит на стволе частично обрубленного дерева, возвышаясь над своими мучителями и устремив взгляд в небо.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Начиная с XIII в., Святого Себастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать. Иногда его изображали таким и позже. Самый известный его Святой Себастьян (ок. 1480-85 г. г., Лувр) – не мягкий юноша, а мужественный молодой мужчина, стоящий, как статуя, на каменном постаменте. Мягкое, с неразвитой мускулатурой, бледное тело мученика оттеняется обнаженными мускулистыми руками и ногами окружающих его лучников. Этот прием повторил Лука Синьорелли (1498 г. ): почти нагого, в одной только узкой повязке изящного Себастьяна расстреливают мощные полунагие или в плотно облегающих штанах лучники. Один из самых чувственных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино (1490-1495 г. г., Лувр). Весь трагизм происходящего помогает полнее ощутить окружающее пространство. Завоевав его расположение, Себастьян был назначен на почётную должность начальника 1-й когорты императорской гвардии, но оказанного доверия он не оправдал.
Образ Святого Себастьяна был в этом отношении особенно уязвим. Такова и данная картина. Кстати, стрелы, которыми утыкано тело Себастьяна имеют не одно значение: смерть, любовь и фаллический символ (заостренный предмет, проникший в тело жертвы). Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Я вижу побиваемого камнями Стефана без камней. Но исключения только подтверждают правило.
" "Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин. Его мертвое тело было извлечено оттуда святой Лючией, которой во сне явился Себастьян. Самый известный его Святой Себастьян (ок. Мягкий андрогинный образ Себастьяна (1485 г., Милан, Пинакотека Брера) рисует Либерале да Веро-на (1445-1527/28 г. г. ).
Одна из сцен изображает заступничество святого Себастьяна. Исцеление Себастьяна от ран и его способность останавливать чуму считались чудом: чума обойдет молящегося, как Себастьяна миновали стрелы палачей. Окончив обучение в Милане, в поисках счастья он отправился в Рим.
В конце XV в. сформировались два альтернативных образа Святого Себастьяна – сентиментально-чувственный и мужественно-героический. Стрелы – символ тоже многозначный. Но в большинстве случаев художники Возрождения довольствовались тремя или пятью, а Перуджино – даже одной или двумя стрелами. Любителей искусства удивляет отсутствие во многих изображениях Святого Себастьяна какого бы то ни было страдания. "Святой Себастьян" Рубенса (1618г. ) – здоровый плотный молодой мужчина с усами.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Некоторые картины похожи на светские портреты, например, "Святой Себастьян" Аньоло Бронзино (1525-28 г. г., Мадрид, Тиссен-Борнемисса). В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Мечтательный взгляд юноши устремлен в небо. Наиболее известна из них самая ранняя – та, что была написана мастером в 1457-1458 гг. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Возможно, он просит Господа помочь ему.
На этот раз Себастьяна забили камнями и сбросили тело в сточную канаву. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Во Франкфуртском музее старой скульптуры (Либигхаус) хранится очень выразительная южнонемецкая деревянная скульптура (ок. Себастьяна -без стрел. Тридентский собор (1545-1563 г. г. ) формально запретил изображение нагого тела в религиозной живописи. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды.
Эта традиция продолжилась и в искусстве XX века. Недавно во Франции опубликованы две новые книги – богато иллюстрированный альбом-монография Жака Даррьюла (1998 г. ), посвященный образу Святого Себастьяна второй половины XV в. и книга Карима Рессуни-Деминьё (2000 г. ) об эволюции образа Святого Себастьяна в эпоху Возрождения, а также статья о том, как изображают Святого Себастьяна художники-геи XX века.
Большую часть жизни он провел в Неаполе, где видел работы Караваджо. Но они всегда прикрыты повязкой или плавками. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой.
Горожане в богатых одеждах безмятежно занимаются своими делами. Если стрел было много, как у Джованни дель Бьондо (1370 г., Флоренция, Собор), оно не выглядело нагим и соблазнительным. О, тщеславная суета, бесконечная ошибка. У Паоло Веронезе (1565 г., церковь Сан Себастьян в Венеции) Святой Себастьян представлен бородатым мужчиной средних лет, которого куда-то тащат здесь нет ни наслаждения страданием, ни соблазнительно обнаженного тела.
Его картина «Мученичество святого Себастьяна» известна только в копиях, но картины последователей художника с аналогичным сюжетом передают особенности живописной манеры Караваджо. С XIII века Себастьяна раздевали и омолаживали. 1511-12 гг., Венеция, Санта Мария делла Салюте) написан с усами и бородкой. Еще более драматичны другие образы Мантеньи, подчеркивающие физическое страдание: у Святого Себастьяна, написанного в 1470 г. (Культурно-исторический музей, Вена), одна стрела пронзила шею, а другая торчит во лбу.
Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Красив и спокойно-задумчив "Святой Себастьян" Сандро Боттичелли (1474 г., Берлин, картинная галерея).
У его обнажённых ног клубится и медленно поднимается вверх дым. Когда его убеждения открылись, Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна. Но поскольку Себастьян привлекателен и популярен, его "приглашали" чаще других. Но основной поток движения в картине направлен в сторону Андромеды: она олицетворение земной красоты и счастья, ради нее совершен подвиг и герой-победитель останавливается, покоренный охватившим его чувством любви. Первое его житие появилось в V веке и постепенно обрастало новыми подробностями.
Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Часовню построили, после чего эпидемия прекратилась, а Святой Себастьян приобрел славу защитника от чумы. Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчи ной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке. Около 680 г., когда Павию и Рим опустошила страшная эпидемия чумы, одному из горожан было видение, что нужно построить в честь Святого Себастьяна часовню. На другой картине, написанной около 1490 г. (Венеция, дворец Са d"Ого), лицо Себастьяна искажено мукой. Мягкий андрогинный образ Себастьяна (1485 г., Милан, Пинакотека Брера) рисует Либерале да Веро-на (1445-1527/28 г. г. ).
Образ Святого Себастьяна был в этом отношении особенно уязвим. Это и давало пищу гомоэротическому воображению.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Еще более драматичны другие образы Мантеньи, подчеркивающие физическое страдание: у Святого Себастьяна, написанного в 1470 г. (Культурно-исторический музей, Вена), одна стрела пронзила шею, а другая торчит во лбу.
Исповедовавший христианство воин был приговорен к мучительной смерти, став живой мишенью для лучников. Три картины на эту тему создал и прославленный итальянский художник Андреа Мантенья. Из-за своей честности и мужества юноша заинтересовал римского императора Диоклетиана. Во Франкфуртском музее старой скульптуры (Либигхаус) хранится очень выразительная южнонемецкая деревянная скульптура (ок.
Тридентский собор (1545-1563 г. г. ) формально запретил изображение нагого тела в религиозной живописи. Один из самых чувственных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино (1490-1495 г. г., Лувр).
Незадолго до начала эпидемии тогдашний римский папа Агафон заключил союз с лангобардами Королевство лангобардов (568 – 774) – государство на севере Италии, созданное одноименным германским племенем. " "Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин. Имело значение и количество стрел. У Антонелло да Мессина (1430-1479 г. г. ) Святой Себастьян (1476 г., Дрезденская галерея) – привязанный к столбу прекрасный юноша с мягкими, женственными формами, в узких обтягивающих плавках, который спокойно стоит, слегка выставив вперед правую ногу.
Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. И, наконец, это знак любви. мы также знаем, что святой похоронен в римских катакомбах. Имело значение и количество стрел. При этом в образ святого вкладывался абсолютно разный смысл. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье.
Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. С одной стороны, они несут смерть (например, стрелы Аполлона, которыми он убил детей Ниобеи). Джордж Оруэлл отсылает к истории святого в романе «1984»: «истычет стрелами, как святого Себастьяна», Томас Гарди — в романе «Возвращение на родину»: «отдельные капли вонзались в Томазин, как стрелы в святого Себастиана». Нередко художники обыгрывает контраст между Себастьяном и расстреливающими его лучниками.
Святой Себастьян – один из самых известных католических святых. Этот прием повторил Лука Синьорелли (1498 г. ): почти нагого, в одной только узкой повязке изящного Себастьяна расстреливают мощные полунагие или в плотно облегающих штанах лучники.
Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Фигура святого изображена на первом плане, вот таким образом он кажется значительно больше окружающих его домов, не говоря уже о людях. Красив и спокойно-задумчив "Святой Себастьян" Сандро Боттичелли (1474 г., Берлин, картинная галерея). Удивительно лиричен и нежен Святой Себастьян Джованни Антонио Больтраффио на картине "Дева семейства Касио" (Лувр). И, наконец, это знак любви.
Хотя они всегда прикрыты набедренной повязкой или плавками (зачастую символическими), многие художники умышленно привлекают к ним внимание зрителя специальными "указателями" – направлением стрел, струйкой крови и т. п. Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Вот таким образом первое, что бросается в глаза, – гениталии мученика. Но исключения только подтверждают правило.
Но поскольку Себастьян привлекателен и популярен, его "приглашали" чаще других. Это придает образу святого Себастьяна гомоэротический характер (впрочем, мадонн ведь тоже писали с обычных смертных женщин иногда – легкого поведения). Себастьян остался жив.
«Святой Себастьян» Хосепе де Рибера (1591-1652) – шедевр новой для того времени живописи. Повесть «Фабиола» Вестминстерского архиепископа Уайзмена изображает Себастьяна и как почитаемого центуриона и в дни мученичества. В переиздании книги Чезаре Мальвазии (Malvasia 1841), биографа болонских художников, говорится, что произведение было куплено министром Фердинандо Марескалки и подарено императрице Жозефине. Стоит также обратить внимание на окружение. Иногда его изображали таким и позже. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Себастьяна -без стрел. Тициан импровизирует с красочной поверхностью, нагружая её пастозным, густым, почти осязаемым слоем, — она буквально вылеплена «больше пальцами, нежели кистью» — и покрывая сверху полупрозрачными лессировочнымикрасками, что создает богатейший живописный эффект. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. "Некоторые художники часто строят композицию так, чтобы зритель смотрел на картину снизу. Удивительно лиричен и нежен Святой Себастьян Джованни Антонио Больтраффио на картине "Дева семейства Касио" (Лувр). Себастьян родился в Нарбонне, жил в Риме при императоре Диоклетиане (284 – 305), служил начальником гвардии и тайно исповедовал христианство.
Тогда Диоклетиан отдал повторный приказ о казни. Узнать Себастьяна можно только по соответствующей подписи: он лишь один из 26 участников процессии святых и мучеников, которые шествуют к престолу Иисуса Христа от дворца Теодориха Теодорих Великий (454 – 526) – король остготов, который к 493 году завоевал большую часть Италии и основал там королевство со столицей в Равенне. "Святой Себастьян" Ван Дейка (1621 г., Мюнхен, Старая Пинапкотека) – фактически автопортрет художника, один из четырех "вкусных образов красивого Нарцисса, где художник представил себя непринужденным хорошо сложенным денди" (Даррьюл).
В VII веке под властью лангобардов находилась большая часть современной Италии. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
По приказу императора мученик был забит до смерти и брошен в реку с нечистотами. Облачное, тёмное небо сливается с землёй. Первое его житие появилось в V веке и постепенно обрастало новыми подробностями. Вдалеке, на облаке, святой Себастьян молит Бога о спасении города.
Ступня в сандалии и голова могли принадлежать одному из 200 каменных идолов, которых, согласно «Золотой легенде», разрушил Себастьян. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Выражение "стрелы любви" было широко распространено в поэзии эпохи Возрождения. У большинства «Себастьянов» других авторов лицо не выдаёт признаков боли, они спокойны и про некоторых можно даже сказать «умиротворены». Нередко художники обыгрывает контраст между Себастьяном и расстреливающими его лучниками.
Начиная с XIII в., Святого Себастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать. Иначе видит Святого Себастьяна Андреа Мантенья (1430/31-1506 г. г. ). На заднем плане находятся прекрасные дома с высокими арками.
На прохожих и на земную жизнь он не обращает внимания. Иначе видит Святого Себастьяна Андреа Мантенья (1430/31-1506 г. г. ).
С тех пор культ святого стал повсеместным. "Святой Себастьян" Ван Дейка (1621 г., Мюнхен, Старая Пинапкотека) – фактически автопортрет художника, один из четырех "вкусных образов красивого Нарцисса, где художник представил себя непринужденным хорошо сложенным денди" (Даррьюл). С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. 6), а также в инвентарную опись 1814-1815 годов (Grandjean 1964).
Себастьяна забили палками, от чего он и умер в 287 году. 1520 г. ) Святого Себастьяна с бородой, кривыми ногами и явным выражением страдания на лице, где нет ни тени идеализации. Я вижу побиваемого камнями Стефана без камней. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. 1429/1431-1479). В диалогах "Об ошибках и злоупотреблениях художников" (1564 г. ) итальянский автор Джильо да Фабриано писал: "О, тщеславие человека, который делает бессмысленным то, что истинно, пристойно и важно, чтобы дать место фикциям, которые весят не больше соломинки. Самый популярный у геев святой Себастьян принадлежит кисти Гвидо Рени.
До конца XVI в. изображение прекрасной мужской наготы было для многих мастеров самоцелью. Это отличает картину Тициана от подобных изображений Себастьяна. Эта картина представляет силу веры.
Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Его фигура часто женственно-расслаблена, а композиция картины, например, у Полайоло и Синьорелли, строится так, что зритель смотрит на него как бы снизу. Если стрел было много, как у Джованни дель Бьондо (1370 г., Флоренция, Собор), оно не выглядело нагим и соблазнительным. Это придает образу святого Себастьяна гомоэротический характер (впрочем, мадонн ведь тоже писали с обычных смертных женщин иногда – легкого поведения). Алтарь посвящен и двум другим защитникам от болезней – святому Роху и святому Антонию.
Его привязали к стволу дерева и выпустили в него стрелы. Несмотря на то, что могучий и грузный Вакх – бог вина и веселья – изображен как будто в статичной позе, тяжело восседающим на бочке, его фигура, а также расположенные рядом менада, сатир, два мальчика образуют композиционно динамическую группу. Он появляется в игривых раскрашенных фотографиях популярных французских фотографов Пьера и Жиля (1987 г. и 1994 г. ), в ковбойском вестерне Дельмаса Хау (1990 г. ).
Житие святого Себастьяна многократно отображалось в произведениях европейского искусства. Еще в первой половине XVI века Джорджо Вазари рассказывал в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», что в монастыре Сан-Марко во Флоренции решили убрать из церкви изображение святого Себастьяна: многие прихожанки на исповеди сознавались в том, что картина вызывает у них греховные мысли. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. При этом образ Святого Себастьяна все чаще ассоциируется с гомосексуальностью, а гомосексуалисты считают его своим покровителем. Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века.
У Антонелло да Мессина (1430-1479 г. г. ) Святой Себастьян (1476 г., Дрезденская галерея) – привязанный к столбу прекрасный юноша с мягкими, женственными формами, в узких обтягивающих плавках, который спокойно стоит, слегка выставив вперед правую ногу. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. "Святой Себастьян" Рубенса (1618г. ) – здоровый плотный молодой мужчина с усами.
За это император Диоклетиан приказал казнить его. На другой картине, написанной около 1490 г. (Венеция, дворец Са dОго), лицо Себастьяна искажено мукой. Однако Себастьян остался жив и начал обличать власть в преступлениях против христиан. В XVI веке образ святого вдохновляет таких художников как Аньоло Бронзино, Антонис ван Дейк, Паоло Веронезе, Гверчино, Доменикино, Дюрер, Карраччи, Лоренцо Лотто, Гвидо Рени, Тициан и Эль Греко.
Карлос Санруне представляет его стилизованным мексиканским юношей (1995 г. ), Марио Патиньо использует его образ в выразительной компьютерной графике (1999 г. ). Один из нескольких Себастьянов Тициана (ок. Себастьяна казнили, когда ему было около тридцати лет и о его жизни известно немного. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными.
В Марсель чума приходила в 1476, 1483 – 1485, 1490 и 1494 годах. Яркая красочность картины подчеркивает приподнятый, героический характер изображенной сцены. Художники Ренессанса сумели представить обнаженное и связанное мужское тело не столько страдающим, сколько пассивным и получающим удовольствие от своей беспомощности. ", – вторит ему автор "Трактата о живописи" Г. Ломаццо (1584 г. ). Во второй половине XVI в. в роли защитника от чумы Святого Себастьяна постепенно заменяет Святой Рош – зрелый бородатый мужчина, похожий на Христа, который держится серьезно, никого не соблазняет и, в отличие от Себастьяна, всегда одет.
На ней Мантенья изобразил Себастьяна привязанным к обломку древней греко-римской колонны. В первую очередь стоит отметить выражение лица и позу Себастьяна. На прохожих и на земную жизнь он не обращает внимания. В XX веке— Сальвадор Дали и Анхель Саррага. ", – вторит ему автор "Трактата о живописи" Г. Ломаццо (1584 г. ).