Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Части света часто персонифицировались речными божествами и могут появляться в живописи вместе с характерными для этих мест животными или опираться на урны из которых струится вода голова под вуалью указывает, что источник реки неизвестен. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).
Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Все это тайна велика есть. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
Соперничество кончилось трагедией. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе168.
Ещё в 1618—1619 годах Рубенс вёл переписку с английским государственным деятелем и художником-любителем Дедли Карлтоном. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Квеллин после смерти учителя официально возглавил его мастерскую, а ван Эгмонт сделал карьеру во Франции и был одним из создателей Академии живописи и ваяния96.
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Рубенс по-прежнему воспринимал мир как всеобъемлющее единство, центром мироздания для него являлся человек, которого следовало прославлять всеми возможными способами139. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. В знаменитом суде Парису отвели роль судьи, который должен был вручить награду – золотое яблоко раздора – прекраснейшей из богинь.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Поместье позволило Рубенсу приобрести титул сеньора, высший возможный для него социальный статус, с которого начинается эпитафия на надгробии217. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Основная тематика, конечно, – образ юной жены.
В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Рубенс и Иберти предстали перед премьер-министром герцогом Лерма, который принял представленные копии за оригиналы. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Более того, некоторые из таких картин можно заказать в технологии печати с покрытием гелем и технологии ручной росписи.
Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения. А над ним сияющая богиня славы.
Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. 1750).
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Ван Веен также привил ученику любовь к античности, древнегреческой философии, мифологии и религии, что в дальнейшем вылилось в его творчестве. Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Здесь Рубенс впервые познакомился с античными памятниками, увидел работы Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо. В своём мифологическом начале он превосходил художников не только Возрождения, но даже самой античности, поскольку «античное искусство не знает столь открытого и столь мощного напора жизненного инстинкта, какой мы находим в произведениях Рубенса, — в созданиях классической Греции природно-органические элементы находились в обязательном равновесии с упорядочивающими факторами.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Ветхий и Новый Завет изображения святых – темы, к которым Рубенс обращался наиболее часто.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. 24 января 1633 года на заседании Генеральных Штатов епископы Ипра и Намюра потребовали разъяснить, какое место в их делегации занимает Рубенс. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Художник увлекся новым жанром — портретом. Луки214. Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену, так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт. В возрасте 23 лет Рубенс прибывает в Италию, которая уже в течение нескольких лет является землей обетованной всего европейского искусства. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
В числе его друзей, постоянно посещавших дом, был бургомистр Антверпена Николас Рококс, государственный секретарь Гевартс, Бальтазар Моретус— глава третьего поколения семьи издателей, а также бывавшие в городе учёные-иезуиты. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Более всего в его коллекции была представлена венецианская школа: произведения Тициана, Тинторетто, Веронезе, Пальмы и Муциано. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. В 1630 году Рубенс женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены, умершей в 1626 году. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
Юнона предложила сделать его самым могущественным из царей, Минерва – самым храбрым героем, а Венера обещала ему любовь самой красивой женщины, Елены из Спарты. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
Рубенс изображает прозрачный перелесок на берегу ручья, когда деревья озарены золотисто-розовыми лучами заходящего солнца. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. В Дувре Рубенс столкнулся с неожиданной проблемой: к нему обратились молодые английские католики с просьбой помочь выехать во Фландрию: девушки хотели в монастырь, а юноши— в иезуитскую семинарию.
Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Карлу Борромео).
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. создал свою мастерскую.
В сравнении с Рубенсом, Ватто кажется болезненным меланхоликом, Буше— холодным развратником, Ренуар— утончённым сластолюбцем»232. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. В Риме Рубенс выполнил алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для монастыря ораторианского ордена в Фермо.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св.
В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Портрет демонстрирует несомненную близость Рубенса тех лет к старой голландской школе, заложенной ван Эйком. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Один из его учителей, Отто ван Веен, большой знаток античной истории, находился под влиянием искусства итальянского Возрождения и его увлечение в полной мере передалось ученику. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
Но Рубенс никогда не был педантом. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса225. С наслаждением писал местные пейзажи. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. «В этих работах нет пока ничего, кроме впечатляющих размеров мужских и женских фигур, что объединяло бы их и дало возможность без труда узнать руку мастера.
Подобная доминанта стихийно-природного начала в мировосприятии Рубенса и близких к нему живописцев фламандской школы в условиях такой сложной и рефлексирующей эпохи, как XVII век, выглядит неожиданной. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи.
Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Рубенс тщательно проработал детали своего костюма, особенно пурпуэн— род камзола с высоким воротником, коричневые чулки и туфли вместе с дорогим нарядом супруги композиция близка типичному барочному портрету. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Работы Рубенса безоговорочно принимались как светскими, так и церковными заказчиками и он практически не подвергался критике при жизни. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
Также Рубенс создал множество портретов. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Замысел и осуществление картины отличаются сочетанием новаторства и традиции: колорит явно отмечен подражанием Тициану, а тема и композиция столь же явно отсылают к нидерландским корпоративным и семейным портретам40. Губерта, Диану на охоте и подобное.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Картина была подписана обоими художниками104. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Об истинных чувствах художника к его близким можно судить только по многочисленным графическим и живописным портретам. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. КОНТИНЕНТЫ.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Рубенс не считается мастером психологического портрета.
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Очевидно, он был любимым ребёнком, поскольку единственным из всех детей Питера Пауля удостоился упоминания в переписке. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Вот таким образом некоторые исследователи высказывают сомнение по поводу авторства этой уж слишком хорошей работы. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Триптихи были традиционны для нидерландского искусства, однако Рубенс смело нарушил традицию, по которой на боковых створках изображались либо портреты заказчиков-донаторов, либо события, непосредственно связанные с сюжетом центральной части. Рубенс и себя не раз писал в ней. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Эта же комната служила и личным кабинетом.
Открытие Нового Света и бесконечности Вселенной вызвало к жизни множество новых верований и перед человеком XVII века встала необходимость переосмысления космологии. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. В 1629 году он побывал в Англии. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами.
Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Кроме этих художников первой величины, у Рубенса работали Эразм Квеллин-старший, Ян ван ден Хеске, Питер ван Моль, Юстус ван Эгмонт, Абрахам ван Дипенбек, Ян ван Сток и многие другие. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
В мифологических и аллегорических картинах эта тенденция только усилилась, причём Рубенс не разделял гуманистических теорий об изображении человеческого тела. Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Доброклонский и Н. Н. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Антверпенский период. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк.
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.
Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Основной целью художника становилось окружить ореолом изображаемое лицо и подчеркнуть его значимость. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. В его копиях Тициана, особенно в волосах персонажей, заметна фламандская техника наложения краски густым слоем49. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались как абсолютно самостоятельные. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Рубенс получил также изукрашенную драгоценностями шпагу, бриллиантовую ленту для шляпы и бриллиантовое кольцо с пальца монарха. Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи.
Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Неисчерпаемое обилие и живость образов, свежесть и поэтичность импровизации, виртуозная техника, мощный, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу. Перевернутые урны являются атрибутами древних богов, обитавших в реках 4 континентов мира: Африки, Азии, Европы, Америки. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181. А ведь оно только одно из многих.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Тем не менее, в каталоге живописи Рубенса последних лет его жизни значилось 60 полотен исполненных лично им, около 100 картин, заказанных королём Испании, множество заказов издательства Плантена-Моретуса и так далее218. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт.
4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Любимов). Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. С 1610 по 1620 год по заказу антверпенских помещиков Рубенс исполнил около десяти картин на охотничьи сюжеты, на считая картин со львами, религиозное изображение покровителя охотников св. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Драматизм, движение и контраст в его картинах обретают полноценное воплощение и достигают совершенства.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Но Идас камнем сразил Полидевка. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. В них начисто отсутствует мистика.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. «Я решил снова жениться, – писал Рубенс другу, – так как не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Возможно, это труды Сенеки. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. Вследствие болезни он был практически парализован.
Игнатия (ныне посвящённой св. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Никулин. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс.
Лицо персонажа, однако, выглядит отдельным от всех остальных деталей картины и представлено абсолютно безэмоциональным. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Рубенс заботился о своих авторских правах. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). С другой стороны, Воверий, Липсий и Филипп Рубенс изображены компактно, а Питер Пауль Рубенс и Сенека— слева и справа— расположены выше группы учёных на втором плане, но вровень с головой Липсия. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
Брак был заключён с большой поспешностью. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Свидетельством того, что на формирование эстетических идеалов Рубенса в значительной степени повлияли его личные предпочтения, является следующий факт из его личной жизни. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Рубенс жил то в городе, где у него был роскошный дом с богатою художественною коллекциею то в своем поместье Штеене, близ Мехельна. Особенно его интересовали монеты и медали, а также геммы, которые были источниками подробностей о религиозных и бытовых обыкновениях античности и бесценным пособием по хронологии152.
Вместе с тем, к неудовольствию критиков-классицистов, Рубенс свободно обращался с наследием античности и не придерживался археологической точности. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. В левом верхнем углу полотна на крыше дворца едва заметно изображена фигура царя Давида, а Вирсавию Рубенс показал за туалетом на площадке, ведущей в бассейн.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
Художник дважды был женат. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. После смерти отца, мать перевозит детей в Антверпен, где Рубенс поступает в пажи к графине Маргарите де Линь и, одновременно, берет уроки рисования у известных художников: Отто ван Веена, Тобиаса Верхарта, Адама ван Ноорта. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Большим новаторством стал пейзажный жанр, в котором природа сама являлась главным персонажем после кончины Рубенса осталось 17 пейзажей.
В данном разделе мы представляем вашему вниманию – Картины Рубенса. Парис решил похитить Елену. Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и другие.
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Персы же, придя, перебили многих из них, а еще больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами имя которого было Спаргапис. На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, – это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж. Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету медийца Креза, устроил массагетам ловушку. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
Картины изготовлены на итальянском, художественном холсте. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Купить картину также можно позвонив нам по телефону.
Речь шла о «Воздвижении креста». 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Однако он уже сам получил право принимать учеников, первым из которых стал Деодато дель Монте, сын серебряных дел мастера27.
Отпевание состоялось 2 июня. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Лекуре, «доходило до угодничества». Неужели она была настолько скромна. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Луки.
В частности, были убраны бойницы.