Его аллегории насыщены чувством поделенной жизни. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Вернувшись в Антверпен, занял место главного придворного живописца. Среди них можно выделить апофеозы героев так и сцены массовых сражений.
Какетливо и уверенно приближается по знаку Гермеса. В XVII веке ценнейшая способность мифа к образной типизации уже подразумевала обязательного перенесения действия в сферу идеального, хотя разные ступени именно такого принципа обобщения очень показательны для этой эпохи. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы. Так же ей помогает инфанта Изабелла и благочестия. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Сразу же после рождения Париса родители приказали бросить ребенка на горе Иде на съедение волкам.
В них начисто отсутствует мистика. Мать, годясь красотой дочери, заявила, что она прекрасней любой из морских божеств Нереиды. Под кистью Рубенса поэтизируется чувственная стихия.
Чувство меры – тонко. здесь страдание представлено благородное и величаво-тихое.
XVIII вв. Этот сюжет битвы взят у Геродота в которой амазонки были разбиты афинянами, на что в частности указывает сова Афины на штандартах. Амазонки – мифический народ женщин-воительниц, обитавших на берегах Меотиды (Азовского моря) или в Малой Азии. Одной из вершин портретного мастерства Веласкеса стал знаменитый «Портрет папы Иннокентия X», написанный в Риме в 1650 г. В последние годы жизни Веласкес создал две самые прославленные свои картины – «Пряхи» (1657) и «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) – своеобразный творческий отчет мастера о своей профессии живописца.
Афина стоит лицом, руки ее подняты над головой, как будто она снимает рубашку. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры.
В античном искусстве Диана изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной рядом с ней обычно – посвященное ей животное – лань. Портрет построен на тончайших цветовых нюансах, на контрасте густого коричневого меха с бархатистостью кожи, с легкостью пронизанных воздухом волос, с влажностью блестящих глаз. В картине Рубенса прекрасно чувствуешь: еще не остыли страсти, рожденные в боевой схватке.
Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Рубенс, как уже отмечалось, никогда не замыкался в рамках одного жанра живописи. Наградой за подвиг служит не только венок победителю, но и это дивное видение.
В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Ватто, Ж. О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и др. ). Взгляд героя, жест его руки, движение всего тела устремлены к Андромеде. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Кончается определенный период его жизни. Она находится у края картины, а между ней и Герой – Афродита изображенная в профиль.
Веласкес, Диего да Сильва (1599-1660)Испанский художник эпохи Барокко. Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого он был женат. Такое предостережение имеет не только педагогический, но и более общий смысл. С помощью хитрости он узнал дорогу к Горгонам от Граций.
Пегас волшебный конь в греческой мифологии. Именно после этой битвы, пролетал над Эфиопией, в своих волшебных крылатых сандалиях Персей увидел прикованную к скале Андромеду. Так, вьющуюся прядь волос он мог написать одним движением кисти.
Барокко — это своеобразная смена гуманистической классики и закономерного Возрождения. Шлем снятый с головы Персея, едва удерживает обеими руками маленький амур. Его имя на греческом языке означает источник. Он умел наполнять интенсивной, бьющей через край жизнью всё, к чему прикасалась его кисть. Тяготясь одиночеством, художник принимает предложение правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и едет с дипломатическим поручением в Испанию и Англию (для переговоров о мире Испании с Англией).
Композиция картины построена на сплетении фигур, объединенных круговым ритмом. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Парис выделялся среди своих сверстников силой и красотой.
Не чувствуя удовлетворения от придворной карьеры и дипломатической службы, он целиком посвятил себя творчеству. Рубенс был не только художником, но и блестяще образованным человеком. «Изобразительное искусство барокко» «Монументальная живопись итальянских и французских мастеров» «Особенности парадного портрета барокко» «Традиции Возрождения в изобразительном искусстве барокко» «Портретное искусство Питера Рубенса» «Творчество Антониса Ван Дейка» «Живописные шедевры Якоба Йорданса» «Натюрморты Франса Снейдерса» «Произведения фламандских мастеров в собраниях российских музеев» «Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини» «Роль художественной детали в скульптурных произведениях Лоренцо Бернини». В изображении человеческого тела Рубенс непревзойденный мастер. В III в. до н. э.
Красота ее – залог земного счастья. Диана являлась римской богиней Луны. Быть может, только Богоматерь не сдержала рыдания.
Религия под покрывалом близ алтаря и выше амур с факелом любви. Известно, что для своих картин Рубенс часто использует в качестве моделей античные статуи виденные в Италии. Картина служит аллегорическим прославлением щедрости обильной и богатой природы. При обращении к богам имя Янус называли первым, так как его именовали Богом богов.
Несмотря на значительную разницу в возрасте, новый брак оказался счастливым. Не надо думать, что рубенсовское барокко хаотично и не организовано. Происходит синтез искусств. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Со временем излишняя театральность исчезает из живописи Рубенса.
Рисунок не уступает по силе чувства. Вкус – совершенен. ниже). Он мог вручную шлифовать камень по пять – семь часов в день «без единой передышки».
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». В 1612-20 складывается зрелый стиль художника. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим.
Не меньшее внимание художник уделял и нарядам своих моделей. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена.
Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Из-за этого яблока возник спор между Герой, Афиной и Афродитой.
Здесь Рубенс немного отошел от текста античного мифа. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Ее нежное тело, кажется излучает свет. Это одни из немногих его картин, созданные на мифологические темы.
В 1659 г. Филипп IV пожаловал мастеру личное дворянство. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Женское тело приобретает иные пропорции и формы.
Люди на его портретах не приукрашены, но приподняты над действительностью.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Середина 1610-х гг. Вишняков, Иван Яковлевич (1699-1761)Русский художник эпохи Барокко, мастер портрета. Учился у французского живописца Луи Каравакка, который был художником при царском дворе.
Тем не менее, они охраняют благородство и каждая отличается тем, что ей свойственно: Гера гордилива, Афродита какетлива, Афина равнодушна. 1638-1639), в которой художник воплотил свой идеал женской красоты. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы.
Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и др. ). Он работает в жанре пейзажа, создавая обобщенные образы спокойной и величественной природы («Ферма в Лакене», 1633). Парис отдал яблоко Афродите. Тяжело вздымаются мощные бока Пегаса, размаху его крыльев тесно в пределах рамы. Также излюбленными темами художника являются античная мифология и исторические сюжеты, он является величайшим мастером портрета и пейзажа.
Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. В 1630-х гг. Архитектура преображалась причудливой пластикой фасадов и сложными криволинейными планами. Иносказательно сейчас амазонка это женщина всадница, наездница. Похищение дочерей Левклиппа.
Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. В данной картине герои предстают в композиции, которая также близка искусству итальянского Возрождения: крупнофигурная, уравновешенная в форме треугольника композиция, почти скульптурная лепка фигур. Сказание о нем граничит с мифом о медузах. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Боскини подчёркивал главенствующую роль барочного колорита, а также несовпадение живописной формы с пластической.
Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс.
Убить дракона и освободить красавицу было нелегко, пыл сражения еще не остыл. Жизненностью и убедительностью отличается его полотно «Поклонение волхвов» (1624) и более ранняя картина «Персей и Андромеда» (1620-1621), в которой выразилось восхищение художника силой и красотой человека. Прорецатели истолковав сон, предсказали ей, что рожденный ею сын погубит родной город.
В середине на мосту – разгар битвы. Стиль принято считать «триумфальным шествием западной культуры». Это драгоценное явление и выразительный и единый колорит достигает вершин искусства. Античность в глазах Рубенса как бы раскрепощала чувство и страсти человека, возвращая его тем самым к той гармонии с природной стихией, проповедником которой художник оставался на всю жизнь.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Несколько дальше на берегу отряд всадников скачет во весь опор к горящему городу.
Луки.
Древние связывали Пегаса с богиней зари Эос и включали его в число созвездий. Солнечный свет заливает загорелые тела сатиров. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Однако такая этимология мало вероятна.
В венском портрете («Шубка», 1638) Елена предстает обнаженной, стоящей на красном ковре, с накинутой на плечи шубкой. Но все не случайный просчет, ошибка или оплошность художника. Ее фигура – центр, притягивающий к себе все движущееся, возникшее где-то вовне.
В Битве действие организованно вокруг единого центра. Рядом с этой группой двое всадников берут в плен Талестриду, царицу мужественных женщин. Разносторонний учёный, знаток и коллекционер древностей, дипломат, ведший переговоры с монархами Испании и Англии, полиглот, знавший семь языков, переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор издавший двухтомную книгу «Дворцы Генуи» и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе заслуженную славу при жизни.
Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно- коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс.
Над крестом находятся два человека, один из них ещё поддерживает тело Христа, а апостол Иоанн, стоя внизу, принимает тело Христа. Напряженные могучие мускулы Персея кажутся преувеличенно массивными, чрезмерно подчеркнут изгиб ног.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Персы же, придя, перебили многих из них, а еще больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами имя которого было Спаргапис. Речь идет о другом. Это одно из центральных и совершеннейших произведений в творчестве Рубенса, которое содержит, как в капли воды, все основные признаки его сложившейся манеры и вместе с тем черты дальнейшего развития. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)Фламандский художник эпохи Барокко, глава фламандской школы. Рубенс – величайшая фигура в искусстве XVII в., с творчеством которой граничит становление фламандской национальной школы живописи. На углу две женские полуфигуры служили кариатидами, поддерживая архитров. Художник создает яркое, нарядное зрелище.
Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса. Главный акцент его понимания темы – мужественная и благородная борьба за Любовь и Красоту. Рубенс вводил в свои картины национальные и простонародные типы и как бы вразрез с религиозными представлениями эпохи любовно воссоздавал красоту обнажённого полнокровного человеческого тела, воспевая чувственную полноту и радость земного бытия ("Союз Земли и Воды", около 1618, "Персей и Андромеда", начало 1620-х г, "Похищение дочерей Левкиппа", около 1619-20). Вершиной творческого наследияРубенса является портрет, где он создал новый жанр – парадный барочный портрет, подчеркивающий социальный статус модели и сохраняющий при этом полноту жизненного мироощущения и достоинство человеческой личности. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Рубенс – исключение. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения.
В этот период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. 1750), отличающиеся особой поэтичностью в изображении детей. Вишняков был мастером психологической характеристики, тонко и бережно передавая индивидуальные особенности своих персонажей, все оттенки обуреваемых их чувств (портрет князя Ф. Н. Голицына, 1760).
В1622 г. приехал в Мадрид, где его заказчиком и покровителем стал граф Оливарес. Обратите особенное внимание на то. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает тритон, трубящий приветствие. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость.
Так возникает чувственный образ белокурой румяной пышнотелой красавицы, которая становится отныне воплощением истинно фламандской красоты. Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника. Родился в семье юриста. Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Но он не просто воспроизводит сюжет на полотне.
Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. В начале творчества Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609). Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Проставление женской красоты, преклонение перед ней мы видим в другой картине Суд Париса. Характерно что барочное возведение на предстал выглядит в персонажах Рубенса, скорее как демонстрация присущей и естественной жизненной силы и привлекательности то есть относится к утверждению их собственно человеческих качеств а не одних лишь атрибутов их социального превосходства. Для него было характерно письмо длинными волнистыми мазками. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи ("История Марии Медичи", около 1622-25, Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифологические фигуры и иносказание с реалистическими элементами, что явилось новым словом в развитии исторической живописи.
Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Они писали своих отечественных красавиц – пышных широкобедрых и дебелых. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Посмотрите на его замечательный «Автопортрет с Изабеллой Брант» и вы поймёте, насколько талантлив был этот начинающий художник.
В переводе с греческого языка – троянский царевич, второй сын Приама и Гекабы. Созданные Рубенсом в начале 1610-х гг. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Повеление оракула было выполнено.
Художник писал картины на мифологические («Кузница Вулкана», 1630) и исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, пейзажи и жанровые зарисовки («Триумф Вакха», 1628), превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников. Веласкес был великим портретистом. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Оно абсолютно не красотой пропорций и форм, а силой жизни ее бьющим через край напором.
Устремленная вперед фигура героя. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Персей своим жестом решает свою судьбу, Персей рядом с Андромедой – как Марс рядом Афродитой, но богиня усыпляет ратный дух в своем любовнике, а Андромеда поднимает Персея на подвиг. В этом смысле становиться понятной его поистине языческая увлеченность здоровой наготой. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства.
Однако, хранимый богами, Парис не погиб, его выкормила своим молоком медведица. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск. Барокко родился, как «стиль-приспособление» для знати и церкви дабы возвысить их значимость и состоятельность. Стремительно летит богиня победы Виктория в развевающихся одеждах. Они торопливо приближаются – внимательные и пораженные неожиданным прекрасным зрелищем.
Лица светятся добродушием искренней веселостью и приветливостью. Юпитер похищает своих возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры нападают на нимф. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Барокко - (от итальянского буквально -причудливый, странный) зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-сер. Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника – Елены Фаурмент ("Шубка", около 1638-40) иногда изображённой в виде мифологических персонажей ("Вирсавия", около 1635).
В современном языке Диана – Артемида – синоним неприступной девственницы. Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (1610--1611) и «Снятие с креста» (1611--1614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. В нем сочетаются монументальность (ибо это живопись, которая должна выражать настроения большого числа людей, какие-то очень важные идеи им понятные) и декоративность (ибо подобная картина является красочным пятном в ансамбле интерьера). Один холст находится в Берлине. Основная тематика, конечно, – образ юной жены.
В 1630 г., закончив свою миссию, Рубенс вернулся в Антверпен. Вот таким образом он вознесся на Олимп и доставляет там Зевсу гром и молнии.
Мост – единственная спокойная часть композиции. Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности.
Позы обеих персонажей естественны и непринужденны. Ни искривлённых тел, ни криков, ни мук, ни лишних слёз. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Рано обратился к живописи.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Согласно античному миру Андромеда дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Он сам любуется ими и представляет их нам на обозрение. Человек у Рубенса оказывается сродни всему живущему на Земле. С большим мастерством он использует эффект контрастов — между обнаженным телом и темным мехом, сиянием нежной кожи молодой женщины и блеском ее светлых пушистых волос.
Один из влиятельных покровителей художника однажды заметил: «У Рубенса было столько талантов, что его умение рисовать следует отнести к самому последнему». Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Рубенс дает нам понять, что то, что предначертано Адонису – сбудется. Янус изображался с двумя лицами, смотрящими в разные стороны и с ключами. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Рубенс -- исключение. Эта картина была написана Рубенсом в 16 и в настоящее время находится в Мюнхене в музее Старой Пинакотеки.
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
«Персей и Андромеда» — это не только апофеоз героя, но и гимн человеческой красоте и любви, преодолевающей все преграды. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Больше всего на свете великий гуманист Рубенс любит и ценит человека, его силу, красоту, благородные помыслы. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора. Темы малоинтересные и не существенные исторически (бракосочетание и регентство королевы) гений Рубенса превратил в блистательное творение монументально-декоративного искусства. Он сидит с молодой женой Изабеллой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью.
Все предметы размещены на картине самым прекрасным и искусным способом, какой только можно себе представить. В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса.
Даже лебеди на заднем плане изогнув шеи друг к другу как будто прощаются. В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Яркие и звучные краски подчеркивают чувства радости и оптимизма, наполняющие картину. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства.
Справа богиня Мира с кадуцеем закрывает другую створку двери. Некоторые художники называют его королём живописцев, так как его кисти были присущи уверенная манера, выразительность персонажей, даже где-то манерность, а так же уникальные световые градации.
Рубенс Питер Пауль (1577-1640), фламандский художник. Во всех его произведениях торжествуют гармония между людьми. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, а Тициану, Веронезе, Веласкесу и Рембрандту1. Просуществовав короткий период времени (до начала 70-х годов XVII века) барокко оставило значительный след в истории искусства. Дым пожара застилает фон всей картины.
В интерьерах соборов и капелл, оформляя ансамбли площадей, он создавал непревзойдённые по красоте и изяществу композиции. За ней его послал царь острова Полидект, чтобы отделаться от Персея, так как сам он воспылал страстью к матери героя Даная. Являясь преимущественно подготовительным материалом для живописи, они отличаются тонкой наблюдательностью, смелостью и лаконизмом, мягкостью и лёгкостью штриха.
Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Древний миф рассказывает о том, что Пегас получил от того, что родил у истока. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Афина подарила воину полированный щит, в который Персей наблюдал за медузой. Во Франции Рубенс создал серию из двадцати одной картины для галереи Люксембургского дворца в Париже. Мальчиков они возвращали отцам, а девочек готовили для войны.
Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Не менее тонок по характеристике и изыскан по цвету более ранний портрет молодой женщины известный как портрет камеристки (около 1625). Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонов.
Наряду с поэтическими пейзажами ("Пейзаж с заходом солнца", 1635-40, "Пейзаж с замком Стен", около 1636) он писал сцены деревенских празднеств исполненные грубоватой правды и бурной захватывающей жизнерадостности ("Кермесса", около 1635-36). Это были Ссора и Раздор – худые и готовые к отпору, они злобно косились на друг друга.
Они свободны в проявлении охватившего их чувства.
Картина Рубенса словно говорит о том, как много может дать подобный союз. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Это парадный барочный портрет, в котором величие передается и позой модели и костюмом и всякими аксессуарами обстановки. В последнем автопортрете (1638--1639) Рубенс сумел, однако, показать себя и тонким психологом: грусть, усталость, следы болезни и многих размышлений умудренного жизненным опытом уже немолодого человека написаны на этом лице. Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и во внутрь и во вне дома. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Парадные интерьеры зданий украшались многоцветной лепкой, скульптурой и резьбой. В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов. Есть ли что-нибудь более трогательное. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Землю олицетворяет мать богов Кибела, воду – бог морей Нептун.
(А. Картины Рубенса отличают свободное построение композиции, объёмная пластика форм, сильные цветовые эффекты, тончайшая игра красочных оттенков. Не случайно художник Эжен Делакруа называл его «Гомером живописи», а Карл Брюллов находил в его картинах «роскошный пир для очей».
Никогда у Рубенса легенда не становится жанровой сценой, несмотря на то, что у христианских или античных мифов он выбирает порой самые обыденные ситуации. Образы согреты живым чувством. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Зеркала создавали искаженную реальность, а плафоны в залах создавали иллюзии разверзшихся сводов.
Он не был обычен как по своей сущности, так и по своей структуре. Барочные художники были одержимы светом, картины точно изображают пейзаж или интерьер сцены. Аллегория вносит существенное значение для тематического строя его произведений.
«Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
После смерти мужа мать Рубенса вернулась в Антверпен, поместив своего десятилетнего сына в латинскую школу. Проявляются и создаются большие национальные художественные школы. За последнее десятилетие жизни, как считают, Рубенс написал несколько десятков пейзажей на открытом воздухе, большая часть из которых не сохранилась.
Образы классической древности обретают земную достоверность, не заземляясь и не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажном шедевре «Персей и Андромеда».
Зыбкий союз Земли и Воды не случайно является центром композиции, отражающей надежду Рубенса на скорейшее процветание родины. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. александрийские поэты создали представления о Пегасе, как о коне поэта. Богини обратились к Зевсу, что бы он решил, кому должно достаться яблоко.
Но все же Андромеда Рубенса прекрасна. Так же его еще называли бог входов и выходов и всякого начала. Тематика произведений этого времени многообразна. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск. На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см.
монументальные религиозные композиции идущие стилистически в русле барокко ("Водружение креста", около 1610-11 и "Снятие со креста", около 1611-14), отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Он выполнил большое число парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели (портреты Марии Медичи, около 1622-25 и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620). Устав от шума большого города, в середине 1630-х гг. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»34.
У ее ног забытый всеми Рок изобилия. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Его влияние испытали также многие европейские художники XVIII-XIX вв. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Деформации подверглись также зеркала и плафоны. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
К 1615-20 Рубенс получил широкое признание и известность. Вследствие болезни он был практически парализован. Еще одно произведение на мифологическую тему, в котором Рубенс также как и в картине Персии и Андрамиса восхваляет женское тело. Персей пролетая над скалой, возвращался домой после того как отрубил голову Горгоны Медузы.
Все три избранницы стоят, притом в различных поворотах и каждую сопровождает ее символ.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Золотистый свет, скользящий по загорелым румяным лицам здоровым крепко сбитым телам, выявляющий фигуры в их весомости и объемности обладает у Рубенса тонусом бодрости и вместе с быстро летящими облаками создает для героев картины естественно природную среду. Женский наготу Рубенс писал с особенной маэстрией. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Непомерная скорбь её выражена неутешным жестом, заплаканным лицом и красными глазами. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.
В своем искусстве Вишняков сочетал традиции парсуны допетровской эпохи (пристальное внимание к деталям) с реалистическими тенденциями голландских мастеров, творчество которых получило широкое распространение в петровское время. Получил разностороннее гуманитарное образование. Христос – одна из наиболее прекрасных фигур.
Тут всё сдержанно, сжато, лаконично, как на страницах Священного Писания. В 1623--1625 гг. Богиня Мира умоляюще смотрит на зрителя, то есть на Фердинанда, ожидая от него помощи. Его богатое, сочное искусство отражает полнокровное восприятие жизни, преклонение перед чувственной красотой человека, восхищение стихийной силой и изобилием природы. Обнаженное тело Андромеды сверкает.
Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. Его герои мужественны, полны сил и совершают подвиги ради этой красоты. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно.
Сюжет ее можно определить как героико-романтичный. Как праздничные знамена развеваются ее синие одеяния и складки алого плаща героя. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Уже здесь появляются характерные для Рубенса черты, в частности передача бурного движения. Среди них – наиболее известные портреты брата и сестры Фермор, Вильгельма Георга (1758-61) и Сарры Элеоноры (ок. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов. Антверпенский период. И поистине он поет гимн своим богиням, восхищается ними и прославляет их красоту.
Козноногие лесные божества – сатиры встречают богиню чудесными дарами земли. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Страдание и наслаждение переплетаются в её болезненно-восторженном облике. Более того Рубенс развивает аллегорию в самостоятельный жанр живописи, который ранее никогда не получал такого значения для рубежа XVI-XVII веков характерно всеобщее увлечения иносказаниями, зашифровкой смысла, составлением эмблем к этому прибегают многие художники, скульпторы, писатели, поэты, в этом выражается стремление к изощренной образности, таинственному утаиванию сокровенного смысла, что было свойственно в особенности маньеристической культуре. Храм Дианы находился на Авентинском холме – отсюда и произошло ее прозвище – Авентина и она считалась защитницей плебеев и рабов.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом средств отмечен поздний автопортрет художника (около 1637-40). Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (около 1625), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью мягких приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы ("Возчики камней", около 1620, "Пейзаж с радугой", около 1632-35). Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск».
Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Один из лучших — т. н. «Шубка» (ок.