Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Возрождение. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Некоторые исследователи утверждают, что Симонетта стала возлюбленной Джулиано, некоторые уверены в том, что их любовь оставалась платонической.
Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. И это напоминает поединок за новорожденную. Боттичелли принадлежал раннему Возрождению, кватроченто, его младшие современники – Высокому Возрождению, определившему развитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли.
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Италия. К сожалению, этот штандарт не сохранился. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
Самую известную свою работу — «Рождение Венеры» — Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. В 1481 году в Рим была приглашена группа флорентийских художников, где они вместе с умбрийскими мастерами при участии своих помощников украсили стены Сикстинской капеллы.
была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. 203 x 314 см. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии.
Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет Ора — одна из четырех богинь времен года – Весна. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды).
Галерея Уффици. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Он был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой.
В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. С конца 1470 годов слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции и он уехал в Рим работать над фресками Сикстинской капеллы, которой только предстояло стать знаменитой на весь мир благодаря еще одному гению – Микеланджело.
Ора – одна из трех Гор, нимф времен года и судя по расшитым ее одежду цветам, покровительствует именно тому периоду года, когда сила и могущество Венеры достигает своего апогея. Это утверждение — оправдание женской наготы. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, – пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
В оформлении этого действа участвовал Боттичелли изобразивший на персональном знамени Джулиано Симонетту в образе Минервы в белом платье, с головой Медузы Горгоны в руках. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера.
Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза.
Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Флорентийка Симонетта Веспуччи стала для величайшего художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли таким же божеством, как Беатриче для Данте или Лаура для Петрарки. Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Подумать только, картина была немного больше в размерах, на полметра больше по вертикали, преимущественно верх картины и на четверть метра по горизонтали. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica».
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера).
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Красота Симонетты поражала всех без исключения.
По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Его дыхание наполняет ветер цветами. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви.
Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. В 1475 году на одном из таких турниров присутствовала первая красавица города, юная Симонетта Каттанео-Веспуччи. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности).
Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Варнавы работы Боттичелли). Умер Боттичелли в безвестности. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев – все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию.
Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. И все же это так. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Это также было и насущной задачей неоплатоников. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет.
В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.
На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.
Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Мореплаватель Дюмон Дюрвилль, увидев ее в крестьянском сарае, рассказал о шедевре французскому послу маркизу де Ривьеру, тот немедленно снарядил в Грецию судно во главе со своим секретарем Марцеллюсом, с тем чтобы статую доставили ко двору Людовика XVIII. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.
Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 584 дня. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций.
В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры.
Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Что же. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий, невесомых силуэтов, грациозных жестов. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Она не стоит, а парит. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.
В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем". Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Но наиболее знаменитым полотном является «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, сейчас находящееся в галерее Уффици (Флоренция, Италия).
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Каждая деталь этого произведения подобна музыке.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство.
Интересен и тот факт, что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую и – представьте себе. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». 1 ВЕНЕРА.
Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. Но это правда.
«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Дерево, темпера. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух.
Некоторые высказывают предположение, что с момента их встречи художник изображал на всех полотнах Симонетту в образе Мадонны или Венеры на протяжении 15 лет. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность.
Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма.
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Она скончалась во цвете лет от чахотки. 2 РАКОВИНА – символ женского лона из которого выходит Венера. 3 ЗЕФИР – бог западного весеннего ветра.
Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит Джулиано. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну.
Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Ренессанс подарил мировому искусству множество чудесных произведений.
А еще Боттичелли был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. А для строительства галереи был приглашен знаменитый Джорджо Вазари, основоположник искусствоведения. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции.
Флоренция. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Сандро родился в семье кожевника. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. К сожалению, этот штандарт не сохранился.
Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку.
Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. В ней ясно различается мастерство рисунка эта основополагающая черта флорентийского искусства того времени и в композиции Боттичелли изысканный ритм линий создаст утонченную, почти женственную атмосферу. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 584 дня. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Их кумиром был древнегреческий философ Платон.