Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. 203 x 314 см. Лишь когда европейские художники научились с совершенной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когда скучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресок Рафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет Ора — одна из четырех богинь времен года – Весна.
Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г. ).
Некоторые высказывают предположение, что с момента их встречи художник изображал на всех полотнах Симонетту в образе Мадонны или Венеры на протяжении 15 лет. Согласно античному мифу, первый правитель мира – бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй – Венеры Медичейской из флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во время пребывания в Риме. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Его дыхание наполняет ветер цветами. Красочную историю любви описал в «Метаморфозах» Овидий, а в дальнейшем к сюжету возвращались и другие авторы. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
В мифе события разворачивались стремительно. Наконец, верховный бог сжалился и попросил Аида отпустить Адониса на землю. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Варнавы работы Боттичелли). Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой.
Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». О третьей истории известно меньше, поскольку она никогда не была выражена словами. Богиня возникла из морской пены. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа.
Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Это также было и насущной задачей неоплатоников. Причем она сама же стала инициатором рождения юноши. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Афродиты (Венеры). К сожалению, этот штандарт не сохранился. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Красивая легенда рассказывает о страданиях Венеры из-за любви к простому смертному. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Из трещины растения выпал младенец, которого назвали Адонисом.
Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Власть Медичи снова казалась безграничной и среди тех, кто был отмечен и обласкан ею, – художник Сандро Боттичелли. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 569 дней.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса.
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых.
была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
К сожалению, этот штандарт не сохранился. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). Настоящий символ женственности, красоты, милосердия и чистоты.
Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. "Уходят злые звезды с небосклона, узнав Ее прекрасный лик вдали.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Умер Боттичелли в безвестности. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Однако хитрая Венера заманивала юношу на ложе чаще, чем следовало.
Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией.
Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). 1 ВЕНЕРА. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Всесильная покровительница влюбленных в гневе наслала на Мирру страсть к отцу. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Италия.
Однако после двух лет обучения у золотых дел мастера предпочел пойти в ученики к художнику Филлиппо Липпи. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев – все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид.
Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Галерея Уффици. С тех пор охотник одну половину года живет среди живых людей, другую – в компании мертвых. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит и Джулиано.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха.
Она не стоит, а парит. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. " – Петрарка, поклоняющийся своему "златокудрому ангелу" – Лауре.
Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Персефона рассердилась и рассказала мужу богини любви об изменах.
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. Тот превратился в дикого вепря и убил Адониса во время охоты.
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Венера вступает в земную жизнь обнаженной, только пряди ее волос развеваются на ветру, при этом она непорочная и чистая. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Прежде всего исследователей и зрителей занимает вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана.
Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Самую известную свою работу — «Рождение Венеры» — Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Но Иоргос уже продал Венеру местному священнику, который в свою очередь собирался преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши.
На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Флоренция. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма.
Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. День и ночь безутешная Венера оплакивала юношу.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Возможно, это самый цитируемый в рекламе классический образ. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви.
Так вот, оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Сандро родился в семье кожевника.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем.
Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
И все же это так. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты».
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Особую прелесть придает картине то, что это крупное полотно написано с тщательностью миниатюры. Что же. Это утверждение — оправдание женской наготы.
Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Любовь, что движет солнце и светила" – это Данте, написавший "Божественную комедию" только для того, чтобы воспеть Беатриче.
Возрождение. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты.
Сбоку ее уже обдувают переплетенные в объятии бог и богиня ветров, еще минута – и импровизированная лодочка перевернется и уйдет в пучину моря страстей. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком.
Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Это раковина морского гребешка, которую называют еще "раковиной святого Иакова".
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
«Рождение Венеры» (итал. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Но это правда. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты.
Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно.
«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.
Красота Симонетты поражала всех без исключения. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 569 дней. Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Жена кипрского правителя Кинира разнесла обидную сплетню, что дочь Мирра краше Венеры. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.
В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция.
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Дерево, темпера. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине.