Библиографическое описание: Бисов А. А., Туманцева В. А. Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли // Молодой ученый.
Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Зиновия». Картина Рождение Венеры написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», — писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли.
Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид.
Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Что же. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи.
Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Все это также имеется в композиции «Рождения Венеры», прозрачные и всевластные ритмы которого, раздвигаясь, охватывают все любовные сферы от мира реально вещественного до «невещественных озарений». По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. И все же это так.
Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии.
Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). «Легенды и мифы Древней Греции»). «Venus» — означает начало творения, «humanitas» — культуру и человечность. Согласно установке Мирандолы, даже библейское «Дух божий носился над водами» приравнивается ни более ни менее как к дыханию Эроса, которое и воплощают собою у Боттичелли летящие над морем ветры — Зефиры. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Дочь богатого лигурийского купца, она приехала во Флоренцию как невеста Марко Веспуччи, представителя богатого рода, близкого к Медичи. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Был он, что называется, не от мира сего. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). На картине Сандро Боттичелли царствует обнаженная женщина, сотканная из ритмов мягких линий и целомудренно прикрывающая грудь и лоно. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Ритм композиции присутствует во всей картине — и в изгибе юного тела и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Автор ее не забывает и двойное значение главного образа, скрытое за выражением «Venus humanitas». Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
Ибо, как пишет Фичино юному Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи: «Душа сама из себя создает красоту, направленную к сверхъестественным предметам. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Жест ее, столь подробно описанный Полициано — старый тип «venus pudica» (стыдливой), воссозданный абсолютно по-новому, означавший в ранней античности плодородие и наслаждение, в эллинизме перешел в противоположные символы целомудрия и стыдливости. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». А первая.
Его дыхание наполняет ветер цветами. Однако «Теофания» в качестве главнейшей идеи включает в себя не только схему «Крещения», но еще варианты священного предстояния, молитвенного преклонения и чудесного явления божества. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Но это правда. Флоренция. Создавать образ для любой картины нелегко. Ее лицо уже абсолютно законченное воплощение «неправильного» боттичеллевского обаяния. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
До сих пор исследователи и историки так и не сошлись во мнении – откуда Сандро Боттичелли взял сюжет для картины. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал.
Эти «zefiri amorosi» движут и вдохновляют к жизни рождение новой человечности — Венеры в стихах Полициано и в картине Сандро. Варнавы работы Боттичелли). Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком.
На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Слева от нее дуют Зефиры и от их дыхания сыплются розы, словно наполняющие картину благоухающим ароматом.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Верил в озарения и не заботился о богатстве. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Это обращение к Красоте и ее рождение в душе и есть Венера». Оры, божества, времен года, стояли на берегу в белых одеждах, а их распущенные волосы ласкали порывы воздуха. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью.
Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев самым обсуждаемым событием, хотя она и была не продолжительной. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Ритм композиции присутствует во всей картине – и в изгибе юного тела и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Не построил своего дома, не свил семьи. Она много лет украшала его виллу Кастелло. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.
Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Ее глаза. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку.
Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску «Благовещение» (Флоренция, Уффици). Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине.
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 579 дней. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 579 дней. Не построил своего дома, не свил семьи. Их цвет уместнее всего определить в изысканно символических прилагательных Метерлинка именно: то ли «сверкающих на солнце вод», то ли «янтарной росы». Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Более того, золото — один из основных цветов, одно из главных средств выражения. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Центральной фигурой картиныСандро Боттичелли «Рождение Венеры»стала сама богиня красоты. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433 – 1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин «Святой Себастьян» (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Варнавы работы Боттичелли). Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Красота Симонетты поражала всех без исключения. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.
Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в "Рождестве" к душераздирающим мотивам "Распятия" и "Сцен из жизни св. Зиновия". Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Умер Боттичелли в безвестности. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Этот материал обычно выбирался для картин, предназначенных украшать загородные дома, так как холст был дешевле и его было легче перевозить, чем деревянные панели. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Собственно золото — то есть вскоре заклейменная прозаически мыслящими живописцами (и с ними Вазари) золотая краска — употребляется здесь многократно и щедро. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Но флорентийцы не хотели верить, что прелестные и нежные Черты Симонетты будут навсегда утрачены. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). 203 x 314 см. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника.
Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. А в типе фигуры автор отступил от античности ибо его Венера — явление новой эстетики. Согласно Данте, уста есть вторая из главных красот Прекрасной Дамы. Вот таким образом языческая богиня Венера стала своеобразным прообразом божественной мудрости, познать которую можно через красоту. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть.
Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь» (Николай Кун.
Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
«Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Согласно наиболее устойчивой версии, композиция «Рождения Венеры» удивительным, если не сказать — кощунственным — образом заключает содержание античного мифа в средневековую сугубо христианскую схему «Крещения». Был он, что называется, не от мира сего. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.
История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.
Громко приветствовали её боги. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Боттичелли написал много обнаженных женщин и эти картины уже тогда погибли, Рождение Венеры -- это одна из сохранившихся картин такого рода, так же как и Примавера. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
Возрождение. Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине.
Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Исчезла совсем простоватая округлость щек «Юдифи» и «Силы» — это лицо продолговато-овально, как умудренный лик Флоры, но его еще не коснулась невеселая заостренность ее всевидения. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья.
Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы, а современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников. Дивную богиню повели на Олимп.
Очень популярная в то время теория любви и красоты обсуждалась в бесчисленных ученых трактатах и литературных салонах. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев – все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи.
«Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454 – 1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Каждая деталь этого произведения подобна музыке. В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Он дал остро личное истолкование строк древнегреческих поэтов и Полициано, которые легли в основу программы картины. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ «Смерть Марии». Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным.
Намекая на это, Боттичелли изобразил грациозные цветы розового оттенка, которые реют на ветру вокруг Зефира и Флоры. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Уже с юношеских лет, если не с рождения, Сандро несет в себе высокое стремление к красоте, чувство глубокого сострадания личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Изящная фигура приковывает внимание. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии».
Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек.
Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры.
Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. И это напоминает поединок за новорожденную. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена».
Навстречу удовольствиям и радости они пошли с отроческой страстностью: все виды прекрасного восхищали их и главной добродетелью представлялась любовь. Настоящая фамилия художника – Алессандро Филипепи, а Боттичелли (Бочоночек) – это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров.
Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Всеобщность эха «Венеры» связывает без труда физическое с духовным, утверждая их слияние и тождество в любви. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Все условное пространство картины составляет единый, но полифонический аккомпанемент самостоятельным мелодиям движения фигур, вплоть до самых незначительных знаков — легкой зыби, заостренной во множестве «птичек» волн, этих маленьких сгустков энергии.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Центральным образом этой картины – только что рожденная красавица-Венера, которая на морской раковине приплывает к берегу под дуновениембога западного ветра, Зефира, проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Флоры. Только что рожденная из морской пены Венера, подплывающая на раковине к берегу, — центральный образ картины. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли.
Исходя из того, что полотно хранилось на вилле Кастелло под Флоренцией, находившейся во владении Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, большинство искусствоведов утверждают, что именно он оплатил работу. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Италия. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью.
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. В «Весне» больше подчеркнуто второе начало, в «Рождении Венеры» царствует первое. Картину Рождение Венеры написал итальянский художник тосканской школы Сандро Боттичелли на холсте размером 172, 5?278, 5см темперой (темперные краски -- одни из древнейших, до изобретения и распространения масляных красок темперные краски были основным материалом станковой живописи.
Эти лица похожи не столько чертами, сколько особым выражением безгрешной чистоты и безмятежности, странной отрешенности и грусти. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Этим художник расширяет рамки старинной композиции — обряда почитания божества — «Теофании».
«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Дерево, темпера. Сандро родился в семье кожевника. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Их можно разбить на независимые группы.
Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа.
Но это правда. Галерея Уффици. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Чуть грустное недоумение сквозит в продолговатых прозрачных глазах юной богини.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
Как пишет Виктор Липатов, он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу медных волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты.