Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. сводом в центр. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Вот таким образом самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри.
В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. 1099–1106) или панно (ц. Почти все романское искусство граничит с христианской церковью, так как других заказчиков, богатых и образованных, в Европе просто не было. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Бронзовый глостерский подсвечник и латунная купель 1108—1117г. г. Внутри храма чудесная мозаика, мраморный декор и невероятная колоннада.
Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. ц. Сен-Пьер в Ангулеме, 1110–28) и «Пятидесятница» (портал нартекса ц. Сент-Мадлен в Везле, 1140–50-е гг. ). В Бургундии распространены также статуи на разделит.
явление врамках тосканского Р. с. 12в. ). Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Итак, в XI-XII вв.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмиэирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Для интерьера (внутренней части) было характерно геометрическое изображение растительного орнамента. А в экстерьере (внешней части храма) главным образом использовались многофигурные композиции, которые украшали главный фасад храма. Скульптуры повторяли религиозные сюжеты и должны были иллюстрировать неграмотным крестьянам и горожанам проповеди и службы, которые велись на непонятном для большинства прихожан латинском языке. Если в раннем романовском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 – начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях.
формы рус. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало. архитектура Испании (церкви Санта-Мария-де-Риполь, 1025–37, Сан-Висенте в Авиле, 1130–75). Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В основном, это были рельефы с изображениями библейских сюжетов из жизни святых.
С начала XIX в., когда для искусства X – XII вв.
Нотр-Дам-ла-Гранд вПуатье, 11в., фасад– 1120–30-егг. Пизанский собор (Италия) был построен в 1063 году и вобрал в себя все черты романского стиля, плюс особенности других, тем самым получился непревзойденный пизанский романский стиль, подчеркивающий размах торгового дела Пизы. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка – исторические сюжеты). Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась «бриллиантовым рустом». своды в центр. Имп.
Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмиэирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. темы композиций тимпанов связаны с разл.
Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. пространство. и означал «связанный с Римом». Под влиянием впечатлений от крестовых походов в Аквитании распространяется тип купольной базилики, как правило однонефной, где каждая травея перекрыта куполом на парусах без барабана, с фасадами, украшенными аркадами: церкви аббатства Фонтевро (1101–19), Сен-Пьер в Ангулеме (1105–1123 или 1128), Сент-Мари в Суйаке (ок. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в эпоху Возрождения.
В Центр. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Произведениям искусства той эпохи присущи довольно реалистичные типажи с немного непропорциональными фигурами и утрированными жестами, очевидна склонность художников к фантастическим, сумрачным сюжетам и образам.
(в ряде мест и в 13 в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Под влиянием цистерцианского зодчества формируется «кирпичная романика» (церковь в Ерихове, основана в 1172). мотивами, реже– рельефы и статуи на консолях, напр. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге.
практикой Сев. Как и у большинства фресок романской эпохи, композиция ковра линейно-плоскостная. синефонной стенописью (капелла в Берзе-ла-Виль, Франция, до 1122), связанной с визант.
предпосылками возникновения Р. с. В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII века. Он мог быть в виде арок или пилястр. Франции возводятся монастырские церкви Клюни-II (948–981) и Сен-Бенуа-сюр-Луар (1027–1108), Сен-Филибер в Турню (1066–1120), Сен-Бенинь в Дижоне (нач. Живопись Сев.
формируется особый «мосарабский» стиль, отразившийся позднее в монументальной живописи (из ц. Сан-Клементе-де-Тауль, 1123, Музей каталонского иск-ва, Барселона). Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. 1125–30 ц. Сан-Дзено-Маджоре вВероне, мастера Никколо и Гульельмо, ок. Существовал он и в начале XX века.
(в ряде мест и в 13 в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. В развитие нового стиля участвовали почти все части Европы. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Они включают Аббатство Сен-Дени, Шпайерский собор и Вестминстерское аббатство (где ныне осталось незначительная часть норманской церкви).
В 10—12 вв. В окна храмов вставляли разноцветные витражи, украшающие внутренне сумрачное помещение. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно правдивее выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви снаружи обычно отчётливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Архитектура Древнего Рима является вырожденной романской архитектурой».
Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям звериного стиля). Украшена кровать должна быть роскошным балдахином. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литьё, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство. Подобно многим другим произведениям, крест изначально был частично цветным.
Общая высота башни предполагалась 98 метров. Но этот коллектив не был единым. настроений, сопровождающееся культом реликвий ипрактикой паломничеств. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями.
В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу 10 в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе).
12–13вв. ), в Палатинской капеллев Палермо (1140–50-егг. ) и др. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Здесь распространены кованые бронзовые двери (собор в Аугсбурге, 3-я четв. Рельефы украшают порталы, капители колонн. Именно на такой основе в романском искусстве Западной Европы возникает этический и эстетический идеал, который противопоставляет себя античному искусству. Наружный облик построек романовского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в романовском стили одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов.
членением и мозаикой). Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. В разбивке масс достигнута соразмерность. школы более автономны. В Центр.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). pilier cantonne).
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. 13в., архитекторы Бускето и Райнальдо в Лукке– собор Сан-Мартино, 1060– нач. Примером может служить Клюнийский монастырь.
Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. столпе порталов. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Возрождение русской архитектуры граничит с возвышением Москвы. Во Франции существовало неск.
Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Ставни же делались из холста. Romanik) начал использоваться с 1-й четв. При этом создаваемые здания были и функциональны и красивы. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Ведь лишь в XIX веке у него появилось название. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач.
Н. Никонов, 1897—1910). Кроме того, на стульях имели право сидеть только главы знатных и богатых семейств. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. К мёзской школе принадлежат также Ставелотский триптих и реликварий святого Мавра.
На первое место возводятся величественность, основательность и практичность. сводом, боковые– крестовыми. 1098), так и на юге (ц. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена.
Магдебургские врата в Софийском соборе в Великом Новгороде, 1152–54), дерев. Европы с 10 до12 или нач. Декор в основном скульптурный. арх. При сходной планировке оформление фасадов было различно.
romanus — римский) — стиль зап. -европ. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Вот таким образом романская архитектура – это почти всегда строения оборонного типа.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Особняком стоит творчество Б. Антелами, учившегося во Франции и работавшего в Парме, который ввёл в обиход мотив фигуры в нише (фасад собора в Фиденце, 1170-егг. ). Оно происходит о латинского (romanus, что обозначает римский) – названия города Рима. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Самое широкое распространение Р. С. имел в 1870-х гг., но сохранял свое знач.
Михаила в Хильдесхайме, последняя четв. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. построек характерны архаичный (иногда с 2-сторонней ориентацией) план использование т. н.
Это был поворот к традициям Древней Греции и Древнего Рима. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. В Х-XI вв.
Каждое из боковых отделений (нефов) также оканчивалось полукруглым выступом или апсидой. В Германии наряду со стенописью появляются расписные дерев. иск-вом и «белофонной» живописью, восходящей к собств. Лучше всего романский стиль выражен в архитектуре. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.
11в. нефе. (арх. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. А также здание Банка России и Сандуновские бани.
в интерьере храма. В это время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделаны значительные успехи в области каменного строительства, увеличился объём строительных работ. Существует много замков, фундамент которых датируется романским периодом. Её типология и стиль восходят к каролингскому иоттоновскому периодам. Архитектура средневековья представлена всего двумя видами – романским и готическим.
Успенского собора во Владимире и Боголюбове и имп. возникают в районеПиренеев (капитель в крипте собора в Крюасе, нач. частью (церкви в Альпирсбахе, 1099–1125, Паулинцелла в Тюрингии, до 1160).
Замечательна «Битва архангела Михаила с драконом». Типичный пример французской романской архитектуры – церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг. ) Это была самая большая церковь в Европе, длина храма составляла 127 метров, высота центрального нефа – свыше 30 метров. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности.
Одним из наиболее заметных сохранившихся укреплений является то, что в городе Каркассон. После Каролингского периода жизнь стала, в общем, менее безопасной. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества.
Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. 1148) и Монреале (1180–94) на Сицилии, в соборе Св.
Нормандские постройки– базилики с 2-башенными и3-портальными фасадами, без развитого обхода, с «ложными» нервюрными сводами– предвосхищают мн. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Франции Р. с. Причем, высота спинки этого предмета интерьера отражала уровень знатности хозяина.
Термин "романский стиль" был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры "Каролингского возрождения" (кроме того – искусства эпохи "Великого переселения народов", Византии и мусульманских стран Ближнего Востока).
13в. ). За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Развитие архитектуры приводит к возрождению скульптуры. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Гл. Романский стиль обычно приветствовал в живописи и скульптуре выраженное Божье превосходство (Страшный суд и т. п. ). Внутри по стенам были расположены изображения событий священной истории обыкновенными предметами их были грехопадениеАдама и Евы и искупление рода человеческого в них было много разнообразия они составляли неотъемлемую часть романской архитектуры и разъясняли религиозное значение здания. первый Р. с.
Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Созданию романского стиля во многом поспособствовали феодалы и идеология церкви. Романский язык не является вырожденным латинским языком.
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров.
Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями.
Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Андрей Боголюбский в 1203 попросил у герм.
Широкая кровать с балдахином тоже впишется гармонично в современный романский стиль. частью, копирующей ротонду Храма Гроба Господня), в Нормандии– церковь аббатства Жюмьеж (1040–67) с оттоновским многобашенным планом, эмпорами-галереями над боковыми нефами.
1140– ок. 1230-хгг. черты готич. стиля — Греческая церк. Каменные храмы в России были немногочисленны. Конструкция Грановитой палаты имеет свой прототип. мастеров 15 в., работавших в Москве, в рус.
Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. фигура Св. Италии характерно особое внимание к убранству интерьера (кафедры в соборах Равелло, 1272, Салерно, 1180, 1195 епископский трон в соборе в Бари, 1087).
Постройки Кёльна отличаются изяществом планировки: ц. Санкт-Мария-им-Капитоль (1045–65) с 3-лепестковым завершением вост.
Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Романский стиль в Англии традиционно называют нормандской архитектуры. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю.
Встречается также скульптурный декор всей плоскости фасада (Ангулем, Пуатье). Форма башен была иногда круглой иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой.
Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. 13в. и ц. Сан-Микеле-ин-Форо, ок.
Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (в России) (от лат. Самым известным является реликварий трёх царей из Кёльнского собора работы Николая Верденского (около 1180—1225).
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. каменной арх. В Италии архит. ломбардского декора. окончания базилики за счёт крипты и деамбулатория с венцом капелл, формированием обширного, часто 3-нефного нартекса-«галилеи» и новой структуры стены центр.
Здание квадратной формы венчают семь остроконечных башен. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Все колонны теперь имеют строго цилиндрическую форму без энтазиса, что и было позднее унаследовано готикой. В своё время этот собор служил приходской церковью, а затем стал кафедральным. Башен было несколько, они служили как украшением, так и убежищем от многочисленных врагов. В основе его планировки лежал практический расчет.
Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Поражает раскраска фигур воинов и коней: мастер представил их зелеными, синими, розовыми. Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате, ок. Размеренность в интерьере, разделение нефами и присутствие арок как бы давало дополнительную уверенность надежности здания. Длясев. -итал.
Винтерьерахроманских храмов прослеживается четкое зонирование пространства с помощью подиумов, арок, галерей, а стены центральных нефов чаще всего делаются трехъярусными. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль в искусстве и архитектуре стран Зап. монастырских церквей с клуатрами с юж.
Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). тип используется в осн. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Иногда из заменяли четырех-или восьмигранные мощные столбы — пилоны. Подобно монахам-поэтам, они лишь подражали в своих произведениях созданиям древнего мира и первых веков христианства.
Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. типа встречается крайне редко, чаще в отдельных декорат. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. В церковном зодчестве становление Р. с.
Связь с античностью выражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Белые потолки были декорированы цветными деревянными балками. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Более всего украшали скульптурами входы в церковь (порталы), а также передние стороны (фасады) и капители колонн. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Церковь св. С XII века эти скульптуры сопровождались фигурами Девы Марии и Иоанна Богослова по сторонам. 2 В XI и XII веках процветала метафорическая скульптура. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Церковь была главным заказчиком произведений искусства.
Обе эти характерные черты можно увидеть в прото-романской церкви Святого Михаила в Хильдесхайме 1001 – 1030 года. Византии и мусульманские влияния. Весь такой храм носит название церковной базилики или продольного храма. Скорее, этот стиль может проявиться в планировке, композиционном решении пространства. Дугой, не менее важной особенностью этого стиля было возведение больших башен.
Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Изобретённые в этот период тимпаны используемые в главных порталах церквей, содержали композиции, взятые с величественных рисунков. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи, последняя четв.
В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. властями. стороны. Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв.
Наконец, окна образуют верхний ярус. Неотъемлимой частью церковного здания была скульптура. В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. На пол стелили большие ковры, а стены отделывали деревянной обшивкой.
Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. частью («ломбардский высокий хор»), крестовыми сводами, куполами над средокрестием, эмпорами и отдельно стоящими кампанилами. Главнейшими из них являются Успенский собор Кремля, где совершалась священная коронация русских государей (строитель итальянец Аристотель Фиораванти) и Архангельский собор — усыпальница русских князей (строитель итальянец Алоизий). Итальянские и другие западно-европейские мастера, приглашенные ИваномIII, — Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Марк Фрязин, Антон Фрязин, Алевиз Фрязин Миланец, Алевиз Фрязин Новый, Бон-Фрязин (где Фрязин — не фамилия, а «фряжской земли человек», выходец из Зап. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля.
Для зрелой скульптуры Р. с. Б. В. Марков отмечает своеобразие средневековых городов (в отличие от античных), говоря о том, что они возникали как укрепленные поселения, которые лишь постепенно приобретали развитые городские функции. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов.
Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Европы) в 1475—1508 создали ансамбль Московского Кремля (в основном сохранившийся доныне), принеся на Русь новые архитектурные формы и новые строит. В этот период в Италии не прекращалась борьба за верховную власть между папским Римом и Священной Римской империей.
Огромный собор строгой крестообразной формы поражает своим размером. Увенчать все сооружение колокольней Дж. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д. ). Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества феодального владыки. стиля. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества.
Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. 1143– 14в. ). Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Марка в Венеции (2-я пол.
Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центричной (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. иск-ва раннего средневековья (10—12 вв., в ряде стран также и 13 в. ). Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.
Ведущая роль в развитии Р. с. 1075–1188, освящён в 1211, зодчие Бернар Старший из Клюни, Р. Гальперин и др., перестроен), характерны деамбулаторий с венцом капелл, эмпоры (сводчатые галереи над боковыми нефами), 3-нефные трансепты, связывающие боковые нефы и деамбулаторий и создающие возможность обхода храма по периметру центр. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности. Скульптура в Испании появилась в ХI в. (украшения капителей, колонн, дверей). Архитектура XVIII века в Англии и англоязычных странах получила название георгианской (от имени короля Георга).
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Скульптурные изображения были иногда несколько неуклюжи, но всегда очень выразительны. в церк. Обычно две из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех- или восьмигранная, – над пересечением главного и поперечного нефов.
Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Эл-ты Р. С. присутствуют в Северном модерне и неорус. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение.
Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. региональных школ и групп памятников, преим.
В Италии самым ярким примером этого стиля служит Пизанский собор. нефе и полуцилиндрические в боковых. Сложные пропорции средневековой архитектуры сменяются упорядоченным построением колонн.
в Петерб. Живопись Италии теснее всего связана с раннехристианским и античным наследием: мозаики вапсидах церквей (Санта-Мария-ин-Трастевере, 1140–43 и Сан-Клементе, до 1128 обе– в Риме), ансамбли мозаик в соборах в Чефалу (ок. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. А. П. Брюллов) визант. -рус. В развитии архитектуры выделяют т. н.
Пять башен увенчивало храм. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг).
Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Собор словно стремиться вверх, поражает множеством арочных окон — узких и широких. Со стороны входа находилось преддверие, называвшееся «притвором» (или нарфиксом) и «портик» (крыльцо). Историч.
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в 1-й половине XIII в. Стиль, ставший завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв. ). Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов.
Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Зеркала – шифоновая бронза. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной. 1130).
Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. В Венеции возводится собор Св. традициям («Ковёр из Байё», ок. 1080, Музей королевы Матильды, Байё церковь аббатства Сен-Савен-сюр-Гартамп, рубеж 11–12вв. ).
Наружные стены романских церквей украшали галереи из небольших арок и столбиков. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. В эту эпоху складывается тип феодального замка. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ).
романо-визант. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Храмы имеют облик неприступных крепостей.
деталях (портал Петрикирхе в Петербурге, арх. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с донжоном. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами. Крупнейшим зданием здесь является церковь с отчетливо тевтонским планом имеющим апсиду с обоих концов, подобное расположение, как правило, не было заметно в другом месте. 1120–35).
Мартина на фасаде ц. Сан-Мартино в Лукке, 1200–30). Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Самое раннее датированное английское стекло— это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 года, который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки. Единственным возможным отступлением от правил является кровать.
Пол – мрамор, плитка с рисунком. Стены всегда толстые, массивные.
Примером может служитьКлюнийский монастырь. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами несли в себе оборонительное назначение. Портал – архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения. Для паломнических базилик, расположенных на «Пути Святого Иакова», ведущем к собору г. Сантьяго-де-Компостела (ок.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Передвижение людей и армий также привело к строительству мостов, некоторые из которых сохранились, в том числе мост 12 века в Бесалу, Каталония, 11 века Пуэнте-де-ла-Рейна в Наварре и Сен-Бенезе в Авиньоне. Упрощённый процесс возведения основывался на скреплении некрупных обтёсанных камней раствором.
Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. потолки (ц. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества феодального владыки. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму.
формами её декора. приняли определенную внешнюю и внутреннюю форму, несколько напоминающую корабль, форму продолговатого четырехугольника с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной входу стороне. На подобных столах отсутствует какая-либо резьба и украшения за исключением нескольких полукруглых выкружек и фигурной вырезки краев боковин. Большую роль играла монументальная живопись (фрески). Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения.
Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. В тосканских городах: Флоренции. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Европы и Англии представлена т. н.
англ. Романская архитектура не является вырожденной архитектурой Древнего Рима. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. В 19 в. Р. С. зап. -европ. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Термин романский стиль был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры Каролингского возрождения (кроме того – искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Отд. Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв.
Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
Годехарда в Хильдесхайме, 1133–72, Святых Диониса и Серватия в Кведлинбурге, 1070–1129). Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце 11-начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере-сосредоточенные на капителях колонны. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. зодчих, работавших в Р. С. Так появляется Владимирское, а затем Владимиро-Суздальское иск-во, оказавшее влияние на строит. нефа (см.
Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Большинство были существенно изменены, а многие находятся в руинах. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Принято считать, что рождение скульптуры Р. с.
и частично Центр. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (лиможская эмаль). Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы.
В XIX веке этому стилю дали название «романский». Стилистически в скульптуре Центр.
Значительнейший пам. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Не случайно о них сложилось множество легенд. Рельефами украшается также интерьер (алтарная преграда и кафедра собора в Модене, ок.
В Испании ещё в период первого Р. с. Изделия из металла, оссуарии для хранения мощей, хорошо сохранились. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. 1120), «Страшный суд» (ц.
Марка (1063–85) по образцу визант. распятия над алтарями (из Брауншвейга, ок. Для Юж.
Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. А ближе к концу девятого века начали появляться новые скульпторы. Романская живопись датируется периодом сер. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства.
Монастыри были сильнейшими феодалами. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Он отражает объективно существовавший этап в истории средневекового европейского искусства. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Термин «Р. с» (франц. В разбивке масс достигнута соразмерность. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам.
Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. и крестовых (ключевой признак стиля), усложнением вост. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. визант. Все было подчинено суровой действительности. Сан-Микеле-Маджоре в Павии, ок.
столпообраз. Богатый декор сооружений сочетается с экономными строениями из красного кирпича. граничит с монументализацией малых форм иск-ва (книжной миниатюры и резьбы по слоновой кости) и распространением в отд. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом.
1200. Деревянных церквей, вследствие обилия древесных материалов (особенно в северных местностях России), было гораздо больше и в постройке этих церквей русскими мастерами было проявлено больше вкуса и самостоятельности, чем в постройке каменных.
style roman, art roman, англ. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Немного позже в интерьерах стали появляться и стулья. Сен-Сернен в Тулузе, рубеж 11–12вв. Крайне редко, например, встречаются дома, архитектуру которых можно было бы соотнести с романским стилем. аспектами Теофании: «Христос во славе» (ц. Обилие света и воздуха.
иск-ва в последующие эпохи. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. итал. Именно в течение XI – XII вв.
В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Сохранившиеся их образцы в основном сделаны из латуни. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. В России классицизм проявился тоже ярко и самобытно.
13вв. ). В 18 в., во времена барокко, византийскими считались любые пяти- и многоглавые храмы. Под франц. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. 13 в. ).
При сходной планировке оформление фасадов было различно. стиле. Италии.
Романским искусством, романским стилем или романикой (от лат. Roma— Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Драгоценности в изделиях этого периода имели очень высокий статус и ценились, вероятно, гораздо выше, чем сами картины— мы чаще знаем имена ювелиров, чем художников, декораторов или архитекторов-строителей.
Стены – венецианская штукатурка. поля (тимпана, капители и др. ) иерархия масштабов, динамичность и экспрессивность образов, сочетающиеся с их схематизмом и условностью. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные «под кирпич». Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). ц. Святых апостолов.
прислал ему итал. В ту пору подобным образом возводили города. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. концом, как правило украшенной скульптурой. 11в., перестроена, с 3-ярусной вост.
19в. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. 11в. – ок.
Р. И. Кузьмин). Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля.
традиций. В Риме в это время строили немного, что объяснялось большим числом сохранившихся здесь классических зданий. Романский стиль берет свое начало еще со времен Карла Великого. На их пересечении находились рыночная или соборная площадь – средоточие общественной жизни горожан. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св.
Возник в Италии в 9 в. одним из его источников было иск-во Византии. Франции больше экспрессии в ущерб правильности пропорций (собор Сен-Лазар в Отёне), на юге– больше тяготения к античным образцам (фасад ц. Сен-Жиль-дю-Гар, 12в. ). В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным.
Предшествующий романике период известен как дороманский. В ц. Сен-Фрон в Перигё (1120–79) использован план, восходящий к Святого Марка собору. Отёсанный камень укладывался на место на растворе. Главным монастырским зданием была церковь рядом с ней помещался внутренний дворик, окружённый открытыми колоннадами. арх.
обусловили органичность вхождения ренессансной арх. На севере с 1100-хгг. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Массивная кровать на низких резных ножках должна стать центральной элементом спальни.
Как бы отвечая взглядам отцов церкви -- противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Но кампанилла продолжала «падать». Особенно прекрасны большие фигуры из Страсбургского собора 1200 года (некоторые из них сейчас помещены в музей) и из церкви Святого Куниберта около 1220 года в Кёльне. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).
Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Отёсанный камень укладывался на место на раствор. ди Симони не решился — слишком велик был риск. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Ок. (ок. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. В Вост.
Самые ранние образцы монументальной скульптуры Р. с. орнаментальный декор фасадов (инкрустации с зооморфными и др. В Тоскане сохраняется преим. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. культ.
Это граничит с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, вот таким образом данные интерьеры не требовали штор. императора зодчих для постр. Романский стиль – стиль Западной Европы в XI – XII веках (в ряде мест — и в XIII веке). Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. технологии визант.
типов сводов– цилиндрич. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. 11в. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. 11в. ) и также отмечена влиянием раннехристианской и визант. Допускался оштукатуренный белый орнамент.
зодчества (София Киевская, с визант. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234).
Романо-визант.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. 1088–1130, сохр. Также скульптурные композиции должны были показать бессилие человека перед божьим гневом. Самые известные архитектурные памятники романского стиля, это – Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд и Приорат Серрабоны во Франции. В замках стояла очень грубая мебель, а комнаты были очень мрачными и полутемными. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура.
В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Он является одним из важнейших этапов в развитии искусства и архитектуры Европы.
Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Сент-Фуа в Конке, 1107–25 собор Сен-Лазар вОтёне ц. Сен-Пьер в Больё-сюр-Дордонь, ок. 1135), «Вознесение» (ц. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви. В Тоскане также ощущаются визант.
Романское искусство Италии развивалось иначе. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. распространяется по всей Руси, захватив даже Север (Новгород). влияниемразвивается ром.
сводами (ц. Стенная живопись развита как на севере (ц. В Кентербери это фигура Адама, копающего яму, а также его сына Сифа известных персон из предков Христа. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). Внутреннее пространство этого четырехугольника разделялось рядами колонн на три, а иногда и на пять отделений, называемых «нефами».
Св. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Пиренеях возводятся небольшие по размеру, часто полностью сводчатые церкви (Сан-Педро-де-Рода, освящена в 1022 Сен-Мартен-дю-Канигу, освящена в 1026 Сан-Висенте-де-Кардона, 1029–40).
Они применялись для украшения внутренней и внешней части храмов. Термин «готика» введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Столы в ранний период еще весьма примитивны.
13вв. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Практически все храмы этого стиля разрушены сов. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода Возрождения. Начиная с царствования великого князя Иоанна III (1462-1505), в Россию приезжали и вызывались иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских мастеров и по руководству древнерусских преданий церковного зодчества, создали несколько исторических храмов.
Свое название палата получила от восточного фасада, облицованного белым граненым камнем. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
В X – XI вв. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Италии складывается норманнский стиль. неф перекрыт продольным цилиндрич. Романская архитектура в нем. 1000 происходит усиление эсхатологич. ц. Сен-Пьер в Шовиньи, 2-я треть 11– нач.
Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
Главной его чертой было превосходство духовного над телесным. В Испании тимпанные композиции, наряду с отд. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). После нормандского завоевания Англии 1066 и захвата Юж.
зодчие привезли на Киевскую Русь осн. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Многоэтажное строительство, когда каждый последующий этаж не был похож на предыдущий, тоже являло собой форму протеста против устоявшихся общественных норм.
По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Отдельным штрихом является наличие камина. окончания ц. Святых апостолов (11– нач. Самый яркий пример архитектуры Романского стиля— Замок Лиде в Южной части Германии. технологии и худож.
Мастер прекратил работу и исчез из города. Почти во всех крупных городах России есть архитектура классицизма, даже в городах Сибири. Несмотря на отрицание предыдущих достижений искусства, церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусств3.
В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. За столом или у очага только синьор имел свое место. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. В период с восьмисотого по тысяче сотый года в искусстве правил романский стиль. Верхняя часть дверки скруглена. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота». 4 Отдельные фрагменты витража находятся в различных музеях, а окна Твайкросской церкви в Англии целиком сделаны из французских панелей, спасённых от разрушений, вызванных Великой французской революцией. 5 Стекло в то время было довольно дорогим, вот таким образом его использование должно было быть достаточно гибким, чтобы рисунок можно было легко дополнять или переделывать.
В некоторых храмах в Новгороде стены заканчиваются вверху остроконечным «щипцом», подобным щипцу на крыше деревенской избы. обр. Германия. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ).
арх. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). В Швабии господствует «тип Хирсау», близкий монастырской архитектуре оттоновской империи: 3-апсидные базилики без крипт со стропильными перекрытиями, на колоннах, с характерными блокообразными капителями, с галереей над зап. Естественно, он может быть более стройным.
Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). 1020 и в ц. Сент-Андре-де-Соред, 1020-егг. ), в Лангедоке, затем в Бургундии, Провансе.
Romanesque, нем. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Различного типа башни размещают по-разному. Италия. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. 13 вв. ).
Это развитие было сложным и имело несколько направлений. Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. В монастырской ц. Мария-Лах (1093–1156), несмотря на 2-стороннюю ориентацию, сохраняется нартекс. Сен-Сернен в Тулузе, 1090, мастер Бернар Гильдуин ц. Сен-Пьер в Муассаке, ок. приемы.
представляет инкрустационный стиль. 950– 980-егг. – 1050–80-егг. ), затем зрелый Р. с. – до вытеснения его готикой ок. Колонна сохраняет классическое деление на три части. С принятием Русью христианства визант.
Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы.
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Замок-крепость или храм-крепость. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения.
Зрелый Р. с. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Латинский язык является вырожденным романским языком. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
фигурами, украшающими плоскость фасада, близки франц. К ним примыкает кладбище. В замках все внушало страх. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. Императорский дворец Гослара (в значительной степени восстановлен в 19 веке) был построен в начале 11 века Отто III и Генрихом III, в то время как разрушенный дворец в Гельнхаузене получил Фридрих Барбаросса до 1170 года. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов, но также внедрила очень много своих специфических элементов.
Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Один из самых ранних замков романского периода – королевский дворец Алькасар (Сеговия – IХ в. ), который стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами с множеством башен. Всё это привело к резкому подъёму строительства в11в. рельефы притолоки в церкви аббатства в Сен-Жени-де-Фонтен, ок. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центричной (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. В Германии скульптура существует гл.
То же самое можно сказать и об искусстве Германии. Вся мебель в романском стиле имеет очень грубые, массивные формы и абсолютно примитивную конструкцию. 1160–1170, мастер Ансельмо да Кампионе).
В XI и XII влияние на все сферы жизни церковью достигла максимума, по сути её влияние было безгранично. Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. принадлежала мастерам из Ломбардии.
Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ). истоки рус. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.
граничит с возвращением др. -рим. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Другие считают, что отцы города, взбешенные просчетом архитектора, не принявшего во внимание зыбкий грунт и в результате испортившего весь великолепный ансамбль изгнали его. Церкви жеставили всегда в центре города.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Романский план основывается на простых геометрических отношениях.
и в дальнейшем (Иоанновский монастырь в Петерб., арх. Она представлена настенными фресками, мозаикой, миниатюрой книжной (последняя превалирует по количеству сохранившихся памятников). Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
1160) и статуи Богоматери, каменные надгробные плиты. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. в скульптуре сменяется готикой к 1150–60-мгг., на остальных территориях– после 1200-хгг. В эпоху Р. с. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. землях во многом продолжает традиции «Каролингского возрождения» и «Оттоновского возрождения», но также связана сархит. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. регионах влияний античности и исламского Востока.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом).
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Роспись (религиозные мотивы). Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. из церкви св. характерны тяготение к плоскостности, зависимость композиции и пропорций фигур от занимаемого архит.
Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Днем и ночью 100 автоматических фото- и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения.