Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Скромняга от природы, художник пытался отказаться от выпавшей на его долю чести. Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд».
И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. В 1508 году Микеланджело брал на себя обязанности написать Иисуса над парадным входом, его апостолов в двенадцати треугольниках по краям потолка, а центральную часть заполнить геометрическим орнаментом. здесь).
Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте.
Но на самом деле, художник и его помощники использовали деревянные леса, позволявшие им стоять в вертикальном положении. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело.
Вот таким образом, когда при вскрытии Микеланджело вынимал мозг из черепной коробки, он разрушал мозжечок. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок.
Эти слова убедительно подтверждаются работой великого художника над росписью свода Сикстинской капеллы. В своей росписи Микеланджело учел архитектурные особенности капеллы.
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок.
Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. украсили стены Сикстинской капеллы. Помилование мог даровать только Понтифик. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.
Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына.
31 октября 2012 года, в тот же час, папа Бенедикт XVI повторил торжественную церемонию в честь пятисотлетнего юбилея капеллы. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. В 1481 Сикст IV вызвал в Рим флорентийских живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино, чтобы украсить стены фресками. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.
Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. Они поддерживаются двадцатью обнажёнными юношами, Ignudi, которые сидят на постаментах, опираясь на ложный карниз.
Вот что значит гений. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет.
Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. А Микеланджело, возможно, так и остался бы в истории «только» скульптором.
Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно.
А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Он больше похож на Геракла или Аполлона. По его мнению, это обедняло роспись. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри.
Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти.
Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. IV). Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника.
Уже в самом начале Микеланджело пришлось отстаивать своё желание работать в технике фрески. Начиная с 1492 года простое кирпичное здание собирает кардиналов, голосующих за нового Папу Римского. Первоначально фресок было 16, сохранилось 12. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно.
По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века.
На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. Поза, мол, у них слишком неприличная. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов.
У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении.
Группа реставраторов состояла из двенадцати специалистов, в числе которых были: Джанлуиджи Колалуччи, Маурицио Росси, Пьерджорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие. Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до неё существовала «Великая капелла» (итал. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой.
В миру его называли кардиналом смерти. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». 2. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год.
В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. 120 епископов и архиепископов запираются в стенах часовни и не покидают её, пока не готовы будут сообщить миру имя нового главы католической церкви.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Но и это ещё не всё. У большинства Сикстинская капелла ассоциируется в первую очередь с Микеланджело, который расписал свод и создал алтарную фреску «Страшный суд».
Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. На тот момент – Павел III. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества.
Несмотря на очевидную выносливость потолка, эксперты волнуются, что пешеходный поток посещающих Сикстинскую капеллу миллионов людей представляет из себя серьезную угрозу. 5. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого».
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года.
Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. IX, ст. Стены капеллы описывают два цикла – Это история Христа и история Моисея.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.
Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы.
Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей».
По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Микеланджело неохотно принял новую работу, занявшую четыре года его жизни, которые он провел высоко на лесах с кистью в руке. Главным был второй ярус. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять».
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Он не стал ограничиваться одним мастером, а пригласил сразу весь свет живописи тех лет: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли и их помощников (Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо и других). Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. И для того были веские причины. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы.
И Микеланджело со скрипом взялся за первую в своей жизни фреску. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Надо сказать, за право работать на Ватикан художники Ренессанса не просто соперничали друг с другом, а, можно сказать, воевали, не гнушаясь никакими средствами. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Это неудивительно, ведь роспись сводов капеллы заняла 4 года и, по свидетельствам современников, когда Микеланджело закончил расписывать свод, он сообщил окружающим, что на этом его роман с живописью окончен раз и навсегда. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Вот таким образом он решил укрепить эту постройку. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся.
Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Как то вопросы финансирования. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году.
Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. 15. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики.
Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года.
Проект серьезно повредил зрение художника. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
В конце концов, Баррето и Оливейра пришли к выводу, что в каждом фреске Микеланджело оставил подсказки, чтобы помочь найти скрытую часть тела. Некоторые их них тематические. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть».
Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода.
Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Ни в Европе, ни в восточных странах.
Капеллу покрывает почти плоский свод. С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии1417. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
Еще до того, как капелла была украшена знаменитыми фресками, в ней стали проводить тайные совещания кардиналов, включая конклавы, приуроченные к избранию нового Папы Римского. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году).
Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы).
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он изучал анатомию, тайно вскрывая трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проёме окна на третьем этаже дворца Синьории и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. 10. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi, красота их тел— хвала созданного Творцом40. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто.
В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Фрески и гобелены можно рассматривать вечно, но стоит посетителю Капеллы поднять глаза вверх и он забывает обо всем на свете. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Сикстинская Капелла имеет три этажа. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ.
Хотя художественная манера и претерпела изменения, фрески капеллы смотрятся едино и гармонично. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. История Христа: Крещение Христа (Перуджино), Признание первых апостолов (Гирландайо), Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли), Нагорная проповедь (Козимо, Росселли), Тайная вечеря (Козимо, Росселли), Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино).
Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Ватикан привык только к лучшему, вот таким образом папа Юлий II (племянник Сикста IV — автора идеи создания капеллы) призвал на помощь не абы кого, а самого Микеланджело.
С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Да, незадача. Самая известная потолочная группа Сикстинской капеллы может изображать человеческий мозг. В секции под названием Создание Адама изображены фигуры Бога и Адама, протянувших друг к другу руки.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Место конклава. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги.
Известный Сикстинский потолок разделен на девять секций, в которых изображены девять историй Происхождения Мира — от стадии Создания к Опьянению Ноя. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
В Болонье Микеланджело видел скульптурные рельефы Якопо делла Кверчи, украшающие двери собора. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным.
Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Архитектурная простота и отсутствие декоративных элементов не отвлекают на себя внимание и являются великолепным обрамлением для художественных шедевров, которые украшают капеллу. Потолок при кажущейся простоте был баснословно дорогим, потому как драгоценной лазури на него ушло безмерное количество.
Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Что мог Микеланджело.
Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке.
Баррето и Оливейра не могут дать точного ответа на этот вопрос, однако указывают на то, что доподлинно известно, что Микеланджело и другие деятели искусства эпохи Возрождения были буквально помешаны на человеческой анатомии и человеческом теле. Заделать их будет невозможно. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.
Все это время с ним рядом находятся его помощники. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.
На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле.
Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся.
На коротких сторонах находятся изображения пророков: над алтарём — святой Иона, на противоположной стороне — святой Захария. Высота капеллы— 20 метров. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. В них художник изобразил многочисленных предков Христа.
Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы.
Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Карафа был патологически жесток. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года.
В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию.
Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
Память об этом событии живет во мне до сих пор. С 1481 по 1483 года представители умбрийской и флорентийской школ живописи украшали стены Сикстинской капеллы. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад.
Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла.
В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Юлий II желает быть Папой, во время правления которого были бы созданы самые выдающиеся произведения искусства.
Имея возможность рассмотреть свод снизу, он заметил, что на таком расстоянии детали невыразительны, а панели переполнены фигурами. Я, мол, вообще-то скульптор, куда уж мне. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Прим. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
Второй этаж – основной. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Поначалу галерея караульни была открыта небу, ветрам и дождям, но затем над ней возвели крышу. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Ниже представлены семь удивительных фактов об известном потолке капеллы и художнике, который украсил его. 1. Объяснение напрашивается само собой. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. По другой версии, сам папа желал поручить Микеланджело работу в капелле, об этом 10 мая 1506 писал художнику его друг флорентинец Пьеро ди Якопо Россели. Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. А вот сам мастер оказался не очень довольным.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди.
Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Некоторые теоретики думают, что художник изобразил безошибочную схему человеческого мозга, сформированную окружающими Бога ангелами. 7. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
История Моисея: Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея (Боттичелли), Обрезание сына Моисея Елиазара (Перуджино), Переход через Красное море (Козимо, Росселли), Дарование заповедей и золотой телец (Козимо, Росселли), Возмущение против законов Моисея (Боттичелли), Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли). Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника.
Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.
Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Но, не тут-то было. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме.
Некоторые считают, что слишком много воображения. И в ответ услышал: «Когда смогу». В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ.
Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело.
Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи.
Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»).
Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Отмотаем еще немного времени назад — и окажемся где-то в Кватроченто (Раннее Возрождение), когда у Микеланджело первые молочные зубы сменялись коренными. И эти опасения не были беспочвенными. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства.
Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам.
Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома.
Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя).
Итак, 1471 год. Сохранились рисунки, согласно которым можно утверждать, что потолок представлял собой лазурное небо сзолотыми звездами и символизировал небесный свод.
Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
И это можно понять по его последним фрескам. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Как известно, капелла получила свое имя в честь Папы Сикста IV. В росписи стен участвовали такие великие художники как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Варфоломея (На фреске Св.
Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Это Харон, который гонит грешников в ад. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Персонажи не просматриваются на такой высоте.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору.
Эти две работы – свод Сикстинской капеллы и фрески Рафаэля – стали величайшими достижениями искусства эпохи Возрождения. Микеланджело предпочитал изображать человеческое тело обнаженным. Но против Папы не попрешь: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита.
Однако спустя несколько десятилетий на своде, о ужас, появились трещины. Пришлось начинать сначала.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. В конце концов, папа был не особо доволен незначительным количеством золотого и синего цветов на потолке.
И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя. Только ответить своим искусством. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры.
Апостольском дворце, являющимся официальной резиденцией Папы, находится одна из величайших художественных и культурных ценностей Ватикана – часовня Успения Пресвятой Девы Марии. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину.
Скульптура Давид идеально пропорциональна однако, взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.
И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Большие паруса поддерживают свод. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом.
Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Карниз, огибающий плафон, акцентируя линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода, отделяет библейские сцены от фигур пророков, сивилл и предков Христа35. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами.
Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Кардинал Караффа обвинил Буонарроти в непристойности, поскольку в главной церкви тот изобразил нагие тела с неприкрытыми гениталиями. Вот так из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512).
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Небольшой батальон художников, вооруженный кистями и красками, справились с задачей за три года (с 1481 по 1483). Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо.
Длина изображения почти полтора метра. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Но, это, безусловно, стоило тех усилий.
Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». С одной стороны, он считал себя скульптором, а не живописцем и у него не было опыта работы с фресками. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине». Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом.
Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Но заказ есть заказ.
Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Сикстинская капелла известна, прежде всего, по двум причинам: во-первых, она является местом, где Папа проводит свои тайные совещания и, во-вторых, своими великолепными росписями великого Микеланджело, который разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы, в период между 1508 и 1512 годами. На роспись потолка потребовалось четыре года. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней.