С сабинами пришлось воевать дольше. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому.
6. Римские этимологи (см. Об имени бога древние авторы довольно странно расходятся. Надежда, что перед ним давно утраченный его внук, зажгла сердце Нумитора. Вторглось оно в римские земли, стало разорять их беспощадно. Получив повсюду отказ, Ромул прибегнул к хитрости.
Его Бюхелер сравнивает с римскими богами Pavor et Pallor. Прямо на улицах накрыли столы, вынесли сосуды с вином – и пошло веселье.
В окрестностях было семь холмов. Падали сраженные мечами и стрелами воины, текли реки крови. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры.
p. 220), так как шею жертвы обвешивали хлебами. Ромул разгневался и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города. ». Что касается основания Рима Ромулом и Ремом, то, по-видимому, Рим вообще не был «основан». Молились ему, чтобы он вселил в неприятелей «бегство, страх и ужас».
Яма эта называлась mundus. Вот так с научной точки зрения и появился Древний Рим. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата.
Похищенные и обесчещенные девицы рыдали и последними словами ругали своих обидчиков. Этому именно богу, думает Унгер, поклонялись римляне, уповая на него как на защитника палатинской крепости от неприятелей, почему святой грот его и находился близ старинной святыни Виктории, где одна тропинка (clivus Victoria) позволяла неприятелям подниматься на вершину холма. G. 1, 532—537).
Ромул выбрал для наблюдения за проявлением воли богов холм Палатин, а Рем – Авентин. Римская летопись возвращается к Альбе только по случаю царствования третьего царя. Но у нее были волчата и близнецам молока не хватало. Только позднейшему автору, Плутарху (Ромул 27), наконец приходит в голову мысль о правах наследства он первый сообщает, что Ромул сам отказался от наследства.
Подобным обеганием древнейших городских пределов и являются Lupercalia. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Однажды пастух стад Амулия, Фаустул, увидел волчицу с двумя мальчиками.
Вот таким образом предполагали, что первые римские браки состоялись в его праздник. 2, 36). Основа las — имеется в гр. Большие части он назвал трибами, а меньшие— куриями. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке». По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме.
К этой стороне ее характера, вероятно, относилось и жертвоприношение 15-го декабря. Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов (блюстителей порядка), учредил три трибы (племени): рамны (латиняне), тиции (сабиняне) и луцеры (этруски). Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Рому-ла и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Последние Фавстул со своей женой Фаволой или Аккой Ларенцией — Faustulus и Favola, «споспешествующий» и «споспешествующая», взяты из мифологического цикла бегов.
По легенде об основании Рима, младенцев Ромула и Рема было приказано бросить в реку Тибр. Старой полузабытой богине скачек справляли parentatio, причем поминали, вероятно и мужа ее Фавстула. Улыбкой жертвы выражали, что не сердятся за то, что их убивают. 534).
Многочисленные находки в ходе раскопок помогли ученым многое узнать про основание Рима. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами ещё 90, которых заранее избрали курии и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.
Tursa производится от умбрийской глагольной основы turs, лат. Инуй был предан бездеятельности. Зато брат его Амулий слыл жестоким, коварным и завистливым. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. G. I 420)вот таким образом предполагает, что толкование имени Romulus в смысле «грудной младенец» было прямым поводом к образованию легенды о кормлении близнецов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Ромула и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Так называемая «гробница Ромула» в северо-западной части Форума, обнаруженная при раскопках в 1899 г., удивительно близка к ее описаниям у древних авторов, но в лучшем случае представляет собой только кенотаф (т.
Игувинская люстрация делится на два главных действия. pnuria лишение, недостаток, голод12, гр. Потом все перешли на поле, где должны были проходить игры. Преллера, R. M.
Согласно легенде их отцом был Марс – бог войны. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. pei-or pssimus).
Цель празднества заключалась в религиозном очищении римского народа (lustratio populi Romani), а потому оно близко сходилось с Луперкалиями18.
Здесь они решили построить собственный город. las-civus, а также например гр. Имена эти, вероятно, народные прозвища, ставшие со временем общеупотребительными и даже официальными, вроде Salii — «скакуны» и др. По данному знаку римские юноши бросились к сабинским девушкам и похитили их, после чего в срочном порядке сыграли свадьбы (сам Ромул женился на сабинянке Герсилии) и позаботились о том, чтобы Рим не остался без потомства. На общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других.
Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Бег вперегонку служил средством для решения, кому быть старшими жрецами, кому младшими.
Однажды юная весталка пошла за водой, повстречала волка (в этом образе был бог войны и оплодотворения Марс) и вскоре на свет появились мальчики-близнецы. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства сердились сначала и девушки, но ласки мужей мало-помалу смягчили их гнев. 3-е место: – Я работаю хирургом. Окунь, карась, ёрш обожают гланды. А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в храм богини Весты. Имя «Рим» (на латыни и на италийском — «Рома»), очевидно, этрусского происхождения, а из него, наверное, выведено имя Ромул.
Как гласит известная поговорка, все дороги ведут в Рим. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Называли его Lupercus, то есть, по верной догадке Унгера, берегущий от порчи (lues (lua) порча, уничтожение и parco coerceo)1. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев.
Только Рим взять не удавалось. За нарушение обеда безбрачия, как правило, весталка приговаривалась к смерти.
Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. --, -, -, ()- ) др. -в. -н. Бегая с ними вокруг города, луперки сообщали очищение всему обегаемому пространству.
Прошло не одно десятилетие, прежде чем эта история получила дальнейшее развитие. Пастухам Нумитора удалось схватить Рема, связать его и доставить к хозяину. Он устроил праздничные игры в честь бога хлебных запасов Конса (консуалии) и пригласил на них всю округу. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Ромул, совершивший обряд основания города по всем. Приверженцы Рема возликовали.
1, 5, 2). Он устроил праздник в честь бога Конса (Консуалии) и пригласил на него соседей. У древних авторов, сколько нам известно, не сказано, какая жертва приносилась этому богу. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Ромулу пришлось провести увещевательную беседу.
Два брата родились близнецами. Некоторые предполагали, что сенаторы набросились на него в храме Вулкана, убили и, рассекши тело, вынесли по частям, пряча ношу за пазухой». Здесь мы ограничимся несколькими словами.
Одна часть, Favii, была выше другой саном. Эта замена особенно необходима, если провинилось целое общество. Рем радостно вскрикнул – он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе.
nat. Однако Рея Сильвия не погибла: речной бог Тиберин не дал ей утонуть и взял ее себе в жены. Другой Castrum Inui лежал близ Ардеи. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому. Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм — колыбель великого города Рима).
Никакая полная история Рима не могла обойтись без этой истории его царствования. Пастух назвал близнецов Ромулом и Ремом. Святыня или святая могила Акки Ларенции находилась на Велабре, у подошвы палатинского холма, extra urbem antiquam non longe a porta Romanula (Варрон 6, 24), за воротами старой крепости. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог.
Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер. Они заселили Эсквелинский холм. Прежние товарищи Ромула и Рема, пастухи соседней местности, присоединились к ним. Жрецы, спугнувши двенадцать телят, гонятся за ними по форуму.
Из того же оттенка вышел рассказ, что Акка Ларенция была meretrix и любовница Геркулеса. Относительно первой категории мы думаем, что происхождение некоторых из этих элементов для нас покрыто мраком оттого, что мы не знаем, какой вид в старые времена имели бег луперков и другие связанные с ним обряды. Измученные долгими скитаниями беглецы высадились на берег и решили здесь обосноваться. Praestata Cersia Cersi Martii) с богиней Praestana Quirini, святыня которой на Палатине, по преданию, была основана Ромулом. lan eilen спешить, гр. Третье божество умбрийской люстрации Tursa erfia erfier Martier.
Тит Таций, правитель сабинян, попытался сперва уладить дело миром и отправил в Рим послов с предложением вернуть девиц и возместить ущерб, чтобы потом можно было обсудить вопрос о дружбе и родственных союзах. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. Нумитору не очень повезло с близким родственником.
Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Мысль Швеглера (R. Шли годы.
Началось кровопролитное сражение. Когда погибла древняя Троя, нескольким воинам удалось спастись. Ромул и Рем возвращают власть своему деду.
Что-то до боли знакомое было в этом юноше. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в культурах других народов. Однако между ними сразу же разгорелся спор о том, чье имя получит будущий город. Жестокие нравы царили в то время (впрочем, ничего не поменялось, если присмотреться внимательнее) Царь Амулий, пришедший к власти незаконно в ходе свержения с престола его старшего брата Нумитора, не хотел, чтобы в последствии правили законные наследники – братья Ромул и Рем – и потому приказал их уничтожить. Объединенными племенами сабинян и римлян правили совместно Тит Таций и Ромул. С глашатаями вместе магистрат отправляется сначала к северному концу городского померия и, пересчитав все соседние враждебные народы (Тадинаты, Туски, Нарки, Япуды), всем иностранцам приказывает удалиться.
Похищение сабинянок и последовавшие за этим события — тема картин «Похищение сабинянок» и «Примирение римлян с сабинянами» Рубенса (1632—1640), «Похищение сабинянок» Пуссена (1635), большого полотна «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» Давида (1799), «Похищение сабинянок» Пикассо (1962, Национальная галерея в Праге) из статуй назовем «Похищение сабинянки» Джамболоньи (1559). Та же судьба ждала и ее детей. Сын троянца Энея основал в Лации город и назвал его Альба-Лонга. Каждый сабинский воин пообещал дать ей то, что носит на левой руке. Сообщение древних авторов, что Потиции были старшими жрецами, а Пинарии их помощниками, позволяет догадываться, что и этот вопрос, кому быть старшим, кому прислужником, решался ристанием.
Новый город было решено построить на том самом месте, куда Ромул и Рем были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм – колыбель великого города Рима). Сабиняне и римляне заключили мир. Увидел Нумитор Рема и почему-то дрогнуло его сердце. Обескураженные и растерявшиеся таким поворотом событий мужчины-сабиняне (самый многочисленный народ, живший рядом с Римом) разбежались кто куда, не в силах противостоять вооруженным римлянам – ведь они пришли на праздник без оружия.
Святилище, расположенное в малоисследованном районе Палатинского холма, было обнаружено несколько лет назад при выполнении реставрационных работ во дворце императора Августа. Бегали двумя отрядами, как и луперки, причем жертвенное мясо служило призом победителям. В Риме не хватало женского населения— соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Последнее образуется из суффикса mulus, как ae-mulus, sti (g)-mulus, cu-mulus и т. п. и основы rs, которая встречается также в греч. Сами они не захотели остаться в Альба-Лонге.
Рим со временем занял подобное положение в Лациуме. Плин. Оскорбленные и пострадавшие соседи не могли смириться со случившимся.
Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. У Псевдо-Аврелия Виктора (De orig. С одной стороны, ему поклонялись как спасателю от болезней, неплодия и другой порчи (Lupercus), с другой же, он под именем Inuus (гонитель) считался защитником крепости от неприятельских нападений. К тому же Асканий-Юл тоже мог похвастать божественным происхождением: его отец Эней был сыном богини Венеры (Афродиты), а прадед Дардан — даже сыном верховного бога Зевса. 50 сл. ), результаты которой мы позволяем себе повторить в кратких словах. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата.
rimis — покой, лит. velites, velox, от vehi). Прошли соревнования по рыбной ловле.
Тихий предводитель опаздывающих Квинктилиев убивается, по одному распространенному варианту предания, Целером, «скорым», а по другому Фабием, представителем другого отделения луперков по третьему же варианту, пользующемуся наибольшим авторитетом, родным братом Ромулом. Однако в целом история римских царей (и ранней Республики) остается легендарной, а Ромул — мифической личностью. По мнению Унгера, палатинский бог-защитник близко сходился с капитолийским Vediovis. 46).
Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Действительно, куда же могут приводить все дороги государства, если не в его столицу.
Вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Он снял и свернул пурпурный плащ, а потом вновь накинул его себе на плечи. В другом месте приносится жертва Престоте с молитвой: «Обрати всякое зло на город Тадинатов и т. д., будь благосклонна и т. д. народу Игувийскому, предотврати всякое повреждение от его первенствующих, учреждений, людей, скота, полей, отврати всякое зло от народа Игувийского».
В те времена в Лации (так называлась территория, бывшая когда-то Троей) вспыхнуло восстание. Дильс (Sibyllinische Bltter, стр. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить Ромула, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. А памятник кормилице мальчиков, волчице ("Капитолийская волчица") и по сей день не дает забыть легенду о древних основателях города.
in auspicio dicuntur quae acturum aliquid remorari compellunt. ). Acculeius посредством суффикса eius или ejus (см. Дождавшись ухода волчицы, он отнес мальчиков к себе домой и дал им имена Ромул и Рема. Мы коснулись их здесь потому, чтобы из аналогии трех действий, справляемых в Nonae Caprotinae, люстрации, приношения в жертву козы, очищения всего народа и особенно очищения матрон-кормилиц под смоковницами, установить внутреннюю связь совершаемой под смоковницей Румины жертвы pro lactentibus с общим очищением Луперкалий. В случае с Ромулом его вознесение скорее всего вынужденный обман с целью скрытия его же убийства, а в случае со Христом мы имеем дело с «царём и Богом всего христианства», вознёсшегося на небеса. Кроме коз на Луперкалиях приносили в жертву еще собаку. Рима.
--, ср. Этот бог покровительствовал рождению плодов и детей. Культ Луперка был сосредоточен в одном священном гроте (Lupercal), лежавшем на склоне палатинского холма. Победитель: – Ой, не смешите мои тапочки. Объединили они свои силы и пошли на Рим войной.
Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 года до н. э. Римляне разбили их порознь. Другое название той же богини Ra из reia, сближаем с санскр. Мы считаем вероятным, что причину, почему он устроил parentatio Акке и Фавстулу, находили в том, что они были его родителями (parentes). Мольбы женщин тронули закаленные сердца воинов, враждующие стороны заключили мир.
Их богатырская стать и сила не на шутку встревожили царя Амулия. 8, 443 alli deum bellicosissimum). Но откуда же взялся этот Целер. Вторые пределы города, когда он распространился уже на четыре части (regiones), обходились 15-го мая процессией с так называемыми Argei. Предание у Овидия (Fasti 2. Следовательно, отстававшие луперки, тише бегающие именовались «мешкотными»14.
G. 1, 531), чужда италийских религий. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под правлением своего деда. В старину эта человеческая жертва избиралась из числа луперков. Берега реки были покрыты лесами, рощами, кустарником, дальше была расположена плодородная равнина. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне. 2-е место: – Я тоже работаю в больнице.
Отожествление Луперка с Марсом доказывает воинственный характер мнимого Пана-Фавна. Под смоковницей пастухами приносилось в жертву молоко за благополучие животных-сосунков4. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Так, благодаря горожанам, внуки смогли вернуть престол своему деду. Я раввин местной синагоги.
Этим, вероятно, не ограничивалось преимущество одного отряда жрецов перед другим. Фест утверждает, что это делалось ob frugum eventum (Paul. Ему по значению с. 34 соответствовал, как выше сказано, Inuus, «гонитель» палатинской крепости. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон.
Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Ну а про выражение «hominum homini lupus est» («человек человеку – волк») не слышал наверно только ленивый. Она облизала малышей, а потом накормила своим молоком. Как объяснить албанское происхождение близнецов. Швеглер (R.
Результат превзошел все ожидания. Присоединились к таким речам и вкрадчивые уговоры мужчин извинявших свой поступок любовью и страстью, «а на женскую природу это действует всего сильнее», замечает историк. Рем утверждал, что раз к нему первому явились вещие птицы, то спор выиграл он.
В них повторяются две стороны Акки: Volupia — обрадывающая богиня, а Angerona (от angere) — устрашающая, думаем, лошадей. Это были Рем и Ромул, легендарные основатели и первые правители Рима, но до тех пор пока они заложили основу величайшего города им пришлось пройти не легкий путь. От той же основы rei (бегать, течь, утекать)25, вероятно, производятся rivus и rus, «». Разнесли они окровавленные члены домой, спрятав их в своей одежде, а потом тайком зарыли. Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Добавим также, что «публичный дом» по-латыни – «lupanarium».
В конце концов ему удалось свергнуть брата и захватить престол. Buech. : completo timore tremore, fuga formidine, nive nimbo, fragore furore, senio servitio) Церф Марсов, Престота, Турса, будьте благосклонны и даруйте мир народу Игувийскому, городу Игувию, первенствующим его, опоясанным» и т. д. После этой молитвы магистрат возглашает: «Вперед, Игувийцы. » Потом он, повторив обход всего народа с. 33 с жертвами, возвращается к термину и так поступает трижды затем следует приношение жертв, от имени народа, Церфу Марсову, у одного источника. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.
in inv заставлять кого-нибудь ходить, приводить в ход, гнать). p. 88 Faviani et Quintiliani appellabantur luperci, a Favio et Quintilio praepositis suis). Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Ромул же, поскольку коршунов мимо него пролетело вдвое больше, настаивал на том, что решение богов было вынесено в его пользу. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог.
А какой дом может существовать без хозяйки. Придя в ярость от его поступка, Ромул в гневе убил брата, воскликнув при этом: «Так погибнет всякий, кто пожелает взять мой город. ». Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора. Как этой богине, так, вероятно и Илии приносились родительские жертвы (parentalia), учреждение которых приписывалось Ромулу. Она напоминает римлянам о легенде основания их родного города. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
Они оба начали править городом и впоследствии стали консулами. По пути к нему стали сбегаться многие жители города, которые ненавидели жестокого Амулия. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата.
Город стал называться Римом (по-латински — Рома). После падения Трои роду Энея было предназначено править всем троянским народом и (в расширительном истолковании этого пророчества) даже всем миром. Братья вновь стали спорить. Вот таким образом Ромул придумал уловку: он устроил торжественный праздник с играми и борьбой. Римская легендарная история рассказывает о братьях Ромуле и Реме и происхождении Рима так. Игувийский жреческий магистрат дело люстрации начинает с ауспиция.
Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем. Обоготворенный поэтами Ромул-Квирин таким образом соединился с богом Марсом-Квирином21.
У Ливия (1, 7, 3) Ромул говорит: «Так будет поступлено с каждым, кто перескочит через мою стену». И тут опоздавшие Пинарии остаются без жертвенного мяса. — желать, быть прихотливым, санскр. Рем радостно вскрикнул — он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе.
Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий— курионами. Кому всего более подобало устроить скачки, чем «быстрому», «скорому. » Какое бы ни было звено, соединявшее происхождение Луперкалий с происхождением древних конных ристаний, мы полагаем, что около последнего развился особый цикл мифов, потом присоединившийся к мифическому образу Ромула. В luperci вот таким образом усматривали «волчат» (Wlflinge, по переводу Иордана). Обе версии единодушны в том, что после смерти Ромул стал богом и принял имя Квирина.
Рем смирился с неудачей, но позавидовал брату и затаил на него злобу. быстро двигаться, мчаться, стремиться, бегать (аор. У его брата Нумитора, который был еще жив, тоже были свои стада и свои пастухи. Когда старая палатинская крепость (Varro de l. l. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул.
Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. Тогда их начал подкармливать лесными ягодами пестрый дятел. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. Из латинского языка к основе rem- подобрать можно одно только слово remures (откуда Remuria) или, по другому, вероятно народному, произношению, lemures, Lemuria15.
Они заселили Эсквилинский холм. Братья вновь стали спорить. е. дословно — «Ромул Императорчик или Императришка» — так его прозвали за несамостоятельность и короткий срок правления). На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно.
Так она получила смерть за измену. Сабиняне и римляне заключили мир. Слуга, положив братьев в лохань, покорно отправился к Тибру. «Лупа» по-латыни и самка волка и женщина, занимающаяся ремеслом блудницы, но как раз такою женщиной и была жена Фаустула, по имени Акка Ларентия, выкормившая мальчиков». Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Возвращаемся к бегу луперков.
(Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка или женщина из царской фамилии Сильвиев). Следы плебейского духа заметны и в других чертах исторической обработки предания о царях. Приводим меткое замечание: «лошади, с. 51 бегающие на этих скачках исполняли обрядовое действие». Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших или изгнанных из родины это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль). К ним и относились имена бога Lupercus, жрецов Luperci и самого празднества Lupercalia. По какому поводу, спрашивается, приписано Ромулу учреждение двух старинных рысистых бегов, Консуалий и Эквиррий. А так называемая «хижина Ромула» (или «хижина Фаустула») на холме Палатин, которая была бы тесноватой для шестнадцати человек даже в эпоху основания Рима, — не более чем приманка для туристов, так же как и волчица, которую содержит на Капитолии римский сенат в память о чудесном спасении Ромула и Рема.
Если положиться на господствующую теорию, то нет никаких особенных затруднений. Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. r бегать, заставлять бежать, давать свободу бегать. Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима – против него восстали соседи, но войску Ромула удалось отбить нападение.
В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Возвращение Ромула в Рим прошло торжественно. Собрав юношей, Ромул двинулся в Альбу-Лонгу.
Много пришло туда народу, да вот беда – не оказалось среди них женщин. Несмотря на строгую консервативность римлян относительно своих старинных религиозных обрядов, все-таки могли быть забыты и упразднены некоторые обряды, не соответствовавшие более культурному духу времени (например, многочисленные человеческие жертвы древнейших веков) или потерявшие реальную свою подкладку. 13), от cunctari. Согласно легенде о рождении братьев Ромула и Рема, основавших Рим известно что царь Амулий, жаждя безграничной власти, своего брата Нумитора сослал в далекие края, его сына убил на охоте, а дочку Рею Сильвию сделал весталкой (они давали обет безбрачия). Разрушение метрополии колонией неслыханное и невозможное дело.
Эта группа заслуживает внимания, тем более, что происхождение этих известий у Швеглера выяснено не совсем удовлетворительно. Значение его выяснится из сравнения сродных слов других языков: древненем. Амулий разделил отцовское наследство на две части: богатство и царство. В Альба Лонге правил в это время царь по имени Нумитор. Вот таким образом решили заложить на холме Палатин новый город, еще больший, чем Альба-Лонга.
В связном рассказе об истории Ромула первое справление Консуалий является эпизодом с. 49 в сказании о похищении сабинок. При этом, жертва представляла неприятеля. cas-cus, spur-cus, pau-cus, par-cus и т. п. ), «скорая».
Конс, во-первых, божество подземное это видно из того, что его жертвенник (ara Consi) был зарыт в землю и открывался только раз в год, к Консуалиям. " и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. Самая существенная часть празднества, обход границы, утратилась. Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц.
Если принять во внимание три варианта традиции об убийце Рема, то они сводятся к тому преданию, что Рема, то есть тихого, служившего примером первого Квинктилия, члена отряда отстающего при беге луперков, убил «скорый» или поспевающий первым Фавий. Долго ещё в Риме показывали священное кизиловое дерево Ромула.
Приносилось в жертву молоко, чтобы его с излишком доставалось сосункам. Звали его Ромул Августул (т. Он царствовал со славою тридцать семь лет (1–38 от основания Рима или 753–716доР. Х. ) и внезапно исчез из среды людей.
Место как раз подходит к необходимым условиям. Первоначально в каждую трибу входило 100, а затем 300 родов. Всё время, пока Ромул шёл за плугом, люди собирали камни. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду.
Братья вернули власть своему деду Нумитору. 21, 4) встречается такое объяснение: Remus dictus a tarditate, quippe talis naturae homines ab antiquis remores dicti. Из живописных изображений нужно отметить цикл фресок «Основание Рима» дАрпииа (начало 15 в. ), картины «Ромул и Рем с волчицей» Рубенса (1607—1608), «Ромул после победы над Акроном» Энгра (1812). » и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. Назвали мальчиков Ромул и Рем.
Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. Относительно этого мы позволяем себе одну догадку. Однако сама мысль о постройке города сразу же вызвала разногласия между столь дружными прежде братьями.
Культ этого «преследователя», по преданию, опять устроен Ромулом. Подобным изменениям и сокращениям могли, думаем, подвергнуться и обряды очищения палатинской крепости. Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, — пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Поскольку судили его за набеги на земли Нумитора, то самому Нумитору и отдали для казни.
Прошёл дождь, древко пустило корни и постепенно превратилось в раскидистое дерево. С обиды, чтобы досадить брату, Рем несколько раз перескочил через борозду и воскликнул: «Даже младенец переступит эти стены». Так и погибла она под подарками.
Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул— чуть позже— двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). В городе его перехватила стража и, сочтя дело важным, отвела к царю Амулию. Consuus Consus (из Con- sovus) сближаем или с санскр. Затем он расставляет народ по отрядам, обходит его с животными, назначенными к жертве и произносит молитву: Церф Марсов, Престота Церфа Марсова, Турса Церфия Церфа Марсова, наведите на Тадинатов, Тусков и т. д., на их первенствующих, опоясанных и неопоясанных, на их воинов, носящих копья и не носящих оных, наведите на всех страх и трепет, бегство и ужас снег и ливень, треск и буйство, дряхлость и рабство (Interpr. p. 62. Из них Larunda имеет вид старого причастия от глаг. Время правления двух царей – Ромула и Тита Тация – было непродолжительно. Ему приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 отцов.
Они пасли стада, загорали под палящим солнцем, занимались физическими упражнениями во всем можно было положиться на них. Они, вероятно, чем-нибудь соприкасались с Консуалиями, подобно тому, как городские Луперкалии имели отношение к загородным Поплифугиям. Больше всего среди гостей оказалось сабинян. Братья вновь стали спорить.
Славянские слова ласка, ласкати, ласковый доказывают, что настоящее значение основы сводится к понятию «быть приветливым», а затем и «заискивать приветливостью, хотеть, приохочиваться, быть прихотливым, жадным» и т. д. Дурной оттенок основного понятия передает лат. sava, возбудитель. Сабиняне и римляне заключили мир. Альба Лонга считалась бывшей столицей или главой латинского союза. Вот таким образом Ромул придумал уловку — он устроил торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями., от осн. 4-е изд. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов).
На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Ромулу также приписывается разделение римлян на патрициев (коренных жителей) и плебеев (пришлое население). Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Однажды я попробовал ловить на человеческий аппендикс.
Согласно первой, Ромул был заживо вознесен на небо в огненной колеснице Марса во время традиционного смотра войск у Капрейских болот (на Марсовом поле у Тибра) 17 февраля год неизвестен. После того пошли на Ромула сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.
1) Смоковница Румины (ficus Ruminalis), богини-покровительницы кормления, находилась недалеко от грота Луперка, подле маленькой святыни богини. Этим представлялось возможным довести до определенного конца жизнеописание героя. Если признать предание, что коллегия луперков была учреждена двумя лицами, предводителями двух отрядов, соутробниками (germani), то этим же двум учредителям Луперкалий пришлось бы приписать очерчение древнейшего померия, а так как po-moerium без стены (moirus, murus) вещь невозможная, то ему же принадлежала и постройка древнейшей городской стены, основание древнейшего Рима. Празднество это, между тем, одно из древнейших римских празднеств. Кроме того и его, подобно Консу, отождествляли с Посидоном.
Лишь чудом дело обошлось без кровопролития и сторонам удалось договориться. Война Рима с соседями. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство.
(Имя Тарпеи стало потом нарицательным и скалу, с которой в Риме сбрасывали преступников, называли Тарпейской). sava savitar, возбудитель, оживитель или с лат. Жители трех латинских городов, Ценины, Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян. Увидев младенцев, она протянула им сосцы и молоком выкормила детей, а живший на смоковнице дятел помогал их охранять. () (Фик, Vergl. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Затем дед рассказал Ромулу и Рему историю их истинного происхождения.
санскр. Тогда народ успевающих именовал бы «ловкими». 3) Луперки носили официальное название germani Luperci.
Восставшие убили Амулия. У первого (Ann. По какой причине, спрашивалось, первых братьев Луперков, Ромула и Рема, назвали волчатами. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». ludi Romani и romulus скорый, roma бег. ). Ромул же доказывал, что царём должен быть он, ведь он увидел этих птиц вдвое больше.
После этого братья твердо решили покарать Амулия. Старый миф Луперков не заботился о том, кто были родители близнецов. Отряд, получивший приз, назывался Potitii, то есть potiti, опоздавший, оставшийся без мяса — Pinarii «голодные» (Peinarii, ср.
Нужно однако думать, что на самом деле Larentia, Larentina (как и Lares, Larunda) указывало на приветливый, благосклонный характер богини, что и выражалось другим именем favola, то есть favens. v. 100 Mlller) Ромул, убивая брата, произносит: «Ни один смертный этого впредь не будет делать безнаказанно и не ты ибо за это в наказание мне отдашь свою теплую кровь». Недалеко находилась и ara maxima, жертвенник Геркулеса Победителя.
5) Ромул и Рем со своими товарищами до основания города вели пастушескую жизнь. Вторые родители близнецов — Марс и Рея или Илия. И дал ему свое имя.
лат. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Позже были заселены Аветинский, Капитолийский и другие холмы. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула.
Ей назначили особенное празднество — Larentalia или Larentinalia. 1. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог. Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место.
Знатные римляне молча выслушивали приказы и расходились, обладая, как пишет Плутарх, «единственным преимуществом перед народом – правом первыми узнать то, что решил царь».
Не предположить ли, следовательно, что или Консуалии в старые времена составляли часть люстрации города или в программу Луперкалий когда-то входило заклание лошади с подходящими бегами. Все действие кончается одним странным обрядом. В известные сроки производится очищение всей общины, всего города или народа. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула.
В абсолютно другом свете тот же бог является в ученом показании Вергилия (Aen. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Весталкам нельзя было ни выходить замуж, ни обзаводиться детьми. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. Близнецы и тогда, когда они были детьми и тогда, когда стали юношами, выделялись среди других детей пастухов своей красотой, силой и горделивой осанкой.
Все исследования проводятся с помощью сканеров и видеокамер. Мы приходим к одному из самых темных пунктов легенды. В старое время, может быть, к культу Геркулеса Виктора принадлежал обрядовый бег жрецов. dsivre (из desevare), desinere, греч. Идея обоготворения, говорит Швеглер (R.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Город стал называться Римом (по-латински — Roma). Почему в латинском языке «волк», «волчица», «проститутка» («блудница») и «публичный дом» являются однокоренными словами – науке неизвестно, но факт есть факт.
Мы думаем потому, что имя прилагательное celer одного значения со словом romulus. Население этого холма принадлежало к трибе люцеров и называлось тоже Albani.
Но остался след другого предания у Иеронима (Chr. 53) человеческую жертву Луперкалий сопоставляет с обычаем, неоднократно применявшимся в Риме во время войны или перед войной, приносить жертву и зарывать в землю двух представителей иностранного народа (Graecus Graeca, Gallus Galla). От нечистой силы и бешенства избавлялись и лошади на Консуалиях. К ним примыкали люди, которым надоело жестокое правительство Амулия. Игувийская люстрация крепости состоит из очищения трех крепостных ворот, о чем не осталось никаких следов ни в обряде римском, ни в мифе, если не считать приписываемой Ромулу постройки святыни Юпитера Статора перед палатинской Porta Muconia. Мы, несогласно Унгеру, производим слово Inuus от основы i-, «идти», с суффиксом настоящего с. 23 времени и отъименной приметой u (v) (ср.
Альба после разрушения, по данным летописи, даже не присоединяется к владениям римлян, а остается в руках латинов (prisci Latini) автор летописи следовательно отнесся равнодушно и к правам завоевания. На голову ее можно было свалить вину всех и усмирить гнев Конса выдачей ему виновной. Ромул дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Он двинулся со своим отрядом к Альба-Лонге. ram — переход.
Ромул был пленён, когда Рем узнал от пастуха, которого считал отцом, правду о своём происхождении. Вот таким образом греки с. 50 его и сравнивали со своим скаковым богом, Neptunus Equester. Из этого цикла происходит и его генеалогия. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что в ту эпоху, которую предание связывает с именем Ромула, были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Единственная возможность добраться до их этиологического смысла зависит от того, удастся ли нам на основании аналогий разгадать, в чем приблизительно заключались вышедшие из употребления обряды.
Жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. Favola и Faustulus невозможно не сопоставлять с faveo — благоприятствую, споспешествую, favor, faustus, счастливый, успешный, удачный.
Швеглер (R. Точно так же поступили и все остальные. — спокойно, тихо,, гот.
Какая связь между именем или существенным значением Ромула и этим празднеством. Причину приурочения этих культов к Ромулу, основателю Луперкалий, мы усматриваем в том, что молитвы и жертвоприношения этим божествам когда-то также составляли принадлежность люстрации палатинского города, подобно тому, как они принадлежали к люстрации Игувия. Ромул мог считаться основателем скачек еще по другой причине, по своему имени. Они собрали себе по отряду и направились к Альба-Лонге. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи. Добродушного Нумитора брат не боялся, вот таким образом ему была сохранена жизнь.
На помощь Рему поспешил его брат Ромул с большим отрядом единомышленников. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их матери.
Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Рем заинтересовал бывшего правителя. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Этим и объясняется устройство подземных жертвенников в культе нескольких богов, между прочим и Конса. остановить, задержать, непереход. Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. И вот таким образом когда вскоре он внезапно исчез, подозрения и наветы пали на сенат.
Корабли беглецов долгое время скитались по морям. Вместе со многими собравшимися вокруг них людьми братья решили основать новый город. Wrterb.
Не следует ли с этим фактом сопоставить участвующего в люстрации Ромула у козьего болота возвестителя Proculus Iulius (procolos, от procalare, ). По обычаю, получил он власть после смерти отца.
Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. В Ромуле олицетворялось мужество, в Нуме – уважение к богам. Город возник, но жить в нем было некому стал Ромул приглашать в него всех желающих.
lustus — прихоть. Об этом празднестве у нас очень мало известий. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. В тех местах, где должен был находиться вход и выход из города, борозда прерывалась — так обозначалось местонахождение городских ворот. И вооруженные римляне стали хватать пришедших на праздник женщин и уносить их в свой дом как военную добычу. В положенный день Рея Сильвия родила двух крепких мальчиков-близнецов.
Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. Слово remures — почтительное название мертвых как silentes, taciti, quieti. Ромул и Рем собрали по небольшому войску и начали борьбу с царём Амулием. Народ, т. е. Чем больше Ромул правил Римом, тем деспотичнее он становился и если на первоначальном этапе он делил власть с группой старых соратников – патрициев, считавшихся лучшими и первыми гражданами и образовавших Сенат, то впоследствии он просто отдавал сенаторам приказания, как пишет Плутарх, «не справляясь с мнением и желанием сенаторов – вот тут он, по-видимому оскорбил и унизил их до последней степени.
Характер богини ясно выделяется у Акки Ларенции. На старое назначение этого священного дома (curia) проливается свет от имени acculeia. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Деления их, думаем, выходило из того же начала, как деление жрецов Геркулеса. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена».
е. пустую, символическую могилу). Все исполнили рабы так, как велел жестокий царь. Решил Ромул добыть жен для жителей своего города. После смерти Прока на его трон по праву взошел Нумитор, но вскоре Амулий лишил его власти и изгнал, убил всех его сыновей, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой (жрицей богини Весты), а весталки, как известно, должны были давать обеты девственности.
Мы думаем, что автору эллинистического мифа для уподобления Ромула с богом Mars Quirinus или просто Quirinus пришел на помощь тот факт, что Ромула наравне с богом Марсом почему-то другим именем звали Квирином (quirinus). Несмотря на это у Реи Сильвии вскоре родились очаровательные мальчики-близнецы. Стены ее, вероятно, давно исчезли, так что заботиться о ее безопасности имело мало смысла. Второе божество erfo Martio Бюхелер сопоставляет с латинским богом, к которому относится надпись Ker (r)i pocolom (CIL. И входя в город, бросали вероломной женщине браслет, а вслед – щит.
После смерти Тита Тация Ромул царствовал один. pei-, ср. Точно так же поступили и все остальные.
Они заселили Эсквилинский холм. Точно также Эквиррии, до постройки цирка Фламиния справлялись на открытом Марсовом поле. В Альба-Лонге вспыхнуло восстание, во главе которого стали Ромул и Рем. этрусками – древним народом современной Италии.
Ученые полагают, что изготовлена она в 5-ом веке до н. э. Но он ни о первом, как мы видели, ни о другом не думал.
Узнав тайну своего происхождения, братья решили вернуть престол деду Нумитору.
Рема привели к Нумитору и тот спросил юношу, кто он таков и откуда происходит. Беглецы увидели широкую реку, впадавшую в море. Mus. Pompeius, Saufeius, Ateius) произведено от ac-culus или ac-cula. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Римляне бросились на девиц, хватая «без разбору, какая кому попадётся».
«Они, без сомнения, — заключает Швеглер, — заимствованы из круга идей, связанных с культом Фавна-Луперка». В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник) его совершали у подошвы Палатинского холма он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости без сомнения, он был остатком тех времен легендарных времён Ромула, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата.
G. 1, 473 сл. ), праздновались в честь бога Конса (Consus, оттуда Consu-alia, потом, с переходом во 2-ое склонение, Consus, Consi). Ромул был учредителем двух важных и старинных люстраций, Луперкалий и Поплифугий. Как утверждает легенда именно с тех пор в Риме появился обычай с похищением невесты. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. gentis Rom.
p. 88) и Quinctilii, Quintiliani. Произошло это в предположительно в 8-ом веке до н. э. Они и составили римский народ. Легенда о рождении и спасении Ромула и Рема — одна из самых известных в античном мире.
rsc, rsci, behende, hastig, frisch. Были убиты дети и внуки правителя, а дочь Рею Сильвию вынудили стать весталкой – жрицей богини Весты. Все сказание создано из этиологии оно имеет пояснительный характер.
На патрициев пало сильное подозрение. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Благословенный Рим.
Консуалии считались праздником лошадей, мулов и ослов, а Конса чтили в цирке. Ловкость, сила и отвага возмужавших братьев вскоре сделали их знаменитыми. 7, 97), vomer (из vosmer) и т. д. Мы не отрицаем, что главной причиной предпочтения, дававшегося римскими историками имени Целера перед именем Ромула, было желание избавить основателя города от братоубийства, но возможность замены одного имени другим была дана одинаковым смыслом того и другого. Позже мальчиков заметил царский пастух. К «устрашительнице» Турсе обращаются с особенной просьбой привести неприятелей в страх и трепет, ужас и бегство и т. д. Молитва Турсе очень напоминает молитву римскому Ведиовису, которого следовало Бюхелеру присоединить к Паллору и Павору.
Первыми жителями города стали бывшие друзья Ромула, вместе с которыми он пас скот на Палатине, затем к ним стеклось множество молодых людей из ближайших и более отдаленных поселений Альбы и Латия (в основном это были беглецы, как свободные, так и рабы). Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, – пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. lupa – «волчица»). Узнав об этом, Амулий велел бросить Рею Сильвию в реку Тибр. osmen у Варрона de l. l.
Предпочтение было отдано Ромулу. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. остановиться, быть спокойным16. Не найдено такого исходного пункта из которого могли развиться все главные черты легенды.
-, санскр. и -. Рем то издевался над работой брата, то портил её. Другие, наконец, называют его Inuus.
После заключения мира римляне и сабиняне объединились в один народ. Эта-то воинственная часть культа всего легче могла сократиться до полного забвения. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь. Однако не успели прорицатели объявить свое решение, как Ромул увидел двенадцать коршунов. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремеслами.
Громко плакали в ней дети: начал их мучить голод. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Рыбе очень понравилось. Бюхелер указывает на очевидное сходство богини Praestota erfia erfier Martier (лат. Никто не хотел отдавать своих дочерей таким людям в жены.
Взявшись за плуг, Ромул начал пропахивать глубокую борозду. Подчеркнутое Швеглером производство слова Consus также сомнительно.
В этом случае таким фактом нужно признать жительство албанцев на целийском холме. Скот, который пасли Ромул, Рем и другие пастухи, принадлежал Амулию. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга.
Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой— мужей прекратить кровопролитие. Альба Лонга играет в сущности очень неважную роль в истории братьев. Относительно характера бога Швеглер приводит два довода. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и.
Сабиняне и римляне заключили мир. 11) На Луперкалиях приносился в жертву один человек, впоследствии прибавился второй, представитель женского пола. Ромул поспешил на помощь брату. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока.
Он строит город по всем необходимым правилам. Бог реки Тибра принял ее с любовью и она сделалась его женою. Как все празднество, так и этот обряд получил свое начало от Ромула. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство.
Подземный жертвенник его находился в конце цирка близ поворотных столбов (metae). Автор исторической обработки царской легенды отсутствие города объяснил разрушением. Предводителем войска стал царь Тит Таций. Из слов латинских сюда, вероятно, должно отнести rorarii, как в старину звали легковооруженных, так как они быстрым набегом своим на неприятеля открывали битву (см. G. I 425) такая.
Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма.
Они условились выяснить волю богов гаданием по полёту птиц. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. Завидовал он Нумитору и сам хотел стать царем. Способствовали этому археология и технический прогресс. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий— курионами. По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс.
Вопрос победителю: – Ну, а вы, наверно, тоже работаете врачом. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. На каком основании он первым царем назначил именно Ромула, нами уже было указано.
Тогда и объяснялась причина жительства албанцев в Риме. Основа las встречается в именах Lares, Lara, Larunda и в с. 53 слове lascivus. гр.
6, 34 lupercis nudis februatur populus, id est lustratur antiquom oppidum Palatinum, gregibus humanis (. ) cinctum)3. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Братья начали спорить.
Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Другие авторы его называют Фавном, а греческие с. 22 Паном. Но был у него младший брат Амулий, человек жестокий и коварный. Дети росли на природе и стали сильными и ловкими воинами.
Государи почитали друг друга и правили в полном согласии. Невдалеке от Рима жило в нескольких деревнях племя сабинян и Ромул пригласил их в Рим на праздник.
Так Ромул выполнил свой долг, убив родного брата. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Выросли близнецы, стали сильными и красивыми юношами.
Однажды ветер пригнал их к берегу. С решением ее однако связан и верный взгляд на образ Рема. Может быть, этот священный дом просто древняя святыня Акки. Похоронив Рема, Ромул самым тщательным образом выполнил предписанный богами обряд основания города.
В дополнении особенно нуждается одна сторона культа Луперка. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города. Сам Нумитор не стал бы затевать борьбу за власть, но у него подрастали сыновья, которые могли потребовать возвращения им власти, коварно отнятой у отца.
Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Не погибли и ее сыновья, так как вода вскоре спала и корзина очутилась на суше. ac — быть скорым). (Исихий).
У ворот воздвигали статую бога, по верному замечанию Унгера, потому, что там ему всего лучше было исполнять роль защитника города или крепости (praesidium urbis, castri). lash — того же значения, в готск. Рем первым увидел шесть пролетавших коршунов. Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. Умилостивительная жертва, которая выливалась в подземную яму, с. 54 похожую, вероятно, на яму Конса, напоминала умилостивительную же жертву покойнице (parentatio).
В бешенстве Ромул выхватил меч и убил Рема. Малютки выросли среди пастухов, сами сделалась пастухами и жили на палатинском холме. Поясняемое таким рассказом данное всегда какой-нибудь имевшийся налицо местный факт.
Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм — колыбель великого города Рима). Согласно Швеглеру (R. папа Геласий. Первым предводителем этого отделения считался Ромул.
Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Во главе их стоял Эней. Особенно хорошо на аппендикс идет щука, сазан и голавль. Он не требует дальнейшего разбора, в виду сделанного уже Швеглером.
Даже Ромул взял себе в жены сабинянку. И очистительную жертву () на Фаргилиях обвешивали едой и виновным весталкам давали хлеб, чтобы не оставаться виноватыми перед жертвою.
Вся традиция согласно говорит, что Рем убит по той причине, что он не уважал построенных Ромулом укреплений. Lupercus на вид с. 27 такое же уменьшительное слово от lupus, как nov-erca от nova. Успевающее отделение звали Fabii, а по другому написание Favii (Pauli exc.
Были в Риме и иные памятные места, связанные с именем его основателя: «хижина», «гробница», та самая смоковница, под которой их с братом кормила волчица (её называли Руминальской, в честь Румины – богини вскармливания детей) и др. Сабиняне и римляне заключили мир. Корреспондент спрашивает победителей, в чем их секрет. Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул— чуть позже— двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). ters, terreo. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог.
И вот однажды завязалась между ними драка. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Этот жрец-правитель (rx от regere, править) с. 37 назначался не иначе, как после обрядового поединка из которого он должен был выйти победителем. Италия.
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Неудивительно, что вот таким образом и образовались названия двух бегущих вперегонку отрядов. Удаляю гланды. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города. Консуалии помещались там удобнее, чем на открытом поле.
Во вторых имя consus производится от основы su, generare, parere. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения. Узнав о своем царском происхождении, Ромул и Рем захотели стать царями, но в то же время они не собирались лишать деда власти или ждать его смерти. Ромул тоже похитил одну из сабинянок – Герсилию, на которой впоследствии женился.
Вследствие этого жители Целия ее считали матерью Ромула, а отцом его Марса, которого чтили на Эквирриях, как покровителя боевых коней (equus bellator). Началась перебранка, нарастало взаимное озлобление. Вскоре царь Ромул поднялся со своего места.
После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер. Они облачились в траурные одежды, плакали, сетовали и жаловались своим царям. Много гостей собралось в Риме.
Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал.
Кроме бега вокруг померия, бегали и по «священной дороге» до форума и обратно. Свергнув с престола Амулия, братья помогли Нумитору вновь стать правителем государства. В предании говорится, что Ромул, став рексом, окружил себя охранниками – ликторами.
Рем радостно вскрикнул — он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Их под священной смоковницей Палатина кормила приемная мать, волчица.
Состязание в беге считалось самым справедливым средством определения жертвы. Приветливая Ларенция могла и отказываться от благосклонности к этой противоположной стороне относился эпитет terrucia, «устрашающая», чем она и муж ее Terrucius сближаются с Консом, римским. rimstu rimti — быть спокойным, тихим, отдыхать, санскр.
Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя. Жители Альба-Лонги под предводительством Ромула освободили Рема и свергли с престола Амулия. Авентинская гора и вылетающие с ее стороны птицы считались авгурами почему-то зловещими.
Похищение сабинянок. Они сошлись с женами и детьми. Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Оскорбленные племена решили отмстить Ромулу и римлянам. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города. » — и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. Справлялось оно в два срока, в начале весны, 27-го февраля и 14-го марта, в честь Марса, за городом, на большом Марсовом поле (Campus Martius). Особенно важно это во время войны или перед началом войны боги наказывают виновный народ поражением, невиновный, чистый награждают победою.
Разумеется, это настроило патрициев против Ромула и они составили заговор. Померий превратился в обрядовую принадлежность Луперкалий. Едва ли получение приза составляло единственную цель предполагаемого нами бега. Легенда о ней слилась с легендой о некоей Tarucia или Turacia. И я тоже однажды попробовал ловить на гланды.
на Палатинском холме. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Фаустул же, услышав, что поймали Рема, рассказал Ромулу все, что знал о его рождении. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. Об этом боге известно, что он считался защитником также и других крепостей, где его тоже уподобляли Фавну-Пану. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Римляне не трогали убегающих и никого не преследовали.
Ромулу ведь приписывалось основание еще других скачек, Эквиррий. В ответ разгневанный Ромул убил его со словами, которые должны были стать проклятием для всех будущих врагов Рима: «Так да погибнет каждый, кто перепрыгнет через мои стены. » Так или иначе, но город получил имя Рим (Рома) в честь Ромула, который и стал первым его царем. Подобный обряд справлялся еще на Марсовом поле, у козьего болота, под смоковницами, называемыми «козьими» (caprificus), в день Nonae Caprotinae. В честь этого события на Капитолийской площади в Капитолийском музее города Рима находится одна из самых известных скульптур мира – бронзовая волчица, кормящая двух младенцев.
Нумитор признал в них своих внуков и без большого труда уговорил их отомстить Амулию. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Но какая там могла быть конница до основания города.
стр. На самом деле это слово, надо полагать, древнелатинское.
Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. 6, 76. Начинаем с бога Луперка, в честь которого праздновались Луперкалии. Это был сигнал.
Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Впрочем и по одной из версий, Ромул не убил Рема. Однако, смысл последнего обряда, может быть, совсем не тот.
Три теленка пойманные первыми приносятся в жертву Турсе от всего народа. Палатинская крепость с очень давних времен потеряла свое прежнее значение. На патрициев пало сильное подозрение. 6) Зародышем города Рима вполне справедливо считался antiquom oppidum Palatinum.
Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда о Ромуле характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе Ромула свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. После Ромула в Риме сменилось шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Суперб (Гордый), которого в 510 г. до н. э. римский народ низложил и изгнал из Рима. Оттуда недалеко до Quir (r)inus (Ker (r)inos. ) Martis f., с которым слился сам Ромул. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков. с. 56 Легенда о них целиком составлена из этиологических мотивов, примыкающих к фактическим римским учреждениям в каждой черте она носит на себе отпечаток узких местных интересов.
Консуалии, рассуждает он (R. Пока шли переговоры, ценин-цы, не дожидаясь других обиженных, в одиночку напали на Рим. На этот плач прибежала из леса волчица.
Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. «Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Рим прославился как город разбойников и беглецов. Колебание традиции обыкновенно, в том числе и Швеглером (R. Большие части он назвал трибами, а меньшие— куриями.
В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Пустынны и безлюдны были в ту пору эти места. Он подобрал детей и воспитал их. Это правило хотели подкрепить каким-нибудь с. 39 внушительным примером. dyu dyauti).
Сабины все предавались любопытному зрелищу и не думали стеречь своих дочерей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Aen.
Магистрат сопровождается двумя глашатаями (prinovati, по Бюхелеру praenovatores). Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов).
По этим «лучикам» в столицу плыли неимоверные богатства, текли реки беженцев, которые оседали в пригороде и благодаря усилию которых город разрастался с неимоверной быстротой. Значению бога должно было соответствовать и значение его имени. Мы потом подробнее остановимся на отношении двух братьев к подчиненным отрядам луперков. Она заимствована от греков, под влиянием которых, может быть, Эннием сочинен этот миф. Нашли такую – по имени Тарпея. Основа rem- в Remus вполне отлична от remor- (mor-).
38 лет он вёл победоносные войны с соседями и раздавал народу завоёванные земли. Оттуда вела дорога (clivus Victoriae) на палатинскую гору до святыни Виктории, находящейся опять совсем недалеко от Луперкала. Hist. В самый разгар веселья Ромул снял с себя плащ, тем самым подав условный знак. С течением времени поселения разрастались и в конечном итоге слились в одно целое.
Сам Ромул взял себе в жены сабинянку Герсилию. с. 43 Убиением Рема довершается укрепление Рима, caeso moenia firma Remo (Проперций 3, 9, 50). Обрядовый костюм луперков, опоясывание мехами, напоминал собой пастушеский костюм. Ему посвящена одна замечательная статья Унгера (Rhein.
Это была Италия, а местность называлась Лацием. Ромулу и Рему приписывали первое устройство этого жертвоприношения (см.
Larentinalia). Устройство этой жертвы, как и всей обстановки скачек, приписывалось Ромулу.
Триста лет прошло с той поры, как Эней прибыл в Италию. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима.
Широко известна бронзовая скульптурная группа «Капитолийская волчица»: статуя самой волчицы — этрусская работа начала 5 в. до н. э., а в 15 в. Поллайоло выполнил фигурки Ромула и Рема, дополнившие эту скульптуру. Faviani et Quintiliani appellabantur luperci, a Favio et Quintilio praepositis suis). Третье празднество, Ambarvia или Ambarvalia, первоначально состояло из очистительного обхода полей (arva), всей полевой территории, прилежавшей в старые времена к городу Риму. В случае наводнений этого поля, Эквиррии переносились на малое Марсово поле (Martialis campus, campus minor) находившееся на целийском холме24.
И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. Ромул стал царем объединенных народов. Возвращаемся к вопросу: какое отношение Ромул имел к скачкам — Консуалий и Эквиррий. Об обрядах этих Poplifugia нам еще придется говорить по поводу легенды о смерти Ромула. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула.
Из двенадцати данных пунктов мог уже сложиться связный исторически рассказ, который по объему мало отличался от дошедшей до нас истории близнецов. В таком случае favii назывались бы успевающие луперки.
Жертвою, как и на Луперкалиях, служила коза она закалывалась ritu humano в замену человека, для искупления римского народа. На жертву употребляли прямо сок смоковниц. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга.
1, 563) пустить, отпускать. Воспользовавшись предательством Тарпеи, сабиняне проникли в римский Акрополь и Ромулу и его соратникам пришлось бежать из города. Очищение производилось козьими шкурами, вот таким образом и носившими обрядовое название februa. Едва родившись, они поразили царя Амулия: от них исходила какая-то непонятная сила.
«Ромул и Рем с волчицей и пастухами» изображены на рельефном алтаре 125 г. н. э., найденном и хранящемся в Остии. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. После этого по сигналу Ромула римляне напали на сабинян и захватили в плен множество девушек, на которых насильно женились (то есть фактически их изнасиловали, а в качестве «компенсации морального вреда» или «компенсации за потерю девственности» вступили после изнасилования в законный брак).
зал. Вдруг Ромул со своими дружинниками бросились на девиц и увезли их. Эта мать считалась албанкой. Если это не пустое ученое заключение из некоторого сходства между римскими Консуалиями и аркадскими Гиппократиями (), на которые указывается Дионисием, то Луперкалиям и Консуалиям придавали одно общее начало, как в греческой легенде, так и в римской.
Таким образом женщины спасли Рим. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран. Швеглер затем ищет объяснения имени Рема, но без результата.
Но боги не позволили братьям умереть: корзину прибило к берегу, где детей спасла от голодной смерти волчица, напоив своим молоком. Они заселили Эсквилинский холм. Хорошим примером подобного сокращения старинных обрядов может служить священнодействие полевой братии (fratres arvales). Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора.
Однажды царь просто исчез. По показанию Дионисия (1, 33), Консуалии были устроены Евандром, греческим основателем Луперкалий. Из большого числа объяснений этого мифологического факта, нам кажется, самое простое и вероятное объяснение, найденное Г. Иорданом8. И как только юноша остановил упряжку, он начал воздвигать стену. Сюда наверное относится и имя Ac-ca, прилагательное с суффиксом — co (см.
На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). «Так в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти и отсюда – недостойная распря, родившаяся из вполне мирного начала», – пишет Тит Ливии. т. 36, стр. Два имени богини выражают синонимичные понятия последние составлены по тому же принципу, как например Aius Locutius или Vica Pota, Anna Perenna и т. п. Мы не сомневаемся, что Илия или Рея26 была абсолютно такая же богиня-покровительница бегов и скачек, как и Акка Ларенция. Тут братья Ромул и Рем заменяются двумя предводителями, которые не братья.
В легенде Рем (тихий), представитель квинктилиев (медлителей), убивается быстрым (Celer, Romulus) или начальником фабиев (Favius, praepositus Favianorum). Он одет в авгурский костюм, при описании которого мы вспоминаем об авгурстве Ромула вообще и в особенности о введенном им, по преданию, костюме cinctus Gabinus.
Так решилась проблема с женщинами и приростом населения. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата.
Одна часть предания образовалась из отвлеченного понятия основателя-эпонима города Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Скорым временем братья поссорились. Так, поэт Рутилий Намациан (I, 231) описывает изображение Инуя с рожками на голове и в костюме пастуха, стоявшее перед воротами старой разрушенной крепости в южной Этрурии, Castrum Inui.
Затем Ромул взялся за плуг и закончил начатое. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен население города на Палатинском холме было сабинское впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями они были необходимы для Рима из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma).
Знатные люди из которых избирались члены братии со времен Августа, по меткому замечанию Иордана9, с. 31 находили неудобным совершать весь обход и сократили его. «Так будет с каждым, кто посмеет стены моего города» — произнес он над трупом брата.
Городом Альба-Лонга из поколения в поколение правили потомки Энея. Едва придя на место, он тут же увидел в небе шесть коршунов, сообщил об этом прорицателям и потребовал, чтобы его объявили победителем.
Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. p. 276 r. a. Форма Favius хорошо подошла бы к именам приемных его родителей, Favola (Акка Ларенция) и Faustulus она также подходит и к сущности дела. Когда Рем и Ромул выросли, названый отец раскрыл им тайну их рождения. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Так называемые tabulae Iguvinae, как известно, были найдены в 1444 году и изданы в последний раз Бюхелером (Umbrica, Bonnae 1887), с прекрасным ученым комментарием. Однако в процессе решения: «где строить город. », «чьим именем его назвать. » и «кому править. », между братьями разгорелась очень сильная ссора.
Имя это, говорит он, остается нерешенной загадкой. Женщины этого племени славились своей красотой. Шипящее s в ros-mulus исчезло перед m, как например в словах omen (др. 4) Луперки делились на два отделения или отряда, Fabii и Quinctilii. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц.
Однажды, в одной из стычек, Рем был схвачен пастухами Нумитора. Остановимся на данном факте, засвидетельствованном лучшим воспроизведением летописи, рассказом Ливия (1, 30), на факте, что жители Целия считались албанцами. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator) и бегущие римляне остановились.
.