Все заканчивается кровавым поединком, во время которого Ромул убивает своего брата.
С глашатаями вместе магистрат отправляется сначала к северному концу городского померия и, пересчитав все соседние враждебные народы (Тадинаты, Туски, Нарки, Япуды), всем иностранцам приказывает удалиться. Культ Луперка был сосредоточен в одном священном гроте (Lupercal), лежавшем на склоне палатинского холма.
Приносилось в жертву молоко, чтобы его с излишком доставалось сосункам. Деления их, думаем, выходило из того же начала, как деление жрецов Геркулеса. «Так будет с каждым, кто посмеет стены моего города» — произнес он над трупом брата. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул— чуть позже— двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима).
pnuria лишение, недостаток, голод12, гр. Возвращение Ромула в Рим прошло торжественно. Первым предводителем этого отделения считался Ромул. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга.
Из того, что они справлялись в честь Марса, позволено будет предположить, что очищались на них специально боевые кони. Римляне не трогали убегающих и никого не преследовали. dyu dyauti). Плин.
Римляне разбили их порознь. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными.
Сабиняне и римляне заключили мир. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. с. 43 Убиением Рема довершается укрепление Рима, caeso moenia firma Remo (Проперций 3, 9, 50). Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм – колыбель великого города Рима).
И тут опоздавшие Пинарии остаются без жертвенного мяса. Консуалии считались праздником лошадей, мулов и ослов, а Конса чтили в цирке. Благословенный Рим.
Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. Основа las встречается в именах Lares, Lara, Larunda и в с. 53 слове lascivus. Это был сигнал.
Напоминаем древнелатинские глоссы у Плацида (acu pedum, velocitate pedum и acupedius, от осн. Два брата родились близнецами. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог.
На помощь Рему поспешил его брат Ромул с большим отрядом единомышленников. Консуалии, рассуждает он (R. Подобный обряд справлялся еще на Марсовом поле, у козьего болота, под смоковницами, называемыми «козьими» (caprificus), в день Nonae Caprotinae.
Преллера, R. M. Вскоре царь Ромул поднялся со своего места. G. 1, 532—537). По этим «лучикам» в столицу плыли неимоверные богатства, текли реки беженцев, которые оседали в пригороде и благодаря усилию которых город разрастался с неимоверной быстротой. По мнению Унгера, палатинский бог-защитник близко сходился с капитолийским Vediovis.
ters, terreo. Получив повсюду отказ, Ромул прибегнул к хитрости. Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц.
Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Acculeius посредством суффикса eius или ejus (см. Из того же оттенка вышел рассказ, что Акка Ларенция была meretrix и любовница Геркулеса. Колебание традиции обыкновенно, в том числе и Швеглером (R.
lupus – волк. Он устроил праздник в честь бога Конса (Консуалии) и пригласил на него соседей. По показанию Дионисия (1, 33), Консуалии были устроены Евандром, греческим основателем Луперкалий. ac — быть скорым). Если принять во внимание три варианта традиции об убийце Рема, то они сводятся к тому преданию, что Рема, то есть тихого, служившего примером первого Квинктилия, члена отряда отстающего при беге луперков, убил «скорый» или поспевающий первым Фавий.
Звали его Ромул Августул (т. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. У первого (Ann. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец.
В честь этой находки был объявлен праздник с играми. Та же судьба ждала и ее детей. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.
Ромулу пришлось провести увещевательную беседу. Что касается основания Рима Ромулом и Ремом, то, по-видимому, Рим вообще не был «основан». ludi Romani и romulus скорый, roma бег. ). Сабины все предавались любопытному зрелищу и не думали стеречь своих дочерей. Вторые пределы города, когда он распространился уже на четыре части (regiones), обходились 15-го мая процессией с так называемыми Argei.
Aen. Он снял и свернул пурпурный плащ, а потом вновь накинул его себе на плечи.
Следы плебейского духа заметны и в других чертах исторической обработки предания о царях. Большие части он назвал трибами, а меньшие— куриями. -, санскр. Этот жрец-правитель (rx от regere, править) с. 37 назначался не иначе, как после обрядового поединка из которого он должен был выйти победителем. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и. Эта мать считалась албанкой. Ловкость, сила и отвага возмужавших братьев вскоре сделали их знаменитыми. Ученые полагают, что изготовлена она в 5-ом веке до н. э. В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник) его совершали у подошвы Палатинского холма он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости без сомнения, он был остатком тех времен легендарных времён Ромула, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города.
От нечистой силы и бешенства избавлялись и лошади на Консуалиях. Рем заинтересовал бывшего правителя. 5) Ромул и Рем со своими товарищами до основания города вели пастушескую жизнь. Мы, несогласно Унгеру, производим слово Inuus от основы i-, «идти», с суффиксом настоящего с. 23 времени и отъименной приметой u (v) (ср. Эта жертва самая основная часть обряда бега, может быть, первоначально служили только для определения жертвы. Посредством хитрости они овладели крепостью Капитолийского холма: Тарпея, дочь начальника крепости, обольстилась золотыми уборами сабинян и отворила им ворота, условившись с ними о награде.
Мольбы женщин тронули закаленные сердца воинов, враждующие стороны заключили мир. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Разнесли они окровавленные члены домой, спрятав их в своей одежде, а потом тайком зарыли. Ромул, совершивший обряд основания города по всем. этрусками – древним народом современной Италии.
Другие авторы его называют Фавном, а греческие с. 22 Паном. На самом деле это слово, надо полагать, древнелатинское.
Это правило хотели подкрепить каким-нибудь с. 39 внушительным примером. 7, 97), vomer (из vosmer) и т. д. Мы не отрицаем, что главной причиной предпочтения, дававшегося римскими историками имени Целера перед именем Ромула, было желание избавить основателя города от братоубийства, но возможность замены одного имени другим была дана одинаковым смыслом того и другого. Они облачились в траурные одежды, плакали, сетовали и жаловались своим царям. Как утверждает легенда именно с тех пор в Риме появился обычай с похищением невесты.
В легенде Рем (тихий), представитель квинктилиев (медлителей), убивается быстрым (Celer, Romulus) или начальником фабиев (Favius, praepositus Favianorum). Одна часть предания образовалась из отвлеченного понятия основателя-эпонима города Рима. Дильс (Sibyllinische Bltter, стр.
Амулий отдал приказ закопать Сильвию живой (таковым было наказание для весталок за нарушение обета безбрачия в древнем Риме), а детей бросить в реку. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В предании говорится, что Ромул, став рексом, окружил себя охранниками – ликторами. G. I 420)вот таким образом предполагает, что толкование имени Romulus в смысле «грудной младенец» было прямым поводом к образованию легенды о кормлении близнецов.
53) человеческую жертву Луперкалий сопоставляет с обычаем, неоднократно применявшимся в Риме во время войны или перед войной, приносить жертву и зарывать в землю двух представителей иностранного народа (Graecus Graeca, Gallus Galla). При этом, жертва представляла неприятеля. К «устрашительнице» Турсе обращаются с особенной просьбой привести неприятелей в страх и трепет, ужас и бегство и т. д. Молитва Турсе очень напоминает молитву римскому Ведиовису, которого следовало Бюхелеру присоединить к Паллору и Павору.
Сабиняне и римляне заключили мир. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Для этого, вероятно, раздирали на куски жертвенное мясо, что, как известно, делалось также в Греции, в культе Диониса. После этого братья твердо решили покарать Амулия. После смерти Прока на его трон по праву взошел Нумитор, но вскоре Амулий лишил его власти и изгнал, убил всех его сыновей, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой (жрицей богини Весты), а весталки, как известно, должны были давать обеты девственности.
osmen у Варрона de l. l. Ему посвящена одна замечательная статья Унгера (Rhein.
Предание рассказывает об этом следующим образом. Этому именно богу, думает Унгер, поклонялись римляне, уповая на него как на защитника палатинской крепости от неприятелей, почему святой грот его и находился близ старинной святыни Виктории, где одна тропинка (clivus Victoria) позволяла неприятелям подниматься на вершину холма. p. 276 r. a. in inv заставлять кого-нибудь ходить, приводить в ход, гнать).
Mus. Культ этого «преследователя», по преданию, опять устроен Ромулом. Впрочем, жителей он ничем не обидел, а только приказал им снести свои дома и перебраться в Рим, где они сразу получили все права гражданства. Согласно второй версии, Ромула убили патриции за то, что он пытался ограничить их власть и римляне торжественно похоронили его на Форуме. «Так в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти и отсюда – недостойная распря, родившаяся из вполне мирного начала», – пишет Тит Ливии. В старое время, может быть, к культу Геркулеса Виктора принадлежал обрядовый бег жрецов.
С этим богом-покровителем победителей на играх, Акка Ларенция как-то была связана, как надо думать, по сходству обоюдных обязанностей — покровительства победителям. Действительно, куда же могут приводить все дороги государства, если не в его столицу. И в том и в другом случае мы имеем дело с «царём», вознёсшимся на небеса. Мы считаем вероятным, что причину, почему он устроил parentatio Акке и Фавстулу, находили в том, что они были его родителями (parentes). Этот бог покровительствовал рождению плодов и детей.
--, ср. Судя по археологическим находкам, древнейшее поселение на земле Рима можно датировать примерно 10 в. до н. э. Следы его были найдены на холме Палатин — это согласуется с данными мифологии и римской традиции. В дополнении особенно нуждается одна сторона культа Луперка. Позже были заселены Аветинский, Капитолийский и другие холмы. rimis — покой, лит.
И вот таким образом когда вскоре он внезапно исчез, подозрения и наветы пали на сенат. ram — переход. После заключения мира римляне и сабиняне объединились в один народ.
Сабиняне и римляне заключили мир. r бегать, заставлять бежать, давать свободу бегать. Buech. : completo timore tremore, fuga formidine, nive nimbo, fragore furore, senio servitio) Церф Марсов, Престота, Турса, будьте благосклонны и даруйте мир народу Игувийскому, городу Игувию, первенствующим его, опоясанным» и т. д. После этой молитвы магистрат возглашает: «Вперед, Игувийцы. » Потом он, повторив обход всего народа с. 33 с жертвами, возвращается к термину и так поступает трижды затем следует приношение жертв, от имени народа, Церфу Марсову, у одного источника.
Падали сраженные мечами и стрелами воины, текли реки крови. Жертвою, как и на Луперкалиях, служила коза она закалывалась ritu humano в замену человека, для искупления римского народа. Вот таким образом греки с. 50 его и сравнивали со своим скаковым богом, Neptunus Equester.
Близнецы Ромул и Рем тоже были брошены в реку но Тибр, бывший тогда в разливе, принес к подошве Палатинского холма колыбель, в которой они были пущены на воду колыбель остановилась у берега под руминальской смоковницей близ священной пещеры Луперка. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. К ним примыкали люди, которым надоело жестокое правительство Амулия. После его смерти Ромул соединил в своих руках единую верховную власть.
Жрецы, спугнувши двенадцать телят, гонятся за ними по форуму. Померий превратился в обрядовую принадлежность Луперкалий. Несмотря на строгую консервативность римлян относительно своих старинных религиозных обрядов, все-таки могли быть забыты и упразднены некоторые обряды, не соответствовавшие более культурному духу времени (например, многочисленные человеческие жертвы древнейших веков) или потерявшие реальную свою подкладку.
Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. В это время к реке, чтобы утолить жажду, подошла волчица, у которой недавно родились волчата. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить Ромула, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению.
Ромул мог считаться основателем скачек еще по другой причине, по своему имени. В бешенстве Ромул выхватил меч и убил Рема. Пастух хотел броситься на помощь, так как подумал, что зверь сожрет детей, но остановился, пораженный необыкновенным зрелищем. Ну а про выражение «hominum homini lupus est» («человек человеку – волк») не слышал наверно только ленивый.
Римская легендарная история рассказывает о братьях Ромуле и Реме и происхождении Рима так. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог. --, -, -, ()- ) др. -в. -н. G. I 425) такая.
«Они, без сомнения, — заключает Швеглер, — заимствованы из круга идей, связанных с культом Фавна-Луперка». Стены ее, вероятно, давно исчезли, так что заботиться о ее безопасности имело мало смысла. 4-е изд. Празднество это, между тем, одно из древнейших римских празднеств. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема.
38 лет он вёл победоносные войны с соседями и раздавал народу завоёванные земли. зал. В окрестностях было семь холмов. (Исихий).
У Акки, кроме любовника Геркулеса и мужа Фавстула, еще второй любовник и муж Tarutius, Tarrucius. Недалеко находилась и ara maxima, жертвенник Геркулеса Победителя. Эта-то воинственная часть культа всего легче могла сократиться до полного забвения.
Игувийский жреческий магистрат дело люстрации начинает с ауспиция. Остановимся на данном факте, засвидетельствованном лучшим воспроизведением летописи, рассказом Ливия (1, 30), на факте, что жители Целия считались албанцами. Рем то издевался над работой брата, то портил её. Он во что бы то ни стало хотел свергнуть власть брата своего Нумитора и в конце концов это ему удалось. Характер богини ясно выделяется у Акки Ларенции.
Ему по значению с. 34 соответствовал, как выше сказано, Inuus, «гонитель» палатинской крепости. Pompeius, Saufeius, Ateius) произведено от ac-culus или ac-cula. Нумитор признал в них своих внуков и без большого труда уговорил их отомстить Амулию. Дождавшись ухода волчицы, он отнес мальчиков к себе домой и дал им имена Ромул и Рема. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора.
Совпадением двух легенд доказывается, что то и другое событие поневоле должно приписать одному и тому же деятелю. Однако, смысл последнего обряда, может быть, совсем не тот. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города. » – и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. Так как и святыня и смоковница Румины находились у грота Луперка, а устройство Луперкалий приписывалось близнецам, то, во-первых, жертвоприношение молоком pro lactentibus стали приписывать тем же близнецам. Они заселили Эсквелинский холм.
– Прим. Однако тут же компрометирует себя, решая съесть потроха козы, принесенной в жертву богу Фавну (праздник Луперкалий устраивали у священного грота Фавна именно там когда-то волчица подобрала и спасла мальчиков). Она напоминает римлянам о легенде основания их родного города.
В этом случае таким фактом нужно признать жительство албанцев на целийском холме. В Ромуле олицетворялось мужество, в Нуме – уважение к богам. Рем якобы в насмешку над братом перескочил через будущие стены и Ромул в гневе убил его, воскликнув при этом: «Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены».
Разумеется, это настроило патрициев против Ромула и они составили заговор. Ромул и Рем росли пастухами и выросли такие прекрасные и сильные, что все товарищи слушались их. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Larentinalia).
Шипящее s в ros-mulus исчезло перед m, как например в словах omen (др. В старину эта человеческая жертва избиралась из числа луперков. После Ромула в Риме сменилось шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Суперб (Гордый), которого в 510 г. до н. э. римский народ низложил и изгнал из Рима. rsc, rsci, behende, hastig, frisch. Лишь чудом дело обошлось без кровопролития и сторонам удалось договориться. стр.
От той же основы rei (бегать, течь, утекать)25, вероятно, производятся rivus и rus, «». До нас дошла, как известно, еще вторая легенда об основании Луперкалий, с. 46 сочиненная каким-то греческим автором — сказание об Евандре хотя оно абсолютно независимо от легенды луперков, но и этому мифологическому основателю Луперкалий в то же время приписано основание первого города на палатинском холме. Фест утверждает, что это делалось ob frugum eventum (Paul. 2, 36).
13), от cunctari. Здесь мы ограничимся несколькими словами. Соименные с богом жрецы, luperci, germani Luperci, делились на два отряда: Fabii, Faviani (Paul.
Ромулу ведь приписывалось основание еще других скачек, Эквиррий. У ворот воздвигали статую бога, по верному замечанию Унгера, потому, что там ему всего лучше было исполнять роль защитника города или крепости (praesidium urbis, castri).
Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Имя это, говорит он, остается нерешенной загадкой. К этой стороне ее характера, вероятно, относилось и жертвоприношение 15-го декабря. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. С одной стороны, ему поклонялись как спасателю от болезней, неплодия и другой порчи (Lupercus), с другой же, он под именем Inuus (гонитель) считался защитником крепости от неприятельских нападений.
Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация, пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Наконец, легенда об убийстве Ромулом родного брата очень напоминает библейскую историю о Каине, убившем родного брата Авеля. Похищенные и обесчещенные девицы рыдали и последними словами ругали своих обидчиков.
Италия. Река, полноводная из-за обильных дождей, вышла из берегов и корзина запуталась в корнях смоковницы (ficus ruminalis, руминальская смоковница) в районе Палатинского холма.
Так она получила смерть за измену. Эта замена особенно необходима, если провинилось целое общество. Но откуда же взялся этот Целер. На сей раз речь идет о пещере, выявленной при помощи лазерного сканера, который и передал первые изображения.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. pei-, ср. Состязание в беге считалось самым справедливым средством определения жертвы. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков.
Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. За нарушение обеда безбрачия, как правило, весталка приговаривалась к смерти. С решением ее однако связан и верный взгляд на образ Рема.
Кроме коз на Луперкалиях приносили в жертву еще собаку. Авентинская гора и вылетающие с ее стороны птицы считались авгурами почему-то зловещими. К тому времени Рим уже стал столицей могущественной Римской империи и превратился в один из самых больших и красивейших городов мира. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула.
v. 100 Mlller) Ромул, убивая брата, произносит: «Ни один смертный этого впредь не будет делать безнаказанно и не ты ибо за это в наказание мне отдашь свою теплую кровь». Слуга, положив братьев в лохань, покорно отправился к Тибру. — спокойно, тихо,, гот. Легенда о ней слилась с легендой о некоей Tarucia или Turacia.
Ромул идет за плугом с покрытой головой, а тога его повязана необычным способом – по особо торжественному случаю. Ромул дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Подземный жертвенник его находился в конце цирка близ поворотных столбов (metae).
Следовательно, отстававшие луперки, тише бегающие именовались «мешкотными»14. Тут братья Ромул и Рем заменяются двумя предводителями, которые не братья. На старое назначение этого священного дома (curia) проливается свет от имени acculeia. Едва ли получение приза составляло единственную цель предполагаемого нами бега. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.
Если положиться на господствующую теорию, то нет никаких особенных затруднений. 1, 563) пустить, отпускать. Его сын Асканий (он же Юл) основал город Альба Лонга и положил начало новой династии. 50 сл. ), результаты которой мы позволяем себе повторить в кратких словах. Во время праздника Луперкалий (это когда мужчины надевали на себя козьи шкуры, бегали наперегонки и стегали сыромятными ремнями беременных женщин, чтобы те легче разрешались от бремени) Рем приходит к финишу первым. Автор исторической обработки царской легенды отсутствие города объяснил разрушением.
Не следует ли с этим фактом сопоставить участвующего в люстрации Ромула у козьего болота возвестителя Proculus Iulius (procolos, от procalare, ). Какая связь между именем или существенным значением Ромула и этим празднеством. Затем, поделив вновь каждую из трёх частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Они заселили Эсквилинский холм.
е. дословно — «Ромул Императорчик или Императришка» — так его прозвали за несамостоятельность и короткий срок правления). 8, 443 alli deum bellicosissimum). Третье божество умбрийской люстрации Tursa erfia erfier Martier.
Малютки выросли среди пастухов, сами сделалась пастухами и жили на палатинском холме. pei-or pssimus). ред. ). 46). Всё время, пока Ромул шёл за плугом, люди собирали камни.
В самый разгар веселья Ромул снял с себя плащ, тем самым подав условный знак. Мы думаем потому, что имя прилагательное celer одного значения со словом romulus. Однако в целом история римских царей (и ранней Республики) остается легендарной, а Ромул — мифической личностью. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков.
На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Как объяснить албанское происхождение близнецов. Август построил свою резиденцию (которая в настоящее время реставрируется и будет открыта для посетителей в феврале будущего года) на Палатинском холме, в том месте, где находился Луперкалий: уникальное место как для основателя античного города, так и для основателя нового города.
санскр. Похищение сабинянок и последовавшие за этим события — тема картин «Похищение сабинянок» и «Примирение римлян с сабинянами» Рубенса (1632—1640), «Похищение сабинянок» Пуссена (1635), большого полотна «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» Давида (1799), «Похищение сабинянок» Пикассо (1962, Национальная галерея в Праге) из статуй назовем «Похищение сабинянки» Джамболоньи (1559).
las-civus, а также например гр. Однажды пастух стад Амулия, Фаустул, увидел волчицу с двумя мальчиками. gentis Rom. Знатные римляне молча выслушивали приказы и расходились, обладая, как пишет Плутарх, «единственным преимуществом перед народом – правом первыми узнать то, что решил царь».
Так, поэт Рутилий Намациан (I, 231) описывает изображение Инуя с рожками на голове и в костюме пастуха, стоявшее перед воротами старой разрушенной крепости в южной Этрурии, Castrum Inui. Рея Сильвия направляется в священный лес, случайно встречается с Марсом и отдается ему. Устройство этой жертвы, как и всей обстановки скачек, приписывалось Ромулу. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). т. 36, стр. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять.
Называли его Lupercus, то есть, по верной догадке Унгера, берегущий от порчи (lues (lua) порча, уничтожение и parco coerceo)1. Конс, во-первых, божество подземное это видно из того, что его жертвенник (ara Consi) был зарыт в землю и открывался только раз в год, к Консуалиям. Затем прилетел дятел и принес в клюве пищу. Рим прославился как город разбойников и беглецов.
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Так это было, как мы видели, в игувийском люстрационном обряде, где приносили в жертву трех отстававших от других телят, которые заменили собой человеческие жертвы. Согласно первой, Ромул был заживо вознесен на небо в огненной колеснице Марса во время традиционного смотра войск у Капрейских болот (на Марсовом поле у Тибра) 17 февраля год неизвестен. Прежние товарищи Ромула и Рема, пастухи соседней местности, присоединились к ним.
Вот таким образом город быстро разросся, хотя поначалу насчитывал не больше тысячи домов. p. 88) и Quinctilii, Quintiliani. Ромул выбрал для наблюдения за проявлением воли богов холм Палатин, а Рем – Авентин. Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов.
rimstu rimti — быть спокойным, тихим, отдыхать, санскр. Самая существенная часть празднества, обход границы, утратилась. На голову ее можно было свалить вину всех и усмирить гнев Конса выдачей ему виновной.
Форма Favius хорошо подошла бы к именам приемных его родителей, Favola (Акка Ларенция) и Faustulus она также подходит и к сущности дела. А так называемая «хижина Ромула» (или «хижина Фаустула») на холме Палатин, которая была бы тесноватой для шестнадцати человек даже в эпоху основания Рима, — не более чем приманка для туристов, так же как и волчица, которую содержит на Капитолии римский сенат в память о чудесном спасении Ромула и Рема.
В ответ разгневанный Ромул убил его со словами, которые должны были стать проклятием для всех будущих врагов Рима: «Так да погибнет каждый, кто перепрыгнет через мои стены. » Так или иначе, но город получил имя Рим (Рома) в честь Ромула, который и стал первым его царем. (Имя Тарпеи стало потом нарицательным и скалу, с которой в Риме сбрасывали преступников, называли Тарпейской). Его назвали Консом — богом света (отсюда и консул — советник и консилиум — совет). Однажды царь просто исчез.
Тогда народ успевающих именовал бы «ловкими». Мы приходим к одному из самых темных пунктов легенды. Славянские слова ласка, ласкати, ласковый доказывают, что настоящее значение основы сводится к понятию «быть приветливым», а затем и «заискивать приветливостью, хотеть, приохочиваться, быть прихотливым, жадным» и т. д. Дурной оттенок основного понятия передает лат. Так решилась проблема с женщинами и приростом населения.
Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен население города на Палатинском холме было сабинское впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Добавим также, что «публичный дом» по-латыни – «lupanarium». По данному знаку римские юноши бросились к сабинским девушкам и похитили их, после чего в срочном порядке сыграли свадьбы (сам Ромул женился на сабинянке Герсилии) и позаботились о том, чтобы Рим не остался без потомства. G. 1, 531), чужда италийских религий.
Не найдено такого исходного пункта из которого могли развиться все главные черты легенды. Городом Альба-Лонга из поколения в поколение правили потомки Энея. Рем радостно вскрикнул – он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Wrterb. Имя «Рим» (на латыни и на италийском — «Рома»), очевидно, этрусского происхождения, а из него, наверное, выведено имя Ромул.
Придя в ярость от его поступка, Ромул в гневе убил брата, воскликнув при этом: «Так погибнет всякий, кто пожелает взять мой город. ». Швеглер затем ищет объяснения имени Рема, но без результата. От этой связи рождаются два близнеца.
В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог. Только позднейшему автору, Плутарху (Ромул 27), наконец приходит в голову мысль о правах наследства он первый сообщает, что Ромул сам отказался от наследства. После этого по сигналу Ромула римляне напали на сабинян и захватили в плен множество девушек, на которых насильно женились (то есть фактически их изнасиловали, а в качестве «компенсации морального вреда» или «компенсации за потерю девственности» вступили после изнасилования в законный брак). () (Фик, Vergl. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее.
Успевающее отделение звали Fabii, а по другому написание Favii (Pauli exc. Сабиняне и римляне заключили мир. Его Бюхелер сравнивает с римскими богами Pavor et Pallor. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Жители трех латинских городов, Ценины, Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян.
Свергнув с престола Амулия, братья помогли Нумитору вновь стать правителем государства. Слово remures — почтительное название мертвых как silentes, taciti, quieti.
p. 220), так как шею жертвы обвешивали хлебами. У Псевдо-Аврелия Виктора (De orig. Разрушение метрополии колонией неслыханное и невозможное дело. Впрочем и по одной из версий, Ромул не убил Рема. Одна часть, Favii, была выше другой саном. Хорошим примером подобного сокращения старинных обрядов может служить священнодействие полевой братии (fratres arvales).
Вот тут-то и происходит неожиданное событие. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Он заметил также и волчицу, которая подошла к этому месту, чтобы напиться. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока.
Все действие кончается одним странным обрядом. Но остановимся здесь. Швеглер (R. Возвращаемся к бегу луперков. 11) На Луперкалиях приносился в жертву один человек, впоследствии прибавился второй, представитель женского пола.
Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Альба Лонга считалась бывшей столицей или главой латинского союза. Ромулу и Рему приписывали первое устройство этого жертвоприношения (см.
С течением времени поселения разрастались и в конечном итоге слились в одно целое. Но остался след другого предания у Иеронима (Chr. Основа las — имеется в гр. Вот таким образом предполагали, что первые римские браки состоялись в его праздник.
Под смоковницей пастухами приносилось в жертву молоко за благополучие животных-сосунков4. Наконец, легенда о вознесении Ромула очень напоминает христианскую легенду о воскресении Иисуса Христа. Тем не менее, Сильвия родила двух сыновей Ромула и Рема от бога войны Марса.
lustus — прихоть. Легенда о рождении и спасении Ромула и Рема — одна из самых известных в античном мире.
Тихий предводитель опаздывающих Квинктилиев убивается, по одному распространенному варианту предания, Целером, «скорым», а по другому Фабием, представителем другого отделения луперков по третьему же варианту, пользующемуся наибольшим авторитетом, родным братом Ромулом. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул.
С сабинами пришлось воевать дольше. Взявшись за плуг, Ромул начал пропахивать глубокую борозду. Второе божество erfo Martio Бюхелер сопоставляет с латинским богом, к которому относится надпись Ker (r)i pocolom (CIL. Улыбкой жертвы выражали, что не сердятся за то, что их убивают. Способствовали этому археология и технический прогресс.
Этим, вероятно, не ограничивалось преимущество одного отряда жрецов перед другим. Он назвал одного мальчика Ромулом, другого — Ремом. 4) Луперки делились на два отделения или отряда, Fabii и Quinctilii. Это сближение, вероятно, объясняется тем, что жрецы бога, луперки, носили меховое облачение, похожее на пастушеский костюм. После падения Трои роду Энея было предназначено править всем троянским народом и (в расширительном истолковании этого пророчества) даже всем миром.
Но пришло время взрослеть, становиться мужчинами и подчиняться правилам. Римлянам нужны были жены, а так как никто из соседей не хотел отдавать своих дочерей в их «разбойничье гнездо» (большинство населения состояло из бывших разбойников, беглых рабов и дезертиров), то Ромул решил пойти на обман. Особенно серьезной была война с сабинами, во главе которых стоял царь Тит Таций. Три теленка пойманные первыми приносятся в жертву Турсе от всего народа. Яма эта называлась mundus.
Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. Из них Larunda имеет вид старого причастия от глаг.
1, 5, 2). Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Старый миф Луперков не заботился о том, кто были родители близнецов. Мы потом подробнее остановимся на отношении двух братьев к подчиненным отрядам луперков.
Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Началось кровопролитное сражение. Волчица, оказавшаяся в этом месте, вскармливает младенцев своим молоком. Только так, демонстрируя смирение, можно получить одобрение богов и заручиться их поддержкой в будущем.
534). На каком основании он первым царем назначил именно Ромула, нами уже было указано. В них повторяются две стороны Акки: Volupia — обрадывающая богиня, а Angerona (от angere) — устрашающая, думаем, лошадей. На самом деле не по примеру Рема убивали неприятеля, посягающего на безопасность крепости, а наоборот, убиение Рема придумано для первого примера убиения неприятеля или представляющего неприятеля человека в обрядах Луперкалий. Этим представлялось возможным довести до определенного конца жизнеописание героя.
Произошло это в предположительно в 8-ом веке до н. э. «Лупа» по-латыни и самка волка и женщина, занимающаяся ремеслом блудницы, но как раз такою женщиной и была жена Фаустула, по имени Акка Ларентия, выкормившая мальчиков». Однако при строительстве города Ромул и Рем поссорились из-за того, кто будет первым царем города и в честь кого он будет назван и в возникшей драке между сторонниками одного и другого Рем был убит. Так называемые tabulae Iguvinae, как известно, были найдены в 1444 году и изданы в последний раз Бюхелером (Umbrica, Bonnae 1887), с прекрасным ученым комментарием. Об этом празднестве у нас очень мало известий.
Относительно характера бога Швеглер приводит два довода. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне. К ним и относились имена бога Lupercus, жрецов Luperci и самого празднества Lupercalia. Тит Таций стал соправителем Ромула. После того пошли на Ромула сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация. Вторые родители близнецов — Марс и Рея или Илия.
Они оба начали править городом и впоследствии стали консулами. Прошёл дождь, древко пустило корни и постепенно превратилось в раскидистое дерево. Но он ни о первом, как мы видели, ни о другом не думал.
Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля, на которой он собирался жить, стала родной почвой. Цель празднества заключалась в религиозном очищении римского народа (lustratio populi Romani), а потому оно близко сходилось с Луперкалиями18. Никакая полная история Рима не могла обойтись без этой истории его царствования. Зато брат его Амулий слыл жестоким, коварным и завистливым.
Оттуда вела дорога (clivus Victoriae) на палатинскую гору до святыни Виктории, находящейся опять совсем недалеко от Луперкала. Эта причина будет, кажется, гораздо проще, чем выдвинутое для объяснения Моммзеном двоевластие консулов. Обрядовый костюм луперков, опоясывание мехами, напоминал собой пастушеский костюм.
Старой полузабытой богине скачек справляли parentatio, причем поминали, вероятно и мужа ее Фавстула. Когда старая палатинская крепость (Varro de l. l. Так Рем попадает в дом своего деда Нумитора.
остановить, задержать, непереход. Их под священной смоковницей Палатина кормила приемная мать, волчица. Вот таким образом мы и считаем ближайшей обязанностью своей остановиться на этой части вопроса, задаваясь рассмотрением тех отношений, в которых находится сказание о близнецах к культу бога Луперка, празднеству Луперкалий и духовной коллегии братьев Луперков. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц.
Время правления двух царей – Ромула и Тита Тация – было непродолжительно. lan eilen спешить, гр. По какой причине, спрашивалось, первых братьев Луперков, Ромула и Рема, назвали волчатами. in auspicio dicuntur quae acturum aliquid remorari compellunt. ). Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator) и бегущие римляне остановились. Инуй был предан бездеятельности.
Так единственным властителем остался Ромул и вновь основанный город получил свое имя в честь оставшегося в живых близнеца — «Рома» или по-русски Рим. Справлялось оно в два срока, в начале весны, 27-го февраля и 14-го марта, в честь Марса, за городом, на большом Марсовом поле (Campus Martius). Как все празднество, так и этот обряд получил свое начало от Ромула. На жертву употребляли прямо сок смоковниц.
Вот таким образом Ромул придумал уловку— через четыре месяца после основания города, 21 августа, он устроил торжественный праздник— Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. Точно также Эквиррии, до постройки цирка Фламиния справлялись на открытом Марсовом поле. Так называемая «гробница Ромула» в северо-западной части Форума, обнаруженная при раскопках в 1899 г., удивительно близка к ее описаниям у древних авторов, но в лучшем случае представляет собой только кенотаф (т. Пастух и его жена Акка Ларентия вырастили близнецов как своих детей.
Бюхелер указывает на очевидное сходство богини Praestota erfia erfier Martier (лат. Началась перебранка, нарастало взаимное озлобление. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Мать Ромула и Рема, Рея Сильвия, была насильно посвящена в весталки своим дядей Амулием, который узурпировал царскую власть у своего брата Нумитора (отца Сильвии) и хотел чтобы у Сильвии не было сыновей, способных лишить его царской власти. Их богатырская стать и сила не на шутку встревожили царя Амулия. 1.
Другое название той же богини Ra из reia, сближаем с санскр. Консуалии помещались там удобнее, чем на открытом поле. Желая придать притязаниям Рима более законный с. 55 вид, первый летописец или кто бы то ни был выдумал, что Рим албанская колония, а основатели и первый царь его был родственником и наследником альбанских царей. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. В luperci вот таким образом усматривали «волчат» (Wlflinge, по переводу Иордана). Значению бога должно было соответствовать и значение его имени. Вот так с научной точки зрения и появился Древний Рим.
Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. К тому же Асканий-Юл тоже мог похвастать божественным происхождением: его отец Эней был сыном богини Венеры (Афродиты), а прадед Дардан — даже сыном верховного бога Зевса.
Обескураженные и растерявшиеся таким поворотом событий мужчины-сабиняне (самый многочисленный народ, живший рядом с Римом) разбежались кто куда, не в силах противостоять вооруженным римлянам – ведь они пришли на праздник без оружия. Все остальное известно: Ромул основал Рим, начался разлад с Рэмом и последний был убит. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой — мужей прекратить кровопролитие. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших или изгнанных из родины это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль). Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков.
Все сказание создано из этиологии оно имеет пояснительный характер. Ромул тоже похитил одну из сабинянок – Герсилию, на которой впоследствии женился. В другом месте приносится жертва Престоте с молитвой: «Обрати всякое зло на город Тадинатов и т. д., будь благосклонна и т. д. народу Игувийскому, предотврати всякое повреждение от его первенствующих, учреждений, людей, скота, полей, отврати всякое зло от народа Игувийского». Может быть, этот священный дом просто древняя святыня Акки. Объединенными племенами сабинян и римлян правили совместно Тит Таций и Ромул.
Датой основания Рима считается 21 апреля 754 (753) г. При Ромуле произошло слияние с сабинской общиной. Римская летопись возвращается к Альбе только по случаю царствования третьего царя. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий— курионами.
Это однако не совсем вероятно, так как не один Ромул, но и Рем по преданию был кормлен под смоковницей Румины. Во вторых имя consus производится от основы su, generare, parere. 6, 76. Относительно уровня земли пещера находится на глубине 16 метров – практически на такой же глубине, что и Циркус Максимус. Он объяснял, как пишет Тит Ливии, что всему виной «высокомерие их отцов, которые отказали соседям в брачных связях что они будут в законном браке, общим с мужьями будет у них имущество, гражданство и – что всего дороже роду людскому – дети пусть лишь смягчат свой гнев и тем, кому жребий отдал их тела, отдадут и души.
Альба Лонга играет в сущности очень неважную роль в истории братьев. Затем Ромул взялся за плуг и закончил начатое. В таком случае favii назывались бы успевающие луперки. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.
Волчица-кормилица, грот Луперков, руминальская смоковница, Фавстул, Акка Ларенция, раздирание Ромула у козьего болота в день Nonae Caprotinae — все эти элементы сказания не произошли из только что упомянутого отвлеченного понятия, но из мифологии. lash — того же значения, в готск. Вот таким образом в Риме не хватало женского населения и тогда в третий год своего царствования Ромул придумал уловку — 21 августа он устроил торжественный праздник — консуалии (праздник в честь бога Конса), с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. Так Ромул выполнил свой долг, убив родного брата. И очистительную жертву () на Фаргилиях обвешивали едой и виновным весталкам давали хлеб, чтобы не оставаться виноватыми перед жертвою. И вот таким образом когда вскоре он внезапно исчез, подозрения и наветы пали на сенат. Пока шла осада, сабины сумели подговорить дочь римского военачальника Спурия Тарпея, которую звали Тарпеей, открыть им крепостные ворота.
Он дал Риму законы и могучие укрепления, войску — организацию, населению — землю и этим заложил фундамент будущего величия и славы римского государства. Очищение производилось козьими шкурами, вот таким образом и носившими обрядовое название februa. гр. Предание у Овидия (Fasti 2. К этому Бюхелер приводит аналогию, что и Ромул во время люстрации народа приносил жертвы у воды козьего болота. С обиды, чтобы досадить брату, Рем несколько раз перескочил через борозду и воскликнул: «Даже младенец переступит эти стены».
В абсолютно другом свете тот же бог является в ученом показании Вергилия (Aen. Народ, т. е.
Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Так как условия не были точно оговорены, спор возобновился с новой силой: Рем ссылался на то, что первым получил знамение, Ромул — на вдвое большее число птиц. лат. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.
Показание Вергилия тем замечательнее, что, по сообщению комментатора Сервия, весь эпизод у Вергилия есть подражание Эннию. Несмотря на это у Реи Сильвии вскоре родились очаровательные мальчики-близнецы. Они заселили Эсквилинский холм. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке». По своему имени Ромул назвал новый город Roma.
Для римлян, как и для нас, существование палатинского укрепленного городка достаточно установлено тем, что до времен императоров в духовной традиции имелись веские данные о протяжении палатинского померия. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка или женщина из царской фамилии Сильвиев). Присоединились к таким речам и вкрадчивые уговоры мужчин извинявших свой поступок любовью и страстью, «а на женскую природу это действует всего сильнее», замечает историк. Многочисленные находки в ходе раскопок помогли ученым многое узнать про основание Рима.
В те времена в Лации (так называлась территория, бывшая когда-то Троей) вспыхнуло восстание. 1) Смоковница Румины (ficus Ruminalis), богини-покровительницы кормления, находилась недалеко от грота Луперка, подле маленькой святыни богини. Другие, наконец, называют его Inuus. Мысль Швеглера (R.
Она понимала под этими словами золотые браслеты сабинян но они вместе с этими уборами стали бросать на нее свои щиты, под тяжестью которых она умерла. быстро двигаться, мчаться, стремиться, бегать (аор. Братья вновь стали спорить. Ей назначили особенное празднество — Larentalia или Larentinalia.
Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. 3) Луперки носили официальное название germani Luperci. 6, 34 lupercis nudis februatur populus, id est lustratur antiquom oppidum Palatinum, gregibus humanis (. ) cinctum)3. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья. Последнее образуется из суффикса mulus, как ae-mulus, sti (g)-mulus, cu-mulus и т. п. и основы rs, которая встречается также в греч.
Только до вчерашнего дня его никак не могли отыскать. Они заселили Эсквилинский холм. Все это принесло им добрую славу. Почему в латинском языке «волк», «волчица», «проститутка» («блудница») и «публичный дом» являются однокоренными словами – науке неизвестно, но факт есть факт. 6, 34 antiquom oppidum Palatinum) давно потеряла свое значение или перестала существовать, тогда, по мнению Унгера, более не скрывали имени бога Inuus (Liv.
Он прибыл на берега Лация, был принят царем Латином и основал город Лавиний. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Подобным обеганием древнейших городских пределов и являются Lupercalia.
Как этой богине, так, вероятно и Илии приносились родительские жертвы (parentalia), учреждение которых приписывалось Ромулу. Вследствие этого жители Целия ее считали матерью Ромула, а отцом его Марса, которого чтили на Эквирриях, как покровителя боевых коней (equus bellator).
Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Если это не пустое ученое заключение из некоторого сходства между римскими Консуалиями и аркадскими Гиппократиями (), на которые указывается Дионисием, то Луперкалиям и Консуалиям придавали одно общее начало, как в греческой легенде, так и в римской. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому.
Бегая с ними вокруг города, луперки сообщали очищение всему обегаемому пространству. Швеглер (R. Ромул заботился об увеличении населения города. Мы думаем, что автору эллинистического мифа для уподобления Ромула с богом Mars Quirinus или просто Quirinus пришел на помощь тот факт, что Ромула наравне с богом Марсом почему-то другим именем звали Квирином (quirinus). Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в культурах других народов.
Ромул был учредителем двух важных и старинных люстраций, Луперкалий и Поплифугий. Faviani et Quintiliani appellabantur luperci, a Favio et Quintilio praepositis suis). В известные сроки производится очищение всей общины, всего города или народа. Пастух Фаустул, пасший у реки царское стадо, увидел у воды корыто с двумя младенцами. Она заимствована от греков, под влиянием которых, может быть, Эннием сочинен этот миф.
Основа rem- в Remus вполне отлична от remor- (mor-). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Римские этимологи (см.
Что-то до боли знакомое было в этом юноше. Государи почитали друг друга и правили в полном согласии. Отожествление Луперка с Марсом доказывает воинственный характер мнимого Пана-Фавна. cas-cus, spur-cus, pau-cus, par-cus и т. п. ), «скорая». Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков.
В случае наводнений этого поля, Эквиррии переносились на малое Марсово поле (Martialis campus, campus minor) находившееся на целийском холме24. Из латинского языка к основе rem- подобрать можно одно только слово remures (откуда Remuria) или, по другому, вероятно народному, произношению, lemures, Lemuria15. Добродушного Нумитора брат не боялся, вот таким образом ему была сохранена жизнь. Обе версии единодушны в том, что после смерти Ромул стал богом и принял имя Квирина.
Место как раз подходит к необходимым условиям. Hist. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем. Однако между ними сразу же разгорелся спор о том, чье имя получит будущий город. е. пустую, символическую могилу).
6) Зародышем города Рима вполне справедливо считался antiquom oppidum Palatinum. Оттуда недалеко до Quir (r)inus (Ker (r)inos. ) Martis f., с которым слился сам Ромул. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Он царствовал со славою тридцать семь лет (1–38 от основания Рима или 753–716доР. Х. ) и внезапно исчез из среды людей. Кто, следовательно, задавался вопросом, кем был очерчен древнейший померий Рима, тому естественно было вывести заключение, что это было сделано тем же самым лицом, кто с. 29 первый устроил бег луперков вокруг померия. Пустынны и безлюдны были в ту пору эти места.
В положенный день Рея Сильвия родила двух крепких мальчиков-близнецов. Были в Риме и иные памятные места, связанные с именем его основателя: «хижина», «гробница», та самая смоковница, под которой их с братом кормила волчица (её называли Руминальской, в честь Румины – богини вскармливания детей) и др. Они сошлись с женами и детьми. Прошло не одно десятилетие, прежде чем эта история получила дальнейшее развитие. Другой Castrum Inui лежал близ Ардеи.
Он провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». папа Геласий. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Тогда и объяснялась причина жительства албанцев в Риме.
Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул., от осн. Альба после разрушения, по данным летописи, даже не присоединяется к владениям римлян, а остается в руках латинов (prisci Latini) автор летописи следовательно отнесся равнодушно и к правам завоевания. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена». Бог реки Тибра принял ее с любовью и она сделалась его женою. Возвращаемся к вопросу: какое отношение Ромул имел к скачкам — Консуалий и Эквиррий. В разгар праздника римская молодежь бросилась на девушек и похитила их. Рем смирился с неудачей, но позавидовал брату и затаил на него злобу. Род Юлиев из которого происходил Август, начал необоснованно (этому способствовали и сочинения Вергилия) возводить себя к Юлу (сыну Энея) и Ромулу, а также к прародительнице Венере и Марсу.
Наша генетическая теория совпадает с теорией Швеглера в том, что и он исходным пунктом древнейшего состава легенды считал культ Фавна Луперка. Подчеркнутое Швеглером производство слова Consus также сомнительно. Consuus Consus (из Con- sovus) сближаем или с санскр. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом.
velites, velox, от vehi). У древних авторов, сколько нам известно, не сказано, какая жертва приносилась этому богу. Нужно однако думать, что на самом деле Larentia, Larentina (как и Lares, Larunda) указывало на приветливый, благосклонный характер богини, что и выражалось другим именем favola, то есть favens. Таким образом женщины спасли Рим.
Фаустул, опасаясь за Рема, рассказывает Ромулу об их царственном происхождении. Однако Рея Сильвия не погибла: речной бог Тиберин не дал ей утонуть и взял ее себе в жены.
Бег вперегонку служил средством для решения, кому быть старшими жрецами, кому младшими. Обоготворенный поэтами Ромул-Квирин таким образом соединился с богом Марсом-Квирином21. Приветливая Ларенция могла и отказываться от благосклонности к этой противоположной стороне относился эпитет terrucia, «устрашающая», чем она и муж ее Terrucius сближаются с Консом, римским. Но какая там могла быть конница до основания города.
Отряд, получивший приз, назывался Potitii, то есть potiti, опоздавший, оставшийся без мяса — Pinarii «голодные» (Peinarii, ср. sava, возбудитель. Оскорбленные племена решили отмстить Ромулу и римлянам. Игувинская люстрация делится на два главных действия.
Как гласит известная поговорка, все дороги ведут в Рим. Магистрат сопровождается двумя глашатаями (prinovati, по Бюхелеру praenovatores). Он не требует дальнейшего разбора, в виду сделанного уже Швеглером. Идея обоготворения, говорит Швеглер (R. И как только юноша остановил упряжку, он начал воздвигать стену. Приверженцы Рема возликовали.
Вот таким образом решили заложить на холме Палатин новый город, еще больший, чем Альба-Лонга. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Согласно легенде их отцом был Марс – бог войны. Широко известна бронзовая скульптурная группа «Капитолийская волчица»: статуя самой волчицы — этрусская работа начала 5 в. до н. э., а в 15 в. Поллайоло выполнил фигурки Ромула и Рема, дополнившие эту скульптуру. У Ливия (1, 7, 3) Ромул говорит: «Так будет поступлено с каждым, кто перескочит через мою стену». Ромул с пастухами убивает царя Амулия. p. 88 Faviani et Quintiliani appellabantur luperci, a Favio et Quintilio praepositis suis). Неудивительно, что вот таким образом и образовались названия двух бегущих вперегонку отрядов.
Рим со временем занял подобное положение в Лациуме. Об обрядах этих Poplifugia нам еще придется говорить по поводу легенды о смерти Ромула. После смерти Тита Тация Ромул царствовал один. Имена эти, вероятно, народные прозвища, ставшие со временем общеупотребительными и даже официальными, вроде Salii — «скакуны» и др.
sava savitar, возбудитель, оживитель или с лат. Пока шли переговоры, ценин-цы, не дожидаясь других обиженных, в одиночку напали на Рим. Узнав об этом, Амулий велел бросить Рею Сильвию в реку Тибр. Это совпадение не могло быть случайным оно объяснялось бы только тем, что между обоими празднествами в старину имелась какая-то тесная связь. Относительно этого мы позволяем себе одну догадку.
nat. Первыми жителями города стали бывшие друзья Ромула, вместе с которыми он пас скот на Палатине, затем к ним стеклось множество молодых людей из ближайших и более отдаленных поселений Альбы и Латия (в основном это были беглецы, как свободные, так и рабы).
на Палатинском холме. Кроме бега вокруг померия, бегали и по «священной дороге» до форума и обратно. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. остановиться, быть спокойным16. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
Город стал называться Римом (по-латински – Roma). Святыня или святая могила Акки Ларенции находилась на Велабре, у подошвы палатинского холма, extra urbem antiquam non longe a porta Romanula (Варрон 6, 24), за воротами старой крепости. Предпочтение было отдано Ромулу. Об имени бога древние авторы довольно странно расходятся.
Если признать предание, что коллегия луперков была учреждена двумя лицами, предводителями двух отрядов, соутробниками (germani), то этим же двум учредителям Луперкалий пришлось бы приписать очерчение древнейшего померия, а так как po-moerium без стены (moirus, murus) вещь невозможная, то ему же принадлежала и постройка древнейшей городской стены, основание древнейшего Рима. — желать, быть прихотливым, санскр. Мы думаем, что и для Консуалий скачки первоначально имели второстепенное значение, они служили средством для определения искупительной жертвы.
Бегали двумя отрядами, как и луперки, причем жертвенное мясо служило призом победителям. Вероятно, брачные союзы между ними были равноправные конечно между ними был союз гостеприимства все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Амулий взбешен: Рея Сильвия приговаривается к смерти, а два младенца обрекаются на гибель. Третье празднество, Ambarvia или Ambarvalia, первоначально состояло из очистительного обхода полей (arva), всей полевой территории, прилежавшей в старые времена к городу Риму. Не погибли и ее сыновья, так как вода вскоре спала и корзина очутилась на суше. Согласно Швеглеру (R.
6. После этого сабины переселились в Рим и образовали с римлянами одно государство. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Однако слуга, вместо того, чтоб убить их, пустил их в корыте по реке Тибр.
Значение его выяснится из сравнения сродных слов других языков: древненем. Палатинская крепость с очень давних времен потеряла свое прежнее значение. Население этого холма принадлежало к трибе люцеров и называлось тоже Albani. Эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями они были необходимы для Рима из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Точно так же поступили и все остальные.
Tursa производится от умбрийской глагольной основы turs, лат. Он строит город по всем необходимым правилам. Сабиняне и римляне заключили мир.
Испуганные и оскорбленные родители бежали, жалуясь на нарушение закона гостеприимства. «Ромул и Рем с волчицей и пастухами» изображены на рельефном алтаре 125 г. н. э., найденном и хранящемся в Остии. На патрициев пало сильное подозрение. Убивал или притворялся, что убивал жертву начальник победителей, старшего отделения жрецов. В городе устроили праздник, на который пригласили соседей.
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Однако не успели прорицатели объявить свое решение, как Ромул увидел двенадцать коршунов. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Для них он отвёл земли Капитолийского холма.
Вот таким образом Ромул придумал уловку— он устроил торжественный праздник— Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. Последние Фавстул со своей женой Фаволой или Аккой Ларенцией — Faustulus и Favola, «споспешествующий» и «споспешествующая», взяты из мифологического цикла бегов.
Начинаем с бога Луперка, в честь которого праздновались Луперкалии. Из этого цикла происходит и его генеалогия. Умилостивительная жертва, которая выливалась в подземную яму, с. 54 похожую, вероятно, на яму Конса, напоминала умилостивительную же жертву покойнице (parentatio).
Сюда наверное относится и имя Ac-ca, прилагательное с суффиксом — co (см. Долго ещё в Риме показывали священное кизиловое дерево Ромула. Lupercus на вид с. 27 такое же уменьшительное слово от lupus, как nov-erca от nova. G. 1, 473 сл. ), праздновались в честь бога Конса (Consus, оттуда Consu-alia, потом, с переходом во 2-ое склонение, Consus, Consi). Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что в ту эпоху, которую предание связывает с именем Ромула, были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине.
Пол исследованный только при помощи технических инструментов, сделан из обожженной глины. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог.
Молились ему, чтобы он вселил в неприятелей «бегство, страх и ужас». Из живописных изображений нужно отметить цикл фресок «Основание Рима» дАрпииа (начало 15 в. ), картины «Ромул и Рем с волчицей» Рубенса (1607—1608), «Ромул после победы над Акроном» Энгра (1812). p. 62. Кому всего более подобало устроить скачки, чем «быстрому», «скорому. » Какое бы ни было звено, соединявшее происхождение Луперкалий с происхождением древних конных ристаний, мы полагаем, что около последнего развился особый цикл мифов, потом присоединившийся к мифическому образу Ромула.
На патрициев пало сильное подозрение. Кроме того и его, подобно Консу, отождествляли с Посидоном. Он устроил праздничные игры в честь бога хлебных запасов Конса (консуалии) и пригласил на них всю округу. и -.
Вдруг Ромул со своими дружинниками бросились на девиц и увезли их. Согласно Титу Ливию, любимым занятием братьев, когда они подросли, стала охота. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Приводим меткое замечание: «лошади, с. 51 бегающие на этих скачках исполняли обрядовое действие».
dsivre (из desevare), desinere, греч. Римляне бросились на девиц, хватая «без разбору, какая кому попадётся». Ромул и Рем собрали по небольшому войску и начали борьбу с царём Амулием. Поясняемое таким рассказом данное всегда какой-нибудь имевшийся налицо местный факт.
Родоначальников братии Луперков выдавали за двух кровных братьев-близнецов, fratres germanos duo geminos, una matre natos et patre uno uno die, говоря словами Плавта о близнецах Менехмах. Затем дед рассказал Ромулу и Рему историю их истинного происхождения.