Умилостивительная жертва, которая выливалась в подземную яму, с. 54 похожую, вероятно, на яму Конса, напоминала умилостивительную же жертву покойнице (parentatio). Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Так, благодаря горожанам, внуки смогли вернуть престол своему деду. Эта мать считалась албанкой. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Широко известна бронзовая скульптурная группа «Капитолийская волчица»: статуя самой волчицы — этрусская работа начала 5 в. до н. э., а в 15 в. Поллайоло выполнил фигурки Ромула и Рема, дополнившие эту скульптуру.
Ромул выбрал для наблюдения за проявлением воли богов холм Палатин, а Рем – Авентин. Амулий решил отдать его на суд Нумитору (на этот раз интересы Нумитора были задеты сильнее) и дерзкий юноша предстал перед очами деда. Обескураженные и растерявшиеся таким поворотом событий мужчины-сабиняне (самый многочисленный народ, живший рядом с Римом) разбежались кто куда, не в силах противостоять вооруженным римлянам – ведь они пришли на праздник без оружия.
История близнецов Ромула и Рема известна от Ливия и Плутарха. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков. Город стал называться Римом (по-латински – Рома).
Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Ромул тоже похитил одну из сабинянок – Герсилию, на которой впоследствии женился. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Подобным обеганием древнейших городских пределов и являются Lupercalia.
После смерти Тита Тация Ромул царствовал один. Этим, вероятно, не ограничивалось преимущество одного отряда жрецов перед другим. Из этого цикла происходит и его генеалогия. Молились ему, чтобы он вселил в неприятелей «бегство, страх и ужас».
Он устроил праздник в честь бога Конса (Консуалии) и пригласил на него соседей. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.
Мы не имеем права утверждать, что октябрьского коня приносили в жертву — как представителя других, может быть, боевых коней. Отряд, получивший приз, назывался Potitii, то есть potiti, опоздавший, оставшийся без мяса — Pinarii «голодные» (Peinarii, ср. Приверженцы Рема возликовали. Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне.
Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Самая существенная часть празднества, обход границы, утратилась. Следы плебейского духа заметны и в других чертах исторической обработки предания о царях.
Так Ромул выполнил свой долг, убив родного брата. С решением ее однако связан и верный взгляд на образ Рема. В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник) его совершали у подошвы Палатинского холма он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости без сомнения, он был остатком тех времен легендарных времён Ромула, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города.
Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Ромул плугом проложил одну борозду вокруг Палатина, наметив границы селения.
Рем заинтересовал бывшего правителя. Услышав рассказ, который близнецы слышали от Фаустула, он признал в них своих внуков.
Много пришло туда народу, да вот беда – не оказалось среди них женщин. Пока Рем рассказывал свою историю Нумитору, проникавшемуся к рассказчику все большей лаской и доверием, пастух Фаустул, услыхав, что Рем захвачен слугами царя и опасаясь коварства Амулия, бросился за помощью к Ромулу. Первыми жителями города стали бывшие друзья Ромула, вместе с которыми он пас скот на Палатине, затем к ним стеклось множество молодых людей из ближайших и более отдаленных поселений Альбы и Латия (в основном это были беглецы, как свободные, так и рабы). С обиды, чтобы досадить брату, Рем несколько раз перескочил через борозду и воскликнул: «Даже младенец переступит эти стены». Пустынны и безлюдны были в ту пору эти места.
Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. Сабиняне и римляне заключили мир. Но после того как трон занял их дедушка, братья не захотели оставаться в городе. Точно так же поступили и все остальные. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города.
Ромул разгневался и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города. ». 4) Луперки делились на два отделения или отряда, Fabii и Quinctilii. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших или изгнанных из родины это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль).
Имя это, говорит он, остается нерешенной загадкой. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Одна часть, Favii, была выше другой саном. Предпочтение было отдано Ромулу. В окрестностях было семь холмов. Как объяснить албанское происхождение близнецов. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому.
Не найдено такого исходного пункта из которого могли развиться все главные черты легенды.
Действительно, куда же могут приводить все дороги государства, если не в его столицу. ac — быть скорым). Игувинская люстрация делится на два главных действия. Только Рим взять не удавалось. rimstu rimti — быть спокойным, тихим, отдыхать, санскр.
Палатинская крепость с очень давних времен потеряла свое прежнее значение. Дуализму членов коллегии таким образом отвечал дуализм первых мифических предводителей или учредителей. Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог. Малютки выросли среди пастухов, сами сделалась пастухами и жили на палатинском холме.
Larentinalia).
Однако между ними сразу же разгорелся спор о том, чье имя получит будущий город. Кто они такие. После смерти Прока на его трон по праву взошел Нумитор, но вскоре Амулий лишил его власти и изгнал, убил всех его сыновей, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой (жрицей богини Весты), а весталки, как известно, должны были давать обеты девственности. с. 43 Убиением Рема довершается укрепление Рима, caeso moenia firma Remo (Проперций 3, 9, 50). В другом месте приносится жертва Престоте с молитвой: «Обрати всякое зло на город Тадинатов и т. д., будь благосклонна и т. д. народу Игувийскому, предотврати всякое повреждение от его первенствующих, учреждений, людей, скота, полей, отврати всякое зло от народа Игувийского».
По какой причине, спрашивалось, первых братьев Луперков, Ромула и Рема, назвали волчатами. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Она облизала малышей, а потом накормила своим молоком. Она напоминает римлянам о легенде основания их родного города. Были в Риме и иные памятные места, связанные с именем его основателя: «хижина», «гробница», та самая смоковница, под которой их с братом кормила волчица (её называли Руминальской, в честь Румины – богини вскармливания детей) и др.
Она заимствована от греков, под влиянием которых, может быть, Эннием сочинен этот миф. Все вместе они разработали план свержения Амулия и воплотили его в жизнь. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. sava savitar, возбудитель, оживитель или с лат.
Mus. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Благословенный Рим. На бога-защитника крепости, значит, возлагали особенную обязанность — отгонять наступающих неприятелей, заставлять их уходить или отступать. Они заселили Эсквилинский холм.
Город возник, но жить в нем было некому стал Ромул приглашать в него всех желающих. Об обрядах этих Poplifugia нам еще придется говорить по поводу легенды о смерти Ромула. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что в ту эпоху, которую предание связывает с именем Ромула, были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. остановиться, быть спокойным16.
Государи почитали друг друга и правили в полном согласии. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. На голову ее можно было свалить вину всех и усмирить гнев Конса выдачей ему виновной. Его Бюхелер сравнивает с римскими богами Pavor et Pallor.
() (Фик, Vergl.
in auspicio dicuntur quae acturum aliquid remorari compellunt. ). Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. Бегая с ними вокруг города, луперки сообщали очищение всему обегаемому пространству. 8, 443 alli deum bellicosissimum).
Одна часть предания образовалась из отвлеченного понятия основателя-эпонима города Рима. G. 1, 531), чужда италийских религий. velites, velox, от vehi). Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Несмотря на строгую консервативность римлян относительно своих старинных религиозных обрядов, все-таки могли быть забыты и упразднены некоторые обряды, не соответствовавшие более культурному духу времени (например, многочисленные человеческие жертвы древнейших веков) или потерявшие реальную свою подкладку.
Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора. Так она получила смерть за измену. Скот, который пасли Ромул, Рем и другие пастухи, принадлежал Амулию. Женщины этого племени славились своей красотой. Первым предводителем этого отделения считался Ромул. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду.
Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Прежние товарищи Ромула и Рема, пастухи соседней местности, присоединились к ним. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи. Однако не успели прорицатели объявить свое решение, как Ромул увидел двенадцать коршунов. Игувийский жреческий магистрат дело люстрации начинает с ауспиция.
Характер богини ясно выделяется у Акки Ларенции. Город стал называться Римом (по-латински – Roma). Как этой богине, так, вероятно и Илии приносились родительские жертвы (parentalia), учреждение которых приписывалось Ромулу.
Предания гласят, что у одного правителя, Прокаса, было два сына – Нумитор и Амулий. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому.
На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Согласно легенде их отцом был Марс – бог войны. По обычаю, получил он власть после смерти отца. В старину эта человеческая жертва избиралась из числа луперков. Белый бык и белая корова, запряженные в плуг с медным сошником, направляемые Ромулом в одежде жреца с покрытой головой, медленно вели глубокую борозду. Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул – чуть позже – двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима).
Обеты обетами, но Рея Сильвия не устояла перед богом войны Марсом и родила от него близнецов: Ромула и Рема. Население этого холма принадлежало к трибе люцеров и называлось тоже Albani. Из традиции еще можно выделить одну группу известий, в которых Ромул изображается учредителем древнейших конных ристаний Рима. На старое назначение этого священного дома (curia) проливается свет от имени acculeia. Вторые родители близнецов — Марс и Рея или Илия. Ей назначили особенное празднество — Larentalia или Larentinalia. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке».
Ему посвящена одна замечательная статья Унгера (Rhein. (Имя Тарпеи стало потом нарицательным и скалу, с которой в Риме сбрасывали преступников, называли Тарпейской). Да и жители города Альба-Лонги не захотели бы принять к себе как равноправных граждан весь тот пестрый сброд, который привел Ромул. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул.
Очищение производилось козьими шкурами, вот таким образом и носившими обрядовое название februa. Предание у Овидия (Fasti 2. Первые составители летописи имели пред собою две пары родителей и справились с ними так, что одних выставили настоящими, других приемными.
Под смоковницей пастухами приносилось в жертву молоко за благополучие животных-сосунков4. Три теленка пойманные первыми приносятся в жертву Турсе от всего народа. Дети росли на природе и стали сильными и ловкими воинами. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока.
А какой дом может существовать без хозяйки. Нашли такую – по имени Тарпея. Кому всего более подобало устроить скачки, чем «быстрому», «скорому. » Какое бы ни было звено, соединявшее происхождение Луперкалий с происхождением древних конных ристаний, мы полагаем, что около последнего развился особый цикл мифов, потом присоединившийся к мифическому образу Ромула. К этой стороне ее характера, вероятно, относилось и жертвоприношение 15-го декабря.
Возвращение Ромула в Рим прошло торжественно. Швеглер (R.
Так и погибла она под подарками. Другое название той же богини Ra из reia, сближаем с санскр. Потом все перешли на поле, где должны были проходить игры. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно.
При этом, жертва представляла неприятеля. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Он подобрал детей и воспитал их. Способствовали этому археология и технический прогресс. Faviani et Quintiliani appellabantur luperci, a Favio et Quintilio praepositis suis). Они заселили Эсквилинский холм.
Об этом празднестве у нас очень мало известий. Вдруг Ромул со своими дружинниками бросились на девиц и увезли их. Неудивительно, что вот таким образом и образовались названия двух бегущих вперегонку отрядов. Consuus Consus (из Con- sovus) сближаем или с санскр. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города.
Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Швеглер (R. lustus — прихоть. и -. Сабиняне и римляне заключили мир.
Празднество это, между тем, одно из древнейших римских празднеств. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий— курионами. Ромул, совершивший обряд основания города по всем. Мы приходим к одному из самых темных пунктов легенды. Хорошим примером подобного сокращения старинных обрядов может служить священнодействие полевой братии (fratres arvales).
Как вдруг над головой Ромула появилось сразу 12 крылатых вестников, демонстрируя явное предпочтение богов. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Однажды, в одной из стычек, Рем был схвачен пастухами Нумитора. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому. Успевающее отделение звали Fabii, а по другому написание Favii (Pauli exc.
Относительно этого мы позволяем себе одну догадку. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Но он ни о первом, как мы видели, ни о другом не думал.
Похищенные и обесчещенные девицы рыдали и последними словами ругали своих обидчиков. В сумятице и давке римляне захватили женщин – кто сколько мог.
Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Конс, во-первых, божество подземное это видно из того, что его жертвенник (ara Consi) был зарыт в землю и открывался только раз в год, к Консуалиям. Оттуда вела дорога (clivus Victoriae) на палатинскую гору до святыни Виктории, находящейся опять совсем недалеко от Луперкала.
В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог. Деления их, думаем, выходило из того же начала, как деление жрецов Геркулеса. Внимая рассказу юноши, Нумитор заподозрил, что по возрасту, тайне, окружающей их появление на свет, чудесному спасению близнецы вполне могут быть его внуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал.
Нужно однако думать, что на самом деле Larentia, Larentina (как и Lares, Larunda) указывало на приветливый, благосклонный характер богини, что и выражалось другим именем favola, то есть favens. Чтобы привлечь поселенцев, правитель объявляет капитолийскую рощу убежищем для всех. Альба Лонга играет в сущности очень неважную роль в истории братьев.
В положенный день Рея Сильвия родила двух крепких мальчиков-близнецов. Однако в целом история римских царей (и ранней Республики) остается легендарной, а Ромул — мифической личностью. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь. Этому именно богу, думает Унгер, поклонялись римляне, уповая на него как на защитника палатинской крепости от неприятелей, почему святой грот его и находился близ старинной святыни Виктории, где одна тропинка (clivus Victoria) позволяла неприятелям подниматься на вершину холма.
Бегали двумя отрядами, как и луперки, причем жертвенное мясо служило призом победителям. Свергнув с престола Амулия, братья помогли Нумитору вновь стать правителем государства.
Однажды пастух стад Амулия, Фаустул, увидел волчицу с двумя мальчиками. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен население города на Палатинском холме было сабинское впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале.
Но откуда же взялся этот Целер. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка или женщина из царской фамилии Сильвиев). -, санскр. Какая связь между именем или существенным значением Ромула и этим празднеством. Эта-то воинственная часть культа всего легче могла сократиться до полного забвения. Однако Рея Сильвия не погибла: речной бог Тиберин не дал ей утонуть и взял ее себе в жены. 53) человеческую жертву Луперкалий сопоставляет с обычаем, неоднократно применявшимся в Риме во время войны или перед войной, приносить жертву и зарывать в землю двух представителей иностранного народа (Graecus Graeca, Gallus Galla).
Римляне разбили их порознь. Не следует ли с этим фактом сопоставить участвующего в люстрации Ромула у козьего болота возвестителя Proculus Iulius (procolos, от procalare, ). Консуалии помещались там удобнее, чем на открытом поле. Ромул счастливо воевал с городом Фиденами, который, благодаря своему положению на левом берегу Тибра, выше Рима, служил для жителей могущественного этрусского города Вей главным пограничным оплотом против Лациума.
В живописной долине между двумя холмами, где расположился Рим, состоялось сражение между армиями римлян и сабинян. По мнению Унгера, палатинский бог-защитник близко сходился с капитолийским Vediovis. И дал ему свое имя. Померий превратился в обрядовую принадлежность Луперкалий.
Вот так с научной точки зрения и появился Древний Рим. Начинаем с бога Луперка, в честь которого праздновались Луперкалии. Братья делят наследство «поровну» — Нумитору достаются титул и царство, а Амулию – золото, деньги и реальная власть.
Когда старая палатинская крепость (Varro de l. l. Их богатырская стать и сила не на шутку встревожили царя Амулия. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог. Но у нее были волчата и близнецам молока не хватало.
Этот жрец-правитель (rx от regere, править) с. 37 назначался не иначе, как после обрядового поединка из которого он должен был выйти победителем. Даже Ромул взял себе в жены сабинянку. Славянские слова ласка, ласкати, ласковый доказывают, что настоящее значение основы сводится к понятию «быть приветливым», а затем и «заискивать приветливостью, хотеть, приохочиваться, быть прихотливым, жадным» и т. д. Дурной оттенок основного понятия передает лат. Слово remures — почтительное название мертвых как silentes, taciti, quieti.
Они заселили Эсквелинский холм. Относительно первой категории мы думаем, что происхождение некоторых из этих элементов для нас покрыто мраком оттого, что мы не знаем, какой вид в старые времена имели бег луперков и другие связанные с ним обряды. С глашатаями вместе магистрат отправляется сначала к северному концу городского померия и, пересчитав все соседние враждебные народы (Тадинаты, Туски, Нарки, Япуды), всем иностранцам приказывает удалиться. От той же основы rei (бегать, течь, утекать)25, вероятно, производятся rivus и rus, «». Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм — колыбель великого города Рима). После того пошли на Ромула сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация.
Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. К ним примыкали люди, которым надоело жестокое правительство Амулия. Этим и объясняется устройство подземных жертвенников в культе нескольких богов, между прочим и Конса. Римляне не трогали убегающих и никого не преследовали. Оттуда недалеко до Quir (r)inus (Ker (r)inos. ) Martis f., с которым слился сам Ромул. Триста лет прошло с той поры, как Эней прибыл в Италию.
От этого отвлеченного элемента значительно разнится вторая, мифологическая часть легенды у нее абсолютно другой характер, а следовательно и другое происхождение. Если признать предание, что коллегия луперков была учреждена двумя лицами, предводителями двух отрядов, соутробниками (germani), то этим же двум учредителям Луперкалий пришлось бы приписать очерчение древнейшего померия, а так как po-moerium без стены (moirus, murus) вещь невозможная, то ему же принадлежала и постройка древнейшей городской стены, основание древнейшего Рима. В духе римских очистительных обрядов самой подходящей жертвой было приношение одной лошади за всех других. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Тогда народ успевающих именовал бы «ловкими». Имена эти, вероятно, народные прозвища, ставшие со временем общеупотребительными и даже официальными, вроде Salii — «скакуны» и др.
Не погибли и ее сыновья, так как вода вскоре спала и корзина очутилась на суше. После Ромула в Риме сменилось шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Суперб (Гордый), которого в 510 г. до н. э. римский народ низложил и изгнал из Рима. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Большие части он назвал трибами, а меньшие – куриями.
Веста). На пути к Альба-Лонге из окрестностей города к нему стало присоединяться местное население, ненавидевшее алчного и вероломного царя Амулия, жестоко притеснявшего своих подданных. Плин. Поясняемое таким рассказом данное всегда какой-нибудь имевшийся налицо местный факт.
гр. Братья вновь стали спорить.
Лишь чудом дело обошлось без кровопролития и сторонам удалось договориться. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Favola и Faustulus невозможно не сопоставлять с faveo — благоприятствую, споспешествую, favor, faustus, счастливый, успешный, удачный.
Время правления двух царей – Ромула и Тита Тация – было непродолжительно. 1, 563) пустить, отпускать. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула.
К «устрашительнице» Турсе обращаются с особенной просьбой привести неприятелей в страх и трепет, ужас и бегство и т. д. Молитва Турсе очень напоминает молитву римскому Ведиовису, которого следовало Бюхелеру присоединить к Паллору и Павору. Альба после разрушения, по данным летописи, даже не присоединяется к владениям римлян, а остается в руках латинов (prisci Latini) автор летописи следовательно отнесся равнодушно и к правам завоевания. Громко плакали в ней дети: начал их мучить голод.
nat. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. cas-cus, spur-cus, pau-cus, par-cus и т. п. ), «скорая».
В те времена в Лации (так называлась территория, бывшая когда-то Троей) вспыхнуло восстание. Кроме коз на Луперкалиях приносили в жертву еще собаку. Вслед за Ромулом двигались его спутники, ревностно следя за тем, чтобы комья взрытой лемехом земли были отброшены внутрь проводимой черты. Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм — колыбель великого города Рима).
Братья вновь стали спорить. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Народ, т. е. Вследствие этого жители Целия ее считали матерью Ромула, а отцом его Марса, которого чтили на Эквирриях, как покровителя боевых коней (equus bellator). Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм – колыбель великого города Рима).
На жертву употребляли прямо сок смоковниц. «Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом.
Это правило хотели подкрепить каким-нибудь с. 39 внушительным примером. быстро двигаться, мчаться, стремиться, бегать (аор. В этом случае таким фактом нужно признать жительство албанцев на целийском холме. Та же судьба ждала и ее детей.
Большие части он назвал трибами, а меньшие— куриями. --, -, -, ()- ) др. -в. -н. Никакая полная история Рима не могла обойтись без этой истории его царствования.
Как гласит известная поговорка, все дороги ведут в Рим. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Приносилось в жертву молоко, чтобы его с излишком доставалось сосункам. и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.
Больше всего среди гостей оказалось сабинян. 2, 36). G. 1, 473 сл. ), праздновались в честь бога Конса (Consus, оттуда Consu-alia, потом, с переходом во 2-ое склонение, Consus, Consi). Война Рима с соседями. Недалеко находилась и ara maxima, жертвенник Геркулеса Победителя.
Римские этимологи (см. Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля, на которой он собирался жить, стала родной почвой. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. В самый разгар веселья Ромул снял с себя плащ, тем самым подав условный знак.
На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Сабиняне и римляне заключили мир. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. Назвали мальчиков Ромул и Рем.
Нумитору не очень повезло с близким родственником. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Кроме бега вокруг померия, бегали и по «священной дороге» до форума и обратно.
Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства сердились сначала и девушки, но ласки мужей мало-помалу смягчили их гнев.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Причину деления искали в том, что каждый из двух близнецов набрал себе товарищей и начальствовал над ними. Значению бога должно было соответствовать и значение его имени.
Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. 5) Ромул и Рем со своими товарищами до основания города вели пастушескую жизнь. Эта замена особенно необходима, если провинилось целое общество.
этрусками – древним народом современной Италии. Бюхелер указывает на очевидное сходство богини Praestota erfia erfier Martier (лат. «Так будет с каждым, кто посмеет стены моего города» — произнес он над трупом брата. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Они заселили Эсквилинский холм.
К ним и относились имена бога Lupercus, жрецов Luperci и самого празднества Lupercalia. Другие, наконец, называют его Inuus. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена». Культ Луперка был сосредоточен в одном священном гроте (Lupercal), лежавшем на склоне палатинского холма.
Форма Favius хорошо подошла бы к именам приемных его родителей, Favola (Акка Ларенция) и Faustulus она также подходит и к сущности дела. Справлялось оно в два срока, в начале весны, 27-го февраля и 14-го марта, в честь Марса, за городом, на большом Марсовом поле (Campus Martius). Ромул и Рем собрали по небольшому войску и начали борьбу с царём Амулием. Оскорбленные и пострадавшие соседи не могли смириться со случившимся. Он не требует дальнейшего разбора, в виду сделанного уже Швеглером., от осн.
Магистрат сопровождается двумя глашатаями (prinovati, по Бюхелеру praenovatores). 1. У его брата Нумитора, который был еще жив, тоже были свои стада и свои пастухи. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Спустя мгновение мимо Ромула с шумом, сопровождаемым грозовыми раскатами, пролетело двенадцать коршунов.
Позже были заселены Аветинский, Капитолийский и другие холмы. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. 6) Зародышем города Рима вполне справедливо считался antiquom oppidum Palatinum. Знатные римляне молча выслушивали приказы и расходились, обладая, как пишет Плутарх, «единственным преимуществом перед народом – правом первыми узнать то, что решил царь». Если принять во внимание три варианта традиции об убийце Рема, то они сводятся к тому преданию, что Рема, то есть тихого, служившего примером первого Квинктилия, члена отряда отстающего при беге луперков, убил «скорый» или поспевающий первым Фавий.
Рем то издевался над работой брата, то портил её. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи. Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, – пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. pnuria лишение, недостаток, голод12, гр. Из латинского языка к основе rem- подобрать можно одно только слово remures (откуда Remuria) или, по другому, вероятно народному, произношению, lemures, Lemuria15.
Так решилась проблема с женщинами и приростом населения. Приводим меткое замечание: «лошади, с. 51 бегающие на этих скачках исполняли обрядовое действие». В них повторяются две стороны Акки: Volupia — обрадывающая богиня, а Angerona (от angere) — устрашающая, думаем, лошадей.
По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator) и бегущие римляне остановились. Тем не менее, Амулий, убоявшись гнева бога-отца Марса, не захотел непосредственно сам испачкать руки в крови Реи и ее детей.
Кем были воспитаны Ромул и Рем. ludi Romani и romulus скорый, roma бег. ). Ромул дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому. — желать, быть прихотливым, санскр. Возвратившись туда, где они питались молоком волчицы, братья основали город.
В тех местах, где должен был находиться вход и выход из города, борозда прерывалась — так обозначалось местонахождение городских ворот. Едва родившись, они поразили царя Амулия: от них исходила какая-то непонятная сила. На патрициев пало сильное подозрение. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. Основа rem- в Remus вполне отлична от remor- (mor-). Слуга, положив братьев в лохань, покорно отправился к Тибру.
Подземный жертвенник его находился в конце цирка близ поворотных столбов (metae). После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. От нечистой силы и бешенства избавлялись и лошади на Консуалиях.
Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом. Ромул обеспечил жителей Рима женами (см. Подчеркнутое Швеглером производство слова Consus также сомнительно. Ромул был учредителем двух важных и старинных люстраций, Луперкалий и Поплифугий. Однажды царь просто исчез.
Авентинская гора и вылетающие с ее стороны птицы считались авгурами почему-то зловещими. Придя в ярость от его поступка, Ромул в гневе убил брата, воскликнув при этом: «Так погибнет всякий, кто пожелает взять мой город. ». Добродушного Нумитора брат не боялся, вот таким образом ему была сохранена жизнь. Часто доказывали они свою с илу и ловкость и в мирных состязаниях и в схватках с нападавшими на стада разбойниками.
Разрушение метрополии колонией неслыханное и невозможное дело. sava, возбудитель. «Так в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти и отсюда – недостойная распря, родившаяся из вполне мирного начала», – пишет Тит Ливии. Из слов латинских сюда, вероятно, должно отнести rorarii, как в старину звали легковооруженных, так как они быстрым набегом своим на неприятеля открывали битву (см.
p. 88) и Quinctilii, Quintiliani. lan eilen спешить, гр. Позже Ромула стали отождествлять с сабинским богом Квирином. Звали его Ромул Августул (т.
Тогда и объяснялась причина жительства албанцев в Риме. Оба юноши, повзрослев, проявили себя лидерами, но об их происхождении никто не знал. Приветливая Ларенция могла и отказываться от благосклонности к этой противоположной стороне относился эпитет terrucia, «устрашающая», чем она и муж ее Terrucius сближаются с Консом, римским.
Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. В luperci вот таким образом усматривали «волчат» (Wlflinge, по переводу Иордана).
Много гостей собралось в Риме. Древний биограф считает, что Рим никогда бы не достиг своего могущества, «не будь его истоки божественными, а начало истории не граничит с великими чудесами». Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. Цель празднества заключалась в религиозном очищении римского народа (lustratio populi Romani), а потому оно близко сходилось с Луперкалиями18. Третье божество умбрийской люстрации Tursa erfia erfier Martier. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима.
Ромул и второй римский царь Нума Помпилий являлись легендарными олицетворениями тех видов деятельности, которыми было положено прочное основание будущему Риму. Мысль Швеглера (R. Однажды царский пастух по имени Фавстул увидел, как звери кормят детей в зарослях. Зато брат его Амулий слыл жестоким, коварным и завистливым.
ram — переход. Подобный обряд справлялся еще на Марсовом поле, у козьего болота, под смоковницами, называемыми «козьими» (caprificus), в день Nonae Caprotinae. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Этим представлялось возможным довести до определенного конца жизнеописание героя. И вот однажды завязалась между ними драка.
Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. Старый миф Луперков не заботился о том, кто были родители близнецов. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев – этрусков. Если положиться на господствующую теорию, то нет никаких особенных затруднений. Lupercus на вид с. 27 такое же уменьшительное слово от lupus, как nov-erca от nova. Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц.
Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. Эту историю рассказывает Овидий в Фастах.
Мы думаем потому, что имя прилагательное celer одного значения со словом romulus. Решил Ромул добыть жен для жителей своего города. Девушку заморили голодом, а детей сбросили в реку Тибр. Мы думаем, что автору эллинистического мифа для уподобления Ромула с богом Mars Quirinus или просто Quirinus пришел на помощь тот факт, что Ромула наравне с богом Марсом почему-то другим именем звали Квирином (quirinus). Альба Лонга считалась бывшей столицей или главой латинского союза. За нарушение обеда безбрачия, как правило, весталка приговаривалась к смерти.
Кроме того и его, подобно Консу, отождествляли с Посидоном. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Так возник священный очаг нового города, его центр, вокруг которого должны были быть воздвигнуты жилые дома. Рем радостно вскрикнул – он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Улыбкой жертвы выражали, что не сердятся за то, что их убивают.
На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Они собрали себе по отряду и направились к Альба-Лонге. Это потомки легендарного царя Аскания из династии Энея, основавшего город Альба-Лонга. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей.
В легенде Рем (тихий), представитель квинктилиев (медлителей), убивается быстрым (Celer, Romulus) или начальником фабиев (Favius, praepositus Favianorum). А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в храм богини Весты. Buech. : completo timore tremore, fuga formidine, nive nimbo, fragore furore, senio servitio) Церф Марсов, Престота, Турса, будьте благосклонны и даруйте мир народу Игувийскому, городу Игувию, первенствующим его, опоясанным» и т. д. После этой молитвы магистрат возглашает: «Вперед, Игувийцы. » Потом он, повторив обход всего народа с. 33 с жертвами, возвращается к термину и так поступает трижды затем следует приношение жертв, от имени народа, Церфу Марсову, у одного источника. Когда возник вопрос, как эти Albani могли попасть в Рим, то решили, что они потомки бывших жителей известной Альбы Лонги. 38 лет он вёл победоносные войны с соседями и раздавал народу завоёванные земли.
Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Узнав тайну своего происхождения, братья решили вернуть престол деду Нумитору. Народ, очищая себя от всей вины и избавляясь от всякой беды, молит богов, чтобы они признали виновными и карали ниспосланием беды не его, а чужих. зал. По преданию царь исчез во время одного праздника: его забрали к себе боги.
В предании говорится, что Ромул, став рексом, окружил себя охранниками – ликторами. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому.
Бег вперегонку служил средством для решения, кому быть старшими жрецами, кому младшими. (Исихий). Вскоре царь Ромул поднялся со своего места. Похищение сабинянок.
После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. 1) Смоковница Румины (ficus Ruminalis), богини-покровительницы кормления, находилась недалеко от грота Луперка, подле маленькой святыни богини. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема.
остановить, задержать, непереход. Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Разумеется, это настроило патрициев против Ромула и они составили заговор.
По данному знаку римские юноши бросились к сабинским девушкам и похитили их, после чего в срочном порядке сыграли свадьбы (сам Ромул женился на сабинянке Герсилии) и позаботились о том, чтобы Рим не остался без потомства. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Так называемые tabulae Iguvinae, как известно, были найдены в 1444 году и изданы в последний раз Бюхелером (Umbrica, Bonnae 1887), с прекрасным ученым комментарием. Под деревья при этом сажали служанок, одетых в платья госпож, то есть представлявших последних. 534). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей.
Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Рим прославился как город разбойников и беглецов. Когда Рем и Ромул выросли, названый отец раскрыл им тайну их рождения.
Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под благосклонным правлением своего деда. В старое время, может быть, к культу Геркулеса Виктора принадлежал обрядовый бег жрецов. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины).
Мы считаем вероятным, что причину, почему он устроил parentatio Акке и Фавстулу, находили в том, что они были его родителями (parentes). Обе версии единодушны в том, что после смерти Ромул стал богом и принял имя Квирина. Но остался след другого предания у Иеронима (Chr.
Если это не пустое ученое заключение из некоторого сходства между римскими Консуалиями и аркадскими Гиппократиями (), на которые указывается Дионисием, то Луперкалиям и Консуалиям придавали одно общее начало, как в греческой легенде, так и в римской. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Ученые полагают, что изготовлена она в 5-ом веке до н. э.
Возвращаемся к вопросу: какое отношение Ромул имел к скачкам — Консуалий и Эквиррий. Отожествление Луперка с Марсом доказывает воинственный характер мнимого Пана-Фавна. p. 276 r. a. Рем радостно вскрикнул — он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе.
Ромулу и Рему приписывали первое устройство этого жертвоприношения (см. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. 1, 5, 2). О смерти Ромула сохранились две версии, одну из них смело можно назвать аристократической, другую — плебейской.
Остановимся на данном факте, засвидетельствованном лучшим воспроизведением летописи, рассказом Ливия (1, 30), на факте, что жители Целия считались албанцами. Их под священной смоковницей Палатина кормила приемная мать, волчица. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Рея Сильвия утверждала, что отцом Ромула и Рема является бог Марс, однако Ливии относится к этому скептически. Acculeius посредством суффикса eius или ejus (см. Если Ромул и Рем, как мы предполагаем, в первом виде предания представлялись первыми учредителями и образцами духовной коллегии луперков, то из объяснительных рассказов, относящихся к обстановке этой коллегии, могло сложиться приблизительно такое сказание.
е. пустую, символическую могилу). 46). Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Последние Фавстул со своей женой Фаволой или Аккой Ларенцией — Faustulus и Favola, «споспешествующий» и «споспешествующая», взяты из мифологического цикла бегов. т. 36, стр.
И очистительную жертву () на Фаргилиях обвешивали едой и виновным весталкам давали хлеб, чтобы не оставаться виноватыми перед жертвою. Пока шли переговоры, ценин-цы, не дожидаясь других обиженных, в одиночку напали на Рим. Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. После этого братья твердо решили покарать Амулия. osmen у Варрона de l. l.
Пастух назвал близнецов Ромулом и Ремом. Сопоставив все факты, Нумитор догадался, что перед ним стоит один из его внуков, сын его дочери Реи Сильвии, которая к тому времени умерла. Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в культурах других народов. Шли годы.
Впрочем и по одной из версий, Ромул не убил Рема. В установившемся уже у Фабия Пиктора рассказе, со дня основания Рима не обращается ни малейшего внимания на Альбу Лонгу. Обрядовый костюм луперков, опоясывание мехами, напоминал собой пастушеский костюм.
Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. Дильс (Sibyllinische Bltter, стр. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Никто не хотел отдавать своих дочерей таким людям в жены.
Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Позже мальчиков заметил царский пастух. Объединили они свои силы и пошли на Рим войной. Легенда о ней слилась с легендой о некоей Tarucia или Turacia.
Сабиняне и римляне заключили мир. На каком основании он первым царем назначил именно Ромула, нами уже было указано. 6.
Римская летопись возвращается к Альбе только по случаю царствования третьего царя. Основа las — имеется в гр.
Швеглер затем ищет объяснения имени Рема, но без результата. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Согласно первой, Ромул был заживо вознесен на небо в огненной колеснице Марса во время традиционного смотра войск у Капрейских болот (на Марсовом поле у Тибра) 17 февраля год неизвестен.
" и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. В числе темных частей легенды о близнецах могут оказаться объяснительные рассказы, которые относились к таким забытым обрядам. Состязание в беге считалось самым справедливым средством определения жертвы.
Возвращаемся к бегу луперков. Точно так же поступили и все остальные. Город стал называться Римом (по-латински — Рома). G. I 420)вот таким образом предполагает, что толкование имени Romulus в смысле «грудной младенец» было прямым поводом к образованию легенды о кормлении близнецов.
Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. В конце концов ему удалось свергнуть брата и захватить престол.
Hist. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. В Ромуле олицетворялось мужество, в Нуме – уважение к богам. Второе божество erfo Martio Бюхелер сопоставляет с латинским богом, к которому относится надпись Ker (r)i pocolom (CIL. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
В известные сроки производится очищение всей общины, всего города или народа. Относительно характера бога Швеглер приводит два довода. las-civus, а также например гр.
А так называемая «хижина Ромула» (или «хижина Фаустула») на холме Палатин, которая была бы тесноватой для шестнадцати человек даже в эпоху основания Рима, — не более чем приманка для туристов, так же как и волчица, которую содержит на Капитолии римский сенат в память о чудесном спасении Ромула и Рема. Затем Ромул взялся за плуг и закончил начатое. Многочисленные находки в ходе раскопок помогли ученым многое узнать про основание Рима. 6, 76. Основа las встречается в именах Lares, Lara, Larunda и в с. 53 слове lascivus.
Тихий предводитель опаздывающих Квинктилиев убивается, по одному распространенному варианту предания, Целером, «скорым», а по другому Фабием, представителем другого отделения луперков по третьему же варианту, пользующемуся наибольшим авторитетом, родным братом Ромулом. v. 100 Mlller) Ромул, убивая брата, произносит: «Ни один смертный этого впредь не будет делать безнаказанно и не ты ибо за это в наказание мне отдашь свою теплую кровь». Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. В дополнении особенно нуждается одна сторона культа Луперка. Яма эта называлась mundus.
Началась перебранка, нарастало взаимное озлобление. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Братья вновь стали спорить.
Бог реки Тибра принял ее с любовью и она сделалась его женою. е. дословно — «Ромул Императорчик или Императришка» — так его прозвали за несамостоятельность и короткий срок правления). Ромул мог считаться основателем скачек еще по другой причине, по своему имени. В ответ разгневанный Ромул убил его со словами, которые должны были стать проклятием для всех будущих врагов Рима: «Так да погибнет каждый, кто перепрыгнет через мои стены. » Так или иначе, но город получил имя Рим (Рома) в честь Ромула, который и стал первым его царем. Вся цель обряда сводилась, по показанию Варрона, к очищению древнейшего палатинского города и конечно и жителей его (De l. l.
После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. В бешенстве Ромул выхватил меч и убил Рема. ters, terreo. Из них Larunda имеет вид старого причастия от глаг.
Вторглось оно в римские земли, стало разорять их беспощадно. Но однажды во время стычки с пастухами бывшего царя Нумитора, пасшими скот на соседнем холме Авентин, Ромул и Рем были побеждены и приведены к Нумитору. Он снял и свернул пурпурный плащ, а потом вновь накинул его себе на плечи.
Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место. С одной стороны, ему поклонялись как спасателю от болезней, неплодия и другой порчи (Lupercus), с другой же, он под именем Inuus (гонитель) считался защитником крепости от неприятельских нападений. Интерес толпы зрителей, понятно, сосредоточивался на исходе зрелища и на вопросе, кому достанется мясо и кому быть голодным. Он устроил праздничные игры в честь бога хлебных запасов Конса (консуалии) и пригласил на них всю округу. Каждый сабинский воин пообещал дать ей то, что носит на левой руке. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма.
Этот бог покровительствовал рождению плодов и детей. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Ромулу пришлось провести увещевательную беседу.
И там и здесь встречается принесение в жертву козы, откуда получились и названия празднества Nonae Caprotinae, места приношения жертвы — ad caprae paludem, священная смоковница — caprificus. Все действие кончается одним странным обрядом. лат. Римская легендарная история рассказывает о братьях Ромуле и Реме и происхождении Рима так.
Родоначальников братии Луперков выдавали за двух кровных братьев-близнецов, fratres germanos duo geminos, una matre natos et patre uno uno die, говоря словами Плавта о близнецах Менехмах. Ромул мудро правил своим городом, хитроумно заманил сюда женщин, расширял его границы. p. 88 Faviani et Quintiliani appellabantur luperci, a Favio et Quintilio praepositis suis). Однако в процессе решения: «где строить город. », «чьим именем его назвать. » и «кому править. », между братьями разгорелась очень сильная ссора. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Прямо на улицах накрыли столы, вынесли сосуды с вином – и пошло веселье.
Стены ее, вероятно, давно исчезли, так что заботиться о ее безопасности имело мало смысла. Во вторых имя consus производится от основы su, generare, parere. Как пишет Плутарх, братья отличались изрядным свободомыслием, ни во что не ставили существующую власть и собрали вокруг себя некое подобие банды из беглых рабов и нищих. Имя «Рим» (на латыни и на италийском — «Рома»), очевидно, этрусского происхождения, а из него, наверное, выведено имя Ромул. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
13), от cunctari. Так называемая «гробница Ромула» в северо-западной части Форума, обнаруженная при раскопках в 1899 г., удивительно близка к ее описаниям у древних авторов, но в лучшем случае представляет собой только кенотаф (т.
Произошло это в предположительно в 8-ом веке до н. э. Так, поэт Рутилий Намациан (I, 231) описывает изображение Инуя с рожками на голове и в костюме пастуха, стоявшее перед воротами старой разрушенной крепости в южной Этрурии, Castrum Inui. Любовница Марса называется Ilia, что неверно производилось от Ilium, вследствие чего и связали происхождение мнимой албанской династии с троянцем Энеем. Имя ему дали Рим, по имени одного из них, которому был послан знак богов свыше.
Они облачились в траурные одежды, плакали, сетовали и жаловались своим царям. У первого (Ann. Вот таким образом решили заложить на холме Палатин новый город, еще больший, чем Альба-Лонга. Известно, какое важное значение в религии древних народов Италии придавалось обнесению очистительных жертв вокруг известного пространства или известной группы людей. Римляне бросились на девиц, хватая «без разбору, какая кому попадётся». Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез.
Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Ежегодно в месяце феврале они собирались для справления празднества в гроте Луперка, где и приносили в жертву коз и собаку. Оскорбленные племена решили отмстить Ромулу и римлянам. » и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.
Рем смирился с неудачей, но позавидовал брату и затаил на него злобу. Нумитор признал в них своих внуков и без большого труда уговорил их отомстить Амулию. Они сошлись с женами и детьми. p. 220), так как шею жертвы обвешивали хлебами.
Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города. » – и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. Новый город было решено построить на том самом месте, куда Ромул и Рем были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм – колыбель великого города Рима). p. 62. Легенда о рождении и спасении Ромула и Рема — одна из самых известных в античном мире. Другие авторы его называют Фавном, а греческие с. 22 Паном.
Консуалии считались праздником лошадей, мулов и ослов, а Конса чтили в цирке. Сюда наверное относится и имя Ac-ca, прилагательное с суффиксом — co (см. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата.
«Ромул и Рем с волчицей и пастухами» изображены на рельефном алтаре 125 г. н. э., найденном и хранящемся в Остии. В случае наводнений этого поля, Эквиррии переносились на малое Марсово поле (Martialis campus, campus minor) находившееся на целийском холме24. Братья вновь стали спорить.
На самом деле это слово, надо полагать, древнелатинское.
В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. У ворот воздвигали статую бога, по верному замечанию Унгера, потому, что там ему всего лучше было исполнять роль защитника города или крепости (praesidium urbis, castri). на Палатинском холме. В таком случае favii назывались бы успевающие луперки.
Завидовал он Нумитору и сам хотел стать царем. Однако, смысл последнего обряда, может быть, совсем не тот. Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. На этот плач прибежала из леса волчица. И дал ему свое имя.
Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Сабиняне и римляне заключили мир. Преллера, R. M. В абсолютно другом свете тот же бог является в ученом показании Вергилия (Aen.
На помощь Рему поспешил его брат Ромул с большим отрядом единомышленников. Следовательно, отстававшие луперки, тише бегающие именовались «мешкотными»14. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер. Фест утверждает, что это делалось ob frugum eventum (Paul. Дождавшись ухода волчицы, он отнес мальчиков к себе домой и дал им имена Ромул и Рема. Из живописных изображений нужно отметить цикл фресок «Основание Рима» дАрпииа (начало 15 в. ), картины «Ромул и Рем с волчицей» Рубенса (1607—1608), «Ромул после победы над Акроном» Энгра (1812).
Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. --, ср. 7, 97), vomer (из vosmer) и т. д. Мы не отрицаем, что главной причиной предпочтения, дававшегося римскими историками имени Целера перед именем Ромула, было желание избавить основателя города от братоубийства, но возможность замены одного имени другим была дана одинаковым смыслом того и другого.
Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой— мужей прекратить кровопролитие. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Культ этого «преследователя», по преданию, опять устроен Ромулом.
Aen. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Долго ещё в Риме показывали священное кизиловое дерево Ромула. Рем радостно вскрикнул – он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе.
r бегать, заставлять бежать, давать свободу бегать. Конечно же, это легенда. Он царствовал со славою тридцать семь лет (1–38 от основания Рима или 753–716доР. Х. ) и внезапно исчез из среды людей. Предводителем войска стал царь Тит Таций. Померий без городской стены немыслим вот таким образом решили, что и стена была построена тем же Ромулом.
Из двенадцати данных пунктов мог уже сложиться связный исторически рассказ, который по объему мало отличался от дошедшей до нас истории близнецов. Братья вновь стали спорить. Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. Взявшись за плуг, Ромул начал пропахивать глубокую борозду. Прошёл дождь, древко пустило корни и постепенно превратилось в раскидистое дерево.
Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Из того же оттенка вышел рассказ, что Акка Ларенция была meretrix и любовница Геркулеса. Тут братья Ромул и Рем заменяются двумя предводителями, которые не братья. Вторые пределы города, когда он распространился уже на четыре части (regiones), обходились 15-го мая процессией с так называемыми Argei. Узнав об этом, Амулий велел бросить Рею Сильвию в реку Тибр.
Другой Castrum Inui лежал близ Ардеи. Wrterb. Ромул же, поскольку коршунов мимо него пролетело вдвое больше, настаивал на том, что решение богов было вынесено в его пользу.
Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Плутарх предлагает гораздо более прозаическую версию спасения малышей – братьев выкормила жена пастуха, которая «подрабатывала» гетерой, а миф родился благодаря двусмысленности латинского слова «lupa», означающего и «волчица» и «блудница». Значение его выяснится из сравнения сродных слов других языков: древненем. Сабины все предавались любопытному зрелищу и не думали стеречь своих дочерей.
— спокойно, тихо,, гот. «Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Рим со временем занял подобное положение в Лациуме. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. 4-е изд.
G. I 425) такая. G. 1, 532—537).
Однако Ромула и Рема вскоре прибило к берегу и они были вскормлены волчицей. Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. Мольбы женщин тронули закаленные сердца воинов, враждующие стороны заключили мир. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить Ромула, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Мы потом подробнее остановимся на отношении двух братьев к подчиненным отрядам луперков. Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул— чуть позже— двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима).
Это был сигнал. Все сказание создано из этиологии оно имеет пояснительный характер. Колебание традиции обыкновенно, в том числе и Швеглером (R. Третье празднество, Ambarvia или Ambarvalia, первоначально состояло из очистительного обхода полей (arva), всей полевой территории, прилежавшей в старые времена к городу Риму.
И тут опоздавшие Пинарии остаются без жертвенного мяса. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. У Псевдо-Аврелия Виктора (De orig. После заключения мира римляне и сабиняне объединились в один народ. Вскоре дочь свергнутого государя, весталка Рея Сильвия, родила близнецов.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Может быть, этот священный дом просто древняя святыня Акки. Точно также Эквиррии, до постройки цирка Фламиния справлялись на открытом Марсовом поле.
Точно так же поступили и все остальные. 3) Луперки носили официальное название germani Luperci. Но был у него младший брат Амулий, человек жестокий и коварный. По показанию Дионисия (1, 33), Консуалии были устроены Евандром, греческим основателем Луперкалий. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог.
Тогда их начал подкармливать лесными ягодами пестрый дятел. Несмотря на это у Реи Сильвии вскоре родились очаровательные мальчики-близнецы. Два брата родились близнецами. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Шипящее s в ros-mulus исчезло перед m, как например в словах omen (др. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Жрецы, спугнувши двенадцать телят, гонятся за ними по форуму. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема.
Это однако не совсем вероятно, так как не один Ромул, но и Рем по преданию был кормлен под смоковницей Румины. in inv заставлять кого-нибудь ходить, приводить в ход, гнать). Здесь они решили построить собственный город. 50 сл. ), результаты которой мы позволяем себе повторить в кратких словах. Pompeius, Saufeius, Ateius) произведено от ac-culus или ac-cula. Последнее образуется из суффикса mulus, как ae-mulus, sti (g)-mulus, cu-mulus и т. п. и основы rs, которая встречается также в греч.
dsivre (из desevare), desinere, греч. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. Италия. Пастухам Нумитора удалось схватить Рема, связать его и доставить к хозяину. Мы, несогласно Унгеру, производим слово Inuus от основы i-, «идти», с суффиксом настоящего с. 23 времени и отъименной приметой u (v) (ср.
Началось кровопролитное сражение. В Альба Лонге правил в это время царь по имени Нумитор. Сообщение древних авторов, что Потиции были старшими жрецами, а Пинарии их помощниками, позволяет догадываться, что и этот вопрос, кому быть старшим, кому прислужником, решался ристанием. У Ливия (1, 7, 3) Ромул говорит: «Так будет поступлено с каждым, кто перескочит через мою стену». Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери.
rsc, rsci, behende, hastig, frisch. Присоединились к таким речам и вкрадчивые уговоры мужчин извинявших свой поступок любовью и страстью, «а на женскую природу это действует всего сильнее», замечает историк. Вот таким образом предполагали, что первые римские браки состоялись в его праздник. Об имени бога древние авторы довольно странно расходятся. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. санскр. Из этих нечистых животных приносились в жертву на Луперкалиях козы и собаки, отсутствуют только лошади. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.
Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. Эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями они были необходимы для Рима из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Здесь мы ограничимся несколькими словами. Ему по значению с. 34 соответствовал, как выше сказано, Inuus, «гонитель» палатинской крепости.
С течением времени поселения разрастались и в конечном итоге слились в одно целое. lash — того же значения, в готск.
dyu dyauti). Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. Выросли близнецы, стали сильными и красивыми юношами. Тогда абсолютно правильно будет задаться вопросом, не относилось ли сказание об албанском происхождении Ромула к албанцам, жителям Целия. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец.
Идея обоготворения, говорит Швеглер (R. Автор исторической обработки царской легенды отсутствие города объяснил разрушением. Они заселили Эсквилинский холм. Tursa производится от умбрийской глагольной основы turs, лат. Ромулу ведь приписывалось основание еще других скачек, Эквиррий. Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля, на которой он собирался жить, стала родной почвой. Консуалии, рассуждает он (R. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их.
Похищение сабинянок и последовавшие за этим события — тема картин «Похищение сабинянок» и «Примирение римлян с сабинянами» Рубенса (1632—1640), «Похищение сабинянок» Пуссена (1635), большого полотна «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» Давида (1799), «Похищение сабинянок» Пикассо (1962, Национальная галерея в Праге) из статуй назовем «Похищение сабинянки» Джамболоньи (1559). Многие современные исследователи считают этих царей историческими личностями, хотя их образы и окутаны дымкой мифов. Обоготворенный поэтами Ромул-Квирин таким образом соединился с богом Марсом-Квирином21. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под правлением своего деда. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер. И как только юноша остановил упряжку, он начал воздвигать стену.
«Они, без сомнения, — заключает Швеглер, — заимствованы из круга идей, связанных с культом Фавна-Луперка». К тому же Асканий-Юл тоже мог похвастать божественным происхождением: его отец Эней был сыном богини Венеры (Афродиты), а прадед Дардан — даже сыном верховного бога Зевса. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий – курионами.
gentis Rom. Объединенными племенами сабинян и римлян правили совместно Тит Таций и Ромул. И входя в город, бросали вероломной женщине браслет, а вслед – щит. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города. » и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. Согласно Швеглеру (R.
У древних авторов, сколько нам известно, не сказано, какая жертва приносилась этому богу. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и. Ромул – легендарный основатель Рима, чье имя было образовано от названия города. Падали сраженные мечами и стрелами воины, текли реки крови. pei-, ср. Только позднейшему автору, Плутарху (Ромул 27), наконец приходит в голову мысль о правах наследства он первый сообщает, что Ромул сам отказался от наследства. Разнесли они окровавленные члены домой, спрятав их в своей одежде, а потом тайком зарыли.
Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем. Как все празднество, так и этот обряд получил свое начало от Ромула. С сабинами пришлось воевать дольше. После падения Трои роду Энея было предназначено править всем троянским народом и (в расширительном истолковании этого пророчества) даже всем миром.
Прошло не одно десятилетие, прежде чем эта история получила дальнейшее развитие. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Инуй был предан бездеятельности. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. Городом Альба-Лонга из поколения в поколение правили потомки Энея.
Ромул остался на Палатине, чтобы наблюдать за небом, а Рем отправился на Авентин с той же целью. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула.
На патрициев пало сильное подозрение. Ловкость, сила и отвага возмужавших братьев вскоре сделали их знаменитыми. Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя.
Но какая там могла быть конница до основания города. Они оба начали править городом и впоследствии стали консулами. Он строит город по всем необходимым правилам. Увидел Нумитор Рема и почему-то дрогнуло его сердце.
По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Место как раз подходит к необходимым условиям. Эта жертва самая основная часть обряда бега, может быть, первоначально служили только для определения жертвы. Получив повсюду отказ, Ромул прибегнул к хитрости. Называли его Lupercus, то есть, по верной догадке Унгера, берегущий от порчи (lues (lua) порча, уничтожение и parco coerceo)1. Как утверждает легенда именно с тех пор в Риме появился обычай с похищением невесты.
В споре за первенство Ромул убил Рема и стал первым римским царем. Устройство этой жертвы, как и всей обстановки скачек, приписывалось Ромулу. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Что касается основания Рима Ромулом и Ремом, то, по-видимому, Рим вообще не был «основан».
Рем радостно вскрикнул — он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. По этим «лучикам» в столицу плыли неимоверные богатства, текли реки беженцев, которые оседали в пригороде и благодаря усилию которых город разрастался с неимоверной быстротой. Святыня или святая могила Акки Ларенции находилась на Велабре, у подошвы палатинского холма, extra urbem antiquam non longe a porta Romanula (Варрон 6, 24), за воротами старой крепости. Потом он устанавливает все политические и военные основы государства, ведет первые войны с соседними народами, празднует первый триумф, добывает первые с. 21 spolia opima и тому подобное. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Всё время, пока Ромул шёл за плугом, люди собирали камни.
Вот таким образом греки с. 50 его и сравнивали со своим скаковым богом, Neptunus Equester. папа Геласий. Их родственники от неожиданности почти не оказали сопротивления и в панике бросились бежать, проклиная преступников, поправших законы гостеприимства и взывая к богам, на чьё празднество их коварно заманили. Затем дед рассказал Ромулу и Рему историю их истинного происхождения. стр.
Ромул и Рем возвращают власть своему деду. pei-or pssimus). Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул— чуть позже— двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их матери.
Что-то до боли знакомое было в этом юноше. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Таким образом женщины спасли Рим.
Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Для этого, вероятно, раздирали на куски жертвенное мясо, что, как известно, делалось также в Греции, в культе Диониса. 6, 34 lupercis nudis februatur populus, id est lustratur antiquom oppidum Palatinum, gregibus humanis (. ) cinctum)3. Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм – колыбель великого города Рима). Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он.
rimis — покой, лит. Разгневанный Амулий заключил ее под стражу, а младенцев бросил в реку Тибр. Все исполнили рабы так, как велел жестокий царь. Едва ли получение приза составляло единственную цель предполагаемого нами бега.
Рем радостно вскрикнул – он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе.