Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746 (17460330)—1828) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Если рассматривать портрет при свечах, то крупинки белил, нанесенные на платья женщин и их украшения в технике импасто, переливаются дополнительными блестками. «Каприччос» включает 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы.
Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Здесь свет не рассеивает кошмары.
Кошмары стали реальностью. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
Его войска, под предлогом предстоящего похода в Португалию, уже находились в Испании. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Художник широко использует контрасты света и тени (темные силуэты старика и старухи ищущих тело сына среди белых пятен мертвецов, — лист «Хоронить и молчать»). Гойяпоибегает к аллегории лишь в тех листах, которые посвящены периоду реакции, наступившему после 1814 г., когда он вновь вынужден говорить эзоповым языком.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему, аромат тайны и скрытой чувственности.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Гойя говорил: «Мир – маскарад: лицо и одежда, голос – всё подделка, каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле каждый обманывается и никто не узнаёт себя». Франсиско де Гойя (1746–1828) испанский художник, гравер, рисовальщик.
Эта война, как и все остальные, началась из-за борьбы за власть. Принципы банковского кредитованияБезопасность и принципыБилет 25. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Несмотря на преклонный возраст, глухоту и слабость, он всё ещё полон жажды жизни, умудрялся путешествовать, продолжал рисовать, занимался литографией. Это выразилось хотя бы в том, что он включил в композицию и собственный автопортрет. Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Его отец— Хосе Гойя.
Неприятие повседневной жизни, отсюда и внутренняя раздвоенность. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса»., чей портрет он создал. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
Название получило позже, по фамилии немецкого обывателя, персонажа стихов немецкого поэта Л. Айхбродта Biedermaiers Liederlust (изданы в 1850). Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Говорят, король высказался тогда о Гойе: «Этот достоин петли». В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Однако вскоре Гойя понял, что оказался в золотой клетке.
В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»3. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
проявлением Р. в архитектуре была ложная готика – подражание характерным формам ср. -век. Классический национальный тип испанской красоты предстает перед нами в портрете Исабель Кобос де Порсель. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Его отец — Хосе Гойя — был баск. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).
Архитектура (главным образом отделка интерьеров) и декоративное искусство Бидермейера, отражавшего вкусы бюргерской среды, перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта. работает по украшению церкви св. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. 268 347 см. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь.
Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Весной 1771 года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Следующая работа называлась «Смерть Сарданапала».
Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. 1828 Умирает во французском, городе Бордо в возрасте 82 лет.
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа Данте и Вергилий, духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана Резня на Хиосе (1823–1824, Лувр, Париж). Это была рака для хранения мощей. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Свою жену Франсиско называет «Пепой»5. Для передачи страшной реальности Гойя сознательно пользовался не реалистическим, а аллегорическим языком.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения13. В Испании XVIII столетия, еще не расставшейся с феодализмом, всячески подавлялась национальная самобытность искусства.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Для банка св. на тему «Поклонение имени Бога». Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. 19 в).
Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Среди них — Портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».
Кошмары стали реальностью. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности.
Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Часто емй приходилось «Заглядывать под маску», чтобы разглядеть истинную сущность человека. ис-ве – фр. Работа над офортами «Каприччос» заняла пять лет, с 1793 по 1797 г. Возможно, нет произведений более трудных для анализа, чем эти графические листы.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Но после его смерти Испания забыла своего великого художника.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. 1759 Переезжает в Сарагосу. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.
Тем не менее главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе. 1797). 31 октября 1799 года Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50000 реалов в год.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Он пишет «Проповедь св.
В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Листы с ослом, страшные чудовища окружают заснувшего человека «Сон рассудка производит чудовищ». В ней нет аллегоричности, все предельно понятно, в высшей степени выразительно. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.
Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7.
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Ими стали герцог и герцогиня Альба. Этот спор искусно подогревал Наполеон, который мечтал прибрать Испанию к рукам. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Каждый лист серии полон мерзких тварей, ведьм и прочей нежити, порождённой богатой фантазией Гойи и той патриархальной культурой, к которой он когда-то принадлежал.
Бидермейер, бидермайер (нем. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Постигшее его несчастье заставило его по-новому посмотреть на многие события в стране. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию. Выявление самой сути личности портретируемого характерно для всех портретов Гойи. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго.
Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». Испанское общество XVIII века развивалось под сильным влиянием идей Просвещения. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Франциска Великого в Мадриде.
6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Своё новое жилище он украсил жуткими росписями. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
Флаксмена. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной. Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. Но маловероятно, чтобы Гойя мог настолько рисковать своим положением. Среди этих картин был автопортрет Байеу. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
Эстетические воззрения Аристофана по комедии «Лягушки». Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Согласно статье русского искусствоведа Сомова А. И., в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. Художник широко использует контрасты света и тени. Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Первые его эскизы пространственны и «картинны», но художник быстро усваивает требования производства — перевод картона в полосу коврового тканья, обычно заполняющего пространство между окнами. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
Холст, масло. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (1814). Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Его отец— Хосе Гойя.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги10. Романтик любит и порой идеализирует далекое средневековье, «первозванную» природу, в мощных проявлениях которой он видит отражение обуревавших его сильных и противоречивых чувств. Для банка св. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
В 1805 году Гойя устроил свадьбу своего 21-летнего сына Хавьера с Гумерсиндой Гойкоэчеа, родственницей крупных баскских финансистов. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы, печали и радости. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Готовясь к этой работе, Гойя написал десять портретных этюдов членов королевской семьи.
Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. было разгромлено.
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Основные обязанности, принципы и правила служебного поведения работниковII. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В центре он поставил королеву с детьми. 1799 Публикует серию офортов "Капричос". Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск.
В центре композиции находится королева Мария-Луиза с дочерью и младшим сыном. Семья короля Карла IV (1800-01). Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
Особенно зримо это проявилось в картине "Расстрел повстанцев", сегодня считающейся непревзойденным шедевром. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Экономико-правовые условия передачи в аренду недвижимости. Базовые принципы бухгалтерского учета: допущения и требованияБазовые принципы ЖизниБазовые принципы инвестированияБазовые принципы позитивизмаБанковский кредит. Ими стали герцог и герцогиня Альба. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
97 х 190 см. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Романтизм (1-ая пол.
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. 1773 Женится, на Хосефе Байеу, сестре Франсиско Байеу. И тогда Гойя предложил дописать его.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Холст, масло. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Здесь, в «доме глухого» около 1820 г. он создает свою последнюю графическую серию, — серию притч, снов под названием «Диспаратес» — «Необычайности» (излишества, безумства), 21 лист самых сложных художественно и технически, самых трудных для понимания, самых индивидуальных и странных листов: это ирония над собственным ослеплением, «розовыми очками» молодости, скорбь над утраченными иллюзиями. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени.
Быстрые, летящие мазки контрастируют, соседствуя, с густыми мазками и пятнами краски. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы. (В жизни Природы герой-романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. В октябре Гойя вновь оказался в Сарагосе, где создал портрет каноника Рамона Пиньятелли известный лишь в копии.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). В целом его можно рассматривать как протест против порядка и благоразумия. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
1812 Умирает Хосефа. Делакруа Эжен (Delacroix Eugene) (1798–1863), учился в Париже, где сблизился с Теодором Жерико изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса), увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона Констебла. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Francisco Jose de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо). 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. В них он нанес удар академической школе.
Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Художник живет одиноко, замкнуто, в полутора часах езды от Мадрида, в доме, который получил у соседей название «дом глухого». В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
Однако Гойя, как и большинство его соотечественников, не мог не видеть, что в реальной жизни разум никогда не играл определяющей роли. Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. У двора, напряжённо следящего за событиями Французской революции, пропал интерес к украшению дворцов— и теперь у Гойи нет заказов на картоны для шпалер. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Холст, масло. Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры. Р. захватил все сферы духовной культуры: лит-ру, музыку, театр, философию, эстетику и др.
В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Комедия Аристофана «Лягушки» – первый образец литературной критики. К празднику св. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. 1824 Не соглашаясь с политикой короля Фердинанда VII., отправляется в добровольное изгнание во Францию. Прадо, Мадрид.
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»4.
Эти сюжеты не вдохновляют Гойю., чей портрет он создал. Ф. Гойя. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Живопись темная, оливково-серых и черных тонов, с пятнами белого, желтого, красного.
«Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Гойя всё чаще писал портреты, так в январе 1783 года ему заказывают портрет графа Флоридабланки.
В августе он закончил «Последнее Причастие св. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует». В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Для живописи Бидермейера (Л. Целый ряд листов — сатира на церковь: «Какой златоуст». Девы Марии.
Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Безайра (с 1771), посещал Академию художеств (1778) испытал влияние Дж. У неё родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик ХVIII (а с 16 сентября 1824 года — Карл Х).
Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником, средний, Томас пошёл по стопам отца. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо.
Гойя написал только один её портрет. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия16: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Испанцев встретил оружейный огонь, французы с помощью мамелюков, ненавистных всем наемников (в тюрбанах), быстро расправились с нападавшими. Свадьба состоялась в Мадриде.
По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». художники Делакруа, Жерико, нем. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале.
Восстание испанцев против реакции 1821—1823 гг. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.
Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. огромен. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40 км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям — до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Свадьба состоялась в Мадриде. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). 1820 Начинает работать над серией офертов "Черные картины". Остальные члены семьи разделены на две группы.
Девы Марии. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I18, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. 1780 Становится членом Королевской академии Сан-Фернандо. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. 1792 Едва не умирает от странной болезни.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора. Гойя написал только один её портрет. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
– Кипренский, Блюллов, Айвазовский и др. В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Но Гойя сумел уловить самое существенное в образах, не потеряв сходства и коронованные заказчики были вполне удовлетворены. Каэтана изящным пальчиком указывает вниз, где написаны слова повернутыми к ней буквами Гойя-Каэтане Альба и жест этот как бы намекает, что сам Гойя для нее тоже что-то вроде этой смешной собачки.
Каждый безумствует по-своему. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Здесь он пишет свои последние прекрасные зрелые произведения, простые в своей реалистичности, предвещающей расцвет европейского реалистического искусства: «Бордосская молочница», «Девушка с кувшином» — это образы юных, в изображении которых нет старческого бессилия и пошлой сладости. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». К этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Это полотно изображающее маленького Осорио, родившегося в 1784 г., — одно из серии сеченных портретов, заказанных графом Альтамира. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. ). А умение видеть суть человека за блеском пышной одежды отражались в каждой его работе, были смыслом, без которого особый дух картин Гойи прекратил бы свое существование. запрашивает 25000 реалов за ту же работу4.
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Гойя становится даже чрезмерным, когда изображает уродства, гримасы страшных чудовищ. Стали очевидны поиски нового стиля. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами).
Франсиско Байеу был шурином Гойи. Между тем увидела свет первая серия офортов мастера – «Капричос» («Капризы»), – подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. 1795 Избран директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. 1814). II. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск.
Но его картина была отвергнута. В 1771 г. Академия в Парме присудила Гойе вторую премию за картину о Ганнибале. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями.
В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795 — директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Будучи придворным художником короля, он вынужден был писать многие портреты на заказ, го это не помешало ему создать глубокие и проникновенные картины. Обе картины были участниками торжественного шествия в честь освобождения Пиренеев от захватчиков, но война, начавшаяся как освободительная, очень быстро переросла в страшную гражданскую войну, войну всех против всех. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). псевдоготику. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». В 1826 г. он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха. А перед ней – смешная, до нелепости крохотная белая лохматая собачка с таким же смешным крохотным красным бантом на задней лапке. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. 1786 Приглашен ко двору короля Карла III.
Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Он стал больше использовать некоторые приёмы Рембрандта и изображать некую безысходность, даже смертельный ужас. Лишь сам художник едва различим.
Чувство одиночества, внутреннее противостояние, враждебная внешняя среда – всё это перекочевало в работы живописца. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». На просвещенных испанцев начались гонения: ряд его друзей подвергаются аресту или находятся фактически в ссылке. 1788 От нового короля, Карла IV, получает титул придворного художника.
Привлекательность этого эскиза для гобелена, предназначенного для отделки кабинета во дворце Эскориал, проявляется в ярких красках, в непринужденности движений персонажей. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.
В них он прежде всего хотел передать внутренний мир человека, его чувства, переживания. Дни свои Гойя закончил в Бордо в возрасте 82 лет. Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Хронология Жизни Гойи 1746 Родился 30 марта в Фуэндетодосе, в Испании. Эта серия —- вершина реалистической графики Гойи.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Говорили, что Наполеон не собирается отдавать трон Фердинанду.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы15. Эти работы принесли Гойе известность. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св.
Делакруа работал также в области психологического портрета (Фредерик Шопен, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847 зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). С 1808 по 1820 г. он работает над своей второй графической серией «Десастрес делла герра» («Ужасы войны»), состоящей из 85 листов офортов. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
Все мужчины позируют в ярких костюмах (красных, синих и темно-коричневых) все женщины – в белых блестящих платьях с золотой и бледно-голубой отделкой. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид.
Он пишет «Проповедь св. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист.
Пространство картины заливает мягкий свет, отчетливо обозначающий фигуры на фоне теней. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Франсиско Байеу познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил её. Эжен Делакруа посетил Великобританию (1825), Алжир (1831–1832), Марокко, Испанию, Бельгию.
в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Целый ряд листов посвящен современным нравам: надпись «Они говорят «да» и отдают руку первому встречному», «Старый избалованный ребенок», «На охоте за зубами» и т. д. 1819 Переезжает, в загородный дом, ("Дом Глухого") неподалеку от Мадрида. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров – «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.
Один его брат, Камилло, стал священником второй, Томас, пошел по стопам отца. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой Махи обнаженной.
он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи12. Во второй половине 90-х годов Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов: (портрет Ф. Байе). В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Воспользовавшись этим, Наполеон хотел посадить на престол своего брата Жозефа.
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Гойя принимает участие в защите своего родного города Сарагосы. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. (неудовлетворенность действительностью, кризис идеалов классицизма, стремление уйти в мир идеальных представлений, утопические мечтания о совершенстве мира).
В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Здесь собраны в кучу и заперты вместе умалишенные их много – и каждый из них безнадежно одинок. Блейк, Уильям 1757 -1827 Блейк (Blake) Уильям (1757– 1827), английский поэт, художник, гравер. но он не был тем универсаль-ным стилем, каким был классицизм.
Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Она была оккупирована французами, в Мадриде вспыхнуло восстание, приведшее к затяжной партизанской войне. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
Центральный лист – «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Здесь он исполняет последние листы «Десастрес», а также серию, посвященную бою быков «Тауромахия» (около 40 листов). Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Удивительно правдиво передано поведение всех действующих лиц: одни с вызовом сморят в глаза палачам, другие покорно склонили голову, третьи закрыли руками лицо. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Biedermeier), стилевое направление в немецком и австрийском искусстве 1810– 1840 -х гг. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Уединившись на вилле, Гойя работал. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
Знаменитые фрески "Дома глухого" – апофеоз "черной живописи" Гойи. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. – Фридрих, Рунге, рус. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
Замечательную галерею портретов своих современников создал Великий испанский художник Франсиско Гойя (1746 – 1828). 1785 Избран вице-директором, живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. 1789), Книгу Иова (1818– 1825), Божественную комедию Данте (1825– 1827) и др. ), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – 1 -й четверти XIX века: тяготение к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям.
Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. На просвещенных испанцев начались гонения: ряд его друзей подвергаются аресту или находятся фактически в ссылке. Здесь свет не рассеивает кошмары.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Серия обладает огромной выразительной силой документа, свидетельства очевидца этой героической борьбы испанского народа с Наполеоном: «Какая доблесть. ». Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Для Р. выражение внутреннего мира человека важнее, чем изображения внешнего, объективного мира, вот таким образом «главным» романтическим искусством стала музыка и литература.
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью.
Учение продлилось около трех лет. Гойя умер в Бордо в 1828 г. В конце века останки его были перевезены на родину. на тему «Поклонение имени Бога». После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Построек.
Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Для Гойи типично изображение фигур в нежном, акварельном колорите, фигуры персонажей словно растворяются в тонкой дымке. Мать — Грасиа Лусьентес — дочь бедного арагонского идальго.
Огромное значение имело творчество Гойи и для формирования европейского романтизма. В октябре Гойя вновь оказался в Сарагосе, где создал портрет каноника Рамона Пиньятелли известный лишь в копии. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Напряженной интеллектуальной жизнью дышит тонкое, нервное лицо доктора Пераля величием, спокойствием и уверенностью веет от фигуры знаменитой трагической актрисы, носящей прозвище «Ла Тирана». Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты20. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец.
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». работает по украшению церкви св. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Сходится с Леокадией Вейсс. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.
Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной11. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками.
Но в картине очень много воздуха и света. Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальной композиции: «Игра в жмурки» (1791) безупречна по сочетанию белых, красных, желтых, темных пятен. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика). Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В своей работе художник, несомненно, следовал великому Веласкесу.
Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822). Франциска Великого в Мадриде. Портрет Мартина Сапатеры (1797). В 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. 2 мая 1808 года тревожные слухи поползли по обеспокоенной столице. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Сюжеты картин этого времени становились всё более мрачными, наполненными безысходностью, чего нельзя сказать об этом портрете.
Картины, полные карнавального веселья («Игра в жмурки», «Карнавал» и пр. ), сменяются такими, как «Трибунал инквизиции», «Дом сумасшедших», предваряющими его бессмертные офорты «Каприччос». Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Живописные полотна Т. Жерико Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тёрнера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Романтики в изоб.
и Гаспара Ховельяноса. Как художник учился в Лондоне у гравера Дж. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»21. Общеевропейскую известность испанское искусство после «золотого века» вновь обрело лишь с появлением Франсиско Гойи.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В середине 90-х годов Гойя заболевает и последствием этой болезни становится глухота. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Король стоит справа от нее, слегка выдвинувшись вперед. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни.
Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года.