Ранее всего откликнулись на новые веяния портрет и пейзаж, которые становятся излюбленными жанрами романтической живописи. Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Каждому открывается душа природы по-иному. Парижский гамен неистово размахивает пистолетами. Если в первых его полотнах были отражены искренние патриотические чувства, то в произведениях, относящихся к 1814 г., патетика в изображении героев сменяется драматизмом.
Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет.
Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Это, прежде всего, отказ от нормативности мышления, восприятие мира (природы) как бесконечного процесса становления и разрушения. В этом плане романтики полностью разделяли утверждение И. Канта о том, что искусство целесообразно, но оно не имеет конечной выраженной цели. Если приглядеться, то можем увидеть, что в глазах отражаются уже не детские мечты. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями.
Конь имеет одну точку опоры, он должен обрушиться на землю, ввинтиться в схватку, которая довела его до такого состояния. В человеке отражается весь мир. В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Он опирается на саблю — оружие, которое, может быть, всего несколько минут назад держал, высоко подняв вверх. Делакруа был самым образованным среди живописцев первой половины XIX столетия. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Бородин, Ц. А.
Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя.
Для него природа представляет собой язык, посредством которого Бог говорит с человеком. В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты.
Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. В XVIII веке русские художники авторские изображения писали редко, лишь романтизм со своим культом индивидуального исключительного способствовал подъему этого жанра. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева). Свои самые знаменитые работы – Сенокос, На пашне.
Динамизм образу придаёт романтический пейзаж: Давыдов стоит возле дерева, сломанного ветром или поражённого молнией. Тем не менее, в течение этих 25 лет сформировались новые идеи, которые укоренились в сознании людей во Франции, Испании, России, Германии. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. X. Хант). Побывав в Марокко, Делакруа пишет полотна, посвященные Востоку.
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Делакруа предстает здесь мастером колорита. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Его основные черты – динамичность композиции, объмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Трнера, Жерико и Делакруа). 28 марта в галерее «Дом Нащокина» открылась выставка «Живопись эпохи романтизма из собрания Государственного Русского музея».
Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Наблюдая жизнь, натуру, художник переосмысливал ее, поэтизируя видимое. Мальчик открыто смотрит на мир.
Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство разных стилей, направлений, творческих объединений. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». В 1818 г. он создает ряд литографий на военную тему, среди которых наиболее значимой была «Возвращение из России». Здесь он занимался у С. С. Щукина. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах.
Господствует чувство непринужденности, естественности. Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Одними из первых это сделали художники. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. Одним из лучших творений Кипренского является портрет А. С. Пушкина (1827). В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции – яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пейзаж на портрете как бы подыгрывает настроению персонажа. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Особенностью данной композиции является то, что она составлялась художником из предварительно сделанных натурных рисунков.
Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах. Материя и дух оказываются неразрывно связанными в понимании художника-романтика. К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским задолго до его путешествия в Италию в 1816 году.
Давыдов изображен на фоне багрово-желтого заката и темных деревьев. Борьба человека с разбушевавшейся морской стихией – одна из излюбленных тем художника его бунтарского романтического периода. Разочарованние в идеале Жерико воплощает в картине «Раненый кирасир». В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма.
Тонко построена живописная поверхность холста. В искусстве портрета в начале девятнадцатого века все большее внимание уделяется изображению творческой интеллигенции, поэтов и художников России, а также обычных людей и крестьян. Челищеву уготовано великое будущее.
Он сновал взад и вперед, поднимался вверх, опускался вниз, снова поднимался, шумел, сверкал радостью. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Основной чертой английской живописи всегда был интерес к человеческой личности, позволивший плодотворно развиваться жанру портрета. Начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России.
Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Особому влиянию романтизма была подвержена молоджь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Они ориентированы на натуру и писались явно с ее использованием. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. В целом произведение производит впечатление глубокого трагизма.
Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Портрет сына — Арсения Тропинина — один из лучших в творчестве мастера. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Детей даже одевали в наряды, ничем не отличавшиеся от взрослых: в середине XVIII в. девочки носили тесные корсеты и широкие юбки с фижмами. Уникальность выставки заключается в том, что впервые за последние тридцать лет коллекция Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) будет представлена в Москве.
Делакруа) содержанием. До чего же хорош Захарка – глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече. Вот таким образом романтизм имел своих врагов, которые считали принципы романтиков столько же ложными, как и принципы Давида. К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским искусства и жанра портрета в особенности. Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина.
Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте. Четкость ритма нарастания динамики от группы к группе, красота обнаженных тел, темный колорит картины задают некую ноту условности изображения. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю).
Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта. Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме.
Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Главное его достоинство — колоритность. Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека.
За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать.
На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Вакенродер определяет природу как язык, на котором изъясняется Бог, а искусство он называет языком, похожим на язык природы, через который творец открывает зрителю «сокровища человеческого духа»3 имея в виду то, что искусство помогает открыть в человеке божественное.
Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен. Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты. Люди мужественно перенесли несчастье и надежда на спасение их не оставила: у каждой группы на плоту свои особенности. Здесь хранится и поныне это одно из лучших созданий французского романтизма — вдохновенное свидетельство очевидца и вечный памятник борьбе народа за свою свободу. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения.
Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Прежде в нем видели автопортрет художника. Да, конечно, его веселость. Мастер редко обращался к этому жанру. Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский).
Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. В произведении «Возвращение из России» впервые прозвучала тема борьбы человека со смертью. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё.
Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Рихтер, К. Шпицвег, М. фон Швинд, Ф. Г. Вальдмюллер). У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей.
Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Но и здесь его ждало разочарование.
«Портрет отца (А. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. Романтика умирала. Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах.
По приезде в Париж художника особенно заинтересовала графика. Принципиально не подписывая и не датируя свои картины, художник лишний раз напоминал, что он является лишь соавтором вечной Природы.
Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Романтический герой всегда одинок. «Портрет отца (А. До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Орловский.
Решалась эта идея тоже в духе романтизма изображением массовой народной сцены (а не героя в окружении второстепенных персонажей, как это требовалось классицистической традицией), причем отношение к стихийному бедствию выражено через чувство, психологию отдельных людей. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Романтизм в живописи – движение, начавшееся в конце восемнадцатого и процветавшее до середины девятнадцатого века.
Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека. На смену ей пришла реальная жизнь, где герои были реальными. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.
Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. В романтической эстетике пейзаж приобрел большое значение. Он не озабочен благопристойностью своей внешности: пышных волос не касались гребенка и щетка, на плече – край клетчатого плаща прямо поверх домашней рубашки с распахнутым воротом. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота.
В окончательном варианте полотно представляет тот момент, когда уже отчаявшиеся люди видят на горизонте судно «Аргус» и протягивают к нему руки. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус).
Отличительная особенность альбомных портретов — живость их исполнения. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Индивидуум становится для них действительно мерой всех вещей. Среди подобных образов особенный интерес представляют герои картин «Офицер карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир», созданных в 1812-1814 гг. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». «Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности. М. Ю.
Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. От нее, как от источника света в центре энергии, расходятся лучи, заряжающие жаждой и волей к победе. Круглое лицо, слегка растрепанные волосы.
Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. Жерико, Делакруа и его последователи. По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству.
Восприятие их требует углубленного сопереживания. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер.
Стоит только сопоставить Автопортрет Орловского с Автопортретом Кипренского, чтобы тотчас бросилось в глаза серьезное внутренне различие обоих портретистов. О. Рунге, К. Д. Фридрих, И. А. Кох и др. ) и религиозно-патриархальные идеи (Ф. Очень сложное полотно с его ужасающей ясностью, эмоциональной интенсивностью и очевидным отсутствием героя стало символом нового стиля. В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа. Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё».
Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене. и разрушение города Помпеи близ Неаполя.
Он говорил: Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Именно неудовлетворением Жерико политикой Наполеона было продиктовано его поступление на службу к Людовику XVIII, занявшему французский трон в 1814 г. С пессимистическими настроениями было связано и то, что после второго захвата власти во Франции Наполеоном (период Ста дней) молодой художник покидает родную страну вместе с Бурбонами. Даргомыжский, М. А. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Повышенный интерес к личности человека, свойственный романтизму, предопределил расцвет жанра портрета в первой половине XIX века, где собой доминантой стал автопортрет. Это определялось и исторической обстановкой и традицией.
Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. В то время романтика уже уходила в прошлое, не находя опоры в повседневной жизни. Это было ново для русской живописи. В картине На пашне.
Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. По характеру изображения выделяются две основные группы:парадныеикамерные портреты. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Вот таким образом фигуры почти скульптурны.
Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы. Одна из лучших работ Тропинина – портрет сына. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Это был пик его творчества. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам.
Живопись не была исключением. Черч изображает натуралистически проработанные пейзажи, списанные с реальных мест. Давид ставил красочность в подчиненное положение рисунку, т. е. линиям и форме и соответственной композиции техника живописи школы была спокойная и колоритность допускалась насколько была необходима для отличия одного предмета от других. Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). Эта вдохновляющая сила воплощена в образе прекрасной молодой женщины, в страстном порыве зовущей за собой.
В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр.
Вместе с ней умирал и Кипренский. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена).
Более светлым стал колорит. Многим дано мало, немногим многое. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К.
Одновременно романтики восстают против обезличивания человека. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым.
Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.
491 х 716 см. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Именно таким Кипренский написал Евграфа Давыдова. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Холст, масло. Да, конечно, его нищета.
Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. Сюжет композиции продиктован событием, произошедшим летом 1816 г. и взволновавшим всю Францию. Так в чём же между ними разница. Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее».
Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». В духе романтической традиции они считали искусство выражением времени, духом народа, но их тематические или формальные предпочтения, сначала звучавшие как лозунг объединения, через некоторое время превратились в такие же доктринерские принципы, как и у Академии, отрицаемой ими. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей.
Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др. ) или драматическим (Э. Вот таким образом образы на портретах очень выразительны и глубоки. На полотне, посвященном известной писательнице (1834) изображена благородная и сильная духом женщина, восхищающая современников.
В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Толстой и др. Становлениереализмав искусствепередвижниковотразилось и на искусстве портрета.
Однако, в отличие от Вакенродера, Эмерсон видел достижение переживания божественного смысла или иначе говоря, состояния «сверхдуши»4, не в искусстве, а лишь в единении с природой. Никто не является мерилом для всех. В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. Были ли у него крылья.
Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Ярчайшие и лучшие примеры романтизма относятся к раннему периоду. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной.
Бели в молодости его больше интересовала безмятежная тишина моря, залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны, то позднее он обращается к образу могучей, разбушевавшейся стихии, предвещающей грандиозные катастрофы. Художник заносил их в дневник. Они связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами. Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. Весна женщина боронит поле.
Однако здесь этот мотив выражен еще не так ярко, как в более поздних произведениях Жерико. Так и кажется, что мальчишке сейчас надоест позировать, он сорвется и убежит прочь. Изображение природных катаклизмов, уносящих человеческие жизни (кораблекрушения, землетрясения, потопы и т. д. ) и переломных моментов в истории отдельных народов и человечества в целом. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия).
Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. В ходе работы было внесено несколько изменений. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Молодой автор строил свой образ на передаче динамики движения и ему было важно настроить зрителя на домысливание того, что он хотел изобразить. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Плот и оплот романтизма.
Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Весь этот художественный антураж не случаен. Его большие темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Овербек, П. Корнелиус и др. ).
Так были написаны портреты «Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем». Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника.
Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Этот хитрый прием (фотография доказала, что такого положения ног у лошадей во время бега быть не может, это фантазия художника) мастер использует для того, чтобы придать композиции динамизм, создать у зрителя впечатление молниеносного движения лошадей. Этому же он стремился научить и последователей.
Однако не это является главным достоинством композиции. За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок.
Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». В это время живописцем было создано большое количество портретных работ. Но колористическая гамма сдержанна. Кипренский выбрал последнее.
Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Излюбленные мотивы: горные пейзажи и живописные руины.
Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Это глубоко трагический образ.
Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы. П. И.
Но это в будущем. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Автопортреты Тропинин писал дважды. Блейк, У. Тернер и др. ).
Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра.
На полотне изображены люди, борющиеся с разбушевавшейся водной стихией. Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят.
У ног Свободы раненый. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Именно в ней воплотился давний замысел художника показать борьбу греков с турками.
В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты. В отличие от неоклассицистов, отдававших предпочтение событиям ушедшей в прошлое греческой и римской истории, романтики обратились к искусству Средних веков.
Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Имеющих последователей и наследников. Острое, почти болезненное желание приблизиться к разгадке феномена смерти.
Пухлые губы, кажется, сейчас расплывутся в улыбке. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин).
Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен абсолютно новое эмоциональное настроение. Автопортрет не был заказным жанром, художник писал для себя и тут, как никогда, становился свободен в самовыражении. Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э.
И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. Кол, Дж. Сейчас мы видим мальчика, у которого все впереди, который еще только собирается взрослеть.
Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Те же черты манеры старых мастеров видны и в картине «Бег свободных лошадей в Риме», написанной приблизительно в 1817 г. и представляющей состязания всадников на одном из карнавалов, проходящих в Риме.
После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Есть у него и множество работ под названием Портрет неизвестного (неизвестной). Примером таких полотен может быть картина, получившая название «Плот «Медузы»». Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки.
Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей. Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. «Молодой садовник» (1817) Кипренского, «Итальянский полдень» (1827) Брюллова, «Жнецы» или «Жница» (1820-е) Венецианова — произведения одного типологического ряда. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно.
Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Англия была классической страной романтической литературы. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Венецианов создал целую галерею портретов крестьян.
Герой романтической эпохи: портретная живопись. Не менее красочна композиция «Правосудие Траяна», созданная в том же 1840 г. Современники художника признали эту картину одной из лучших среди всех полотен живописца. Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи.
Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Жуковский считался одним из основоположников русского литературного романтизма.
В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Еще одним выдающимся портретистом был О. А.
Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. «Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности. Е. Раев «Александровская колонна во время грозы», 1834).
Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Этого не мог принять молодой, прогрессивно мыслящий человек. Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Лето – художник создает в 20-е годы. 465, 5 х 651 см.
Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. П. Заболотский. К жанру портрета относятся:поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. Одной из наиболее ярких работ этого периода стало полотно «Скачки в Эпсоме», созданное в 1821 г. В картине художник изображает несущихся во весь опор лошадей, причем ноги их совсем не касаются земли. Весна, На жатве.
Этой установки в своем творчестве придерживалось большинство художников, обращавшихся к жанру пейзажа. Но после войны народ не получил воли. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля.
Кюи, П. И. Чайковский (Россия). Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.
Последние работы художника – Отдых на поле, Большое болото и Воспоминание об Исполиновых горах, Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на затемненном переднем плане. Мальчик не позирует. Романтизм не выработал, в отличие от других больших стилей, собственной изобразительно-пластической системы., ложная готика). Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П.
Их персонажи задумчивы, мечтательны. Трудно ответить на этот вопрос, но колористический строй картины, полный оптимизма, вселяет такую уверенность. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа.
Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира. Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой. Это был какой-то вихрь. -Л. Художник считал, что искусство прежде всего заключается в умении выразить настроение и творческий замысел мастера.
Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Так ли это, сказать трудно. Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера.
Даже тени приобретают у него разнообразные оттенки. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Этого требовало образное решение картины. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу.
Как явление культуры романтизм сформировался из особого мировосприятия, порожденного итогами Великой французской революции. Спустя два года на суд зрителей Салона была представлена еще одна картина Делакруа — «Резня на Хиосе». Знаменитый тогда фрегат «Медуза» налетел на рифы и затонул у берегов Африки. Эти годы нельзя назвать яркими и чем-либо примечательными в творчестве художника. «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта. Александр Гессе (род.
Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Города стали основными культурными центрами. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных.
В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Но время детства уже проходит. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом.
Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Но общее понимание природы и искусства у романтиков гораздо глубже.
Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году. При этом во всех портретах столько истинного благородства души. 2.
Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Жизненно и правдиво изображены фигуры искалеченных и измученных войной людей.
Таковыми являются портреты Шопена и Жорж Санд. Этот образ необычайно экспрессивен и динамичен. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. Фигура отважного солдата еще не раз будет возникать в творчестве Жерико.
Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.
Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Следовательно, не было и этой причины.
«Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. Кипренский, внутренне готовый к романтическому мировоплощению, увидел новыми глазами картины старых мастеров.
Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4.
И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Все краски композиции точно соответствуют натуре. В Германии и Австрии – самое сложное и противоречивое развитие. Пейзаж в романтизме— это один из жанров в искусстве романтизма.
Причем характер набросков заметно отличается от стиля всего произведения. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). В США романтическое направление связано главным образом с пейзажной живописью (Т.
Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). «Плот «Медузы»» представляет Жерико как замечательного мастера композиции. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро).
Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). И вновь вернули художнику. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер.
Кипренскому хотелось быть блестящим не только в живописи, но и в повседневной жизни. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Русская общественная мысль очень живо откликалась на возникающие в Европе новые направления и течения.
При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен абсолютно новое эмоциональное настроение. Романтические черты свойственны одному из лучших автопортретов Кипренского – с бантом. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792).
Английский романтизм отмечен фантастическими и религиозно-мифическими мотивами (У. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами.
Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги. ЧайковскийРомантической музыке, как и другим видам романтического искусства, присущ глубокий интерес к человеческой личности, преобладание в музыке личного тона. Слева студент с ружьем. Одна из лучших работ Кипренского. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер).
Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Надо сказать, что одним из открытий русского искусства XIX в. был детский портрет. Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни мастерски написанных околичностей. «Портрет М. Ю. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева).
Многие сюжеты его картин взяты из литературных произведений знаменитых мастеров пера. Среди полотен Делакруа особое место занимают портреты. Открытая романтиками для искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников «Голубой розы».
По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Наиболее отчётливо средневековые реминисценции прояви ли себя в неоготической архитектуре романтизма, отличавшейся утончённостью архитектурных форм искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей. Написана она была в 1819 г. и в том же году выставлена в парижском Салоне.
Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Литография представляет бредущих по заснеженному полю побежденных солдат французской армии. Он мечтал, что слава даст ему богатство, беспечность, любовь, преклонение. Но это не суть важно для воспринимающего зрителя, которому условность языка даже помогает понять и почувствовать главное: способность человека бороться и побеждать.
Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу.
Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Вот таким образом изображенные на рисунках люди кажутся нам близкими и понятными. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы.
Жизни и быту столицы Англии Жерико посвящает цикл литографий, среди которых наибольший интерес представляют работы, получившие названия «Большая английская сюита» (1821) и «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821). Мусоргский, А. П. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»).
Взгляд Арсения скользит мимо зрителя, одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут. За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов.
Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений.
Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Смогут ли устоять люди. Тем не менее большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов («Вид Одессы в лунную ночь», «Вид Константинополя при лунном освещении», оба — 1846). Тема природной стихии и человека, застигнутого врасплох, — излюбленная тема романтического искусства, по разному трактовалась художниками 1800-1850-х годов. В сравнении с ними композиция «Алжирские женщины в своих покоях», созданная в 1834 г., кажется спокойной и статичной. Холст, масло.
Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Существуют многие разновидности портрета. Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён.
Ведя под уздцы двух покорных лошадей, впряженных в борону, она не идет, а словно парит над полем. В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус.
В характере рисунка, композиции, цвета Фридрих порождает особую меланхолическую и мистическую атмосферу в своих пейзажах. Без прямого указания на профессию живописца. Существовало и другое толкование этого термина.
Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Мощью, демократизмом и смелостью художественного решения полотно произвело ошеломляющее впечатление на современников. Этот подход сыграл существенную роль в формировании романтической живописи. Не была исключением и живопись.
На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Это ощущение усиливается за счет точной передачи пластики (позы, жестов) человеческих фигур, а также использования ярких и сочных цветовых сочетаний (рыжие, гнедые, белые кони насыщенно-синие, темно-красные, бело-голубые и золотисто-желтые куртки жокеев). Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню. Тем не менее, большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов (Вид Одессы в лунную ночь, Вид Константинополя при лунном освещении, оба – 1846). Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы.
В целом, обращение к природе— одна из общих черт романтизма. Последняя работа замечательна тем, что она была представлена на очередной выставке, проходящей в Салоне в том же году. Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Самыми значительными достижениями русского романтизма являются работы в жанре портрета. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в техникеэнкаустики (восковой живописи) в I- IV вв.
Красивы тела, лица полоненных людей. В портрете Тропинина много простоты и естественности. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко «Путешественники, застигнутые бурей» (1796), «Автопортрет в шлеме» (1792).
Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. То же лирическое начало отличает и исполненные им виды петербургских окрестностей («Закат солнца в окрестностях Петербурга», 1832).
Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». За его спиной – величественная панорама Кремля. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Округлое лицо в очках излучает добродушие. Но сколько – вдохновили.
Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. На полотне изображен раненый воин, пытающийся скорей покинуть поле брани. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых – Буря и натиск в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошл термин Романтизм).
От портрета веет озаренностью вдохновения. Уловить переменчивую игру настроений человека, заглянуть ему в душу всегда будет пытаться художник романтического склада.
Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения.