В этом разделе представлено более 50 картин с романтическими сюжетами знаменитых художников прошлого.
Не нужно быть гением, чтобы понять то, что хотел сказать художник. Мужчины Ренуара восторгаются своими спутницами и в их глазах нет ни грамма пошлости. Излюбленным сюжетом для них была легенда о Тристане и Изольде, однако иногда они «опускались» и до вполне обыденных героев. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос.
и «Ухаживание» – 1881г., Джон Уильям Годвард – «Обручальное кольцо» – 1891г. Новое направление в искусстве, которое в ответ на канонические приемы классицизма и нравственные общественные теории Просвещения обратилось к человеку, его внутреннему миру, набирало силу и овладевало умами. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Искренняя, прошедшая испытание временем, любовь показана на картине В. Маковского «Варят варенье». В работе «Расставание» уходящая девушка уносит с собой часть души мужчины, у которого от происходящего кровоточит сердце. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей.
Пейзаж в романтизме— это один из жанров в искусстве романтизма. Да, это не всепоглощающая страсть Климта, но что-то искреннее, доброе и вечное. Этот подход сыграл существенную роль в формировании романтической живописи. Для него природа представляет собой язык, посредством которого Бог говорит с человеком. У. Тёрнер «Дидона, основательница Карфагена» (1815).
Вакенродер определяет природу как язык, на котором изъясняется Бог, а искусство он называет языком, похожим на язык природы, через который творец открывает зрителю «сокровища человеческого духа»3 имея в виду то, что искусство помогает открыть в человеке божественное. Автопортрет (1799)Будущий художник родился в лондонском районе Ковент-Гарден в семье парикмахера. В картине поражает необычное свечение солнца. Картины стали отображать героически-романтический идеал, основанный на романах того времени.
Это и знаменитый «Танец в деревне», «Танец в городе» и «В саду» и многие другие. Полна печали героиня картины М. Нестерова «За приворотным зельем», а Э. Мунк вообще представил разрыв отношений буквально. Выбеленные тела Г. И. Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э. Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма, картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И. Айвазовского—вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам.
В связи с тяжёлой болезнью матери Уильям жил у дяди в Брентфорде. В целом, обращение к природе— одна из общих черт романтизма. Дидона, сестра Пигмалиона, царя тирийцев и жена Сихея, бежала в Ливию после того, как потерпела поражение в борьбе за власть. Русская общественная мысль очень живо откликалась на возникающие в Европе новые направления и течения.
В романтической эстетике пейзаж приобрел большое значение. Здесь она основала город Карфаген. У. Тёрнер «Поле Ватерлоо».
Некоторые работы художника, граничившие с абстракционизмом, способствовали его репутации сумасшедшего. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Он сумел также передать световые эффекты, возникающие при появлении радуги. Констебл писал: «Предметы моего скромного, отвлечённого искусства могут быть обнаружены под каждой изгородью, на любой дороге, вот таким образом никто не считает его стоящим внимания». Да, эти отношения оказались также коротки, как и тепло апрельского денька, но разлука является необъемлемой частью любви. Холст, масло. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни.
Первые работы Тёрнера были написаны акварелью, а первая картина маслом появилась в 1790 г. Тёрнер постоянно выставлял свои работы в Академии. С 1791 г. работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки. Как и многие художники, Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников, копировал их работы. Это был яркий период изложения любви в картинах, тяги к чувствам и чувственности сюжетов. 30, 5 46, 4 см. Он писал: «Мир безграничен, нет двух одинаковых дней, даже один час не похож на другой. Холст, масло.
Картина Лоррена «Отплытие царицы Савской» произвела на Тёрнера такое впечатление, что он даже заплакал от казавшейся ему невозможности написать что-то равное этому произведению.
АкварельВ 1819 г. Тёрнер впервые посетил Италию. и др. ). Ее изложение дотошно четкое в мелочах и интерьере. Британская галерея Тейт (Лондон)К началу XIX в. в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Полны весенней «парижской» любви парные портреты Огюста Ренуара.
Внимание уделялось теперь эмоциям, переполняющим персонажей, остальной мир был сглажен и размыт по периметру, много света, много радости и любви, отсутствие второстепенных пустяков. Отличная от вышеперечисленных живописцев работа Ханта «Просыпающаяся совесть» по-своему романтична и трепетна. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Британская галерея Тейт (Лондон)Констебл родился в семье зажиточного мельника, который также владел небольшим кораблём «Телеграф» для перевозки зерна в Лондон.
Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах. Д. Констебл «Собор в Солсбери» (1823)Констебл написал несколько набросков, этюдов и картин с видом на знаменитый средневековый Солсберийский собор. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. На картине «Деревенская любовь» оба героя, несомненно, благоволят друг к другу, но стесняются своих чувств, боясь быть отвергнутым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Кому из нас не знаком этот до ужаса неприятно-волнующий комок в душе.
Своё образование художник начал в интернате Лавенхема, а позднее был переведён в дневную школу в Дедхэме. Не всегда иллюстрация чувств была естественной, как, например, в живописи XIX – XX веков. 82 х 130 см. Там у него проявился интерес к изобразительному искусству. и др. ).
Д. Констебл. Выполненное в классической манере, оно уже несколько столетий считается лучшей иллюстрацией трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», которая во все времена была главным литературным символом любви.
На смену рациональному классицизму, наполненному строгими правилами и догмами, пришло утверждение свободы личности, самоценность духовной и творческой жизни человека. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Ланкре – «Танцующая Камарго» – ок. Живопись не была исключением. Отец его поддержал.
Именно вот таким образом тема любви в мировом искусстве наиболее распространена и востребована. Не была исключением и живопись.
Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Восхищался работами Клода Лоррена (французского живописца и гравёра, мастера классического пейзажа). Черч изображает натуралистически проработанные пейзажи, списанные с реальных мест. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе.
Здесь нет пошлости, а робкое прикосновение мужских трепетных пальцев к прозрачной коже возлюбленной неуловимо эротично. Начало XX века плодовито на романтику с его девичьими сплетнями и песнями («Дружеские сплетни» и «Серенада» картины Блааса), сочной палитрой и фотографической точностью мимики чувств, масок смущения («На балконе» – Блаас) и бесстыдства («Наемный пастух» – Хант). В то же время королева Виктория и Джон Рёскин (английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт) считали его «величайшим художником всех времён». Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Автопортрет (1806). Он пригласил художника в Париж. Если позволить немного разгуляться фантазии, неким приквелом этой картины можно назвать полотно Н. Ярошенко «На качелях».
В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Он тщательно изучал творчество любимых художников: Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Якоба ван Рейсдаля, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи. С 1803 г. Констебл выставляется в Королевской академии художеств. Сюжеты картин Констебл брал из жизни, они представляли собой бытовые сценки, что для его времени не было модным, поскольку в большей моде были романтические сюжеты с дикими пейзажами и руинами. В 1803 г. Констебл провёл целый месяц на борту судна Ост-Индской компании «Coutts», на котором посетил несколько юго-восточных портов, а в 1806 г. предпринял двухмесячное путешествие в Озёрный край.
Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. Эта картина на Парижском салоне в 1824 г. получила золотую медаль. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). У. Тёрнер «Фирвальдштетское озеро» (1802). Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи).
Главные герои начинали жить вне пространства, вырванными из обыденности, сейчас, сию минуту (Лоуренс Альма-Тадема – «Белый флаг» – 1881-1900 гг. 155, 5 х 230 см. Это были законченные переполненные композиции с точной компоновкой плана и мелких деталей.
Везде французский импрессионист использовал один и тот же прием, чтобы передать чувства своих персонажей – взгляд мужчины, полный нежной трепетной любви. Аналогичное название носит полотно живописца Франческо Айеца. Романтическое в его картинах выраженно через символы, которые в первую очередь связаны с философией Эмерсона, который олицетворял в американской природе райские сады Эдема.
Краска, которую наносит художник, становятся для него неотделимой от того, что она значит, поскольку на холст переносится не просто реальный образ какого-либо дерева или куста, а совокупный образ бесконечной природы, платоновский эйдос. 1730г, Фрагонар – «Качели» – 1767г. Это зрелое искусство, рассчитанное на грамотную публику, способную выделить из, казалось бы интимного, нечто сочное и трогательное, быть может, пережитое им самим, а уж автором подавно. Кстати именно болезненность разрыва вдохновляла многих художников. «Да или нет» в его исполнении греет добротностью обстановки.
38, 7 x 59, 1 см. Несколько похожая интонация у картины другого французского импрессиониста Анри Мартена «Любовь весной». Множество великих романов, стихов, фильмов и картин посвящено отношениям между мужчиной и женщиной. В 1789 г. 14-летний Тёрнер поступил в Королевскую академию, где посещал лекции Рейнолдса, оказавшего большое влияние на Тёрнера. Как, например, на картине А. Хьюза «Апрельская любовь».
Музей Виктории и Альберта (Лондон)После смерти жены в искусстве художника начинают все больше звучать меланхолические и даже трагические ноты. В 1821 г. на выставке Академии он представил свою картину «Телега для сена». У. Тёрнер. Одна из самых выразительных и мощных по силе воздействия картин Констебла – «Изучение морского пейзажа во время дождя», написанная в Брайтоне. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. Материя и дух оказываются неразрывно связанными в понимании художника-романтика.
Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. Часто романтизм в картинах художников проявлялся в ироничной или даже трагичной форме.
По крайней мере, обе работы созданы в схожей эмоциональной тональности. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Но сколько – вдохновили. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра.
Однако, в отличие от Вакенродера, Эмерсон видел достижение переживания божественного смысла или иначе говоря, состояния «сверхдуши»4, не в искусстве, а лишь в единении с природой. Д. Констебл «Телега для сена» (1821). Д. Констебл «Изучение морского пейзажа во время дождя» (1824)С помощью отрывистых мазков тёмного цвета Констеблу удалось передать момент самого сильного периода ливня над морем.
Для Ф. Шлегеля характерно похожее понимание природы, которая, как и весь универсум, представляет собой некую идею бесконечной поэзии, как платоновского эйдоса, являющегося основой мироздания, а результат творчества художника, в свою очередь, символизирует собой сущность высшей поэтической красоты2. Прекрасная картина, показывающее таинство зарождающейся любви, принадлежит кисти французского художника-натуралиста Жюля Бастьена-Лепажа. Национальная галерея (Лондон)Сюжет картины – из «Энеиды» Вергилия.
Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Такое разделение полотна на два плана (тёмный передний и светлый задний) создаёт эффект «картины в картине». В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Д. Констебл «Стоунхендж» (1835). Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Живописная манера художника становится более экспрессивной. Акварель.
Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Всепоглощающей страсти посвящена картина «Поцелуй» австрийского художника-модерниста Густава Климта. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы.
Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Он также читал лекции по истории пейзажной живописи. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам.
Но общее понимание природы и искусства у романтиков гораздо глубже. Акварель. В этом же году Констебл поступил в Королевскую академию художеств в Лондоне. Творчество Констебла вдохновляло не только его современников (Жерико, Делакруа), но и представителей более поздних течений: Барбизонской школы, французского импрессионизма, художников конца XIX в.
Художники мастерски пользовались цветом и светом, создавая пульсирующую глубину чувств, возвышенный порыв к борьбе и свободе.