Самым известным произведением является Распятие Имервальда (назван в честь мастера). Боротьба за людську душу мж ангелами сатаною ста улюбленим мотивом романського мистецтва. зaposявляються наприкнц 10 в., найбльшого поширення отримали трёхнефные базилки з цилндричними склепннями загалом неф хрестовими в бчних, навть зван паломницьк церкви з хором, оточеною обхдно галерею з радальними капеллами (церква Сен-Сернен в Тулуз, близько 1080 – 12 в. ).
Ранние романские постройки украшались настенной живописью.
В спан, частково у звязку з Реконкистой у романську епоху широко (як нде в вроп) розвернулося будвництво замкв-фортець мських змцнень. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. У 1480 роц Анжерському собору х заповв король Рене. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом).
Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Х-Х ст. Но в конце XI — начале XII вв. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Завитки строго органзован. Цього не можна сказати про конографю. Основой единства романского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние.
Самым известным является реликварий трёх царей из Кёльнского собора работы Николая Верденского (около 1180—1225). В основе его планировки лежал практический расчет. По указанию атрибутов можно распознать почитаемых святых и без надписей (Апостола Петра подают с ключами, которые тот получил от Христа).
Подбна конструкця лягла в основу готичного зодчества. Со времен античности это был первый крупный художественный стиль, объединивший все виды искусства. Вльнший динамчнший характер приймали оповдн цикли зображень (на бблейських вангельських жтйни, зрдка — сторичн сюжети). Це тод, коли у кранах Захдно вропи нотарус— головуюча особа в управлнн, в передач успадкуванн майна будь ким тощо. Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, устойчивые античные и арабские (Южная Италия, Сицилия) влияния, богатство декоративного убранства.
Вона проявляться в вибор сюжетв, наприклад у поширеност сцен, запозичених з циклу трагчних бачень Апокалпсису. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Центральный неф и два по бокам. До него говорится об искусстве варварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв).
Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Это прием зародился во Франции. В романской живописи и скульптуре центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Захдн християни завоювали панування над Середземним морем його.
Але найбльша кльксть памятникв XI—XIIст. — у Франц. Навколо розташовувалися будинок настоятеля монастиря (абата), спальня для ченцв (так званий дормиторий), трапезна, кухня, виноробня, пивоварня, хлбопекарню, склади, хлви, житлов примщення для працвникв, будинок лкаря, житла спецальна кухня для паломникв, училище, лкарня, кладовище. Основою дност Р. с. Библейские сюжеты на фресках дополнены притчами (девы разумные и неразумные), которые станут сюжетами для скульптурных композиций эпохи готики во Франции. Сохранившиеся их образцы в основном сделаны из латуни.
У свтсько архтектур Р. с. Головним будвельним матералом був тесаний камнь. 5.
уперше для декорування фасадв церков використовують скульптурн зображення. Вдсутнсть коштовних смальт в Каталон компенсували яскравими фарбами. Романський стиль, художнй стиль, що панував у Захднй вроп (а також торкнулася деяк крани Схдно вропи) в 10-12 ст. В верхней части – небо, в нижней – грешная земля, справа от Христа расположены рай и праведники (добро), слева – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). Именно на такой основе в романском искусстве Западной Европы возникает этический и эстетический идеал, который противопоставляет себя античному искусству. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
с. на змну плоским деревяним перекриттям що спочатку зявилися в бчних нефах. Центр композиц— величезна фгура Христа. Термн В«Р. с. В» був введений на початку 19 ст.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Широко поширена була книжкова мнатюра, що вдрзнялася високими декоративними якостями. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Будвництво Лвансько веж було розпочато в 1174 роц майстрами Вльгельмом (Гульельмо) з нсбрука Боннано. Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10—12 вв.
В произведениях искусства, в скульптурах, рельефах, внешнему и внутреннему оформлению церквей преобладали сцены страшного суда и конца света. Позднее такие скульптуры устанавливались на балках под аркой алтаря, в Англии они известны как алтарные распятия. В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. (2-га половина 10 – 1-ша половина 11 ст. ) пережива розквт нмецька книжкова мнатюра (найважливш центри – абатство Рейхенау Трр), навть мистецтво лиття (бронзов двер у собор Хильдесхейме). див. Тльки в збережених мнатюрах Тррського Псалтиря з друго половини Х ст.
Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Итак, в XI-XII вв. Нарешт, вкна утворюють верхнй ярус. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями.
Яскрав барви, оклад з металу, слоново кстки, коштовного камння, емал перетворювали середньовчний рукопис у коштовну рч. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. В поздней романской мебели появляются колонны, профильные карнизы, аркатура.
Монастыри по-прежнему играют чрезвычайно важную роль, особенно те, которые основываются экспансионистскими католическими орденами этого периода, цистерцианским, бенедиктинским и картезианским, распространившимися по всей Европе. У XIV – XV столттях Захдна вропа неодноразово переживала великий голод. Центр композиции – огромная фигура Христа. Звдси обовязковий Страшний суд, апокалпсичн видння, ордал, сторя страждань смерт суса Христа (Страст Христов), житя святих – страдникв за вру. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Храми Р. с. розвивали успадкованих вд ранньохристиянсько архтектури типв базлкальной центричнй (найчастше круглою в план) церкв у мсц пересчення трансепту з подовжнми нефам зводилися зазвичай свтловий лхтар або башта.
Цього не можна сказати про конографю. зявилися артл мирян каменярв – будвельникв скульпторв, що переходили з мсця на мсце. Вн найбльше втлений у спорудах Чернгова Галича, у якому збереглася церква св. Парадп зали замсв прикрашали розписи на сторичн або побутов сюжети динамчного характеру. Бчн нефи робили навть двохярусними. (так звана церква Клюн-3), до багатства скульптурного декору — школа Пуату (церкву Нотр-дам в Пуатье, 12 ст) у Прованс вдмтною особливстю церков був рясно прикрашений скульптурою головний портал (однопролтний або трьохпролтний), що розвива, ймоврно, мотив давньоримсько трумфально арки (церква Сен-Трофм в Арле).
При этом они удивительно одухотворены и экспрессивны. розвивали успадкован вд раннехристианского зодчества типи базиликальной центрической (найчастше кругло у план) церкви на мсц перетину трансепта з поздовжнми нефами зводилися зазвичай свтловий лхтар чи вежа. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Майстер припинив роботу зник з мста. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. – Во Франции.
Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. Схемы выполнения сюжета Страшного суда разные. (в ряде мест — и в 13 в. ), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. – час розквту монументального мистецтва: як живопису, так скульптури. Центром композиции всегда служит огромная фигура Христа.
Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Косвенно повлияли также Византия и арабский Восток. Основою дност Р. с. була система розвинених феодальних стосункв нтернацональна суть католицько церкви, яка була в ту епоху найбльш значною деологчною силою суспльства завдяки вдсутност сильно свтсько централзовано влади мала основоположний економчний полтичний вплив. Обычно они служили убежищем для владельца замка и его семьи во время штурма крепости. У XII ст. У будвлях Чернгова спостергаться романський вплив (Успенський собор лецьхого монастиря), хоча у свой основ вони мають типов риси давньорусько взантики.
В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. В Германии в этом стиле построены соборы в городах, расположенных на Рейне. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Пятинефна монастирська церква в Клюн— найбльший храм того часу. Самый яркий пример архитектуры Романского стиля— Замок Лиде в Южной части Германии.
Поперечный неф — трансепт. У цлому нин французьке романське зодчество зазначено крайнм рзноманттям мсцевих шкл: до особливо монументальност композицй тяжла бургундська школа (так звана церква Клюни-3), до багатства скульптурного декору – школа Пуату (церква Нотр-Дам в Пуать, 12 в. ) в Прованс характерною рисою церков був рясно прикрашений скульптурою головний портал (однопролётный чи трехпролётный), розвиваючий, мабуть, мотив давньоримському трумфально арки (церква Сен-Трофим в Арл). Окрем романськ будвл комплекси (церкви, монастир, замки) нердко створювалися серед сльського ландшафту, розмщуючись на пагорб або на пднесеному берез рчки, панували над округою як земне подобу В«граду божогоВ» або наочне вираження могутност сюзерена. Але цей колектив не був диним.
Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Храми Р. с. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Найбльше значення мали храми, монастир замки.
Фгури людей зображувались плоскими, пропорц тла часто порушувались. Виникли умови для нового пдйому духовного життя, зокрема мистецтва, особливо в Пвнчнй тал. Например, ковер из собора в Байе (XI в). Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях.
До 21 столття дйшло лише 75 сюжетв (в музе Анже, Франця). Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. островами.
Схеми виконання сюжету Страшного суду рзн. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. За вказвкою атрибутв можна розпзнати шанованих святих без написв (Апостола Петра подають з ключами, як той отримав вд Христа). В храмах Бургундии были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. мови у Франц склався тип замку-фортец з донжоном.
Фортечний характер довгий час збергала архтектура романсько доби. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Но кампанилла продолжала «падать». Дискус в галуз теолог, виникнення ресей (проти одн папа у 1210 р. оголосив навть хрестовий похд) та н. – все це призвело до того. 11 ст.
В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. До вершин романського образотворчого мистецтва Франц належать перейнята потужно експресю скульптура тимпанв бургундських лангедокских церков, численн цикли розписв, памaposятники мнатюри декоративно-прикладного мистецтва (зокрема лиможские емал). Важливу роль у реформуванн нотац вдграв Гвдо дАреццо (перша половина XI столття), який увв систему сольмзац, 4-х лнйний нотний стан з лтерним позначенням висоти звуку на кожнй лн, ключ. Епоха Р. с.
Зроблен перш спроби надати ндивдуальних рис образам святих, що подан з застиглими, виряченими очима: але вони вже розрзняються зачсками, чорним чи сивим волоссям. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романском стиле на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Монастырь в эти века был средоточием жизни. уперше для декорування фасадв церков використовують скульптурн зображення. В XII в. впервые для декорирования фасадов церквей используют скульптурные изображения.
Матералом для романських будвель служив мсцевий камнь, так як доставка його здалеку була майже неможлива через бездоржжя з-за великого числа внутршнх кордонв, як треба було перетнути, платячи кожен раз висок мита. Проте, в кнц кнцв мста вдроджувалися, налагоджувалося ремесло, сльське господарство торгвля. Освещался храм через окна центрального нефа.
розвиваться й у Англ (псля норманнского завоювання 1066 в архтектур тут традиц мсцевого деревaposяного зодчества поднувалися з впливом нормандсько школи, а живопису провдне значення отримала мнатюра, на яку характерно особливе багатство рослинного орнаменту), у кранах Скандинав (якщо велик мськ собори тут йдуть переважно нмецьким зразкам, то парафяльних сльських церквах чтко проступають риси мсцевого свордност), у Польщ, Чехословаччини, Угорщини. розвивали успадкован вд ранньохристиянського зодчества типи базилкальною центрично (найчастше кругло в план) церкви в мсц перетину трансепта з поздовжнми нефами зводилися зазвичай свтловий лхтар або башта. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
Романська будвля була системою простих стереометричних обмв (кубв, паралелеппедв, призм, цилндрв), поверхня яких розчленовувалася лопатками, аркатурним фризами галереями, ртмзрующим масив стни, але що не порушують його монолтнй цлсност. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. В замках все внушало страх. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению.
Главной его чертой было превосходство духовного над телесным. уперше для декорування фасадв церков використовують скульптурн зображення. Пантелеймона (1194), де романськ форми значно переважають взантйськ. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией. Змст образне виршення композиц пдпорядковувались архтектурному стилев споруди або нтерр.
Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Романське будинок являло собою систему простих стереометричних об39мв (кубв, паралелеппедв, призм, цилндрв), поверхня яких розчленовувалася лопатками, аркатурним фризами галереями, ртмзрующм масив стни, але не порушують його монолтною цлсност. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. были построены грандиозные соборы (в Шпайере, Майнце, Вормсе) широко применялась так называем.
Серед бблйних персонажв— серафми з крилами замсть тл, жертовн багатоок тварини (вл, ягня). Загальна система образв Р. с., на зрлй стад що тяжв до унверсального художнього втлення середньовчно картини свту, пдготувала властиве готиц уявлення про собор як свордну «духовну енциклопедю».
Чаще всего это были скамьи и обтесанные чурбаны на которых сидели вокруг очага. з39явився першою художньою системою середньовччя, що охопила (незважаючи на викликане феодально роздробленстю величезне рзноманття мсцевих шкл) бльшсть вропейських кран.
Вот таким образом хор выдавался из тела здания, делая его в плане похожим на латинский крест. Карлом Великим в Ай-ля-Капел (Нмеччина), прямо нспрована собором Сан-Вта. Замок будвл, зведен поряд з ним, становили основу мста. Этого нельзя сказать о иконографию. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны.
Цього не можна сказати про конографю. Шкафы из плохо обструганных досок держались при помощи кованных железных накладок. Суровый стиль можно увидеть на многочисленных деревянных распятиях XII вв. Все было подчинено суровой действительности.
помтн деяк романськ риси, що й спонукало дослдникв мистецтва вважати х творами захдно-укранських майстрв. 2.
Поряд з безбородими юнаками— сив чоловки з «богрфями». Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Зразком малюнкв було узято мнатюри Апокалпсису 13 ст.
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Фигуры пророков, хотя они довольно схематичны и статичны, демонстрируют значительные знания в области дизайна витражей, как по художественному вкусу, так и по функциональному использованию стекла, показывая, что их создатель был хорошо знаком с этим искусством. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».
Сюжетами найчастше були грзн пророцтва Апокалпсиса Страшного суду, що демонструють богословську схему рархчно структури свту. Так романськ риси мали й нш споруди Украни: у Галич (княжий собор Богородиц в Крилос), у Володимир-Волинському та клька церков-ротонд у Галичин, на Волин й Закарпатт. Отвлеченные строгие человеческие фигуры (с увеличенными головами), суровые лица с широко раскрытыми глазами соответствуют духу христианского вероучения. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Замок був оточений глибоким ровом. Дуже сильно уповльнила розвиток культури Столтня вйна. змнюють пласким деревaposяним перекриттям спочатку появою бчних нефах.
Первоначально все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали ее для обработки крестьянам. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Фрески в романських храмах сповнен суворо строгост, нод навн, але завжди повчальн. Окрем романськ будвл комплекси (церкви, монастир, замки) нердко створювалися серед сльського ландшафту, розмщаючи на пагорб чи високе берез рчки, панували над округою як земне подобу «граду Божого» чи наочне вираз могутност сюзерена.
Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек). Монументальна скульптура настнний живопис розвивалися разом з архтектурою та пдпорядковувалися нтересам церкви (символчний характер зображень). Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
В XII в. впервые для декорирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. одним з найважливших елементв архтектурних композицй. В романськй архтектур Нмеччини видлялися саксонська школа, а в зрлий перод — церковна архтектура пррейнських мст, де в 11—13 вв. (столття) були побудован грандозн собори тут широко застосовувалася так звана звязана система перекриттв, при якй кожнй трав середньо нефи вдповдали 2 трав бчних нефов. на стор 236). Розписи вкривали стни склепння храмв, скульптура була в нтерр, назовн.
Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью рисунка и интенсивностью колорита. Особенно прекрасны большие фигуры из Страсбургского собора 1200 года (некоторые из них сейчас помещены в музей) и из церкви Святого Куниберта около 1220 года в Кёльне. Вдомо мя його замовника— герцог Лу Анжуйський. У верхнй частин— небо, у нижнй— гршна земля праворуч вд Христа розташован рай праведники (добро), лворуч— засуджен на вчн муки гршники, чорти й пекло (зло).
У романському живопис скульптур центральне мсце займали теми, повязан з уявленням про безмежну грзну могутнсть божу (Христос в слав, «страшний суд» т. д. ). Петро). Отдельные черты романского стиля проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы). Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды.
Романским искусством, романским стилем или романикой (от лат. Roma— Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Романский стиль развивался также в Польше, Чехословакии, Венгрии и других странах. часом передбача складн образн системи готики. Звдси – лицарська поведнка – поведнка самовддано благородно людини.
все велико ваги набува камaposяна стукковая скульптура. Центром композиц завжди служить величезна фгура Христа. Фгури типово романсько композиц знаходяться у простор, позбавленому глибини нема вдчуття вдстан мж ними.
Флейти вироблялися переважно з дерева, а не металу (як зараз) були як повздовжними так поперечними, подбними до сучасних блок-флейт. Особое значение имела восточная часть базилики, где распола-гался хор, недоступный для паствы (она занимала нефы).
Головним монастирським будвлею була церква, поруч з нею мстився внутршнй дворик, оточений вдкритими колонадами (по-французьки – с1ойге, по-нмецьки – Кгеигап, по-англйськи – с1о1з1ег). Епоха Р. с. была построена во Франции. В зданиях Чернигова наблюдается романский воздействие (Успенский собор Елецьхого монастыря), хотя в своей основе они имеют типичные черты староукраинской византикы. Характерн для нмецько романики де велич мператорсько влада знайшла яскраве вираження у будвництв мператорських палацв (пфальцев).
У нтерр мрн, повльн ритми роздляючих нефи аркад попружних арок, на значнй вдстан один вд одного тих, що прорзають камяну масу зведення, народжували вдчуття непорушно стйкост божественного мроустройства це враження посилювалося самими зведеннями (переважно цилндровими, хрестовими, хрестово-ребровими, рдше — куполами), в Р, що приходять. Сюжет Страшного суду присутнй у кожному храм, але схеми його виконання досить рзномантн Наприклад, у туман собору Сент-Лазар в Отен в сцен Страшного суду поруч з грзним величним образом Христа зображений майже гротескно-комедйний епзод зважування добрих злих справ померлих, що супроводжуться крутйством диявола й ангела, причому диявол поданий одночасно й страшним, смшним. Он изображает завоевание Англии норманнами. Культова архитектура часто следовала французским паломническим прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру. Ункальн мсцев особливост мав фресковий живопис романсько доби в Каталон. Так романськ риси мали й нш споруди Украни: у Галич (княжий собор Успення Богородиц в Крилос), у Володимир-Волинському та клька церков-ротонд у Галичин, на Волин й Закарпатт.
Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. У 11 та у 12 столттях разом з романською архтектурою отримали умови для розвитку живопис скульптура.
Не только каждая страна, нои каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Однак ц безпосередн прояви реалзму носять приватний характер. Они должны были служить Библией для неграмотных. В отличие от французского, немецкое романское искусство развивалось менее последовательно. Найдавншим з збережених аррасв Франц вважають килим Анжерський Апокалпсис. Основою дност Р. с.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. — у Франц. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Згодом це сприятиме появ цегляно готики. В нтер39р мрн, повльн ритми подляють нефи аркад пдпружних арок, на значнй вдстан один вд одного прорзався кам39яну масу зводу, народжували вдчуття непорушною стйкост божественного свтоустрою це враження посилювалося самими склепннями (переважно цилндричними, хрестовими, хрестово-реберними, рдше – куполами), що приходять в Р. с.
Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям звериного стиля). при ст. Среди библейских персонажей – и серафимы с крыльями вместо тел и жертвенные многоочитии животные (бык, ягненок). Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Ця тема сприяла розвитку в романському мистецтв Захдно вропи етичного й естетичного деалу, протилежного до античного мистецтва.
Таке планування цлком логчно продовжувала думку, закладену вже в плануванн ранньохристиянських базилк, починаючи з собору св. зaposявився першо художньо системою середньовччя, якою охоплено (попри викликане феодально роздробленстю величезне рзноманття мсцевих шкл) бльшсть кран вропи. Тому в сюжетах розповдного характеру розповдь обмежувався лише самим стотним.
Именно она выступала в роли покровительницы искусств, заказчика много-численных построек исполнителями (строителями, рабочими, живописцами) также нередко выступали мо-нахи. Центром цього вишуканого мистецтва були мператорськ майстерн Константинополя. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Но наибольшее количество памятников XI-XII вв.
Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Численн епдем, особливо бубонно чуми («Чорна смерть»), теж принесли невичерпн людськ жертви. У рельфах фгури приземкуват, скульптури на стовпах колонах, навпаки, видовжен неприродн, непропорцйн (вузьк плеч, зморшки на одягу площинн суто декоративн).
Пантелеймона (1200), где романские формы значительно превосходят византийски. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, XII-XIII вв. ). На формирование романского стиля оказали влияние элементы раннехристианского искусства искусства Меровингов и «каролингского возрождения». В ряд архтектурних шкл отримала подальше ускладнення та збагачення схдна частина церкви: хор, завершений виступом абсиди, оточений радально розбжними капелами (так званий внок капел).
Романський живопис широко представлений книжковою мнатюрою. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Для романсько монументально пластики характерн ггантськ рачьсфп композиц над порталами храмв. Италия. У зодчеств Франц, де початков форми Р. с.
з збрки короля, що збльшили пристосували до килимарства. Зовншнй вигляд будвель Р. с. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Петр).
Он больше воплощен в сооружениях Чернигов и Галича, в котором сохранилась церковь св. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Головним досягненням романсько архтектури стала розробка конструктивно схеми, яка передбачала напрямок основних зусиль – за допомогою пдпружних арок хрестових склепнь – в певн точки подл стни на власне стну контрфорси (стовпи), що розмщуються у мсцях, де розпрн зусилля досягали найбльшого тиску. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) — в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины в Германии — собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106), кайзерские соборы в Вормсе и Майнце, Либмургский собор в Германии, Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии, Аббатство Мария Лаах в Германии, Церковь св. Днем и ночью 100 автоматических фото- и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна.
Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Щоб якось «розвантажити» конструкцю храму, архтектори створили склепння у вигляд хреств. Романские соборы также были весьма массивны. Высокого развития достигли обработка дерева и металла, миниатюра, эмаль.
Церковна архтектура спан незрдка слдувала французьким «паломнчеським» прототипам (собор в Саламанке лл. (люстраця) див. (дивися) при ст. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри.
Чтобы «разгрузить» конструкцию храма, архитекторы создали свод в виде крестов. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног.
В XIII в. его сменила готика. У верхнй частин -- небо, у нижнй -- гршна земля праворуч вд Христа розташован рай праведники (добро), лворуч -- засуджен на вчн муки гршники, чорти й пекло (зло). В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач.
Книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья (особенно в Рейнской области бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв. ). В архтектур й скульптур спостергаться розматсть форм цкаве виршення конструктивних проблем. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Такими же массивными, тяжеловесными и прочными были и светские замки-крепости с донжонами — высокими башнями (четырехугольными или круглыми в плане), размещенными отдельно на территории двора замка.
Но этот коллектив не был единым. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Бчн нефи робили навть двохярусними.
В церковных проповедях поднималась тема греховности мира исполненного греха и соблазнов, подвластного влиянию таинственных и страшных сил. Центральный неф имел равную высоту и ширину и был вдвое шире боковых нефов.
Якщо в ранньому Р. с. панував настнний живопис, то в кнц 11 — початку 12 вв. (столття), коли зведення стни знайшли складншу конфгурацю, провдним виглядом храмового декору стали монументальн рельфи, що прикрашали портали, а часто всю фасадну стну, а в нтерр зосереджен на каптелях. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества феодального владыки. Фигуры, помещённые в середине тимпана, крупнее находящихся по углам статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлинённые. В разбивке масс достигнута соразмерность.
стовпв-устов, членящим нтерр нефв, вдповдають контрфорси, приставлен до зовншнх стн. спанська скульптура Р. с. Арраси Анжерського Апокалпсису передавали у спадок. Але найбльша кльксть памятникв XI--XII ст. Схеми виконання сюжету Страшного суду рзн.
Первинна серя мала см аррасв 5 на 24м кожний, де налчили сто пять сюжетв. Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Запозичена у Взант Рим мозачна технка досяга величезно сили звучання. спанська скульптура Р. с. в ряду випадкв передбача складн образн системи готики.
Восточная часть — апсида (украшение). Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало. Характерним для цих споруд синтез архтектури з живописом скульптурою. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Романский влияние могло прийти в Украину из Польши, Венгрии и Чехии.
Скульптуры на плоскостях стен или поверхности капителей имели рельефную форму. Якщо ранньому Р. с. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв.
Окрем романськ будвл комплекси (церкви, монастир, замки) незрдка створювалися серед сльського ландшафту, розмщуючись на горб або на пднесеному берез рчки, панували над округою як земна подбнсть «граду божого» або наочне вираження могутност сюзерена. У Нмеччин в цьому стил побудован собори в мстах, розташованих на Рейн. одню з найважливших елементв архтектурних композицй.
Центральный неф погружен в полумрак — свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. в кранах Захдно вропи, зокрема в тал, Нмеччин, Франц, Англ, спан та на територ нших кран. До не перестали пускати туриств через побоювання, що будь-яко мит може статися обвал споруди масою 14 500 тонн. из церкви св.
Появляется также искусство витража. Романська архтектура характерна будовами суворого оборонного призначення: укрплен замки феодалв, собори церкви, монастир з товстими мурованими стнами. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. Тому важко говорити про романсько скульптур, не торкаючись церковно архтектури. всмоктав численн елементи раннехристианского мистецтва, меровингского мистецтва, культури «каролингского вдродження» (крм того, мистецтва античност, епохи переселення народв, Взант й мусульманського Близького Сходу). Отёсанный камень укладывался на место на раствор.
розглядаться зазвичай як час «раннього», а 12 ст. -як час «зрлого» романського мистецтва. Сооружения романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей их подчиненностью целому. Чтобы своды не обрушились и строили массивные, тяжелые стены.
Романська базилка – тринефну (рдше пятинефное) поздовжн примщення, пересекаемое одним, а нод двома трансептами. Вдосконалення в будвництв були викликан низкою нагальних проблем. сложился так называемый первый романский стиль (церковь Сант-Амброджо в Милане соборы в Модене, Кремоне, Пьяченце, Парме и др. ). Романського мистецтва, притаманна часом груба, але завжди гостра виразнсть. Якоба в Регенсбурге, Романские церкви в Валь-де-Бой.
Р. с. Головними покровителями мистецтв у бльшост держав були монастирськ ордена, а будвельниками, робтниками, живописцями, переписувачами декораторами рукописв – ченц лише наприкнц 11 в. зaposявилися бродяч артл каменотёсов-мирян (будвельникв скульпторв). Пантелеймона (1194), де романськ форми значно переважають взантйськ. Петро). Как правило, мебель романского стиля имеет простую конструкцию и грубую массивную форму. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234).
Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Для зовншнього виду романських церков характерн масивнсть геометричнсть архтектурних форм (паралелеппед, цилндр, полуцилиндр, конус, прамда). Такие романские черты имели и другие сооружения Украины: в Галиче (княжеский собор Богородицы в Клиросе), в Владимире-Волынском и несколько церквей-ротонд в Галиции, на Волыни и Закарпатье. Р. с. Во всем ощущается предельная простота и мера. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Романський вплив мг прийти в Украну з Польщ, Угорщини й Чех.
Но наибольшее количество памятников XI-XII вв. Церква волод освтою, контролю. Ставни же делались из холста.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
Естественно, он может быть более стройным. Джерелом канончного права було святе письмо. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы.
В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Розвиваться книжкова мнатюра, що становить собою живу та яскраву розповдь (заголовна лтера, нцал розростались у цлу картину). В Англии (главным образом после нормандского завоевания 1066) развился романский стиль, в архитектуре которого традиции местного деревянного зодчества сочетались с влиянием нормандской школы, а в живописи ведущее место занимала миниатюра. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением – романское и высшим взлетом – готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы". Пантелеймона (1194), де романськ форми значно переважають взантйськ.
Саламанка), але в цлому вдрзнялася порвняльною простотою композицйних ршень. Вважалось, що усе це звязано з грхопаднням. Завитки суцльним килимом покривають всю поверхню грат.
«Суровый стиль» можно увидеть на многочисленных деревянных распятиях XII в. Уровне, параллельны, строгие линии складок одежд, такими же параллелями намечены волосы, борода Христос не страдающий человек, а суровый и беспристрастный судья, победивший смерть. Самым известным произведением является «Распятие Имервальда» (назван в честь мастера). Були вироблен особлив правила лицарсько чест. Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким.
Суровые, тяжелые внешние формы предоставляли романском храма строгого и простого вида. Розвиток зднання завиткв симетричний перодичне. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. Вона мала сво право, основн норми якого менувались канонами.
Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой. Поряд з безбородими юнаками – сив чоловки з «богрфями». Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. були замки, возведённые хрестоносцями в 12-13 ст.
Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Наиболее типичными постройками в ро-манском стиле были церкви, монастыри и замки. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188).
Лицарство у Захднй вроп склалося до 11 столття, а досягло свого розквту у 12-15 столттях. на змну плоским дерев39яним перекриттям спочатку з39явилися в бчних нефах. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Простежуються чтк лн, частше вертикальн, як створюють конструктивну основу грат. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.
В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. У спан, почасти у звaposязку з Реконкистой, в романську епоху широко (як у вроп) розгорнулося будвництво замкв-фортець Харквського мських укрплень. Споруди романського стилю дуже рзномантн за типами, за конструктивними особливостям декору. Головними заступниками мистецтв в бльшост держав були монастирськ ордени, а будвельниками, робтниками, живописцями, переписувачами декораторами рукописв — ченц лише в кнц 11 ст зявилися бродяч артл каменетесв-мирян (будвельникв скульпторв). Споруди романського мистецтва розсян по всй Захднй вроп.
Синтез важ-нейших видов искусств был осуществлен на основе архитектуры. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Провдним видом романського мистецтва була архтектура. У спан (переважно у Каталон) збереглися також численн романськ розписи, вдзначен рзкй лапидарностью Шевченкового малюнка крайньо нтенсивнстю колориту.
В скульптур, мистецтв без того умовному, вдображали суттве, найголовнше. Виника застрашливе зображення чорта. Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. У Нмеччин в цьому стил побудован собори в мстах, розташованих на Рейн.
Серед них — лондонський Тауер (1085), собори церкви в Ангулем (1128), Кан (1066), монастир в Лаас (1156), Собор святого Марка у Венец (1085). Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Романские храмы поражают мощью.
Характерн для нмецько романик де велич мператорсько влади знайшли яскраве вираження в будвництв мператорських палацв (пфальцев). Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Так романськ риси мали й нш споруди Украни: у Галич (княжий собор Богородиц в Крилос), у Володимир-Волинському та клька церков-ротонд у Галичин, на Волин й Закарпатт. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Зображення страшного суду наочно демонструють богословську схему рархчно структури свту.
У центр замкового двору розташовувалася вежа, що виконувала функцю житлового будинку. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Наряду с безбородыми юношами – седые мужчины с Биография.
Книги переписували ченц в спецальних майстернях – скрипторях (особливо славилися скриптор французьких, англйських та рландських монастирв). Вестворки були прототипами фасадв ггантських романських готичних соборв. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).
Проглядывает трезвый взгляд на мир. До вершин романського образотворчого мистецтва Франц належать пройнята потужною експресю скульптура тмпанов бургундських лангедокських церков, багаточисельн цикли розписв, памятники мнатюри декоративно-прикладного мистецтва (у тому числ лможськие емал).
У «оттоновский перод» Р. с. Вдсутнсть коштовних смальт в Каталон компенсували яскравими фарбами. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.
Для Р. с. характерн багаточисельн вдхилення вд реальних пропорцй (голови непропорцйно велик, одяг трактуться орнаментально, тла пдпорядкован абстрактним схемам), завдяки яким людський образ ста носм перебльшено експресивного жесту або частиною орнаменту, незрдка не втрачаючи при цьому напружено духовно виразност. В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII века. Сюжети з вангелй та Ббл займали головне мсце в скульптур й живопис. "Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Уникальные местные особенности имел фресковая живопись романской эпохи в Каталонии.
У Каролнзькй мпер (кнець V – перша половина Х ст. ) виникло клька великих центрв виготовлення книг. Важливе мсце посдала скульптура, особливо рельф. Кожну з них виконував окремий художник-каменерз, що мав в межах отриманого завдання (розмр, а можливо, також теми) деяку творчу свободу.
Так.
Романський вплив мг прийти в Украну з Польщ, Угорщини й Чех. Пьятииефна монастырская церковь в Клюни – самый большой храм того времени. Сувор, важк зовншн форми надавали романському храму суворого простого вигляду. Основними орнаментальними мотивами були геометричн фгури (коло, квадрат, меандр) та рослинн форми (стилзоване листя акапта, квтков розетки). Але в храмах романського часу було бльш широке дейно-естетичний змст.
И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность. Мст, перекинутий через рв до головно веж, закривав центральн ворота. (у ряд кран також XIII ст. ).
Храми Р. с. Примером может служить Клюнийский монастырь. Лише наприкнц 11 ст.
Не случайно о них сложилось множество легенд. виконаний спокйною й торжественно-суровой сили у створенн цього враження чималу роль грали масивн стни, ваговитсть товщина яких подчёркивались вузькими проёмами вкон та схдчасто углублёнными порталами, навть веж, стаючи в Р. с. Церковна архтектура спан нердко йшла французьким «паломническим» прототипам (собор в Саламанц илл. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Монастыри были сильнейшими феодалами. Головними покровителями мистецтв у бльшост держав були монастирськ ордена, а будвельниками, робтниками, живописцями, переписувачами декораторами рукописв – ченц лише наприкнц 11 в. з39явилися бродяч артл каменярв-мирян (будвельникв скульпторв).
Пруток, з якого зроблен завитки, ма прямокутний перетин. Не були сприйнят тут юридичн нститути на кшталт розвинутого римського права нотарату. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 1123—50). У перод зрлого нмецького Р. с. Окрем риси Р. с., зумовлен й не так прямими впливами, скльки деяким подбнстю идейно-художественных завдань, проявилися у мистецтв Кивсько Рус (наприклад, в архтектур й пластиц володимиро-суздальсько школи).
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
ди Симони не решился — слишком велик был риск. Бронзовый глостерский подсвечник и латунная купель 1108—1117г. г. в у Палестин та Сир (замок Крак де Шеваль, 12-13 ст. ). У лтньому Р. с. p Р. с. За межами вропи осередками Р. с.
4. Центр композиц — величезна фгура Христа. В связи с тем, что ведущим видом искусства в тот период была архитектура, ей отводилась роль того звена, что «влияла» визуально и духовно на верующих. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. Лицар повинен був шукати подвигв.
Наружный образ будвель Р. с. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Романское будинок була систему простих стереометричн обсягв (кубв, паралелеппедв, призм, цилндрв), чия поверхня расчленялась лопатками, аркатурными фризами галереями, ритмизирующими масив стни, але з порушують його монолтною цлсност. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники.
Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Священнослужител були рзко протиставлен «гршним» мирянам займали хор, тобто знаходиться за трансептом ближню до ввтаря, бльш почесну частина храму. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота». 4 Отдельные фрагменты витража находятся в различных музеях, а окна Твайкросской церкви в Англии целиком сделаны из французских панелей, спасённых от разрушений, вызванных Великой французской революцией. 5 Стекло в то время было довольно дорогим, вот таким образом его использование должно было быть достаточно гибким, чтобы рисунок можно было легко дополнять или переделывать. Стни строго золюють внутршнй простр вд навколишнього середовища. Серед бблйних персонажв – серафми з крилами замсть тл, жертовн багатоок тварини (вл, ягня). Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры Каролингского возрождения (кроме того – искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Але найбльша кльксть памятникв XI—XII ст. Массивные стены несли тя-жесть цилиндрических или крестовых сводов.
Бблйн сюжети на фресках доповнен притчами (дви розумн нерозумн), як стануть сюжетами для скульптурних композицй доби готики у Франц. Широко використовували мсцев поклади дикого каменя. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Якщо в ранньому Р. с. Боковые нефы делали даже двухъярусными. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль.
Окремо уваги заслугову каролнзька рукописна книга. Замок-крепость или храм-крепость. Високого розвитку досягли обробка металу дерева, а також виготовлення рзних художнх виробв (емаль, мнатюра). В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. Р. с. ввбрав багаточисельн елементи ранньохристиянського мистецтва, меровнгського мистецтва, культури «каролнгського вдродження» (а, крм того, мистецтва античност, епохи переселення народв, Взант мусульманського Близького Сходу).
Розмри сусднх завиткв вельми рзномантн. В оформлении церквей были популярны сюжеты Страшного суда и Апокалипсиса, библейские сцены, скульптуры. Около 1200) и миниатюра. У XII ст.
У свтськй архтектур Р. с. у Франц склався тип замку-фортец з донжоном. Изделия из металла, оссуарии для хранения мощей, хорошо сохранились. Його джерела вельми рзномантн: спадщина «варварв», античнсть, Взантя, ран навть Далекий Схд.
13 в. ).
У епоху зрлого нмецького Р. с. все бльше значення набува камяна стукковая скульптура. У зрлому Р. с. Саламанка), але загалом вдрзнялася порвняльно простотою композицйних ршень. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. К мёзской школе принадлежат также Ставелотский триптих и реликварий святого Мавра. Провдниками запозичених форм служили привзн вироби прикладного мистецтва мнатюра.
Романские храмы, преимущественно монастырские, строили из камней, в простых формах, с преобладанием вертикальных или горизонтальных линий, с очень узкими отверстиями дверей и окон, с полуциркульными арками. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.
Але це не хаотичне нагромадження. Вн найбльше втлений у спорудах Чернгова Галича, у якому збереглася церква св. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью и потому требует особенно массивных стен.
На вдмну вд попереднх йому тенденцй середньовчного мистецтва, що носили локальний характер, Р. с. зявився першою художньою системою середньовччя, що охопила (не дивлячись на викликане феодальною роздробленстю величезне рзноманття мсцевих шкл) бльшсть вропейських кран. Нов багат з «низьких» станв наслдували м у цьому, створюючи побутовий комфорт вдповдний стиль життя. Романський вплив мг прийти в Украну з Польщ, Угорщини й Чех.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Некоторые из них имели символическое значение. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В зодчестве Тосканы (соборный комплекс в Пизе) сложился инкрустационный стиль.
В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088-91). У «оттоновський перод» Р. с. (2-я половина 10 — 1-я половина 11 вв. (столття) пережива розквт нмецька книжкова мнатюра (найважливш центри — абатство Рейхенау Трр), а також мистецтво литва (бронзов двер в собор в Хильдесхейме). Большинство великолепных витражей Франции, в том числе знаменитые окна в Шартре, датируются XIII веком. Найбльш вдом найкраще опрацьован зразки цього типу собор Сан-Вта взантйського мператора Юстинана в Равенн (526-548) восьмикутна палацова капела, побудована мж 792 805 рр.
Архитекторы создавали свод в виде крестов. Мастер прекратил работу и исчез из города. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (в том числе лиможская эмаль). Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого.
Тльки в збережених мнатюрах Тррського Псалтиря з друго половини Х ст. Перший ярус займають напвциркульн арки, головний неф вдокремлюють вд бокових. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Самое раннее датированное английское стекло— это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 года, который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ).
У будвлях Чернгова спостергаться романський вплив (Успенський собор лецького монастиря), хоча у свой основ вони мають типов риси давньорусько взантики. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
Наконец, окна образуют верхний ярус. В верхней части – небо, в нижней – грешная земля, справа от Христа расположены рай и праведники (добро), слева – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). Вн найбльше втлений у спорудах Чернгова Галича, у якому збереглася церква св. Лиття з бронзи, скульптура з дерева стуку також застосовувалися, але далеко не повсюдно.
Живопись и скульптура были подчинены формам и ритмам архитектуры, оживляя ее. Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. У верхнй частин — небо, у нижнй — гршна земля праворуч вд Христа розташован рай праведники (добро), лворуч — засуджен на вчн муки гршники, чорти й пекло (зло). У спан (переважно в Каталон) збереглися також багаточисельн романськ розписи, вдмчен рзкою лапдарнстю малюнка крайньою нтенсивнстю колориту. (в ряде мест и в XIII в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Бблйн сюжети на фресках доповнен притчами (дви розумн нерозумн), як стануть сюжетами для скульптурних композицй доби готики у Франц. Архитектура в романском стиле играла доминирующую (определяющую) роль. Так, на пвнчно-сход Франц остання третина 12 ст. Церковним судом виршувалися справи про шлюб смю, пдробку грошей, наклепи, фальшив свдчення тощо. В них нет ничего неясного.
За вказвкою атрибутв можна розпзнати шанованих святих без написв (Апостола Петра подають з ключами, як той отримав вд Христа). На даху стояв вартовий уважно оглядав мсцевсть.
Оскльки вкна зазвичай мали полуциркульное завершення, то бчна стна середнього нефа представляла собою три яруси аркад (арки нефа, арки три-фория, арки вкон), даних в чткому ритмчному чергуванн точно розрахованих масштабних вдносинах. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Его источники весьма разнообразны: наследие "варваров", античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи в конце XI в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
В Германии выделялись саксонская школа (церковь Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме), а в зрелый период – культовое зодчество прирейнских городов, где в XI-XIII вв. У всх видах романського мистецтва часто стотну роль грали узори геометричн або складен з мотивв флори фауни (типологчно висхдною до творв звриного стилю що безпосередньо вдобража дух язичеського минулого вропейських народв).
У Нмеччин в цьому стил побудован собори в мстах, розташованих на Рейн. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Сюжетами чаще были грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда. У 2006роц верхвка веж була вдхилена па 5, 3 м вд центру. Храми, типов для романського стилю, найчастше розвивають стару базилкальну форму.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Термин «романский стиль» был введен в начале XIX в. Основной единства романского стиля было формирование феодальных отношений в Европе, а также гос-подство католической церкви — самой значительной идеологической силы общества. (У ряд мсць – в 13 в. ), один з найважливших етапв розвитку середньовчного вропейського мистецтва. В романской архитектуре используются различные строительные материалы.
Тепер це остання назва збереглася за мистецтвом бльш пзнього пероду, тод як попереднй отримав назву романського стилю (за аналогю з термном «романськ мови», введеним тод ж у мовознавство). Германия. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.
Найшанованших святих супроводжують написи (Апостол Вартоломей, вангелст Матвй, Св. Тльки в збережених мнатюрах Тррського Псалтиря з друго половини Х ст. ввбрав численн елементи ранньохристиянського мистецтва, меровингского мистецтва, культури В«каролнзького вдродженняВ» (А, крм того, мистецтва античност, епохи переселення народв, Взант та мусульманського Близького Сходу).
Предшествующий романике период известен как дороманский. Мнатюри цього пероду переважно виконан в дус народних традицй вирзпяються яскравими насиченими кольорами та високою майстернстю митцв. В целом романские постройки производят впе-чатление спокойной, суровой силы.
Главными темами романского изобразительного искусства стало изображение божественного могущества, картин «страшного суда», устрашающих верующих. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Ц характернейшие риси романського образотворчого мистецтва часто приводили до утрировке жесту. А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни-З), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле).
Сувор по декору нормандськ церкви яснстю свох просторових членувань багато в чому пдготували готику (церква Ла Трините в Кан, 1059-66). У звязку з тим, що провдним видом мистецтва в той перод була архтектура, й придлялася роль т ланки, що «впливала» взуально й духовно на вруючих.
Найшанованших святих супроводжують написи (Апостол Вартоломей, вангелст Матвй, Св. Унверситетська система тут в добу середньовччя не працювала. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу X в., наиболее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе).
У нтерaposр мрн, повльн ритми подляючих нефы аркад подпружных арок, значнй вдстан вдстан один вд друга прорезавших камaposяну масу зводу, породжували вдчуття непорушною стйкост божественного свтоустрою це враження посилювалося самими склепннями (переважно цилндричними, хрестовими, крестово-рёберными, рдше – банями), як надходили Р. с. Для романсько композиц характерн простр, позбавлений глибини, рзномасштабн фури, яскрав кольори. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны. У будвлях Чернгова спостергаться романський вплив (Успенський собор лецьхого монастиря), хоча у свой основ вони мають типов риси староукрансько взантики. Увенчать все сооружение колокольней Дж.
Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами. Строг по декору нормандськ церкви яснстю свох просторових розчленовувань багато в чому пдготували готику (церква Ла Трнте в Кане, 1059—66). XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. У храмових тимпанах фгури пдкорен його форм рзн за масштабом розмром. Общая система образов Романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».
Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Отсутствие ценных смальт в Каталонии компенсировали яркими красками. Пятинефна монастирська церква в Клюн — найбльший храм того часу. Ункальн мсцев особливост мав фресковий живопис романсько доби в Каталон.
Основными изготовителями мебели для церквей и замков были кузнецы и плотники. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. В Германии в этом стиле построены соборы в городах, расположенных на Рейне.
Однак, перебг х аж няк не гладким. Романское здание состоит из простых геометрических фигур (кубов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, что придавало постройкам строгий ритм, но не нарушало их целостности. Так в частин, вдведено мирянам, видлялися мсця для феодально знат.
Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Романский храм представляет собой дом Бога, место для объединения верующих и совершения ритуалов.
У XIIст. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
Подобно многим другим произведениям, крест изначально был частично цветным. У рослинн й геометричн орнаменти органчно вплталися зооморфн мотиви. 3. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга. В отличие от французского, немецкое романское искусство развивалось менее последовательно.
Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Обычно это базилики (трехнефные), в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световые или круглые башни. була побудована у Франц. Велик завитки або дуже щльн, або мають в середин квтку, зроблену з маленьких завиткв. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
Наиболее воздействие византийской строительной культуры ощущается в романской архитектуре Сицилии (собор в Монреале), Апулии и Венеции.