Поперечный неф – трансепт. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи в конце XI в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). 236).
Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм.
Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Центральная башня поддерживается четырьмя гранитными колоннами, обеспечивающими дополнительную прочность. С течением времени данный принцип из обычной идеи перерос в обязательное условие. Стиль царствовал в Европейских странах в десятых – двенадцатых веках, а кое где – и несколько позже.
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Здесь романский стиль был разделен на несколько школ: саксонская, вестфальская и рейнская. Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи).
Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Таким образом, происходило зарождение романского зодчества. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. В ордерной системе существовали направления: дорическое ионическое, коринфское. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу.
Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. В разбивке масс достигнута соразмерность. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки.
Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов.
Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Вместе с расцветом раннего христианства в средневековой архитектуре набирал обороты романский стиль.
Всем известно о том, что церковная архитектура- это основное направление романского стиля. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Такой особняк будет смотреться немного необычно, но очень уютно и монументально. Карлу Великому удалось поднять искусство и культуру в Западной Европе на новый уровень.
Единственным возможным отступлением от правил является кровать. До этого стиль считался просто частью ранней готики. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности.
Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Мастер прекратил работу и исчез из города. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям. Вход в храм так же символизировал проход души из тьмы к просветлению (алтарю).
Характерной чертой местных интерьеров были простые и покойные пропорции. В зодчестве Тосканы (соборный комплекс в Пизе) сложился инкрустационный стиль.
В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла архитектура. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, XII-XIII вв. ). Архитектурный стиль Ренессанс (Возрождение) появился в Европе в 14-16 вв. Но этот коллектив не был единым.
Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).
Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. В подобных постройках никогда не устанавливали скульптурные украшения. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв.
Другим примером романского стиля является Успенский храм. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Можно упомянуть также стеклянную лампаду, найденную в гробнице Жирара, основателя монастыря Всех Святых в Анжере, умершего около 1040 г. Лампады такого типа (Анжер, Музей Сен-Жан) хорошо известны по изображениям, в частности по книжным миниатюрам и по сравнению с ничтожным количеством других изделий из стекла до нас дошло довольно много витражей. Наконец, окна образуют верхний ярус.
Это было помещение, которое разделялось на несколько зон каменными сводами. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Он пишет, в частности: «Изготовляются и небольшие сосуды различных цветов (автор перечисляет белый, черный, зеленый, синий, желтый, красный и лиловый цвета, которые, как он говорит выше, применялись и в античных мозаиках) особенно много их у французов, очень искусных стеклоделов». По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч.
Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ). А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век.
Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Стрельчатые арки присущи в большей степени готическому стилю, а в постройках романского периода они соседствуют с закругленными арками. Рекомендуем посмотреть наНотр-Дам Ла Гранд в Пуатье, о нем мы уже рассказывали. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Витые колонны оригинально чередуются с колоннами прямой формы. на стр.
Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков. Часто капители были украшены только одними розетками, как, скажем, в Эстани (Каталония). В основе его планировки лежал практический расчет.
В романской архитектуре, вопреки ложным религиозным иллюзиям, наглядно воплотились и суровая сила духовного мира людей того времени и представление о мощи человеческого труда, борющегося с природой. Оживление строительной деятельности началось лишь, когда миновал миллениум.
Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Саму терминологию «романский стиль» предложил историк Арсисс де Комон, причём только в девятнадцатом веке, так как он установил связь между архитектурой десятых – тринадцатых веков и архитектурой Рима. 1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079-1142). Славу художественного стекла романской эпохи составляют главным образом витражи. Главным достижением строительно-инженерного искусства романской эпохи стало появление сводчатых конструкций.
Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. Павлин был символом вечности. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла.
В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Школа Вестфалии занималась возведением церквей зального вида.
Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Рассказывая о романском стиле нельзя обойти стороны последнюю школу.
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (в том числе лиможская эмаль). Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши.
Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. В разбивке масс достигнута соразмерность. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Саксонская школа привнесла в романскую архитектуру некую простоту и четкость форм. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе — преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях — мрамор.
Самостоятельности она не имела. В монастырях имелись специальные мастерские – скриптории, где переписывались и украшались манускрипты. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом.
Романский стиль развивался также в Польше, Чехословакии, Венгрии и других странах. Барокко в России получил направления, получившие названия «голицынское», «елизаветинское», «нарышкинское», «петровское». Второй тип начал зарождаться в 10 веке.
Главными чертами стиля стали цилиндрические своды и стремление перекрыть ими огромные пространства – навык, ушедший вместе с древними римлянами. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ).
Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Данный стиль принято считать общеевропейским, что отличает его от других направлений.
Романский стиль – cлово произошло от латинского romanus – римский. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества феодального владыки.
Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали.
Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Итак, в XI-XII вв. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. И хотя изначально это относилось только лишь к архитектурным памятникам, термин «Романский стиль» стал повсеместно употребляться. Центральный неф и два по бокам. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства.
Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер – вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек).
Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Романские храмы поражают мощью. Италия.
И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). Появление нового вида архитектурного стиля всегда было граничит с техническим прогрессом изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Отдельные черты романского стиля проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы).
Материалы для строительства выбирались по принципу насыщенности ими близлежащей территории. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.
Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна, по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Такая картина привела к двум направлением зодчества: готический и романский.
Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь.
Все зависело от того, как живет регион и каких традиций придерживались. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). В ранее средневековье в искусстве вышивки в Германии и Швейцарии был популярен особый шов, который состоял из длинных стежков (лансэ), которые перевивали другой ниткой.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Например, ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.
К примеру, дом в Поздняково, согласно замыслу создателей, обладает некоторыми чертами стиля классицизм имеет и мотивы Ренессанса. Манускрипты стали гораздо более живописными. Естественно, он может быть более стройным. В современных частных строениях зодчие нередко смешивают архитектурные стили.
За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям звериного стиля). 3.
В них нет ничего неясного. Ярчайшим образцом считаются церкви Санте-Трините и Санте-Этьен. Романский стиль в архитектуре Европы называют еще «стилем полукруглой арки».
Первым построенным объектом было Вестминстерское аббатство. Возвращается соразмерность габаритов строения и размеров человеческого тела.
В одиннадцатом веке техника витражей обрела новшество: деревянные рамы. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. В Испании и Латинской Америке здания в стиле барокко были особенно пышно украшены, это направление получило название «чурригереско». И только очень богатый человек мог позволить себе не просто выложить камнем пол, а создать на нём цветным камнем орнамент. Романский стиль в Средневековье стал общеевропейским, его канонов придерживались во всех государствах континента, включая Древнюю Русь. Чтобы защитить крепостные стены от возможного подкопа их возвели на прочной скалистой породе.
Наиболее ярко он показал себя в архитектуре. Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Эту направленность наглядно демонстрирует архитектура того времени. В восточной части храма располагался алтарь — символ Христа и рая.
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Здесь он обращал внимание на чувственное и интеллектуальное восприятие. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Примером может служить Клюнийский монастырь.
В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность.
Много раз предпринимались попытки спасти башню. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.
Из Италии барокко пришло в Испанию, Францию, Германию, Фландрию, Россию, Восточную Европу. Внутри замков обычно преобладали темные цвета. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. На стенах были прикреплены горящие факела, на полу лежали цветные плиты темных оттенков, а их покрывали шкуры животных. Больше текстовой информации видео вы сможете просмотреть здесь. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость. Именно отсюда происходит термин «романский» – римский. Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез).
Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. Книжная миниатюра, со времени эпохи Каролингов и Мировингов (об это было рассказано в предыдущей статье ссылка) получила своё дальнейшее развитие. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики. Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища.
В ранних постройках использовался цилиндрический свод, который всей тяжестью давил на опоры, он требовал массивных толстых стен и мог сооружаться лишь в помещениях с небольшим пролетом. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Стены всегда толстые, массивные. XI век для страны ознаменовался бумом в плане возведения сооружений.
Ставни же делались из холста. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Примечательны своды в Романских соборах.
Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. В росписи прослеживались религиозные мотивы. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян.
Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга. Культова архитектура часто следовала французским паломническим прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру. Декоративный элемент заполняет порталы, стены, все колонны храмов. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. А там не за горами реализация, которую мы тоже с радостью возьмем на себя. Монах Теофил подробно описывает метод изготовления витражей из стекла.
Зодчество Рима тоже было мощным, но оно опиралось на идею красоты и гармонии, которую они почерпнули у греков. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088-91). В романской живописи и скульптуре центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Плетёнка в романским орнаменте становится более сложной.
Зеркала – шифоновая бронза. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Наконец, окна образуют верхний ярус. 810-ок.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Среди полукруглых арок выглядывали ряды столбов, те, в свою очередь, подпирали собой свод.
Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) также прежде всего внушают страх и трепет. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). Как бы отвечая взглядам отцов церкви – противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств.
В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов.
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Обстановку завершала темная тяжелая мебель. Делались и бесцветные витражи, которые просто давали свет.
Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. То есть объекты, находящиеся во Франции и Испании будут отличаться. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. Роспись (религиозные мотивы). Период XI-XII вв.
Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. возник характерный тип средневекового тесного города с узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Новое направление в культуре неслучайно получило название романского стиля, так как в его основу были положены приемы, разработанные еще в Древнем Риме.
Обычно в качестве строительного материала брался известняк или иные породы, которая в избытке находилась на территории: кирпич, мрамор, гранит и так далее. Но этот коллектив не был единым.
Отдельным штрихом является наличие камина. 877), Гуго Сен-Викторский (ок.
До него говорится об искусстве варварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Как и с остальным зодчеством в странах, архитектура этой страны отличалась разнообразием.
Внутреннее убранство Романских храмов было достаточно простым и аскетичным. В Германии выделялись саксонская школа (церковь Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме), а в зрелый период – культовое зодчество прирейнских городов, где в XI-XIII вв.
11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. —как время «зрелого» романского искусства. Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Но ни один из этих методов не остановил падения башни, которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью — один миллиметр в год. Примерами подобных сооружений можно назвать собор в Кведлинбурге. Внутри храм делился обычно на три продольных нефа.
Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.
По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью рисунка и интенсивностью колорита. К ним примыкает кладбище. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза.
И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Монастыри были сильнейшими феодалами. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св.
Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки три-фория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Но кампанилла продолжала «падать». Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви.
Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Дорический ордер появился в 6 веке до н. э., он отличался строгостью, массивностью.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Вид архитектурного стиля – готика в течение века (с середины 12-го до середины 13-го вв. ) сменил романский стиль. Религиозные фанатики целенаправленно уничтожали ее наследие.
Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Зеркала – шифоновая бронза. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик.
Маленькие куски стекла были толщиной полсантиметра. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Чтобы своды не обрушились и строили массивные, тяжелые стены. Ярким примером считается маньеризм – переход с одной эпохи к другой.
В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу X в., наиболее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч.
Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви. Такими же массивными строились храмы, они своим видом показывали величие церкви, объединявшей покорное «стадо» прихожан в торжественной молитве Богу. Англичане называют этот стиль норманнским.
В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Сухие техники так и не получили должной популярности. Западный фасад украшался фронкирующими башнями.
Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Кроме исторических стилей и их имитаций существуют архитектурные стили и стилевые направления, основанные на этносе того или иного народа, эклектические течения, возникшие от слияния восточных и европейских культур, современные стили, появившиеся на основе современных технологий. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.
Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса.
Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. Романский стиль развивался в западноевропейском искусстве Х-Х11вв. Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры Каролингского возрождения (кроме того – искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока).
Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Камин давал тепло и освещал зал. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. В Англии (главным образом после нормандского завоевания 1066) развился романский стиль, в архитектуре которого традиции местного деревянного зодчества сочетались с влиянием нормандской школы, а в живописи ведущее место занимала миниатюра. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых.
В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Настоящий расцвет витражного искусства, как уже говорилось выше, был ещё впереди. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.
Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. Центральный (главный) неф был шире, чем боковые и переходил в пресвитерий (святилище). Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Стойки у ног заканчивались точёными шишками, а в изголовье делалась высокая стенка с небольшим деревянным навесом. А Южная часть отводилась Новому Завету. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Такое устройство и стало основой готического зодчества.
Например, ковер из собора в Байе (XI в). Германия. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской — тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Романская школа искусства считается предшественницей готики.
Так. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Главными цветами в витражах были синий и красный. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов.
Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма.
Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге.
Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Стены – венецианская штукатурка. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме).
Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130 – 1140) в Отене. В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики.
Книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья (особенно в Рейнской области бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв. ). Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Византии и мусульманские влияния.
В замках все внушало страх. Сооружения, возводившиеся до 5 в до н. э., принято относить к архаичной архитектуре. В центре крепости — находилась башня (донжон), которая имела несколько этажей, внизу (в подземелье) — находилась тюрьма. Романские церкви состояли из 3 составных: нартекса, нефов и алтаря. Главным монастырским зданием была церковь рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — с1ойге, по-немецки — Кгеигап, по-английски — с1о1з1ег). Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач.
Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др. Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых – донжон. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Архитектурный стиль, фото которого находится ниже, можно определить как «виленское барокко».
Постепенно появляются, особенно в церквах, высокие шкафы с двумя дверками и короткими прямоугольными в сечении ножками. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Изготовлялись в то время различные сосуды и бутылки из выдувного стекла с длинным горлом.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Затем стиль дошел до Германии, Англии, Испании. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. На базе всего того, что было когда-то составной частью Римской империи и возник новый стиль.
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Романский план основывается на простых геометрических отношениях.
Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. В тосканских городах: Флоренции.
(VI-XII вв. ) называют романским. Нам известны, впрочем, немногочисленные образцы стеклянных сосудов, а немецкий монах Теофил в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах» уделяет столько же места витражам, сколько и производству сосудов. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, устойчивые античные и арабские (Южная Италия, Сицилия) влияния, богатство декоративного убранства. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).
Роспись (религиозные мотивы). В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу – черти, влекущие грешников. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов.
Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. В Вормском соборе (1171—1234 ил. 2.
Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики. 5. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu – вершина) – храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций). Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Например, в качестве прообраза бралась монастырская церковь, расположенная в Клюни.
В качестве символа единства ими было разработано два вида здания: церковь и замок. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни-З), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента. В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. Увенчать все сооружение колокольней Дж. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен это давало возможность расположить под кровлей ярус окон.
Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Одной из особенностей сицилийских вышивок было своеобразное применение техники аппликации. Его появление связывают с возрождением церковного зодчества. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность.
Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Наиболее воздействие византийской строительной культуры ощущается в романской архитектуре Сицилии (собор в Монреале), Апулии и Венеции. были построены грандиозные соборы (в Шпайере, Майнце, Вормсе) широко применялась так называем. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.
13 в. ). Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. Часто прибегали к наработкам французской церковной архитектуры. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы.
В скульптуре того периода, как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению.
Главное достоинство романского зодчества – суровая правдивость и ясность архитектурных форм. Здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу – это также придавало ему основательности. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. – это время развития рыцарской культуры и становления феодальных отношений.
сложился так называемый первый романский стиль (церковь Сант-Амброджо в Милане соборы в Модене, Кремоне, Пьяченце, Парме и др. ). Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось и на север Италии: в Геную, Флоренцию, Венецию, Лукку и другие города. Замок-крепость или храм-крепость. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание).
Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романском стиле на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. XI-XIII вв. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. В богатых домах пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников – охапками свежих цветов и трав. Его появление происходило во Франции в середине XII века. Не случайно о них сложилось множество легенд.
Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом. Изображение, как и текст, делилось на абзацы – визуальные единицы рассказа. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Портал имел и психологическую функцию: усилить впечатление, выделить, увеличить и преувеличить вход в здание. За столом или у очага только синьор имел свое место. Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Стены – венецианская штукатурка.
Украшений внутри не было. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Таким швом вышивали святых и зооморфные мотивы. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е.
После того как было принято христианство, Церковью были выработаны жесткие требования, предъявляемые к строительству соборов. Необходимо подчеркнуть то, что в Великобритании романский стиль именуют норманским. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Церковь св. Сооружения, в целом, были очень массивными, подавляющими.
Восточная часть – апсида (украшение). Многие области в Западной Европе внесли собственный вклад в романское искусство благодаря местным традициям и ритуалам.
Развивался в западноевропейском искусстве X – XII веков. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Примеры стиля: Церковь святой Марии, находящаяся в Германии, замок Дадли и Стерлинг. После крестовых походов этот вид архитектурного стиля был внедрен в Сирии, Кипре, Родосе.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). К этому времени образовались почти все современные европейский государства. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Образец архитектурного стиля – на фото ниже.
Формы капителей в романский период были очень и очень разнообразны. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня – донжон. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).
Однако существовали и иные цвета: зеленый, пурпурный, желтый. При строительстве в архитектурном стиле Ренессанс используются элементы ордерной системы. Как правило ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». В этом случае основной упор делали на особенности постройки перекрытий.
Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: например, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов а те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. 4. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Стекло делали из буковой золы и хорошо промытого песка, также применяли золу папоротника.
Именно в течение XI – XII вв. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Мебель деревянная, простая, тяжеловесная, грубоватой отделки — мягкой мебели в те времена еще не было. Кроме этого, для обрамления чудовищ использовались стилизованные цветы, все виды фантастических растений и виноградные лозы.
Романский стиль (от лат. Они продолжали применять базиликальные планы, возводить купола, строить кампанилы и баптистерии, отделывать фасады зданий. Они имела плоские перекрытия из дерева и базилианскую форму. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей.
– это время блистательного расцвета европейского искусства. После завоевания Англии, норманны сменили вектор политического развития. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах.
Скульптура была связана с архитектурой. В отличие от греческих или римских капителей, которые состояли из форм растительных, таких, как аканты, романские варианты капителей включали не только зооморфные элементы, но и человеческие фигуры. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами.
Верхняя часть дверки скруглена. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) – в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины в Германии – собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106).
Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. В них хранилась церковная и монастырская утварь. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались. Отдельным штрихом является наличие камина.
Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Коринфский ордер появился в 5 в. до н. э. 76), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм.
В X – XI вв. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической.
Первые готические соборы появились в Северной Франции. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Романские соборы также были весьма массивны.
Наиболее полно он выразился в архитектуре. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. Пол – мрамор, плитка с рисунком. В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. В княжестве Литовском развивались течения «сарматское барокко», «виленское барокко».
Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства. Монастырь в эти века был средоточием жизни.
Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления.
Он изображает завоевание Англии норманнами. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Во всем ощущается предельная простота и мера. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта.
Первым зданием в стиле Ренессанс стал Воспитательный дом архитектора Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ) во Флоренции (1421 г. ). Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Все было подчинено суровой действительности.
Искусство Х-ХИ вв. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно реалистических деталей довольно много. Орнамент в декоре манускриптов, продолжает играть весьма существенную роль, но теперь претерпевает некоторые стилистические изменения. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Прекрасные вышивки выполнялись в Италии и Испании. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Замки феодалов строились по тем же канонам, что и церкви. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем.
Столы в ранний период еще весьма примитивны. Первые рассматривались в качестве основы подобного строительства. В качестве декоративного акцента можно использовать кованые решётки или деревянные ставни. Двери для полного соответствия стилю должны быть крепкими и массивными. Основным отличительным элементом Романского здания является полуциркульная арка. (в ряде мест и в XIII в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства.
Принято считать, что готический стиль является преемником рассматриваемого. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности.