Схема романского храма в разрезе.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Почти все они существовали недолго исчезая под новой волной завоевателей.
Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Толщина свода была значительной, пилоны и стены проектировались толстыми и прочными.
Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Многие старые античные сооружения в этих условиях изменили свое назначение. Но кампанилла продолжала «падать».
Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Магдалины в Везеле (первая треть 12 в. ). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Вместо лизен часто употреблялись тонкие полуколонны или пилястры с базисами и капителями.
Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Невысокие башни собора имеют конические завершения, покрытые черепицей. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Колонны становятся стройнее и часто сдваиваются, т. е. снабжаются общей абакой. У больших число башен достигает пяти или семи, а в отдельных случаях даже девяти.
На востоке к нему примыкает квадрат хорас полукруглой апсидой два квадрата — один с северной и один с южной стороны средокрестия образуют трансепт, а с западной стороны средокрестию предшествует еще несколько квадратов (в Германии — чаще от трех до шести), образуя средний неф. Орнаментальное искусство отличалось огромным богатством мотивов источниками для которых служили Византия, Иран, Дальний Восток. Эта достопримечательность была возведена около 800 г. Сохранились и некоторые другие каролингские сооружения но их сравнительно немного. В стене пробивается все большее количество дверей и окон.
Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Андрея в Соммакампанье построена в 1025-35гг. Лоренцо, т. е.
Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его. Новое явление образуют большие круглые отверстия в стене, разделенные расположенными по радиусам колонками или валиками, так называемые окна-розы и о к н a-к о л е с а. Они помещаются преимущественно с фронтонной стороны над входом (рис. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Этот процесс сопровождался значительными потерями культурного опыта человечества.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Те, кто осмелился остаться в старых городах, кое-как восстанавливают руины. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне).
Св. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Тот же результат достигается поперечным расположением полуцилиндров в боковых кораблях.
Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). По преданию, в Vвеке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается, что именно онявился носителемхристианствав регионе).
Взаимоотношения вестготов и римлян. A. 19. Прежде всего, мощность столба должна была отвечать предполагаемой нагрузке. В 1125 году свод здания обрушился его удалось восстановить лишь через нескольколет.
Тогда шелыги каждого из пересекающихся сводов перестали быть горизонтальными линиями, а начали повышаться по плоской дуге по направлению к общему замку. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. с применением строительных новшеств того времени. Естественно, он может быть более стройным. Весьма вредными оказались широко распространенные в романскую эпоху деревянные вкладки в основных стенах, предназначенные для распределения давления и для скрепления, которые еще и теперь можно обнаружить в западной части церкви в «Вимпфе им Таль», в западном хоре Вормского собора и во многих других памятниках.
аббатство Клюни играло чрезвычайно важную роль в религиозной и общественной жизни Европы. На фасаде церкви Сан Джорджио в Вальполичелле расположена абсида, редчайший случай в Италии, когда у церкви практически нет фасада. Предыдущий период иногда именутся предроманским.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Высота центрального нефа равна 30 м, ширина его пролета составляла 12м. Центральный неф здесь возвышенный высоко над боковыми и покрыт двускатной крышей. Ко входу вел подъемный мост, по бокам от входа были башни. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Ранние романские храмы Германии перекрывались плоским потолком. Творчество Гойи (на испанском языке, втором обязательном в его средней школе) 2.
Строить более тщательно нет никакого смысла, все равно придет новая волна завоевателей и все разрушит и хорошо, когда после этого в городе останется хоть кто-то живой. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Здесь же была и небольшая часовенка.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Под полом алтарной части строилось подвальное помещение, которое называлось крипта. Вот таким образом их часто объединяют под общим названием — западноевропейские страны. Основную форму церковного здания образует трехкораблевая базилика (формы с одним нефом встречаются, кроме южной Франции, только в менее крупных городских и деревенских церквах пятинефные здания редки). Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
Значение крипты, как церкви в подземелье, расположенной под возвышением хора, в XII веке падает. В раннее время донжоны были в плане прямоугольными, позже их стали делать круглыми. В украшении апсид преимущество отдается слепым аркадам. В Древнем Риме базиликами назывались общественные здания, предназначенные для торговли или же для рассмотрения судебных тяжб.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Именно в течение XI – XII вв. Колонны, разделявшие нефы, были массивны. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Каждый хотя бы что-то помнит об архитектуре, живописи и скульптуре, так как они это учат ещё в школе и мои сыновья в детстве удивлялись, что я не знала, какими строили палеохристианские базилики (об истории религии и святых я уже и не говорю) или романские церкви. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Вот таким образом в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак.
166). Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
174). Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению.
Трансепт отсутствует. Мастер прекратил работу и исчез из города. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. А вот в Венеции для строительства базилики Сан Марко в 1063 году пришлось нанимать чужеземных строителей, так как своих не было.
Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Значительно ниже боковые нефы имеют свои собственные односкатные крыши.
При возведении крепости выбиралось место на высоком откосе. Боковые нефы ниже центрального, трансепт пересекает продольный корпус, над средокрестием – массивная башня, с востока храм замыкают полукружие апсиды. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму.
В XI — XII вв. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно их делали одинаковой толщины. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения.
В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности. Поселение в Испании. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
Вместо эмпор под ярусом окон тянутся трифории. Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Это один из самых нарядных романских храмов. 180). Но уже в церквах эпохи Каролингов (базилика Эйнгарда и Штейнбаха), колонны заменены столбами, способными выдержать большую тяжесть. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Центральным элементом архитектурного ансамбля становится башня— донжон.
Они считали оправданной лишь деревянную башенку для колокола над средокрестием. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Однако главная церковь Вормса остается типичной романской достопримечательностью. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла.
Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часть носит символический характер.
178В), становясь вскоре отличительным признаком позднего романского искусства. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Сама конструкция определяется в основном способом перекрытия. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями.
Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр. Камни обрабатывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две абсолютно одинаковые детали. Церковь св.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. 193).
Она была разрушена в конце XVIII в. во время Великой Французской революции. Центром деятельности бенедиктинцев было Аббатство Клуни во Франции.
Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. В роскошном дворце долгое время размещались тюремные камеры и казематы. Приходские церкви центрального типа встречаются реже и объясняются в таком случае по большей части особыми обстоятельствами и взаимоотношениями данной местности и данного учредителя. В целом для романской архитектуры характерны массивные строения. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева. В разбивке масс достигнута соразмерность. Замок-крепость или храм-крепость. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.
Так. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Вход во дворец Венеции находится со стороны набережной. Основание колонны сохраняет профиль аттического базиса (рис. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово «криптос» означает «тайный, скрытый»).
Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Течение дивизионистов в Италии. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер.
По той же причине чрезвычайно малы и порталы. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров.
В композиции все измерения приведены в определенное соотношение друг с другом (рис. Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. Римские папы приказывали возводить храмы, при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу преемников св.
168 и 169). Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. Эту пристройку называют трансепт или поперечный неф.
на церковь Клуни Х века. Средний корабль перекрыт плоско, боковые нефы – простыми крестовыми сводами. Но он мешал освещению и производил давящее впечатление. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751).
Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Здесь она носит множество черт, согласных с верхнеитальянской кирпичной техникой (средневековый кирпич отличается от античноримского главным образом тем, что последний темнокрасного цвета при высоте от 3 до 5см и длине от 20 до 30 см, в то время как средневековый кирпич стветложелто-красного цвета и значительно массивнее — от 9 до 12 см в высоту и около 25 см в длину). Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом.
Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. Однако во времена упадка, в средние века здесь был рынок, где продавали рыбу и птицу. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). Петра.
Крыша крыльев трансепта находится на той же высоте, что и крыша апсиды, но эффект скрещивающихся крыш в восточной области нарушается выступающими центральными травеями трансепта, образующими массивную каменную массу из которой вырастает башня. Немецие цистерцианские церкви применяли вначале плоские потолки, но вскоре перешли к своду. Столы в ранний период еще весьма примитивны. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. 236).
Главная церковь Аббатства Клюни была самой большой в Европе. Удачная в конструктивном отношении модификация получилась в результате включения в высокие боковые нефы сводчатого промежуточного пола, причем созданный таким образом верхний этаж разрабатывался в виде эмпор. На западной стороне продольного корпуса помещались две башни или колокольни и две меньшие восточные башни по сторонам хора и по углам трансепта (поперечного нефа). Она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение.
Проникает выработанная во Франции капитель с мотивом бутонов (рис. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Такой свод оказывает несравненно большее давление в стороны, чем свод с круглым диагональным сечением или чем повышенный свод. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. У клюнийцев прообразом для здания более древнего и строгого типа была освященная в 981 г. аббатская церковь в Клюни — плоско перекрытая колонная базилика в три нефа с восточным трансептом, прямым завершением хора, Двумя боковыми капеллами (дополнительные хоры) и двумя мощными западными башнями над парадизом. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды.
Наконец, окна образуют верхний ярус. Церковная политика. II. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей.
Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Наконец, понимая высокое значение ребер в направлении разгрузки свода, решились делать их наподобие подпружных арок, в виде выступающих диагональных гуртов, соединенных в точке пересечения замковым камнем (в Германии — в конце XII века, а в Нормандии — уже во второй его четверти). В конструктивных элементах и в аркадах продольного здания господствует стрельчатая дуга – (она имеет место уже в аркадах названной выше главной церкви в Клюни).
Это они вызвали разрушение северной, передней башни соборной церкви в Фритцларе в 1868 г. и они же, очевидно, были одной из главных причинпадения башни Марка в Венеции (1). В них стены среднего нефа опирались целиком на колонны. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Для внутренней отделки употреблялись ценные материалы, отчасти даже пентелийский мрамор. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином.
Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Вход в базилику — в центре одной из узких сторон этого прямоугольника. Башни собора в Вормсе выше и стройнее, чем в Пуатье. В интерьере как-бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43. 3 метра).
И остальные элементы оформления участвуют в общей эволюции. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. В основе его планировки лежал практический расчет. В романском стиле строили порой и замки. Архивольты аркад и окон, оставлявшиеся до сего времени простыми и гладкими, обрамляются круглым валиком и выкружкой. В качестве связей то появляются, то исчезают известные по остаткам римских зданий opus reticulatum и opus spicatum.
Башни были излишни. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. Кладбищенская церковь Св.
На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом — апсидой. На севере Франции в Нормандии сохранились большие монастырские церкви, такие как Сент Трините в Кане. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). Верхняя линия прореза окон образовала полукруг, фронтон над дверьми входа в храм был прорезан круглым окном, переборки его рамы расходились из средины лучами оно называлось розой снаружи по стенам шел фриз, составленный из соприкасающихся полукругов на восточной стене над окнами – галерея, образуемая аркадами все это придавало разнообразие наружным сторонам стен.
186). Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Донжон делился по вертикали на несколько этажей, чаще всего на три. Главным мотивом интерьера становятся полукруглые арки.
Вход в базилику — в центре одной из узких сторон этого прямоугольника. Основанные бенедиктинским орденом в Клюни (Бургундия) и гиршауеровской конгрегацией в Швабии влиятельные и широко распространенные архитектурные школы окончательно отказались от крипты (с другой стороны, они применяют, как правило, продолжение боковых нефов в виде хода вокруг хора). Мощные формы, драгоценная свежесть и оригинальность и неисчерпаемое количество мотивов, которыми никак не могло удовлетвориться бьющее через край воображение, сообщают романскому, декоративному искусству абсолютно особую ценность, даже по сравнению с ясным, тонко выполненным орнаментом античности. Монументальная пластика начинается в первую половину романской эпохи с робких попыток (законченные в 1055 г. бронзовые двери собора в Гильдесгейме), в эпоху Гогенштауфенов пееживает мощный подъем, который сказывается в богатом украшении статуями и рельефами алтарей, лекториумов, кафедр и порталов. С другой стороны тоже абсиды, это влияние германских земель, где в Х веке строили такие церкви. Естественно, он может быть более стройным.
Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. Интерьер храма производит суровое и даже мрачное впечатление. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. Троицы в Кане, 1062—1066).
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). Иногда арочки переплетаются.
188). 182).
За столом или у очага только синьор имел свое место. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Для внешнего покрытия остального здания применялись все те же обычные в антично-древнехристианскую эпоху двускатные, односкатные, вальные и шатровые крыши с черепитчатой кровлей, шиферной или обложенной металлом (свинцом). Что касается технического процесса, то вначале можно видеть робкую неуверенность строителей в конструкции и форме.
Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Самый известный из них — знаменитый Тауэр в Лондоне.
Мавзолей Диоклетиана в Сплите стал городским собором. Такие же башни могли быть и с двух сторон апсиды. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
Здесь же была и небольшая часовенка. Для облицовки часто употребляли мрамор. К концу XII века число капелл увеличивается. Вместе с прогрессом сводчатой техники разработка свода становилась все богаче.
Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии.
В основу романского храма легла раннехристианская базилика. Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. В наружной архитектуре динамическое расчленение масс и семь башен (над средокрестием, над пересечениями внутренних боковых кораблей с большим трансептом, по восточным углам трансепта и со стороны западного фасада) сообщают зданию величественные формы.
Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Главным монастырским зданием была церковь рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — с1ойге, по-немецки — Кгеигап, по-английски — с1о1з1ег). Все колонны теперь имеют строго цилиндрическую форму без энтазиса, что и было позднее унаследовано готикой. Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел.
Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. 180 рис. 187).
Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто.
Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. 167, 188). Окна расположены в Германии по середине толщи стены, в Италии, Испании и Англии и в большей части Франции — на ее внешней стороне.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Больше всего света давали окна, расположенные в многоугольном тамбуре средокрестной башни.
Кроме того, нередко средокрестия или даже весь трансепт составляют вместе с хором одну возвышенную часть (пресбитериум) и отделяются низкой балюстрадой (cancelli). Бросается в глаза их разномасштабность, причём размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображён: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Разумеется, круглый арочный фриз лишь редко применялся внутри здания (рис.
Полукруглым нишам интерьера, апсида, отвечали внешние выступы. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
В этом направлении романский фриз обнаруживает из ряда вон выходящее разнообразие. Образовавшиеся таким образом государства получили общее название — варварские королевства. Однако с течением времени пропорции начинают вытягиваться и в пору расцвета связанной системы (примерно во второй половине XII века) высота среднего нефа, считая до начала свода, достигает, как правило, двойной его ширины, следовательно, равна двум сторонам средокрестия.
Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Кроме этой башни, ансамбль составляет пятинефный собор и круглый баптистерий. Итак, в XI-XII вв. Винтерьерахроманских храмов прослеживается четкое зонирование пространства с помощью подиумов, арок, галерей, а стены центральных нефов чаще всего делаются трехъярусными.
Ордер здесь отсутствует, пропорции выбираются довольно свободно. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки три-фория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Много раз предпринимались попытки спасти башню. Все эти сооружения украшают расположенные ярусами аркады на тонких колоннах. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.
Многие религиозные здания Вероны и провинции строили в те времена и некоторые до сих пор сохранили романскую архитектуру. Бесконечное множество новообразований вызвала к жизни романская капитель. В остальных местах утвердился цилиндрический свод. Но этот коллектив не был единым. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).
Несущие эту башню столбы средокрестия закладываются вследствие этого особенно мощными. 179). Конгрегация цистерцианцев была основана в 1097 г. в Сито (Cistertium), в северной Бургундии.
185). Техника раннехристианской работы каменщиков опус спикатум применена в стенах церкви Св.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Взятый в контексте переходного стиля, он характеризуется следующими основными явлениями.
Последняя, применяется над дверями и окнами, а особенно часто — в слепых аркадах и трифориях, которые пользуются большим успехом в качестве действительных средств оживления наружных и внутренних поверхностей стены. Новым в храмовой архитектуре романского периода стало преобразование базилики в сводчатую. Кроме того, полукружия представляют собой удобные поверхности для пластических украшений.
В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл.
Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Вкрупнейших соборах кессонные (кассетные) потолки заменяются каменными сводами. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Различного типа башни размещают по — разному, Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех — или восьмигранная, — над пересечением главного и поперечного нефов. Такой крестовый свод (рис.
Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Здание, возводившееся в 1089— 1095 и в 1113 гг.
Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками.
Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Система управления. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. На их пересечении находились рыночная или соборная площадь – средоточие общественной жизни горожан. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, законченностью и закругленностью частей. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Основой романского искусства были в первую очередь сложившиеся на Западе в «темные века» местные художественные традиции.
В романской архитектуре используются различные строительные материалы. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. 192).
Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Последние в южных странах (в Италии и Южной Франции) встречаются чаще, чем на севере по большей части это крестильные часовни (баптистериумы) вблизи главных церквей или церкви над гробницами святых, а также поминальные капеллы на кладбищах.
Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Романские храмы Германии более кубичны и массивны, в них слабее выражены членения. В настоящее времябазиликаобъявлена национальным достоянием. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые.
Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.
Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества. 207).
Различного типа башни размещают по-разному. На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции. Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская.
Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. —как время «зрелого» романского искусства. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен. В скульптуре шел процесс превращения каменной резьбы в скульптурный сюжетный рельеф.
В апсиде когда-то восседал римский судья, а потом здесь поместили алтарь — сердце христианского храма. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Стены были глухие, лишь в немногих местах прорезаны узкими арочными окнами.
Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). В Вероне сложился свой неповторимый романский стиль, который ни с чем не перепутаешь. И так — шаг за шагом — почти незаметно совершается полный переход к готике.
Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Примером может служить Клюнийский монастырь. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом — апсидой.
Столб доминировал в течение всей романской эпохи. Карнизы становятся менее мощными, облом их легче, в нем более глубокие желобки. Эта последняя представляет собой простой и удачный в тектонинии переход от круглой формы столба к четырех – угольной пятеарки.
Примерно к середине XII века она достигла полуокружности. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком.
Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Кроме того, крылья трансепта были расширены с восточной стороны двумя апсидами каждое. Однако сохранилось еще, особенно в Саксонии, чередование опор: столбов (по углам среднего нефа) и колонн, расставленных между ними. С тех пор, как нефы стали перекрывать сводами, на долю столба выпала новая задача.
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. 167, 188, 195). В окнах и украшениях остается круглая арка. Они украшены рядом тонких колонн, уничтожают ощущение избыточного веса.
Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, вот таким образом помещения в здании были очень темными. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. 181), развившимся из растительных и животных мотивов.
Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний. Общая высота башни предполагалась 98 метров.
Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Кроме того, часто повторяются следующие формы фриза: романская зубчатая резьба (с поставленными на угол зубцами) фриз с мотивом ломаной палки, зигзагообразный фриз, фриз с мотивом свитка, чешуйчатый, шахматный, фриз с мотивом алмаза, с мотивом каната и с мотивом шара. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Такая конструкция переносит тяжесть перекрытия на угловые опоры. Романский храм был схож внешним обликом с замком.
Внутри романики существовало несколько школ. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. 198). Тогда над колонками лежит идущий через всю толщу стены импост.
Сюда следует прибавить фризы с орнаментом (рис. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков.
167, 188, 195). Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
204), но тем обильнее применялся на фасадах. Так же, как и окна, портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Его конструкция несколько отличается от базилики.
Особенно хорошо умели приготовлять крепко связывающий, долговечный цемент. Различного типа башни размещают по-разному. Они придают устойчивость сооружению. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. В связи с тем, что ведущим видом искусства в тот период была архитектура, ей отводилась роль того звена, что «влияла» визуально и духовно на верующих. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара.
Монастыри были сильнейшими феодалами. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII. 173). Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник. В оформлении базиса столба следовали образцу колонны.
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Прощание со свободой сопровождалось тяжелыми вздохами узников.
XII вв. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню. Во Франции скругленная кубичная капитель не привилась здесь в качестве формы ядра капители главную роль играют усеченная пирамида или усеченный конус.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Наконец, они превращаются в контрфорсы идущие по направлению кверху рядом уступов.
Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Колонна сохраняет классическое деление на три части. Возникла система зальной церкви, разделенной опорами (рис.
В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра.
Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг).
Нефы перекрывались двускатными крышами или тяжелыми каменными сводами. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками.
Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Здесь широко использовалось не только камни, но и кирпич. Впоследствии капелла превратилась в собор этого немецкого города. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Чтобы «разгрузить» конструкцию храма, архитекторы создали свод в виде крестов.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Они первыми в Германии использовали новшества в конструкции свода, а именно введение стрельчатой дуги (первое немецкое здание со стрельчатыми сводами при полной неприкосновенности романских форм — это цистерцианская церковь в Бронбахе, близ Вертгейма, основанная в 1151 г. ). Внутреннее убранство оставалось почти всегда без украшений, не было эмпор и трифориев, не было стенной живописи и расцветки стекол.
По этой причине в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак. Романская архитектура былапреимущественно архитектурой церквей и замков. Колонны и столбы сохраняют классическое деление на базис, стержень и капитель. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг.
Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Суровые, тяжелые внешние формы предоставляли романском храма строгого и простого вида. Таким образом, была достигнута длина церкви св. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ).
Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Две мощные западные башни расположены по сторонам парадиза. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
Автор этого великолепного сооружения до сих пор доподлинно не установлен. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Они ограничиваются исключительно круглой дугой, употребляют лишь скругленные кубичные капители (даже базисы колонн делают сначала без угловых листков) и часто отказываются от лизен и арочных фризов. В романском интерьере уместно использование сундуков, тяжелых драпировок, светильников, стилизованных под свечи, люстр из кованого металла, ваз, декорированных орнаментами. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). По середине стержня колонн появляется кольцевой вал. Но еще стоят величественные соборы шпейерский, вормсский, майнцский, трирский они повреждены пожарами и войнами и однако же производят возвышенное впечатление. Образцами романского стиля является также церковь Сент Мадлен в Везеле, собор Сен — Лазар в Отене, церковь Сен — триния в Кане и другие.
Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Их группировка не подчиняется никаким правилам. С Х века применяется новый стиль в архитектуре церквей, который распространяется во Франции, Испании и Италии к XII веку – романский стиль. Здание, которое древние Католики посвятили Пантеону ( все боги, статуи которых стоят в нишах храма), стало местом погребения первого короля Италии Виктора Эммануила. 177А).
Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ).
За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Так возникли главные и добавочные столбы, а также расчлененные столбы (рис. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору.
Купол Пантеона в диаметре на 1, 4 м превосходит самого большого собора Рима — Св. В криптах, которые еще очень рано начали перекрываться крестовыми сводами, все нефы были всегда одинаковой высоты. 177В). Наконец, окна образуют верхний ярус. Кафедральный собор Сен Трофимявляетсясердцем Арля и жемчужиной романского стиля.
Прежний притвор удержался лишь в виде маленького либо вделанного между западных башен либо расположенного перед фасадом во всю его ширину открытого пространства. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. В Вормском соборе (1171—1234 ил. На место последней пришли позднее (по аналогии с византийскими иконостасами) высокие внутренние стенки с дверями, выходящими в средний неф, разработанные часто наподобие эмпор. Алтарная апсида лишь слегка возвышается над крышейполукруглой обходн0й галереивокруг алтарнойчасти храмас капеллами и кажется вот таким образом приземистой. Впоследствии же выходят далеко за пределы и этих пропорций.
Но в их развитии было и много общего, так как они развивались в тесном взаимодействии. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Растительные мотивы романского орнамента трактуются не натуралистически — так, чтобы возможно было узнать определенный вид растения, — а подвергаются чисто условной обработке и строгой стилизации. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый "римский" романский архитектурный стиль: простой и целесообразный. В маленькой капелле св.
Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. С ростом могущества Венецианской республики возникла необходимость возвести невиданных размеров здание для верховной главы державы, демонстрирующее всему миру богатство и власть «царицы Адриатики».
В первых церквах имелся престол над криптой, содержавшей останки какого-нибудь святого. Обычно две из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех- или восьмигранная, — над пересечением главного и поперечного нефов. Королевская власть. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Он опоясывает все здание.
На низком базисе с глубокой выкружкой исчезает угловой листок ибо нижний, широкий вал выходит за края плинтуса.
Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. 170). 192) составляет архитектурную особенность цистерцианских церквей.
В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. (рис. В дворцовых залах собрана богатейшая коллекция венецианской живописи. Таковы соборы вимперских городахВормсе, Шпейере, Майнце, возведенные в ХII-ХШ вв.
Опоры связаны посредством широких каменных арок, которые через сферические треугольные паруса поднимаются вверх до уровня основания купола. При сходной планировке оформление фасадов было различно.
Лишь на далеком севере — в Скандинавии и в прилегающих областях — еще и в средние века сохраняется деревяннаяцерковь, построенная в привычном издревле национальном стиле. (1) Уже Витрувий советовал делать стенные вкладки из «подожженного», т. е. обугленного на открытом огне оливкового дерева, которое было, разумеется, несравненно долговечнее сосны и ели. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. На верхней площадке лестницы совершалась церемония коронации дожей.
Тяжелая скругленная кубичная капитель заменяется постепенно более легкой и элегантной капителью чашей или капителью с мотивом бутона. Двор в форме подковы (Н), обнесенный портиками, служил им местом ожидания процессия проникала через один из боковых входов, следовала по узкому проходу вдоль капелл в боковом нефе, спускалась вниз, обходила крипту и выходила через второй боковой неф. В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде.
также базисы столбов, стр. Наружный вид романской церкви также являет собой единое гармоничное, замкнутое в себе, закругленное целое. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Малым церквам придают с западной стороны одну или две башни. К нему перешло название «парадиз». Петра. Верхняя часть дверки скруглена.
Уникальной особенностью города является цвет разных использованных материалов. Почти без исключения отсутствует просторный атриум древнехристианских церквей. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации.
Но зато огромная тяжесть каменных сводов потребовала мощных, толстых стен, способных выдержать большую нагрузку. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Петра в Риме. Из тюрьмы во Дворце дожей удалось бежать небезызвестному заключенному – Джакомо Казанове.
Свод — цилиндрический, с подпружными арками в среднем корабле в боковых нефах. В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, подвальное помещение, называлось крипта (греческое слово криптос означает тайный, скрытый). Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. В этой церкви удивление вызывают две абсиды вместо одной привычной или трёх.
178А) распределенные по отдельным рядам колонн скульптурные украшения так называемых «исторических капителей» излагают в связном повествовании целые рассказы. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции.
В X – XI вв. Джустины в Палаццоло середины XII века. на стр. В крипте прятали священнослужителей этого храма.
Петра в Риме была построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28-метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Сооружение имеет в плане правильный восьмиугольник и перекрыто восьмигранным куполом. Города были разрушены, античные библиотеки сожжены, много образованных людей погибло. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева.
Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Увенчивались башни башенными шлемами, коническими или пирамидальными, часто массивными, сложенными из тесаного камня с небольшими фронтонами по сторонам в Случае квадратного или многоугольного плана. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д. ).
Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественными мирским. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Колонны, разделявшие нефы, были массивны.
Благодаря тесному взаимодействию между опорой и устройством перекрытия вся конструкция приобрела характер живого, ритмичного членения (так как в церковном зодчестве XII века не раз перекрывали сводами базилики имевшие первоначально плоский потолок или предназначенные для такого, оформление опор часто не учитывает характера перекрытия). Самые ранние сводчатые перекрытия романских церквей большого стиля были созданы абсолютно самостоятельно почти в одно и то же время в трех далеких друг от друга областях, а именно: в Бургундии — аббатская церковь в Клюни (1089—1095), в Рейнской области — соборы в Шпейере (между 1080 и 1100) и Майнце (начат в 1081 г. ) и в Ломбардии – Сант-Амброжио в Милане и Сан Микеле в Павии (во второй половине XI века). Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Петра в Риме.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Общая система образов романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Основными постройками в романский период становятся церкви и замки в виде крепости. Германия. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
Над ним подымаются лизены (лопатки) — узкие полосы в кладке, разделяющие наружные поверхности стен на поля, в которых расположены окна (рис. Как вы понимаете, основные правила – молитва и неустанный труд. Эта система была удобной для обороны.
С возрастающим вниманием разрабатываются способы включения башен в организм здания. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. 191) и перекрываются все вместе общей идущей кругом односкатной крышей.
Некоторое время на Западе даже не ощущается большой потребности в новом строительстве. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е.
Наряду с формами, указанными на стр. В большой абсиде расположен алтарь, а рядом в боковой маленькой — крестильня. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. С галлереи такой стенки, куда можно было подняться из хора по винтовым лестницам, читалось евангелие, откуда имя этой галлереи «lectorium» или «леттнер».
Италия. Но этот коллектив не был единым. Она была 127 м длиной и 40 м в ширину.
В остальном, однако, внутренняя архитектура не связана ни какими определенными рамками. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ).
Упадок коснулся и архитектуры. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной.
Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Они помещаются в боковых стенах продольной части здания, в апсиде и в верхних частях стен среднего корабля («ярус окон»). Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. В основу романского храма легла раннехристианская базилика. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
Более сложными по конструкции и форме являются столы с круглыми и восьмиугольными столешницами, стоящими на одной центральной опоре в виде тумбы достаточно сложного рельефа. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
Примером может служить Клюнийский монастырь. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу.
Задача достижения прочности и одновременного облегчения конструкций сводов решалась за счёт создания крестовых сводов, образованных двумя пересекающимися под прямым углом отрезками полуциркульных сводов равного радиуса. Башни поднимались вверх в несколько ярусов, заканчиваясь массивными восьмигранниками. По ту и по эту сторону Альп скругленная кубическая капитель встречается еще до 1050 г., правда в единичных случаях, в Германиивпервые в западном хоре Эссенского собора и в Михаэлискирхе в Гильдесгейме (с 1001 по 1033) прививается же она в середине XI века в Германии, где и господствует над архитектурой в течение всей эпохи расцвета романского искусства. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Здесь экспонируются картины Босха, Карпаччо, Джованни Беллини. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. Вот таким образом главный неф стали перекрывать крестовыми сводами. Крипта отсутствует повсюду. Впервые угловой листок появляется в Ломбардии, но уже 50 лет спустя прививается в Германии, становясь здесь одним из отличительных признаков искусства XII века.
Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Крыши становятся все круче, шлемы башен все выше и стройнее. Сначала свбды были чрезвычайно неуклюжи и громоздки (в отдельных случаях до 2 м толщины), чем объясняется необычайная массивность столбов и опорных стен. В XV веке были завершены фасады дворца, выполненные в готическом стиле.
Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Городское население катастрофически уменьшается. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Дворец в Венеции украшен лучшими мастерами своего времени.
Тут так же иногда была небольшая каплица. Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм.
185). 13 в. ). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Этот период историки культуры называют каролингским возрождением. В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Камни отесывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две абсолютно одинаковые детали, например капители.
Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. На весь интерьер романской церкви распространяется полная жизни многоцветная раскраска, выделяющая элементы архитектуры и покрывающая поверхности стен и потолки как бы пестрым ковром.
Варфоломея в Падерборне (Вестфалия), построенной в 1017 г., которая представляет собою первый в Германии пример полного перекрытия надземной церкви крестовыми сводами, эти последние подняты на одинаковую высоту в среднем и боковых кораблях, под очевидным влиянием указанного сводчатого перекрытия крипт. Конечно, каждая из этих стран создала свою особую, не похожую на других культуру. В них хранилась церковная и монастырская утварь.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.