Эта система была удобной для обороны. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). В основном, это были рельефы с изображениями библейских сюжетов из жизни святых.
Зеркала – шифоновая бронза. Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью.
Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). За столом или у очага только синьор имел свое место. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Они придают устойчивость сооружению.
Она состояла из растительного орнамента изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц – мотивов, также занесенных с Востока. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ).
Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Но этот коллектив не был единым.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость.
Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Маленькие куски стекла были толщиной полсантиметра. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов).
В романских храмах часто стволы колонн украшались растительным орнаментом, например, в Сен-Дени. На юге, в Перигоре применялись купольные перекрытия. Основой романского искусства были в первую очередь сложившиеся на Западе в «темные века» местные художественные традиции. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья.
Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен.
Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др. Город обносился оборонительными стенами. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге.
В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями. Это стилистически выдержанное сооружение, гармонично сочетающее в себе новейшие достижения архитектуры с традиционными канонами. Такой особняк – это своеобразное воплощение в жизнь романтической мечты. В планировке соответствующих архитектурных композиций отсутствует строгая симметрия. Конструкция романского храма имеет своим основанием раннехристианскую базилику и состоит из: центрального нефа (обычно с двумя боковыми), который пересекает поперечный неф – трансепт. В раннем романском стиле господствовала настенная живопись, но уже в конце XI – начале XII веков, когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях.
в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой. Как дополнение к поперечным шторам в романском стиле используют ковры и тяжёлые драпировки.
Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Само-собой разумеется, данный стильставит на 1-ый план и также возвеличивает христианский мир, в архитектуре этого стиля можно рассмотреть размеренный и величавый декор, который имеет в себе чувства тепла игармонии. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику.
Его источники весьма разнообразны: наследие "варваров", античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).
Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм.
Она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями.
Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. Варвары ненавидели и боялись городов. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.
Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Однако существовали и иные цвета: зеленый, пурпурный, желтый. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Для них характерно наличие широкого зального помещения, расположенного перед нефами, применение высоких башен. Саму терминологию «романский стиль» предложил историк Арсисс де Комон, причём только в девятнадцатом веке, так как он установил связь между архитектурой десятых – тринадцатых веков и архитектурой Рима. В раннее время донжоны были в плане прямоугольными, позже их стали делать круглыми.
Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. В восточной части располагалась апсида, а западный фасад украшался франкирующими башнями. Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму.
Естественно, он может быть более стройным. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином.
Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел. Церкви жеставили всегда в центре города.
Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества. Именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижним. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Преобладали кроваво-красные, потусторонне-синие и лиловые оттенки — «цвета молитвы». Храмы часто перекрывали цилиндрическими, а затем и крестовыми сводами (Сантьяго-де-Компостела, Испания Сен-Сернен в Тулузе). В них хранилась церковная и монастырская утварь.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Массивность архитектурной формы, суровость и простата, тяжелые толстые стены и низкие потолки с каменными полукруглыми сводами (с использованием так называемой полуциркульной или полукруглой арки) – являются характерными особенностями этого стиля. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). Принято считать 11 век эпохой «раннего» романского искусства, а 12 в. – эпохой его «зрелости».
Алтарная апсида лишь слегка возвышается над крышейполукруглой обходн0й галереивокруг алтарнойчасти храмас капеллами и кажется вот таким образом приземистой. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Соборы строились с таким расчетом, чтобы вместить все взрослое население города. Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
A. 19. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ). Орнаментальное искусство отличалось огромным богатством мотивов источниками для которых служили Византия, Иран, Дальний Восток. Верхняя часть дверки скруглена.
Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли и к 1233 году было построено всего четыре этажа. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Форма башен была иногда круглой иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. Взаимоотношения вестготов и римлян. В эту эпоху складывается тип феодального замка.
н. э. ), которых римляне называли «готами». Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. – это время блистательного расцвета европейского искусства. Можно упомянуть также стеклянную лампаду, найденную в гробнице Жирара, основателя монастыря Всех Святых в Анжере, умершего около 1040 г. Лампады такого типа (Анжер, Музей Сен-Жан) хорошо известны по изображениям, в частности по книжным миниатюрам и по сравнению с ничтожным количеством других изделий из стекла до нас дошло довольно много витражей.
Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Изобразительное искусство романского периода было почти полностью подчинено религиозному мировоззрению. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность. Церковь св. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки.
Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Центральный (главный) неф был шире, чем боковые и переходил в пресвитерий (святилище). Вокруг него строились дом настоятеля монастыря, дормиторий (где спали монахи), трапезная, кухня, винодельня, хлебопекарня, пивоварня, складские помещения, хлев для животных.
Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно-реалистических деталей довольно много. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность.
Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Каменная резьба украшала наружные стены соборов.
В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Само храмовое сооружение становилось сосредоточием Вселенной, что подчеркивалось готической архитектурой, выражающей идею власти божественных сил. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях.
Отсюда и характерные для раннего романского стиля небольшие объемы внутренних помещений, малое количество и скромный размер окон из-за чего в ранних романских церквях довольно темно. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Западная стена: «Страшный суд». Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Портал стал внушительнее по отношению к масштабам фасада. Реализм и натурализм изображения иногда доходящий до иллюзионизма, присущий позднеантичному искусству, не подходил. Настоящий расцвет витражного искусства, как уже говорилось выше, был ещё впереди.
Петра и Павла). До этого стиль считался просто частью ранней готики. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей их подчиненностью целому. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам.
Поселение в Испании. Манускрипты стали гораздо более живописными. Изображение, как и текст, делилось на абзацы – визуальные единицы рассказа. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св.
Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Романский стиль в Средневековье стал общеевропейским, его канонов придерживались во всех государствах континента, включая Древнюю Русь. независимо от внешнего мира и внешних обстоятельств.
Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. И хотя изначально это относилось только лишь к архитектурным памятникам, термин «Романский стиль» стал повсеместно употребляться. Большой известностью пользовались двухцветные суконные портьеры, так называемые вырезные сицилийские сукна.
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Существовало две техники витражной росписи. В ранее средневековье в искусстве вышивки в Германии и Швейцарии был популярен особый шов, который состоял из длинных стежков (лансэ), которые перевивали другой ниткой.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Необходимо подчеркнуть то, что в Великобритании романский стиль именуют норманским. Готовые стекла нарезали по подготовительным рисункам и набирали на специальном шаблоне, затем по цветному стеклу расписывали. Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме).
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Период XI-XII вв. Толщина свода была значительной, пилоны и стены проектировались толстыми и прочными. На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни.
Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются.
Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Изнутри стены храма были украшены фресками, а снаружи – рельефами. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр.
Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. ди Симони не решился — слишком велик был риск.
Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.
Новой была и статуя-колонна, т. е. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. В ней находился вывезенный из Константинополя «терновый венец Христа», для которого двухэтажная капелла служила реликварием. Прекрасные вышивки выполнялись в Италии и Испании.
Структура и стилистика христианского храма 11-12 вв. Всем известно о том, что церковная архитектура- это основное направление романского стиля.
Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии.
В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности, такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими – монахи. XI-XIII вв. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю.
Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Плетёнка в романским орнаменте становится более сложной. Итак, в XI-XII вв.
Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Фрески и мозаики оказались не нужны. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Стены между пилонами перестали быть несущими и были заменены огромными оконными проемами. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. Другие считают, что отцы города, взбешенные просчетом архитектора, не принявшего во внимание зыбкий грунт и в результате испортившего весь великолепный ансамбль изгнали его.
Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Наконец, окна образуют верхний ярус. Стекло делали из буковой золы и хорошо промытого песка, также применяли золу папоротника. В Вормском соборе (1171—1234 ил.
Наиболее ярко он показал себя в архитектуре. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической.
Италия. Замок-крепость или храм-крепость. Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами.
В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Больше текстовой информации видео вы сможете просмотреть здесь.
С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Клемента», в которой непосредственное изображение морских вод стилистически восходят к древнеримским произведениям (помпейская мозаика с изображением водных обитателей.
Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Центральный неф: «Кто без греха, тот первый бросит в неё камень» между арками – фигуры пророков. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла.
были подчинены как историческим реалиям, так и духовному состоянию самой католической церкви, отпавшей к тому времени (1054 г. ) от православия. На воскресную мессу собиралось все взрослое население города. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Отдельным штрихом является наличие камина.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Усиливающийся распор удалось компенсировать за счет системы наружных опорных столбов — контрфорсов, связанных с пятами сводов наклонными арками, получившими название аркбутанов.
Декоративный элемент заполняет порталы, стены, все колонны храмов. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер.
Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. Роспись (религиозные мотивы). В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.
Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Отдельные черты романского стиля, скорее некоторая схожесть идейно-художественных задач, применялись в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы искусств, в древней Руси. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Башен было несколько, они служили как украшением, так и убежищем от многочисленных врагов.
Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. По преданию, в Vвеке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается, что именно онявился носителемхристианствав регионе). Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка.
В 1125 году свод здания обрушился его удалось восстановить лишь через нескольколет. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Католическая церковь, способствующая формированию и развитию монастырских орденов, большей частью к тому времени влиятельных и зажиточных, была главным заказчиком.
Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. В. Власов считает, что неверно рассматривать романское искусство как "чисто западный стиль". При возведении крепости выбиралось место на высоком откосе.
О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Но чем выше и заостренней арка, тем больший боковой распор она создает. Религиозные фанатики целенаправленно уничтожали ее наследие. В центре города возводились главный собор и ратуша, где заседал городской Совет.
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.
Декор портала собора в Линкольне, АнглияВторым по популярности местом расположения рельефов являются капители. Одной из особенностей сицилийских вышивок было своеобразное применение техники аппликации. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма.
Романская архитектура былапреимущественно архитектурой церквей и замков. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Наличие башни в замке средневекового феодала указывало на дворянское происхождение, как пишет Ж. Ж. Руа в «Истории рыцарства».
Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. Феодальная раздробленность и постоянные междоусобицы требовали строгости архитектурных форм лишенных роскоши и подчиненных суровой действительности. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). Для искусства Средневековья характерно использование системы символов.
Каждому порталу присваивалось собственное название и символический смысл.
Как правило ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
Фрески нижней церкви Сан Клементе в Риме (последняя четверть XI в. ).
Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику, образовывавшую в плане латинский крест. Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. В одиннадцатом веке техника витражей обрела новшество: деревянные рамы. Роспись «гризайль» производилась черной и серой краской по бесцветному стеклу дымчатого или зеленого тона. 13 в. ).
Общая высота башни предполагалась 98 метров. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента.
Ведущим элементом декора стал витраж. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия. Романский стиль (от лат. Главная церковь Аббатства Клюни была самой большой в Европе. Помимо фресок широкое распространение получила в романскую эпоху книжная миниатюра, отличавшаяся пышностью и красочностью. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации.
Петра в Риме. Внутри храм делился обычно на три продольных нефа. Изготовлялись в то время различные сосуды и бутылки из выдувного стекла с длинным горлом. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда.
Иногда из заменяли четырех-или восьмигранные мощные столбы — пилоны. В X – XI вв. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Книжная миниатюра, со времени эпохи Каролингов и Мировингов (об это было рассказано в предыдущей статье ссылка) получила своё дальнейшее развитие. В капелле почти не было стен: пространство между опорами свода на две трети всей высоты капеллы заполняют двучастные окна, соединенные попарно шестилепестковыми розами.
Внутри романики существовало несколько школ. Скульптурные изображения были иногда несколько неуклюжи, но всегда очень выразительны. Однако о характере его внутреннего убранства мы можем судить по дочерней церкви монтекассинского аббатства Сант Анджело ин Формис близ Капуи (последняя четверть XI в. ).
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем.
В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. В разбивке масс достигнута соразмерность. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно их делали одинаковой толщины. Делались и бесцветные витражи, которые просто давали свет.
После каждой операции витраж обжигался и помещался в свинцовую раму. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали.
Общая площадь витражей достигала нескольких сотен квадратных метров. Это один из самых нарядных романских храмов.
Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Королевская власть. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики.
Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.
Его конструкция несколько отличается от базилики. Боковые нефы: «Изгнание из рая и жертвоприношение Каина и Авеля».
Монах Теофил подробно описывает метод изготовления витражей из стекла. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Монастырь по праву называют «средоточием жизни» Западноевропейского Средневековья. Столы в ранний период еще весьма примитивны. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Германия.
Примером может служить Клюнийский монастырь. В росписи прослеживались религиозные мотивы. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества.
Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Те же, кто относит к этому стилю памятники искусства и так называемых варварских королевств (вестготов Эуриха, остготов Теодориха, бургундов и др. ), Каролингской и Оттоновской Империй, расширяют его временные границы, датируя 6-12 вв. Над порталом располагалась «галерея королей».
На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями. Почти все романское искусство граничит с христианской церковью, так как других заказчиков, богатых и образованных, в Европе просто не было. Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях.
Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. В живописи лиц видны следы различных стилей византийской живописи, однако одновременно с этим в них присутствуют типично западная жесткость и «орнаментальность» фактуры. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском.
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Вот таким образом любое каменное здание (замок, храм или же монастырская постройка) в период военных испытаний должно было превратиться в крепость, которая смогла бы защитить его насельников и выдержать возможную осаду противником. Витые колонны оригинально чередуются с колоннами прямой формы. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой.
Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Мастер прекратил работу и исчез из города. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Феодализм начал приходить в упадок, а вместе с ним и готический стиль стал постепенно утрачивать свое значение. Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства.
Таким швом вышивали святых и зооморфные мотивы. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей.
Церковная политика. II. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники. Вот таким образом трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля.
В Провансе преобладали однонефные зальные храмы с ясными формами и пропорциями. Мысль об особом статусе священнослужителей (клириков) воплотился в закреплении за каждым социальным классом особого места в храме: священники занимали находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю часть, за ними располагались представители знатного сословия феодалов и, наконец, все остальные. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Общая система образов романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». Кафедральный собор Сен Трофимявляетсясердцем Арля и жемчужиной романского стиля. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы.
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Донжон делился по вертикали на несколько этажей, чаще всего на три. В настоящее времябазиликаобъявлена национальным достоянием. – это время развития рыцарской культуры и становления феодальных отношений.
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых – донжон.
В основе его планировки лежал практический расчет. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). При сходной планировке оформление фасадов было различно. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Второй способ — сюжетная роспись по наборному цветному стеклу.
Полуциркульные (полукруглые) арки завершали оконные и дверные проёмы, вели из главного в боковые нефы, открывались в галереи второго яруса. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Павлин был символом вечности.
При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был шире и выше боковых. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). В этот же период необычайно возросло число пилигримов, вот таким образом старые романские базилики, расположенные на самых многолюдных путях, уже не могли вместить всех паломников. Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности.
Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Позднее, когда сундук занял свое особое определенное место среди других предметов обстановки, его делали на высоких ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. Ко входу вел подъемный мост, по бокам от входа были башни. Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой.
Камни обрабатывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две абсолютно одинаковые детали. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В окна храмов вставляли разноцветные витражи, украшающие внутренне сумрачное помещение. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Система управления. Искусство возведения каменных сводов и арок было забыто на несколько столетий.
Внешний облик готического собора определялся главным образом западным фасадом. Но кампанилла продолжала «падать». Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Выражение ставить столы пошло именно с этого времени, когда по мере необходимости столы ставились или убирались после окончания трапезы.
В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Св. Более всего украшали скульптурами входы в церковь (порталы), а также передние стороны (фасады) и капители колонн. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара.
XII вв. Но с другой стороны, Средние века оказали значительное влияние на развитие человеческой культуры. Стены всегда толстые, массивные. В Вормском соборе (1171—1234 ил. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. Неотъемлимой частью церковного здания была скульптура.
Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Новым в храмовой архитектуре романского периода стало преобразование базилики в сводчатую. Магдалины в Везеле (первая треть 12 в. ). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах.
В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. А по замыслу первый этаж ее должен был быть высоким, затем 10 этажей с балконами, 12-й этаж — звонница, а венчать кампаниллу должна была крыша. К сожалению, в 1943 г. базилика в Монтекассино была разрушена до основания прямым попаданием снаряда. Стены – венецианская штукатурка.
Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Он пишет, в частности: «Изготовляются и небольшие сосуды различных цветов (автор перечисляет белый, черный, зеленый, синий, желтый, красный и лиловый цвета, которые, как он говорит выше, применялись и в античных мозаиках) особенно много их у французов, очень искусных стеклоделов». Развивался в западноевропейском искусстве X – XII веков. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
Основным строительным материалом стало дерево. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Нам известны, впрочем, немногочисленные образцы стеклянных сосудов, а немецкий монах Теофил в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах» уделяет столько же места витражам, сколько и производству сосудов.
Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Предметы мебели, а также карниз и жердь изготавливали из тёмного дерева, в одной цветовой гамме.
Приблизительно после 1000 года в короткий срок были отстроены десятки базилик, особенно в Италии и Франции. Наружные стены романских церквей украшали галереи из небольших арок и столбиков.
Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Главными цветами в витражах были синий и красный. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности.
Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. В скульптуре шел процесс превращения каменной резьбы в скульптурный сюжетный рельеф. Образы Страшного суда, Христа Вседержителя, мучений грешников в аду наиболее часто встречаются в росписях и скульптурных композициях храмов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV.
Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3.
притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Часто капители были украшены только одними розетками, как, скажем, в Эстани (Каталония). Архитектура Тосканы просматривалась в законченности и ясности форм, в праздничности облика величественной композиции в Пизе.
Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн. В одном и том же орнаменте могли мирно соседствовать рядом сфинксы с грифонами, кентавры с львами и гарпиями.
Вот таким образом самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. Славу художественного стекла романской эпохи составляют главным образом витражи. Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к. Монастыри были сильнейшими феодалами.
Другим примером романского стиля является Успенский храм. Появление готического стиля совпало с изменениями в средневековом обществе: начали формироваться централизованные государства, росли города, развивалось градостроительство. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Но как изобразить неизобразимое. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.
K середине 11 в. в романском храмовом зодчестве определились основные школы или направления. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественными мирским. Из живописи исчезают такие жанры, как портрет, пейзаж, натюрморт.
Формы капителей в романский период были очень и очень разнообразны. Относительно его хронологических рамок существует некоторое разногласие среди медиевистов (ученых изучающих историю и культуру Западной Европы периода Средних Веков). Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Спальные помещения часто делались общими, вот таким образом кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Конви окружают 8 цилиндрических башен, в которые почти не заглядывает солнце и массивные оборонительные стены. В скульптуре того периода, как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени.
статуя, помещенная перед колонной, как бы приросшая к ней спиной. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Бургундские храмы отличаются совершенством форм, законченностью и закругленностью частей. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры.
Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам.