Архитектурный (точнее— декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Архитектурный (точнее— декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Моду рококо в первую очередь диктовала королева Мария Лещинская и фаворитки Людовика XV: графиня Дюбарри и маркиза де Помпадур.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства).
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Большинство из них не сохранилось и они известны только по литературным описаниям.
В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю.
В новом костюме учитывается контраст маленького лифа и огромной юбки. Он расписывал веера, разрабатывал рисунки для гемм и декоративные вставки для карет и портшезов, оформлял театральные постановки с участием маркизы де Помпадур, рисовал для нее модели платьев, причесок, бантов и ювелирных изделий. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. появились Персидские письма Ш. Л. Монтескьё, в 1748г.
Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Практика показывает, что аристократичный, невероятно эффектный и, вместе с тем (если проявить смекалку) достаточно бюджетный стиль рококо доступен жителям обычных городских квартир. Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий). Однако в отношении французского искусства подобная трактовка неприемлема. Ярко-красный, алый цвет именовали la fillette (как у девочки). Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно.
Расписывал карету Ф. Буше, бронзовые детали выполнил Ф. Каффиери Второй. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
Более того – он послужил почвой для направления "ар нуво", расцвет которого приходится на конец XIX – начало ХХ века. Он носит название «рокайль». В основном его использовали, чтобы выделить важные детали и элементы оформления: те же завитки, раковины, рамки филенок. создал панели Дубового кабинета ПетраI в Большом дворце.
ниже). Это небольшой инструмент с негромким и недолгим звуком, который требовал большого количества нот для длительного звучания пьесы. Новинка нового стиля – шёлковые ширмы, создавали интимные уголки, а небольшие диванчики на двоих обещали приятную беседу, фарфоровая посуда радовала взгляд нежнейшими цветами и изящными формами.
Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). по документу из РГИА). ниже). Эта мода создает юбку на обручах из фалд камзола.
Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Судя по иллюстрации в книге, ваза воспроизводит тип античного сосуда — мастоса.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
Найважливш елементи рококо присутн (поряд з елементами бароко) в рожево-блому палац Сан-Сус 1745 у Потсдам Георгом фон Кнобельсдорффом. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства.
В это время устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока. Пино вернулся во Францию, где стал одним из ведущих орнаменталистов стиля Рококо.
Абсолютно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Жан Жозеф де Мондонвиль, Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Боден де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Его «Портрет Сары Фермор» (1750)— «подлинное русское рококо, смесь изысканности и примитивности, живописи и парсунности» (по словам А. Эфроса)7. — Нескромные сокровища Д. Дидро. Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо. Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи ЛюдовикаXIV (Большой стиль) и ЛюдовикаXV, но в истории искусства Франции «стиль ЛюдовикаXV» («Le style de Louis Quinze»), совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715—1774), не отождествляют с Рококо.
Вычурность подчеркивается еще и гримировкой лица, его стилизацией. Духовная опустошенность, эмоциональная усталость на закате Рококо породила сентиментализм, который плавно перешел из эпохи маркиз в век демократических идеалов Просвещения. Однако со временем игра в рокайли была отброшена и французские просветители, а за ними литераторы просвещенного XIX столетия подвергли эстетику Рококо уничижительной критике. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо.
А. С. В работе мастеров-мебельщиков показательна эволюция формы комода. Они находились в полном согласии с эстетикой Рококо. В колористической гамме рококо всегда и повсюду присутствует золото.
Термин "рококо" происходит от франц. Между стеной и потолком нет острого угла. Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура. Термин «рококо» происходит от французского «rocaille», что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). Стиль неорококо зародился во Франции где его рассматривают как запоздавший «королевский стиль» и именуют стилем Луи-Филиппа. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Распространяясь в зодчестве стран Европы: Германии (Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (Knobeisdorff), Иоганн Бальтазар Нёйман (Neumann), отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехии, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Наряду с фарфором чрезвычайно популярными были в то время лаковые панно.
В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Художники любят работать в технике матовой и нежной пастели, особенно в женских портретах, где она придает образам особенное очарование. Кресла и стулья теперь имеют широкие сиденья и спинки.
Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»). В идеале светильники должны быть сделаны из материалов имитирующих фарфор, стукко или фаянс. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектура зданий. Однако ничто не мешает расположить их так, как это делали в Европе в восемнадцатом столетии, – напротив зеркал либо рядом с ними. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. предшествовал французский стиль Регентства (1715—1722). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Это интересно.
Под него надевали камзол. ниже). Один из характернейших примеров— «Кабинет мод и граций» (1764) в Большом Петергофском дворце, украшенный шпалерной развеской девичьих «головок» кисти Пьетро Ротари. Центром интерьера становится камин, над ним — огромное зеркало. Распространению моды на «второе рококо» способствовали выпуски альбомов с проектами интерьеров и мебели, а так же художественно-промышленные выставки. Шинуазри представляет собой отдельное романтическое стилистическое течение внутри Рококо.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах). Он освобожадется от воланов, кружев и лент, тем самым упрощая свой камзол.
Ткани, преимущественно ярких расцветок играют в оформлении жилищ этой поры важную роль. В архитектуре французских отелей (Жиль-Мари Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Габриель Жермен Бофран (Germain Boffrand, 1667-1754) и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. Великолепный костюм эпохи барокко сменился интимным костюмом рококо. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. rococo, от орнаментального мотива ro-caille — рокайль, осколки камней, раковины) — направление в европейском искусстве и архитектуре XVIII в., которое отличается стремлением к легкости, грациозности изысканности и прихотливому орнаментально-му ритму. Мягкая манящая мебель с закруглёнными углами вытеснила масивные дубовые шкафы и бюро из чёрного дерева.
из него развивается фрак, который стал основой мужской одежды 19 века. В эпоху рококо эти изделия стали именовать геридоны. Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи.
по документу из РГИА). Индивидуальную манеру Кювийе иногда считают высшей точкой развития рокайльного стиля. Мебель стиля рококо изящная, небольшая по размерам, со скругленными углами и удобная для пользования. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский). Главный критерий красоты – женственность. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Именно в стиле Рококо формируется композиционная схема оформления салонов и гостиных.
() Между названными фигурами— целый ряд вариантов рококо, в середине которого можно поставить Ивана Вишнякова»5. «Стиль ЛуиXV» трактуют в качестве переходного к стилю рокайля. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Роскошь венецианского искусства соединилась с утонченностью культуры XVIIIв. И она делает фигуру причудливее и она также роскошна, декоративна и даже женоподобна. Первые работы в России итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709—1794), приехавшего в Петербург в 1754г.
Отель Субиз в Париже был построен для принца де Субиза в 1705-09 гг. Причем подобные названия не казались смешными или постыдными. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Стены оформляются деревянными панелями.
При желании, наличии времени и финансовых возможностей ничто не помешает воссоздать атмосферу в стиле шинуазери (или попросту китайщины), например, по образу и подобию знаменитого Китайского дворца в Ораниенбауме доставлял собой целостный художественный ансамбль. Эффект роскоши и уюта в одном флаконе достигается с помощью небольшого расписного ковра. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. в живописи С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, к примеру в Палаццо Лабиа. rococo, от фр. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
mise-en-abme — положения в бесконечности). Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. В России в начале XIXв. Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества.
Но так ли это. Стиль Рококо, що виник у Франц на початку XVIII столття, був свого роду вдповдь реакцю на монументальний класицизм парадно-офцйний стиль бароко, що виразився в архтектур та внутршньому оздобленн Версальського палацу Людовика XIV який панував у французькй архтектур протягом майже усього пероду правлння короля-Сонця (1643-1715). Базовым элементом, с которого начинается оформление гостиной, является невысокий камин. (до этого архитектор работал в Украине), созданы в стиле рокайля.
Неопределенные — лавандовый цвет (цвета льна или холодного золота), серо-лавандовый (зеленоватого оттенка) — и экстравагантные названия: цвет живота только что постригшейся монахини. по документу из РГИА). Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Ведь в представлениях европейца Восток — край утонченной неги и изысканных наслаждений. Во Франции снова появляются платья барокко на обручах. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Однако до середины XIXв. слово рококо не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении иногда в качестве синонима слова барокко (которое тоже считали наименованием дурного вкуса). Мягкая мебель обивалась шелком, парчой, бархатом.
Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Архитектор Ж. Ф. Блондель Младший назвал Н. Пино Ватто орнамента.
Ныне это уникальное произведение хранится в музее Московского Кремля. Это свободный плащ, плавно, без складок ниспадающий с плеч вниз. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
Мифологические сюжеты, обязательные в искусстве Классицизма и Барокко, продолжали использовать, но круг персонажей сузился. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Ни одно войско в мире не может овладеть ее крепостью. (фр. Г. Гейне назвал первую половину XVIIIв.
в Германии встречается синоним рокайля — «Grillenwerk» (вычурная работа). Все мебельные изделия XVIII столетия отличались изящными формами и плавными линиями. Предметы для отдыха, неги, наслаждения они превращали в оригинальные произведения искусства, которые стремился приобрести каждый уважающий себя горожанин. Еще одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг. Оно существовало и позднее, в искусстве французского Неоклассицизма второй половины XVIIIв., подобно тому, как египетский стиль, уходящий корнями в эпоху Древнего Рима, возродился в период французского Ампира начала XIXв., продолжался в период Историзма и вновь был востребован художниками Модерна начала XXв. Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии).
То есть все, так или иначе связанное с Китаем. Наибольшей популярностью в то время пользовались атлас и сатин, ткани мягкие на ощупь. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV).
«рамы Блонделя»). Учеником Гроота был Иван Аргунов, шереметьевский крепостной. Его использовали с негативным оттенком.
Французьке рококо – свого роду перепочинок псля великовагового бароко, а характерне для нього велика кльксть стнних дзеркал (прийом, використаний у Версал, в кнц будвництва якого вже проявилися елементи рококо) додало нтер39рам повтряну легксть. Кроме фарфора— в моде серебро. Гроот— утонченный колорист и костюмер, с оттенком чуть гротескового юмора () Ротари— изощренный композитор малоформатных изображений, великолепный мастер тонального колорита и фарфорово-глянцевой фактуры. На рукавах были широкие обшлага.
Также находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Ими украшали стены ими искусно инкрустировали мебель. План зала — овальный (форма, типичная для стиля Рококо), но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглубленными зеркалами). Главный элемент орнаментального убранства в стиле рококо напоминает завиток раковины. Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом). К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки. Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. в Петербурге. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры.
Ее основу составляли железные прутья, которые обтягивались полотном. Подражание образцам эпохи Людовика XV достигало почти полной идентичности с мебелью XVIII века, однако при внешней схожести между оригинальным рококо и его «второй редакцией» существует большая разница, обнаруживаемая не только в характере общего воздействия, но и в различном подходе к решению форм и декора. В моде – осиная талия, узкие бедра, хрупкие плечи, круглые лица. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Не избежала этой участи и Россия. Основным видом этой одежды становится манто.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом.
Для украшения мужского костюма используются кружева, воланы и ленты. caca du dauphin — первое слово в переводе не нуждается дофин — малолетний наследник престола). Фамильные особняки, как образцы нового вкуса и соответственно обставлялись: появились ванные и туалетные комнаты, овальные кабинеты и столовые в китайском вкусе.
rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Его родиной стала Франция. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Во «второй редакции» мотивы рококо сосуществуют с посторонними примесями, с формальными элементами других стилей. Основные черты этого стиля – динамичные асимметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S – и С-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. (иллюстрации см.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. приехал с архитектором Ж. Б. Леблоном по приглашению ПетраI в Петербург. Штаны достигают только колен, они узкие и их дополняют белые чулки. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Основн риси цього стилю – динамчн асиметричн форми (раковин таких молюскв, як гребнц), рзн завитки (S – С-образн), натуралстично виконан пагони квтв хвилеподбний рослинний орнамент. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо.
Его эстетика требует смягчать демонстрацию богатства и любые проявления экспрессивности. Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. На появление нового течения, конечно же, повлияли изменения философских взглядов.
Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Для этого чаще всего применялся фарфор, который в XVIII начал производиться в России. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Продолговатое одноэтажное здание, с характерными большими окнами имеет искусную балюстраду, расположенную по длине карниза. Юбки стали шире, чем прежде.
Термн рококо походить вд франц. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. В 1726г.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Идеал мужчин того времени – утонченный придворный франт. Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Еще один цвет, зеленовато-бежевого оттенка, называли caca doie (тот же продукт, но не дофина, а гуся). Жилет несколько сократился и утратил рукава. У цей час встановлються жвава торгвля з кранами Далекого Сходу. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами Амуры божества любви превращаются в — putti — рококо». Его проект набросал сам Фридрих Великий.
Наибольшей популярностью неорококо пользовалось у мастеров Австро-Венгрии. Ножки мебели выгнуты изящной линией. В творчестве Алексея Антропова рокайльная кукольность «получает неожиданный оборот: его персонажи начинают напоминать ярко раскрашенные глиняные, вроде вятской игрушки или деревянные портретные скульптуры, воспроизведенные живописным способом»6. Встречаются экзотические китайские мотивы, сюжетные орнаменты: Элементы стихии и Времена года. руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картоны для известной серии Любовь богов. Если в Большом стиле ЛюдовикаXIV комод (изобретение мастера А. Ш. Булля) еще сохраняет тектоничность, проистекающую от ящичной конструкции (нескольких ящиков, расположенных один над другим, на четырех ножках), то в эпоху Рококо появляются пузатые комоды, в которых за слоем грунта, позолотой и нежно-голубой, розовой и салатной окраской с росписью цветами абсолютно невозможно опознать изначальную конструкцию.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона.
Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). Помимо Рокотова, отчетливая рокайльность присуща живописи Дмитрия Левицкого8. В период Неоклассицизма середины и второй половины XVIIIв.
Вот таким образом рокайль не несет в себе конструктивного смысла и качеств тектоничности. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
Чаще всего используются камины рококо, выполненные из бежевого или белого мрамора. Если денег на сусальное золото не хватало, выручала желто-золотистая краска. Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек». Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон (1735-38), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754).
в Майссене). Есть только настоящее, без прошлого и будущего.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Братья Мартен прославились изобретением цветных лаков, не хуже китайских. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. rocaille, що означа декоративн раковини камен.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «» и «» Кампра. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Остров Цитера — неприступная цитадель богини любви Венеры. Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Мода эпохи рококо – это прежде всего женственная мода. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Декольте позволяет видеть рубашку с кружевной оборкой.
Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Это же слово встречается в Карманном словаре изящных искусств аббата А. Булье (1759). Отель стал архитектурной нормой эпохи. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Во-первых, результатом кропотливой, нелёгкой работы может стать нечто, более напоминающее исторический музей, а не уютный дом-мечту.
Традиционная французская куртуазность, культ Прекрасной Дамы, воспетый средневековыми трубадурами, принимают иной характер. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Характерные черты самого «нарядного» стиля — тяготение к всевозможным «женским штучкам» (украшениям, статуэткам, роскошным тканям, плавным линиям, приглушенным тонам), повышенное внимание к подбору мельчайших деталей, а также стремление к тому, чтобы каждый штрих был доведен до совершенства. Вначале они достаточно близки к восточным прототипам, но постепенно все больше отходят от оригинала и создают стиль шинуазри.
Стиль рококо, характерен абсолютным отсутствием прямых линий. Термин рококо в ироничном смысле (добавив к слову рокайль двойное окончание, наподобие: обезьянничанье) использовал Ж. Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы эпохи маркиз. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей.
Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера. Мебели этого стиля присуще наличие и смешение черт, характерных для других стилей.
На карманах— огромные клапаны. Особую роль стали играть зеркала. по документу из РГИА). Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг.
В Англии ему соответствует ранний викторианский стиль. Место недосягаемого идеала красоты занимает доступное и пикантное. Музыка звучала на светских приёмах и во время еды, танцев, вот таким образом возникали всё новые выдумки и развлекательные приёмы: имитации, звуковые изображения и т. д.
Использовались и более насыщенные цвета: фиолетово-синий, зеленый и розовый "помпадур" – цвет севрского фарфора, который встречается и в гобеленах. Да и стекло немного облагородилось. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
Камерность и тонкость портретных образов, созданных этим двумя великими мастерами екатерининского времени— характерные черты рококо, которое, в отличие от барокко и классицизма, не было «большим» стилем и испытывало пристальный интерес к конкретной личности человека. Общее впечатление дополняли низкие потолки. Само название стиля рококо граничит с упомянутым термином. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Перед камином — каминный экран, столик, кресла.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
Но у рококо имеются существенные отличия. для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). На картинах П. Ротари (т. н.
Мода на индийские ткани обязана своим появлением королеве Виктории. Не удивительно, что именно в этот период появляется игривое изящное течение помпезного барокко — стиль рококо, который находит применение, прежде всего, в обустройстве особняков французской знати (гостиных, будуаров, спален). Нежно-голубые и розовые краски зазвучали в пейзажах Каналетто и Ф. Гварди. Идеал женщины – хрупкая стройная жеманница.
Размышляя о французах той эпохи, А. С. Пушкин отмечал их «вольное легкомыслие», «безумство», стремление к роскоши, с которыми ничто не могло сравниться. Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола. Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755—1770гг. Больше шансов добиться успеха имеют утонченные особы, владеющие просторными загородными домами. Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо.
Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Roc). Существуют сведения о том, что в XVIIIв.
Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями. Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVIII века, был своего рода ответной реакцией на монументальный классицизм и парадно-официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления короля-Солнца (1643-1715).
По всему периметру площади тянется колоннада, включающая в себя также и портик Дворца. Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье).
В XIX веке рококо пережил второе рождение (причем даже в Соединенных Штатах). В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778). Который, однако имеет форму, так ак она определялась нижней одеждой – прилегающим корсажем и кринолином. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Традиции умеренность эпохи возрождения закончились. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В 1840-х годах неорококо потеснило позиции бидермейера и от единичных предметов проникло в массовое производство.
«головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки. После 1778 года исчезают почти все украшения мужского костюма. Подобные элементы отрабатывались художниками-орнаменталистами. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Важно, чтобы поверхность отражала элегантную мебель и изысканный декор. Музей изобразительных искусств им. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675-1745).
Архитекторы разрабатывают такой тип планировки внутренних помещений, который способен обеспечить уют со всеми возможными удобствами. Украшения платья и общий его вид к декоративной склонности той эпохи с помощью тканей сумели соединить природу и человека. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Появление же самого слова рокайль граничит с эстетикой Большого стиля эпохи Короля Солнце ЛюдовикаXIV (вторая половина XVIIв. ). В 1754г. Китайские элементы в виде фигурок и зданий фигурируют в рисунках тканей этого периода.
Основные черты этого стиля – динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Крупнейшим представителем рококо конца 18в.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В связи с новой одеждой часто говорят о сладострастии, либо о невинном кокетстве. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. франц.
Волюта — завиток с двойным S-образным изгибом — происходит от античной гелики или консоли, — элемента имеющего конструктивное значение, вот таким образом в форме волюты идеально выражено конструктивное усилие, напряжение. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер. Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания.
Женщина стала главным объектом искусства. С 1759г. От Швеции, на севере и до Португалии, на юге, декоративное убранство в стиле рококо ассимилировалось с традиционной архитектурой европейских стран. Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли).
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Этому содействовали французские художники, которые работали за границей. Так, выдающийся рисовальщик, орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино (1684—1754), ученик отца — Пино Старшего, работавшего в Версале и Ж. Боффрана, в 1716г. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Они имеют куполообразную форму, такую же, как перевернутая рюмка. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Орнамент, направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений.
годами больного поколения, которое пребывало в веселом греховном блеске и цветущем тлении. Интерьеры рококо во все времена поражали легкостью, красотой изысканной роскошью. К ним относятся веер, который был необходимой частью умения кокетничать, сумочка-помпадур (помпудра) для бесчисленных кометических мелочей, перчатки и муфта. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей. В центре обычно помещался парадный зал – так называемый салон.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Возникают новые виды одежды, которые становятся составной частью придворной моды. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины).
18 век называют галантным веком и даже веком женщин. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII века, а образовывали весьма изящные асимметричные композиции.
Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Видным художником является Пьетро Лонги. В распространении стиля Рококо важное значение имеют биографии отдельных мастеров.
Однако в покрое одежды рококо не наблюдается никаких заметных перемен. Первенство здесь опять принадлежит французскому двору. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. 18в.
В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни. Люди хотели видеть себя со стороны, красоваться перед собой и друг перед другом (это, в частности, стимулировало развитие портретного жанра).
(это направление получило наименование «греческого вкуса» предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Особое отношение к нему сложилось у производителей фарфора. Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Другой, характерной чертой того времени была эротика.
Родившись во Франции, рококо быстро набирал популярность в других странах. Зустрчаються екзотичн китайськ мотиви, сюжетн орнаменти: Елементи стих Пори року. Декораторы отходят от узоров, плотно заполняющих всю поверхность. Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Вот таким образом ее богато украшают лентами, кружевами и воланами. Французское слово rocaille переводится как «скальный». Товар цей дорг доступний небагатьом, але користуться великим попитом.
огромную популярность имели сентиментальные сочинения Ретифа де ла Бретона и Ш. де Лакло. Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон. В таком случае «стиль ЛюдовикаXV» является историко-региональным, а стиль Рококо — историческим. Його проект накидав сам Фрдрх Великий.
Цветочные мотивы развиваются в сторону натурализма, соединяют разнообразные цветки, виноградные лозы, деревья, вазы, шелковые ленты или сцены с фигурами. Поклонники стиля рококо встречаются и сегодня. ниже). Двусмысленность подобных аллегорий усиливалась призывами к вечному наслаждению и намеками на быстротечность жизни, скорую пресыщенность удовольствиями, призрачность земного счастья.
Стилю Рококо 1730—1740-хгг. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века. В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет», носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В 1721г. Пол в интерьере рококо непременно дорогой и броский.
Большинство построек рококо – это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли "отелями") и загородные дворцы. (В екатерининское время его картинами украсят Портретную (Кабинет Ротари) в Китайском дворце в Ораниенбауме). Большое значение придается также мелким дополнениям к одежде.
Изящество рисунков этого покрытия дарит ощущение комфорта, достатка, утонченного аристократизма. На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко.
Мужская мода в первой половине 18 векаприспосабливается к тенденциям женской моды. Сюжет пьесы сводится к следующему. Это причудливое явление венчает уменьшившаяся голова с прилегающей прической. Среди русских памятников, отразивших черты этого направления— некоторые интерьеры Дворца великого князя Алексея Александровича в Петербурге21, Парадная лестница Екатерининского дворца, созданная в 1860—1863 годах Монигетти в стиле «второго рококо»22. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». На полу — ковер мануфактуры Обюссон.
Комнаты были гораздо меньше, чем залы дворцов эпохи классицизма и с более низкими потолками. Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743г. ), маркизы де Помпадур (с 1745г. ), графини Дю Барри (с 1769г. ). Женский лиф, нам кажется, является наилучшим тому свидетельством.
Принципиальное различие обоих стилей можно рассмотреть на примере их типичных мотивов. Так назывались провансальские баллады, воспевавшие бесстрашие рабов. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Философские темы ванитас, суеты сует, пляски смерти, распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI—XVIIвв. ) исчезают вместе с ощущением времени, которое будто бы останавливается. В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).
bagatelle — безделица, пустяк). Кювийе прославился и своими графическими фантазиями, собранными в альбомах Книга картушей («Livre de Cartouches, 1737), Обрывки причуд (Morceaux de Caprice, 1745—1755) и других (позднее эти сборники издавались в Париже). Представители россики, приехавшие в Россию в петровское и елизаветинское время (Каравак, Гроот, Ротари), способствовали становлению новой, русской художественной школы— главным образом, в живописных формах рококо4. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Вд Швец, на пвноч, до Португал, на пвдн, декоративне оздоблення в стил рококо асимлювалося з традицйною архтектурою вропейських кран. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см.
Мебель эпохи рококо очень изящна. Меняются также размеры помещений. (иллюстрации см.
Особенно модным в век Рококо считали цвет кака дофин (франц. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
Он возникает в последние годы правления французского короля Людовика ХV, но в отличие от предыдущих стилей, рококо никогда не считался придворным. В Италии, в Венеции возникло так называемое венецианское рококо. Однако мастера заботились не только о качестве мебели. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения. Для отдыха широко используются канале – небольшие диваны, спинки которых высоко подняты.
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара. К примеру, пересказанная братьями Жюлем и Эдмоном Гонкурами — авторами обстоятельных исследований «Искусство XVIII века» и «Любовницы ЛюдовикаXV» (1859—1870) — история создания «чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале, форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии Антуанетты». В фильме использованы музыка, рисунки и картины современников эпохи.
Важнейшие элементы рококо присутствуют (наряду с элементами барокко) и в розово-белом дворце Сан-Суси 1745 года в Потсдаме Георгом фон Кнобельсдорффом. Рококо (фр. Так, в знаменитом интерьере — Зеркальном зале Отеля принца де Субиз (Htel Soubise), классике французского Рококо, оформленном по проекту архитектора Жермена Боффрана (1667—1754), живописные десюдепорты созданы выдающимися художниками своего времени, в том числе Франсуа Буше. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета. Франция по праву считается родиной рококо. Основные элементы стиля: рокайль— завиток и картель— забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Еще в период Регентства, в 1704г., Ж. А. Галлан начал публиковать собственный французский перевод сказок Тысячи и одной ночи. Если барокко стремился к образованию стройной композиции с анфиладами, то рококо стремится освободить жизнь человека от довлеющей упорядоченности. Он успешно работал в Петергофе, где в 1718—1720гг.
Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. Над камином обязательно просится большое зеркало в позолоченной раме, а рядом с ним – изящный столик на изогнутых ножках и кресла. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Убранство в стиле регентства не столько впечатляло, сколько доставляло удовольствие и забавляло. Яркие краски уступили место разбеленным, приглушенным тонам.
Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Третья Венская выставка 1845 года проходила под знаком неорококо.
Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763). rocaille, что означает декоративные раковины и камни. Наиболее ярко проявился стиль рококо в интерьере. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Плавный переход сглаживает острые линии. Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в.
В одном ряду с эротическими произведениями живописи и графики можно поставить и многие изделия малых форм. Характерны их названия: розовый помпадур, цвет бедра испуганной нимфы, сомон (цвета семги), палевый, бланжевый (кремового оттенка), карникино (телесный), гри де перль (жемчужно-серый), перванш (серо-голубоватый), планшевый (желтоватый, светло-охристый цвет). У XIX столтт рококо пережив друге народження (причому навть у Сполучених Штатах). Найяскравшим зразком нмецького рококо можна вважати церква Вскрхе поблизу Мюнхена, побудовану в 1745 роц Домнкус Циммерманом.
франц. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Любимыми темами художников Рококо были не сила и страсть, а нежность и игра.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Обилие подушек, обитых шелковой материей, с крупными букетами цветов.