Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая». Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Музыка должна была развлекать и служить для развлечения.
Мать Гейнсборо – умная, образованная женщина, увлекалась живописью. Основные черты этого стиля — динамичные асимметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S — и С-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Козлов С. Л. Деревянные части предметов окрашены в светлые тона — белый, голубой, фисташковый, — покрыты лаком или позолотой. Отель Субиз в Париже был построен для принца де Субиза в 1705-09 гг.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Волнующая мелодия мазков воздействует на зрителя, создавая тонкое чувство ритма. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо— очень нежная используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Термин «рококо» происходит от франц. Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. Проблема рококо и французское литературное сознание ХУП-ХУШ веков. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Если денег на сусальное золото не хватало, выручала желто-золотистая краска. Рококо предпочитает лёгкость и изящество в то время как барокко тяготеет к монументальной торжественности, . по заказу Станислава I, герцога Лотарингского.
китайщиной – шинуазери (от фр. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. франц. Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Колористическоя гамма состоит из забеленных, приглушенных тонов: жемчужно-серого (гри де перль), голубоватого (перванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и других.
Однако и рококо и классицизм XVIII в. представляют собой нечто принципиально новое по отношению к своим прямым предшественникам, а также к ранее существовавшим стилям вообще Поликарпов В. С. Его картины – уроки морали («Баловное дитя», «Плоды хорошего воспитания», «Паралитик»). Мифологические темы были лишь поводом запечатлеть пикантную наготу изящной красавицы или забавную эротическую сценку. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Рококо (франц. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). носил внутренний, скрытый характер. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. В лишенной национального единства Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой.
Гейнсборо очень любил писать пейзажи, но прославился как портретист. В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763). Поклонницей Буше была фаворитка Людовика XV Ж. А. Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). пустяк, безделушка). Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Это пастушеские сценки, галантные празднества. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах.
Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Таким образом, основой «Рококо» был индивидуализм, вычурность, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Он появился как своеобразная реакция протеста против строгости и даже некоторой жесткости музыкальных форм барокко. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля.
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше.
Перечисленные черты рококо выражали аристократический образ жизни. При этом рококо достигает вершин виртуозности изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Более того, даже парадные залы и комнаты были скорее похожи на будуары – уж слишком в них все было камерно и интимно.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек». Наряду с фарфором чрезвычайно популярными были в то время лаковые панно. (иллюстрации см.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Декораторы отходят от узоров, плотно заполняющих всю поверхность.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На ней будут великолепно смотреться часы золоченой бронзы, с расписным фарфоровым циферблатом, затейливые канделябры и, конечно, вазы китайского фарфора. Женственность чувствовалась совершенно во всем.
Рококо – оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм – барокко – неоклассицизм. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. Особенно хорошо она писала цветы.
Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Расточительная роскошь, феерическое разнообразие мотивов, тяга к экзотике – все должно было уводить от материального, обыденного, ограниченного реального мира. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
Для него характерна вычурная с инкрустацией мебель в интерьерах, декоративные панно, зеркала, дробные формы, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар).
Рококо – стиль, основанный на детали. Пленительная и нежная «Речная нимфа» из терракоты принадлежит Клоду Мишелю Клодиону Такие грациозные, прелестные, услаждающие глаз безделушки во множестве заполняли интерьеры домов французских аристократов. Структура стекла позволяла не только играть бликами свечного пламени, но и заставляла статуэтку оживать, «двигаться» в отблесках пронизывавшего ее пламени. Но теперь её форма резко изменилась.
С 1760-х гг. Немецкое направление, сохраняя общие черты стиля, немного отходит от французского стремления восстать против строгой упорядоченности. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
В XIX веке рококо пережил второе рождение (причем даже в Соединенных Штатах). Вершиной рококо можно, пожалуй, назвать залы отеля «Субиз» в Париже, оформленные Боффраном. Модным словом становится bagatelle (фр.
Джовани Батиста Тьеполо (1696-1770) – последний представитель барокко в Европе. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. XVIII в называют веком Просвещения, Галантным веком.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Хрустальные люстры дополняли впечатление праздника. Рококо (фр.
по документу из РГИА). Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Да и сама комната строилась в форме вытянутого овала или круга, углы могли присутствовать только в кабинетных комнатах и в будуаре, хотя и это встречалось достаточно редко. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см.
Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Пейзажи Гейнсборо и Уилсона выполнены в классическом стиле, напоминая Лоррена.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). По всему периметру площади тянется колоннада, включающая в себя также и портик Дворца. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции.
Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки – яркая отличительная особенность именно французской музыки Рококо – в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Кроме фарфора— в моде серебро. Гейнсборо продолжал писать для души любимые пейзажи. Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). В это время появляется интерес к тонким интимным переживаниям, это шаг к сентиментализму. Музей изобразительных искусств им.
В 1793-96 гг. Стены оформляются деревянными панелями. -- Харьков: Фолио, 2002. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. rococo, от фр.
Стихия Фрагонара – бурное чувство полноты жизни, ничем не стесненной. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века. строится Сандерленндский мост с длиной пролета 32 м. и с применением чугунных деталей. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Более того — он послужил почвой для направления «ар нуво», расцвет которого приходится на конец XIX — начало ХХ века. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. С 1760-х гг. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.
ниже). Он являлся президентом Академии художеств. Для отдыха широко используются канале — небольшие диваны, спинки которых высоко подняты. стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли).
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. 18в. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. На карманах— огромные клапаны.
Возникает искушение считать «второй» классицизм переработанным изданием «первого», поскольку можно проследить, как один классицизм переходил в другой даже в творчестве архитекторов, например семьи Блонделей. А. С. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Плавный переход сглаживает острые линии.
Сюжеты картин и росписей – любовные, эротические. Философия рококо -- это мир будуара игры карнавала. Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Иллюзия торжествует. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Эстетика Барокко с его пристрастием к грандиозности, с его теорией аффектов (в музыке это проявилось в пристрастии к долгому пребыванию в каком-то одном настроении), уступила место прихотливому выражению смены психических состояний. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Фрагонар. Архитекторы рококо (его собственная сфера -- убранство интерьера) обратились к реальному человеку с его реальными потребностями. «головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Ордера не присутствуют в фасадах зданий.
Хватит лишь напомнить о том, что все помещения из больших и просторных перестраивались в маленькие, укромные и интимные комнаты. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах). Шаловливые «Амуры, борющиеся за сердце» из собрания ГМИИ – типичная работа Жана Батиста Пигаля. Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Это художник-импровизатор, необычайно импульсивный и впечатлительный. (это направление получило наименование «греческого вкуса» предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия.
Перечислять можно, черпая у любого из них: «Чувства», «Волшебница», «Любимая», «Сумрачная», «Торжествующая» (это у Куперена) или «Перекликание птиц», «Нежные жалобы», «Солонские простаки», «Вздохи», «Игривая», «Радостная» (у Рамо). В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Термин «рококо» возник во Франции в конце XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства XVIII в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, -- его главный признак.
Мебель изящна и легка. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Мода эпохи «рококо» различалась желанием к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. английское Просвещение достигло зрелости.
Гейнсборо сформировался как хороший художник очень быстро. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Рождение рококо относится к 20-м годам XVIII века.
К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Да и стекло немного облагородилось. Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид).
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Буше Франсуа (Boucher, Francois) (1703-1770 гг. ), французский художник, график и декоратор. Он смело объединял реальное пространство архитектуры с иллюзорным пространством живописи.
В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Рококо – это стиль в искусстве, который возник во Франции в первой половине XVIII века, как развитие стиля «Барокко». Франция по праву считается родиной рококо. Искусство рококо формировалось под большим влиянием аристократических заказчиков. Наиболее сильное развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины).
Тогда появились и новые виды мебели с гнутыми ножками: канапе и шезлонг.
Иногда в орнаменте используются китайские мотивы. Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Не избежала этой участи и Россия. Но английское Просвещение не имело революционного пафоса. Для описываемой исторической эпохи ключевым было слово «изящный», которое довольно точно характеризует вошедший в моду стиль рококо. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв.
Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством подготовил романтизм нового столетия. Поэтический стиль рококо характеризуется изящностью игрой слов, галантностью, граничащей с фривольностью, намеками и значимыми умолчаниями. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
-- М. : Гардарика, Экспертное бюро, 1997. - с. -331. Он вносил в нее тонкое ритмическое разнообразие путем всевозможных отклонений от строго метрической записи (это называется агогикой) использовал богатую орнаментику. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые.
Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. ниже). cartel – карта, свиток бумаги).
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон (1735-38), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754). Искусство рококо – улыбающееся, меланхолическое искусство. Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
rocaille, что означает декоративные раковины и камни.
ниже). В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Видным художником является Пьетро Лонги. (фр.
На протяжении всей своей жизни Жан Батист Грез (1725-1805) мечтал лишь об одном: получить благородный титул исторического художника, причисленного к последователям Николы Пуссена. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначали обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон.
На первый план выступают музыкальные жанры, воссоздающие звуками портреты, пейзажи, человеческие характеры, одним словом, всевозможная программная музыка (взамен барочным абстрактным сонатам, прелюдиям и фугам и т. д. ). Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Эти два материала позволяли вылепить невысокий рельеф, который очень быстро принимал нужную форму и схватывался.
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятили себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ). Огромная декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии и личному комфорту – являются характерными чертами стиля «Рококо». То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Если же видеть в нем барочного композитора, то можно согласиться с рекомендацией Р. Кёркпатрика объединить (по определенным, выявленным этим исследователем, принципам) сонаты в пары, наподобие популярнейшего в барочной музыке цикла Прелюдия и фуга, что придает каждой такой паре большую художественную весомость. Стиль рококо служил обществу, отгороженному от политических коллизий эпохи, чуждому шумной «суете» социальной жизни. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Использовались и более насыщенные цвета: фиолетово-синий, зеленый и розовый «помпадур» — цвет севрского фарфора, который встречается и в гобеленах. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты.
Для стиля рококо не характерно использования ордера в декоре. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
Также находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Общее впечатление дополняли низкие потолки. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Стиль сформировал новый образ человека.
Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий -- голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные -- вроде «цвета бедра испуганной нимфы» Скляренко В., Иовлева Т., Кустовская Ю., Скачко И. Сто знаменитых художников XIV--XVIII вв. Натье, Ф. Буше, Ж. О.
В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания рококо.
Стиль «Рококо» оказал громадное влияние на развитие всех видов искусства, преимущественно декоративного. В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. При этом интерьеры декорируются панно, зеркалами.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Китайские элементы в виде фигурок и зданий фигурируют в рисунках тканей этого периода. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо.
Стиль рококо — это скорее оформление интерьеров, чем архитектура зданий. Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов.
В колористической гамме рококо всегда и повсюду присутствует золото. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Ватто Жан-Антуан (Watteau, Jean-Antoine) (1684-1721 гг. ), французский художник, один из крупнейших художников рококо.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. С 1760-х гг. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).
На посуде, как и на стенах, вырисовывался все тот же мотив, который отображал картины быта, сцены охоты, сельские картины, доставшиеся в наследство от барокко.
Недовольство французским обществом этого времени звучит в «Персидских письмах» Шарля Монтескье, в насмешках Вольтера, в обвинениях ЖанЖака Руссо. Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Он член Академии художеств, но стоит от нее в стороне. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости.
Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille— декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо)— стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Ими украшали стены ими искусно инкрустировали мебель.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Кресла и стулья теперь имеют широкие сиденья и спинки. Стены оформляются деревянными панелями. Рококо – первый безордерный стиль.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Обостренное чувство природы и музыкальность стали важными чертами таланта Гейнсборо. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). по документу из РГИА). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Налицо повальное увлечение т. н. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Все это теперь кажется пресным и старомодным.
Рококо не имеет своей позитивной философии и сфера его действия ограничена. Они начали заботиться о комфорте, окружать человека атмосферой удобства и изящества. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
Меняются также размеры помещений. Крупнейшие представители рококо в Германии -- архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер.
Крупнейший представитель рококо во Франции— Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Обилие подушек, обитых шелковой материей, с крупными букетами цветов. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком.
Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 г. ). Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях. Рококо (фр. К концу карьеры Буше вкусы французской публики изменились в сторону более строгого неоклассического стиля (неоклассицизм) и работы художника подвергались нападкам за "деланную красивость". серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо.
Ему свойственны огромное декоративное дарование и высокая колористическая культура («Королева Зенобия, обращающаяся к солдатам», «Встреча Клеопатры с Антонием»). Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»).
Другое направление -- классицизм XVIII в. -- тоже воспринимается как «облегченный» классицизм предшествующего века. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю.
стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Так называемые «причудливые» узоры сочетают необычные изображения удлиненных бутонов, зонтиков и насекомых.
А идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
chinoiserie – китайщина). Идейная основа стиля— вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Наиболее последовательным выразителем программы рококо стал Франсуа Буше, художник элегантной фривольности. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Художник обладал интуицией, тонко чувствовал человека.
Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни. Героини картин – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои туалеты и триумфы. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Как проповедник патриархальных идиллий он пользовался популярностью у современников. За стилем барокко следует стиль рококо. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности. стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки. Наибольшее развитие стиль достиг в области прикладного искусства.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Его высшим стремлением стал рафинированный эстетизм, доступный немногим. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Женщины носят красивые, пышные юбки — панье, которые создают эффект «перeвёрнутой рюмочки».
Он создает счастливый, бесконечный и легкомысленный мир, нередко заимствуя сюжеты из арсенала рококо, но в его работах столько непосредственного и личного, что это не может уместиться в рамках одного стиля. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Кроме фарфора— в моде серебро. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Под него надевали камзол.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Мебели этого стиля присуще наличие и смешение черт, характерных для других стилей. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Один из самых знаменитых художников эпохи рококо. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. На рукавах были широкие обшлага.
Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Но в его творчестве не было цельности и убежденности. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Мелодия, сочиненная композитором (как правило, он сам был замечательным клавесинистом), оживлялась в момент исполнения пьесы самим исполнителем.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. rococo, от фр. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Слава о нем распространилась повсюду, мастер работал в Испании, Германии.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Его картины наполнены светом и воздухом.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Но не стоит думать, что лучшиe художники Франции становились ее абсолютными апологетами. Он создает вещи с быстротой и воодушевлением экспромта. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Видным художником является Пьетро Лонги.
Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом). Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Предтеча этого направления – Жан Антуан Ватто (1684-1721). Отсюда родилось название нового стиля – рококо. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии.
Его проект набросал сам Фридрих Великий.
Он поселился у серебряных дел мастера Роберта Эндрюса Старшего. Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика.
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806) сделал блестящую карьеру без официальных связей. То есть все, так или иначе связанное с Китаем. В те годы чрезвычайно модной была экзотическая «ветвь» стиля рококо шинуазери (китайщина). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры.
Моду «рококо» принято считать женственной модой, т. к. в эту эпоху произошло огромное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
В этой живописи нет ни действия, ни сюжета. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). На европейский рынок попадают изделия из лака, фарфора, шелка, что формирует вкус к экзотике. Мебель эпохи рококо очень изящна. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. по документу из РГИА). Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Томас Гейнсборо (1727-1788) был девятым ребенком в семье.
Фрагонар Жан Оноре (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. На рубеже XVIII-XIX вв. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Огромное значение имела интерпретация. Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства.
В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский). В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Декоративный стиль рококо явился на свет во Франции в далекие времена правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг).
Идеи гедонизма становятся основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами Амуры божества любви превращаются в — putti — рококо». Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Констебель считал его «гением пейзажа». Между стеной и потолком нет острого угла. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
Большинство построек рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. И творцы и те, кому была адресована эта музыка избегали серьезности. Стиль рококо характеризуется высокими достижениями в области декоративно-прикладного искусства.
И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Остров Цитера обретает космические очертания. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ).
Наиболее популярные цветовые сочетания – белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото. Во Франции прослеживается эволюция от рококо (с 1720 г. ) к искусству программно-гражданского характера. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Его использовали с негативным оттенком.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Французское рококо — своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). Главный критерий красоты — женственность.
Не случайно французские клавесинисты играли, по словам Куперена, «не так, как записывали свою музыку». Идeалом мужчины является утончённый придворный, франт. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Его родиной стала Франция. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, -- его главный признак.
Буше писал главным образом откровенно чувственные сюжеты – «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Венера с амуром», «Купание Дианы», выражавшие наслаждение жизнью и роскошью. Модными становятся имитации объемных форм, когда нарисованные на стенах, потолках изображения выполнялись настолько точно, что их можно было принять за настоящие скульптуры. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия).
rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер. Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Одним из таких направлений является стиль рококо исследователи рассматривают его как выродившееся барокко (речь идет о стиле рококо второй четверти и середины XVIII в. ). Художник галантных празднеств, он изображал аристократическое общество в парке музыцирующее, танцующее, праздное («Жиль», «Паломничество на остров Киферу»). О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем.
В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Важнейшие элементы рококо присутствуют (наряду с элементами барокко) и в розово-белом дворце Сан-Суси 1745 года в Потсдаме Георгом фон Кнобельсдорффом.
К 1740-м гг. Но самостоятельным стилем рококо вряд ли можно назвать – скорее, это своеобразный вариант позднего барокко. Родина рококо – Франция. Парадное великолепие барокко стало утомлять аристократов. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Убранство в стиле регентства не столько впечатляло, сколько доставляло удовольствие и забавляло.
На карманах – огромные клапаны.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Крупнейшим представителем рококо конца 18в.
Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. В этой связи интересна ситуация с такой замечательной фигурой как Доменико Скарлатти, ровесником Баха: он автор огромного количества клавесинных сонат (555 по каталогу Р. Кёркпатрика), большинство из которых были писаны для королевы испанской Марии Барбары в первой половине XVIII века. Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в.
Рококо (франц. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. – М. : 1985 г. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
В 13 лет он покинул Садбери, а приехав в Лондон, стал работать портретистом. Мазки струятся, вибрируют, то становясь гуще, то оставляя свободные кусочки холста. В Лондоне он посещает Академию святого Мартина, которой руководит Хогарт. Его работы отражают фривольные нравы французского двора середины 18 века.
В это время устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока. В первой половине XVIII в ведущим стилем во Франции был рококо. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями. Самым ярким образцом германского рококо можно считать церковь Вискирхе близ Мюнхена, построенную в 1745 году Доминикусом Циммерманом.
В цветовом решении используется множество оттенков. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Вот таким образом-то название стиля и происходит от французского слова «rocaille», что означает «декоративная раковина». Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Для этого чаще всего применялся фарфор, который в XVIII начал производиться в России.
Модным мотивом становятся цветущие китайские деревья, хрупкие стволы которых украшают ленточки в постоянном движении и цветочные охапки, падающие на них. Прихотливое изящество отделки, нередко сочетающееся с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, свойственно произведениям декоративно-прикладного искусства рококо, мастера которого умели тонко выявить выразительные возможности материала. Под него надевали камзол.
мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. На рукавах были широкие обшлага. Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVIII века, был своего рода ответной реакцией на монументальный классицизм и парадно-официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления короля-Солнца (1643-1715). Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). стиль Людовика XV. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). ниже). Архитектурный (точнее— декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Архитектурная композиция стремилась к асимметрии, отражая, таким образом, тенденцию к освобождению от деспотической опеки абсолютистской монархии. Тьеполо – «Веронезе XVIII в». Часто модель показывается в повседневной обстановке, мастер словно приподнимает завесу, скрывающую ее частную жизнь, но не забывает при этом подчеркнуть ее социальный статус. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером.
Почти всегда одночастную, в отличие от барочных четырехчастных сонат – еще одно подтверждение «миниатюризации» формы в искусстве Рококо. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Еще одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. К концу периода рококо «индийский» мотив вводит из расписных и печатных хлопковых тканей рисунки лепестков цветов, обрамленных папоротником, узор индийского «древа жизни». «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Новый стиль стал стилем небогатых домов. В центре обычно помещался парадный зал — так называемый салон. Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675-1745). Стиль рококо, характерен абсолютным отсутствием прямых линий.
Для зрелого мастера характерны портреты в рост на фоне пейзажа, удлиненность пропорций. Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет.
На картинах П. Ротари (т. н. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Обожаемыми темами художников рококо стали нежность и игра. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. – рококо в его французском варианте, т. е. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками.
по документу из РГИА). (иллюстрации см. При желании, наличии времени и финансовых возможностей ничто не помешает воссоздать атмосферу в стиле шинуазери (или попросту китайщины), например, по образу и подобию знаменитого Китайского дворца в Ораниенбауме доставлял собой целостный художественный ансамбль. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. Его сын и преемник Джон Вуд Младший завершил строительство «круга» в 1764 г. и в 1769 г. построил знаменитый Ройал Кресчент – комплекс из 30 домов, соединенных вместе и образующих линию.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778). В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Лекции по культурологии. Мейссонье.
франц. Плафонные розетки украшаются орнаментом (мотивы акантового листа, раковины, морской волны, трельяжной сетки).