Лозунг краткого и недолговечного «века» рококо — «искусство как наслаждение».
Лекции по культурологии. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Если для барокко необходима вся гамма эмоций – от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо – лишь изысканно тонких изящных. В цветовой гамме интерьера в стиле рококо должны преобладать нежные пастельные тона.
В России поэзия стиля рококо не проявилась в виде ясно очерченного литературного течения и несла в себе в значительной мере спорадический и к эпигонский характер. (иллюстрации см. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Меняются также размеры помещений.
Рококо – стиль, основанный на детали. Парадный двор, окруженный колоннадой, благодаря лестницам-террасам плавно переходит в парк. Собранные в пучки колонны, пилястры, появившиеся витые колонны, плюс фронтоны различных форм, вкомпонованные друг в друга (например, лучковые в треугольные) или разорванные посередине фронтоны с картушем придают зданиям чрезвычайную пластическую объёмность и выразительность, эффектно выделяют порталы. В Европе получил распространение итальянский террасный сад с расположенными на разных уровнях каскадами воды, бассейнами, гротами, нимфеями, павильонами, фонтанами.
В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV отличается причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.
Идеал мужчины – утончённый придворный, франт. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.
Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». Однако игривая «мимолетность», шутливость, легкость рококо совсем не поверхностно легкомысленны. Не случайно французские клавесинисты играли, по словам Куперена, «не так, как записывали свою музыку». Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели). Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность.
Тема раскрытия пространства интерьера вглубь была одной из центральных в барокко. Тёмные цвета и тяжёлая позолота сменяются светлыми пастельными тонами – голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей.
желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом). Другой, характерной чертой того времени была эротика. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. С 1760-х гг.
Если добавить к этому яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей «в шашечку», либо шифером и увитые краснеющим по осени виноградом или плющом, получается весьма живописная картина. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. франц.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см.
Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. франц. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Натье, Ф. Буше, Ж. О. Свойственная барокко насыщенная палитра тускнеет, на смену ей приходят новые оттенки. Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом.
Писатели рококо открывают в человеке естественную тягу к наслаждению, снисходительно относятся к его слабостям, стремятся ставить и разрешать не «вечные» метафизические вопросы, но анализировать и отражать нравы и психологию современного общества, демонстрировать двойственность человеческой природы, ее естественно-скандальные аспекты, выражать компромиссное общественное сознание. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Архитекторы рококо (его собственная сфера -- убранство интерьера) обратились к реальному человеку с его реальными потребностями. Супруга Людовика XVI Мария-Атуанетта, обладавшая роскошными волосами, стала настоящей кормилицей парикмахеров – ведь вслед за ней дамы придумывали все белее и более причудливые способы украсить свои головы. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо.
Стены оформляются деревянными панелями. К тому же Восток дорог поэтам рококо соблазнами сераля, своим культом ленивой неги, безбурностью своего застывшего в патриархальной дремоте быта. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Несомненно, появление этого болезненно-хрупкого галантного искусства граничит с духовным кризисом абсолютистской власти во Франции, утопавшей в пороках и беспечной отрешенности от наскучившей реальности.
Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Рококом (фр. На карманах – огромные клапаны.
некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в крупных монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. -- М. : Гардарика, Экспертное бюро, 1997. - с. -331.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. пустяк, безделушка). В стилистическом плане рококо, впитывая в себя традиции барокко и классицизма, «снимает» их противостояние, приглушает контрасты, предпочитает «естественное» смешение полутонов. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. В литературе рококо существует своя система жанров: это не только разнообразные «малые формы» легкой поэзии, но и ироикоминеские поэмы, стихотворные и прозаические волшебные сказки, фантастические и нравоописательные повести, эссе, социально-психологические романы, комедии масок и любовно-психологические комедии.
С 60х гг. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Ордера не присутствуют в фасадах зданий.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Одним из таких направлений является стиль рококо исследователи рассматривают его как выродившееся барокко (речь идет о стиле рококо второй четверти и середины XVIII в. ). Тогда появились и новые виды мебели с гнутыми ножками: канапе и шезлонг.
Личный комфорт, в это время, становится на первое место. В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778). Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века.
Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера. Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается.
Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Крупнейшим представителем рококо конца 18в.
Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». knorpel- «хрящ» и were-«работа») или ушной раковины (ормушль). Женщины носят пышные юбки – панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки». Одновременно в слове «Рококо» фиксировался и более широкий, пренебрежительный смысл: «То, что устарело, вышло из моды в искусстве, литературе, одежде, манерах». Протест – это, пожалуй, слишком сильно сказано о стиле, менее всего демонстрирующем какую бы то ни было силу.
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Хрустальные люстры дополняли впечатление праздника.
Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий -- голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные -- вроде «цвета бедра испуганной нимфы» Скляренко В., Иовлева Т., Кустовская Ю., Скачко И. Сто знаменитых художников XIV--XVIII вв. Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. ниже). Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность – характерные черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Искусство рококо формировалось под большим влиянием аристократических заказчиков.
Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. На смену грандиозному размаху и парадному великолепию барокко пришли стремление к уюту и комфорту, камерность и изящество. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
Архитектурный (точнее— декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Не избежала этой участи и Россия. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Франция по праву считается родиной рококо. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо.
«По свидетельству всех исторических записок, ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов того времени, – писал А. С. Можно говорить лишь об отдельных элементах рококо в архитекторе французских особняков («отелей»). Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. поскольку Е. И. В.
Одной из важных черт поэтики рококо становится амбигитивность (двойственность-двусмысленность), пронизывающая все компоненты произведения — от первоначального представления читателю достоверного – недостоверного сюжета, композиционной структуры с открытой или прямо незавершенной развязкой, до художественной интонации, в которой непрестанно смешиваются скептическое и трогательное ирония и меланхолия. Но в этом бурном веселье, торопливом желании успеть насладиться была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, неизбежности расплаты за бездумье, надвигающихся грозных бедствий. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Скульптура и живопись изящны и декоративны.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. А. Маульперч, 1724—96) и др. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). В круг литературных жанров рококо попадают «легкая поэзия» анакреонтического толка, гривуазные новеллы, фривольно-эротические романы (Хюбенер).
Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Развитое рококо (т.
Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
«головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ).
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. (иллюстрации см. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Видным художником является Пьетро Лонги. -- Харьков: Фолио, 2002. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Однако и рококо и классицизм XVIII в. представляют собой нечто принципиально новое по отношению к своим прямым предшественникам, а также к ранее существовавшим стилям вообще Поликарпов В. С. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Модным словом становится bagatelle (фр. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Все искусство стиля рококо было построено на асимметрии, которая создавала ощущение беспокойства – вычурное игривое и насмешливое. Пен, 1683—1757), Австрии (Ф. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв.
Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Плавный переход сглаживает острые линии. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Эстетика Барокко с его пристрастием к грандиозности, с его теорией аффектов (в музыке это проявилось в пристрастии к долгому пребыванию в каком-то одном настроении), уступила место прихотливому выражению смены психических состояний. За стилем барокко следует стиль рококо. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Концепция рококо как единого «стиля эпохи» (Лофер) начинает соперничать с представлением о нем как об одном из художественных направлений 18 столетия (Вайсгербер).
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. (фр. Под него надевали камзол. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Мебель изящна и легка. Идеал женщины – хрупкая стройная жеманница.
Фрагонара). Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Стиль рококо служил обществу, отгороженному от политических коллизий эпохи, чуждому шумной «суете» социальной жизни.
На рубеже XVIII-XIX вв. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. «Играя» частностями, литература рококо обращает внимание современников нате «ограничения, сомнения, беспокойства», которые таились внутри просветительской мысли, на ту непрочность, неуловимость, двойственность человеческой природы, от которой просвещенному разуму трудно и просто нельзя отмахнуться. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. В интерьерах в стиле рококо рельефный декор присутствует в обрамлении зеркал, в декоре мебели стены, потолков, плафонов. Они начали заботиться о комфорте, окружать человека атмосферой удобства и изящества. Рококо – это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая». Шаловливые «Амуры, борющиеся за сердце» из собрания ГМИИ – типичная работа Жана Батиста Пигаля. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ).
На рукавах были широкие обшлага. ниже).
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Недовольство французским обществом этого времени звучит в «Персидских письмах» Шарля Монтескье, в насмешках Вольтера, в обвинениях ЖанЖака Руссо. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Огромное значение имела интерпретация. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. 1745-1747 гг. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер.
В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Капризная игра форм, легкость, декоративность умножают впечатление архитектурного образа. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом.
Неудивительно, что детская комната в стиле рококо выглядит столь гармонично. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. cartel – карта, свиток бумаги). Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. Он вносил в нее тонкое ритмическое разнообразие путем всевозможных отклонений от строго метрической записи (это называется агогикой) использовал богатую орнаментику. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначали обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Б. Тьеполо (1696—1770), а также некоторых живописцев, работавших в Германии (А.
Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Кроме фарфора— в моде серебро. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Отделка предметов достигает высочайшего уровня.
Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Писатель В. Гюго, воспевавший и античную и готическую архитектуру, назвал собор Св.
Форма морской раковины как декоративного элемента существовала и во времена Ренессанса и барокко. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Остров Цитера обретает космические очертания. Рококо – стиль в искусстве, архитектуре, моде и живописе.
В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр.
Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины). К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек». Отчётливее они выразились в оформлении дворцовых и парковых зданий в Германии (Цвингер в Дрездене, СанСуси в Потсдаме, Амалиенбург в Баварии и др. ). Другой, характерной чертой того времени была эротика.
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Его родиной стала Франция. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Возникает искушение считать «второй» классицизм переработанным изданием «первого», поскольку можно проследить, как один классицизм переходил в другой даже в творчестве архитекторов, например семьи Блонделей. Под него надевали камзол. Рококо смакует фантастику и экзотику, как пряную приправу к обыденности, наскучившей им, любуется ими, как пышной декорацией, которая соткана из причудливых арабесков. Рококо это художественное направление в европейском искусстве и литературе 18 века.
В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
Да и сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо. Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70 – гг. :. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы».
Рококо не создало стройной теории, однако принципы поэтики направления вырабатываются не только в процессе художественной практики, но и в некоторых эстетических трактатах и эссе, где на первый план выступают проблемы вкуса, воображения, разрабатывается не категория «прекрасного», а понятия «милого», «хорошенького», «грациозного». Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Буше писал главным образом откровенно чувственные сюжеты – «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Венера с амуром», «Купание Дианы», выражавшие наслаждение жизнью и роскошью.
Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. В эпоху рококо строили сравнительно небольшие и внешне простые здания – дворцы и жилые дома для одной семьи. Пушкин в своем «Арапе Петра Великого».
Поэты не мыслят о вечности вовсе, о мраморе и бронзе из которых поэты-классики высекли свои поэтические монументы. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В моде – осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Рококо трактуют как результат заката, упадка культуры барокко, его рассматривают то как стилевое выражение Просвещения (Э. Эрматингер), то как стиль, противостоящий Просвещению (В. Клемперер), но в любом случае — как последний большой стиль европейской культуры. Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками.
Стиль рококо, отрицая симметрию и прямую линию, характерен, тем не менее, композиционной целостностью своих орнаментов, своеобразным равновесием их элементов и сложным, но ясно прочитываемым ритмом. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. (цит. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. 1759, во Франции и др. ).
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). ниже).
То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Новый силуэт подчеркнул мощное движение ввысь, к небу. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), — стилистическое направление, получившее развитие главным образом в архитектуре и убранстве интерьера, декоративно-прикладном искусстве, отчасти также в изобразительном искусстве в 1-й половине и середине 18 в. во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах. Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом.
В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. В силу этих отличительных черт стиль рококо проявился преимущественно в украшении интерьеров, мебели и декоративных изделий, утратив присущие барокко монументальность и размах. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Стены оформляются деревянными панелями.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Одран, 1658—1734, К. Гюэ, ум.
Рококо – оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм – барокко – неоклассицизм. Возникало ощущение, что живопись не укладывается в поле плафона, выходит за его границы. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Кроме фарфора— в моде серебро. Мелодия, сочиненная композитором (как правило, он сам был замечательным клавесинистом), оживлялась в момент исполнения пьесы самим исполнителем. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Перечислять можно, черпая у любого из них: «Чувства», «Волшебница», «Любимая», «Сумрачная», «Торжествующая» (это у Куперена) или «Перекликание птиц», «Нежные жалобы», «Солонские простаки», «Вздохи», «Игривая», «Радостная» (у Рамо). Но самостоятельным стилем рококо вряд ли можно назвать – скорее, это своеобразный вариант позднего барокко. Родина рококо – Франция. Парадное великолепие барокко стало утомлять аристократов. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Но круг писателей, составляющих собственно литературу рококо, также довольно широк: Ф. Хагедорн, И. В. Глейм, И. П. Уц, И. Н. Гётц (Германия) А. Р. Лесаж, П. К. Мариво, А. Прево, Ж. Б. Л. Грессе, К. П. Кребийон, Э. Д. Парни (Франция) У. Конгрив, Г. Прайор, Г. Филдинг (Англия), П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио (Италия). В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. В мебели рококо существует большое количество типов столов, делавшихся в зависимости от их назначения.
В отличие от жизнестроительного пафоса просветительской литературы, ставящей перед человеком задачи самовоспитания, совершенствования себя и мира, литература рококо утверждает естественное несовершенство человека, стремится выявить в нем нюансы «игры тщеславия и достоинства» (Гатцфельд), представить добродетель и идеальность чувств как «труднодостижимые цели» (А. Зимек). Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Отсюда родилось название нового стиля – рококо. К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Оставляя без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Мебель эпохи рококо очень изящна. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725, т. н. «стиль регентства») изогнутые поверхности и плавные слитные линии придаются предметам обстановки, дробный линейный орнамент вводится в отделку стен и потолков. В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Петра в Риме «Пантеоном, нагроможденным на Парфенон». В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах).
Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. ниже). Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Живопись рококо (станковые картины, панно, росписи, гобелены) отличается дробностью и асимметричностью композиции, обилием декоративных аксессуаров и деталей изысканным сочетанием нарядных, обычно светлых, блёклых красок (во Франции— Н. Ланкре, 1690 — 1743 или 1745, Ф. Лемуан, 1688—1737, Ж. М. Натье, 1685—1766, Ш. А. Куапель, 1694—1752, Ш. Ж. Натуар, 1700—77, Ф. Буше, 1703—70 и др. ) Отдельные черты рококо присущи многим произведениям выдающегося французского художника А. Ватто (1684—1721) однако в целом его творчество принципиально отлично от этого направления.
Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей. В этот же период понятие рококо начинают применять и к анализу литературных явлений (Ф. Нойберт Э. Хюбенер), однако по аналогии с живописью и архитектурой в рококо выделяют ряд схожих формально-тематических характеристик — орнаментальность изящество, элегантность интимность, эротизм. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятили себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). фр. rocaille – дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) – стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях. Эволюция взглядов на рококо постепенно происходит и в отечественном литературоведении 1970-90-х (А. Д. Михайлов, Д. С. Наливайко, С. Л. Козлов, Н. Т. Пахсарьян). Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). Название «рококо» произошло от французского «rocaille», что означает «раковина» или «дроблёный камень».
В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы.
Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. На первых порах архитектура римского барокко еще сохраняла классичность композиции, симметрию фасадов, лишь усиливая вертикализм и живописность ордерной разработки стен. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский). Общее впечатление дополняли низкие потолки. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля.
Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам. В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Основные: нежно-голубой, сиреневый, розовый, карамельный, золотистый, белый. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Размещенные по фасаду между окнами, они придают дворцу необычайно нарядный вид. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Наиболее популярными являются сочетания белого с голубым, зеленым, розовым и золотым. Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в. Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille— декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо)— стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Налицо повальное увлечение т. н. Декорированные скульптурами аллеи и выложенные гравием или ракушками прогулочные дорожки вели к строго продуманным смотровым площадкам или «зелёным кабинетам», гротам, павильонам, которые неожиданно возникали среди растений.
Термин рококо (или рокайль) вошел в употребление в середине XIX в. Изначально рокайль – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. А. С. Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным».
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Иллюзия торжествует.
Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки – яркая отличительная особенность именно французской музыки Рококо – в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perьckenstil, Zopfstil). Модными становятся имитации объемных форм, когда нарисованные на стенах, потолках изображения выполнялись настолько точно, что их можно было принять за настоящие скульптуры. стиль Людовика XV. Пленительная и нежная «Речная нимфа» из терракоты принадлежит Клоду Мишелю Клодиону Такие грациозные, прелестные, услаждающие глаз безделушки во множестве заполняли интерьеры домов французских аристократов.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Скульптура рококо представлена преимущественно декоративными рельефами и статуями, небольшими статуэтками, группами, бюстами (в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора и т. д. ) и отличается изяществом и нарядностью, поверхностной идеализацией образов, мягкостью и живописностью манеры (Ж.
по документу из РГИА). Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. В интерьерах появляются передвижные ширмы, гобелены с изображениями китаянок, мандаринов, цветов, пагод и т. п., аквариумы с рыбками и др. Герцог Орлеанский не любил официальных церемоний, многолюдных празднеств, презирал этикет, предпочитал проводить время в кругу близких друзей, знал толк в еде и выпивке.
Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки. Женственность чувствовалась совершенно во всем. стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715 – 1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Мебель эпохи рококо очень изящна.
На картинах П. Ротари (т. н. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание. rococo, от фр.
по документу из РГИА). На карманах— огромные клапаны. Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми).
Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Стены оформляются деревянными панелями. Если же видеть в нем барочного композитора, то можно согласиться с рекомендацией Р. Кёркпатрика объединить (по определенным, выявленным этим исследователем, принципам) сонаты в пары, наподобие популярнейшего в барочной музыке цикла Прелюдия и фуга, что придает каждой такой паре большую художественную весомость. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы. Рококо стремится к интерференции с другими художественными направлениями своей эпохи (классицизмом — Ф. Д. Честерфилд, Поуп, Вольтер сентиментализмом — Л. Стерн, О. Голдсмит, Ф. Г. Клопшток). Все они ориентировались на потребности частного человека, эстетизацию его быта и создание особой эротической атмосферы будуара. Случалось, что сложный витиеватый декор внутреннего убранства в стиле рококо контрастировал со строгими фасадами здания.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем.
В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). – рококо в его французском варианте, т. е.
Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания рококо. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами – голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Мейссонье. Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и рокайльщик – это мастер, создающий такие убранства. В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи.
На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В сравнении с эскизами Микеланжело исполнитель проекта Джакомо делла Порта в 1588- 1590 гг. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Он мог служить и небольшим мольбертом и просто по назначению – за ним можно было писать и читать, не вставая с постели. Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара. Истоки художественного мироощущения рококо обнаруживаются в том кризисе интереса к большой Истории, ослаблении героического пафоса и повороте к частному интимному существованию человека, которыми отмечена культурная атмосфера конца 17 века.
Фрагонар. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле и в фарфоре и в дереве и в стукко и в декоративных тканях. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Развитию рококо способствовали художники-декораторы, граверы, резчики, ювелиры, бронзовщики издававшие альбомы рисунков и гравюр с декоративными элементами. Главным (как и в любое время) было мировоззрение. Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры.
Что касается других музыкальных форм, то едва ли не все они в эпоху Рококо характеризуются определенным измельчанием. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества.
Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. Б. Лемуан, 1704—78, во Франции, И. И. Кендлер, 1706—75, в Германии и др. ). Именно лёгкий, капризный изгиб, читающийся в форме раковины, стал символом рококо. В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм.
Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Уделялось внимание и удобствам. Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса.
Так же находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин». Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. В орнаментике искусство музыкального рококо и в первую очередь французского, может считаться верхом изысканности и утонченности. В этой связи интересна ситуация с такой замечательной фигурой как Доменико Скарлатти, ровесником Баха: он автор огромного количества клавесинных сонат (555 по каталогу Р. Кёркпатрика), большинство из которых были писаны для королевы испанской Марии Барбары в первой половине XVIII века. Ножки мебели выгнуты изящной линией.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
На первый план выступают музыкальные жанры, воссоздающие звуками портреты, пейзажи, человеческие характеры, одним словом, всевозможная программная музыка (взамен барочным абстрактным сонатам, прелюдиям и фугам и т. д. ). Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Впервые термин «Рококо» появился в дополнительном томе «Академического словаря французского языка» 1835, где за ним закреплялось значение: «разновидность орнамента, стиля, рисунка, характерная для художественной школы периода правления Людовика XV и начала правления Людовика XVI». Отсюда исчезло все массивное, строгое и серьезное. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало.
На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. РОКОКО (франц. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Со временем загородные замки приобретают всё более дворцовый вид.
носил внутренний, скрытый характер. Почти всегда одночастную, в отличие от барочных четырехчастных сонат – еще одно подтверждение «миниатюризации» формы в искусстве Рококо. Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон.
18в. Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями.
Причем некоторые из них (Я. Буркхардт) употребляли слово «Рококо» как синоним «барокко». Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Все это теперь кажется пресным и старомодным.
Рококо оценивается как придворно-аристократическое искусство, как попытка «уходящего» с исторической сцены сословия забыться в забавах и наслаждениях. Но не стоит думать, что лучшиe художники Франции становились ее абсолютными апологетами. Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. по документу из РГИА).
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Музыка должна была развлекать и служить для развлечения.
Между стеной и потолком нет острого угла. На рукавах были широкие обшлага. по документу из РГИА). На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. На полу – узорный паркет и ковры-гобелены.
Крупнейшие представители рококо в Германии -- архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Недаром замечают, что раннее барокко близко архитектуре античного Рима. Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно.
Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями.
Новинка нового стиля – шёлковые ширмы, создавали интимные уголки, а небольшие диванчики на двоих обещали приятную беседу, фарфоровая посуда радовала взгляд нежнейшими цветами и изящными формами. Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. Мебель эпохи рококо очень изящна. Обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Впрочем, если вы соберете воедино все, что уже узнали о моде рококо, неудобство туфелек покажется наименьшей проблемой. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен. За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски». Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. В оформлении комнат появляются криволинейные иногда асимметричные формы.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Музей изобразительных искусств им. Герцог Орлеанский, соединяя многие блестящие качества с пороками всякого рода, к несчастию, не имел и тени лицемерия. Слово рококо употреблялось в профессиональном жаргоне художников еще в конце эпохи Просвещения, хотя чаще современники использовали для обозначения рокайльной манеры выражения «современный вкус», «живописный жанр». Термин «рококо» возник во Франции в конце XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства XVIII в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, -- его главный признак. Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»).
Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). китайщиной – шинуазери (от фр. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Бернардо Беллотто работал также в Германии.
Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания. Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета. Железные мосты через рвы заменяются каменными, связывающими постройки с парками. И творцы и те, кому была адресована эта музыка избегали серьезности.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Рождение рококо относится к 20-м годам XVIII века.
Другое направление -- классицизм XVIII в. -- тоже воспринимается как «облегченный» классицизм предшествующего века. chinoiserie – китайщина). Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму.
н. «стиль Людовика XV») культивирует сложные сплетения резного и лепного орнамента, причудливо изогнутые линии, завитки, разорванные картуши, стилизованные мотивы раковин (рокайли), маски-головки амуров и т. п. В убранстве помещений большую роль играют рельефные картуши и живописные панно в сложных обрамлениях, располагаемые над дверями и окнами, а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкой, как бы колеблющейся декорации стен. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже).
Но теперь её форма резко изменилась. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости.
Внутренняя же планировка изменялась. Его высшим стремлением стал рафинированный эстетизм, доступный немногим. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо. Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи.
На рубеже 19-20 веков, вместе с барокко, рококо уже прочно входит в искусствоведческие исследования (К. Гурлитт, О. Шмарзов). и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).