Roger Bacon около 1214 — после 1294 известен также как Удивительный доктор (лат. Роджер Бэкон (англ. Roger Bacon около 1214, Илчестер (англ. )русск., графство Сомерсет, Англия— после 1292, Оксфорд, Англия известен также как Удивительный доктор (лат. Doctor Mirabilis)— английский философ и естествоиспытатель. Роджер Бэкон (англ. Roger Bacon около 1214, Илчестер, графство Сомерсет, Англия— после 1292, Оксфорд, Англия известен также как Удивительный доктор (лат. Doctor Mirabilis)— английский философ и естествоиспытатель.
По каждому вопросу существует большое количество возможностей для отклонения от истины. Фалес исследователь природы и астролог, жил во времена царя Иосии. Следовательно, философы, пытливые и усердные в занятиях мудрости, путешествовали по разным странам, прочли книги святых и многому научились от иудеев. Ибо большинство философствующих его не ведала.
С другой стороны, каждое слово может быть многозначным: помимо конкретной собаки, слово «собака» в определенном контексте может обозначать и общую природу собак и понятие собаки и многое другое. Но в 1260-х гг., когда в Англии вспыхнула гражданская война между баронами во главе с Симоном де Монфором и королем Генрихом III, старший брат Роджера встал на сторону короля, что, в конечном счете, привело семью Бэкона к изгнанию и разорению (вероятно, это произошло после битвы при Льюисе в 1264 г., обернувшейся для короля и его сторонников неудачей). И поскольку это необходимо для убеждения в искомом, т. е. для того, чтобы показать, что философия имеет место благодаря влиянию Божественного просвещения, я желаю представить тому действенное доказательство (и особенно потому, что в этом предмете большое заблуждение овладело толпой, в также большим числом богословов: ведь каково оно в философии, таково и в богословии). И поскольку искомое уже доказано мною на основании авторитетных высказываний и доказательством «от причины», то теперь и, в-третьих, докажу это доказательством «от следствия». Я приведу здесь только один из бесчисленных примеров — радугу. Вопрос о том, где и когда Роджер Бэкон получил степень магистра искусств, а также о том, где и когда он начал преподавать, остается дискуссионным.
И Августин утверждает в Монологах (да и в других местах), что «разумная душа подчинена одному лишь Богу в том, что касается всех основных просвещений и влияний». Ведь Иов знал о воскресении и о Божественных истинах. Впоследствии мыслители Востока, в т. ч. иудеи (Филон Александрийский), защищали эту идею из соображений национального престижа. Тем не менее, весьма вероятным выглядит следующее предположение.
Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»). Важно подчеркнуть, что это не только так называемый «чувственный опыт», восприятие чувствами. Вот таким образом надлежит, чтобы практический разум обладал своими средствами, так, чтобы он побуждался к действию посредством собственных аргументов, так же как теоретический — посредством своих. Настоящее издание включает фрагменты наиболее известного труда Р. Бэкона — «Opus maius» («Большое сочинение»), а также его работу «О тайных деяниях искусства и природы и о ничтожности магии».
научная активность Бэкона прерывается, что можно объяснить как раз его заключением. Inedita» Бревера (313—389).
книга Исцеление. Сократ же, согласно VIII книге Августина О Граде Божием, был учеником Архелая.
И в прологе к III книге О Троице: «Итак, не держись твердо моих книг, если не уразумел со всей определенностью, ». Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus».
Ибо нет никого столь искушенного в природе вещей, кто бы достоверно знал все истины о природе и особенностях одной лишь мухи и знал, каковы особые причины ее цвета, почему она имеет столько-то ног, а не больше и не меньше и высказал бы познание относительно ее членов. В любом случае, к середине 1240-х гг.
Но из Священного Писания — из Книги Бытия, в которой сказано (Быт 9, 13) Я полагаю радугу Мою в облаке небесном.
Ибо Павел, как он сам признает, спорил с Петром. И потому он говорит: «Хотя те, кто толкует Израиль как мужа, видевшего Бога, авторитетны и их тень подавляет нас, мы, тем не менее, скорее должны соглашаться с Богом или ангелом, который приводит это имя, нежели с авторитетом какого-либо мирского красноречия». Так, Ездра говорит в IV книге, что обитаемы шесть частей Земли, а седьмая покрыта водой». Написать сочинение такого объема и в такое короткое время было, само собой разумеется, большим подвигом. «Сентенции» Петра Ломбардского, став главным университетским учебником по богословию, заняли место Священного Писания, а изучение в университетах гражданского права практически полностью подменило собой изучение права канонического. В самом деле, по мнению Бэкона, это легчайшая из наук: знание математики в той или иной степени присутствует у всех, оно является «как бы врожденным».
Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». В самом деле, Иероним в послании к знаменитому оратору пишет: «Если бы ты читал Священное Писание, как знает всякий, что и у Моисея и в книгах Пророков кое-что взято из книг язычников». Нужно заметить, что стремление свести художественное совершенство к числовым соотношениям («поверить алгеброй гармонию») в истории культуры показало себя (по крайней мере, пока) гораздо менее плодотворным, чем думал Бэкон, которого за это, тем не менее, трудно упрекнуть.
Р. Бэкон известен как один из предвестников методологии науки Нового времени. А его братом, по словам Августина, был Атлас, великий астролог. Вероятно исходя именно из этого, Бэкон и начал подготовительную работу, в результате которой на свет появились его наиболее известные произведения: Opus maius (Большее сочинение), Opus minus (Меньшее сочинение), Opus tertium (Третье сочинение).
И так во многом. И обращаясь к Винцентию, он утверждает: «Не могу и не должен отрицать, что как во многих моих сочинениях, так и в сочинениях самых выдающихся авторитетов имеется много того, что можно осудить по здравому суждению и без всякой опрометчивости». Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец. Другое великое интеллектуальное движение — естествознание Нового времени.
«сентенциарного бакалавреата», степени, предваряющей докторскую. Но Ездра был рожден раньше, как ясно из только что сказанного. Что было причиной такого отношения к Бэкону, неизвестно.
Вот таким образом Бэкон считает, что философские истины у нехристиан восходят к ветхозаветным патриархам и пророкам, получившим Божественное Откровение, т. е. особым образом просвещенным Богом (Эта концепция (с современной точки зрения, необоснованная) имеет долгую историю. Наконец, в четвертой части (по смыслу сильно пересекающейся с первой) Бэкон демонстрирует рациональные аргументы в пользу христианства, которые могли бы убедить «мудрых» нехристиан исповедующих ту или иную религию («Я мог бы представить простые и грубые,, способы неверных, соответствующие основной их массе, но это бессмысленно.
., философия еще до пришествия Христа дала закон миру (исключая народ иудейский): как в том, что касается Божественного культа, так и в том, что касается нравственности, права, мира между государствами и войны с врагами. И сообразно этому Сенека указывает в III книге Естественных вопросов, что «если нечто и открыто потомками, это открытие надо относить на счет предков, поскольку эти великие души впервые раскрыли тайны вещей и тот, кто надеялся найти, собрал многое для открытий и хотя из-за человеческой слабости древние во многом заблуждались их следует за это извинить».
Он утверждает (со ссылкой на аль-Фараби), что математика полезна для грамматики и логики, поскольку для первой важно знать природу звуков и их сочетаний, а вторая должна включать изучение «поэтических аргументов», решающим аспектом в воздействии которых является красота. Между тем, in studio вовсе не обязательно означает «в университете» и слова Бэкона «я все время был in studio» вполне могут быть переведены и как «все время был поглощен занятиями наукой».
Бэкон всё же отмечает, что христианская вера не может основываться только на рациональных доказательствах: «следует доверять преимущественно Церкви, Писанию, святым и католическим учителям». И это очевидно из Жизни Аристотеля, I книги Этики и книги Тайная тайных. Даже в критике авторитета первым аргументом служат ссылки на авторитеты. Он касается только материальных предметов.
И Августин, говоря о Священном Писании, во II книге О христианском учении утверждает, что «если это истина, то здесь обнаруживается, а если противоречит Священному Писанию, то осуждается». И Сенека в книге О многословии призывает и убеждает нас не следовать путем толпы, говоря: «Если толпа над тобой не потешается, то ты еще не достиг счастья». Итак, никоим образом не следует, что действующий разум есть часть души, как то измышляет толпа. В теологии, которую он сводил к немногим теоретическим положениям, Бэкон выдвигал на первое место мораль, громко осуждая невежество и развращенность духовных лиц. Основанием для такой датировки могут служить слова Бэкона из Opus tertium, где он описывает себя как «уже десять лет лишенного той академической славы, которую приобрел в прежние времена» («iam decem annis exulantem, quantum ad famam studii, quam retroactis temporibus obtinui»).
Ибо если неизвестно общее, неизвестно и то, что остается после общего.
В отличие от Фомы Аквинского, Роджер Бэкон не очень доверяет «естественному разуму», не верит, что человек может самостоятельно прийти к глубоким философским истинам: в качестве примера ограниченности человеческих способностей в философии Бэкон приводит нескончаемые споры схоластов по знаменитой проблеме универсалий. И Он умрет трехдневною смертью, охваченный сном». «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. В связи с этим в произведениях Бэкона существует тема эзотеричности науки, совсем не характерная для научной культуры Нового времени, но присутствующая у ее предшественников — натурфилософов эпохи Возрождения. Наконец, ранний биограф Бэкона Вуд сохранил для нас даже такое его высказывание: «Мои настоятели и братья, подвергая меня наказанию голодом, держали меня под строгой охраной и не дозволяли никому прийти ко мне из опасения, что мои писания станут известны кому-либо кроме Папы и их самих».
Географический очерк особенно хорош и интересен тем, что его читал Колумб и работа эта произвела на него сильное впечатление. Ибо тот видел Хиарка (Гиппарха), сидящего на золотом троне и учащего, а этот Хиарк (Гиппарх), как утверждают, был не кто иной, как астроном Абрах, который был после смерти Александра Великого.
БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии. Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности. d. Phil», 192, 249). также «Encyclopaedia Britannica» (т. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом».
Да и сами святые также исправляли друг друга и сурово спорили между собой. И все философы и поэты, как старшие, так и младшие, были после Ноя, его сынов и Авраама. И в той же книге он говорит: «Мне представляется более похвальным все то, что совершается без участия черни». Но если сравнить это с объемом и величиной его мудрости, заключенной в тысяче трактатов, то на латынь и по сию пору переведено очень немного, а еще меньше имеется в пользовании у основной массы исследователей. А потому ясно, что имеется одна полная и необходимая всем мудрость. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны.
И, опять же, Сенека во II книге О блаженной жизни говорит, что «никто не ошибается сам по себе, но является причиной и вдохновителем заблуждения другого и заблуждение увлекает нас и сбивает с пути и мы гибнем благодаря чужим примерам». Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры.
И когда Философ подразделяет «возможное» в I книге Топики, он отделяет толпу от мудрых ибо называет «возможным» то, что кажется или множеству или мудрым под «всеми» же понимаются совместно и толпа и мудрые, следовательно, под «множеством» понимается толпа, поскольку неразумная толпа не принадлежит к сообществу мудрецов. То же касается и философии. Как и Аристотель, Бэкон различал теоретическую и практическую (моральную) философию у английского философа это различение выглядит так: «теоретическая философия устремлена к познанию Творца через творение, а моральная философия устанавливает чистоту нравов, справедливые законы и Божественный культ, а также славно и полезно увещевает к счастью будущей жизни». С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. И потому, в соответствии с этим, было три Аполлона, равно как и три Геркулеса. И было это во времена царя Огигия, когда случился Великий потоп, который иногда называют именем этого царя, поскольку потоп произошел в Ахайе в его правление, а сам он правил, по словам Августина, Евсевия, Иеронима и Солина (последний пишет об этом в книге О чудесах мира), во времена Форонея, сына Инаха.
И всем ясно, что если бы святые пользовались великими философскими науками, то они не превозносили бы так «пепел» философии и обратили бы их на пользу священному ибо, с точки зрения святых, насколько науки значительнее и лучше, настолько они более подходят для Божественного. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. И первым среди них был Фалес Милетский.
То, что доказано с помощью авторитетных суждений, еще достовернее подтвердит опыт любого. И все это явно обнаруживается в их книгах и доказывается нами доказательством «через следствие». Ибо это единственный путь к усмотрению истины и совершенства. О толпе имеется такое же суждение. Например, один из доводов для обращения мусульман Бэкон видел в том, что «сарацинские философы отвергали свое религиозное учение» имея в виду, вероятно, противоречия между выводами арабских аристотеликов (прежде всего Авиценны и Аверроэса) и рядом исламских догматов. И Авиценна в пятой книге О душе и в десятой Метафизики учит о том же. И, конечно же, всегда оставалась неабсолютной основная масса философствующих.
А то, что философия не чужда Божественной мудрости, но содержится в ней, — это следует доказать. 57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Согласно Бэкону, существуют «естественные знаки», основанные на отношении причины и следствия (дым — знак огня след — знак человека, его оставившего) или подобия (статуя — знак того, кого она изображает).
е. около тысячи лет). И поскольку оно было солидарно с философией в одном действии, а именно — в противостоянии делу веры, то порицание его распространилось и на философию.
Ибо он устремился в Египет за мудростью и был обучен священнослужителями варваров, как пишет Туллий в Академике, в книге V. Но Августин говорит, что Платон еще не родился во времена Иеремии.
И Исидор: «Привычка да будет подчинена авторитету и пусть дурную привычку побеждают закон и разум». Помимо собственно религиозной цели всех наук, Роджера Бэкона интересовали и их материальные плоды, влияние на технологию, медицину и другие стороны жизни, т. е. «практическое применение» в современном смысле этого слова как и его великий соотечественник и однофамилец Френсис Бэкон три века спустя, францисканский философ также мог сказать: «Знание — сила». Кроме того, с 1235 г. и вплоть до своей смерти в 1253 г. Гроссетест был епископом Линкольна — крупнейшей епархии Англии. Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268.
Кроме того, философия препятствовала вере Христовой не только в этом, но и в том, что она на основании своих законов о защите государства от любого противника очевидным образом с помощью предсказаний будущего, объяснения тайных вещей нынешних и посредством удивительных дел, превосходящих обычное действие природы и искусства, соперничала с провозвестниками веры, которые не с помощью природы и искусства, но силой Божией пророчествовали о будущем извлекали на свет тайное и творили чудеса.
И в IV книге он говорит. И Иероним в прологе к V книге Толкования на Иеремию утверждает, что «истина довольствуется немногими и не боится множества врагов». И поскольку откровение необходимо в столь малых вещах, то куда скорее это относится ко всей философской мудрости, которая от Бога и именно Он дал и открыл ее, а потому необходимо, чтобы философская мудрость соответствовала мудрости Божественной. И мы должны следовать совету Туллия, в конце Тускуланских бесед, где он говорит, что «даже если ты пребываешь перед лицом толпы, не стремись присоединяться к ее суждению и не считай наилучшим то, что полагает таковым она». И эти двое жили во времена пленения иудейского (Августин и, равным образом, другие согласны в этом).
Часть этого сочинения обыкновенно наз.
Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь. И Аверроэс говорит в комментарии к О небе и мире, что «во времена древние, до Аристотеля и других философов, существовала полная философия и к ее полноте и стремился Аристотель в свое время». А поскольку он не знал этого, то и многого другого. Провозглашаемые Бэконом методологические максимы, такие как критика ложных авторитетов, зачастую не находят применения в его собственных трудах, которые сплошь и рядом демонстрируют, с нынешней точки зрения, удивительное легковерие по отношению к крайне сомнительным источникам.
Ибо Аристотель в IV книге Физики утверждает, что «быть в Действии» имеет восемь смыслов, один из которых — так, как движущее в движимом, поскольку движущее или действующее, пребывает в своей материи по своей силе, но не по субстанции. И об этом и подобном этому говорят философы. И Августин оспаривал суждения Иеронима, а Иероним во многом противоречит Августину. И вот таким образом философия христиан должна быть устремлена преимущественно к Божественному — в большей степени, нежели философия язычников, а потому философы должны рассматривать философию так, как, если бы она была вновь изобретена, чтобы они создавали ее в соответствии с ее целью.
И во времена Ромула, как считают, жил Фалес Милетский, один из семи мудрецов, а согласно Августину — первый. Следовательно, каково отношение цели к цели, таково же и отношение умозрения к умозрению. 92) имеются оба изъяна или, по крайней мере, второй. В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно.
Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Итак, поскольку дело обстоит таким образом, нам не следует становится приверженцами всего того, что мы слышим и читаем. Существует множество гипотез, объясняющих это (от увлечения Бэкона астрологией до личной неприязни к нему отдельных иерархов), но ни одну из них нельзя считать хотя бы относительно достоверной. Зная о том, каким почтением со стороны оксфордских францисканцев пользовался много для них сделавший в свое время Роберт Гроссетест (не только как могущественный покровитель и заступник, но и как учитель и вдохновитель), Бэкон, считавший себя его последователем, мог рассчитывать на то, что Орден будет благосклонно относиться к его научным занятиям и что в новых условиях он сможет обрести новые возможности для реализации своих проектов. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Ибо Авиценна в основаниях моральной философии повторяет слова Исайи о вечной жизни, говоря, что «ее глаз не видит и ухо не слышит», а также то, что утверждает пророк истины, а именно Тосия, что милостыня изглаживает грех. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Эта концепция связана с толкованием аристотелевских высказываний о «действующем» и «возможном» интеллектах в трактате О душе.
По всей вероятности, этим университетом был Оксфорд: в 1292 г., работая над своим последним трудом, Бэкон вспомнит учителей, преподававших здесь, когда он был совсем молод и напишет следующее: «Блаженный Эдмунд, епископ Кентерберийский, первым читал в Оксфорде книгу Софистических опровержений в мое время и я видел магистра Гуго, который впервые читал книгу Второй Аналитики и я просматривал записи». В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». Потому-то и имеет место такое вот нагромождение одних падающих на других. прим. Впрочем, среди историков, философов и поэтов здесь нет всеобщего согласия, но определенно, что сивиллы воспроизводили Божественные — о Христе, грядущем Суде и т. п.
Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». По мнению Бэкона, первым делом следовало бы восстановить иеронимовский текст Вульгаты по наиболее древним рукописям используя наиболее частые варианты из имеющихся в случаях расхождений необходимо сверять с греческим или еврейским оригиналом.
А в указанном месте (См. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). И мы не можем отрицать, что это написано ими, откуда бы они это ни получили. Отцы Церкви (начиная с Юстина Философа) использовали концепцию заимствования греками философии у ветхозаветных патриархов и пророков для легитимизации христианства как «истинной философии» в глазах представителей эллинистической культуры).
Но этот путь — не что иное, как путь философии. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. И, о порочности обычая, он указывает в I книге О природе богов: «Стыдно исследователю природы искать свидетельства истины в душах, плененных обычаем». Получают ли слова свои значения естественным образом или по человеческому произволу. И потому многие католические мужи решили, что Платон слушал в Египте пророка Иеремию. Убежденность Бэкона в том, что Священное Писание представляет собой источник всей истины, необходимой человеку, объясняет достаточно странное для современной эпохи (но не для Средневековья) использование Библии как источника научных сведений, в том числе в вопросах физики.
Но множество свидетельств говорит о противоположном. И поскольку такие законы были даны сообразно возможностям человеческого разума, как утверждает Аристотель в конце Этики, переходя к книге законов: «Будем говорить теперь, насколько это возможно для философии в делах человеческих», — и т. д., то правители мира, которые сими были наставляемы философами, не желали принимать закон Христов, который выше человеческого разума, а потому философия препятствовала распространению веры и сдерживала ее в силу того, что мир, философией управляемый, страшился принять закон более возвышенный. Итак, поскольку Священное Писание дает нам эту мудрость, то ясно, что здесь заключена всякая истина, а если имеется какая-то мудрость, противная этой, то она ошибочна и обладает лишь именем мудрости и различие, которое в ином случае не приводит к противоречию, здесь к нему приводит, как явствует из сказанного в Евангелии (Мф 12, 30): Тот, кто не со мною, тот против меня. Обычай в этом отношении хуже, чем авторитет, а мнение толпы еще хуже, его вообще не следует принимать во внимание.
И это состояние обретается только с помощью аргументированного доказательства. Среди всей литературы, которую, согласно его мнению, следовало «ввести в научный оборот» на христианском Западе, отметим его замечание о необходимости знать книги греческих Отцов Церкви: «если бы книги этих были переведены, то не только бы возросла мудрость латинян, но и Церковь получила бы большую помощь против схизм и ересей греков ибо они были бы побеждены посредством речений их святых, которым они противоречить не могут», — пишет Роджер Бэкон в период, когда необходимость воссоединения восточной и западной Церквей осознается как весьма актуальная.
Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде. Ибо сколько бы ни говорилось о том, что точнее считать, что магическое искусство изобрел Зороастр (так пишет Августин в XXI книге О граде Божием и это мнение общепринято среди авторов), оно, тем не менее изобретено Хамом, Сыном Ноя, как пишет в своей книге Климент, а также Магистр истории и как сказано в Зерцале историческом. От первой сохранился лишь фрагмент, от второй — большая часть, но лишь в одном экземпляре.
Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Это касается и церковного образования. Марии в Хэмптоне.
Поиск таких аргументов составлял характерную примету эпохи: этой проблеме посвящены и Сумма против язычников Фомы Аквинского и Великое искусство Ауллия. А хуже всего то, что они, — в силу того, что пребывают в непроницаемом мраке заблуждения, — воображают, что находятся в ярком свете истины, вследствие чего истиннейшие вещи воспринимают как предельно ложные, наилучшее — как не имеющее никакой значимости, а величайшее — ни веса, ни ценности и, напротив, прославляют самое ложное, восхваляют худшее, одобряют пустейшее, словно слепые ищут свет истины там, где его нет, с презрением отвергая то, что могут легко получить. Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D. Другой интересный и исторически важный пример использования Бэконом авторитета библейской книги (в действительности апокрифической) касается географии: «оконечность Индии на Востоке крайне удалена от нас и от Испании.
Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. И это очевидно из писем святых Августина и Иеронима и многих других. И, по свидетельству всех великих философов, он является примером для философствующих и то, что он утверждал, составило философию, а потому в нынешние времена его именуют философом по преимуществу при приведении авторитетных философских высказываний, точно так же как под именем «Апостол» в учении священной мудрости понимается Павел. В процессе научных исследований и работы над названными произведениями Бэкона захватила идея создания всеобъемлющего учения, которое должно было основываться на естествознании, «опытной науке» и математике и охватывать все области знания — от грамматики до богословия. Следовательно, куда более вероятно, что мудрейшие и лучшие философы получили эти истины от Бога.
библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Наличие элементов Божественной мудрости у философов-нехристиан Бэкон объясняет тем, что всякое истинное познание является следствием Божественного просвещения (illuminatio).
Основные положения этого учения Бэкон собирался изложить в Scriptum principale (Главный труд), грандиозном сочинении, написанию которого английский мыслитель планировал посвятить свою жизнь. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». И главное подтверждение этому состоит в том, что полнота философии была дана тем же лицам, которым был дан Закон Божий, а именно, святым патриархам и пророкам от начала мира. Впрочем, на чем основаны обе эти традиции, неизвестно.
И мы суть дети и наследники святых и мудрецов — вплоть до нынешнего времени. Потому-то, хотя в некотором смысле истина философии и называется их истиной, для того, однако, чтобы они ею обладали, прежде Божественный свет излился в их души и просветил их: Ибо просвещает всякого человека, приходящего в этот мир (Ин 1, 9), как сказано в Писании, с которым согласны и сами философы, ведь они допускали существование действующего и возможностного разумов. С большей или меньшей достоверностью можно утверждать также, что английский мыслитель был освобожден до 1292 г., когда им было завершено последнее произведение — Compendium studii theologiae (Компендиум богословия). На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага».
Ведь и впоследствии попыткам воплощения этого проекта в жизнь отдавали дань такие крупные мыслители, как, например, Лейбниц, считавший музыку «бессознательным упражнением души в математике». Инах же правил, как утверждает Августин, пятьдесят лет, а его сын Фороней — шестьдесят (в это время было дано обетование Иакову, как ранее — его отцу). XI «Метафизики». Однако невозможно, чтобы свойства одного языка сохранялись в другом.
Потому-то он и говорит: «Без некоего вдохновения, получаемого с небес и поэт не сможет надлежащим образом создать достойное стихотворение». Итак, здесь необходимо сперва предпослать об общих причинах, для того чтобы избежать заблуждения и дабы воссияла истина. Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV. Следовательно, философия должна давать доказательства христианской веры.
И причин тому пять. в мировоззрении Бэкона начали происходить радикальные перемены. Но дело обстоит вовсе не так, а совсем иначе. Пифагор же был научен Ферекидом с Сироса, как пишет в указанной книге Туллий и этот Ферекид первый стал утверждать, что человеческие души бессмертны. Известность Роджера Б. основывается, главным образом, на его механических изобретениях, хотя новейшие исследования о жизни и изобретениях Б. умаляют значение его в этой области.
Ведь философия, рассмотренная сама по себе, не обладает никакой пользой. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. Бакон или Бэкон Роджер. Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. В течение длительного времени Бэкон обладал возможностью получать значительную финансовую помощь от своей семьи и «имел многие расходы».
Считается, что этим сочинением, посланным Папе, стало Opus maius, однако среди историков нет единого мнения о том, когда именно оно было завершено, а также в каком отношении находилось к двум другим работам, написанными для кардинала Фуке — Opus minus и Opus tertium. Но в то же время его понимание слов «опыт» и «математика» радикально отличаются от их современного понимания, а предсказанные им чудесные изобретения он сам считал уже давно осуществленными, хоть и скрытыми от невежественной толпы.
И поскольку многие святые и знаменитые учители переводили «Израиль» как «муж, видевший Бога», то Иероним, как это будет показано далее, в Комментарии к Книге Бытия доказывает с помощью неопровержимых доказательств, что этот перевод ложен. Вот таким образом даже если бы он сказал истину, это было бы неправдоподобно.
Это и многое другое приводит Беда Достопочтенный. Ведь творения представлены в Писании ради обретения истин благодати и славы, которые не были известны философам, а потому они не дошли до предельных возможностей мудрости о творениях, Священное Писание содержит ее в своих глубинах. Кардинал Фуке, хотя и заинтересовался «предложением» Бэкона, денег не дал, а в ответном послании предписал францисканцу прислать ему сочинение, в котором исчерпывающим образом были бы изложены все основные идеи английского мыслителя. И, по мнению святых, этот Платон превосходил всех философов, поскольку до них дошли его книги и поскольку он был автором множества прекрасных высказываний о Боге, нравах и жизни грядущей, которые во многом совпадали со святой Божественной мудростью, как я разъясню в моральной философии.
Вот таким образом Августин в книге Об учении христианском (II, III, IV книги) и в других местах учил приложению этого к вещам божественным тому же учили и другие святые. В 1312 Вьеннский собор (возможно, под влиянием аргументов Бэкона) постановил учредить школы греческого и восточных языков в Парижском, Оксфордском и др. математические объекты. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV).
Также и Аристотель в книге Тайная тайных пишет, что «тот, кто сделает общедоступными тайны природы, нарушит небесную печать». И есть четыре причины необходимости знания языков для Церкви. И многие считаются полностью латинскими, а на деле являются греческими, еврейскими, халдейскими и арабскими. Вообще вопрос этот остается нерешенным. А во времена, когда родился Платон, был знаменит медик Гиппократ и пользовались известностью Эмпедокл и Парменид.
В период Нового времени появился распространенный и поныне образ Роджера Бэкона как первого современного ученого — математика и естествоиспытателя-экспериментатора, критиковавшего схоластическое пустословие и за это пострадавшего от «мракобесов-церковников». Тайны природы, по мнению Бэкона, не следует открывать толпе. Ибо, как знают богословы, для совершения таинства необходимо намерение. Согласно Бэкону (как и многим другим комментаторам до него), «действующий» интеллект принадлежит Богу или ангелам, а «возможный» — отдельной человеческой душе, получающей от Бога познание тех или иных истин.
в такие страны, как Египет, Палестина, Междуречье, Индия). К ним относится Вторая философия Авиценны, которую называют восточной, которая трактует о чистой философии самой по себе и которая «не боится ударов копий противников», а также Третья, которая была создана в конце его жизни и в которой он собрал тайны опытов, как он сам отметил в прологе к своей Первой философии., что вся она целиком дана одним Богом одному миру и с одной только целью и вследствие этого тройственного соотнесения она приобретает единство. А обо всех естественных науках Августин говорит : «Тот, кто описал бы свойства времен и мест, живых существ, а также камней, растений и других неодушевленных вещей, конечно же, произвел бы ценный труд для Писания». Следует отметить также важный вклад, сделанный Р. Бэконом в развитие науки о знаках. Клирику из свиты кардинала, Раймону Ланскому, францисканец устно изложил некое свое «предложение», которое попросил передать кардиналу Фуке.
И Августин предписывает, чтобы «когда явлена истина, обычай подчинялся истине, поскольку истина и разум всегда исключают обычай».
Так, в одном месте он пишет, что не может заниматься тем, чем хочет, так как настоятели ежедневно заставляют его выполнять другие дела («Affuit enim instantia prelatorum meorum cotidianta ut aliis occupationibus oboedirem et ideo non potui aggredi qua volebam»). Следует отметить, что, во-первых, вероучительные положения, отвергнутые этими мыслителями (например, вечность мира и телесное воскресение мертвых), являются общими у ислама с христианством, а во-вторых, в историческом плане наличие таких противоречий привело к кризису не ислама, а арабского аристотелизма. 339—348).
Здесь он продолжал свои занятия по опытным наукам, а также работал над составлением полных и законченных трактатов. рассказы о путешествиях Фалеса, Пифагора, Демокрита и др. В этой фразе Бэкон, несомненно, намекает на то, что уже десять лет не преподает публично. В Средние века философы серьезно обсуждали вопросы, касающиеся значений слов.
Все эти ранние работы, написанные Бэконом в классическом схоластическом стиле, вполне вписываются в рамки университетской философской традиции и не отличаются особой оригинальностью тем не менее, уже в них присутствуют определенные мотивы (прежде всего повышенный интерес к естественной философии), ставшие затем основополагающими в творчестве английского мыслителя. Ибо невозможно, чтобы латиняне достигли необходимого о Божественном и человеческом, не обладай они знанием других языков и их не достигла бы мудрость, взятая сама по себе и в приложении к Церкви Божией и остальным трем вышеупомянутым вещам. представил переводы некоторой части книг Аристотеля по естествознанию и метафизике вместе с подлинных толкователей, философия Аристотеля прославилась среди латинян. Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch.
Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Но это случилось не раньше правления Инаха, что показывают списки египетских царей в хрониках.
Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. Согласно Роджеру Бэкону, пренебрежение математикой «в течение уже тридцати или сорока лет уничтожило всю систему образования латинян И, что еще хуже, люди, ее не знающие, не ощущают собственного невежества, а потому не ищут лекарства».
А то, что сивиллы провозглашали прекрасные Божественные истины, — это очевидно из святых и других достаточно привести то, что говорит Августин в XVIII книге О Граде Божием: «Эти девы говорили следующие слова: Будут бить Бога по лицу оскверненными руками, оплюют Его ядовитыми извержениями нечистых уст Он смиренно подставит свою спину для бичевания и будет молчать, принимая удары и будет увенчан терновым венцом. 256—357) посвящена трактату о перспективе.
База познания — математика. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Следовательно, нет иной истины, кроме той, которая содержится в этой науке.
И он перевел на латынь некоторые сочинения по логике и немного из других. Обе оценки, безусловно, не являются адекватными и во многом зависят от предвзятых установок: первая — от огульного отрицания Средневековья как «темных веков» культуры, вторая — от восприятия философии Фомы Аквинского в качестве вершины средневековой мысли, тогда как Роджер Бэкон во многом с ним расходился. Старший его брат, по-видимому, унаследовал отцовское владение.
Но моряк не есть совершенство, а лишь его двигатель. Тем не менее, философия как таковая вовсе не противоречит христианству. 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum». Обозначает ли слово «собака» непосредственно конкретную собаку или общее понятие собаки либо общую природу собак, а конкретную собаку — лишь опосредованно.
И Исидор говорит то же в III книге. Ибо расцвет их падает на те годы, когда родился Моисей. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. В связи с этим, как говорит Августин, рассказы измышляют его носящим небо, хотя его именем называется гора, высота которой, по всей видимости и вызвала народное поверье о ношении неба (она словно возносится к небу на краю побережья Африки, неподалеку от Геркулесовых Столпов). Часть V (стр.
В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. А если ошибались эти великие, то что говорить о позднейших.
I–IV аристотелевской «Физики», к кн. И Сенека в книге О четырех основных добродетелях говорит: «Пусть тобою не движет авторитет говорящего: не то, кто, но что».
Но и апостол Павел, когда пишет к Титу использует строки поэта Эпименида: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые (Тит 1, 12). Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. 1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы.
Ибо толпа слишком несовершенна, а потому аргументы в пользу веры, рассчитанные на толпу, грубы, примитивны и недостойны мудрых. В самом деле, всю философию они сводили к Божественному: это ясно из книг Авиценны, — его Метафизики и Этики, — из аль-Фараби, Сенеки и Туллия, а также Аристотеля. Во втором представлена чистая истина философии, которая «не боится ударов копий противников», как утверждает он сам.
Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278). В это же время Б. начинает третье сочинение, как бы предисловие к первым двум, объясняющее общую цель и задачу их и дополняющее их во многих отношениях. И, как он сам говорит в прологе к книге Исцеление, он составил три тома по философии.
Переводы многих важных философских сочинений и даже Библии пестрят ошибками. Но и он, как будет достаточно ясно показано далее, не достиг пределов мудрости. «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ. принципы.
Между тем, чтение этих лекций являлось необходимым условием для получения т. н. Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. Species — это эффект воздействия одного тела на другое. Это направление рождалось медленнее и оформилось в качестве более-менее зрелого лишь к XVII в. До этого момента характерные черты современного научного метода оказывались перемешанными с элементами, ему внутренне чуждыми, — теми же, что и у Роджера Бэкона: эзотеризм, мистицизм, вера в тайные силы природы (астрологические влияния). Никто не безошибочен, кроме авторов Священного Писания, вот таким образом необходимо исследовать и проверять мнения учителей, примеры чего в изобилии встречаются в истории философии.
Какие конкретно обвинения были предъявлены Бэкону, неизвестно неизвестно также, сколько длилось его заключение и сколь суровым оно было. Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Но мнение толпы сильнее этих двух. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. В отличие от распространенной впоследствии в Новое время (особенно в эпоху Просвещения) идеи отвержения авторитета как источника познания, Роджер Бэкон не отказывается полностью от доверия авторитету, заявляет, что все предшественники достойны почитания, но, тем не менее, предостерегает от принятия ложного авторитета за истинный и предлагает противостоять ложным авторитетам с помощью истинных, а также выслушивать разные мнения.
И вот таким образом Туллий в трактате О бессмертии души хвалит и превозносит тех, кто избегает обычая, говоря, что «великой душе свойственно в помышлениях своих отклоняться от обычая». И то же относится и к любому творению. И все, что он ищет в ином месте, он найдет здесь в абсолютном виде».
Но, даже отвлекаясь от столь крайних суждений, непредубежденный исследователь поражается совмещению противоречивых черт в творчестве «Удивительного доктора». Однако по сути дела «предложение» состояло, вероятно, в том, что Бэкон просил финансовой помощи, необходимой для написания этих самых работ (прежде всего — упоминавшегося Scriptun principale), а также для осуществления своих многочисленных научных проектов.
Но нормы и правила жизни появились позже: это ясно из запрета на кровопролитие и правил употребления мяса после потопа и из о покупке Авраамом пещеры. е. познание экстатического характера). Ср. По словам Роджера Бэкона, мыслители-христиане долгое время отвергали нехристианскую философию по следующим причинам: Отцы Церкви — так как она соперничала с утверждающейся христианской верой и часто была смешана с ложными представлениями, в частности, магическими мыслители XII в. — на основе ссылок на труды Отцов Церкви, не разобравшись в причинах их мнений современники Бэкона — т. к. «находят удовольствие в незначительном и пустом».
Но Бог открыл им все и даровал им долгую жизнь, чтобы они завершили философию путем опыта. И этому превосходно учит Сенека в книге Естественных вопросов, говоря в III книге, что «мнения древних недостаточно точны, они, неопытные, еще заблуждались в отношении истины изначально все то, к чему стремились, было новым, затем оно же стало тщательно изученным, но в начале никакая вещь еще не доведена до совершенства». Хотя знание языков и математики наиболее необходимо для научной деятельности латинян (что было затронуто выше и будет более подробно разъяснено в подходящем месте) и оно использовалось святыми людьми и всеми древними мудрецами, мы, современные люди, это знание отрицаем, отвергаем и опровергаем, поскольку не ведаем его и его пользы. Ибо Аристотель хотел вступить в полемику со своими предшественниками и многое обновить.
Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. Я отношусь к писаниям других так, как я хочу, чтобы разумеющие относились к моим собственным». Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Но поскольку вследствие первородного греха и вследствие собственных грехов того или иного все части воображения повреждены (способность к рассуждению слепа, память слаба, воля извращена) и благо и истина существуют единым способом, но ложь, противоположная какой угодно истине и зло, противоположное какому угодно благу, варьируются бесконечным числом способов (пример этому приводит Философ во II книге Этики, говоря, что легко отклониться от данной точки по причине многообразия вариантов возможного отклонения, а истина и добродетель находятся в одной точке), а кроме того, существует бесчисленное количество добродетелей и истин и бесчисленное множество степеней у каждой истины и добродетели, то ясно, что человеческого ума недостаточно, чтобы во всех случаях совершать то, что необходимо и в том или ином он не может избежать лжи и зла. И, кроме того, во II книге О порядке он пишет: «Без знания логики никто не может приступить к изучению Священной науки».
Бэкон стал первым в истории Европы мыслителем, кто попытался создать всеобъемлющую энциклопедию знания, органично соединенного с богословием и ориентированного на достижение практических (религиозных) целей. Ведь, по словам Аристотеля из книги Тайная тайных и его учителя Сократа, «мы не записываем на пергаменте тайны наук, чтобы они не стали доступными для толпы». И так случается с толпой не только по причине ее собственной глупости, но и потому, что ее начальники, волей коих она движима во всех делах, по большей части отличаются слабостью и бессилием, а потому склонны к заблуждениям и становятся причиной несовершенства.
Здесь надо различить две вещи, а именно похвальбу самонадеянным знанием и бесплодное оправдание невежества.
Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. И Боэций в книге О школьной науке, что «глупо во всем соглашаться с речами учителя: ведь сперва ему следует довериться, пока не станет ясна его мысль, а затем представить, что он ошибается в своих словах: чтобы ученик смог, по возможности, обнаружить то, что явно мог бы противопоставить рвению учителя». III, 1888). У Бэкона опыт означает все, что человек «испытывает» в самом широком смысле слова, непосредственное познание «лицом к лицу» с реальностью. Как учит Птолемей в Альмагесте. На труд свой, посланный им Клименту IV, Б. смотрел, как на основные принципы, которые впоследствии должны быть применены к разработке всех наук.
То же самое можно показать также и с помощью двух свойств метафизики. И то же, что мы видим в истине веры, мы наблюдаем и среди учителей философии. И ниже: «С делами человеческими дело обстоит не столь хорошо, чтобы лучшее удовлетворяло большинство» и затем: «множества — худший из аргументов». Ведь Аристотель долго не был известен и философам и латинянам в целом. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено.
Согласно Бэкону, философия показывает, что «должна существовать и иная, за пределами философии, наука философия приходит к обнаружению более высокой науки и утверждает, что это — наука о Божественном».
Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа». Как бы то ни было, конфликт между Бэконом и руководством Ордена достиг апогея в конце 1270-х гг., когда, согласно документу XIV в. известному как Хроника 24 генералов генерал францисканцев Иероним Асколи «по совету многих братьев» осудил Бэкона за некие «подозрительные новшества» и приговорил к тюремному заключению. Вот потому-то Соломон и говорит: Ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как сидоняне (3 Цар 5, 6). В самом деле, мы обнаруживаем таковое в их книгах, как покажет далее достоверное доказательство и в чем каждый может непосредственно убедиться, если пожелает прочесть книги философов.
Но я знаю мудреца, который придумал, как его изготовить». Мф 5, 3—12 Лк 6, 20—23) 5) духовные чувства 6) плоды, превосходящие чувства, в том числе мир Божий 7) восхищения разных видов (т. Равным образом и почти все тайны философии до сих пор доступны только на иных языках. И опять же, он говорит там: «Народ вопреки разуму является защитником своего зла».
И один из величайших философов, Туллий, в Тускуланских беседах спрашивает: «Что есть философия, кроме как дар, который, как я полагаю, приобретен от Бога. ». Даже святые пересматривали свои мнения, спорили и поправляли друг друга. В этой ситуации Бэкон решает вернуться в Оксфорд, где всегда имелся стойкий интерес к естественнонаучным исследованиям, а потому академическая среда была для него куда более благоприятной.
И когда его спрашивали: «Кто ты. », он отвечал: «Философ», т. е. любитель мудрости: так говорит Августин в VIII книге О Граде Божием. Средневековым людям было трудно принять идею, что какие-то сведения могут быть просто ложными если же в разных источниках замечались ошибки и противоречия их стремились каким-то образом согласовать, показав, в каком именно смысле истинен один, а в каком другой, по методу схоластической диалектики, образцовое применение которого дано в Сумме теологии Фомы Аквинского при взвешивании разных «да» и «нет» в решении каждого отдельного вопроса.
Другими препятствиями в постижении истины являются обычай и мнение толпы. И математические доказательства принимаются только после опытной проверки — счета в арифметике, построения в геометрии. И сам Философ также утверждает, что действующий разум отделен от возможностного и несмешан. Так бывает с людьми в большой толпе, когда в ней начинается давка: всякий падает так, что увлекает за собой другого и первые оказываются причиной падения прочих». Ис 11, 2—3) 4) евангельские блаженства (см.
Третья причина — это знание языков, необходимых Церкви Божией. Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. После Фалеса первым был Анаксимандр, его ученик, а за ним — Анаксимен. Но, о других они говорили редко и мало, более того, часто их отвергали и иногда учили, что их следует отвергать, как явствует из Амвросия в Комментарии к Посланию к Колоссянам и из Иеронима в Комментарии к Посланию к Титу и из Рабана Мавра в сочинении О тяготах Церкви и из многих других сочинении. И это я доказываю с помощью самого Аристотеля.
Неразумный род, ты не узнал своего Бога, прославляющего умы смертных, но увенчал Его терновым венцом и примешал ужасную желчь Завеса же храма разорвется и среди дня в продолжении трех часов будет тьма. И Аверроэс в конце II книги Физики говорит, что «обычай есть главная причина, препятствующая многих очевидных вещей. Однако из-за злодейств людей, злоупотребивших мудростью, таких как Нимрод, Зороастр, Атлас, Прометей, Меркурий (Трисмегист), Асклепий, Аполлон и др., почитавшихся из-за своей мудрости богами, Бог затемнил сердце толпы и понемногу применение философии сошло на нет, пока Соломон вновь не призвал ее и не довел до полного совершенства, как говорит Иосиф в VIII книге древностей. И этим облечен и охвачен любой человек в любом положении. Наряду с чувственным опытом, который он называет внешним, Бэкон говорит также о внутреннем опыте.
Собственную эпоху Бэкон оценивал как время кризиса, упадка, деградации: «Сейчас больше грешат, чем в предыдущие времена», «повсюду очевидна порча». И поскольку сравнительно с тем, что человек знает, сохраняется бесчисленное множество того, что ему неведомо (и оно, без сомнения более значительное, благое и прекрасное), то безумен тот, кто превозносит себя как мудрого и еще безумнее тот, кто выставляет свое знание напоказ как некое чудо и стремится распространить его. XIII стол. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). И это разъясняет Августин во II книге О христианском учении, приводя пример слов Господа, говорящего (Мф 10, 16): Итак, будьте мудры, как змии и просты как голуби.
Итак, отвергая мнение толпы, мы должны придерживаться этого указания из Книги Исхода (Ис 23, 2): Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, следуя мнению большинства и отступая от правды. Среди основных препятствий для постижения истины Бэкон называет ложный авторитет.
Стоит привести знаменитый список предсказанных Роджером Бэконом технических изобретений: «могут быть созданы такие навигационные инструменты, чтобы большие корабли без гребцов пересекали реки и моря, управляемые одним человеком и с большей скоростью, чем если бы они были наполнены гребцами. На основании отдельных высказываний английского мыслителя можно утверждать, что одной из главных задач, которые он перед собой ставил, было теоретическое обоснование необходимости коренной реформы научных институтов и всей системы образования (Бэкон считал, что в университетах и других учебных заведениях необходимо смещение акцентов с философских и метафизических спекуляций на точные науки и естествознание), а также определенного обновления в церковной жизни (в данном аспекте Бэкон выступал как решительный критик секуляризации Церкви и обличитель морального падения отдельных ее служителей). Третья причина, по которой мудрость философии возводится к мудрости Божественной, та, что Бог не только просветил их умы для приобретения мудрости, но и саму мудрость они получили от Бога, Который им ее открыл. Часть VI (стр.
И в доказательство тому он приводит и самих пророков и знаменитых учителей от начала Церкви, которые используя учение философов, обращали в веру Христову князей и неверных и различными способами укрепляли. См. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр.
Падение же Трои произошло за 430 лет до Ромула. Ибо Платон говорит: «Сократ, мой учитель, мне друг, но истина дороже». (Существовали и другие интерпретации: так, Фома Аквинский считал, что оба интеллекта принадлежат индивидуальной человеческой душе, а Аверроэс — что ей не принадлежит ни один из них, оба являются общими для всего человечества). instabant ineffabili violentia ut cum aliis eorum voluntati oboedirem»).
Первые всегда были, есть и будут немногочисленнейшими. А против мнения толпы он высказывается в прологе ко II книге Тускуланских бесед,, что «философия удовлетворяется немногими судьями и избегает совета толпы, которой она подозрительна и которой ненавидима». Бэкон придерживался характерного для его времени убеждения в том, что небесные явления причинно обусловливают события подлунного мира. Тем не менее, очевидно, что между серединой 1270-х и концом 1280-х гг.
И это очевидно тем, кто рассмотрел все основные части философии, как покажет последующее. Физическое действие отсюда — впечатление или переход силы в линию и потому должно быть объяснено геометрией. Роджер Бэкон цитирует Августина: «христиане должны перенять от философов — как от незаконных владельцев — те полезные вещи, которые содержатся в их книгах», поскольку «золото и серебро философов создано не ими самими, но как бы извлечено из всеобщих россыпей Божественного провидения, которое разлито повсеместно».
Наиболее правдоподобной, впрочем, является гипотеза С. Истона, который, как и Мандонне, полагает, что Opus maius был завершен и послан Фуке уже во время его понтификата, но при этом считает, что Папа получил также и Opus minus, служивший дополнением к главной работе Бэкона. лучше природы. По возвращении в 1240 в Оксфорд он вступил во францисканский орден и читал в университете лекции, на которые стекалось много слушателей. А Исидор указывает в VIII книге Этимологии, что город Трито находится в Африке то же говорит и Плиний в V книге, называя Палладу Тритонией.
В этих рассуждениях Роджера Бэкона появляется столь редкий для Средних веков и столь ценный для Нового времени мотив прогресса знания: в будущем многие вещи, которых мы теперь не знаем, станут очевидными, пишет Роджер Бэкон (со ссылкой на Сенеку).
Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). И тот философ никак не мог быть Аполлоном, которого почитали как бога в Дельфах. Около 1265 г. Бэкон приехал в Париж, где попытался связаться с кардиналом Ги де Фуке (не исключено, что английский мыслитель был ранее с ним знаком). И нас подвигает на этот дерзновенный шаг не только необходимость, — дабы нам не испытывать недостатка и не впадать в заблуждение, — но и примеры и авторитетные высказывания, так что нас никто не сможет упрекнуть в самомнении.
А потому необходимо, чтобы эти истины были изначально даны человеку в откровении. Многие его замечания обнаруживают выдающиеся для XIII в. знания о других религиях и народах. Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. е. ноября).
Наконец, Роджер Бэкон разработал интересное астрологическое рассуждение, подтверждающее, с его точки зрения, преимущество христианства по отношению к пяти другим религиям, в качестве которых в этом месте Opus maius называются иудейская, халдейская, египетская, мусульманская и религия Антихриста (в другой части, посвященной моральной философии, список, как мы видели, несколько иной). Данное событие обычно относят к середине — концу 1250-х гг. Бэкон рассмотрел пять основных нехристианских религиозно-этнических общностей (язычники идолопоклонники татары сарацины иудеи).
Таким образом, «эмпиризм» Роджера Бэкона теснейшим образом связан не с сенсуализмом, а с живыми мистическими традициями, столь характерными для Средневековья. Отсюда следует их важность для таких наук, как богословие и каноническое право. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта.
И, таким образом, философия поднимается до науки о Божественном. И там же он пишет, что «глупо давать ослу салат, если ему довольно и чертополоха», говоря о толпе, для которой достаточна простая, грубая и несовершенная умственная пища. И мы все еще не имеем и половины и даже лучшей части. А потому мы, потомки, должны восполнить недостатки древних, поскольку мы ознакомлены с их трудами, благодаря которым (если только мы не будем ослами), мы можем быть побуждаемы к лучшему ибо, как говорит Боэций и что должным образом доказано в своем месте, весьма убого всегда пользоваться изобретенным и никогда — тем, что должно изобрести.
А Авиценна и Аверроэс также исправили многое в его Суждениях. И мы, не подчиняясь обычаю, должны следовать совету Киприана, «обычай, лишенный истины, есть застарелая ложь, а потому, оставив заблуждение, да последуем за истиной». И это утверждал не только святой Августин, но и многие другие святые. Впрочем, мы можем и иначе истолковать указанное место. Часть IV (стр.
Ведь в упомянутой книге Сенека говорит, что «древних надлежит выслушивать извиняя их». И во II книге О гневе он указывает, что «по причине вредоносности обычая с трудом устраняются пороки, которые нам присущи».
И хотя возможностный разум может называться действующим — благодаря акту познания, тем не менее, рассматривая действующий разум так, как его рассматривают они, мы называем тот, который наполняет и просвещает возможностный разум для познания истины. Бэкон уделяет большое внимание разным приложениям теории распространения species, в частности, он обсуждает пути, которые проходит свет звезд (а значит и астрологические влияния), проходя последовательно сферы огня и воздуха, окружающие Землю. В пищу дадут ему желчь, а в питье — уксус. Использование математики помогло бы придать достоверность другим наукам, вот таким образом желательно, чтобы они изучались не на основе софистических и диалектических аргументов, а на основе математических доказательств. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты.
Ибо они сами часто пересматривали свои слова. А в другом послании приводит стих Менандра: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15, 33). И неудивительно, что я говорю, что это — лучшие книги логики. Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ.
358—444). Выдержки из этих сочинений были сделаны Чарльсом, но понятно, что полное представление о его философии немыслимо до тех пор, пока не будут изданы все его сочинения. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Ибо многое достигается благодаря обычаю выслушивать чужое мнение, что он подтверждает доказательством «через следствие», говоря, что мнение толпы сильнее убеждений философов потому, что толпа не имеет привычки выслушивать иное мнение, а философы прислушиваются ко многому.
Можно обратить внимание также на то, что сочинения создавались в спешке (что вполне объяснимо), а потому их компоновка оставляет желать лучшего: разрозненные фрагменты плохо скреплены между собой изобилуют различного рода отступлениями, никоим образом не связанными с основной темой, а потому проследить за развитием мысли Бэкона чрезвычайно трудно все это делает чтение их задачей крайне нелегкой. И затем, в VIII книге, он указывает, что Соломон не оставил ни одного естества неисследованным, но размышлял о каждом и ясно изложил учение обо всех их свойствах и касается вопроса о том, каким образом, затрагивая все единичные аспекты, Соломон составил 4005 книг. Среди же преемников Пифагора чаще других называют Архита из Тарента и Тимея.
имя Роджер встречается и среди Бэконов из Норфолка и среди Бэконов из Эссекса. Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами. Вот таким образом Философ в X книге Этики примыкает к суждению Иеремии о коже эфиопа, говоря, что «трудно или невозможно обратиться к благу тому, кто через обычай закоснел во зле». Глубины знания откроются только христианам и Бэкон уверен во всемирном распространении католичества путем покорения, уничтожения или обращения иноверцев.
Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. И Августин говорит в Комментарии к Евангелию от Иоанна, что Бог дал им мудрость. И вот таким образом речения истинных авторитетов могут быть во многом соответствующим образом дополнены и исправлены. Однако точный ответ на вопрос о малой родине английского мыслителя невозможен.
Сам Бэкон написал еврейскую и греческую грамматики. Дело в том, что к концу 1240-х гг.
И Августин указывает в XVIII книге О Граде Божием, что Платон читал Книгу Бытия, — на том основании, что он полагал творение мира таким же, как это описано там, — а также то, что он читал книгу закона, а именно Исход, — исходя из упоминаемого там имени Бога, т. е. «Я есмь Сущий». Но намерению предшествует понимание и знание совершаемой вещи. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы.
Даже тексты Библии имевшие хождение, существенно отличались один от другого. А то, что — эта мысль абсолютно верная и подтверждается святыми.
В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе. И куда меньше то, во что мы верим, чем то, чего мы не знаем. Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. А то, что философы могли обрести только от них, с очевидностью показано выше. и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене. Однако «практика, понимаемая широко, тождественна любой действенной науке и тогда многие другие науки суть практические».
Кроме того, как показало исследование Э. Литтла, в финансовых документах XII — XIII вв. Другой брат, как и Роджер, посвятил себя научным и философским исследованиям (предположение некоторых историков о том, что им мог быть известный доминиканский профессор Роберт Бэкон, не выдерживает серьезной критики). И хотя оно было ненавистно всем философам, которые с ним боролись, как будет доказано в своем месте, первые святые, видя, что мир захвачен философией и магией из-за одного этого искусства отвергали и то и другое, поскольку и то и другое препятствовало плодам веры различными способами.
Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. А в Лукулле он говорит. И Саллюстий в Югуртинской войне высказывает суждение Соломона, когда говорит, что «где проводили юность, там проводят и старость».
Ведь во многих делах испорченность человека усердно оберегает то, что противно истине и благополучию (иначе дело обстоит разве что в случае, когда особая благодать и милость Божия поддерживает немногих совершенных) и человек не испытывает пресыщения, продолжая греховные деяния и не легко обнаруживает отвращение к различным вещам. чтобы не было более потопа на Земле» (Быт 9, 13), т. е. цель радуги — испарение воды, вот таким образом при явлении радуги всегда имеет место рассеяние воды на бесчисленные капельки и их испарение благодаря лучам Солнца, концентрирующимся в результате различных отражений и преломлений из-за которых и возникает радуга. Основатель позитивизма Огюст Конт, предложивший новую религию человечества и, в частности, проект календаря, в котором месяцы и дни назывались бы не по именам богов и святых, как раньше, а по именам выдающихся деятелей культуры, посвятил Р. Бэкону первый вторник месяца «Декарта» (т. И тот, о ком говорит Августин, был сыном Латоны, а его сестрой — Диана. Итак, все, для чего требуется направляющая сила мудрости, сводится к этим четырем вещам и ни с чем иным она соотнесена быть не может.
Достоверно известно, что местом рождения Роджера Бэкона является Англия. Равным образом имеется заблуждение относительно того философа Аполлона. Частным, но далеко не единственным примером species является свет.
46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. А в указанном месте имеются оба изъяна или, по крайней мере, второй. чтобы не было более потопа на Земле — извлекается о целевой причине радуги. А о прочих трудах, как об искусствах, так и о природе, он говорит : «Знание прочих искусств, благодаря коим изготовляется дом и т. п. или медицины или агрикультуры или тех, результатом коих является всякое действие,, такое, как прыжки, бег и т. п., должно использоваться для выявления, — для того, чтобы смысл Писания не был от нас полностью сокрыт, — ибо в Писании имеются иносказательные выражения, в которых используется этих наук».
И так эта цель обладает своим собственным умозрением, как моральная философия нехристиан — своим. И сходным образом все эти три язвы осуждает в одной фразе Сенека в конце II книги Писем. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. Ведь переведены только общего характера, которые во многих случаях малоценны, да и из такового многое отсутствует. В III книге и Климент в I книге.
О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений.
Бэкон, безусловно испытывал глубокий интерес к богословию и рассматривал его как наивысшую форму знания, но при этом он имел сильное предубеждение против тех умозрительных методов, которые использовались ведущими профессорами факультета богословия в Париже для разработки своего предмета. В следующем году он написал Б., с которыми был все время в сношениях, чтобы он, несмотря на запрещения его начальства, прислал ему научные заметки, которые он уже раз требовал от него, будучи еще папским легатом. Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Итак, устранив четыре основные причины всего человеческого невежества, я в этом втором разделе хочу показать, что существует одна совершенная наука и она содержится в Священном Писании из основ которой берет начала всякая истина.
«Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Эти идеи не были бесплодны: после такого необычайного толчка средневековая схоластика быстрее пошла к окончательному упадку. Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. И тот же Аверроэс указывает во II книге Метафизики, что «противное началам, становясь популярным, охотнее воспринимается множеством следующих суждению большинства, нежели сами начала». Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет.
Но никакое из начал науки не требует такого труда, как достоверное обоснование этой вещи ибо она является фундаментом для всего человеческого разумения.
Представители этого направления так же, как и Бэкон, защищали в познании природы опыт и математизацию в противовес диалектическим аргументам и ссылкам на авторитет, указывали науке практическую цель в противовес созерцательной. Но имя авторитета достойно благожелательного отношения. И Августин напоминает о многих святых ученых, спрашивая: «Разве не видим мы, сколь многим золотом обремененный вышел из Египта любезный учитель и блаженный мученик Киприан, сколь много вынес Викторин и многие другие греки и, конечно же, Моисей, наученный во всей египетской мудрости. ». И во времена Форонея у язычников возникла моральная философия, поскольку, как говорит Августин, тогда «Греция сделалась более известною некоторыми установлениями законов и учреждениями судов».
Это ясно на примере Аристотеля, который оспорил все мнения предшественников. Его произведения вызывают полярно противоположные интерпретации и оценки. 1214 — после 1292). Бэкон вскрывает психологические пути образования ложных авторитетов (следование детей за родителями, учеников — за учителями, подчиненных — за начальниками).
Судя по всему именно в Оксфорде Бэкон принял решение о вступлении в Орден Францисканцев. Тем не менее, в позднейших исследованиях Т. Краули и Д. Линдберга данная гипотеза была поставлена под сомнение на том основании, что трактовка выражения in studio как «в университете» предполагает либо то, что слова «впервые выучил алфавит» являются метафорой, либо то, что Бэкон начал свое обучение в университете с ознакомления с буквами латинского алфавита, при явной абсурдности такого допущения. Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году.
Эта задача не была осуществлена им в полном объеме. Большое внимание он уделяет опыту как критерию истины. И это я доказываю с помощью самого Аристотеля. Новые научные интересы Бэкона плохо вписывались в общую атмосферу Парижского университета он не находил понимания и поддержки в ученых кругах, а слава таких парижских богословов, как Александр Гэльский и Альберт Великий, не вызывала у Бэкона (насколько мы можем судить по тому, что он пишет в своих поздних сочинениях) ничего, кроме горечи и раздражения.
.