Внешний опыт ведет к природным истинам, а внутренний – к сверхприродным. Глава «Порох» начинается с описания потрясающего, по мнению автора, действия пороха. Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (D hring, «Critische Ge sch.
Стал монахом ок. Состоял в Францисканском ордене. 358—444).
В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства2 первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение. Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus».
Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Бэкон выказывает уверенность в скором открытии алхимического рецепта, который не смогла изобрести природа, но на который способен человек1. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны.
В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Все сочинения Бэкона—наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Р. Б. 1257, жил в францисканском монастыре в Париже. Но ничто не могло научить Бэкона вести себя тихо.
В вопросе об универсалиях Р. Б. Причём оно начинает трактоваться как нечто актуальное. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), то есть Пикардиец. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр.
Глава «Некоторые дела уполномоченных Церкви» разоблачает мошенничество священнослужителей, занимающихся гаданиями на святой воде, раскалённом железе. Бэкон много внимания уделял изучению зрения, описал анатомическое строение глаза. Бэкон (Bacon) Роджер (около 1214, Илчестер, — около 1292, Оксфорд), английский философ и естествоиспытатель. 339—348).
Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. В 1257 году св. Наука во времена Бэкона была переплетена с алхимией думали также, что она переплетена и с черной магией Бэкон без конца попадал в передряги из-за того, что его подозревали в ереси и магии. Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество.
В своем трактате Удивительная Сила Искусства и Природы он намекает на черный порох и предсказывает использование пара как движущей силы, кроме того, он описывает гидравлический пресс водолазный колокол и калейдоскоп. Его главный труд «Большое сочинение», где он утверждал: «истина – дочь времени, на ее пути четыре препятствия – доверие сомнительному авторитету, привычка, вульгарные глупости и невежество наука – дочь всего человечества. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а ещё к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству. По его мнению, свет распространяется с чрезвычайно большой скоростью.
Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об опытной науке, достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Глава «О невежестве толпы» поясняет, что простой народ не способен понять знаний мудрецов, так как уходит в софизмы и тонкости. За это время он написал три важных трактата: «Большой труд», «Меньший труд», «Третий труд». Уделяя большое внимание опытной науке как владычице умозрительных наук, Р. Б. В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени.
Сторонник отделения теологии от светских наук.
Его работы о луче и спектре разложения света занимают заметное место в истории средневековой оптики, тогда как в других науках он пользуется преимущественно достижениями своей эпохи. В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. 1294, Оксфорд) – англ, философ и естествоиспытатель Doctor mirabilis (см. Учился в Оксфорде, жил в Париже, потом преподавал в Оксфорде.
С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Все эти особенности новоевропейской культуры вызвали к жизни и новую ориентацию философии. «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. Часть IV (стр. В 1292 году его освободили, но вскоре после этого он умер.
Однако примерно в 1257г. Целью наук Б. считал увеличение власти человека над природой. «озарение», объект к-рого бог и внешний – чувств, знание, открывающее тайны природы.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278). В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии. Известность Р. Бэкон приобрёл уже во время своей работы в Парижском университете.
Р. Б. Глава «Легирование золота»— очерк о различных смесях серебра и золота, а также о возможности синтеза чистого золота. библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. Доставалось и атомистической программе. Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок.
Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Но в логике можно обходиться и без них. Первая из них, «Игры воображения», разоблачает чревовещателей и мошенников, выдающих за чудеса ловкость рук искусство обращения с различными механическими и оптическими инструментами, притворяющихся животными с помощью имитации голосов зверей. Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Илчестере (графство Сомерсет).
Задумал обширную энциклопедию наук, подготовительными работами к которой явились его «Большой труд», «Меньший труд» и «Третий труд». Мировоззрение Б. непоследовательно, но в нем немало материалистических моментов. Опыт бывает внешний и внутренний. Только в последнее время критика восстановила значение Б., но в то же время увлеклась в противоположную крайность, преувеличив его значение. Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей».
1214, Илчестер, графство Сомерсет—1294, Оксфорд)—английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). Несмотря на содержащиеся в его работах алхимические и др.
Р. Б. Изменения или какой-нибудь естественный процесс происходит через действие virtus или species на вещество. По приказу духовных властей был заточен в тюрьму. Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»). устройство, при помощи которого можно перемещать тысячи людей. Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами.
различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих чувств внутренний, направленный на познание духовных сущностей и интерпретируемый Р. Б. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний). В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theolgiae», он уже был опять на свободе. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. В 1278 В. был заточен в монастырскую тюрьму.
озарение – и внешний). Был освобожден в 1292. За независимость суждений был заточен в тюрьму, где написал «Компедий теологии». Bacon), (р. английский философ и ученый (Ильчестер, Сомерсет, 1214 — Оксфорд, 1292), прозванный Замечательным доктором. Раздел «О чудесных опытах» в основном посвящён достижениям химии. Резко критически относился к академической науке своего времени изобрел план и метод реформы наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном трактате Главный труд (Opus maius).
В учении об опыте как основе познания В. различал два вида опыта: внутренний – мистич. Там учёный провел более десяти лет. «Послание» также включает в себя рассуждения об образованности и нравственных качествах духовенства. На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага».
Он объяснил функции линз, усовершенствовал конструкцию очков. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику.
Поскольку Р. Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 г. ), долгое время считался его изобретателем. Авторство 7—11 глав «Послания» было поставлено под сомнение британским исследователем Чарльзом Фонтейна2122, в связи с очевидным хронологическим противоречием фразы из 7 главы: «Я ответил на твой вопрос, заданный в 601 году по арабскому летоисчислению» (то есть в 1205—1206 годах н. э. ), а также фразы из 10 главы: «ты спросил меня в 608 году по арабскому летоисчислению» (то есть в 1212—1213 годах н. э. ). Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. БЭКОН Роджер. 1214. Однако, проработав несколько месяцев над «Общей математикой» и «Законами природы», признал замысел невозможным и ограничился созданием четырёх произведений— Большого («Opus Majus»), Второго («Opus Secundum»), Малого («Opus Minus») и Третьего сочинений («Opus Tertium»), «Краткой философии» («Compendium Studii Philosophiae») и «Послания брата Роджера Бэкона о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии» (1267год). В главе «Магия чисел» отвергаются науки, основанные на вере в магическую силу чисел, а также осуждаются люди, придающие отдельной цифре некое сакральное значение, в то время как каждая цифра имеет смысл только в некоем научном контексте.
Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления1. Несмотря на все различия новые научные программы имели ряд единых воззрений. Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году. Он стал изучать право Как видим, стремление Альберти к разностороннему образованию и всестороннему развитию личности не в последнюю очередь подогревалось желанием всех превзойти – и не только в одном каком-нибудь искусстве или науке, но превзойти именно в разносторонности, в умении все сделать и все познать.
близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Бэкон был не столько философом в узком смысле слова, сколько универсально образованным человеком, питавшим особую страсть к математике и науке. Тем самым его значение как мыслителя, опережающего свое время, нельзя переоценивать.
Но существует ещё духовный опыт, утверждал Бэкон, который возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, через внутреннее озарение. Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. База познания—математика.
Роджер Бэкон, монах, над которым смеялись как над знахарем-шарлатаном, в настоящее время считается одним из «претендующих» на знание магии но тем не менее его открытия были приняты и ими пользуются по сей день те, кто над ним смеялись. В результате взгляд на деятельность Бэкона изменился. Учение Р. Б. 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. Глава «Магические зеркала» описывает системы зеркал, позволяющие увидеть армию вместо одного человека, создавать объёмные иллюзии, отображать огромные пространства на устройства размером с ладонь человека.
Аглийский ученый известный своей проповедью экспериментального метода в науке. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Б. предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национ. В вопросе об универсалиях Р. Б. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке.
Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов истинной церкви. Р. Б.
Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе»—высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой.
Основные причины невежества Р. Б. Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Первая глава раздела, «Виды или идеи или внешние качества вещей», перечисляет различные чудеса из жизни животных и растений, считавшиеся в то время научными фактами.
Между 1265 и 1268 по просьбе папы Климента IV спешно за год-полтора излагает свое учение в т. н. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на эксперименте и математике. Наука пользуется терминами первой интенции логика – второй. Часть VI (стр.
Вместо вопросов Для чего. и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268. 1214, умер в 1292 или в 1294 учился в Оксфорде, в Париже получил степень доктора богословия. Папа ожидал от Бэкона некого плана реформации образования и жизни духовенства5. достиг папского престола под именем Климента IV. 57— 255) содержит обработанный трактат «О математике»— этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии.
Предвосхищая своего однофамильца XVII столетия, Фрэнсиса Бэкона, он требовал возвращения к опытному исследованию природы, а с другой стороны – к Святому писанию и древним, желал, чтобы наряду с естественными науками изучались преимущественно языки. Он касается только материальных предметов. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний— мистический «озарение» и внешний). Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. В. высказывал ряд смелых, дальновидных науч.
предрассудки, Б. высказал ряд смелых научных и технических догадок. 1214, Илчестер – 11. 6. 1294, Оксфорд), ср. -век. В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. XI «Метафизики». Он последовательно проводил отделение теологии от светских наук (т. е. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству. ок.
Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. Познание не мыслится Р. Б. rience physique chez Roger Bacon, P., 1924.
Современники называли его «удивительным доктором». занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Сведения о его жизни довольно скупы. 1214, Ильчестер – ум. РОДЖЕР БЭКОН Широко известный францисканский монах, живший в тринадцатом веке в Англии.
Бэкон предполагает, что связки при исторжении звука производят также некую «теплоту духа», которая способна оказывать влияние на предметы и на других людей1. Москва. Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами и схоластич.
работами к нему являются Большой труд (Opus majus изд. Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis».
Только глупец, по мнению автора, приписывает непонятным формулам магическую силу и значение. Роджер Бакон родился в 1214г. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). англ. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Роджер Бэкон (ок. Схоластич.
Раздел «О сокрытии тайн природы и искусства» посвящён актуализации проблем шифрования и изложению существующих способов шифрования текста. Познание не мыслится Р. Б. Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. В главе «Забота о здоровье» автор утверждает, что при соблюдении определённых правил во всех вопросах, касающихся еды и питья, сна и бодрствования, движения и покоя, безопасности и оберегания души от страстей, человек может улучшить и сохранить своё здоровье. Раздел «О чудесном искусстве перспектив» рассказывает о достижениях оптики. Гл. соч. : Большой труд (Opus n-iajus, 1266—68). Совсем иные мотивы звучат у Мирандолы.
оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. 11 нояб. Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б.
Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. Математика как естественная логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им школьной – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Главное учение носит чисто средневековый характер: любая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, слежение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». Выше всего гуманисты ценят своеобразие и уникальность индивидуума.
В 1278г. – Opus maius. Дедуктивное построение и доказательность математического знания делают его образцом для других наук. Громадное количество манускриптов находится в британских и французских библиотеках, между которыми есть много ценных произведений в том отношении, что они объясняют сущность философии Бэкона.
Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. Глубины знания откроются только христианам и Бэкон уверен во всемирном распространении католичества путем покорения, уничтожения или обращения иноверцев. Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De А n imа». Затем описывается огромная ценность пороха как оружия, в частности, возможность одному человеку победить в бою «более 300 сильных мужей». Всё это не могло не привести к появлению у автора множества непримиримых врагов.
выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. d. Phil», 192, 249). ок. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Б. выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи.
Считается изобретателем пороха для пушек, формулу которого он позаимствовал у арабов. В 1250г. Глава «Сила личности» описывает влияние мыслей и эмоций человека на материальный мир, в частности, на распространение духовных и телесных болезней и здоровья. Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. Именной указатель).
1618). Он исследовал также законы отражения и преломления лучей, явления атмосферного преломления лучей, занимался изготовлением оптических приборов высказал много идей, предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (напр., создание выпуклых стекол и пороха) т. о., можно считать, что Роджер Бэкон был первым естествоиспытателем средневековья. В. Зубов. Подготовит. и вскоре умер.
Эти работы Р. Бэкон считал подготовительными для задуманной им научной энциклопедии. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны.
Работы требовалось выслать незамедлительно и тайно от братьев францисканского ордена. Однако, следуя версии исследователей К. Виноградова и Аманды Пауэр, его труд был призывом к реформе на имя папы римского, написанным в духе апокалиптических ожиданий и сообщал об основных проблемах духовной жизни монахов. Данная идея предвосхитила собой появление идей об эвристическом озарении и роли интуиции в науке. «Послание» является заключительной книгой из цикла произведений Роджера Бэкона, призванных собрать воедино современные автору математические, физические и лингвистические факты, а также выстроить чёткие взаимосвязи между магией, религией и тем, что впоследствии стало техническими и гуманитарными направлениями науки. В 1260 г. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха. Его основные физические положения— вещество и силы, последние он называет: virtus, species, imago agentis и многие др.
Он был обвинен в сношении с Сатаною. англ. Inedita» Бревера (313—389). Тем самым Б. подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. Бэкон выделял два типа опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства.
Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium) эти трактаты явились подготовительными работами к задуманной им обширной энциклопедии наук. Исследователи отмечают в творчестве Бэкона бесстрашное и пылкое обличение недостатков деятельности кардиналов, Папы, францисканцев, доминиканцев, критику уровня нравственности и образованности духовенства и мирян, уличение в неточности трудов Аристотеля, творений учителей Церкви, самой Вульгаты.
I—IV аристотелевской «Физики», к кн. Обширный труд, к-рый Б. замыслил написать и называл главным (Opus principale), остался неосуществленным. 1–16, Oxf., 1909–40. род ок.
Погрешности в научной деятельности (такие как увлечение алхимией и астрологией) надолго дискредитировали труды Бэкона в глазах исследователей и привели к тому, что уже открытые или описанные Бэконом явления были заново переоткрыты столетия спустя, а первое полное издание описанного выше собрания сочинений появилось только в 1897 году16. Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ. Надо полагать, что благодаря этому покровительству Б. в 1268г. Впрочем, достоверных сведений о том, сыграло ли непосредственно «Послание» какую-то роль в заточении монаха, нет. Он разработал программу практического назначения знаний, которое улучшит человеку жизнь, выделяя два способа познания: а) при помощи аргументов и доказательств б) из экспериментов и опыта (эти два способа должны сочетаться). Он был замечательным физиком и химиком и ему приписывают изобретение пороха, хотя он говорил, что узнал этот секрет от Азиатских (Китайских) мудрецов.
Главное учение носит чисто средневековый характер: всякая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». у учёного случился конфликт с руководством ордена. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis». В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. 13 в. Б. считал универсалии не самостоятельными, а существующими только в единичном, к-рое объективно, независимо от общего и от мыслящего начала. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления.
Родился близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок. 256—857) посвящена трактату о перспективе. Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. Он, правда, много читал, наблюдал и был знаком с прикладными знаниями, но весь запас его сведений не мог принести существенной пользы науке, так как он не имел представления об истинном методе иcследования. До 1247 г. преподавал в Парижском университете.
1214 – ум. В «Communia naturalium» изложил даже квинтэссенцию всех познаний своей эпохи. Например идея Бэкона о том, что интуитивно полученные выводы должны быть представлены для дальнейшей экспериментальной проверки, напоминает рассуждения Роберта Гроссетеста в «Методе проверки»60. произв.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к Большому) и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей Большого). Церкви его тезисы показались подозрительными и он провел в заключении 15 лет (1277-1292). Около 1257г. Однако, напротив, с этого момента начались притеснения со стороны старших братьев по ордену (с 1257 по 1267 год францисканцы запретили монаху писать книги для публикации по причине подозрений в занятии «чёрными искусствами», то есть колдовством4), о чём говорят письма Бэкона к папе римскому, не принёсшие, впрочем, никакого результата. Одним из наиболее полных и аргументированных источников по этой проблеме является Biographia Britannica (англ. )русск., в которой автор статьи, основываясь на определённых фразах автора «Послания», придерживается следующей точки зрения: большая часть произведения была создана в течение нескольких лет до 1267 года, последние же 2 главы были дописаны несколько позже9. 1214-1294), ученик и последователь Гроссетеста, монах- францисканец.
получил разрешение вернуться в Оксфорд. Можно сконструировать кареты, которые помчатся без лошадей. Вторую часть книги открывает раздел «О чудесном искусстве инструментов», состоящий из единственной главы «Механические приспособления», в которой Бэкон предполагает возможность создания судов, управляемых одним человеком, скоростных средств передвижения, летательных аппаратов, приспособлений для свободного и безопасного передвижения по дну водоёмов, а также указывает на успешность предпринимаемых попыток конструирования таких аппаратов. 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum». Р. Бэкон вернулся в Оксфорд.
Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294. способ погружения на дно реки или моря, безопасный для жизни и тела». Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь.
Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. мыслитель, провозвестник опытной науки нового времени идеолог городских ремесленных слоев. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. 1214 – ок.
К моменту окончания работы Климент IV умер и в 1278году Бэкон был арестован генералом францисканского ордена Джироламо Маши дАсколи (позже ставшего Папой Николаем IV) и заключён в тюрьму по обвинению в ереси (определённо подозрительных новшествах4)13, а именно: нападках на духовенство, утверждениях об его невежестве обвинении членов Церкви в несоблюдении догматов христианства вольном трактовании христианской религии. Каждое поколение исправляет ошибки предыдущего. философ и естествоиспытатель, францисканец. Глава «Работающая модель небес» характеризует математическую модель небес Птолемея. Часть V (стр. Р. Бэкон ввел в научный обиход термин «опытная наука» Его труд «Об опытной работе» поднимал вопросы эксперимента в физике и оптике. Бэкон считал скорость света конечной и высказал догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе.
Также Р. Бэкон получил степень доктора наук. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). С этой точки зрения, Бэкон был дальновидным сторонником идей современной экспериментальной науки, объявленным церковью еретиком за свои прогрессивные взгляды.
геометрии»), астрономии. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Впрочем, по мнению американского исследователя Сингера, сочинения Бэкона ни в коей мере не являлись антирелигиозными или растлевающими христианскую веру и здесь скорее имела место личная враждебность в среде францисканцев по отношению к автору «Послания»1415. ок. Учение Р. Б.
Он касается только материальных предметов. Затем описывается анатомия глаз эта часть, очевидно, обработана самостоятельно потом Бэкон очень подробно останавливается на вопросе об отражении по прямой линии, на законе изображения и отражения и на устройстве простых и сферических зеркал. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Вообще вопрос этот остается нерешенным. Метафизических терминов всего шесть: бытие, вещь, нечто, одно истинный, благий (38). Сам великий авторитет того времени Аристотель, на котором они, главным образом, основывались, был плохо понят ими, так как его сочинения дошли до них в искаженных переводах. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265г.
Опыт, эксперимент, математику считал основой науки. Целью всех наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Так или иначе, Бэкон вложил в это собрание сочинений краткий курс наук самых различных направлений, начиная с обоснования необходимости их изучения («О пользе лингвистики», «О пользе математики») и заканчивая практическим руководством по изучению основ приложение «Послание», в частности, было призвано разграничить магию низшего класса, в трактовании того времени10 и науку11. Тем самым Б. подчёркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. Глава «Магия звёзд» посвящена астрологии. Соч. : Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859 The opus majus, ed.
1292) – англ. В главе «Символы, знаки и магические ритуалы» автор отвергает идею сверхъестественной силы таинственных знаков в книгах мудрецов, предполагая, что эти знаки являются зашифрованным описанием тех законов природы, которые должны оставаться в секрете. 1214-1292) – ученик Гроссетеста, францисканский монах. Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму.
Они могут быть разделены на два разряда: на остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Францисканский монах известный как адепт Алхимии и Магических Искусств. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. Р. Б.
Раздел «О задержке прихода старости и о продолжении жизни человека» повествует о способах достижения долголетия. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Таким образом, научная деятельность Бэкона потеряла свою значимость. философ и естествоиспытатель.
Мнения по поводу времени написания произведения расходятся: некоторые исследователи, например, Колонел Хайм, датируют «Послание» 1248 годом7, другие исходя из анализа изменений философских и научных взглядов монаха в 1240—1250 годы, не считают эту точку зрения достойной серьёзного рассмотрения8. Его интересовала «метафизика света», он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Член францисканского ордена, сначала был комментатором Аристотеля и лишь позднее разработал свое собственное мировоззрение (в «De speculis», «Metaphy-sica» и «De compute naturali»).
Жил в тринадцатом веке в Англии. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. принципы. На основе этих исследований ученый предугадал принцип телескопа и микроскопа. Наиболее известное произведение «Большой труд». В главе «Мудрость хранения секретов» автор раскрывает необходимость хранения тайн природы «от порочных людей», утверждая, что в руках злого человека многие законы природы могут причинить огромное несчастье.
учение о пустоте и неделимости атомов.
занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Часть этого сочинения обыкновенно наз.
В свою очередь полученные таким образом достижения науки открывают возможность для неограниченного развития техники. Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Наконец, глава «Семь способов сокрытия тайны» излагает семь методов. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em сокрытия смысла текста1.
В 1240г. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике. догадок (о телескопе, летательных аппаратах и др. ).
Впрочем, Бэкон вновь уточняет, что не видел подобные механизмы своими глазами, однако имеет все основания доверять реальным свидетелям испытания изобретений. Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.
Время пребывания монаха в заключении длилось, полагают историки, от 2 до 14 лет4. На первый план выходит понятие материи. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». В 1250 г. Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден. Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая впоследствии разорилась.
В главе «Горючие составы» Бэкон предполагает создание вечных светильников и вечно тёплых ванн путём совершенствования горючести смесей, нахождения идеальных пропорций янтаря, селитры и других веществ. и технич. Открывающий книгу раздел— «Против лживого призвания духов»— состоит из двух глав. В главе «Магические книги» автор настаивает на уничтожении книг, претендующих на авторство известных мудрецов, но выдающих себя лживостью содержания и неуклюжестью стиля поддерживается позиция Церкви в отношении произведений, будто бы написанных царём Соломоном. Глава «Оптические приспособления с различными фокусами» повествует о приспособлениях, способных многократно увеличивать предмет вблизи (позволяя читать сколь угодно мелкий текст) и на расстоянии (давая возможность рассмотреть в мельчайших деталях звёзды, увидеть каждого человека во вражеской армии на другом берегу реки), сжигать предметы направленным пучком света. Вслед за своим учителем Робертом Гроссетестом он видел в опыте основу всякого познания.
by J. Bridges, v. 1–3, Oxf., 1897–1900 Opera hactenus inedita, fasc. Глава «Сила слова»— о божественной силе мудрого слова и о бессилии магических заклинаний. Выполняя это повеление, Бэкон за очень короткое время написал три книги: Opus Majus (Большой труд), Opus Minus (Малый труд) и Opus Tertium (Третий труд). Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. науку, Б. предугадал ряд открытий (телескопа, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и т. п. ), о чем выразительно писал в Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии (Epistola fratris Rogeri Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae изд.
Раздел «Буквальное опровержение магии» повествует о механизмах природы, которые, по мнению автора, достойны называться чудесами. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Высказал интересные идеи по поводу аэроплана, взрывчатки, механической тяги паровозов. Осн.
Он также угадал принцип магнетизма. Интересно, что глава заканчивается анаграммой «Luru Vopo Vir Can Utriet», в которой зашифрованы необходимые пропорции химических составляющих для приготовления пороха. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Глава «Продолжительность жизни» описывает различные случаи успешного применения масел, камней, частей растений и животных для увеличения продолжительности жизни человека.
Б. отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Основные причины невежества Р. Б. «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Бэкон высказал идеи, предвосхитившие его время, так называемые, научные догадки или гипотезы (например, о кораблях без гребцов). Противопоставляя магии эксперимент.
Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. Наконец, глава «Чары в медицинской практике» утверждает (со ссылкой на труды Авиценны), что слова и знаки, произносимые врачом, никоим образом не должны быть восприняты как сверхъестественная практика, но и не могут быть названы мошенничеством, так как имеют возможность послужить для возбуждения в пациенте надежды и уверенности в здоровье. Такое приспособление автор считает дороже королевства для любого мудрого человека1.
«Epistola fratris Rogerii Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae» связывает между собой многочисленные труды Бэкона по математике, естествознанию, философии и теологии, выстраивая между ними иерархию и параллели, выражая дух борьбы магии, науки и религии в Средневековье. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет).
Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности. Своеобразие этих терминов состоит в том, что все они могут быть высказаны друг о друге. Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Р. Б. Каждый факт Бэкон не свидетельствует от своего имени, но заручается ссылкой на труды Овидия, Аристотеля и других учёных.
ок. Ему также принадлежат Второй труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 1260-х годах и множество других. Однако в его взглядах определенную роль играли также моменты мистики, астрологии, алхимии, магии (попытки найти эликсир жизни и т. п. ).
Папа умер в 1268. Обличал феодальные нравы идеологию и политику. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Идеи Роберта Гроссетеста, а также современника Б. – Пьера из Марикура, труды Витело и несколько позднее – Дитриха Фрейбергского показывают, что Б. не был одинок (как это утверждали многие историки) и что уже в 13 в., при господстве схоластики, подготовлялся новый взгляд на мир. В главе «Вызов духов» содержится опровержение реальности спиритических сеансов с философской точки зрения.
Преподавал в университете в Оксфорде, состоял в францисканском ордене. Там он вступил в орден монахов-францисканцев и жил в монастыре. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. На свободе он оказался лишь в 1292г.
В то же время Б. отрицал атомистич. В то время как средневековый человек рассматривал земную жизнь как приготовление к жизни вечной, – что, вопреки распространенному предрассудку, отнюдь не умаляло для него земных радостей, – взгляд человека нового времени устремлен прежде всего на мирское существование посюсторонний мир все больше приобретает для него самодовлеющее значение. Раздел «О песнях, знаках и их использовании» состоит из 6 глав и посвящён разоблачению всевозможных видов гадания, предсказаний и чар. В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение.
Тут он 10 лет оставался под присмотром, терпел лишения и не имел возможности издать что-либо, написанное им. 1733), Второй труд (Opus secundum) или Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 60-х гг. Основные произведения: Большое сочинение (Opus Majus), Малое сочинение (Opus Minus), Третье сочинение (Opus Tertium), Компендий философии (Compendium Studii Philosophiae) и др.