Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. А то, что — эта мысль абсолютно верная и подтверждается святыми. Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году. После Фалеса первым был Анаксимандр, его ученик, а за ним — Анаксимен.
в мировоззрении Бэкона начали происходить радикальные перемены. Впрочем, мы можем и иначе истолковать указанное место. Тем не менее, в позднейших исследованиях Т. Краули и Д. Линдберга данная гипотеза была поставлена под сомнение на том основании, что трактовка выражения in studio как «в университете» предполагает либо то, что слова «впервые выучил алфавит» являются метафорой, либо то, что Бэкон начал свое обучение в университете с ознакомления с буквами латинского алфавита, при явной абсурдности такого допущения.
библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. Вообще вопрос этот остается нерешенным. А Авиценна и Аверроэс также исправили многое в его Суждениях.
И Августин, говоря о Священном Писании, во II книге О христианском учении утверждает, что «если это истина, то здесь обнаруживается, а если противоречит Священному Писанию, то осуждается». Ибо многое достигается благодаря обычаю выслушивать чужое мнение, что он подтверждает доказательством «через следствие», говоря, что мнение толпы сильнее убеждений философов потому, что толпа не имеет привычки выслушивать иное мнение, а философы прислушиваются ко многому. XIII стол. Сам великий авторитет того времени Аристотель, на котором они, главным образом, основывались, был плохо понят ими, так как его сочинения дошли до них в искаженных переводах. Среди всей литературы, которую, согласно его мнению, следовало «ввести в научный оборот» на христианском Западе, отметим его замечание о необходимости знать книги греческих Отцов Церкви: «если бы книги этих были переведены, то не только бы возросла мудрость латинян, но и Церковь получила бы большую помощь против схизм и ересей греков ибо они были бы побеждены посредством речений их святых, которым они противоречить не могут», — пишет Роджер Бэкон в период, когда необходимость воссоединения восточной и западной Церквей осознается как весьма актуальная.
И Исидор: «Привычка да будет подчинена авторитету и пусть дурную привычку побеждают закон и разум».
е. около тысячи лет). Никто не безошибочен, кроме авторов Священного Писания, вот таким образом необходимо исследовать и проверять мнения учителей, примеры чего в изобилии встречаются в истории философии. Хотя знание языков и математики наиболее необходимо для научной деятельности латинян (что было затронуто выше и будет более подробно разъяснено в подходящем месте) и оно использовалось святыми людьми и всеми древними мудрецами, мы, современные люди, это знание отрицаем, отвергаем и опровергаем, поскольку не ведаем его и его пользы.
В этих рассуждениях Роджера Бэкона появляется столь редкий для Средних веков и столь ценный для Нового времени мотив прогресса знания: в будущем многие вещи, которых мы теперь не знаем, станут очевидными, пишет Роджер Бэкон (со ссылкой на Сенеку). Ибо Платон говорит: «Сократ, мой учитель, мне друг, но истина дороже». instabant ineffabili violentia ut cum aliis eorum voluntati oboedirem»).
Получают ли слова свои значения естественным образом или по человеческому произволу. И тот же Аверроэс указывает во II книге Метафизики, что «противное началам, становясь популярным, охотнее воспринимается множеством следующих суждению большинства, нежели сами начала». Опытные науки, говорит Роджер Б. имеют три преимущества перед другими науками: 1) они проверяют свои заключения прямым опытом 2) они открывают истины, до которых никогда бы не могли дойти 3) они доискиваются тайн природы и знакомят нас с прошедшим и будущим.
Известность Р. Бэкон приобрёл уже во время своей работы в Парижском университете. Но и апостол Павел, когда пишет к Титу использует строки поэта Эпименида: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые (Тит 1, 12).
См. Бэкон рассмотрел пять основных нехристианских религиозно-этнических общностей (язычники идолопоклонники татары сарацины иудеи). И причин тому пять. 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum».
обыкновенный опыт, который не может дать полного представления о предметах видимых, а тем более о предметах умственных. 57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии.
Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. чтобы не было более потопа на Земле — извлекается о целевой причине радуги. Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ.
И потому он говорит в прологе к Большому труду, что в том, что открыто человеком, нет ничего абсолютного и указывает, что чем позднее, тем он проницательней, поскольку более поздние по времени начинают с трудов своих предшественников. И там же он пишет, что «глупо давать ослу салат, если ему довольно и чертополоха», говоря о толпе, для которой достаточна простая, грубая и несовершенная умственная пища. Важно подчеркнуть, что это не только так называемый «чувственный опыт», восприятие чувствами. Частным, но далеко не единственным примером species является свет. И в той же книге он говорит: «Мне представляется более похвальным все то, что совершается без участия черни». Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). По всей вероятности, этим университетом был Оксфорд: в 1292 г., работая над своим последним трудом, Бэкон вспомнит учителей, преподававших здесь, когда он был совсем молод и напишет следующее: «Блаженный Эдмунд, епископ Кентерберийский, первым читал в Оксфорде книгу Софистических опровержений в мое время и я видел магистра Гуго, который впервые читал книгу Второй Аналитики и я просматривал записи».
И этим облечен и охвачен любой человек в любом положении. Ведь и впоследствии попыткам воплощения этого проекта в жизнь отдавали дань такие крупные мыслители, как, например, Лейбниц, считавший музыку «бессознательным упражнением души в математике». Да и сами святые также исправляли друг друга и сурово спорили между собой. Он утверждает (со ссылкой на аль-Фараби), что математика полезна для грамматики и логики, поскольку для первой важно знать природу звуков и их сочетаний, а вторая должна включать изучение «поэтических аргументов», решающим аспектом в воздействии которых является красота. Первые всегда были, есть и будут немногочисленнейшими.
Ибо Сократ родился тогда, когда Ездра уже был знаменит среди иудеев и пользовался благоволением персидского царя. Даже тексты Библии имевшие хождение, существенно отличались один от другого. И, по свидетельству всех великих философов, он является примером для философствующих и то, что он утверждал, составило философию, а потому в нынешние времена его именуют философом по преимуществу при приведении авторитетных философских высказываний, точно так же как под именем «Апостол» в учении священной мудрости понимается Павел.
И Августин говорит в Комментарии к Евангелию от Иоанна, что Бог дал им мудрость. И было это во времена царя Огигия, когда случился Великий потоп, который иногда называют именем этого царя, поскольку потоп произошел в Ахайе в его правление, а сам он правил, по словам Августина, Евсевия, Иеронима и Солина (последний пишет об этом в книге О чудесах мира), во времена Форонея, сына Инаха. Но в то же время его понимание слов «опыт» и «математика» радикально отличаются от их современного понимания, а предсказанные им чудесные изобретения он сам считал уже давно осуществленными, хоть и скрытыми от невежественной толпы. «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ. В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theolgiae», он уже был опять на свободе.
Теория причин невежества у Роджера Бэкона часто рассматривается как предвосхищение теории так называемых идолов, мешающих правильному познанию, сформулированной Френсисом Бэконом. Впрочем, на чем основаны обе эти традиции, неизвестно.
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене.
Труды Р. Б. не отличались оригинальностью, в нем мы не встречаем ясных творческих мыслей или такого метода исследования, в силу которого наука могла бы принять другое направление. Но поскольку вследствие первородного греха и вследствие собственных грехов того или иного все части воображения повреждены (способность к рассуждению слепа, память слаба, воля извращена) и благо и истина существуют единым способом, но ложь, противоположная какой угодно истине и зло, противоположное какому угодно благу, варьируются бесконечным числом способов (пример этому приводит Философ во II книге Этики, говоря, что легко отклониться от данной точки по причине многообразия вариантов возможного отклонения, а истина и добродетель находятся в одной точке), а кроме того, существует бесчисленное количество добродетелей и истин и бесчисленное множество степеней у каждой истины и добродетели, то ясно, что человеческого ума недостаточно, чтобы во всех случаях совершать то, что необходимо и в том или ином он не может избежать лжи и зла.
Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. Можно обратить внимание также на то, что сочинения создавались в спешке (что вполне объяснимо), а потому их компоновка оставляет желать лучшего: разрозненные фрагменты плохо скреплены между собой изобилуют различного рода отступлениями, никоим образом не связанными с основной темой, а потому проследить за развитием мысли Бэкона чрезвычайно трудно все это делает чтение их задачей крайне нелегкой. И, о порочности обычая, он указывает в I книге О природе богов: «Стыдно исследователю природы искать свидетельства истины в душах, плененных обычаем». Согласно Роджеру Бэкону, пренебрежение математикой «в течение уже тридцати или сорока лет уничтожило всю систему образования латинян И, что еще хуже, люди, ее не знающие, не ощущают собственного невежества, а потому не ищут лекарства».
В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. База познания — математика. Часть V (стр. Основанием для такой датировки могут служить слова Бэкона из Opus tertium, где он описывает себя как «уже десять лет лишенного той академической славы, которую приобрел в прежние времена» («iam decem annis exulantem, quantum ad famam studii, quam retroactis temporibus obtinui»). 358—444). И потому, в соответствии с этим, было три Аполлона, равно как и три Геркулеса.
Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. И Августин указывает в XVIII книге О Граде Божием, что Платон читал Книгу Бытия, — на том основании, что он полагал творение мира таким же, как это описано там, — а также то, что он читал книгу закона, а именно Исход, — исходя из упоминаемого там имени Бога, т. е. «Я есмь Сущий». В период Нового времени появился распространенный и поныне образ Роджера Бэкона как первого современного ученого — математика и естествоиспытателя-экспериментатора, критиковавшего схоластическое пустословие и за это пострадавшего от «мракобесов-церковников».
Ведь философия, рассмотренная сама по себе, не обладает никакой пользой. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»).
Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Средневековым людям было трудно принять идею, что какие-то сведения могут быть просто ложными если же в разных источниках замечались ошибки и противоречия их стремились каким-то образом согласовать, показав, в каком именно смысле истинен один, а в каком другой, по методу схоластической диалектики, образцовое применение которого дано в Сумме теологии Фомы Аквинского при взвешивании разных «да» и «нет» в решении каждого отдельного вопроса. Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. Следует отметить, что, во-первых, вероучительные положения, отвергнутые этими мыслителями (например, вечность мира и телесное воскресение мертвых), являются общими у ислама с христианством, а во-вторых, в историческом плане наличие таких противоречий привело к кризису не ислама, а арабского аристотелизма. Сократ же, согласно VIII книге Августина О Граде Божием, был учеником Архелая.
Другими препятствиями в постижении истины являются обычай и мнение толпы. То, что доказано с помощью авторитетных суждений, еще достовернее подтвердит опыт любого. Бэкон всё же отмечает, что христианская вера не может основываться только на рациональных доказательствах: «следует доверять преимущественно Церкви, Писанию, святым и католическим учителям».
И хотя эти книги не входят в канон, однако святые и мудрецы, как греческие, так и латинские, пользовались ими от начала Церкви. Таким образом, «эмпиризм» Роджера Бэкона теснейшим образом связан не с сенсуализмом, а с живыми мистическими традициями, столь характерными для Средневековья. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены.
Ибо они сами часто пересматривали свои слова. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus».
И это очевидно тем, кто рассмотрел все основные части философии, как покажет последующее. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев.
Ибо тот видел Хиарка (Гиппарха), сидящего на золотом троне и учащего, а этот Хиарк (Гиппарх), как утверждают, был не кто иной, как астроном Абрах, который был после смерти Александра Великого. И Августин напоминает о многих святых ученых, спрашивая: «Разве не видим мы, сколь многим золотом обремененный вышел из Египта любезный учитель и блаженный мученик Киприан, сколь много вынес Викторин и многие другие греки и, конечно же, Моисей, наученный во всей египетской мудрости. ». у учёного случился конфликт с руководством ордена.
И то же относится и к любому творению. Так, Л. Торндайк полагает, что Бэкон начал работу над Opus maius сразу после первого письма кардиналу и что трактат был завершен и, возможно, даже послан ему еще до начала его понтификата.
И Аверроэс говорит в комментарии к О небе и мире, что «во времена древние, до Аристотеля и других философов, существовала полная философия и к ее полноте и стремился Аристотель в свое время». За это время он написал три важных трактата: «Большой труд», «Меньший труд», «Третий труд». Но не только эти общие причины суть причины бед в науке и в жизни: доказывается, что к указанным трем четвертая, которая еще хуже и которая точно так же обща для любого состояния и властвует над любым человеком. 1214 — после 1292).
Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»). получил разрешение вернуться в Оксфорд. А если ошибались эти великие, то что говорить о позднейших.
И мы должны следовать совету Туллия, в конце Тускуланских бесед, где он говорит, что «даже если ты пребываешь перед лицом толпы, не стремись присоединяться к ее суждению и не считай наилучшим то, что полагает таковым она». d. Phil», 192, 249). Но сколь бы шатким ни был авторитет, он носит благородное имя и обычай с большей силой подталкивает к греху, нежели он. Согласно Бэкону (как и многим другим комментаторам до него), «действующий» интеллект принадлежит Богу или ангелам, а «возможный» — отдельной человеческой душе, получающей от Бога познание тех или иных истин.
Часть IV (стр. И когда его спрашивали: «Кто ты. », он отвечал: «Философ», т. е. любитель мудрости: так говорит Августин в VIII книге О Граде Божием. И Боэций в книге О школьной науке, что «глупо во всем соглашаться с речами учителя: ведь сперва ему следует довериться, пока не станет ясна его мысль, а затем представить, что он ошибается в своих словах: чтобы ученик смог, по возможности, обнаружить то, что явно мог бы противопоставить рвению учителя».
Также и Аристотель в книге Тайная тайных пишет, что «тот, кто сделает общедоступными тайны природы, нарушит небесную печать».
Обе оценки, безусловно, не являются адекватными и во многом зависят от предвзятых установок: первая — от огульного отрицания Средневековья как «темных веков» культуры, вторая — от восприятия философии Фомы Аквинского в качестве вершины средневековой мысли, тогда как Роджер Бэкон во многом с ним расходился. Собственную эпоху Бэкон оценивал как время кризиса, упадка, деградации: «Сейчас больше грешат, чем в предыдущие времена», «повсюду очевидна порча». А обо всех естественных науках Августин говорит : «Тот, кто описал бы свойства времен и мест, живых существ, а также камней, растений и других неодушевленных вещей, конечно же, произвел бы ценный труд для Писания»., философия еще до пришествия Христа дала закон миру (исключая народ иудейский): как в том, что касается Божественного культа, так и в том, что касается нравственности, права, мира между государствами и войны с врагами. Еще одной актуальной проблемой, привлекшей внимание Бэкона, решение которой требовало знание языков, была проблема ошибок в текстах. Inedita» Бревера (313—389).
И Августин оспаривал суждения Иеронима, а Иероним во многом противоречит Августину. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. Его произведения вызывают полярно противоположные интерпретации и оценки. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Неизвестно, какое мнение о нем составил себе папа Климент IV, но он до своей смерти интересовался судьбой Б. и покровительствовал ему.
И эти двое жили во времена пленения иудейского (Августин и, равным образом, другие согласны в этом). В 1312 Вьеннский собор (возможно, под влиянием аргументов Бэкона) постановил учредить школы греческого и восточных языков в Парижском, Оксфордском и др. Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268. Наконец, ранний биограф Бэкона Вуд сохранил для нас даже такое его высказывание: «Мои настоятели и братья, подвергая меня наказанию голодом, держали меня под строгой охраной и не дозволяли никому прийти ко мне из опасения, что мои писания станут известны кому-либо кроме Папы и их самих». Также небольшой по величине инструмент, который поднимал бы и опускал немыслимые тяжести Могут быть также созданы инструменты для путешествий под водой морей и рек — вплоть до достижения дна и без всякой телесной опасности. И я хочу обосновать эту необходимость не только для того, чтобы единство мудрости, но и ради того, что будет затронуто мною позднее.
Неизвестно, какое мнение о нем составил себе папа Климент IV, но он до своей смерти интересовался судьбой Б. и покровительствовал ему. «сентенциарного бакалавреата», степени, предваряющей докторскую. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. 57— 255) содержит обработанный трактат «О математике»— этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. И потому он говорит: «Хотя те, кто толкует Израиль как мужа, видевшего Бога, авторитетны и их тень подавляет нас, мы, тем не менее, скорее должны соглашаться с Богом или ангелом, который приводит это имя, нежели с авторитетом какого-либо мирского красноречия». Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. По словам Роджера Бэкона, мыслители-христиане долгое время отвергали нехристианскую философию по следующим причинам: Отцы Церкви — так как она соперничала с утверждающейся христианской верой и часто была смешана с ложными представлениями, в частности, магическими мыслители XII в. — на основе ссылок на труды Отцов Церкви, не разобравшись в причинах их мнений современники Бэкона — т. к. «находят удовольствие в незначительном и пустом».
И сходным образом все эти три язвы осуждает в одной фразе Сенека в конце II книги Писем. И Августин в VIII книге О Граде Божием учит и одобряет мнение Сократа, отца философов, который полагал, что человек может знать причины вещей только в божественном свете и благодаря дару Божию. Обозначает ли слово «собака» непосредственно конкретную собаку или общее понятие собаки либо общую природу собак, а конкретную собаку — лишь опосредованно.
В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе. Бэкон (Bacon) Роджер (около 1214, Илчестер, — около 1292, Оксфорд), английский философ и естествоиспытатель. Но, пожалуй, наиболее развита Роджера Бэконом тема важности астрономии, которую он не отличает от астрологии. Основатель позитивизма Огюст Конт, предложивший новую религию человечества и, в частности, проект календаря, в котором месяцы и дни назывались бы не по именам богов и святых, как раньше, а по именам выдающихся деятелей культуры, посвятил Р. Бэкону первый вторник месяца «Декарта» (т. Там он вступил в орден монахов-францисканцев и жил в монастыре. И сходное противодействие истине имело место всех учителей Священного Писания ибо обновители учености всегда встречают препятствия и противодействие, но истина укрепляется и будет укрепляться вплоть до времен Антихриста.
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. И тот, о ком говорит Августин, был сыном Латоны, а его сестрой — Диана. происходили из тех, которые называются Италией, а в старину назывались Великой Грецией и они занимались научной деятельностью в Италии, хотя и были греками и по-гречески. Ибо блаженный Иуда признавал авторитет этой книги Еноха и Августин в X книге О Граде Божием часто опирается на нее, чтобы показать, что мудростью святые обладали раньше философов и утверждает, что теперь эта книга не является авторитетной лишь в силу значительной древности, а не чего-то еще.
И куда хуже отношение к другим, обладающим меньшим достоинством, например, к девяти математическим наукам, шести великим естественным наукам, включающим и множество других наук кроме того, пренебрегают и четырьмя достойнейшими частями моральной философии и находят жалкое оправдание своему невежеству у Грациана и других признанных учителей, которые не обладали знанием частей философии. Бэкон вскрывает психологические пути образования ложных авторитетов (следование детей за родителями, учеников — за учителями, подчиненных — за начальниками). Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием.
А о прочих трудах, как об искусствах, так и о природе, он говорит : «Знание прочих искусств, благодаря коим изготовляется дом и т. п. или медицины или агрикультуры или тех, результатом коих является всякое действие,, такое, как прыжки, бег и т. п., должно использоваться для выявления, — для того, чтобы смысл Писания не был от нас полностью сокрыт, — ибо в Писании имеются иносказательные выражения, в которых используется этих наук». И хотя возможностный разум может называться действующим — благодаря акту познания, тем не менее, рассматривая действующий разум так, как его рассматривают они, мы называем тот, который наполняет и просвещает возможностный разум для познания истины. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны.
256—857) посвящена трактату о перспективе. (Существовали и другие интерпретации: так, Фома Аквинский считал, что оба интеллекта принадлежат индивидуальной человеческой душе, а Аверроэс — что ей не принадлежит ни один из них, оба являются общими для всего человечества). Часть VI (стр.
Следует отметить также важный вклад, сделанный Р. Бэконом в развитие науки о знаках. Между тем, чтение этих лекций являлось необходимым условием для получения т. н. Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). Бакон или Бэкон Роджер. И все это явно обнаруживается в их книгах и доказывается нами доказательством «через следствие». С её помощью можно проверять данные всех остальных наук.
Также Р. Бэкон получил степень доктора наук. Например, один из доводов для обращения мусульман Бэкон видел в том, что «сарацинские философы отвергали свое религиозное учение» имея в виду, вероятно, противоречия между выводами арабских аристотеликов (прежде всего Авиценны и Аверроэса) и рядом исламских догматов.
Ведь Аристотель долго не был известен и философам и латинянам в целом. достиг папского престола под именем Климента IV. По-видимому, Роджер Бэкон остался единственным западным автором, составившим греческую грамматику для латинян. Основные положения этого учения Бэкон собирался изложить в Scriptum principale (Главный труд), грандиозном сочинении, написанию которого английский мыслитель планировал посвятить свою жизнь.
И это очевидно из писем святых Августина и Иеронима и многих других. И вот таким образом Туллий в трактате О бессмертии души хвалит и превозносит тех, кто избегает обычая, говоря, что «великой душе свойственно в помышлениях своих отклоняться от обычая».
Задумал обширную энциклопедию наук, подготовительными работами к которой явились его «Большой труд», «Меньший труд» и «Третий труд». В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр. Следовательно, нет иной истины, кроме той, которая содержится в этой науке.
Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний— мистический «озарение» и внешний). Потому-то он и говорит: «Без некоего вдохновения, получаемого с небес и поэт не сможет надлежащим образом создать достойное стихотворение».
Личность этого Пикардуса мало известна но, по всей вероятности, это был ни кто иной, как математик Петр Перегринус из Пикардии, автор трактата о магните, рукопись которого хранится в Национальной библиотеке в Париже. Преподавал в университете в Оксфорде, состоял в францисканском ордене. И, как он сам говорит в прологе к книге Исцеление, он составил три тома по философии. И Сенека в книге О четырех основных добродетелях говорит: «Пусть тобою не движет авторитет говорящего: не то, кто, но что».
Итак, здесь необходимо сперва предпослать об общих причинах, для того чтобы избежать заблуждения и дабы воссияла истина. В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Там учёный провел более десяти лет.
Среди же преемников Пифагора чаще других называют Архита из Тарента и Тимея. Переводы многих важных философских сочинений и даже Библии пестрят ошибками. Клирику из свиты кардинала, Раймону Ланскому, францисканец устно изложил некое свое «предложение», которое попросил передать кардиналу Фуке. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV.
Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Вероятно исходя именно из этого, Бэкон и начал подготовительную работу, в результате которой на свет появились его наиболее известные произведения: Opus maius (Большее сочинение), Opus minus (Меньшее сочинение), Opus tertium (Третье сочинение).
«Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». Однако точный ответ на вопрос о малой родине английского мыслителя невозможен. В отличие от Фомы Аквинского, Роджер Бэкон не очень доверяет «естественному разуму», не верит, что человек может самостоятельно прийти к глубоким философским истинам: в качестве примера ограниченности человеческих способностей в философии Бэкон приводит нескончаемые споры схоластов по знаменитой проблеме универсалий.
Часть этого сочинения обыкновенно наз. Ибо Павел, как он сам признает, спорил с Петром. И обращаясь к Винцентию, он утверждает: «Не могу и не должен отрицать, что как во многих моих сочинениях, так и в сочинениях самых выдающихся авторитетов имеется много того, что можно осудить по здравому суждению и без всякой опрометчивости». О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. Падение же Трои произошло за 430 лет до Ромула.
I–IV аристотелевской «Физики», к кн. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления1. И опять же, он говорит там: «Народ вопреки разуму является защитником своего зла». Как и Аристотель, Бэкон различал теоретическую и практическую (моральную) философию у английского философа это различение выглядит так: «теоретическая философия устремлена к познанию Творца через творение, а моральная философия устанавливает чистоту нравов, справедливые законы и Божественный культ, а также славно и полезно увещевает к счастью будущей жизни». А потому необходимо, чтобы эти истины были изначально даны человеку в откровении.
Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр. Другой брат, как и Роджер, посвятил себя научным и философским исследованиям (предположение некоторых историков о том, что им мог быть известный доминиканский профессор Роберт Бэкон, не выдерживает серьезной критики). Ибо сколько бы ни говорилось о том, что точнее считать, что магическое искусство изобрел Зороастр (так пишет Августин в XXI книге О граде Божием и это мнение общепринято среди авторов), оно, тем не менее изобретено Хамом, Сыном Ноя, как пишет в своей книге Климент, а также Магистр истории и как сказано в Зерцале историческом. А потому ясно, что имеется одна полная и необходимая всем мудрость. Итак, отвергая мнение толпы, мы должны придерживаться этого указания из Книги Исхода (Ис 23, 2): Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, следуя мнению большинства и отступая от правды. Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами.
Настоящее издание включает фрагменты наиболее известного труда Р. Бэкона — «Opus maius» («Большое сочинение»), а также его работу «О тайных деяниях искусства и природы и о ничтожности магии». О толпе имеется такое же суждение. Но Ездра был рожден раньше, как ясно из только что сказанного.
Б. отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. В самом деле, по мнению Бэкона, это легчайшая из наук: знание математики в той или иной степени присутствует у всех, оно является «как бы врожденным». К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Тем не менее, весьма вероятным выглядит следующее предположение. И это я доказываю с помощью самого Аристотеля.
Однако «практика, понимаемая широко, тождественна любой действенной науке и тогда многие другие науки суть практические». И Авиценна в пятой книге О душе и в десятой Метафизики учит о том же.
Кроме того, как показало исследование Э. Литтла, в финансовых документах XII — XIII вв. Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа».
Эти работы Р. Бэкон считал подготовительными для задуманной им научной энциклопедии. Другой интересный и исторически важный пример использования Бэконом авторитета библейской книги (в действительности апокрифической) касается географии: «оконечность Индии на Востоке крайне удалена от нас и от Испании. И Иероним в прологе к V книге Толкования на Иеремию утверждает, что «истина довольствуется немногими и не боится множества врагов». Ибо эти научные труды не были переведены в их время и не использовались латинянами, которые по этой причине отвергали их.
Кроме того, святые часто хвалили и обильно использовали в священных науках грамматику, логику, риторику и основы метафизики. И поскольку это необходимо для убеждения в искомом, т. е. для того, чтобы показать, что философия имеет место благодаря влиянию Божественного просвещения, я желаю представить тому действенное доказательство (и особенно потому, что в этом предмете большое заблуждение овладело толпой, в также большим числом богословов: ведь каково оно в философии, таково и в богословии). Отсюда следует их важность для таких наук, как богословие и каноническое право. и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. И Исидор говорит то же в III книге. Ибо в себе и в других мы часто наблюдаем, что эти три, как содержащие по большей части зло, чаще всего сочетаются с заблуждением.
И, опять же, Сенека во II книге О блаженной жизни говорит, что «никто не ошибается сам по себе, но является причиной и вдохновителем заблуждения другого и заблуждение увлекает нас и сбивает с пути и мы гибнем благодаря чужим примерам». также «Encyclopaedia Britannica» (т. И если в отношении имеет место такое невежество, то куда менее вероятно, чтобы человек собственными силами дошел до истин философии.
В самом деле, Иероним в послании к знаменитому оратору пишет: «Если бы ты читал Священное Писание, как знает всякий, что и у Моисея и в книгах Пророков кое-что взято из книг язычников».
Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. Надо при этом заметить, что нет ничего запутаннее, как вопрос об отношении сочинений Б. друг к другу и это будет продолжаться до тех пор, пока не будут собраны и напечатаны все тексты его работ. Вот таким образом даже если бы он сказал истину, это было бы неправдоподобно.
Ибо таковое незначительно и малоценно по сравнению с тем, чего он не понимает, но во что верит, И куда меньше по сравнению с тем, чего он не знает. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы. Однако по сути дела «предложение» состояло, вероятно, в том, что Бэкон просил финансовой помощи, необходимой для написания этих самых работ (прежде всего — упоминавшегося Scriptun principale), а также для осуществления своих многочисленных научных проектов. И мы, не подчиняясь обычаю, должны следовать совету Киприана, «обычай, лишенный истины, есть застарелая ложь, а потому, оставив заблуждение, да последуем за истиной». Но в 1260-х гг., когда в Англии вспыхнула гражданская война между баронами во главе с Симоном де Монфором и королем Генрихом III, старший брат Роджера встал на сторону короля, что, в конечном счете, привело семью Бэкона к изгнанию и разорению (вероятно, это произошло после битвы при Льюисе в 1264 г., обернувшейся для короля и его сторонников неудачей). А поскольку он не знал этого, то и многого другого.
И всем ясно, что если бы святые пользовались великими философскими науками, то они не превозносили бы так «пепел» философии и обратили бы их на пользу священному ибо, с точки зрения святых, насколько науки значительнее и лучше, настолько они более подходят для Божественного. Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Роджер Бакон родился в 1214г. XI «Метафизики». Другое великое интеллектуальное движение — естествознание Нового времени.
Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Дело в том, что к концу 1240-х гг. И первым среди них был Фалес Милетский. Это и многое другое приводит Беда Достопочтенный.
В любом случае, к середине 1240-х гг. В течение длительного времени Бэкон обладал возможностью получать значительную финансовую помощь от своей семьи и «имел многие расходы». Об истории Августин говорит, что многие исторические сочинения язычников помогают нам в понимании Священного Писания. В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. В процессе научных исследований и работы над названными произведениями Бэкона захватила идея создания всеобъемлющего учения, которое должно было основываться на естествознании, «опытной науке» и математике и охватывать все области знания — от грамматики до богословия.
И он перевел на латынь некоторые сочинения по логике и немного из других. чтобы не было более потопа на Земле» (Быт 9, 13), т. е. цель радуги — испарение воды, вот таким образом при явлении радуги всегда имеет место рассеяние воды на бесчисленные капельки и их испарение благодаря лучам Солнца, концентрирующимся в результате различных отражений и преломлений из-за которых и возникает радуга. Он касается только материальных предметов. Ведь во многих делах испорченность человека усердно оберегает то, что противно истине и благополучию (иначе дело обстоит разве что в случае, когда особая благодать и милость Божия поддерживает немногих совершенных) и человек не испытывает пресыщения, продолжая греховные деяния и не легко обнаруживает отвращение к различным вещам. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265г.
d. Phil», 192, 249). Зная о том, каким почтением со стороны оксфордских францисканцев пользовался много для них сделавший в свое время Роберт Гроссетест (не только как могущественный покровитель и заступник, но и как учитель и вдохновитель), Бэкон, считавший себя его последователем, мог рассчитывать на то, что Орден будет благосклонно относиться к его научным занятиям и что в новых условиях он сможет обрести новые возможности для реализации своих проектов. Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». И во II книге О гневе он указывает, что «по причине вредоносности обычая с трудом устраняются пороки, которые нам присущи».
И надлежит, чтобы в святых истинах славы и благодати достиг разумения с помощью опыта внутреннего просвещения, данного Богом, а к постижению тайн природы и искусства его привел чувственный опыт. Наконец, Роджер Бэкон разработал интересное астрологическое рассуждение, подтверждающее, с его точки зрения, преимущество христианства по отношению к пяти другим религиям, в качестве которых в этом месте Opus maius называются иудейская, халдейская, египетская, мусульманская и религия Антихриста (в другой части, посвященной моральной философии, список, как мы видели, несколько иной). От первой сохранился лишь фрагмент, от второй — большая часть, но лишь в одном экземпляре.
Новые научные интересы Бэкона плохо вписывались в общую атмосферу Парижского университета он не находил понимания и поддержки в ученых кругах, а слава таких парижских богословов, как Александр Гэльский и Альберт Великий, не вызывала у Бэкона (насколько мы можем судить по тому, что он пишет в своих поздних сочинениях) ничего, кроме горечи и раздражения. В следующем году он написал Б., с которыми был все время в сношениях, чтобы он, несмотря на запрещения его начальства, прислал ему научные заметки, которые он уже раз требовал от него, будучи еще папским легатом. Это ясно на примере Аристотеля, который оспорил все мнения предшественников.
книга Исцеление. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял.
А в другом послании приводит стих Менандра: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15, 33). Я приведу здесь только один из бесчисленных примеров — радугу. В самом деле, само имя толпы показывает все то, о чем сказано выше и все авторы называют толпу невежественной и неразумной.
И это утверждал не только святой Августин, но и многие другие святые. Ибо мудрость сама по себе — это как бы сжатый кулак, а благодаря указанным наукам она становится раскрытой ладонью.
Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец. Тем не менее, очевидно, что между серединой 1270-х и концом 1280-х гг. Б. подвергается временно преследованию за смелость высказанных им убеждений, что в то время еще впервые практиковалось.
И потому многие католические мужи решили, что Платон слушал в Египте пророка Иеремию. Итак, поскольку Священное Писание дает нам эту мудрость, то ясно, что здесь заключена всякая истина, а если имеется какая-то мудрость, противная этой, то она ошибочна и обладает лишь именем мудрости и различие, которое в ином случае не приводит к противоречию, здесь к нему приводит, как явствует из сказанного в Евангелии (Мф 12, 30): Тот, кто не со мною, тот против меня. Вот таким образом Августин в книге Об учении христианском (II, III, IV книги) и в других местах учил приложению этого к вещам божественным тому же учили и другие святые. И, утверждает Августин, это было предначертано : как египтяне создавали из золота и серебра сосуды и украшения, а также одежды, которые народ израильский, уходя из Египта, присвоил себе, так сказать, с целью лучшего использования, так же учения язычников содержат свободные искусства, нужные для того, чтобы постигать истину и полезнейшие правила нравственного поведения и в них, обнаружили много, пригодного для почитания Бога. И эта четвертая причина крайне усилилась со времен древности, так что ныне это нечестие обнаруживается также и в богословии и я показываю это так же, как в отношении философии — с помощью опыта и примеров. Во втором представлена чистая истина философии, которая «не боится ударов копий противников», как утверждает он сам.
46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. А то, что философы могли обрести только от них, с очевидностью показано выше. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus».
Именно из-за этой причины многие выдающиеся философы и богословы не были признаваемы в течение столетий. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Но чтобы в отношении этого было устранено всякое сомнение, рассмотрим вкратце всю цепочку языческих философов, поэтов и всех посвятивших себя занятиям мудростью и мы обнаружим, что после Авраама и его потомков, которым мудрость была дана в Божественном Откровении, найдется немного людей, заслуживающих Титула. Данное событие обычно относят к середине — концу 1250-х гг.
Ибо Авиценна в основаниях моральной философии повторяет слова Исайи о вечной жизни, говоря, что «ее глаз не видит и ухо не слышит», а также то, что утверждает пророк истины, а именно Тосия, что милостыня изглаживает грех. Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Р. Бэкон известен как один из предвестников методологии науки Нового времени.
Но множество свидетельств говорит о противоположном. Но и он, как будет достаточно ясно показано далее, не достиг пределов мудрости. Ис 11, 2—3) 4) евангельские блаженства (см.
В отличие от распространенной впоследствии в Новое время (особенно в эпоху Просвещения) идеи отвержения авторитета как источника познания, Роджер Бэкон не отказывается полностью от доверия авторитету, заявляет, что все предшественники достойны почитания, но, тем не менее, предостерегает от принятия ложного авторитета за истинный и предлагает противостоять ложным авторитетам с помощью истинных, а также выслушивать разные мнения. Марии в Хэмптоне. В XIII в. при многих университетах существовали грамматические школы, находившиеся под юрисдикцией канцлера и, возможно, начав свое образование в одной из них, Бэкон затем поступил в университет. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». Даже святые пересматривали свои мнения, спорили и поправляли друг друга.
Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Человеческая душа именуется ими возможностным, поскольку сама по себе она не может приобретать знания и добродетели и получает их извне. БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок.
Ибо все люди, по мнению Аристотеля, высказанному в IV книге Этики, любят свои Создания, например, родители — детей, поэты — стихи и т. д. и вскоре умер.
То же касается и философии. Эта задача не была осуществлена им в полном объеме. И тот философ никак не мог быть Аполлоном, которого почитали как бога в Дельфах. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии.
Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. Потому-то, хотя в некотором смысле истина философии и называется их истиной, для того, однако, чтобы они ею обладали, прежде Божественный свет излился в их души и просветил их: Ибо просвещает всякого человека, приходящего в этот мир (Ин 1, 9), как сказано в Писании, с которым согласны и сами философы, ведь они допускали существование действующего и возможностного разумов. И куда меньше то, во что мы верим, чем то, чего мы не знаем. Ибо это единственный путь к усмотрению истины и совершенства.
Согласно Бэкону, существуют «естественные знаки», основанные на отношении причины и следствия (дым — знак огня след — знак человека, его оставившего) или подобия (статуя — знак того, кого она изображает). Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De А n imа». Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. Эти аргументы не отвечают стандартам научной строгости, которым должны соответствовать аргументы теоретических наук тем не менее именно практические аргументы способны вызывать в душе веру, сочувствие, сострадание, радость, любовь и соответствующие действия.
А потому мы, потомки, должны восполнить недостатки древних, поскольку мы ознакомлены с их трудами, благодаря которым (если только мы не будем ослами), мы можем быть побуждаемы к лучшему ибо, как говорит Боэций и что должным образом доказано в своем месте, весьма убого всегда пользоваться изобретенным и никогда — тем, что должно изобрести. Вот таким образом, когда мудрец из толпы или истинный мудрец или хороший человек или святой утверждает либо отрицает то, чего не знает, а в особенности — оправдывая собственное невежество или являя кажущуюся мудрость, его в этом следует не поддерживать, но опровергать и спорить с ним, хотя бы в ином отношении он и был достоин всяческой похвалы. Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет.
И один из величайших философов, Туллий, в Тускуланских беседах спрашивает: «Что есть философия, кроме как дар, который, как я полагаю, приобретен от Бога. ». И сообразно этому Сенека указывает в III книге Естественных вопросов, что «если нечто и открыто потомками, это открытие надо относить на счет предков, поскольку эти великие души впервые раскрыли тайны вещей и тот, кто надеялся найти, собрал многое для открытий и хотя из-за человеческой слабости древние во многом заблуждались их следует за это извинить». Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas).
Существует множество гипотез, объясняющих это (от увлечения Бэкона астрологией до личной неприязни к нему отдельных иерархов), но ни одну из них нельзя считать хотя бы относительно достоверной. Все эти ранние работы, написанные Бэконом в классическом схоластическом стиле, вполне вписываются в рамки университетской философской традиции и не отличаются особой оригинальностью тем не менее, уже в них присутствуют определенные мотивы (прежде всего повышенный интерес к естественной философии), ставшие затем основополагающими в творчестве английского мыслителя. Но из Священного Писания — из Книги Бытия, в которой сказано (Быт 9, 13) Я полагаю радугу Мою в облаке небесном. принципы.
близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. На основании отдельных высказываний английского мыслителя можно утверждать, что одной из главных задач, которые он перед собой ставил, было теоретическое обоснование необходимости коренной реформы научных институтов и всей системы образования (Бэкон считал, что в университетах и других учебных заведениях необходимо смещение акцентов с философских и метафизических спекуляций на точные науки и естествознание), а также определенного обновления в церковной жизни (в данном аспекте Бэкон выступал как решительный критик секуляризации Церкви и обличитель морального падения отдельных ее служителей). Даже в критике авторитета первым аргументом служат ссылки на авторитеты. Эта концепция связана с толкованием аристотелевских высказываний о «действующем» и «возможном» интеллектах в трактате О душе.
Около 1257г. Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). Inedita» Бревера (313—389). О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. И ниже: «С делами человеческими дело обстоит не столь хорошо, чтобы лучшее удовлетворяло большинство» и затем: «множества — худший из аргументов».
В 1240г. «неверные философы и теперь не знают многое из того, что относится к Божественному и если бы таковое было им представлено доказанным с помощью начал полной философии (т. Однако примерно в 1257г. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas).
В этом аспекте Роджер Бэкон действительно предвосхитил последующие тенденции развития культуры. Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Тут он 10 лет оставался под присмотром, терпел лишения и не имел возможности издать что-либо, написанное им. И об этом и подобном этому говорят философы.
В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. Систематическое изучение арабских писателей открыло глаза Б. на заблуждение названных ученых. Особенно острым нападкам Бэкон подверг представителей Парижской школы, обвиняя их в невежестве. И Саллюстий в Югуртинской войне высказывает суждение Соломона, когда говорит, что «где проводили юность, там проводят и старость».
На труд свой, посланный им Клименту IV, Б. смотрел, как на основные принципы, которые впоследствии должны быть применены к разработке всех наук. Привожу пример о малом: хотя универсалии Порфирия были разъяснены им в достаточной степени на основании логики, метафизики и прекрасно представленной естественной философии, нет, однако, толь ученого человека, который смог бы обрести полную истину об универсалиях, не имея учителей, которых он слушал бы в течение длительного времени. е. познание экстатического характера). Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому.
Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Громадное количество манускриптов находится в британских и французских библиотеках, между которыми есть много ценных произведений в том отношении, что они объясняют сущность философии Бэкона. И то же, что мы видим в истине веры, мы наблюдаем и среди учителей философии. И поскольку многие святые и знаменитые учители переводили «Израиль» как «муж, видевший Бога», то Иероним, как это будет показано далее, в Комментарии к Книге Бытия доказывает с помощью неопровержимых доказательств, что этот перевод ложен. Большое внимание он уделяет опыту как критерию истины. Равным образом имеется заблуждение относительно того философа Аполлона.
В этой фразе Бэкон, несомненно, намекает на то, что уже десять лет не преподает публично.
Но если Аристотель считал наилучшим образом жизни созерцательный и, соответственно, подчеркивал значение теоретической философии, то Бэкон отдавал предпочтение моральной. Изменения или какой-нибудь естественный процесс происходит через действие virtus или species на вещество. Убежденность Бэкона в том, что Священное Писание представляет собой источник всей истины, необходимой человеку, объясняет достаточно странное для современной эпохи (но не для Средневековья) использование Библии как источника научных сведений, в том числе в вопросах физики.
А против мнения толпы он высказывается в прологе ко II книге Тускуланских бесед,, что «философия удовлетворяется немногими судьями и избегает совета толпы, которой она подозрительна и которой ненавидима». 92) имеются оба изъяна или, по крайней мере, второй. 1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis).
Вот потому-то Соломон и говорит: Ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как сидоняне (3 Цар 5, 6). И поскольку сравнительно с тем, что человек знает, сохраняется бесчисленное множество того, что ему неведомо (и оно, без сомнения более значительное, благое и прекрасное), то безумен тот, кто превозносит себя как мудрого и еще безумнее тот, кто выставляет свое знание напоказ как некое чудо и стремится распространить его. Ибо, как говорит Сенека в книге Об основных добродетелях, высказывание не имеет никакого веса там, где осуждает тот, кто сам должен быть осужден. Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь. Изменения или какой-нибудь естественный процесс происходит через действие virtus или species на вещество.
В Средние века философы серьезно обсуждали вопросы, касающиеся значений слов. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Вопрос о том, где и когда Роджер Бэкон получил степень магистра искусств, а также о том, где и когда он начал преподавать, остается дискуссионным.
Фалес исследователь природы и астролог, жил во времена царя Иосии. Потому-то и имеет место такое вот нагромождение одних падающих на других. На свободе он оказался лишь в 1292г.
Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Вот таким образом Огигий правил во времена Иакова оттого Солин и говорит, что первый потоп в Ахайе был во времена Огигия и патриарха Иакова. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Достоверно известно, что местом рождения Роджера Бэкона является Англия.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания.
Ибо Аристотель хотел вступить в полемику со своими предшественниками и многое обновить. И когда Философ подразделяет «возможное» в I книге Топики, он отделяет толпу от мудрых ибо называет «возможным» то, что кажется или множеству или мудрым под «всеми» же понимаются совместно и толпа и мудрые, следовательно, под «множеством» понимается толпа, поскольку неразумная толпа не принадлежит к сообществу мудрецов.
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене. Нужно заметить, что стремление свести художественное совершенство к числовым соотношениям («поверить алгеброй гармонию») в истории культуры показало себя (по крайней мере, пока) гораздо менее плодотворным, чем думал Бэкон, которого за это, тем не менее, трудно упрекнуть. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии.
Ибо если неизвестно общее, неизвестно и то, что остается после общего. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе.
В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Так же, пока святой Папа Григорий Великий пользовался авторитетом, его книгам никто не противоречил, но после его смерти люди, занимавшие высокие посты в Церкви, постановили предать их сожжению, однако благодаря прекраснейшему чуду Божию книги эти были спасены и миру была явлена вся полнота мудрости в своей истинности и доказательности. Помимо собственно религиозной цели всех наук, Роджера Бэкона интересовали и их материальные плоды, влияние на технологию, медицину и другие стороны жизни, т. е. «практическое применение» в современном смысле этого слова как и его великий соотечественник и однофамилец Френсис Бэкон три века спустя, францисканский философ также мог сказать: «Знание — сила».
В частности, неблагоприятные события, предсказанные астрологией, могут не произойти, если человек примет достаточные меры, препятствующие им. Впоследствии мыслители Востока, в т. ч. иудеи (Филон Александрийский), защищали эту идею из соображений национального престижа. Кардинал Фуке, хотя и заинтересовался «предложением» Бэкона, денег не дал, а в ответном послании предписал францисканцу прислать ему сочинение, в котором исчерпывающим образом были бы изложены все основные идеи английского мыслителя. А в указанном месте имеются оба изъяна или, по крайней мере, второй.
Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». Бревер полагает, что речь идет о Ричарде Корнваллийском но то немногое, что известно о Ричарде, не согласуется с мнением Бревера, а равно и с тем, что говорится о нем в другом месте у Б. Ердман усматривает тут Фому Аквината, что также невероятно, так как Фома не был в числе первых изучавших и преподававших философию в ордене.
Но дело обстоит вовсе не так, а совсем иначе. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. С другой стороны, каждое слово может быть многозначным: помимо конкретной собаки, слово «собака» в определенном контексте может обозначать и общую природу собак и понятие собаки и многое другое. 256—357) посвящена трактату о перспективе.
А если некто с юношеских лет приобщен к истине жизни и науки при том, что во многих деяниях он сохраняет несовершенство и находит в нем удовольствие, то совершенство чаще становится для него источником печали: ведь оно услаждает немногих, причем, прежде всего, — в полноте добродетелей и знаний. и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене. рассказы о путешествиях Фалеса, Пифагора, Демокрита и др.
Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». В III книге и Климент в I книге. И во времена Форонея у язычников возникла моральная философия, поскольку, как говорит Августин, тогда «Греция сделалась более известною некоторыми установлениями законов и учреждениями судов». Ср.
И поскольку такие законы были даны сообразно возможностям человеческого разума, как утверждает Аристотель в конце Этики, переходя к книге законов: «Будем говорить теперь, насколько это возможно для философии в делах человеческих», — и т. д., то правители мира, которые сими были наставляемы философами, не желали принимать закон Христов, который выше человеческого разума, а потому философия препятствовала распространению веры и сдерживала ее в силу того, что мир, философией управляемый, страшился принять закон более возвышенный. Но, даже отвлекаясь от столь крайних суждений, непредубежденный исследователь поражается совмещению противоречивых черт в творчестве «Удивительного доктора». Species — это эффект воздействия одного тела на другое. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. И это очевидно из Жизни Аристотеля, I книги Этики и книги Тайная тайных. Согласно Бэкону, философия показывает, что «должна существовать и иная, за пределами философии, наука философия приходит к обнаружению более высокой науки и утверждает, что это — наука о Божественном». Так, в одном месте он пишет, что не может заниматься тем, чем хочет, так как настоятели ежедневно заставляют его выполнять другие дела («Affuit enim instantia prelatorum meorum cotidianta ut aliis occupationibus oboedirem et ideo non potui aggredi qua volebam»).
Так, Ездра говорит в IV книге, что обитаемы шесть частей Земли, а седьмая покрыта водой». Ведь, по словам Аристотеля из книги Тайная тайных и его учителя Сократа, «мы не записываем на пергаменте тайны наук, чтобы они не стали доступными для толпы». Что было причиной такого отношения к Бэкону, неизвестно. Эти : 1) пример ненадежного и недостойного авторитета 2) устойчивость обычая 3) мнение необразованной толпы 4) сокрытие собственного невежества под видимостью мудрости.
Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. И мы все еще не имеем и половины и даже лучшей части. С большей или меньшей достоверностью можно утверждать также, что английский мыслитель был освобожден до 1292 г., когда им было завершено последнее произведение — Compendium studii theologiae (Компендиум богословия).
В связи с этим, как говорит Августин, рассказы измышляют его носящим небо, хотя его именем называется гора, высота которой, по всей видимости и вызвала народное поверье о ношении неба (она словно возносится к небу на краю побережья Африки, неподалеку от Геркулесовых Столпов). Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch. Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». Между тем, in studio вовсе не обязательно означает «в университете» и слова Бэкона «я все время был in studio» вполне могут быть переведены и как «все время был поглощен занятиями наукой». прим.
Вообще вопрос этот остается нерешенным. лучше природы. Это касается и церковного образования.
е. ноября). Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности.
Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. И в прологе к III книге О Троице: «Итак, не держись твердо моих книг, если не уразумел со всей определенностью, ». Ибо большинство философствующих его не ведала. Однако в этом трактате правление Согдиана по причине своей малой продолжительности причисляется к времени правления Дария.
Ибо лучи могут концентрироваться только благодаря преломлению и отражению, как станет ясно из последующего. Старший его брат, по-видимому, унаследовал отцовское владение. Но я знаю мудреца, который придумал, как его изготовить». Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая впоследствии разорилась.
У Бэкона опыт означает все, что человек «испытывает» в самом широком смысле слова, непосредственное познание «лицом к лицу» с реальностью. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), то есть Пикардиец. Тайны природы, по мнению Бэкона, не следует открывать толпе. Понимал он и то обстоятельство, что буквальный перевод во многих случаях не является адекватным.
Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. И в IV книге он говорит. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый.
339—348). И Августин утверждает в Монологах (да и в других местах), что «разумная душа подчинена одному лишь Богу в том, что касается всех основных просвещений и влияний». «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр.
Тем не менее, философия как таковая вовсе не противоречит христианству. Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. Около 1265 г. Бэкон приехал в Париж, где попытался связаться с кардиналом Ги де Фуке (не исключено, что английский мыслитель был ранее с ним знаком). И так во многом. На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага».
Многие его суждения по данному вопросу, по-видимому, вполне могли бы быть повторены учеными Нового времени, отстаивавшими использование важность математизации наук, в частности, Галилеем, считавшим, как известно, что книга природы написана на языке математики, буквами которого являются круги, треугольники и др. И этому превосходно учит Сенека в книге Естественных вопросов, говоря в III книге, что «мнения древних недостаточно точны, они, неопытные, еще заблуждались в отношении истины изначально все то, к чему стремились, было новым, затем оно же стало тщательно изученным, но в начале никакая вещь еще не доведена до совершенства». Наличие элементов Божественной мудрости у философов-нехристиан Бэкон объясняет тем, что всякое истинное познание является следствием Божественного просвещения (illuminatio). Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op.
Он ясно сознавал заблуждение современников, когда они утверждали, что философия достигла уже совершенства. Р. Бэкон вернулся в Оксфорд. библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. имя Роджер встречается и среди Бэконов из Норфолка и среди Бэконов из Эссекса.
Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). Сам Бэкон написал еврейскую и греческую грамматики. Часть IV (стр.
Но мнение толпы сильнее этих двух. Часть V (стр. И поскольку искомое уже доказано мною на основании авторитетных высказываний и доказательством «от причины», то теперь и, в-третьих, докажу это доказательством «от следствия».
Вот таким образом Бэкон считает, что философские истины у нехристиан восходят к ветхозаветным патриархам и пророкам, получившим Божественное Откровение, т. е. особым образом просвещенным Богом (Эта концепция (с современной точки зрения, необоснованная) имеет долгую историю.
В 1278г. Но моряк не есть совершенство, а лишь его двигатель. Судя по всему именно в Оксфорде Бэкон принял решение о вступлении в Орден Францисканцев. в такие страны, как Египет, Палестина, Междуречье, Индия). «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр.
Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Тем самым Б. подчёркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. Наконец, в четвертой части (по смыслу сильно пересекающейся с первой) Бэкон демонстрирует рациональные аргументы в пользу христианства, которые могли бы убедить «мудрых» нехристиан исповедующих ту или иную религию («Я мог бы представить простые и грубые,, способы неверных, соответствующие основной их массе, но это бессмысленно.
К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Надо полагать, что благодаря этому покровительству Б. в 1268г., что вся она целиком дана одним Богом одному миру и с одной только целью и вследствие этого тройственного соотнесения она приобретает единство. Среди основных препятствий для постижения истины Бэкон называет ложный авторитет. В 1250г. И Сенека в книге О многословии призывает и убеждает нас не следовать путем толпы, говоря: «Если толпа над тобой не потешается, то ты еще не достиг счастья».
А его братом, по словам Августина, был Атлас, великий астролог. Итак, устранив четыре основные причины всего человеческого невежества, я в этом втором разделе хочу показать, что существует одна совершенная наука и она содержится в Священном Писании из основ которой берет начала всякая истина. Но из этих томов два не переведены, а из первого у латинян имеются кое-какие части, называемые Аш-Шифа, т. е.
Отцы Церкви (начиная с Юстина Философа) использовали концепцию заимствования греками философии у ветхозаветных патриархов и пророков для легитимизации христианства как «истинной философии» в глазах представителей эллинистической культуры). математические объекты. Этот анонимный писатель, по словам Бакона, не получивший специального и систематического образования, вступил в орден в молодых годах и начал здесь преподавать философию.
339—348). И даже если бы человек в этом смертном состоянии жил бессчетное число веков, он никогда не достиг бы совершенства мудрости в отношении количества познаваемого и достоверности познания. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет).
Ибо Аристотель в IV книге Физики утверждает, что «быть в Действии» имеет восемь смыслов, один из которых — так, как движущее в движимом, поскольку движущее или действующее, пребывает в своей материи по своей силе, но не по субстанции. И это я доказываю с помощью самого Аристотеля. Как учит Птолемей в Альмагесте. Они могут быть разделены на два разряда: на остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные.
358—444). В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства2 первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение. Бэкон стал первым в истории Европы мыслителем, кто попытался создать всеобъемлющую энциклопедию знания, органично соединенного с богословием и ориентированного на достижение практических (религиозных) целей. Сведения о его жизни довольно скупы.
Часть этого сочинения обыкновенно наз. Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. научная активность Бэкона прерывается, что можно объяснить как раз его заключением. Ибо расцвет их падает на те годы, когда родился Моисей. А испарение воды может иметь место при посредстве радуги только благодаря лучам Солнца, ее образующего.
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. Но имя авторитета достойно благожелательного отношения. Среди ожидаемых достижений истинного экспериментатора Бэкон называет зажигательное зеркало, попаляющее без огня на любом расстоянии военные лагеря монголов и сарацин летательные, подводно-плавательные устройства вещества-накопители света препараты для продления человеческой жизни до сотен лет подробные карты небесных движений, позволяющие вычислять все прошлые и будущие события искусственные драгоценные металлы в любых количествах наконец, рукотворные чудеса, способные убедить иноверных в превосходстве христиан над миссионерами других религий.
По каждому вопросу существует большое количество возможностей для отклонения от истины. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. И Беда в книге Об исчислении времен и более поздние авторы и все прочие согласны в том, что во времена судьи Аода находился в расцвете славы музыкант Амфион, а Аод был следующим после Гофониила судьей.
В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. И это разъясняет Августин во II книге О христианском учении, приводя пример слов Господа, говорящего (Мф 10, 16): Итак, будьте мудры, как змии и просты как голуби. Ведь в упомянутой книге Сенека говорит, что «древних надлежит выслушивать извиняя их». III, 1888). Инах же правил, как утверждает Августин, пятьдесят лет, а его сын Фороней — шестьдесят (в это время было дано обетование Иакову, как ранее — его отцу).
Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет.
Б. предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ).
Анаксагору, по словам Августина, наследовал его ученик Архелай, слушателем которого, согласно VIII книге Этимологий Исидора, был Демокрит. принципы. «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене.
Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде. И мы не можем отрицать, что это написано ими, откуда бы они это ни получили. Это направление рождалось медленнее и оформилось в качестве более-менее зрелого лишь к XVII в. До этого момента характерные черты современного научного метода оказывались перемешанными с элементами, ему внутренне чуждыми, — теми же, что и у Роджера Бэкона: эзотеризм, мистицизм, вера в тайные силы природы (астрологические влияния). «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национ.
«Сентенции» Петра Ломбардского, став главным университетским учебником по богословию, заняли место Священного Писания, а изучение в университетах гражданского права практически полностью подменило собой изучение права канонического. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. А в Лукулле он говорит. И, кроме того, во II книге О порядке он пишет: «Без знания логики никто не может приступить к изучению Священной науки».
И, конечно же, всегда оставалась неабсолютной основная масса философствующих. И все философы и поэты, как старшие, так и младшие, были после Ноя, его сынов и Авраама. Как бы то ни было, конфликт между Бэконом и руководством Ордена достиг апогея в конце 1270-х гг., когда, согласно документу XIV в. известному как Хроника 24 генералов генерал францисканцев Иероним Асколи «по совету многих братьев» осудил Бэкона за некие «подозрительные новшества» и приговорил к тюремному заключению. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Б. выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Роджер Бэкон цитирует Августина: «христиане должны перенять от философов — как от незаконных владельцев — те полезные вещи, которые содержатся в их книгах», поскольку «золото и серебро философов создано не ими самими, но как бы извлечено из всеобщих россыпей Божественного провидения, которое разлито повсеместно».
Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278). Вот таким образом Философ в X книге Этики примыкает к суждению Иеремии о коже эфиопа, говоря, что «трудно или невозможно обратиться к благу тому, кто через обычай закоснел во зле». Бэкон уделяет большое внимание разным приложениям теории распространения species, в частности, он обсуждает пути, которые проходит свет звезд (а значит и астрологические влияния), проходя последовательно сферы огня и воздуха, окружающие Землю. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию.
И все, что он ищет в ином месте, он найдет здесь в абсолютном виде». И это же доказывают Веселиил и Елиав, которые были просвещены во всякой мудрости и разумении естественных вещей ибо одним дуновением Дух Святой просветил их и наставил относительно возможностей природы касательно металлов и других минералов. Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (D hring, «Critische Ge sch. Б. не успел еще окончить своего громадного труда, как уже начал приготовлять заключение к нему, которое должно было быть послано к Клименту IV вместе с главным его сочинением.
А в указанном месте (См. И Августин предписывает, чтобы «когда явлена истина, обычай подчинялся истине, поскольку истина и разум всегда исключают обычай».
.