На заброшенной ферме, на западе Франции, найдена коллекция уникальных раритетных автомобилей, принадлежавших транспортному магнату Роджеру Байону. В настоящее время права на коллекцию Роджера Байона принадлежат его внукам.
В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение. Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году., философия еще до пришествия Христа дала закон миру (исключая народ иудейский): как в том, что касается Божественного культа, так и в том, что касается нравственности, права, мира между государствами и войны с врагами.
Тем не менее, в позднейших исследованиях Т. Краули и Д. Линдберга данная гипотеза была поставлена под сомнение на том основании, что трактовка выражения in studio как «в университете» предполагает либо то, что слова «впервые выучил алфавит» являются метафорой, либо то, что Бэкон начал свое обучение в университете с ознакомления с буквами латинского алфавита, при явной абсурдности такого допущения. Однако точный ответ на вопрос о малой родине английского мыслителя невозможен. Часть IV (стр. И столь печально, что подавляющее большинство современных ученых отвергает великие науки, которые, однако, были введены после Грациана.
Однако «практика, понимаемая широко, тождественна любой действенной науке и тогда многие другие науки суть практические». Следовательно, действующий разум будет неуничтожим и по бытию и по субстанции: и вот таким образом он не будет частью души, поскольку в противном случае, когда он отделялся бы, он уничтожался бы в отношении своего бытия в теле. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Согласно Бэкону, философия показывает, что «должна существовать и иная, за пределами философии, наука философия приходит к обнаружению более высокой науки и утверждает, что это — наука о Божественном». Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам.
Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. Основатель позитивизма Огюст Конт, предложивший новую религию человечества и, в частности, проект календаря, в котором месяцы и дни назывались бы не по именам богов и святых, как раньше, а по именам выдающихся деятелей культуры, посвятил Р. Бэкону первый вторник месяца «Декарта» (т.
Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. И то же, что мы видим в истине веры, мы наблюдаем и среди учителей философии.
Папа — самый ученый из священников — объединяет в себе духовную и светскую власть. Судя по всему именно в Оксфорде Бэкон принял решение о вступлении в Орден Францисканцев.
И Августин оспаривал суждения Иеронима, а Иероним во многом противоречит Августину. Это касается и церковного образования. 92) имеются оба изъяна или, по крайней мере, второй. О том, где и когда Бэкон получил начальное образование, сведений не сохранилось также неясно, где и когда началась его академическая карьера. Тому, по-видимому, было доложено, что брат Роджер Бэкон желает ознакомить его с кое-какими своими работами имеющими большое значение. имя Роджер встречается и среди Бэконов из Норфолка и среди Бэконов из Эссекса. И Он умрет трехдневною смертью, охваченный сном».
Однако невозможно, чтобы свойства одного языка сохранялись в другом. Около 1257 года генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. Другой интересный и исторически важный пример использования Бэконом авторитета библейской книги (в действительности апокрифической) касается географии: «оконечность Индии на Востоке крайне удалена от нас и от Испании. 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. Другое великое интеллектуальное движение — естествознание Нового времени.
Ведь философия, рассмотренная сама по себе, не обладает никакой пользой. Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна.
Даже святые пересматривали свои мнения, спорили и поправляли друг друга. И поскольку такие законы были даны сообразно возможностям человеческого разума, как утверждает Аристотель в конце Этики, переходя к книге законов: «Будем говорить теперь, насколько это возможно для философии в делах человеческих», — и т. д., то правители мира, которые сими были наставляемы философами, не желали принимать закон Христов, который выше человеческого разума, а потому философия препятствовала распространению веры и сдерживала ее в силу того, что мир, философией управляемый, страшился принять закон более возвышенный. 339—348). Сократ же, согласно VIII книге Августина О Граде Божием, был учеником Архелая.
И это утверждал не только святой Августин, но и многие другие святые. Частным, но далеко не единственным примером species является свет. И вследствие чудовищности их глупости они прилагают огромные усилия, тратят много времени и средств на то, в чем с точки зрения Мудрого нет никакой или почти никакой пользы и достоинства. Он утверждает (со ссылкой на аль-Фараби), что математика полезна для грамматики и логики, поскольку для первой важно знать природу звуков и их сочетаний, а вторая должна включать изучение «поэтических аргументов», решающим аспектом в воздействии которых является красота.
В любом случае, к середине 1240-х гг. «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ. В официальном релизе написано, что цены начнутся с 500 евро. Марии в Хэмптоне.
рассказы о путешествиях Фалеса, Пифагора, Демокрита и др. В период Нового времени появился распространенный и поныне образ Роджера Бэкона как первого современного ученого — математика и естествоиспытателя-экспериментатора, критиковавшего схоластическое пустословие и за это пострадавшего от «мракобесов-церковников». И об этом и подобном этому говорят философы. Эта концепция связана с толкованием аристотелевских высказываний о «действующем» и «возможном» интеллектах в трактате О душе. И там же он пишет, что «глупо давать ослу салат, если ему довольно и чертополоха», говоря о толпе, для которой достаточна простая, грубая и несовершенная умственная пища. Большое внимание он уделяет опыту как критерию истины.
И тот же Аверроэс указывает во II книге Метафизики, что «противное началам, становясь популярным, охотнее воспринимается множеством следующих суждению большинства, нежели сами начала». Вообще вопрос этот остается нерешенным. Потому-то он и говорит: «Без некоего вдохновения, получаемого с небес и поэт не сможет надлежащим образом создать достойное стихотворение».
Ведь Аристотель долго не был известен и философам и латинянам в целом. Свое «Большое сочинение» Роджер Бекон посвятил различным проблемам.
Настоящее издание включает фрагменты наиболее известного труда Р. Бэкона — «Opus maius» («Большое сочинение»), а также его работу «О тайных деяниях искусства и природы и о ничтожности магии». Здесь Бэкон отходит далеко от Платона. Торги назначены на 6 февраля. А его братом, по словам Августина, был Атлас, великий астролог. И все философы и поэты, как старшие, так и младшие, были после Ноя, его сынов и Авраама.
Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. И, кроме того, во II книге О порядке он пишет: «Без знания логики никто не может приступить к изучению Священной науки». Собственную эпоху Бэкон оценивал как время кризиса, упадка, деградации: «Сейчас больше грешат, чем в предыдущие времена», «повсюду очевидна порча». научная активность Бэкона прерывается, что можно объяснить как раз его заключением.
И по этой причине, первоначальная Церковь не была озабочена переводом значимых философских трудов и вот таким образом святые латинские учители не имели философских дисциплин в изобилии и, сообразуясь с принципами Церкви, отвергали много достойнейшего, точно так же как это было отвергнуто ранней Церковью в силу указанных причин, но, как с большей достоверностью и на основании высказываний самих Святых Божиих станет видно в своем месте, не вследствие какой-то ложности или низости, каковую должно было бы обнаружить в философии. Я приведу здесь только один из бесчисленных примеров — радугу. И этим облечен и охвачен любой человек в любом положении. И в прологе к III книге О Троице: «Итак, не держись твердо моих книг, если не уразумел со всей определенностью, ».
В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии».
Следует отметить также важный вклад, сделанный Р. Бэконом в развитие науки о знаках. А то, что философы могли обрести только от них, с очевидностью показано выше. Ибо Платон говорит: «Сократ, мой учитель, мне друг, но истина дороже».
Особый случай представляет собой распространение species в нерве, где они могут распространяться по кривому пути вдоль нерва. Можно обратить внимание также на то, что сочинения создавались в спешке (что вполне объяснимо), а потому их компоновка оставляет желать лучшего: разрозненные фрагменты плохо скреплены между собой изобилуют различного рода отступлениями, никоим образом не связанными с основной темой, а потому проследить за развитием мысли Бэкона чрезвычайно трудно все это делает чтение их задачей крайне нелегкой.
Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе.
«сентенциарного бакалавреата», степени, предваряющей докторскую. е. познание экстатического характера). А потому необходимо, чтобы эти истины были изначально даны человеку в откровении.
Часть VI (стр. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии. чтобы не было более потопа на Земле» (Быт 9, 13), т. е. цель радуги — испарение воды, вот таким образом при явлении радуги всегда имеет место рассеяние воды на бесчисленные капельки и их испарение благодаря лучам Солнца, концентрирующимся в результате различных отражений и преломлений из-за которых и возникает радуга.
Существует множество гипотез, объясняющих это (от увлечения Бэкона астрологией до личной неприязни к нему отдельных иерархов), но ни одну из них нельзя считать хотя бы относительно достоверной. Но для того, чтобы алтарь Господень был полон дарами мудрости, я, будучи убогим, собираю попавшие ко мне крохи. Обе оценки, безусловно, не являются адекватными и во многом зависят от предвзятых установок: первая — от огульного отрицания Средневековья как «темных веков» культуры, вторая — от восприятия философии Фомы Аквинского в качестве вершины средневековой мысли, тогда как Роджер Бэкон во многом с ним расходился.
Другой брат, как и Роджер, посвятил себя научным и философским исследованиям (предположение некоторых историков о том, что им мог быть известный доминиканский профессор Роберт Бэкон, не выдерживает серьезной критики). Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D.
принципы. Но в XVIII книге он утверждает, что Пифагор появился в то время, когда закончилось пленение иудейского народа, а согласно Туллию в I книге Тускуланских бесед, во время правления в Риме Тарквиния Гордого, который был седьмым после Ромула и последним царем римлян: «После того как начали править консулы, появился в Италии Пифагор и покорил всю Великую Грецию своим достоинством, учением и авторитетом. И так во многом.
Ибо Августин утверждает в XVIII книге О Граде Божием, что многие авторы писали о том, что она жила во время Троянской войны, другие же — что во времена Ромула и иудейских царей Ахаза и Езекия. Там учёный провел более десяти лет. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы.
Фалес исследователь природы и астролог, жил во времена царя Иосии. И, конечно же, всегда оставалась неабсолютной основная масса философствующих. Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. Обозначает ли слово «собака» непосредственно конкретную собаку или общее понятие собаки либо общую природу собак, а конкретную собаку — лишь опосредованно. Вот таким образом христианство является гарантом знания. Деятельность Роджера Бэкона по реформированию системы образования включала не только эти советы Папе, высказанные в трех Opus-ах.
Но и апостол Павел, когда пишет к Титу использует строки поэта Эпименида: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые (Тит 1, 12). Ибо они или умалчивали или скрывали за образным изложением и многими другими способами, о коих ныне говорить не стоит. Клирику из свиты кардинала, Раймону Ланскому, францисканец устно изложил некое свое «предложение», которое попросил передать кардиналу Фуке. Возрождение нравственности тем более необходимо, что знание проникает только в чистую душу. И всем ясно, что если бы святые пользовались великими философскими науками, то они не превозносили бы так «пепел» философии и обратили бы их на пользу священному ибо, с точки зрения святых, насколько науки значительнее и лучше, настолько они более подходят для Божественного.
Эти аргументы не отвечают стандартам научной строгости, которым должны соответствовать аргументы теоретических наук тем не менее именно практические аргументы способны вызывать в душе веру, сочувствие, сострадание, радость, любовь и соответствующие действия. А в указанном месте (См.
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл.
XI «Метафизики». Годы жизни Ферекида определить с достоверностью можно только исходя из лет жизни его ученика Пифагора, хотя Исидор в I книге Этимологии и говорит, что Ферекид написал Историю во времена Ездры, что могло, по всей вероятности иметь место в конце жизни самого Ферекида и когда Ездра был еще юношей. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец. прим.
В отличие от распространенной впоследствии в Новое время (особенно в эпоху Просвещения) идеи отвержения авторитета как источника познания, Роджер Бэкон не отказывается полностью от доверия авторитету, заявляет, что все предшественники достойны почитания, но, тем не менее, предостерегает от принятия ложного авторитета за истинный и предлагает противостоять ложным авторитетам с помощью истинных, а также выслушивать разные мнения. Также Р. Бэкон получил степень доктора наук.
Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. В папских кругах к Роджеру Бэкону относились достаточно хорошо и папа Климент IV попросил Роджера Бэкона издать свои сочинения. Как учит Птолемей в Альмагесте.
А о прочих трудах, как об искусствах, так и о природе, он говорит : «Знание прочих искусств, благодаря коим изготовляется дом и т. п. или медицины или агрикультуры или тех, результатом коих является всякое действие,, такое, как прыжки, бег и т. п., должно использоваться для выявления, — для того, чтобы смысл Писания не был от нас полностью сокрыт, — ибо в Писании имеются иносказательные выражения, в которых используется этих наук». Между 1265 и 1268 по просьбе папы Климента IV спешно за год-полтора излагает свое учение в т. н. Даже в критике авторитета первым аргументом служат ссылки на авторитеты. Кроме того, лишь в математике существуют достоверные доказательства в других науках редко наблюдается согласие, а в математике все выводы проверяются опытным путем при помощи построения и счета.
instabant ineffabili violentia ut cum aliis eorum voluntati oboedirem»). Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Данное событие обычно относят к середине — концу 1250-х гг. И мы все еще не имеем и половины и даже лучшей части.
Один из основных пунктов философии Бэкона — это его теория познания, поскольку эта теория должна была обосновать необходимость существования всех естественных наук. В течение длительного времени Бэкон обладал возможностью получать значительную финансовую помощь от своей семьи и «имел многие расходы». Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. А то, что — эта мысль абсолютно верная и подтверждается святыми. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. И Боэций в книге О школьной науке, что «глупо во всем соглашаться с речами учителя: ведь сперва ему следует довериться, пока не станет ясна его мысль, а затем представить, что он ошибается в своих словах: чтобы ученик смог, по возможности, обнаружить то, что явно мог бы противопоставить рвению учителя».
Это направление рождалось медленнее и оформилось в качестве более-менее зрелого лишь к XVII в. До этого момента характерные черты современного научного метода оказывались перемешанными с элементами, ему внутренне чуждыми, — теми же, что и у Роджера Бэкона: эзотеризм, мистицизм, вера в тайные силы природы (астрологические влияния). Богословы, по Бэкону, это «священники знания» имеющие знания не только в области религии, но и глубогие научные познания.
И Иероним в прологе к V книге Толкования на Иеремию утверждает, что «истина довольствуется немногими и не боится множества врагов». Вот таким образом, хотя в действительности богословские, они, тем не менее, относятся и к философии, но — ради богословия. Среди основных препятствий для постижения истины Бэкон называет ложный авторитет. И во II книге О гневе он указывает, что «по причине вредоносности обычая с трудом устраняются пороки, которые нам присущи». В другом месте он утверждает, что настоятели, добиваясь от него подчинения их воле, жестко притесняют его («.
Другой же род человеческой мудрости был дан после них и он берет свое начало в греческом языке, который, однако, называется италийским.
Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». Часть этого сочинения обыкновенно наз. Р. Бэкон вернулся в Оксфорд. И это разъясняет Августин во II книге О христианском учении, приводя пример слов Господа, говорящего (Мф 10, 16): Итак, будьте мудры, как змии и просты как голуби.
В этих рассуждениях Роджера Бэкона появляется столь редкий для Средних веков и столь ценный для Нового времени мотив прогресса знания: в будущем многие вещи, которых мы теперь не знаем, станут очевидными, пишет Роджер Бэкон (со ссылкой на Сенеку). Наконец, Роджер Бэкон разработал интересное астрологическое рассуждение, подтверждающее, с его точки зрения, преимущество христианства по отношению к пяти другим религиям, в качестве которых в этом месте Opus maius называются иудейская, халдейская, египетская, мусульманская и религия Антихриста (в другой части, посвященной моральной философии, список, как мы видели, несколько иной). Ее роль в познании мира и для существования других наук является решающей. Однако в этом трактате правление Согдиана по причине своей малой продолжительности причисляется к времени правления Дария. И этому превосходно учит Сенека в книге Естественных вопросов, говоря в III книге, что «мнения древних недостаточно точны, они, неопытные, еще заблуждались в отношении истины изначально все то, к чему стремились, было новым, затем оно же стало тщательно изученным, но в начале никакая вещь еще не доведена до совершенства». Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности.
И, о порочности обычая, он указывает в I книге О природе богов: «Стыдно исследователю природы искать свидетельства истины в душах, плененных обычаем».
И когда Философ подразделяет «возможное» в I книге Топики, он отделяет толпу от мудрых ибо называет «возможным» то, что кажется или множеству или мудрым под «всеми» же понимаются совместно и толпа и мудрые, следовательно, под «множеством» понимается толпа, поскольку неразумная толпа не принадлежит к сообществу мудрецов. Да и сами святые также исправляли друг друга и сурово спорили между собой. И сходным образом все эти три язвы осуждает в одной фразе Сенека в конце II книги Писем. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени.
Эти работы Р. Бэкон считал подготовительными для задуманной им научной энциклопедии. III, 1888). А в указанном месте имеются оба изъяна или, по крайней мере, второй. Однако по сути дела «предложение» состояло, вероятно, в том, что Бэкон просил финансовой помощи, необходимой для написания этих самых работ (прежде всего — упоминавшегося Scriptun principale), а также для осуществления своих многочисленных научных проектов. Вот таким образом Бэкон считает, что философские истины у нехристиан восходят к ветхозаветным патриархам и пророкам, получившим Божественное Откровение, т. е. особым образом просвещенным Богом (Эта концепция (с современной точки зрения, необоснованная) имеет долгую историю.
И один из величайших философов, Туллий, в Тускуланских беседах спрашивает: «Что есть философия, кроме как дар, который, как я полагаю, приобретен от Бога. ». То, что доказано с помощью авторитетных суждений, еще достовернее подтвердит опыт любого. Ибо расцвет их падает на те годы, когда родился Моисей. Согласно Роджеру Бэкону, пренебрежение математикой «в течение уже тридцати или сорока лет уничтожило всю систему образования латинян И, что еще хуже, люди, ее не знающие, не ощущают собственного невежества, а потому не ищут лекарства».
Но моряк не есть совершенство, а лишь его двигатель. Ис 11, 2—3) 4) евангельские блаженства (см. Ибо только патриархи и пророки были истинными философами, которые познали все: не только Закон Божий, но и все разделы философии. И этику он называет одеждой, которая, хотя и является установлением тех людей, тем не менее приспособлена к человеческого сообщества, которого мы не можем быть лишены в этой жизни и которая должна быть обращена на пользу христиан.
По Роджеру Бэкону, существуют три способа познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт. Важно подчеркнуть, что это не только так называемый «чувственный опыт», восприятие чувствами.
А против мнения толпы он высказывается в прологе ко II книге Тускуланских бесед,, что «философия удовлетворяется немногими судьями и избегает совета толпы, которой она подозрительна и которой ненавидима». «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Но дело обстоит вовсе не так, а совсем иначе. d. Phil», 192, 249). Известность Р. Бэкон приобрёл уже во время своей работы в Парижском университете.
Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. В самом деле, природа дает нам свидетельство совершенства и несовершенства в числах: совершенным называется число, равное сумме своих делителей и нет ни одного такого числа меньше десяти, кроме числа 6 и одно — между 10 и 100, а именно, 28 и одно — между 100 и 1000, а именно, 496 и одно — между 1000 и 10000, а именно, 8128 и т. д.
Ведь и впоследствии попыткам воплощения этого проекта в жизнь отдавали дань такие крупные мыслители, как, например, Лейбниц, считавший музыку «бессознательным упражнением души в математике». Бэкон пишет «Большое сочинение», папа Климент IV отпускает его из этого монастыря.
И он перевел на латынь некоторые сочинения по логике и немного из других. 1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis).
На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага». Так, Ездра говорит в IV книге, что обитаемы шесть частей Земли, а седьмая покрыта водой». Во-первых,, что везде, где бы ни обнаруживалась истина, она почитается Христовой в соответствии с приведенными выше суждениями и авторитетами.
Но иные, как указывает Августин в VIII книге, считают, что Платон ознакомился с переводом Семидесяти толковников и был им наставлен. С другой стороны, каждое слово может быть многозначным: помимо конкретной собаки, слово «собака» в определенном контексте может обозначать и общую природу собак и понятие собаки и многое другое. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления2.
О толпе имеется такое же суждение. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV).
Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. Species — это эффект воздействия одного тела на другое.
В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства1 первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение. лучше природы. И Саллюстий в Югуртинской войне высказывает суждение Соломона, когда говорит, что «где проводили юность, там проводят и старость».
И Августин предписывает, чтобы «когда явлена истина, обычай подчинялся истине, поскольку истина и разум всегда исключают обычай». Например, один из доводов для обращения мусульман Бэкон видел в том, что «сарацинские философы отвергали свое религиозное учение» имея в виду, вероятно, противоречия между выводами арабских аристотеликов (прежде всего Авиценны и Аверроэса) и рядом исламских догматов.
Оставшиеся 40 просто валяются по углам сараев и ввиду своей исключительной редкости и опять же некоторой похожести друг на друга в силу выпуска примерно в одно время не поддались идентификации мной, а эксперты поленились Самой вкусное оценщики, конечно, переписали, но на мой взгляд это всё субъективно, не в таком уж там всё печальном состоянии, я думаю те 40 машин, которые не являются полнейшей уж трухой (хотя не исключено) все равно представляют интерес, а то так пишут что мол "интереса не представляет", даже несколько обидно. И потому для усмотрения нет ничего более необходимого, чем твердое осуждение этих четырех посредством избранных речений мудрецов, каковым нельзя будет воспротивиться. Опыт находится в основе всего, в том числе и такой ценимой Бэконом математики. И, по свидетельству всех великих философов, он является примером для философствующих и то, что он утверждал, составило философию, а потому в нынешние времена его именуют философом по преимуществу при приведении авторитетных философских высказываний, точно так же как под именем «Апостол» в учении священной мудрости понимается Павел.
В пищу дадут ему желчь, а в питье — уксус. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Кардинал Фуке, хотя и заинтересовался «предложением» Бэкона, денег не дал, а в ответном послании предписал францисканцу прислать ему сочинение, в котором исчерпывающим образом были бы изложены все основные идеи английского мыслителя. 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum».
Так, в одном месте он пишет, что не может заниматься тем, чем хочет, так как настоятели ежедневно заставляют его выполнять другие дела («Affuit enim instantia prelatorum meorum cotidianta ut aliis occupationibus oboedirem et ideo non potui aggredi qua volebam»). Другими препятствиями в постижении истины являются обычай и мнение толпы. Но мнение толпы сильнее этих двух. Хотя знание языков и математики наиболее необходимо для научной деятельности латинян (что было затронуто выше и будет более подробно разъяснено в подходящем месте) и оно использовалось святыми людьми и всеми древними мудрецами, мы, современные люди, это знание отрицаем, отвергаем и опровергаем, поскольку не ведаем его и его пользы.
Бэкон вскрывает психологические пути образования ложных авторитетов (следование детей за родителями, учеников — за учителями, подчиненных — за начальниками). В III книге и Климент в I книге. Средневековым людям было трудно принять идею, что какие-то сведения могут быть просто ложными если же в разных источниках замечались ошибки и противоречия их стремились каким-то образом согласовать, показав, в каком именно смысле истинен один, а в каком другой, по методу схоластической диалектики, образцовое применение которого дано в Сумме теологии Фомы Аквинского при взвешивании разных «да» и «нет» в решении каждого отдельного вопроса.
Зная о том, каким почтением со стороны оксфордских францисканцев пользовался много для них сделавший в свое время Роберт Гроссетест (не только как могущественный покровитель и заступник, но и как учитель и вдохновитель), Бэкон, считавший себя его последователем, мог рассчитывать на то, что Орден будет благосклонно относиться к его научным занятиям и что в новых условиях он сможет обрести новые возможности для реализации своих проектов. И куда меньше то, во что мы верим, чем то, чего мы не знаем. Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. И в той же книге он говорит: «Мне представляется более похвальным все то, что совершается без участия черни».
Следовательно, философия должна давать доказательства христианской веры. Получают ли слова свои значения естественным образом или по человеческому произволу. Ибо Авиценна в основаниях моральной философии повторяет слова Исайи о вечной жизни, говоря, что «ее глаз не видит и ухо не слышит», а также то, что утверждает пророк истины, а именно Тосия, что милостыня изглаживает грех. Ибо это единственный путь к усмотрению истины и совершенства.
От первой сохранился лишь фрагмент, от второй — большая часть, но лишь в одном экземпляре. И Августин заключает — на основании святости Авраама и других праотцев — что именно ими были научены святым и благочестивым законам жизни. То же самое можно показать также и с помощью двух свойств метафизики. В самом деле, по мнению Бэкона, это легчайшая из наук: знание математики в той или иной степени присутствует у всех, оно является «как бы врожденным».
Потом он пишет еще ряд работ, «Меньшее сочинение», «Третье сочинение», «Компендий философии» и последнее произведение «Компендий теологии» Бэкон пишет опять в монастыре ибо после смерти папы Климента IV Роджера Бэкона опять туда отправили. А потому мы, потомки, должны восполнить недостатки древних, поскольку мы ознакомлены с их трудами, благодаря которым (если только мы не будем ослами), мы можем быть побуждаемы к лучшему ибо, как говорит Боэций и что должным образом доказано в своем месте, весьма убого всегда пользоваться изобретенным и никогда — тем, что должно изобрести. Ибо Павел, как он сам признает, спорил с Петром. Именно из-за этой причины многие выдающиеся философы и богословы не были признаваемы в течение столетий. По каждому вопросу существует большое количество возможностей для отклонения от истины. Тем не менее, весьма вероятным выглядит следующее предположение.
Отсюда следует их важность для таких наук, как богословие и каноническое право. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию.
Характеризуя эти сочинения Бэкона, нельзя не отметить, прежде всего их компилятивный характер. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV. Бэкон указывает, что на латыни еще нет удовлетворительных переводов многих важных книг, как по философии, так и по богословию. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ.
В самом деле, Иероним в послании к знаменитому оратору пишет: «Если бы ты читал Священное Писание, как знает всякий, что и у Моисея и в книгах Пророков кое-что взято из книг язычников». Бэкон всё же отмечает, что христианская вера не может основываться только на рациональных доказательствах: «следует доверять преимущественно Церкви, Писанию, святым и католическим учителям». Но, даже отвлекаясь от столь крайних суждений, непредубежденный исследователь поражается совмещению противоречивых черт в творчестве «Удивительного доктора». В связи с этим, как говорит Августин, рассказы измышляют его носящим небо, хотя его именем называется гора, высота которой, по всей видимости и вызвала народное поверье о ношении неба (она словно возносится к небу на краю побережья Африки, неподалеку от Геркулесовых Столпов).
Сведения о его жизни довольно скупы. Им были обнаружены погрешности в юлианском календаре и их причины и составлен исправленный календарь, очень близкий к истине. Поиском и оценкой машин занимались специалисты аукционного дома Artcurial Motorcars.
И потому многие католические мужи решили, что Платон слушал в Египте пророка Иеремию. А поскольку он не знал этого, то и многого другого. Достоверно известно, что местом рождения Роджера Бэкона является Англия. Часть V (стр.
Ибо тот видел Хиарка (Гиппарха), сидящего на золотом троне и учащего, а этот Хиарк (Гиппарх), как утверждают, был не кто иной, как астроном Абрах, который был после смерти Александра Великого. Вероятно исходя именно из этого, Бэкон и начал подготовительную работу, в результате которой на свет появились его наиболее известные произведения: Opus maius (Большее сочинение), Opus minus (Меньшее сочинение), Opus tertium (Третье сочинение). Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Роджер Б. настолько был выше современников, что мог отличать истинное знание от ложного и имея смутное представление о научном методе, храбро отступил от схоластической рутины и посвятил себя изучению языков и опытным изысканиям.
Весьма вероятно, что он искал освобождения от бремени преподавания, чтобы полностью посвятить себя чистой науке. И мы не можем отрицать, что это написано ими, откуда бы они это ни получили.
И это очевидно из писем святых Августина и Иеронима и многих других. XIII стол.
Но имя авторитета достойно благожелательного отношения. А в Лукулле он говорит. Данная идея предвосхитила собой появление идей об эвристическом озарении и роли интуиции в науке. Следовательно, каково отношение цели к цели, таково же и отношение умозрения к умозрению. Около 1265 г. Бэкон приехал в Париж, где попытался связаться с кардиналом Ги де Фуке (не исключено, что английский мыслитель был ранее с ним знаком). Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе.
И в IV книге он говорит. Потому-то и имеет место такое вот нагромождение одних падающих на других. Впрочем, мы можем и иначе истолковать указанное место. И, таким образом, философия поднимается до науки о Божественном.
За это время он написал три важных трактата: «Большой труд», «Меньший труд», «Третий труд». И Августин напоминает о многих святых ученых, спрашивая: «Разве не видим мы, сколь многим золотом обремененный вышел из Египта любезный учитель и блаженный мученик Киприан, сколь много вынес Викторин и многие другие греки и, конечно же, Моисей, наученный во всей египетской мудрости. ». И поскольку многие святые и знаменитые учители переводили «Израиль» как «муж, видевший Бога», то Иероним, как это будет показано далее, в Комментарии к Книге Бытия доказывает с помощью неопровержимых доказательств, что этот перевод ложен. А о математике говорит Кассиодор: когда мы внимательным умственным взором окидываем геометрию, арифметику, астрономию, музыку, они обостряют чувства, снимают кору невежества и, по милости Божией, приводят к созерцанию Божественного и святые Отцы с полным на то основанием призывали изучать эти, поскольку они в значительной степени отвлекают от плотских вещей и побуждают к тому, что мы можем воспринять только сердцем.
Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. 256—357) посвящена трактату о перспективе. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Вот потому-то Соломон и говорит: Ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как сидоняне (3 Цар 5, 6). Но в 1260-х гг., когда в Англии вспыхнула гражданская война между баронами во главе с Симоном де Монфором и королем Генрихом III, старший брат Роджера встал на сторону короля, что, в конечном счете, привело семью Бэкона к изгнанию и разорению (вероятно, это произошло после битвы при Льюисе в 1264 г., обернувшейся для короля и его сторонников неудачей).
И это очевидно тем, кто рассмотрел все основные части философии, как покажет последующее. Бакон или Бэкон Роджер. Точная дата возвращения Бэкона в Англию неизвестна, но обычно в качестве таковой называют 1247—1250 гг. И имеется пять таких, без которых не может быть познано ни человеческое, ни Божественное и достоверное знание которых дает нам возможность легко постигать все. И Аверроэс говорит в комментарии к О небе и мире, что «во времена древние, до Аристотеля и других философов, существовала полная философия и к ее полноте и стремился Аристотель в свое время».
И во времена Форонея у язычников возникла моральная философия, поскольку, как говорит Августин, тогда «Греция сделалась более известною некоторыми установлениями законов и учреждениями судов».
Бэкон рассмотрел пять основных нехристианских религиозно-этнических общностей (язычники идолопоклонники татары сарацины иудеи). Потому-то, хотя в некотором смысле истина философии и называется их истиной, для того, однако, чтобы они ею обладали, прежде Божественный свет излился в их души и просветил их: Ибо просвещает всякого человека, приходящего в этот мир (Ин 1, 9), как сказано в Писании, с которым согласны и сами философы, ведь они допускали существование действующего и возможностного разумов. Убежденность Бэкона в том, что Священное Писание представляет собой источник всей истины, необходимой человеку, объясняет достаточно странное для современной эпохи (но не для Средневековья) использование Библии как источника научных сведений, в том числе в вопросах физики.
И это я доказываю с помощью самого Аристотеля. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. Р. Бэкон известен как один из предвестников методологии науки Нового времени.
И Августин утверждает в Монологах (да и в других местах), что «разумная душа подчинена одному лишь Богу в том, что касается всех основных просвещений и влияний». Таким образом, «эмпиризм» Роджера Бэкона теснейшим образом связан не с сенсуализмом, а с живыми мистическими традициями, столь характерными для Средневековья. и вскоре умер. Впрочем, на чем основаны обе эти традиции, неизвестно.
1214 — после 1292). Здесь он продолжал свои занятия по опытным наукам, а также работал над составлением полных и законченных трактатов. Географический очерк особенно хорош и интересен тем, что его читал Колумб и работа эта произвела на него сильное впечатление.
И когда его спрашивали: «Кто ты. », он отвечал: «Философ», т. е. любитель мудрости: так говорит Августин в VIII книге О Граде Божием. И обращаясь к Винцентию, он утверждает: «Не могу и не должен отрицать, что как во многих моих сочинениях, так и в сочинениях самых выдающихся авторитетов имеется много того, что можно осудить по здравому суждению и без всякой опрометчивости».
Но раньше их были сыновья Ноя и Авраам, которые были опытны в астрономии, как рассказывают Иосиф Флавий и Исидор. После Фалеса первым был Анаксимандр, его ученик, а за ним — Анаксимен. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). Ибо там станет ясно, что моральная философия в этом аспекте оказывает более действенную помощь богословию. Бэкон отстаивает важность астрологии, в частности, для медицины: использование астрологических методов помогло бы предсказывать заранее болезни. е. около тысячи лет).
библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. Вот таким образом вся философия дана в буквальном смысле, украшенная святыми таинствами благодати и славы, как бы окаймленная некими благороднейшими цветами и картинами. 57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. И они хотели называть себя не мудрецами, но любителями мудрости, а предводительствовал ими Пифагор Самосец с острова Самос. В связи с этим в произведениях Бэкона существует тема эзотеричности науки, совсем не характерная для научной культуры Нового времени, но присутствующая у ее предшественников — натурфилософов эпохи Возрождения. И все это явно обнаруживается в их книгах и доказывается нами доказательством «через следствие».
Ведь, по словам Аристотеля из книги Тайная тайных и его учителя Сократа, «мы не записываем на пергаменте тайны наук, чтобы они не стали доступными для толпы».
Ибо они сами часто пересматривали свои слова. Даже тексты Библии имевшие хождение, существенно отличались один от другого. Согласно Бэкону, существуют «естественные знаки», основанные на отношении причины и следствия (дым — знак огня след — знак человека, его оставившего) или подобия (статуя — знак того, кого она изображает). И вот таким образом Туллий в трактате О бессмертии души хвалит и превозносит тех, кто избегает обычая, говоря, что «великой душе свойственно в помышлениях своих отклоняться от обычая».
Среди всей литературы, которую, согласно его мнению, следовало «ввести в научный оборот» на христианском Западе, отметим его замечание о необходимости знать книги греческих Отцов Церкви: «если бы книги этих были переведены, то не только бы возросла мудрость латинян, но и Церковь получила бы большую помощь против схизм и ересей греков ибо они были бы побеждены посредством речений их святых, которым они противоречить не могут», — пишет Роджер Бэкон в период, когда необходимость воссоединения восточной и западной Церквей осознается как весьма актуальная. книга Исцеление. В один пост все фото, наверно не поместятся, так что будут продолжения.
Ибо Аристотель в IV книге Физики утверждает, что «быть в Действии» имеет восемь смыслов, один из которых — так, как движущее в движимом, поскольку движущее или действующее, пребывает в своей материи по своей силе, но не по субстанции.
Но этот путь — не что иное, как путь философии. И Сенека в книге О четырех основных добродетелях говорит: «Пусть тобою не движет авторитет говорящего: не то, кто, но что». Сам Бэкон написал еврейскую и греческую грамматики.
Но, пожалуй, наиболее развита Роджера Бэконом тема важности астрономии, которую он не отличает от астрологии. Основная направленность мышления состояла в естественно-научных интересах и Роджер Бэкон обсуждает Фому Аквинского, его умозрительное толкование Аристотеля, считая, что Аристотеля нужно понимать прежде всего в духе его «Физики», его занятий наукой.
Вот таким образом даже если бы он сказал истину, это было бы неправдоподобно. Наличие элементов Божественной мудрости у философов-нехристиан Бэкон объясняет тем, что всякое истинное познание является следствием Божественного просвещения (illuminatio). Во втором представлена чистая истина философии, которая «не боится ударов копий противников», как утверждает он сам. Новые научные интересы Бэкона плохо вписывались в общую атмосферу Парижского университета он не находил понимания и поддержки в ученых кругах, а слава таких парижских богословов, как Александр Гэльский и Альберт Великий, не вызывала у Бэкона (насколько мы можем судить по тому, что он пишет в своих поздних сочинениях) ничего, кроме горечи и раздражения.
Эта задача не была осуществлена им в полном объеме. Между тем, in studio вовсе не обязательно означает «в университете» и слова Бэкона «я все время был in studio» вполне могут быть переведены и как «все время был поглощен занятиями наукой». Нужно заметить, что стремление свести художественное совершенство к числовым соотношениям («поверить алгеброй гармонию») в истории культуры показало себя (по крайней мере, пока) гораздо менее плодотворным, чем думал Бэкон, которого за это, тем не менее, трудно упрекнуть. Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа».
Дело в том, что к концу 1240-х гг.
И причин тому пять. Основанием для такой датировки могут служить слова Бэкона из Opus tertium, где он описывает себя как «уже десять лет лишенного той академической славы, которую приобрел в прежние времена» («iam decem annis exulantem, quantum ad famam studii, quam retroactis temporibus obtinui»). И ниже: «С делами человеческими дело обстоит не столь хорошо, чтобы лучшее удовлетворяло большинство» и затем: «множества — худший из аргументов». Подчеркивание значения опыта граничит с некоторым принижением значения логического доказательства, рассуждения, аргументации. Но поскольку вследствие первородного греха и вследствие собственных грехов того или иного все части воображения повреждены (способность к рассуждению слепа, память слаба, воля извращена) и благо и истина существуют единым способом, но ложь, противоположная какой угодно истине и зло, противоположное какому угодно благу, варьируются бесконечным числом способов (пример этому приводит Философ во II книге Этики, говоря, что легко отклониться от данной точки по причине многообразия вариантов возможного отклонения, а истина и добродетель находятся в одной точке), а кроме того, существует бесчисленное количество добродетелей и истин и бесчисленное множество степеней у каждой истины и добродетели, то ясно, что человеческого ума недостаточно, чтобы во всех случаях совершать то, что необходимо и в том или ином он не может избежать лжи и зла.
С большей или меньшей достоверностью можно утверждать также, что английский мыслитель был освобожден до 1292 г., когда им было завершено последнее произведение — Compendium studii theologiae (Компендиум богословия). В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Однако примерно в 1257г. Как бы то ни было, конфликт между Бэконом и руководством Ордена достиг апогея в конце 1270-х гг., когда, согласно документу XIV в. известному как Хроника 24 генералов генерал францисканцев Иероним Асколи «по совету многих братьев» осудил Бэкона за некие «подозрительные новшества» и приговорил к тюремному заключению.
Ибо большинство философствующих его не ведала. Но из Священного Писания — из Книги Бытия, в которой сказано (Быт 9, 13) Я полагаю радугу Мою в облаке небесном. Что это вообще. Второй порок, который мы здесь исследуем, состоит в том, что невежество занимает место убеждения, но когда истина терпит поражение — это нечестие и чистый порок, а потому возрастает уродливость невежества и оно проявляется более отчетливо. Inedita» Бревера (313—389).
Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. Он касается только материальных предметов. Наконец, ранний биограф Бэкона Вуд сохранил для нас даже такое его высказывание: «Мои настоятели и братья, подвергая меня наказанию голодом, держали меня под строгой охраной и не дозволяли никому прийти ко мне из опасения, что мои писания станут известны кому-либо кроме Папы и их самих».
Переводы многих важных философских сочинений и даже Библии пестрят ошибками. Но Бог открыл им все и даровал им долгую жизнь, чтобы они завершили философию путем опыта. математические объекты. Тайны природы, по мнению Бэкона, не следует открывать толпе.
А Авиценна и Аверроэс также исправили многое в его Суждениях. В Средние века философы серьезно обсуждали вопросы, касающиеся значений слов. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Тем не менее, сам проект Бэкона, частично воплощенный в Opus maius, Opus minus, Opus tertium, Compendium studii philosophiae, Compendium studii theologiae, а также в ряде более специальных работ, остался его оригинальным вкладом в историю европейской культуры, важным звеном, соединившим Средневековье и современный мир. Но я знаю мудреца, который придумал, как его изготовить». Следует отметить, что под математикой, в соответствии с восходящей к Платону средневековой традицией, Бэкон понимал совокупность четырех дисциплин — арифметики, геометрии, музыки и астрономии.
База познания — математика. Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278). Также и Аристотель в книге Тайная тайных пишет, что «тот, кто сделает общедоступными тайны природы, нарушит небесную печать». И Августин, говоря о Священном Писании, во II книге О христианском учении утверждает, что «если это истина, то здесь обнаруживается, а если противоречит Священному Писанию, то осуждается».
В процессе научных исследований и работы над названными произведениями Бэкона захватила идея создания всеобъемлющего учения, которое должно было основываться на естествознании, «опытной науке» и математике и охватывать все области знания — от грамматики до богословия. Основные положения этого учения Бэкон собирался изложить в Scriptum principale (Главный труд), грандиозном сочинении, написанию которого английский мыслитель планировал посвятить свою жизнь. Но множество свидетельств говорит о противоположном. Согласно Бэкону (как и многим другим комментаторам до него), «действующий» интеллект принадлежит Богу или ангелам, а «возможный» — отдельной человеческой душе, получающей от Бога познание тех или иных истин.
Во многих частях этого сочинения можно увидеть прозрения, удивительные для того времени. «Сентенции» Петра Ломбардского, став главным университетским учебником по богословию, заняли место Священного Писания, а изучение в университетах гражданского права практически полностью подменило собой изучение права канонического. Слава Б. быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько и омрачилась подозрениями в наклонности к черной магии и в отступничестве от догматов истинной церкви. «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Вот таким образом Философ в X книге Этики примыкает к суждению Иеремии о коже эфиопа, говоря, что «трудно или невозможно обратиться к благу тому, кто через обычай закоснел во зле». И тот философ никак не мог быть Аполлоном, которого почитали как бога в Дельфах.
Труды Р. Б. не отличались оригинальностью, в нем мы не встречаем ясных творческих мыслей или такого метода исследования, в силу которого наука могла бы принять другое направление. Итак, поскольку Священное Писание дает нам эту мудрость, то ясно, что здесь заключена всякая истина, а если имеется какая-то мудрость, противная этой, то она ошибочна и обладает лишь именем мудрости и различие, которое в ином случае не приводит к противоречию, здесь к нему приводит, как явствует из сказанного в Евангелии (Мф 12, 30): Тот, кто не со мною, тот против меня. Равным образом имеется заблуждение относительно того философа Аполлона. И в доказательство тому он приводит и самих пророков и знаменитых учителей от начала Церкви, которые используя учение философов, обращали в веру Христову князей и неверных и различными способами укрепляли.
Наконец, в четвертой части (по смыслу сильно пересекающейся с первой) Бэкон демонстрирует рациональные аргументы в пользу христианства, которые могли бы убедить «мудрых» нехристиан исповедующих ту или иную религию («Я мог бы представить простые и грубые,, способы неверных, соответствующие основной их массе, но это бессмысленно. Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch.
А обо всех естественных науках Августин говорит : «Тот, кто описал бы свойства времен и мест, живых существ, а также камней, растений и других неодушевленных вещей, конечно же, произвел бы ценный труд для Писания». Бэкон называет семь ступеней внутреннего опыта: 1) сугубо научные положения 2) добродетели 3) семь даров Святого Духа, перечисленных у Исайи (премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх Господень, ср. Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде.
Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Ведь в упомянутой книге Сенека говорит, что «древних надлежит выслушивать извиняя их». Бэкон уделяет большое внимание разным приложениям теории распространения species, в частности, он обсуждает пути, которые проходит свет звезд (а значит и астрологические влияния), проходя последовательно сферы огня и воздуха, окружающие Землю. Знание должно укреплять веру. Следовательно, нет иной истины, кроме той, которая содержится в этой науке.
А если ошибались эти великие, то что говорить о позднейших.
Ибо эта наука — о том, что присуще всем вещам и наукам, а потому она показывает число наук, а также то, что должна существовать и иная, за пределами философии, наука, свойства которой метафизика затрагивает в общем, хотя и не может описать ее в частных аспектах. Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет. Отцы Церкви (начиная с Юстина Философа) использовали концепцию заимствования греками философии у ветхозаветных патриархов и пророков для легитимизации христианства как «истинной философии» в глазах представителей эллинистической культуры). Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь.
Результаты хочу представить уважаемым читателям. И все, что он ищет в ином месте, он найдет здесь в абсолютном виде». Его произведения вызывают полярно противоположные интерпретации и оценки.
Все эти ранние работы, написанные Бэконом в классическом схоластическом стиле, вполне вписываются в рамки университетской философской традиции и не отличаются особой оригинальностью тем не менее, уже в них присутствуют определенные мотивы (прежде всего повышенный интерес к естественной философии), ставшие затем основополагающими в творчестве английского мыслителя. Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Среди же преемников Пифагора чаще других называют Архита из Тарента и Тимея. в такие страны, как Египет, Палестина, Междуречье, Индия). Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая впоследствии разорилась. И мы должны следовать совету Туллия, в конце Тускуланских бесед, где он говорит, что «даже если ты пребываешь перед лицом толпы, не стремись присоединяться к ее суждению и не считай наилучшим то, что полагает таковым она».
Пусть кто угодно вспомнит свою жизнь со времени своего детства: он обнаружит, что во многих своих делах он легко ввел в обычай ложь и зло. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. По словам Роджера Бэкона, мыслители-христиане долгое время отвергали нехристианскую философию по следующим причинам: Отцы Церкви — так как она соперничала с утверждающейся христианской верой и часто была смешана с ложными представлениями, в частности, магическими мыслители XII в. — на основе ссылок на труды Отцов Церкви, не разобравшись в причинах их мнений современники Бэкона — т. к. «находят удовольствие в незначительном и пустом».
По всей вероятности, этим университетом был Оксфорд: в 1292 г., работая над своим последним трудом, Бэкон вспомнит учителей, преподававших здесь, когда он был совсем молод и напишет следующее: «Блаженный Эдмунд, епископ Кентерберийский, первым читал в Оксфорде книгу Софистических опровержений в мое время и я видел магистра Гуго, который впервые читал книгу Второй Аналитики и я просматривал записи». Это и многое другое приводит Беда Достопочтенный. Однако языковые знаки, т. е. слова, установлены людьми по их произволу, чтобы обозначать не понятия, а непосредственно реально существующие вещи. И поскольку сравнительно с тем, что человек знает, сохраняется бесчисленное множество того, что ему неведомо (и оно, без сомнения более значительное, благое и прекрасное), то безумен тот, кто превозносит себя как мудрого и еще безумнее тот, кто выставляет свое знание напоказ как некое чудо и стремится распространить его. Итак, отвергая мнение толпы, мы должны придерживаться этого указания из Книги Исхода (Ис 23, 2): Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, следуя мнению большинства и отступая от правды.
Инах же правил, как утверждает Августин, пятьдесят лет, а его сын Фороней — шестьдесят (в это время было дано обетование Иакову, как ранее — его отцу). Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. Наконец, поскольку всякий человек любит свои труды, как говорит Аристотель, мы охотно превращаем свое в обычай. И это я доказываю с помощью самого Аристотеля.
Ибо многое достигается благодаря обычаю выслушивать чужое мнение, что он подтверждает доказательством «через следствие», говоря, что мнение толпы сильнее убеждений философов потому, что толпа не имеет привычки выслушивать иное мнение, а философы прислушиваются ко многому. Тем не менее, очевидно, что между серединой 1270-х и концом 1280-х гг.
Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр. У Бэкона опыт означает все, что человек «испытывает» в самом широком смысле слова, непосредственное познание «лицом к лицу» с реальностью. Ведь во многих делах испорченность человека усердно оберегает то, что противно истине и благополучию (иначе дело обстоит разве что в случае, когда особая благодать и милость Божия поддерживает немногих совершенных) и человек не испытывает пресыщения, продолжая греховные деяния и не легко обнаруживает отвращение к различным вещам.
В этой фразе Бэкон, несомненно, намекает на то, что уже десять лет не преподает публично. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus». «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом».
Что было причиной такого отношения к Бэкону, неизвестно. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. (Существовали и другие интерпретации: так, Фома Аквинский считал, что оба интеллекта принадлежат индивидуальной человеческой душе, а Аверроэс — что ей не принадлежит ни один из них, оба являются общими для всего человечества). И эти двое жили во времена пленения иудейского (Августин и, равным образом, другие согласны в этом).
Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. То же касается и философии. И, опять же, Сенека во II книге О блаженной жизни говорит, что «никто не ошибается сам по себе, но является причиной и вдохновителем заблуждения другого и заблуждение увлекает нас и сбивает с пути и мы гибнем благодаря чужим примерам». И сообразно этому Сенека указывает в III книге Естественных вопросов, что «если нечто и открыто потомками, это открытие надо относить на счет предков, поскольку эти великие души впервые раскрыли тайны вещей и тот, кто надеялся найти, собрал многое для открытий и хотя из-за человеческой слабости древние во многом заблуждались их следует за это извинить». Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. Первые всегда были, есть и будут немногочисленнейшими. И то же относится и к любому творению.
В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. См.
Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами. И поскольку это необходимо для убеждения в искомом, т. е. для того, чтобы показать, что философия имеет место благодаря влиянию Божественного просвещения, я желаю представить тому действенное доказательство (и особенно потому, что в этом предмете большое заблуждение овладело толпой, в также большим числом богословов: ведь каково оно в философии, таково и в богословии).
Оно есть средство обращения атеистов и еретиков. Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). И было это во времена царя Огигия, когда случился Великий потоп, который иногда называют именем этого царя, поскольку потоп произошел в Ахайе в его правление, а сам он правил, по словам Августина, Евсевия, Иеронима и Солина (последний пишет об этом в книге О чудесах мира), во времена Форонея, сына Инаха.
Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». То же касается и философского учения: толпа всегда была лишена философской мудрости и это доказывается малым числом философов. На основании отдельных высказываний английского мыслителя можно утверждать, что одной из главных задач, которые он перед собой ставил, было теоретическое обоснование необходимости коренной реформы научных институтов и всей системы образования (Бэкон считал, что в университетах и других учебных заведениях необходимо смещение акцентов с философских и метафизических спекуляций на точные науки и естествознание), а также определенного обновления в церковной жизни (в данном аспекте Бэкон выступал как решительный критик секуляризации Церкви и обличитель морального падения отдельных ее служителей). также «Encyclopaedia Britannica» (т. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке.
Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок. В 1240г. в мировоззрении Бэкона начали происходить радикальные перемены.
Впоследствии мыслители Востока, в т. ч. иудеи (Филон Александрийский), защищали эту идею из соображений национального престижа.
И, как он сам говорит в прологе к книге Исцеление, он составил три тома по философии. Знакомство с другими мирами помогает Бэкону вести небывало острую критику латинской Европы как всего лишь одной из культур, которая далеко уступает языческой древности в красоте нравственных добродетелей, отстала от арабского мира в изучении природы, особенно в деле изготовления математических и астрономических инструментов, погрязла в губительном для философии пустословии парижских профессоров, в бесполезном многословии проповедников, физически вырождается из-за упадка практической медицины.
Ибо тот Аполлон, который давал предсказания в храмах, уже был известен по крайней мере в то время, когда был заложен город Афины, где как богиня почиталась Афина Минерва. И Сенека в книге О многословии призывает и убеждает нас не следовать путем толпы, говоря: «Если толпа над тобой не потешается, то ты еще не достиг счастья». Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Затем, как говорят, был Прометей, первый среди мужей, кто обрел титул учителя высочайшей мудрости, о котором поэты рассказывали, что он вылепил из глины людей. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый.
Глубины знания откроются только христианам и Бэкон уверен во всемирном распространении католичества путем покорения, уничтожения или обращения иноверцев. А год или модель. И хотя он был мудрейшим, но и у него были неудачи и, как очевидно, темные места его мудрости не прояснены вплоть до настоящего времени.
чтобы не было более потопа на Земле — извлекается о целевой причине радуги. Однако из-за злодейств людей, злоупотребивших мудростью, таких как Нимрод, Зороастр, Атлас, Прометей, Меркурий (Трисмегист), Асклепий, Аполлон и др., почитавшихся из-за своей мудрости богами, Бог затемнил сердце толпы и понемногу применение философии сошло на нет, пока Соломон вновь не призвал ее и не довел до полного совершенства, как говорит Иосиф в VIII книге древностей. И поскольку искомое уже доказано мною на основании авторитетных высказываний и доказательством «от причины», то теперь и, в-третьих, докажу это доказательством «от следствия».
И потому он говорит: «Хотя те, кто толкует Израиль как мужа, видевшего Бога, авторитетны и их тень подавляет нас, мы, тем не менее, скорее должны соглашаться с Богом или ангелом, который приводит это имя, нежели с авторитетом какого-либо мирского красноречия». Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»). Падение же Трои произошло за 430 лет до Ромула. Во всяком случае, он, как и многие авторы Средневековья и Возрождения, видел вершину человеческого могущества не столько в будущем, сколько в прошлом и стремился не к творению нового, а лишь к восстановлению, хотя бы в некоторой степени, старого могущества.
Ведь Иов знал о воскресении и о Божественных истинах. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления. Следует отметить, что, во-первых, вероучительные положения, отвергнутые этими мыслителями (например, вечность мира и телесное воскресение мертвых), являются общими у ислама с христианством, а во-вторых, в историческом плане наличие таких противоречий привело к кризису не ислама, а арабского аристотелизма.
Как и Аристотель, Бэкон различал теоретическую и практическую (моральную) философию у английского философа это различение выглядит так: «теоретическая философия устремлена к познанию Творца через творение, а моральная философия устанавливает чистоту нравов, справедливые законы и Божественный культ, а также славно и полезно увещевает к счастью будущей жизни». Там он вступил в орден монахов-францисканцев и жил в монастыре. Но и он, как будет достаточно ясно показано далее, не достиг пределов мудрости. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. Бэкон стал первым в истории Европы мыслителем, кто попытался создать всеобъемлющую энциклопедию знания, органично соединенного с богословием и ориентированного на достижение практических (религиозных) целей.
Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. Ибо Аристотель хотел вступить в полемику со своими предшественниками и многое обновить.
Математика имеет огромнейшее значение, это одна из важнейших наук. е. ноября). В отличие от Фомы Аквинского, Роджер Бэкон не очень доверяет «естественному разуму», не верит, что человек может самостоятельно прийти к глубоким философским истинам: в качестве примера ограниченности человеческих способностей в философии Бэкон приводит нескончаемые споры схоластов по знаменитой проблеме универсалий.
На свободе он оказался лишь в 1292г. Вот таким образом Августин в книге Об учении христианском (II, III, IV книги) и в других местах учил приложению этого к вещам божественным тому же учили и другие святые.
И опять же, он говорит там: «Народ вопреки разуму является защитником своего зла». Следовательно, умозрение христиан, предваряя свой закон, должно добавлять к умозрению другого закона то, что имеет значение для обучения христианскому закону и его обоснования: так, чтобы возникло единое полное умозрение, начало которому было положено умозрением языческих философов, а завершение — добавлением богословия сообразно собственным положениям христианского закона. у учёного случился конфликт с руководством ордена.
Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). Ср. И тот, о ком говорит Августин, был сыном Латоны, а его сестрой — Диана.
И Авиценна в пятой книге О душе и в десятой Метафизики учит о том же. Роджер Бэкон цитирует Августина: «христиане должны перенять от философов — как от незаконных владельцев — те полезные вещи, которые содержатся в их книгах», поскольку «золото и серебро философов создано не ими самими, но как бы извлечено из всеобщих россыпей Божественного провидения, которое разлито повсеместно». И Августин указывает в XVIII книге О Граде Божием, что Платон читал Книгу Бытия, — на том основании, что он полагал творение мира таким же, как это описано там, — а также то, что он читал книгу закона, а именно Исход, — исходя из упоминаемого там имени Бога, т. е. «Я есмь Сущий». Ибо сколько бы ни говорилось о том, что точнее считать, что магическое искусство изобрел Зороастр (так пишет Августин в XXI книге О граде Божием и это мнение общепринято среди авторов), оно, тем не менее изобретено Хамом, Сыном Ноя, как пишет в своей книге Климент, а также Магистр истории и как сказано в Зерцале историческом.
И первым среди них был Фалес Милетский. И Августин говорит в Комментарии к Евангелию от Иоанна, что Бог дал им мудрость. А потому ясно, что имеется одна полная и необходимая всем мудрость.
И поскольку откровение необходимо в столь малых вещах, то куда скорее это относится ко всей философской мудрости, которая от Бога и именно Он дал и открыл ее, а потому необходимо, чтобы философская мудрость соответствовала мудрости Божественной. Большинство ученых из современников Б. настолько плохо знали греческий язык, что им трудно и невозможно было понять мысли греческих философов во всей их сущности. Роджер Бэкон не обошел вниманием и общие для его времени проблемы философии.
Между тем, чтение этих лекций являлось необходимым условием для получения т. н. Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. И потому, в соответствии с этим, было три Аполлона, равно как и три Геркулеса.
Они могут быть разделены на два разряда: на остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Но Ездра был рожден раньше, как ясно из только что сказанного.
Но в то же время его понимание слов «опыт» и «математика» радикально отличаются от их современного понимания, а предсказанные им чудесные изобретения он сам считал уже давно осуществленными, хоть и скрытыми от невежественной толпы. Старший его брат, по-видимому, унаследовал отцовское владение.
Если нет ощущений, утверждает он, то нет и науки. Ибо если неизвестно общее, неизвестно и то, что остается после общего. и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. А в другом послании приводит стих Менандра: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15, 33).
И это очевидно из Жизни Аристотеля, I книги Этики и книги Тайная тайных. И мы, не подчиняясь обычаю, должны следовать совету Киприана, «обычай, лишенный истины, есть застарелая ложь, а потому, оставив заблуждение, да последуем за истиной». И Исидор говорит то же в III книге. Помимо собственно религиозной цели всех наук, Роджера Бэкона интересовали и их материальные плоды, влияние на технологию, медицину и другие стороны жизни, т. е. «практическое применение» в современном смысле этого слова как и его великий соотечественник и однофамилец Френсис Бэкон три века спустя, францисканский философ также мог сказать: «Знание — сила». Это ясно на примере Аристотеля, который оспорил все мнения предшественников. Я бы хотел поделиться с вами моими мыслями и поисками на эту тему.
В 1312 Вьеннский собор (возможно, под влиянием аргументов Бэкона) постановил учредить школы греческого и восточных языков в Парижском, Оксфордском и др. Кроме того, как показало исследование Э. Литтла, в финансовых документах XII — XIII вв.
358—444). «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. И Исидор: «Привычка да будет подчинена авторитету и пусть дурную привычку побеждают закон и разум».
Тем не менее, философия как таковая вовсе не противоречит христианству. I–IV аристотелевской «Физики», к кн.
Математика — единственная из наук, которая достоверна и ясна.