Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Приближается страшная гроза. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Шишкин не облагораживал природу. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). СПб. : Художники России, 1993, В. Манин Иван Шишкин.
Он больше уделял внимания общей атмосфере картины искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Облик этот был многолик.
Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Но облачное небо уже начинает светлеть. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Художник с увлечением работал над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевавшими просторы родной земли.
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи.
Вообще знаменитому коллекционеру очень импонировал Иван Иванович Шишкин. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Быть грозе. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества.
Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста).
Его картина поет. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека.
После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
(1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Много картин И. И. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878)., П. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ.
В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В окрестностях Москвы. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Шишкин сдержан и величественен.
По окончании училища он без проблем поступил в Академию художеств и уже на первом курсе получил две малые серебряные медали за свои пейзажи. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Картина Полдень. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Сосны придают картине величественное звучание. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. Последнюю свою работу он так и не закончил. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Несмотря на то что, рисовальщик находился за границей его сердце всегда искало частички родного в чужих краях. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Это усложняло передачу светотени, ведь солнце было на пике и это увеличивало яркость красок и сводило полу-теневые эффекты к минимуму.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Ведь в ней, «начиная от замысла и кончая выполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственные именно Шишкину». Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Полдень летнего дня. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Кроме этого увлекался археологоией историей. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. – Вы тоже попали под дождь. Рожь – одно из лучших произведений в творчестве художника.
Это была ювелирная работа. В этом уникальность «Утра в сосновом лесу». Все необычно точно по ощущению, даже невольному осязанию изображенных хлябей, тяжелого, обмякшего снега, проступающей воды, не принимаемой землей, серого, сумрачного неба и неверного света, вносящего беспокойство в панораму поздней осени. Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. В 1984 -85 г. г.
Для Шишкина не было лучшего времяпрепровождения чем прогулка в лес или в поле с мольбертом и красками. Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу.
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Три – довольно редкий случай. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Его репутация была безупречной. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
М. : Искусство, 1999, И. Шувалова. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Природа насыщена сырым воздухом.
Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. В результате побеждает свет и радость от ощущения счастья и полноты жизни.
Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Русский художник-пейзажист, которого называли «лесным богатырем-художником», «стариком-лесником» и «царем леса». Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Как можно показать настроение. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Тропинки туда не ведут, грибники и охотники не забредают. Синева его глубока и чиста. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Он никогда не изменял этому принципу.
организованы две выставки работ художника. Отец мальчика надеялся на то, что его сын пойдет по его стопам и свяжет свою жизнь с торговлей. Природа выражает музыку человеческой души. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
Неподвижна кудрявая зелень великана. А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Тема народа в творчестве передовых русских художников стала центральной.
Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Интересно, что в природе у медведицы рождается один – два малыша. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Еще в начале творческого путиИван Шишкин записал в свой альбом, что самым «главным для пейзажиста является старательное изучение натуры». Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Иван Иванович Шишкин.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Задний фон мрачен.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Вертикали пересекаются косыми линиями. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Природа – сама благородство. Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Для полноты сведений об «Утре в сосновом лесу» надо добавить, что Константин Аполлонович написал на холсте медведицу и двух медвежат, а третьего справа для гармонии дорисовал сам Шишкин. и 4 доп. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Сосновый бор» (1881 год), «Сосновый лес» (1885 год), «В сосновом лесу» (1887 год) и другие по характеру были очень близки работам предшествующего десятилетия. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Так писались и «Сосновый бор. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.
В картине Корабельная роща Шишкин изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Лесной пейзаж кажется необъятным. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов.
Однако только в таком месте и можно рассчитывать полюбоваться игрой маленьких мишек. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Крамским.
– спросила она. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Все вокруг погружено в зимний сон. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
— М. : Терра, 2001. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880 год), «Заповедник. Все свои художественные помыслы он направлял на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Ему уже сопутствовала известность. Полевого В. М.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Художник одушевляет деревья. Это состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Это было время тесной дружбы двух художников. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.
М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г., Ф. Мальцева. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Это такой угрюмый, что называется, медвежий угол, в котором очень страшно оказаться. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. Приближается страшная гроза.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Особенный, тихий, погожий выдался день. Последние перламутрово-серебристые облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу. Семья же Иван Ивановича проживала на территории Елабужского уезда Вятской губернии, – в городе Елабуга. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Медведи вышли в Савицкого так удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине.
Его отец был купцом, культурным человеком. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. В 1891 году в Академии было выставлено больше шестисот этюдов и гравюры Шишкина. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. 1866, т. III, Н. П. Собко.
М. : Белый город, 2008г. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Уберите медвежат – и вы поразитесь мрачности, заброшенности и опасности места. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. «Иван Иванович. Какая необычайная картина. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
В 90-е гг. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. У работы было очень много положительных отзывов. Рисунок их листьев очень обобщен и лишь кусты папоротника переднего плана разработаны художником более подробно. I. С. -Пб.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Картина эта называется «Первый снег» (1875).
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Из произведений Шишкина особенно гармонична по колориту картина В лесу Мордвиновой (ГТГ), написанная в 1891 году. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. » «Нет, я вышел под дождь.
Для «Утра» он выбрал абсолютно не типичный для себя пейзаж. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. 1899 г. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Над землёй летают ласточки. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где числился учеником профессора Сократа Максимовича Воробьёва (1817-1888) известного русского художника-пейзажиста и гравера. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца.
И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь и это мешает целостности образа. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.
тт. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. – Гроза застала меня дома. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Кстати, картину «Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин написал не сам, а в соавторстве с другим художником — медведей написал художник-передвижник Константин Аполлонович Савицкий. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Парит. Весь пейзаж окутан мягким вечерним светом. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
Эту технику художник освоил еще за границей.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. – взволнованно ответил художник. В 1894 году вышел альбом «60 офортов И. И. Натурализм поднялся здесь до своих вершин.
Этот феномен картины в своё время поразил Петра Третьякова – собирателя живописи. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Воробьев.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Невероятная тишина царит в пейзаже. И рожь и сосны и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Жил преимущественно в Петербурге. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Его рисунок перетерпел такую же эволюцию, как и живопись.
В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань.
Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Ее иногда называют картиной-завещанием. Примером таких работ является картина Рубка леса. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
Несмотря на то что Шишкин был женат дважды и у него было четверо детей его всю жизнь преследовало одиночество. — Т. 1. Корабельная роща – лебединая песня художника.
И он купил плотно для своей коллекции. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. 1870-1892». Рядом с живописной работой особенное место в творчестве Шишкина принадлежит графике. У Шишкина и это получилось совершенно нетривиально.
Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Лучшая работа этих лет – Полдень.
Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
Лес открывал художнику тайны не только природы, но и человеческого бытия, подтверждением чему служит следующая картина. Внушительные дубы достойны восхищения. и правдивой русской речью. Человек Шишкина прикреплён к земле. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Громадные, в несколько обхватов стволы деревьев их спокойный ритм придают всему полотну особенную монументальность. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Картины художника занимали целый зал его галереи. Только что прошел дождь. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. В окрестностях Москвы» (1869).
Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. У него умерли сыновья. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Первоначально под «Утром в сосновом лесу» стояло две подписи – Шишкина и Савицкого, но Третьяков посчитал, что за этой работой следует закрепить полное авторство Ивана Ивановича.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес.
Шишкин много путешествовал по России изучая ее природу. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Художник проникновенно передал тишину, успокоенность леса. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Шишкина.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Хорошо переданная жизнь леса в широко известной картине «Ранок в сосновом лесу» (1889, Государственная Третьяковская галерея) и полотне «Дождь в дубовом лесу» (1891, Государственная Третьяковская галерея).
Сюжет их – жизнь русских лесов. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В первый же год своего обучения в Академии он уже был присуждён к двум серебряным медалям, а после выиграл большую серебряную медаль, малую и большую золотые медали за свои картины. Художник искусно владел искусством рисунка и гравюры.
Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Крамским.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Контрастами. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Однако трактованы они были с большей живописной свободой.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
На проселочной дороге поблескивают лужи. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.