Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника. Светлая, воздушная работа отправилась на родину – за нее Шишкин получил звание академика. Вскоре Иван Шишкин вернулся на родину.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Эту технику художник освоил еще за границей.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». В результате побеждает свет и радость от ощущения счастья и полноты жизни. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Это такой угрюмый, что называется, медвежий угол, в котором очень страшно оказаться. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Васильева. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Шишкин стремился к другому. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
Много картин И. И. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
Крамским. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. В двенадцать лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Интересно, что в природе у медведицы рождается один – два малыша.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Богато нюансирован цвет.
У него умерли сыновья. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Этюд "Сосна на Валааме" – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).
Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Уберите медвежат – и вы поразитесь мрачности, заброшенности и опасности места. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Лесной пейзаж кажется необъятным.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, позже – в 1870-х годах – с Архипом Куинджи. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Для «Утра» он выбрал абсолютно не типичный для себя пейзаж. В 1984 -85 г. г.
В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. В этом уникальность «Утра в сосновом лесу». Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. А. Беггров, в 1884 — 1885 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. В окрестностях Москвы.
Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Задний фон мрачен.
Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. Как можно показать настроение. К ним относятся Уголок заросшего сада. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
— Ср.
Вообще знаменитому коллекционеру очень импонировал Иван Иванович Шишкин. Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Контрастами. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Кроме этого увлекался археологоией историей.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Лучшая работа этих лет – Полдень. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Особенный, тихий, погожий выдался день. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Примером таких работ является картина Рубка леса.
Картины художника занимали целый зал его галереи. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Он больше уделял внимания общей атмосфере картины искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Мастер смело экспериментировал. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Вертикали пересекаются косыми линиями. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Отец не стал настаивать. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Шишкин сдержан и величественен.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
Однако только в таком месте и можно рассчитывать полюбоваться игрой маленьких мишек. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. Весной 1862 года вместе с В. И. Этот феномен картины в своё время поразил Петра Третьякова – собирателя живописи.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Быть грозе. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество.
А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Природа – сама благородство. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Сосновый бор». В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Медведей написал Савицкий в самой картине. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». К ним относятся "Уголок заросшего сада. Его репутация была безупречной.
В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. У работы было очень много положительных отзывов. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Окрестности Москвы.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года.
Крамским. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. организованы две выставки работ художника.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Облик этот был многолик.
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Человек Шишкина прикреплён к земле. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет.
Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Шишкин не облагораживал природу. Парит. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. И он купил плотно для своей коллекции.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина – пейзажиста эпического склада. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Уже в 1872 году в письме к Васильеву Крамской, отмечая с суровой беспристрастностью некоторую ограниченность, присущую в те годы творчеству Шишкина, определил место и значение этого художника для русского искусства:.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине.
Густые кроны бросают на них тень. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Сосны придают картине величественное звучание. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Тропинки туда не ведут, грибники и охотники не забредают.
В окрестностях Москвы» (1869). Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Первоначально под «Утром в сосновом лесу» стояло две подписи – Шишкина и Савицкого, но Третьяков посчитал, что за этой работой следует закрепить полное авторство Ивана Ивановича.
В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Каждое дерево обладает своим «характером». В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.
Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1).
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями и уже через три месяца после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными рисунками. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме. Воробьев. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Его картина поет. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Это была ювелирная работа. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. У Шишкина и это получилось совершенно нетривиально. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Последнюю свою работу он так и не закончил. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Это усложняло передачу светотени, ведь солнце было на пике и это увеличивало яркость красок и сводило полу-теневые эффекты к минимуму. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Над землёй летают ласточки.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Сюжет их – жизнь русских лесов. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Все сковано морозом и погружено в тень.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Внушительные дубы достойны восхищения. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Он не только вычеркивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго.
Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Для определения лица пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. А ведь восприятие художниками старшего поколения творчества молодых – тот оселок, на котором выявляется понимание путей развития искусства. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Первое место занимает Шишкина Рожь. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Три – довольно редкий случай. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
«И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Много работал Шишкин и за границей. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Их он стремился передать как можно конкретнее. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Природа выражает музыку человеческой души. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Картина Полдень.
Художник одушевляет деревья. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2).
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Отрицательная энергетика двух главных составляющих – тихий мрачный лес и опасный хищник – нейтрализуется присутствием маленьких, пушистых, не ведающих опасности, очень энергичных, шумных и игривых медвежат-сосунков.
На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Лес выглядит небольшим и просторным.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». В 90-е гг. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Для полноты сведений об «Утре в сосновом лесу» надо добавить, что Константин Аполлонович написал на холсте медведицу и двух медвежат, а третьего справа для гармонии дорисовал сам Шишкин.
Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым.
Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Так писались и «Сосновый бор. Его отец был купцом, культурным человеком. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Здесь исчезла всякая таинственность. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Шишкин был членом кружка аквафортистов. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Ее иногда называют картиной-завещанием. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Воробьева.
Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. А их было немало. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
Ему уже сопутствовала известность. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Картина "Полдень. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.