Название «Бронзовый век» достаточно условно (и пришло к статуе позднее) оно говорит не столько об образе (Роден, бесспорно изобразил современника, а не человека первобытной эпохи), сколько о теме — художник хотел показать пробуждающееся человечество. Продолжая и разрабатывая пластические приемы, найденные в «Бронзовом веке», Роден и в «Мыслителе» подчеркивает резкие провалы глаз, напряженные мускулы ног и спины, нервно сведенные пальцы. Почти полтора года после возвращения ушло у Родена на создание одного из своих шедевров – «Бронзового века». Вслед за «Бронзовым веком», купленным в собрание Люксембургского музея, Роден создаёт статую «Иоанн Креститель» (1878) — образ мыслителя-проповедника, полного величавого спокойствия.
Размер скульптуры «Врата ада» 7 м, они вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры. Этот музей содержит самую крупную коллекцию произведений французского мастера. Дело в том, что творчество Родена коренным образом отличалось от работ его знаменитых современников.
Оценка Родена менялась с течением времени. По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). Их отлив начался в 1895 году и окончился в 1996 году, то есть длился целый век. Роден жил в обществе, в котором мещанские интересы угрожали вытеснить героику жизни. С каждой новой точки зрения статуя меняется до неузнаваемости.
Вечная весна. В «Иоанне Крестителе» (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Но поскольку большинство клиентов находились в Бельгии, скульптуры в основном продавались в Брюсселе.
Отец его был мелким служащим, мать – горничной. БИОГРАФИЯ – Роден Огюст (1870 – 1917) Неподалеку от площади Инвалидов на левом берегу Сены в бывшем дворце Биронов находится музей Родена, один из самых своеобразных в Париже. А карандаши и бумага стоили много дешевле холста и красок.
я изучил, таким образом, всестороннее мастерство скульптора». В 1885 году учитель лепит Клодель, назвав портрет «Аврора», в следующем году появилась «Мысль». Одновременно с вратами Роден выполняет памятник гражданам Кале (1884—88).
Отливка мастерской БарбедьенаТень, торс. Мужчины и женщины, его натурщики скользят по мастерской иногда замирая.
Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40. Литейный дом Airaindor, ФранцияПроклятые женщины. Автор заменял одни фигуры другими, переставлял их с места на место, отделял некоторые части, превращая их в самостоятельные статуи и группы («Поцелуй», «Ева», «Мыслитель»). Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Авторизованные скульптуры есть во многих музейных собраниях по всему миру.
Бюст Виктора Гюго. Обычно весну изображали в виде молодой девушки в красивом платье и с венком на голове. Человек у Родена как бы выходит за свои собственные границы. А может быть великого художника просто невозможно втиснуть в «направления». Борьба окончится трагедией.
1912. Его потерянности в духе декаданса. После трех неудачных попыток поступить в школу изящных искусств (Французская академия), после того, что его отвергали, не принимали и компании против его самостоятельных работ, которую провела пресса, Роден начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой. Он беспрестанно совершенствовал свои знания о нем. И он всегда побеждал – если не при жизни, то после смерти. Но, тем не менее, скульптуры отличались принципиально.
Прекрасная статуя Родена – «Мыслитель». Запечатлеть момент быстрого, неординарного движения – что может быть сложнее. Литейный дом Gantz, СШАНижинский.
В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Рядом, склонивши голову идет старый Эсташ де Сен Пьер. Альбом разошёлся мгновенно45. В 1877 году Роден выставляет в Салоне свое новое творение – «Бронзовый век», довольно неоднозначно принятое критикой и публикой. XX столетие открывалось всемирной промышленной выставкой. Рудьер помечал копии своим клеймом.
1898Еще один бюст Виктора Гюго. Отчаявшись, Эдуард прервал атаки в феврале 1347 г. и перешел к осаде.
Он много работал также в жанре портрета. Интенсивные личные и творческие отношения продолжались до 1898 года. Позже, Роден выставлял это произведение под названием «Маска Микеланджело». Роден отлил своего «Человека со сломанным носом» в мраморе и вновь предложил его Парижскому Салону, который всё-таки принял работу. Кроме здания биржи к самым замечательным работам бельгийского периода относятся Дворец Академии и фонтан в Антверпене.
Обвинения были сняты. Здесь через 2 года после смерти художника, в 1919 году, был открыт музей. Преодолев сопротивление отца, в 1854 году Огюст поступил в бесплатную школу математики и рисунка (1854–1857). Изначально мыслитель должен был стать центром композиции «Врата Ада», над которой Роден работал более 37 лет. В своих работах ему удалось передать связь между внутренним миром человека и его внешним обликом этот аспект роденовской пластики оказался очень важным для формирования творческой концепции произведений Джейкоба Эпстейна, созданных в 1930-е годы. И такой является она в творении Родена.
С раннего детства он проявлял склонность к рисованию. Родену это удалось. Также в Брюсселе Роден оформил монументально-декоративной скульптурой здание Биржи, дворца Академии, многих особняков, декорировал фонтан в Антверпене, лепил каменные статуэтки также продолжил самообразование, в основном в области средневекового искусства и творчества Рубенса. Монахини, стремившиеся к аскетичной обстановке изъяли из дома все излишества и украшения.
Когда скульптор впервые вылепил сгорбленную фигуру для "Врат Ада". Почти 30 лет мастер работал над порталом для Музея декоративного искусства. «Бальзак» создан почти одновременно с группой «Поцелуй», но можно подумать, что это работы разных периодов. Этот монумент, кроме как в Кале, можно увидеть перед зданием Парламента в Лондоне (повторение в натуральную величину), отельные фигуры воздвигнуты в городах разных стран мира.
Он то удлиняет пропорции. Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911). Литейный дом Airaindor, ФранцияТворчество Родена плохо связывается у меня с «кабинетными» вариантами его известных больших скульптур. Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада.
«Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23. Роден работал над «Мыслителем» в 1880 – 1882 годах. В 1889 году он избирается членом жюри Салона и членом жюри Всемирной выставки. Другие известные произведения: Поцелуй, 1886 Упавшая кариатида, 1882 Ева 1881 Данаида, 1885 Па-де-де, 1908 Статуя Бальзака, 1897.
Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену от «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Ежедневно, после школы и до самого закрытия Лувра, Огюст рисовал античную скульптуру.
Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24. Вечность – это то, что остается неизменным в веках. Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений. После того, как маршал Бирон умер, особняк переходил из рук в руки до тех пор, пока его не продали трем монахиням из Общества святого сердца Иисуса, которые открыли тут школу-интернат для девочек.
Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику. Дом 77 на рю де Варенн – старый особняк в глубине тенистого сада. Обиженный художник ждал справедливого взгляда. Прототипом стал создатель картин ада – Данте. Не сумев поступить в Школу изящных искусств (он пытался поступить туда четыре раза), Роден начинает работать помощником в мастерской Альбера Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, постигая там все нюансы работы скульптора: «Необходимость заработка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден.
Лишь спустя время стало ясно, что это очень зрелая работа, полностью соответствующая мировоззрению мастера. Когда война закончилась Каррье-Беллёз оставил работу над заказом и вернулся на родину.
Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. В живописи его предтеч следует видеть в лице Делакруа и Курбе. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли.
Он последний в ряду великих мастеров. Он сам говорит об это, ссылаясь на строки Данте. Он несет ключ от родного города. Ведь по нему абсолютно невозможно представить окончательный вариант (его размеры: 635х400х85 см. ). Врата ада (этюд). ".
Роден, очарованный танцорами, посетил оба выступления и оставил серию набросков, которые относят к его лучшим рисункам4647. В Реймсе (Франция) скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора – отсюда его любовь к готической архитектуре, сохранившаяся на всю жизнь. Рядом еще одна пара – братья Виссон. Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ним до конца жизни. Заказ на памятник, увековечивавший героическую страницу в истории города, Роден получил от муниципалитета Кале.
Это пример не только способности могучего человеческого тела собраться в кулак и этим усугубить свою силу, но и способности тела во всем стать вместилищем души, сосредоточением мысли. Это было.
1885Бюст Пюви де Шаванна. Камилла Клодель и Огюст Роден – любовь и творчество. Он вложил в скульптуру более общий смысл — идею пробуждения человечества. В итоге его четырехлетний труд был встречен практически единодушным восхищением. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век».
В «Вечной весне» женщина, хотя и находится в пассивном положении, явно с удовольствием участвует в акте.
А до тех пор оба они были по-весеннему юны и чисты. Такое впечатление, как будто Данаида попала под нефтяную струю. Данаида.
Важнейшим его произведением становятся «Врата ада – украшенные барельефами бронзовые двери, заказанные мастеру в 1880 году правительством для Музея декоративного искусства. Сотрудничество с заводом продолжалось до 1882 года. Этой выставкой, что складывалась из 168 работ – законченных творений и эскизов – Роден подводил итоги своей творческой деятельности.
Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22. Одной из наиболее известных скульптур Огюста Родена является «Бронзовый век». Другой монумент Родена – «Памятник Бальзаку» (1892-98гг) – вызвал в свое время скандал и был, отвергнут (осуществлен в Париже лишь в 1939г. ). Когда в нем иссякал подлинный экстаз. ТЕХНОЛОГИЯ БРОНЗОВОГО ЛИТЬЯБронза – это сплав металлов: меди (85-90 ), олова (7-12 ), цинка и свинца. Человек умеет изготавливать изделия из бронзы вот уже 5000 лет. Родился в Париже 12 ноября 1840. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14.
Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века. И платил натурщикам, дабы в его мастерской они вели себя свободно и естественно. В 1880 году Роден выставил Иоанна Крестителя в Салоне и получил за него третью премию. Это стало причиной появления плана сноса и застраивания участка другими сооружениями.
1895. В то же время подлинные скульптуры Родена стоят огромных денег.
То мы получим следующее: вечность и весна. И перестал сожалеть о живописи. В последние годы он получал заказы от самых богатых людей Франции. Предложением властей воспользовались многочисленные деятели искусства и с той поры дух творчества не покидал стены особняка. Роден опередил свое время, но он мог не оглядываться на него. Начнем со слова «вечность».
Мать Огюста работала обычной горничной. В 1864г Роден занимался в мастерской при музее природной истории, у известного скульптора Антуана Луи Барри (1796-1875гг. ). Но если в 1864 году работу отклоняют, то в 1875 году, после второй попытки Родена представить свое творение публике, «Человек со сломанным носом» торжественно становится участником Салона.
Бронзовый век – одно из самых знаменитых произведений Огюста Родена. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: «Мыслитель», 1880 бронза «Тень», 1880 бронза «Три тени», 1880 бронза «Адам», 1880 бронза «Ева», 1881 бронза, повтор мрамор «Прекрасная Омьер», 1885 бронза «Данаида», 1885 мрамор, повтор бронза «Поцелуй», 1886 бронза, повтор мрамор и другие.
От его работ отказывались и считали их несерьёзным творчеством человека, что в своих экспериментах максимально далеко ушёл от того искусства, которое необходимо людям. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. (Райнер Мария Рильке Огюст Роден) Попытка Родена поступить в Школу изящных искусств так же провалилась.
Франсуа Огюст Рене Роден (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. При этом никаких смиренных или героических поз и взглядов. Но впоследствии критики переименовали скульптуру и дали ей более отвлечённое название – «Поцелуй». Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы и только затем – в мраморе. Оно стало гибким, податливым, стремительным. Бальзак – это какой-то великий безумец в запахнутом халате, величественный и покоряющий. Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние – имя ему сила.
Лист 121. После перерыва в творчестве, Родена к жизни вернули работы Микеланджело. Оно не знает фальши и театральных поз.
Кале (Франция)Первым согласился отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей – Эсташ де Сен-Пьер. Тем временем вновь зазвучало мнение о необходимости сноса и перепродажи строения. – Я. обтесываю мрамор, камень, работаю по орнаменту и в ювелирном деле. Ныне здесь один из самых известных музеев Франции. Каждой своей работой мастер приводил в трепет и удивление своих современников.
я выучил, таким образом, все стороны мастерства». Однажды Роден подписал одну статуэтку собственным именем и предложил посреднику в обход Каррье-Беллёза. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44. Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). 1898.
Первая находится в музее Родена и была создана по заказу правительства Франции за 20 тысяч франков. Родена привлекали задачи синтеза, слияния скульптуры с архитектурой. Проходят годы тяжелой поденной работы для других. Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом.
После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства— заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже.
Столь необычная реакция на работу молодого скульптора была вполне объяснима. Бронзовое изделие как произведение искусства появляется лишь в XVI веке. Технология бронзового литья – это переводная технология переноса формы, которая позволяет перейти от первоначальной модели, созданной мастером, к ее воспроизведению из металла. Сам Роден называл свои работы из бронзы «бронзовыми репродукциями своих моделей из глины». Крупноформатных отливок «МЫСЛИТЕЛЯ» в мире насчитывается 21 экз. Лишь спустя время, Родену, воспользовавшись подтверждением друзей и коллег, удалось доказать, что «Бронзовый век» — это не просто обработанный гипсовый слепок, а скульптура ручной работы. Рок, фатум преследуют его героев.
Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. В 1866 году у них родился сын Огюст-Эжен и в это время мастерскую наполняют композиции с фигурками детей: «Мать и дитя», «Материнская нежность», «Венера и Амур». Мы не судим о великих людях по их одежде. Он хотел оживить скульптуру.
Но до открытия музея Роден не дожил. Они изначально договорились продавать совместные работы каждый под своим именем. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада».
Почти каждую свою скульптуру Роден рассматривал не как статичный объект, а как некоторый центр движущихся масс. В 1864г. Таковы портреты Ж. П Лорана (1881г), А. Легро (1881г), Ж. Далу (1883г), Камиллы Клодель (1885г), Фальгиера (1887г), А. Рошфора (1887г). Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры. «ВРАТ АДА» – 7 экз. Но скульптура настолько была реалистична, что заказчик, сначала, отказался от него.
Позже он вспоминал, что всё время рисовал «углём на оберточной бумаге или мелом на мостовой». Сперва – это были предметы посуды, оружия, украшения. Отсюда происходит его пристрастие к бронзе.
Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13. «Врата ада» остались незавершёнными и были отлиты в бронзе уже после смерти мастера.
Центральный образ — человек с ключом (ключи — символ свободы города), Жан дЭр — выражает особенно глубокие и горестные переживания. Именно в этот период Роден создает свои самые чувственные произведения: «Поцелуй», «Вечный идол» и другие. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829. Впереди всех гордо и спокойно простой Жан дЭр. Основной художественной особенностью «Мыслителя» является то, что вся тягость раздумий мужчины передается не выражением его лица, а именно напряженной позой, которая отличается невероятной реалистичностью и детализованностью.
Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43. Дата рождения великого скульптора Огюста Родена – 12 ноября 1840 года. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63.
После он работал помощником современного скульптора Альберта Эрнеста Каррье Беллеза (1824-1887гг. ) в Брюселле и изготовлял статуэтки для северской мануфактуры. Эрмитажныйвариант был исполнен в начале 20 в. В 1880 году отлитая в бронзе скульптура была выставлена в Салоне ещё раз. Над этой работой мастер работал почти до конца жизни, назвав её «Вратами ада», которые стали величайшим творением Родена. В процессе работы над семиметровыми «Вратами ада» он создал множество композиций (более 180 различных фигур), некоторые из которых впоследствии стали самостоятельными произведениями. Это «Мимолётная ночь», упоминавшийся выше «Поцелуй», «Вечная весна», «Адам» и «Ева».
Попытки французов прорвать блокаду провалились. Пожалуй, самой знаменитой работой мастера является «Мыслитель» — гигантская скульптура мужчины, склонившегося в характерной, для глубоко погруженного в свои мысли человека, позе. Одну из ранних работ скульптора «Человек со сломанным носом» (авторское название «Портрет Биби») современники вообще не желали замечать, так как она противоречила существующей направленности изображать красивые лица с утонченными чертами. И три десятилетия большинство произведений Родена были связаны с ним. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12. и ему пришлось зарабатывать на жизнь, работая декоратором. Основой его собрания стали скульптуры, рисунки и коллекция произведений искусства, которые Роден завещал государству.
Литейный дом Airaindor, ФранцияДальше малогабаритные скульптуры в витринах из «Врат ада» :Ирида, пробужденная нимфой. Их любовь была вдохновением, они черпали его друг от друга. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом. В 1865 году Роден создает первое свое выдающееся произведение – «Человек со сломанным носом», которое позднее было отвергнуто Салоном. Кроме того, размах и мощь гаснут в «настольных» копиях больших работ. А небольшие «Врата ада».
Их отношения продолжались вплоть до 1898 года, когда она, не захотев смириться с ролью «протеже Родена», ушла от него. Конечно, душевных сил скульптору это не прибавляло, но он продолжал идти по уже выбранному пути. В этом смысле очень показательны истории его, пожалуй, самымых известных памятников – "Граждане города Кале" (1889) и "Бальзак" (1897), которые были приняты в штыки. Но если первый все-таки был установлен в Кале в 1895, еще при жизни Родена, то памятник Бальзаку вообще не был принят заказчиком. Перейдем мысленно от классической, академической скульптуры к Родену и нас поразит резкий перелом: будто кто-то скомандовал «вольно» и в фигурах исчезли все признаки напряженности, они стали самими собой, в их позах, ясно проступило, что их волнует, словно с тел спала пелена и открылась тайная жизнь плоти.
Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно. С мрамором, хотя многие в первую очередь вспомнят именно мраморы Родена, он работал редко. Как ее цвет будет влиять на общее впечатление. В годы близости с Камиллой Огюстом Роденом были созданы многочисленные скульптурные группы страстных любовников (Поцелуй). Заказчиком этой работы стал музей искусств. В 1904 году обновленный «Мыслитель» был выставлен в парижском Салоне, а в 1906 году установлен в Пантеоне. В 1885 Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором. Об это нельзя не думать перед «Гражданами Кале».
После смерти право изготавливать копии перешло музею Родена. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. Как и многие произведения мастера, критики отвергли эту работу, которая изначально носила название «Франческа да Римини» и была задумана как часть скульптурной группы «Врата Ада». Община была выселена из отеля Бирон в 1904 году. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65.
«Вечная весна» – символическое название. Вокруг одной из них и вовсе разразился настоящий скандал.
Фигуры вырывались из архитектурных рамок, теряли объемность и трехмерность, ансамбль распадался на отдельные куски. Сюжеты – из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Весна в общем смысле – это время года. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график.
Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». 1884. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Реймский соборВ 1895 г. Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем.
В вечности нет настоящего, прошлого или будущего – оно бесконечно и неизменно. 1881. Роден стоял на рубеже двух эпох. Интересовали скульптора и лирические интимные сюжеты. Для меня всё это послужило своего рода обучением.
Роден мучительно бился над "Вратами" и будь он жив, он наверняка продолжал бы работу. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. Роден в это время был практически без средств к существованию.
Автор неизвестен. Для меня все это послужило, своего рода учебой. Вместе с Роденом искусство на шаг приблизилось к натуре. Но будучи рождённым не в браке, ребёнок получил фамилию матери. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию.
Так, осматривая массивную фигуру «Мыслителя», вспомним, что она предназначена для восприятия с большого расстояния – ее место на «Вратах ада» достаточно высоко. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16. Портрет вообще занимает особое место в творчестве Родена. Все это заключено в творении Родена, – писал о произведении Райнер Мария Рильке.
Теперь обратимся к слову «весна». Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. «Врата Ада» заключают в себе отдельные фигуры, но вместе они образуют беспорядочную толпу. 1885. Роден родился в семье канцелярского служащего. Вот таким образом он стал копировать статуи в нижних залах Лувра, а не живопись в Большой галерее.
Содержание работ роднит скульптора с символистами. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Рядом с мостом Альма, в отдельном павильоне были предоставлены работы Огюста Родена.
Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37. Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. Когда я увидела эти скульптуры в следующий раз, вместо загородок появились деликатные надписи-просьбы об уважительном отношении к произведениям искусства). В экспозиции представлен еще ряд работ из «Врат ада».
— Я. обтёсывал мрамор, камень, работал по орнаменту и в ювелирном деле. 1897"Бодлер". Представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже их местонахождение далее не указывается), появление которой знаменовало новую эпоху в пластике. Тогда его влекли Тициан и Рембрандт.
необычность работы шокировала публику. Изготовлены после смерти ваятеля с 1931 по 1970 год. Скульптурной группы «ГРАЖДАНЕ КАЛЛЕ» – 12 экз. Скульптура по идее автора должна была символизировать пробуждение человечества.
Здесь Роден дошел до «трагического гротеска»: широкий нос, толстые губы, торчащие брови наложены сверху, наклеены, как грим, как инкрустация африканской маски. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью.
Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Статуи, рисунки, фотографии, документы. На протяжении десятилетий, вплоть до самой смерти скульптора, грандиозный замысел «Врат ада» постоянно видоизменялся. Лепка этой статуи звучит как могучая органная фуга Баха. Но жюри не оценило работу мастера и она даже не вошла в список претендентов конкурса. Это еще наброски, эскизы. На то он и «великий». О вечности любви и весны.
В то же время в этой скульптуре Роден явно наслаждается красотой юного женского тела. Микеланджело служил Родену не образцом, а всего лишь отправной точкой. Но не в этом сущность Родена. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54. Только несколько лет спустя, когда Роден стал широко известным мастером, этот портрет получил заслуженную оценку. 1896. Он выкрашен (как и многие другие скульптуры) в сплошной блестящий черный цвет, скрывающий благородный цвет бронзы, а заодно и мелкие неровности, делающие материал «живым».
Прекрасный роман о нем Дэвида Вейса «Нагим пришел я» у нас был переведен еще в 1969 году. Исследователи причисляют Родена к нескольким направлениям искусства одновременно: реализму, романтизму импрессионизму, символизму. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113. Однако позже скульптор изменил образ Данте. Фигуры Родена погружаются в пространство, в стихию света. За спиной Эсташа двое – Андрьед Андр и Жан де Фин, воины в страхе закрыли лицо руками.
Все отливались после смерти скульптора. Статуя БАЛЬЗАКА – 13 экз. Мастер со стенографической скоростью фиксирует происходящее. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51.
В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Наиболее известный и талантливый производитель подделок — Ги Эн по прозвищу «Бургундский герцог», на складе которого было обнаружено около двадцати тонн подделок роденовских работ.
Еще три скульптуры купил музей дОрсе. Известен этот дом как отель Бирона. Роден коллекционировал предметы искусства. Моделью для скульптуры послужил французский боксёр по имени Жан Бо, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей. Впервые взору публики «Мыслитель» был представлен в 1888 году.
В итоге Общество литераторов отказалось от принятия работы и заказало памятник Александру Фальгьеру, а Роден вернул выплаченный ему аванс и оставил свою скульптуру у себя. За годы совместной работы с Камиллой Роден создал многочисленные работы, среди которых особенно выделяется «Поцелуй». Многие его романы были непродолжительными, за исключением связи с маркизой де Шуазель, которая длилась почти восемь лет. Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон. Он думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног, – говорил автор о своей работе. «Маска» была отвергнута, слишком необычными были форма и образ: вся в буграх, впадинах, бороздах.
Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Люди Родена получают небывалую свободу. 1890"Шторм""Угрожающая рука и фигура молящего". Методы работы Родена стали настоящим прорывом своего времени. Сомнения, раздумья и т. д. Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 г. в семье служащего префектуры. В школе Роден не проявлял интереса к учёбе, за исключением рисования.
Хотя собрание и велико по московским меркам, но это – отдельные работы, оказавшиеся вместе по воле случая (благодаря сохранившимся гипсовым моделям). Огюст Роден родился в Париже в семье служащих и увлекся рисованием с раннего детства. Ирида, посланница богов. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Герои его произведений охвачены сильными эмоциями – любовью, болью, отчаянием.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них. Особый интерес у Родена вызывало творчество последнего: ему оказались глубоко близки глубокие о драматически исполненные скульптуры Буонаротти, который мастерски передавал переживания и эмоции персонажей с помощью жестов. Юный Роден любил ходить в Лувр и рисовать античные скульптуры.
Так, сообщают, например, тираж «Вечного идола» – 231 копия «Поцелуй» – 319 копий. Немногие сохранившиеся ее работы свидетельствуют о том, насколько прав был Роден, говоривший: Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное. Например, крупноформатный «Мыслитель» отливался 21 раз, то есть тиражом в 21 экземпляр, – сначала самим ваятелем, затем его правопреемниками. Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Эти формы, как правило, разбросаны по музейным и крупным частным собраниям. Четвертый по популярности.
Пришлось экспонаты огородить решетками. Но стоит ли. То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо. 1891Портрет Анри Рошфора. Лишь через много лет после смерти Родена скульптура Бальзака была установлена в Париже.
Разорвал шаблоны Роден и в другой работе, созданной по заказу мэра города Кале. Большинство из них – это подготовительные этюды, наброски.
Вот где понятно-искусство принадлежит народу. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале".
Все это выглядит теперь чем-то старомодным. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки.
В 1893 году на Всемирной выставке скульптуру «Поцелуй» посчитали слишком откровенной для широкой публики и выставили в небольшой комнате, куда можно было попасть исключительно по заявлению. «В самой пластичной форме, – говорит он, – художник способен выразить большое духовное содержание». Франсуа Огюст Рене Роден (1840 год, Париж – 1917 года, Мёдон) – знаменитый французский скульптор. Первоначально скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии». Искусство Родена расцветает в 1880 – 1890-е годы. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети.
Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. Один из братьев резко поворачивается и, подняв руку, зовет идти вперед. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113. Почетные титулы и регалии сыпятся на него как из рога изобилия.
Возможно ли это. Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475. Этот памятник был установлен в Париже лишь в 1939 году, т. е. Роден и Клодель познакомились в 1883 году, когда он преподавал скульптуру ей и её друзьям.
Для Родена скульптура начиналась с безупречного знания человеческого тела. Попытка передать силу и мощь творческого гения взамен точного портретного сходства была воспринята большинством современников Родена без должного понимания. Но неудача с «Бальзаком» на тот момент уже не могла поколебать положения Родена как одного из ведущих мастеров скульптуры своего времени. Родена увлекали трудновыполнимые задачи, которые до него никто и не ставил.
В настоящее время существует три музея, которые посвящены творчеству великого скульптора. По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64. Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст. Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. Он верил – настоящее искусство всегда искреннее. Свое понимание этой задачи он выразил в «Граждане Кале».
Статуя, ставшая впоследствии столь знаменитой, не произвела на жюри впечатления и не вошла даже в предварительный премиальный список. Интересно, что при жизни за долгие десятилетия работы, мастер создал лишь гипсовую модель «Врат Ада», которые были отлиты только после смерти Родена. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. Фигура изогнута больше, чем рабы Микеланджело. ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Все те ритмы и формы, которых ищет она, заключены в работах Родена.
Литейный дом Airaindor, ФранцияСтарое дерево. Яркие драматические жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц. Однако, Роден, может быть и не осознанно изобразил свою доминанту над своей нимфой и если в реальной жизни, его превосходство проявлялось в его известности и мастерстве работ, а также в возрасте, то в скульптуре он изобразил мужскую фигуру выше партнерши. Подготовительный этюд, практически набросок в гипсе, тоже можно отлить в бронзе. Скульптор убрал копьё и дал своему творению новое название – Бронзовый век.
Публика не увидела в представленном Роденом пластическом этюде портретного сходства с писателем. Это требование было исполнено. Можно сказать, без увлечения позднеготическими плакальщиками Роден не сумел бы создать своих «Граждане Кале».
«Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Они прочно ступают по земле, плывут в пространстве. Роден Огюст (1840 – 1917)"Три тени".
Тем не менее, Родену удалось неплохо зарабатывать в Бельгии и он перевёз сюда Розу. Тщательно проработанные тела, своим атлетическим сложением вызывающие в памяти образы Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской, будто движутся в игре света, проникающего сквозь листву. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь.
Тема, выбранная Роденом, «Врата Ада» навеяна, прежде всего «Божественной комедией» Данте, отчасти – поэзией Бодлера. Однако созданная им группа «Граждане Кале» была отвергнута заказчиком, поскольку от скульптора ожидали использования более классических приемов в построении композиции. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Потребовались годы усилий и поисков, чтобы собрать эту коллекцию. В 1924 г. скульптуру разместили на земле, как хотел автор.
Скопив немного денег, в эти годы он впервые посещает Италию, где подробнее знакомится с работами мастеров итальянского Возрождения.
Третья копия находится в Копенгагене. Часть памятника «Граждане Кале» Многие скульптуры, которые мы привыкли воспринимать как самостоятельные произведения, являются частями грандиозной композиции «Врат ада». К эпизодам из "Божественной комедии" прибавлялись образы, созданные собственной фантазией. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо, А. С. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15.
Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Литейный дом Valsuani, ФранцияДля более полного знакомства с Роденом, придется поискать серьезные источники. XIX в. – сложный период в развитии европейской скульптуры: в то время рушились связи с зодчеством, менялись вкусы, скульптура не была востребованной, следовательно, заниматься ею было невыгодно.
По имени маршала владевшего им в середине XVII столетия. И она тоже по-своему развивалась. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Для них Роден – это станции, которую машина времени уже миновала.
1892А что уж говорить о недругах и завистниках Родена, которых у него было предостаточно. Естественно, что слава Огюста Родена (1840-1917гг. ), как и всякого большого мастера, подчиняется известной исторической закономерности. Роден был ему многим обязан, но никогда не видел в нем своего единственного вдохновителя.
После франко-прусской войны (1870-1871) Роден вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, выезжает в Брюссель, где он пробудет до 1877 года. через 42 года после создания и через 22 года после смерти автора. (И о памятнике гражданам Кале и о памятнике Бальзаку будут отдельные рассказы. )С другой стороны, у Родена было очень много друзей искренних поклонников и почитателей, которых год от года становилось всё больше. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26. Микеланджело, — писал Роден, — это дыхание жизни.
Его выставки проходят не только в Европе, но и в Америке. Именно здесь сложилось исключительное мастерство Родена как графика и офортиста. Первое официальное признание во Франции Роден получи уже в сорок лет, когда по рекомендации премьер-министра Гамбетте, министерство изящных искусств приобрело его «Иоанна Крестителя». На протяжении всей жизни Родена сопровождала преданная ему Роза Бёре, с которой у него был совместный сын. (Вот-вот. Находясь под влиянием великого мастера, Роден исполняет одно из самых знаменитых своих произведений – «Бронзовый век» («Раненый воин» или «Побежденный», 1876-1880гг. ). Но вскоре он понял – скульптура его призвание. Однако его импрессионизм был внешним.
Родену это удалось. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. Работа О. Родена шокировала профессионалов своей натуралистичностью, естественностью, удивительной игрой света и тени и они не могли поверить, что «Бронзовый век» – действительно скульптура, а не слепок живой модели. Если рассматривать каждое слово этого названия в отдельности. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38.
Нацисты зачислили шедевр Родена в разряд «выродившегося искусства» и требовали, чтобы бронза была перелита на пушки Круппа. Непросто определить вклад Камиллы Клодель в творчество своего наставника и любовника. И в прессе периодически разворачивались направленые против него кампании. Вторая скульптура не содержит никаких атрибутов, обычно сопровождающих изображение святого, за исключением характерного жеста руки17 скульптор назвал так свою работу, так как фигура натурщика вызвала у Родена самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем. Изначально произведение называлось «Побежденный» или «Раненый воин» и представляло собой фигуру обнаженного юноши с копьем. Это статуя Оноре де Бальзака, которая была заказана скульптору Обществом литераторов.
Кроме того, Роден много работал с фотографиями. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Здесь уже нельзя говорить об уроках у Микеланджело.
В 1887 году критики переименовали скульптуру. В качестве ассистентки и модели она помогала Родену в создании многих шедевров. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора. Это музеи во Франции – в Отель Бирон и в Мёдоне (в одном городе он жил, другом городе похоронен), а также музей в Филадельфии.
Особенно жаль было Родену его скульптуру «Юность», про которую он как-то сказал, что он «никогда не создавал ничего лучше её». Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30. Роден в старости стал падок на женскую красоту.
Альбом был издан при жизни автора тиражом в 125 экземпляров. Выбираю для примера два листа:Возвращение с шабаша. Обычно или он своей самобытностью порождает новое течение или является уникальным.
Ему было 60 лет, 45 из которых он посвятил скульптуре. Работам Огюста Родена посвящены три музея. Итак, проанализируем каждую составляющую названия.
Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Это требование было исполнено. Для выставки было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В зрелом возрасте Роден был блестящим рисовальщиком и графиком. В 1897-1899 гг. В своём роде он был настоящим новатором.
1887 – 1890. Наиболее известна среди них работа «Поцелуй», созданная автором в 1886 году. Интересовала его и еще одна проблема взаимодействия тела, скульптуры и света. Также ему выделили новую мастерскую. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека.
Скульптура обрела такую популярность, что до сих пор процветает бизнес по поддельным «Мыслителям». От холода и сырости в этой «мастерской» погибло много творений великого мастера. Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. В 1916 году она попадает в психиатрическую больницу, где умирает в 1943 году. В камень его работы обычно переводили ученики и подмастерья. Здесь Роден получил несколько частных заказов. Это Музей великого скульптора Франции Огюста Родена.
Она стала ученицей и помощницей мастера. В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25.
Первый резонанс, который был вызван вокруг скульптора, был связан с его работой «Бронзовый век», которую он представил на выставке. Художник 19века на равных правах и с равным успехом соревновался с флорентинцем. В первой он вздыбил своих современников, во второй успокоил их. По их мнению, скульптор сделал гипсовые слепки (муляжи) с натурщика и лишь грамотно их обработал, не применив при этом свой художественный талант. Откровенное неприятие обществом постигло многие неординарные работы Родена.
три хореографические миниатюры Леонида Якобсона – ожившие скульптуры Родена: "Вечная весна", "Поцелуй" и "Вечный идол" (все три представлены и в этой подборке). Скульптура читается не только, как выпуклость, но и как силуэт. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Лишь в 1895г. Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий. Палитра скульптора значительно обогатилась, светотень в скульптуре Родена достигает воздействия колорита, лепка со всеми ее выпуклостями и впадинами неровной поверхности бурного моря приобрела полифонический характер.
В 1875г. Хотя любовь к ней сохранил.
Последние годы своей жизни провел он в этом доме. Фигура натурщика итальянского крестьянина, вызывала у мастера самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем, однако он решил отказаться от каких-либо религиозных аллюзий, сделав упор на уверенной позе героя и его внутренней собранности. И в 1916 году Роден передает в дар государству все свои произведения.
Все это отразилось в будущем на его стиле. Преодолев сопротивление отца, поступил в школу математики и рисунка (1854-1857гг), которая готовила мастеров художественного ремесла. Постоянно посещая выставки импрессионистов, он подружился со многими из них. 1895. Голубкиной. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77гг. ).
Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52. К сожалению, от работ того периода сохранилось совсем немного: бюст отца Родена и маска «Человека со сломанным носом».
Богатейшее собрание произведений Родена. Роден мечтал о создании монументов, которые бы стояли на площадях и улицах городов. Когда в 1879 году был объявлен конкурс на лучший памятник солдатам, погибшим во франко-прусской войне, защищая Париж, Роден представил композицию «Призыв к оружию», выполненную в аллегорической форме крылатую женскую фигуру.
В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. Они обретали независимость, меняли названия. Человек со сломанным носом был отклонен Салоном. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари. Он сам признавался, что Микеланджело, в частности, две его статуи в Лувре помогли ему избавиться от академизма с его «пустотелыми куклами» и вернуть скульптуре жизнь и способность выражать живое чувство. Крестьянин обладал правильным красивым телосложением, а особенно Роден был впечатлён его движениями при ходьбе. Сначала скульптура являлась частью рельефной группы больших бронзовых скульптурных ворот «Врата Ада» и носила название «Франческа да Римини» в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII в. из «Божественная комедии» Данте.
Именно с Розы он создал свои бюсты «Девушка в шляпе с цветами» (1865-1870) и «Миньон» (1870). Первым отважился Эсташ де Сен Пьер, потом к нему присоединились еще пять человек. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну. Скульптура «Бронзовый век» О. Родена в свое время вызвала скандал и нелепые обвинения в адрес мастера.
В ней он уступает лишь Лувру, Версалю и Орсэ. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. Спасибо за чудесную подборку-это так близко мне.
Подавив страх, они готовы поддержать и подбодрить тех кто боится. Лист 115. 1897Этюд. Темная бронза и светлый мрамор. Талант Камиллы Клодель начинает меркнуть на фоне блестящего учителя, она превращается в его тень.
Изобразив с необычайным реализмом, обнаженного юношу, держащего копье, Роден бросил вызов академическому искусству. Не только в скульптурных группах, но даже в каждой отдельной статуе не меньшее значение, чем масса камня или бронзы имеют интервалы, «щели», как их в старину называли. Ван Расбург – в Бельгии, а Роден – во Франции. Идея создать в этом особняке музей Родена родилась почти что сама собой. Так, в 2009 году статуэтка «Мыслитель» размером 72 сантиметра была продана аукционным домом Drouot за 4, 2 миллиона долларов, что стало аукционным рекордом. Но, увы, юноша Роден был беден.
Но архитектура 19 века не была к этому готова. 1 августа город зажег сигнальные огни, уведомив англичан, что жители готовы сдаться. Как свет будет скользить по поверхности. Всё это сыграло заметную роль в формировании его стиля. После окончания бесплатной школы Огюст трижды безуспешно пытался продолжить обучение в Школе изящных искусств.
Его примеру последовали и другие. Однако Роден не собирался следовать общепринятым правилам и создал очередной шедевр. 1902. Таким стал памятник «Граждане Кале», 1884-85гг., бронза, повтор мрамор – одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия. Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался.
Дело в том, что члены жюри не поверили, что руки автора могли создать что-то столь живое и масштабное и заподозрили Родена в обмане. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23. Англичане целый год осаждали крепость, доведя ее защитников до жестокого голода. Над его могилой в Медоне, где он провел последние годы жизни, возвышается статуя «Мыслителя». Кроме того, Роден старше девушки на 26 лет и фактически он живет на две семьи.
"Ветер". Солнечные лучи, падающие на статуи под разным углом в зависимости от погодных условий, каждый раз высвечивают слегка иные детали и штрихи, помогая зрителю переосмыслить бронзовые творения.
Рядом с этим гигантом «Бронзовый век» – робкий опыт новичка. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году).
Литейный дом Gantz, СШАВечная весна. Изредка он дает в Салон один-два портрета. И всё же находились люди, которые видели в этом необычайный талант, видели в Родене гения, который сыграет большую роль во всём современном искусстве. У него появились ученики, которые в последствии сами стали известными скульпторами. Сравним. Роден решает показать в Салоне (главном выставочном пространстве Парижа в XIX веке) скульптуру «Человек со сломанным носом», выполненную с простого местного жителя по имени Биби. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34. В 1902 году Роден увеличил скульптуру до 181 см и отлил её в бронзе.
Одним из тех, кто отвергнул каноны, стал французский скульптор-импрессионист Огюст Роден. От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153. Однако этот закон под названием «Декрет Маркуса» был принят в 1981 году.
Роден, конечно же, никогда таких правил не придерживался. Этот памятник был заказан Родену. А здесь мы можем дотронуться до нее рукой. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню.
В результате он сделал две скульптуры: Шагающий (эскиз без головы, 1877) и Иоанн Креститель (1878). Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущения напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Именно под впечатлением работ величайшего мастера, вернувшись на родину через полтора года, Роден изваял свою знаменитую скульптуру «Бронзовый век». Это аллегорическое «яблоко», которое Адам и Ева вкусили и тем самым познали плотский грех. Родену даже пришлось вернуть аванс за нее, так как заказчики не пожелали забирать работу. Стремясь передать движение, Роден рассматривал будущую скульптуру не как статичный объект, а как некоторый центр движущихся масс, вот таким образом в замысле скульптуры у него особое место занимал торс как смысловой центр движения. Он ставил модель на несколько минут и затем её надо было нарисовать по памяти. С 1871 по 1877 год он работает в Брюсселе, занимаясь скульптурным декором местных зданий.
Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок и к 1885 г. Музей так и не был создан. Если существуют люди, которые до Родена еще не доросли, то имеются и иные, к сожалению, особенно среди молодежи, которые решили, что они Родена переросли, оставили его позади. Первое значительное произведение молодого скульптора — «Человек со сломанным носом» (1864), чуждое по самому замыслу официальным требованиям, не было допущено в парижский Салон. Этот метод приучил его видеть в натуре главное, схватывать суть образа, а не отдельные детали также Роден часто ходил в Лувр и делал наброски с античных статуй: «Молодой скульптор много рисует в Лувре, делает наброски животных в Ботаническом саду под руководством известного анималиста А. Л. Бари, пользуется советами Ж. Б. Карпо». У него было много данных для решения этой задачи.
Идея «Врат Ада» заключалась в воплощении мотивов Божественной комедии Данте. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Он впадал в напыщенную патетику и риторику. В этом произведении Роден поставил перед собой задачу воплотить в камне чудо жизни, отказавшись от канонов совершенных, но фактически лишенных жизни статуй классиков. О. Роден «Граждане Кале» (1884-1888).
«Мыслитель» первоначально создавался как портрет Данте. Даже через 70 лет после смерти мастера можно возобновить отлив в бронзе новым тиражом («second cast»), конечно, сопровождая его указанием на это.
Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Брат Камиллы обвинял Родена в гибели сестры. Но жюри салона отбросило скульптуру, обвинив Родена в том, что предоставил «артистично сделанный муляж», будто слепил с живой натуры. Условие было выполнено, но советники и супруга убедили короля, чтобы он пощадил их.
Пастораль. Многие исследователи видят в «Бронзовом веке» влияние «Умирающего раба» Микеланджело (1513 – 1516 гг., Лувр, Париж). Моделью для скульптуры послужил французский боксёр по имени Жан Бо, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей. Позже скульптура «Побежденный» превратилась в «Бронзовый век» и символизировала пробуждение с одновременным предчувствием страдания. Но Роден продолжал работать над скульптурой. Его поражала её культура, её молодость вдохновляла, её талант восхищал.
Роден надолго замолчал. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Они были отобраны для издания из 1500 рисунков и офортов. Хочу поделиться своим первым впечатлением от скульптур Родена. Его открыли для меня. Его работы стали образцом для многих художников, а умение передать энергетику живого тела, его пластику и сложные линии, стали образцом для последующих поколений мастеров. Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917).
В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. РОДЕН, ОГЮСТ (Rodin, Auguste) (1840–1917), французский скульптор. В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг.
Из-за безработицы, последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой Роден успел принять участие), он отправился в Брюссель и там до 1877 оформил монументально-декоративной скульптурой несколько знаний. От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. В период отношений с Камиллой Роден создал большое количество скульптур, главной темой которых была чувственная любовь.