Основным источником информации в этой работе стала книга «100 великих скульпторов», в которой наиболее полно описывается биография Огюста Родена с цитатами его современников.
Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. В 14 лет он убедил отца разрешить ему поступить в. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом»в парижский Салон.
Здесь уже нельзя говорить об уроках у Микеланджело. Ежедневно, после школы и до самого закрытия Лувра, Огюст рисовал античную скульптуру. Лишь в 1895г. Он то удлиняет пропорции.
Он несет ключ от родного города. Преодолев сопротивление отца, поступил в школу математики и рисунка (1854-1857гг), которая готовила мастеров художественного ремесла. Наиболее известный и талантливый производитель подделок — Ги Эн по прозвищу «Бургундский герцог», на складе которого было обнаружено около двадцати тонн подделок роденовских работ. Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Сюжет из «Ада» Данте взят, Но воплощён Родена взгляд. я изучил, таким образом, всестороннее мастерство скульптора».
Среди работ Родена есть также «Тень», сделанная из бронзы в 1880 году, «Мыслитель» из бронзы в 1880 году, «Адам» из бронзы 1880 год. Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475. То их укорачивает – это ничуть не снижает облик человека, но выражает его внутренние силы, порывы, влечения, страсти, мысли.
В 1924 г. скульптуру разместили на земле, как хотел автор. Все это выглядит теперь чем-то старомодным. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины». Он впадал в напыщенную патетику и риторику. Родился в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве. Позже, Роден выставлял это произведение под названием «Маска Микеланджело». Рядом еще одна пара – братья Виссон.
Для выставки было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В зрелом возрасте Роден был блестящим рисовальщиком и графиком. В 1897-1899 гг. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини — персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом.
По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64. Именно в этот период Роден создает свои самые чувственные произведения: «Поцелуй», «Вечный идол» и другие. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре.
Условие было выполнено, но советники и супруга убедили короля, чтобы он пощадил их. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. Роден на долгий срок замолчал. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят.
В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51. Она стала ученицей и помощницей мастера. Родену это удалось. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. В 1864 представляет в Салон Маску человека со сломанным носом (бронза большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже их местонахождение дальше не указывается), явление которой знаменовало новую эпоху в пластике.
Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Он ставил модель на несколько минут и затем её надо было нарисовать по памяти. Известен отзыв Клемансо, который был недоволен своим портретом, считая, что получился похожим на «монгольского генерала».
Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911). После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Непросто определить вклад Камиллы Клодель в творчество своего наставника и любовника. 1892А что уж говорить о недругах и завистниках Родена, которых у него было предостаточно. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз.
Кале (Франция)Первым согласился отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей – Эсташ де Сен-Пьер. С каждой новой точки зрения статуя меняется до неузнаваемости.
Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Наиболее известна среди них работа «Поцелуй», созданная автором в 1886 году. Размер скульптуры «Врата ада» 7 м, они вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры. Но будучи рождённым не в браке, ребёнок получил фамилию матери.
Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни». Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. «В самой пластичной форме, – говорит он, – художник способен выразить большое духовное содержание». Автор неизвестен.
«Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст. Также ему выделили новую мастерскую.
Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54. Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»).
В 1897 году промышленник и коллекционер Морис Феней издал тиражом в 125 экземпляров альбом со 147 репродукциями рисунков Родена. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Так, в 2009 году статуэтка «Мыслитель» размером 72 сантиметра была продана аукционным домом Drouot за 4, 2 миллиона долларов, что стало аукционным рекордом. После франко-прусской войны (1870-1871) Роден вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, выезжает в Брюссель, где он пробудет до 1877 года.
В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77гг. ). Он последний в ряду великих мастеров. Все те ритмы и формы, которых ищет она, заключены в работах Родена. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63.
В 1864году Роден выполнил бюст местного жителя по прозвищу Биби, которого отличало выразительное лицо со сломанным носом. Человек у Родена как бы выходит за свои собственные границы. Они обретали независимость, меняли названия. Следуя методу Рюда, Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. При этом никаких смиренных или героических поз и взглядов.
В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора). Вокруг одной из них и вовсе разразился настоящий скандал. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Рудьер помечал копии своим клеймом.
Таковы острогротескная фигура Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), пронизанная ярким эмоциональным порывом группа Поцелуй (1886) исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статуя Мыслитель (1888). На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Его примеру последовали и другие. Перейдем мысленно от классической, академической скульптуры к Родену и нас поразит резкий перелом: будто кто-то скомандовал «вольно» и в фигурах исчезли все признаки напряженности, они стали самими собой, в их позах, ясно проступило, что их волнует, словно с тел спала пелена и открылась тайная жизнь плоти. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52. В 1875г. РОДЕН, ОГЮСТ (Rodin, Auguste) (1840–1917), французский скульптор.
Отец его был мелким служащим, мать – горничной. Изредка он дает в Салон один-два портрета. Роден в старости стал падок на женскую красоту.
Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль. Рядом с этим гигантом «Бронзовый век» – робкий опыт новичка. Интересовали скульптора и лирические интимные сюжеты. Он хотел оживить скульптуру. Ещё были «Три тени» из бронзы 1880 год, «Ева» из бронзы 1881 год, «Данаида» из мрамора 1885 год, «Прекрасная Омьер» из бронзы 1885 год, «Поцелуй» из бронзы 1886 год и другие.
Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Но жюри салона отбросило скульптуру, обвинив Родена в том, что предоставил «артистично сделанный муляж», будто слепил с живой натуры. Музей, для которого предназначались «Врата Ада», так и не был построен, но Роден Огюст скульптор трудился над произведением до конца своей жизни. Его выставки проходят не только в Европе, но и в Америке.
Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал в виде самостоятельных произв. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Кроме того, Роден много работал с фотографиями. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол».
В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Среди тех, кто работал у Родена в 1890-х и 1900-х, были Антуан Бурдель, Шарль Деспьо, Жюль Дебуа, Франсуа Помпон и Аристид Майоль1314. Все это отразилось в будущем на его стиле. Фигура Крестителя пронизана внутренним движение, он не просто идет, он шествует исполненный сознания важности своей миссии.
Герои Родена охвачены сильными эмоциями— любовью, болью, отчаянием и Роден добивался убедительного отображения этих состояний, не прибегая к устоявшимся во французской скульптуре приёмам, к тому моменту ставшим своего рода скульптурными клише. Для меня всё это послужило своего рода обучением. Голубкиной. В итоге его четырехлетний труд был встречен практически единодушным восхищением. Кроме того, Роден много работал с фотографиями.
Еще три скульптуры купил музей дОрсе. Так, одна из самых блестящих работ — портрет Рошфора — очень долго лежала у его владельца на чердаке. Творчество Родена дало импульсы художественным исканиям многих, различных по направленности мастеров европейской скульптуры XX в. и в первую очередь его учеников, среди которых Э. А. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина. Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911). В 1884-88 Роден создал для г. Кале группу Граждане Кале (бронза установлена в Кале в 1895), суровое героико-драматическое звучание которой, противоречивая эмоциональная атмосфера и ощущение духовной напряжённости героев возникают благодаря беспокойному ритму композиции, контрастам статичных и полных динамики фигур, материальной весомости пластических масс, экспрессии поз и жестов.
Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения.
В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Роден в это время был практически без средств к существованию. В 1866 году у них родился сын Огюст-Эжен и в это время мастерскую наполняют композиции с фигурками детей: «Мать и дитя», «Материнская нежность», «Венера и Амур».
В то же время подлинные скульптуры Родена стоят огромных денег. Интенсивные личные и творческие отношения продолжались до 1898 года. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200 000 франков (правда, 60 000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий). Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. «Врата Ада» заключают в себе отдельные фигуры, но вместе они образуют беспорядочную толпу. Откровенное неприятие обществом постигло многие неординарные работы Родена.
В 1902 году Роден увеличил скульптуру до 181 см и отлил её в бронзе. Но архитектура 19 века не была к этому готова. Брат Камиллы обвинял Родена в гибели сестры.
Испытал влияние Донателло, Микеланджело, готической скульптуры. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Это позволяет Родену, ставшему одним из основоположников импрессионизма в скульптуре, создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую — ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами. Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. Проходят годы тяжелой поденной работы для других.
В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий). Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон.
Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Оно стало гибким, податливым, стремительным.
Любви мы видим панораму. Он любит и любим. Оценка Родена менялась с течением времени.
Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. я выучил, таким образом, все стороны мастерства». Известность Родена растет и ему поручают важные государственные заказы. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари.
Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. После трех неудачных попыток поступить в школу изящных искусств (Французская академия), после того, что его отвергали, не принимали и компании против его самостоятельных работ, которую провела пресса, Роден начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре.
В живописи его предтеч следует видеть в лице Делакруа и Курбе. Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза. Камилла пытается найти спасение в творчестве, однако критика не принимает ее. Конечно, душевных сил скульптору это не прибавляло, но он продолжал идти по уже выбранному пути. В этом смысле очень показательны истории его, пожалуй, самымых известных памятников – "Граждане города Кале" (1889) и "Бальзак" (1897), которые были приняты в штыки. Но если первый все-таки был установлен в Кале в 1895, еще при жизни Родена, то памятник Бальзаку вообще не был принят заказчиком.
Однако некоторые работы Родена отличаются утратой чувства подлинной монументальности: памятник В. Гюго (мрамор, 1886-1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893-97 установлен в 1939) в Париже. Монахини, стремившиеся к аскетичной обстановке изъяли из дома все излишества и украшения. Среди его клиентов были Бернард Шоу, Густав Малер, Жорж Клемансо, президент Аргентины Доминго Фаустино Сармьенто, химик Марселен Бертло, филантроп Берта Палмер.
После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую — бывшую конюшню. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Скульптор вылепил старого, некрасивого человека с изувеченным носом, лицо которого можно читать как книгу, столь выразительны его черты, столь изменчива поверхность при каждом новом повороте, при разном освещении, кажется, будто лицо меняется на глазах.
Одновременно с вратами Роден выполняет памятник гражданам Кале (1884—88). Скульптор быстро принялся за работу сохранились этюды в виде обнажённой фигуры, которые Роден создал, чтобы лучше проработать позу памятника. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры.
Фигура Адама стала основой для «Трёх теней» — венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов. Здесь Роден дошел до «трагического гротеска»: широкий нос, толстые губы, торчащие брови наложены сверху, наклеены, как грим, как инкрустация африканской маски. Роден мечтал о создании монументов, которые бы стояли на площадях и улицах городов.
Скульптор вылепил старого, некрасивого человека с изувеченным носом, лицо которого можно читать как книгу, столь выразительны его черты, столь изменчива его поверхность при каждом повороте, при разном освещении, кажется, будто лицо меняется на глазах. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога. Альбом разошёлся мгновенно. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Из-за безработицы, последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой Роден успел принять участие), он отправился в Брюссель и там до 1877 оформил монументально-декоративной скульптурой несколько знаний.
Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Посетил Бельгию (1871-77), Италию (1875). Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную.
Заработки Родена позволили ему нанимать в свою мастерскую ассистентами талантливых молодых скульпторов. Родился в Париже 12 ноября 1840. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков.
«Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Роден был близок со многими французскими импрессионистами, а одним из повлиявших на него скульпторов был его современник Медардо Россо, стремившийся перенести открытия импрессионистов в скульптуру70. «Маска» была отвергнута, слишком необычными были форма и образ: вся в буграх, впадинах, бороздах. С середины 80-х гг. После перерыва в творчестве, Родена к жизни вернули работы Микеланджело. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.
Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. Он вложил в скульптуру более общий смысл — идею пробуждения человечества. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы — первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Подавив страх, они готовы поддержать и подбодрить тех кто боится. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён.
Работам Огюста Родена посвящены три музея. Этот памятник был заказан Родену. Далу, 1883, А. Рошфор, 1897, П. Бертло, 1906, – все бронза). Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят.
Одну из ранних работ скульптора «Человек со сломанным носом» (авторское название «Портрет Биби») современники вообще не желали замечать, так как она противоречила существующей направленности изображать красивые лица с утонченными чертами. Для них Роден – это станции, которую машина времени уже миновала. После он работал помощником современного скульптора Альберта Эрнеста Каррье Беллеза (1824-1887гг. ) в Брюселле и изготовлял статуэтки для северской мануфактуры.
В 1916 году она попадает в психиатрическую больницу, где умирает в 1943 году. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. Бальзак – это какой-то великий безумец в запахнутом халате, величественный и покоряющий. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Фигура изогнута больше, чем рабы Микеланджело.
В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». По Данте, ей назначен ад.
За спиной Эсташа двое – Андрьед Андр и Жан де Фин, воины в страхе закрыли лицо руками. Они изначально договорились продавать совместные работы каждый под своим именем. И к устам Уста прильнули, к телу – тело. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). «Бальзак» создан почти одновременно с группой «Поцелуй», но можно подумать, что это работы разных периодов. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который они охарактеризовали как «бесформенную массу».
Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры. Однако он симпатизировал их бунтарству, а эскизность, намеренная неоконченность произведений, созданных после середины 1880-х годов, позволяют говорить о нем как об одном из первых мастеров, применивших импрессионистическую технику в скульптуре.
В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства— заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Сюжеты – из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Роден опередил свое время, но он мог не оглядываться на него.
Другой французский музей Родена был создан в 1930 году в Мёдоне, где находилась вилла Родена и где он был похоронен. Роден жил в обществе, в котором мещанские интересы угрожали вытеснить героику жизни. Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери.
Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. Фигуры Родена погружаются в пространство, в стихию света.
Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. Его работы стали образцом для многих художников, а умение передать энергетику живого тела, его пластику и сложные линии, стали образцом для последующих поколений мастеров. Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). «Врата ада» остались незавершёнными и были отлиты в бронзе уже после смерти мастера. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз.
В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Он умел увидеть и передать не только самое существенное и характерное в человеке, но и психологическое состояние его в данный момент, настроение, эмоции. Об это нельзя не думать перед «Гражданами Кале». Сомнения, раздумья и т. д.
Франсуа Огюст Рене Роден (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. Он сам говорит об это, ссылаясь на строки Данте. В 1904 году обновленный «Мыслитель» был выставлен в парижском Салоне, а в 1906 году установлен в Пантеоне. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44. СКУЛЬПТУРА «ПОЦЕЛУЙ» РОДЕНА Роден. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году).
Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне. В первой он вздыбил своих современников, во второй успокоил их. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. В Реймсе (Франция) скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора – отсюда его любовь к готической архитектуре, сохранившаяся на всю жизнь. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель.
БИОГРАФИЯ – Роден Огюст (1870 – 1917) Неподалеку от площади Инвалидов на левом берегу Сены в бывшем дворце Биронов находится музей Родена, один из самых своеобразных в Париже. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера. Находясь под влиянием великого мастера, Роден исполняет одно из самых знаменитых своих произведений – «Бронзовый век» («Раненый воин» или «Побежденный», 1876-1880гг. ).
Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38. Лишь спустя время стало ясно, что это очень зрелая работа, полностью соответствующая мировоззрению мастера. через 42 года после создания и через 22 года после смерти автора. (И о памятнике гражданам Кале и о памятнике Бальзаку будут отдельные рассказы. )С другой стороны, у Родена было очень много друзей искренних поклонников и почитателей, которых год от года становилось всё больше. По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген).
Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Роден решает показать в Салоне (главном выставочном пространстве Парижа в XIX веке) скульптуру «Человек со сломанным носом», выполненную с простого местного жителя по имени Биби. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза.
Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Когда в нем иссякал подлинный экстаз. По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). Первое значительное произведение молодого скульптора — «Человек со сломанным носом» (1864), чуждое по самому замыслу официальным требованиям, не было допущено в парижский Салон.
Рай – на Земле. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент. Его работа "Вечная весна" – одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Что ждёт их Там Уже не важно.
Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне. Свое понимание этой задачи он выразил в «Граждане Кале». Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24. Его возлюбленная с ним, И холодность теряет мрамор.
Работам Огюста Родена посвящены три музея. Среди других крупных произведений Родена памятники двум из числа наиболее значимых фигур во французской литературе— Виктору Гюго и Оноре де Бальзаку. Сначала скульптура являлась частью рельефной группы больших бронзовых скульптурных ворот «Врата Ада» и носила название «Франческа да Римини» в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII в. из «Божественная комедии» Данте.
Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет. Спектакль «Роден» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году.
Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами.
Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери5. 1891Портрет Анри Рошфора.
Она погружается во мрак безумия. Родену это удалось. Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. Лишь через много лет после смерти Родена скульптура Бальзака была установлена в Париже. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора.
Это статуя Оноре де Бальзака, которая была заказана скульптору Обществом литераторов. Роден её из адских врат Изъял. Англичане целый год осаждали крепость, доведя ее защитников до жестокого голода. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.
Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. «Маска» была отвергнута, слишком необычными были образ и форма: вся в буграх, впадинах, бороздах. В 1866 году у пары родился сын Огюст. Но до открытия музея Роден не дожил. Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений.
Моделью для скульптуры послужил французский боксёр по имени Жан Бо, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей. Впервые взору публики «Мыслитель» был представлен в 1888 году. По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций. Первым отважился Эсташ де Сен Пьер, потом к нему присоединились еще пять человек. Этот монумент, кроме как в Кале, можно увидеть перед зданием Парламента в Лондоне (повторение в натуральную величину), отельные фигуры воздвигнуты в городах разных стран мира. Все скульпторы, долго работавшие с ним и считающиеся его учениками, принадлежали к классической традиции.
Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. Лепка этой статуи звучит как могучая органная фуга Баха. Роден в старости стал падок на женскую красоту. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34. ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина.
Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113. С таким предложением ряд общественных и политических деятелей обратились в правительство в том же 1911 году. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году.
Два скульптора сняли мастерскую в Икселе и договорились совместно продавать свои работы, при этом скульптуры, продаваемые в Бельгии, подписывал своим именем ван Расбург, а во Франции скульптуры шли под именем Родена. В 1864г.
Работу над скульптурой он продолжал полтора года, пригласив в натурщики обычного солдата с очень развитой мускулатурой. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя». Почетные титулы и регалии сыпятся на него как из рога изобилия. В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Ван Расбург – в Бельгии, а Роден – во Франции.
Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол». Роден мучительно бился над "Вратами" и будь он жив, он наверняка продолжал бы работу. Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром).
Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне. О. Роден «Граждане Кале» (1884-1888). Роден продолжал оказывать поддержку Клодель и после расставания, но в 1913 году ее психическое здоровье настолько ухудшилось, что женщина попала в психиатрическую больницу, где и оставалась на протяжении последних тридцати лет жизни. Нацисты зачислили шедевр Родена в разряд «выродившегося искусства» и требовали, чтобы бронза была перелита на пушки Круппа.
Его поражала её культура, её молодость вдохновляла, её талант восхищал. В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: «Мыслитель», 1880 бронза «Тень», 1880 бронза «Три тени», 1880 бронза «Адам», 1880 бронза «Ева», 1881 бронза, повтор мрамор «Прекрасная Омьер», 1885 бронза «Данаида», 1885 мрамор, повтор бронза «Поцелуй», 1886 бронза, повтор мрамор и другие. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Позже скульптура «Побежденный» превратилась в «Бронзовый век» и символизировала пробуждение с одновременным предчувствием страдания. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню.
Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела».
В 1956 году во Франции был принят закон, ограничивавший количество копий, которые позволялось снимать со скульптуры, двенадцатью. Ему было 60 лет, 45 из которых он посвятил скульптуре. Перед представлением скульптуры французской публике Роден переосмыслил свою работу: он увидел в скульптуре момент пробуждения человека, перехода от сна к бытию, к осознанию самого себя. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. В порыве отчаяния Клодель уничтожает свои работы. Таким стал памятник «Граждане Кале», 1884-85гг., бронза, повтор мрамор – одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия.
В 1889 году он избирается членом жюри Салона и членом жюри Всемирной выставки. Центральный образ — человек с ключом (ключи — символ свободы города), Жан дЭр — выражает особенно глубокие и горестные переживания. XX столетие открывалось всемирной промышленной выставкой. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь.
Родена привлекали задачи синтеза, слияния скульптуры с архитектурой. Огюст Роден родился в Париже в семье служащих и увлекся рисованием с раннего детства. Преодолев сопротивление отца, в 1854 году Огюст поступил в бесплатную школу математики и рисунка (1854–1857). Реймский соборВ 1895 г. Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем.
Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры. Однако Роден не собирался следовать общепринятым правилам и создал очередной шедевр. Он лепит статую обнаженного юноши Бронзовый век (1876-77, бронза). В школе Роден не проявлял интереса к учёбе за исключением рисования.
Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Микеланджело, — писал Роден, — это дыхание жизни. Но впоследствии критики переименовали скульптуру и дали ей более отвлечённое название – «Поцелуй». Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы и только затем – в мраморе. Альбом разошёлся мгновенно45. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари.
Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов. Преодолев сопротивление отца, поступил в Школу математики и рисунка (1854-57), которая готовила мастеров художественного ремесла. В Брюсселе Роден создал несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке дАнверс.
Впервые эта мраморная скульптура была представлена в 1889 г. на Всемирной выставке в Париже. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу». Вместе с Роденом искусство на шаг приблизилось к натуре.
Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо, А. С.
Один из братьев резко поворачивается и, подняв руку, зовет идти вперед. Именно с Розы он создал свои бюсты «Девушка в шляпе с цветами» (1865-1870) и «Миньон» (1870). Родену это удалось.
Обвинения были сняты. cole Gratuite de Dessin (также известна как Petite. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён. 1885Бюст Пюви де Шаванна.
«Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатеста и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную». Обиженный художник ждал справедливого взгляда. Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений.
Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14. У него было много данных для решения этой задачи. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. Для неё он использовал непрофессионального натурщика— бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде.
Одним из тех, кто отвергнул каноны, стал французский скульптор-импрессионист Огюст Роден. Скульптура «Поцелуй» Родена Зовуща, горяча, нетленна. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи.
1890"Шторм""Угрожающая рука и фигура молящего". В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Это объясняется классицистическими установками, которых придерживалось руководство заведения и которым были недостаточно близки работы Родена. Разорвал шаблоны Роден и в другой работе, созданной по заказу мэра города Кале. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, кто более велик, чем он сам». Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ним до конца жизни.
Прекрасная статуя Родена – «Мыслитель». (многочисленные варианты, бронза и мрамор – в Музее Родена, Париж, в Лувре, ГЭ, ГМИИ и других собраниях). Проходят годы тяжелой поденной работы для других (в Брюсселе, для известного скульптора Каррье-Беллеза), редко он дает в Салон один-два портрета.
Представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже их местонахождение далее не указывается), появление которой знаменовало новую эпоху в пластике. Они прочно ступают по земле, плывут в пространстве. В качестве ассистентки и модели она помогала Родену в создании многих шедевров. Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущения напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Этот памятник был установлен в Париже лишь в 1939 году, т. е. Но Роден продолжал работать над скульптурой.
В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом» — на этот раз мраморный бюст и он был принят. Таковы портреты Ж. П Лорана (1881г), А. Легро (1881г), Ж. Далу (1883г), Камиллы Клодель (1885г), Фальгиера (1887г), А. Рошфора (1887г). Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры. Но если в 1864 году работу отклоняют, то в 1875 году, после второй попытки Родена представить свое творение публике, «Человек со сломанным носом» торжественно становится участником Салона. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног». ". Роден часто нанимал натурщиков для того, чтобы они отрабатывали определённые движения или просто ходили перед ним обнажёнными и в это время рисовал или делал наброски из глины.
Оценка Родена менялась с течением времени. Кроме того, Роден старше девушки на 26 лет и фактически он живет на две семьи. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23.
Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. Основой его собрания стали скульптуры, рисунки и коллекция произведений искусства, которые Роден завещал государству. Уже ранним работам Родена (Человек со сломанным носом, бронза, 1864, Лувр), статуям Бронзовый век (гипс, 1876, ГЭ бронза, 1880, Лувр) и Иоанн Креститель (бронза, 1878, Музей Родена, Париж) присущи характерные для Родена в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов.
Преодолев сопротивление отца, поступил в Школу математики и рисунка (1854-57), которая готовила мастеров художественного ремесла. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать.
В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Родену даже пришлось вернуть аванс за нее, так как заказчики не пожелали забирать работу. Из-за безработицы, последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой Роден успел принять участие), он отправился в Брюссель и там до 1877 оформил монументально-декоративной скульптурой несколько знаний.
Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15. Как и многие произведения мастера, критики отвергли эту работу, которая изначально носила название «Франческа да Римини» и была задумана как часть скульптурной группы «Врата Ада». Мы не судим о великих людях по их одежде. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада».
Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет». Первым добровольцем, который вызвался спасти город, стал самый богатый горожанин Эсташ де Сен-Пьер, за ним последовали другие. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43. Бюст Виктора Гюго.
Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать.
Одной из наиболее известных скульптур Огюста Родена является «Бронзовый век». Скульптура, выражавшая восхищение некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицом и бросившая вызов академическим канонам красоты, была отклонена. Тема, выбранная Роденом, «Врата Ада» навеяна, прежде всего «Божественной комедией» Данте, отчасти – поэзией Бодлера. «Мыслитель» первоначально создавался как портрет Данте. Борьба окончится трагедией. Художник 19века на равных правах и с равным успехом соревновался с флорентинцем.
Изначально произведение называлось «Побежденный» или «Раненый воин» и представляло собой фигуру обнаженного юноши с копьем. Но скульптура настолько была реалистична, что заказчик, сначала, отказался от него. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Последний переехал в Брюссель. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать.
Родился в Париже 12 ноября 1840. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок и к 1885 г. Музей так и не был создан. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон.
После рабочего дня Роден изготавливал для Каррье-Беллёз статуэтки, которые тот под своим именем отливал в бронзе и выставлял на продажу. В «Иоанне Крестителе» (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Когда война закончилась Каррье-Беллёз оставил работу над заказом и вернулся на родину. Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада. Скульптура читается не только, как выпуклость, но и как силуэт. От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. Таковыми стали памятник «Граждане Кале» (бронза, 1884-1895года), «Памятник Бальзаку» (1892-1898 года), который вызвал скандал и был отвергнут.
Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22. Это требование было исполнено. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну. Рука его пока несмело Касается её бедра.
Люди Родена получают небывалую свободу. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель.
Не только в скульптурных группах, но даже в каждой отдельной статуе не меньшее значение, чем масса камня или бронзы имеют интервалы, «щели», как их в старину называли. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче. Не сумев поступить в Школу изящных искусств (он пытался поступить туда четыре раза), Роден начинает работать помощником в мастерской Альбера Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, постигая там все нюансы работы скульптора: «Необходимость заработка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден.
Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде6. Многие великие люди 19века на фотографиях выглядят странно в сюртуках и блестящих цилиндрах. Этот метод приучил его видеть в натуре главное, схватывать суть образа, а не отдельные детали также Роден часто ходил в Лувр и делал наброски с античных статуй: «Молодой скульптор много рисует в Лувре, делает наброски животных в Ботаническом саду под руководством известного анималиста А. Л. Бари, пользуется советами Ж. Б. Карпо». Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли.
Но не в этом сущность Родена. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Хенли в том же году стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и регулярно публиковал там статьи о творчестве француза, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств. Однажды Роден подписал одну статуэтку собственным именем и предложил посреднику в обход Каррье-Беллёза.
Духовный и энергетический обмен, происходивший между скульпторами, уникален: находясь рядом с Роденом, Камилла не только дарила ему вдохновение, помогала обрести новый стиль и создать шедевры, но и переживала стремительное взросление собственного таланта, превращалась в великого мастера. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины». И в 1916 году Роден передает в дар государству все свои произведения.
К эпизодам из "Божественной комедии" прибавлялись образы, созданные собственной фантазией. Для меня все это послужило, своего рода учебой. В 1905—1906 годах личным секретарём Родена был немецкий поэт Райнер Мария Рильке, позднее написавший восторженную биографию скульптора. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена.
Яркие драматические жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, кто более велик, чем он сам»18. Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее — герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Они оформили законный брак в 1916 году, за год до смерти Родена и за месяц до смерти Розы. Роден Рене Франсуа Огюст (Rodin) (1840-1917), французский скульптор.
— Я. обтёсывал мрамор, камень, работал по орнаменту и в ювелирном деле. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. Так в 1880 году Огюст Роден оформляет двери для Музея декоративного искусства. История гласит, что в 1346 году, английские войска почти год держали в осаде французскую крепость Кале.
Община была выселена из отеля Бирон в 1904 году. Вторая скульптура не содержит никаких атрибутов, обычно сопровождающих изображение святого, за исключением характерного жеста руки17 скульптор назвал так свою работу, так как фигура натурщика вызвала у Родена самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23. В 1893 году на Всемирной выставке скульптуру «Поцелуй» посчитали слишком откровенной для широкой публики и выставили в небольшой комнате, куда можно было попасть исключительно по заявлению.
Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30. И в прессе периодически разворачивались направленые против него кампании. Скульптура, выражавшая восхищение некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицом и бросившая вызов академическим канонам красоты, была отклонена78. 1897"Бодлер".
После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. В 1881 году Роден посетил жившего в Лондоне художника Альфонса Легро, с которым он дружил и у которого учился искусству офорта. Проходят годы тяжелой поденной работы для других (в Брюсселе, для известного скульптора Каррье-Беллеза) изредка он дает в Салон один-два портрета. То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре.
В том же 1883 году Роден был приглашён скульптором Альфредом Буше курировать группу его студенток. Яркие драматические жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц. Портрет вообще занимает особое место в творчестве Родена.
В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911).
Микеланджело служил Родену не образцом, а всего лишь отправной точкой. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте — автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Впереди всех гордо и спокойно простой Жан дЭр.
Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). "Ветер". Роден в старости стал падок на женскую красоту. Роден стоял на рубеже двух эпох. Рок, фатум преследуют его героев.
Роден коллекционировал предметы искусства. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Он много работал также в жанре портрета.
1 августа город зажег сигнальные огни, уведомив англичан, что жители готовы сдаться. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера. Друзья Родена вспоминали о де Шуазель как о недалёкой, безвкусно одевавшейся и не разбиравшейся в искусстве женщине, тем не менее подчинившей скульптора своей воле и пользовавшейся его богатством и славой. В 1885 году учитель лепит Клодель, назвав портрет «Аврора», в следующем году появилась «Мысль».
В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Роден надолго замолчал. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году.
Третья копия находится в Копенгагене. Путь Родена в Италию лежал через Реймс, где скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора и заронил любовь к готической архитектуре, сохранявшуюся у Родена всю жизнь. Рядом с мостом Альма, в отдельном павильоне были предоставлены работы Огюста Родена. В 1864 представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже их местонахождение далее не указывается), появление которой знаменовало новую эпоху в пластике.
Роден в мужчине зрит себя, Ваяет женщину, любя Как нежную свою Камиллу. В 1929 году на основе коллекции, принадлежавшей владельцу сети кинотеатров и филантропу Жюлю Мастбауму, был открыт музей Родена в Филадельфии. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. И три десятилетия большинство произведений Родена были связаны с ним.
«Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера.
Идея создать в этом особняке музей Родена родилась почти что сама собой. 1898Еще один бюст Виктора Гюго.
У него появились ученики, которые в последствии сами стали известными скульпторами. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника. Роден Огюст (1840 – 1917)"Три тени". Пользовался советами Ж. Б. Карло и А. Л. Бари.
Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). Отчаявшись, Эдуард прервал атаки в феврале 1347 г. и перешел к осаде. Родился в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве. В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года.
Она умерла в психиатрической лечебнице в 1943 году. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1. Учился в Париже в Школе декоративных искусств. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году).
Можно сказать, без увлечения позднеготическими плакальщиками Роден не сумел бы создать своих «Граждане Кале». Так называемые «Врата Ада», были навеяны произведением Данте «Божественная комедия», отчасти и поэзией Бодлера. В этих трудностях нельзя не видеть выражения кризиса монументальной скульптуры на рубеже XIX-XX столетий. Скульптура, выражавшая восхищение некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицом и бросившая вызов академическим канонам красоты, была отклонена. Теней причудливых игра Её окутывает нежно, Она чиста так белоснежно, Но видится сквозь мрамор – жар, Она во власти страстных чар Её из Римини Франческу, За поцелуй ждёт смерть, бесчестье.
Его потерянности в духе декаданса. Однако критики не оценили замыслы автора и сочли работу бесформенной, лишенной сходства с писателем. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году.
Роден был ему многим обязан, но никогда не видел в нем своего единственного вдохновителя. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни». Скульптура обрела такую популярность, что до сих пор процветает бизнес по поддельным «Мыслителям». Учителем Родена был крупный художник и педагог Орас Лекок де Буабодран.
Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Резец любви являет силу.
Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял в трагедии своей сестры Родена. – Я. обтесываю мрамор, камень, работаю по орнаменту и в ювелирном деле. Другой монумент Родена – «Памятник Бальзаку» (1892-98гг) – вызвал в свое время скандал и был, отвергнут (осуществлен в Париже лишь в 1939г. ). Он сам признавался, что Микеланджело, в частности, две его статуи в Лувре помогли ему избавиться от академизма с его «пустотелыми куклами» и вернуть скульптуре жизнь и способность выражать живое чувство. Работы того периода он выполнял анонимно, большинство из них невозможно идентифицировать, многие не сохранились. Рядом, склонивши голову идет старый Эсташ де Сен Пьер. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18.
В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век», поменяв смысл произведения с увековечивания конкретного события на абстрактный образ (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). С 1885 года Клодель стала работать помощницей в мастерской Родена, позировала ему, а вскоре они стали любовниками.
Естественно, что слава Огюста Родена (1840-1917гг. ), как и всякого большого мастера, подчиняется известной исторической закономерности. В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств. После того, как маршал Бирон умер, особняк переходил из рук в руки до тех пор, пока его не продали трем монахиням из Общества святого сердца Иисуса, которые открыли тут школу-интернат для девочек. К началу 20 в. слава скульптора распространилась по всему миру и французское правительство предоставило ему целый павильон на Всемирной выставке 1900. Роден надолго замолчал. В 1864г Роден занимался в мастерской при музее природной истории, у известного скульптора Антуана Луи Барри (1796-1875гг. ).
Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию».