Усадьба Roden – это пространство для творчества.
Это требование было исполнено. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. В 1875 Роден едет в Италию через Реймс впечатления от встречи с искусством готики, Донателло, Микеланджело вдохнули в него энергию.
Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде. В 1887 году критики переименовали скульптуру.
Англичане целый год осаждали крепость, доведя ее защитников до жестокого голода. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. Еще три скульптуры купил музей дОрсе. Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью.
Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем.
Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза. Интенсивные личные и творческие отношения продолжались до 1898 года.
«Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви. В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов.
Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения.
Лишь через много лет после смерти Родена скульптура Бальзака была установлена в Париже. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году.
Как и многие произведения мастера, критики отвергли эту работу, которая изначально носила название «Франческа да Римини» и была задумана как часть скульптурной группы «Врата Ада». С 1864 по 1870 год Роден работал в мастерской скульптора Альбера Каррье-Беллёза, зарабатывая изготовлением декоративной скульптуры. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре.
Когда война закончилась Каррье-Беллёз оставил работу над заказом и вернулся на родину. 1897"Бодлер". Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре.
Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. Там он познакомился с молодой девушкой Камиллой Клодель, которая явно превосходила по таланту других студенток. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки.
В 1880 году Роден выставил Иоанна Крестителя в Салоне и получил за него третью премию. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26. Центральный образ — человек с ключом (ключи — символ свободы города), Жан дЭр — выражает особенно глубокие и горестные переживания.
Основная часть клиентов компании «Роден» – это люди, обратившиеся к нам по Вашим рекомендациям – рекомендациях тех, с кем мы уже сотрудничали. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12. Вокруг одной из них и вовсе разразился настоящий скандал. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора).
Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30. Огюст Роден родился в Париже в семье служащих и увлекся рисованием с раннего детства. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график.
На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Вглядитесь в лицо французского писателя — и перед вами в мраморе будто оживает напряженная работа мысли.
Его выставки проходят не только в Европе, но и в Америке. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. В 1916 году она попадает в психиатрическую больницу, где умирает в 1943 году.
Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Разорвал шаблоны Роден и в другой работе, созданной по заказу мэра города Кале. В огромной степени повлиял на весь образ современной скульптуры, задал моду на красоту, стиль и аллегорию. Крестьянин обладал правильным красивым телосложением, а особенно Роден был впечатлён его движениями при ходьбе.
Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. В 1891 году Общество литераторов, во многом благодаря личным стараниям его президента Эмиля Золя, заказало Родену памятник Бальзаку со сроком исполнения в два года.
Именно в этот период Роден создает свои самые чувственные произведения: «Поцелуй», «Вечный идол» и другие. Роден продолжал оказывать поддержку Клодель и после расставания, но в 1913 году ее психическое здоровье настолько ухудшилось, что женщина попала в психиатрическую больницу, где и оставалась на протяжении последних тридцати лет жизни. Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Роден потерпел неудачу и на других конкурсах на памятники Лазару Карно, Дени Дидро, Жану-Жаку Руссо и генералу Жану-Огюсту Маргеритту. Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст.
Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят. Родену это удалось.
Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу». Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. И в прессе периодически разворачивались направленые против него кампании.
В то же время подлинные скульптуры Родена стоят огромных денег. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»).
Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался. В итоге его четырехлетний труд был встречен практически единодушным восхищением. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон.
Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни». Идея создать в этом особняке музей Родена родилась почти что сама собой. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Рядом со всей историей человечества шла другая история, эта история, не знавшая облачений, условностей, различий и сословий, – одна сплошная борьба. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе.
По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51. Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий.
Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет». Работам Огюста Родена посвящены три музея. Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.
Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Все скульпторы, долго работавшие с ним и считающиеся его учениками, принадлежали к классической традиции.
Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В 1889 году он избирается членом жюри Салона и членом жюри Всемирной выставки. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50. Позже, Роден выставлял это произведение под названием «Маска Микеланджело».
В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери5. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий).
через 42 года после создания и через 22 года после смерти автора. (И о памятнике гражданам Кале и о памятнике Бальзаку будут отдельные рассказы. )С другой стороны, у Родена было очень много друзей искренних поклонников и почитателей, которых год от года становилось всё больше. Заказ на памятник, увековечивавший героическую страницу в истории города, Роден получил от муниципалитета Кале. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне.
В результате он сделал две скульптуры: Шагающий (эскиз без головы, 1877) и Иоанн Креститель (1878). В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Ежедневно, после школы и до самого закрытия Лувра, Огюст рисовал античную скульптуру. Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику.
Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом. Также ему выделили новую мастерскую. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Ван Расбург – в Бельгии, а Роден – во Франции. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Родену даже пришлось вернуть аванс за нее, так как заказчики не пожелали забирать работу.
Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли.
«Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины».
Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153. В качестве ассистентки и модели она помогала Родену в создании многих шедевров.
Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена.
Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Тут вихри хотения и затишья ожидания тут мечты, становящиеся деяниями и деяния, переходящие в мечты. В своём роде он был настоящим новатором. Работа была не закончена и её передали известному бельгийскому скульптору Антуану-Жозефу ван Расбургу, который вновь пригласил Родена. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию».
Лишь спустя время стало ясно, что это очень зрелая работа, полностью соответствующая мировоззрению мастера. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113.
Роден изготовил два макета, но из-за переворота в Чили памятники не были отлиты, а сами макеты погибли. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла.
Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам». Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. В настоящее время существует три музея, которые посвящены творчеству великого скульптора. Кроме того, Роден старше девушки на 26 лет и фактически он живет на две семьи. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств.
Это было. Бюст Виктора Гюго. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Но если в 1864 году работу отклоняют, то в 1875 году, после второй попытки Родена представить свое творение публике, «Человек со сломанным носом» торжественно становится участником Салона.
Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того.
Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню.
Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения. Герои его произведений охвачены сильными эмоциями – любовью, болью, отчаянием. Кроме того, Роден много работал с фотографиями.
Наиболее известный и талантливый производитель подделок — Ги Эн по прозвищу «Бургундский герцог», на складе которого было обнаружено около двадцати тонн подделок роденовских работ. Скульптура, выражавшая восхищение некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицом и бросившая вызов академическим канонам красоты, была отклонена78. Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние – имя ему сила. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37.
Попытки французов прорвать блокаду провалились. Конечно, душевных сил скульптору это не прибавляло, но он продолжал идти по уже выбранному пути. В этом смысле очень показательны истории его, пожалуй, самымых известных памятников – "Граждане города Кале" (1889) и "Бальзак" (1897), которые были приняты в штыки. Но если первый все-таки был установлен в Кале в 1895, еще при жизни Родена, то памятник Бальзаку вообще не был принят заказчиком.
По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций. Наиболее известна среди них работа «Поцелуй», созданная автором в 1886 году. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков.
В 1866 году у пары родился сын Огюст. Почетные титулы и регалии сыпятся на него как из рога изобилия. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон.
И она тоже по-своему развивалась. Оценка Родена менялась с течением времени. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113.
Работы Шумова хранятся в Музее Родена и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»). «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16. По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64. В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз. Король обещал пощадить жителей, если шесть самых знатных граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь.
Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. По окончании франко-прусской войны Каррье-Беллёз вернулся во Францию и его незаконченную работу по контракту принял скульптор Антуан-Жозеф ван Расбург, который снова нанял Родена. Роден был близок со многими французскими импрессионистами, а одним из повлиявших на него скульпторов был его современник Медардо Россо, стремившийся перенести открытия импрессионистов в скульптуру70.
По окончании франко-прусской войны Каррье-Беллёз вернулся во Францию и его незаконченную работу по контракту принял скульптор Антуан-Жозеф ван Расбург, который снова нанял Родена. То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52. Натурщиком для этой работы выступил разнорабочий по имени Биби, черты лица которого скульптор находил очень живописными и хотел изобразить его, не искажая и не приукрашивая действительности. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену от «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Однако Роден не собирался следовать общепринятым правилам и создал очередной шедевр.
Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14. Роден решает показать в Салоне (главном выставочном пространстве Парижа в XIX веке) скульптуру «Человек со сломанным носом», выполненную с простого местного жителя по имени Биби. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль.
Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году.
Все это заключено в творении Родена, – писал о произведении Райнер Мария Рильке. Убедительного отображения этих состояний скульптор добивался не прибегая к устоявшимся во французской скульптуре приёмам. В последние годы он получал заказы от самых богатых людей Франции.
Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную». Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38. Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором.
Третья копия находится в Копенгагене. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Франсуа Огюст Рене Роден (1840 год, Париж – 1917 года, Мёдон) – знаменитый французский скульптор. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде6. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре.
Скульптура обрела такую популярность, что до сих пор процветает бизнес по поддельным «Мыслителям». При этом никаких смиренных или героических поз и взглядов. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром).
Альбом разошёлся мгновенно. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Одной из наиболее известных скульптур Огюста Родена является «Бронзовый век». «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения.
Экспозиция пользуется громадным успехом иностранные музеи и частные коллекционеры, заказывают ему скульптуры. Брат Камиллы обвинял Родена в гибели сестры.
По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. "Ветер".
Теперь он занимается в основном небольшими скульптурами, скульптурными портретами, контролирует работу своих ассистентов и очень много рисует. Некоторые из работ этого периода: "Поэт и муза" 1905"Купидон и Психея" 1905"Ромео и Джульетта" 1905"Портрет Варвары Елисеевой" 1908Портрет японской танцовщицы Ханако 1908"Моцарт" 1910Бюст Клемансо 1911В 1908 году Роден арендует часть комнат в особняке Бирон, а в 1911 году и весь особняк. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). Роден и Клодель познакомились в 1883 году, когда он преподавал скульптуру ей и её друзьям. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре.
В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, кто более велик, чем он сам»18. От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). Кроме того, Роден много работал с фотографиями.
Рудьер помечал копии своим клеймом. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Изначально произведение называлось «Побежденный» или «Раненый воин» и представляло собой фигуру обнаженного юноши с копьем. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13.
Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. Одну из ранних работ скульптора «Человек со сломанным носом» (авторское название «Портрет Биби») современники вообще не желали замечать, так как она противоречила существующей направленности изображать красивые лица с утонченными чертами. Это музеи во Франции – в Отель Бирон и в Мёдоне (в одном городе он жил, другом городе похоронен), а также музей в Филадельфии. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами.
Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. Роден в старости стал падок на женскую красоту. Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Одновременно Роден создал бюст жены чилийского посла во Франции, одну из наиболее ярких и выразительных своих работ.
В 1893 году на Всемирной выставке скульптуру «Поцелуй» посчитали слишком откровенной для широкой публики и выставили в небольшой комнате, куда можно было попасть исключительно по заявлению. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры. 1892А что уж говорить о недругах и завистниках Родена, которых у него было предостаточно. У него появились ученики, которые в последствии сами стали известными скульпторами.
Так, в 2009 году статуэтка «Мыслитель» размером 72 сантиметра была продана аукционным домом Drouot за 4, 2 миллиона долларов, что стало аукционным рекордом. Позже скульптура «Побежденный» превратилась в «Бронзовый век» и символизировала пробуждение с одновременным предчувствием страдания. Мастер создал ее после поездки в Италию, впечатленный величайшими произведениями Микеланджело и Донателло. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23. В 1897 году промышленник и коллекционер Морис Феней издал тиражом в 125 экземпляров альбом со 147 репродукциями рисунков Родена. 1891Портрет Анри Рошфора. И в 1916 году Роден передает в дар государству все свои произведения.
Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол». Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18. Роден в старости стал падок на женскую красоту. Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения.
Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году.
Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног». Но до открытия музея Роден не дожил. 1885Бюст Пюви де Шаванна. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела».
Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери.
По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. В одну из холодных ночей затылок бюста промерз и отвалился – так Мужчина со сломанным носом превратился в Маску человека со сломанным носом. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Этот памятник был установлен в Париже лишь в 1939 году, т. е.
Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Любовная связь Родена с талантливой студенткой Камилой Клодель породила на свет ряд скульптур эротического содержания. Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475.
В 1880 году отлитая в бронзе скульптура была выставлена в Салоне ещё раз. Альбом разошёлся мгновенно45. Это статуя Оноре де Бальзака, которая была заказана скульптору Обществом литераторов. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне.
Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В ряде стран Европы проходят его персональные выставки. В этот период начинают выходить и первые книги о его творчестве и в очень большом количестве статьи, в том числе и негативного содержания.
Заказ на памятник, увековечивавший героическую страницу в истории города, Роден получил от муниципалитета Кале. 1890"Шторм""Угрожающая рука и фигура молящего". Оценка Родена менялась с течением времени. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.
Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами. В 1903 году ему присваивается звание командора Почетного легиона его избирают президентом Международного общества художников, скульпторов и гравёров в 1907 году он становится Почетным доктором Оксфордского университета. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67. Откровенное неприятие обществом постигло многие неординарные работы Родена. В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25.
Если в молодости наброски с моделями ню давались ему тяжело, то с течением времени он научился создавать рисунки моментально, не отрывая глаз от модели, а карандаша от бумаги и запечатлевая на бумаге пойманный им момент движения. Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом.
Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя». Непросто определить вклад Камиллы Клодель в творчество своего наставника и любовника. Скульптор убрал копьё и дал своему творению новое название – Бронзовый век.
Работам Огюста Родена посвящены три музея. 1898Еще один бюст Виктора Гюго. Но в последние годы жизни к нему пришёл оглушительный успех, Роден был повсеместно признан величайшим мастером со времён Микеланджело. И такой является она в творении Родена.
Они изначально договорились продавать совместные работы каждый под своим именем.