Якопо ТИНТОРЕТТО (1518-1594)Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения. Великий живописец эпохи позднего Ренессанса Якопо Робусти более известен как Тинторетто (Tintoretto), что в переводе означает «маленький красильщик».
Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto 1518 или 1519—1594)— живописец венецианской школы позднего Ренессанса. Якопо Робусти Тинторетто (Tintoretto Jacopo) – итальянский живописец один из крупнейших представителей венецианской школы. Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал.
Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка. Якопо Робусти, более известный как Тинторетто, Робусти (Jacopo Robusti, Tintoretto 1518—1594) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.
В том же году художник становится членом братства. Живописное наследие Тинторетто огромно. Т. е, это уже опосредованная информация. Даже его настоящее имя долгое время оставалось загадкой. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Но подготовка любой картины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит.
Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года.
Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством.
Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Наследие мастера огромно. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо).
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. К 50-60-м гг. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять Тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело.
Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна.
Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Он рисует образы стариков благородных и очень трогательных волнующих до самой глубины души. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет.
В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви.
Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Но влияние великих флорентийца и венецианца не заглушило в нем самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый индивидуальный стиль, отличительные качества которого — живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий прием письма.
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Зрелый период. Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком.
Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле.
В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Эта картина стала вершиной его портретного творчества.
Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Но к ней следует относиться осторожно. У кого Якопо учился дальше не известно. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин).
С 1551 г. выполнял заказы Венецианской республики, в 1564 г. приступил к работам, частично бесплатным, в Скуола ди Сан Рокко (Венеция), продолжавшимся свыше двадцати лет. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. С 1539 работал самостоятельно. Своё прозвище Тинторетто («маленький красильщик») он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore).
У него было огромное количество заказов. В 1579-1580 гг.
Гравюра «Искушение святого Антония», которую обычно называют «Второе искушение святого Антония», так как Калло уже обращался к этому сюжету в 1617 году, самая вдохновенная из всех его сатирических и гротескных композиций. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano». В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой.
Краски приглушаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Став известным, многие свои работы Тинторетто писал на скорую руку и это прослеживается в манере письма – несколько небрежной. Марка», «Брак в Кане Галилейской»), нежели в эпоху его востребованности. Композиция Св. Композиция этой картины построена с использованием фосфоресцирующих пятен, с помощью которых передается ощущение морского шторма.
Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Жизнь Тинторетто полна тайн.
Тинторетто (Tintoretto собств. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. В 50 – 60-х гг. Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана.
Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Настоящее имя Тинторетто – Якопо Робусти (недавно появились данные о том, что Робусти – это также прозвище его отца, а настоящая их фамилия – Комин). Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Марка в Александрии» и «Перенесение их на корабль» (в Ст.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Тинторетто – это прозвище, означающее «маленький красильщик».
Большую часть сведений для своей книги Ридольфи почерпнул из бесед с сыном Тинторетто, тоже художником, Доменико (ок. Картину «Чудо Св. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения».
Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Рох во славе».
Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения.
У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии).
Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Больше всего удивляет эмоциональная глубина бурных, можно сказать, театральных композиций художника («Введение Марии во храм», ок. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам.
О жизни самого художника известно мало. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Некоторые подлинные шедевры Тинторетто, как, например, «Спасение Арсинои» (1555) по силе романтической взволнованности и колористической красоте не имеют себе равных среди картин современников. Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника.
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Школы существовали на добровольные пожертвования. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Однако, многие другие произведения, описываемого периода, в которых роль помощников была очень важной, по качеству значительно уступают лучшим работам талантливого художника. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Рох в госпитале».
Марка» (в венецианской академии), «Брак в Кане Галилейской» (в ризнице церкви C. -Мариа-делла-Салуте), «Философ Диоген» (в Новой Библиотеке, в Венеции), «Открытие мощей св. В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы растворяющему в своей безграничности человека. Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите.
Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano». Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). «Брак в Кане», 1561 «Похищение тела св. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.
Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов.
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Робусти (Якопо Robusti, 1519—1594 прозванный по профессии своего отца, который был красильщик (tintore), Тинторетто) — один из первостепенных живописцев венецианской школы. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке.
Библиотеке, там же) и многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например «Венера, Вулкан и Амур» (в галерее Питти, во Флоренции), «Рождество Христово» и «Омовение ног» (в Эскориальском дворце, в Мадриде), «Несение креста» (в венской галерее), «Девять муз» (в Гемптонкортском музее в Лондоне), «Юдифь» (в мадридском музее дель-Прадо) и «Рождество Иоанна Крестителя» (в Императорском Эрмитаже, в СПб. ). Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.
Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св.
Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды.
Полотно было заказано Братством св. Он написал для Братства св.
Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации.
Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano». Марка», 1562—1566 «Тайная вечеря», 1566). Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
основал мастерскую, в которой работал с дочерью Мариэттой и сыном Доменико. Роха. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Наиболее замечательны картины Р., относящиеся к первой поре его деятельности — «Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля» исполненные абсолютно в духе Тициана (находятся в венецианской академии художеств), затем, «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа-дель-Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови.
Марка», «Спасение сарацина», «Нахождение тела св. Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком.
Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Марка (1562, Венеция, галерея Академии).
Художник родился в Венеции, по разным источникам (между концом сентября и началом октября 1518) — в 1519либо 1518 году. Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Это большое полотно отличает необычная для венецианских многофигурных композиций этого времени сложность и эффектность композиционного решения, пульсирующая динамика пространства, которое становится самостоятельной эстетической категорией, стремительно уходит в глубину. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).
В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). В полном блеске талант Тинторетто выказывают «Чудо св. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. 1551 —1556 гг.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Будучи признанным художником избран в 1566 г. в Флорентийскую Академию (подобно Тициану и Палладио).
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной после 1570, он использовал космогоническую легенду как повод для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд.
Знаменитый художник родился в Венеции, отец его был красильщиком шелка. Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св. Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой.
Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. 1550 — 1635 гг. ).
Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Тинторетто уделял также много внимания портрету. Роха во славе. На полотне Обретение тела св. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Брат художницы, Доменико Робусти (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Художник родился в Венеции в 1518 г., хотя во многих документах называется дата 1512 г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore).
Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Несколько омерзительного вида тварей окружило лежащего на земле седобородого отшельника. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
Брат этой художницы, Доменико Р. (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье.
Именно с нее началось признание Тинторетто. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости.
В начале 1570-х гг. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Т. писал также портреты, лучшие из которых предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. О предках художника почти ничего не известно. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.