Гавриил гонит к ней единорога. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Работал в Турне.
С тех пор Мария встречает архангела за чтением все чаще и чаще и к XIII веку книга становится постоянной деталью западноевропейского Благовещения, а веретено отходит византийской традиции. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др. Если левая створка дает картину сверхчувственного мира, то в правой художник обращается к показу реальной среды: перед зрителем типичная комната бюргерского дома с характерной обстановкой того времени. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке).
Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Изображенная на крыле алтаря Мария сидит в саду.
Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. Действие происходит в комнате бюргерского дома. (Ис. Таким образом, можно предположить, что они оба были учениками флемальского мастера, то есть Робера Кампена. Произведения К. более архаичны, чем работы его младшего современника Я. ван Эйка, но отличаются демократичностью и простотой, подчас бытовой трактовкой религиозных сюжетов (триптих «Благовещение», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Алтарь Верля», 1438, Прадо, Мадрид).
Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Самое раннее изображение читающей Богородицы из тех, что сохранились, относится ко второй половине IX века: это резьба на шкатулке из слоновой кости, вероятно сделанной в Меце. Камин украшен двумя подсвечниками, в одном из которых можно видеть оплывшую от нагара свечу и гравюрой с изображением св. Показательна картина Рождество (ок. Один из первых портретистов в европейской живописи.
В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден. Мария поглощена чтением и не замечает его. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Яркие цветовые пятна – красные плащ Иоанна и подушка скамьи, на которой сидит Святая Варвара, зеленое, синее и золотистое в ее одежде – усиливают звучность колорита картины. Один из них представляет собой правую часть диптиха с изображением Лорана Фруамона, заказчика картины (левая створка с изображением богоматери находится в музее города Кан).
Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Позднее его личность соотнесли с Робером Кампеном (ок.
В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра. Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. putus – «маленький мальчик») – крылатый мальчик. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов.
Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена. В брюссельском музее хранятся два портрета его работы. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал еще один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т. Флемальский алтарь. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Его учителем был Робер Кампен из Турне.
В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. Однако зритель с первого взгляда видит в этой картине нечто большее, что выходит за пределы обыденности: жизнь пространства изображенного художником, кажется остановившейся, неподвластной привычному течению времени, вещи при всей их конкретности воспринимаются принадлежащими не прозаической действительности, а какому-то иному идеальному миру. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». В датировке этого события исследователи расходятся, называя различные даты между 1375 и 1380 годами.
В том же XIII веке появляется цветок, стоящий между архангелом и Марией. Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики, был Ян ван Эйк. о жизни Богородицы. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Флемальский алтарь.
Один из основоположников искусства Северного Возрождения. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Поскольку ни одно произведение Кампена не подписано и не датировано, вопрос о хронологии его творчества остаётся дискуссионным. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. В XV – XVI веках становится популярен сюжет охоты на единорога – особенно в Германии.
Левая створка»). Иисус изображен отроком: эта иконография Она называется «Эммануил» по пророчеству Исайи о том, что сыну Девы нарекут имя Еммануил, что значит «С нами Бог». Таким образом, можно предположить, что они оба были учениками флемальского мастера, то есть Робера Кампена. За решетчатым окном видны дома городка. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь.
Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. использовал редкую для этого сюжета иконографию. Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428годом. В этом небольшом триптихе вкратце излагается вся новозаветная история.
Долго считалось, что первым художником, ушедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. 1:26 – 38. Он родился в Турне в 1399 или 1400 году и умер в Брюсселе в 1464 году. За стулом мы видим старые ясли.
Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). «»), а также т. н. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. В «Устюжском Благовещении» изображен и Святой Дух: его символизирует луч света исходящий от фигуры Ветхого Денми.
Все это намекает на чистоту Марии. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее. Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Через эти ворота должен был пройти Господь. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера.
Гавриил был изрядно напуган порученным ему заданием. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Показательна картина "Рождество" (ок.
Из документально подтверждённых произведений Кампена сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406-07, Музей истории и археологии, Турне). В нем чувствуется величественный дух, отличавший картины ренессансных мастеров. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену – «Алтарь Верля» – относится к 1438 году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
«Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Многочисленные детали потому и выписаны так тщательно, что большинство из них наделено особым смыслом.
Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. В 1450 году Рогир совершает путешествие в Рим. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет). Флемальский алтарь.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Мария и ангел помещены в классическое архитектурное пространство (в живописи эпохи Возрождения оно сменяет условные изображения зданий готического и византийского искусства). Robert Campin ок.
Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге. Другая версия центральной панели того же триптиха выставлена в Брюсселе и, возможно, представляет собой оригинал кисти Кампена. Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха.
н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Рогир был тесно связан с придворным кругом герцогов бургундских. Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой.
Горе-вшая, но не сгоревшая купина символизировала чистоту Марии., руно Гедеона Согласно Ветхому Завету, Гедеон, один из судей Израиля, убедился в том, что Господь избрал его, когда оставленное им на ночь руно на следующее утро осталось сухим, хотя вся земля вокруг намокла от росы, а еще через утро, наоборот, лежало мокрым на сухой земле., затворенные врата Затворенные врата – образ из видения пророка Иезекиля, также считавшийся предвосхищением Благовещения. Техника масляной живописи, которую использовал Кампен, позволяла достоверно воспроизводить окружающий мир, точно передавать игру света на поверхности предметов, тончайшие нюансы цвета и формы. Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи.
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. Его грядущую смерть символизирует одежда: на нем набедренная повязка, как на Распятии.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. В конце 1840-х годов художник задумал цикл росписей на библейские сюжеты и этот акварельный эскиз должен был впоследствии стать фреской (но так и не стал). Возможно, так Кампен подчеркивает человеческое начало Христа.
Еще в XIX веке исследователям удалось выделить группу картин, близких друг другу по стилю. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flemalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.
Кампен (Campin) Робер (около 1378 — 26. 4. 1444, Турне), нидерландский художник. Этот символ напоминал о том, что Благовещение произошло весной: «Назарет» в переводе с древнееврейского означает «цветок». 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»).
н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. В 1423 году Кампен принял участие в выступлении горожан против правящего патрициата, войдя после того в число членов нового городского управления. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Однако ответить на все вопросы, связанные с авторством картин, удалось не сразу. 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена. Флемальский алтарь.
Еще одним символом Христа был единорог, поймать которого могла только непорочная дева. В апокрифическом Протоевангелии от Иакова, написанном во II веке, сказано, что семь девушек из рода царя Давида (именно среди его потомков должен был появиться Мессия) были выбраны для работы над завесой Храма. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
Комната Марии как место совершения таинства отделена и от соседних помещений и от всего земного мира. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера.
Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. Скончался Кампен в 1444 году в Турне. Выполнял заказы городского муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи). Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха.
Обращаясь к вечным сюжетам, современные художники часто задумываются об их месте в истории искусства. 1379—1444), который был учителем Рогира ван дер Вейдена. Кампен был одним из первых европейских портретистов.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. Среди них была и Мария. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Если левая створка дает картину сверхчувственного мира, то в правой художник обращается к показу реальной среды: перед зрителем типичная комната бюргерского дома с характерной обстановкой того времени. (нидерл.
За решетчатым окном видны дома городка. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Подлинный облик художника выявился лишь в XX веке в результате исследовательской работы нескольких поколений ученых. Марии достались пурпур и багрянец – самые ценные ткани. Архангел и Богородица стоят друг напротив друга. Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху.
В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности. Ангел входит в обычный бюргерский дом того времени. Ярусы здания делят композицию на два регистра: земной, в котором ангел обращается к Марии и небесный, с изображением Бога Отца. Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. КАМПЕН (Campin) Робер (около 1375-79, Валансьен – 26. 4. 1445, Турне), нидерландский художник.
Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418 году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432 годы.
Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. Тем самым зритель лишен возможности рассматривать композицию в целом.
Через несколько дней Иуда стал умолять освободить его и обещал помочь найти крест. Склонив голову, Мария слушает Гавриила. Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне.
Но главное – при малых размерах триптих производит впечатление большого. Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Дан.
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Христофора, одно из самых ранних свидетельств существования в то время гравюры на дереве. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
Современный американский художника Билл Виола в своей видеоработе цитирует вовсе не евангельский рассказ, а картину «Встреча Марии и Елизаветы», написанную в 1529 году итальянским художником Якопо Понтормо. Создатель «Устюжского Благовещения» Традиционное название иконы ошибочно: в XVIII веке считали, что ее привезли в Москву из Устюга, но на самом деле икона была написана в Новгороде.
Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру. К сожалению, от большинства ранних работ, являвших собой значительные алтарные композиции, до нас дошли лишь фрагменты. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. На избранность Марии намекает веретено, которое она держит в руках. Этот образ позаимствован из Книги пророка Даниила: «Видел я наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями одеяние на Нем было бело, как снег и волосы главы Его – как чистая волна престол Его как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь».
Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. К сожалению, большинство диптихов ныне разобщено.
Согласно апокрифической легенде, в IV веке римская императрица Елена, мать Константина Великого, который сделал христианство государственной религией в Римской империи инициировала в Иерусалиме раскопки, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века.
Решив, что на улице он испугает ее меньше, чем дома, Гавриил решил дождаться, когда Мария пойдет за водой и сообщить ей новость у колодца (увы, это не помогло и Мария все равно испугалась). На рубеже 420 – 430-х годов архиепископ Константинополя Несторий учил, что «от плоти может родиться только плоть» и Сын Марии всего лишь человек, в котором воплощается Слово Божие, но не сам Бог.
Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Она не пугается при виде архангела и со смирением принимает отведенную ей роль. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера. «Благовещение» брюссельского музея считается авторским повторением алтаря Мерод в Нью-Йорке. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа).
Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее. В это время Иванов читал книгу немецкого богослова Давида Штрауса «Жизнь Иисуса».
Она взяла работу домой, где ей и явился архангел Гавриил. Есть мнение, что в 1427году Турне посетил Ян ван Эйк, приехавший в город, по всей видимости, для знакомства с искусством Кампена.
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. «триптих Мероде»), а также т. н. В этом небольшом триптихе вкратце излагается вся новозаветная история. Чтобы решить, кому что прясть, бросили жребий. Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок.
Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. В луче света – летящая через окно фигурка Христа. Именно об Искариоте и о веревке, на которой тот повесился, напоминает веревка на балке. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы.
Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427 – 1432 годов. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
Эти образы мы видим и в позднеготическом «Благовещении» итальянского художника Симоне Мартини – к лилии художник добавляет символизирующую мир оливковую ветвь, которую Марии вручает ангел. 7:9.
На большинстве изображений Благовещения Мария спокойна. Но осмысление религиозных тем становится иным. Отождествлен с так называемым Флемальским мастером. Сначала художника стали называть Флемальским мастером, ошибочно предположив, что он родом из Флемаля — местечка близ Льежа.
Однако ему явился дьявол и обвинил в том, что он, в отличие от Иуды Искариота, предал его. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Задумывая диптих, художник ставил своей целью раскрыть в модели лучшие свойства души, пробуждаемые в человеке созерцанием прекрасного, которое воплощено им в идеальном и возвышенном образе богоматери. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Благовещение Тинторетто тревожное и сумбурное.
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Творчество Робера Кампена приходится на первую четверть XV века. Мастер проявляет огромный интерес к перспективной передаче пространства. 1375–1444), влиятельным живописцем своего времени, работавшим в Турне.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Позже он превращается в лилию, символизирующую не только время года, но и чистоту Марии.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук.