К концу сороковых годов Рихтер — одна из самых заметных фигур в великолепной плеяде мастеров советского пианизма. Во время войныСвятослав Теофилович Рихтер находился в Москве. Общаясь с ним, люди начинают делать то, что, казалось бы, выше их сил и возможностей. С 1945 года начал выступать, кроме сольных концертов, в ансамбле с певицей Ниной Львовной Дорлиак (1908-1998), которая стала его постоянным музыкальным партнером и спутником жизни. Вот таким образом уже с девяти-десяти лет Святослав был практически предоставлен самому себе.
Да и брак у них был необычный. В особенностях духовного мира пианиста. Изменилась ли за последнее время манера игры пианиста. И не следует ли лицезреть в этом взаимообогащении мыслями одно из истинных наслаждений, доставляемых такого рода игрой между «я» и «ты». И да и нет. Одновременно начинаются его гастроли по различным городам. Особенно интересными оказались экспозиции Е. Ахвледиани и В. Шухаева.
С 1947 года была профессором Московской консерватории. Рихтер Святослав Теофилович увлекался не только музыкой. Родился в Одессе 7 (20) марта 1915 в семье музыкантов. Все-таки шестой этаж, — спрашивали его потом.
Повсюду. С. 19. ). Географический интерес.
Вы знаете, что меня влечет. Вскоре отца арестовали и расстреляли.
И воображение тоже. Состоялся он 1 декабря 1992 года. Рихтер выучил прокофьевскую сонату за.
С юных лет околдованный сценой, театром, оперой, он дома, в кругу друзей, устраивал театрализованные прослушивания Вагнера и, в конце концов, выступил как режиссер незабываемых постановок опер Бриттена в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Артистизм, как властно требующее выхода внутреннее свойство натуры, проявлялся и в семейных «карнавальных» праздниках и – тоже всего лишь раз. Будучи еще студентом (1940), Рихтер дебютировал в Москве, осуществив премьеру только что написанной Шестой фортепианной сонаты Прокофьева и автор был настолько удовлетворен, что через два года поручил пианисту премьеру своей Седьмой сонаты (в дальнейшем Рихтер стал первым исполнителем Восьмой и Девятой сонат). Не «охота к перемене мест», а именно это. Он почётный гражданин Туруса. 2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе.
А еще он ничего не боялся. Рихтер является настоящим асом своей профессии и он просто обожает серьезные случаи. «Декабрьские вечера», проходящие с 1981 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, ныне стали традиционными благодаря радио и телевидению они обрели самую широкую аудиторию. Строить личные и даже профессиональные отношения он не умеет да, кажется и не хочет. Являлся инициатором ежегодного летнего фестиваля Музыкальные празднества в Турени (проводились с 1964 в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция) и ежегодного зимнего фестиваля «Декабрьские вечера» (проводится с 1980 в московском МузееМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Тем не менее задача «диагностиков» от музыкальной критики оказывается наповерку далеко не простой. Последний свой концерт Рихтер сыграл в Любеке (Германия) в марте 1995 года. Один из очевидцев тех событий К. Х.
Выступления Рихтера пользовались огромным успехом (Нейгауз прямо называл своего ученика «гением» Д. Д. Шостакович говорил о нем как об «экстраординарном явлении» – помимо прочего, пианист обладал «фотографической памятью», мгновенно выучивал новые произведения и великолепно читал с листа оркестровые партитуры, в том числе только что созданные). В отличие от многих своих современников, Рихтер никогда не занимался преподаванием. Художник, творец как высшее проявление божественного в человеке всегда остро чувствует и связь с земным людским миром («и средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он») и свою чуждость ему. К тому же речь Рихтера не поддавалась непосредственному переносу на бумагу. После четырех турне в Соединенных Штатах он отвергает все новые предложения обозначиться в этой стране, внушающей ему ощущение отвращения, за исключением, как он сказал сам, «музеев, оркестров и коктейлей».
Цифра прямо-таки ошеломляющая. Рихтер— основоположник ряда музыкальных Фестивалей, в том числе ежегодного летнего Фестиваля Музыкальные празднества в Турени (проводятся с 1964 года в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция), знаменитых «Декабрьских вечеров» в Музее имени Пушкина (с 1981 года), в рамках которых выступал с ведущими музыкантами современности, в числе которых— скрипач Олег Каган, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович и Наталья Гутман. В этой книге нет ничего от биографии. Но неожиданно в его жизнь, в жизнь всей страны вошла война. В течение жизни Рихтер много гастролировал в разных странах мира, но наиболее интересным своим турне считал огромную концертную поездку по России в 1986, когда он, путешествуя на поезде от Москвы до Владивостока, давал по дороге концерты, в том числе в маленьких городах. Незабываемое. — M., 1972.
Он был не только ценителем, но и художником. И однако же.
Лишь в течение недолгого времени он брал уроки у пианистки А. Атль, одной из учениц его отца. Святослав Теофилович был не только выдающимся солистом, но и уникальным ансамблистом среди его партнеров — певцы Нина Львовна Дорлиак (сопрано, жена Рихтера), Дитрих Фишер-Дискау, Петер Шрайер инструменталисты Давид Федорович Ойстрах, Ростропович, российские музыканты более молодого поколения (в том числе Олег Моисеевич Каган, Наталья Григорьевна Гутман, Андрей Владимирович Гаврилов, Юрий Абрамович Башмет), видевшие в Рихтере своего наставника. С 1934 года служил в оперном театре. мысль.
Даже государственный экзамен в консерватории он сдавал в форме концерта в Большом зале консерватории. Именно здесь работает Андрей Александрович Рихтер, один из лучших врачей страны. 26 июля 1938 года в «Правде» было опубликовано письмо в редакцию группы сотрудников Института физиологии растений под названием «Лженаучные методы академика Рихтера».
За два последних военных года он объехал почти всю страну. Во всяком случае, я старался воспроизвести на бумаге ее жутко самобытный темп или хотя бы побудить, более того прибегнув к неизбежному стилистическому транспонированию, чувство «как сказано, так и писано», как выразился бы Монтень.
Его детство и юношеские годы прошли в Одессе. Началась деятельность фонда с концерта С. Рихтера. Фурцева. И ни разу за это время не повторился в своих программах. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.
Генриха Густавовича Нейгауза. До 1960 концертировал только в СССР и странах советского блока, затем — по всему миру. В 60-е годы пианист впервые выехал с концертами за рубеж. И это производит впечатление столь же сильное, сколь и необычное. Его замечает Прокофьев и просит реализовать, с участием самого автора в качестве дирижера, свой Пятый концерт, «тот, что не имеет никакого успеха, когда он, Прокофьев исполняет его сам».
В Музее частных коллекций хранятся несколько авторских работ Рихтера. Его высшие исполнительские достижения связаны с творчеством Йозефа Гайдна, Людвиг ван Бетховена, Франца Шуберта и других романтиков, Модеста Петровича Мусоргского, Клода Дебюсси, Бела Бартока, Прокофьева (который посвятил Рихтеру свою Девятую сонату), Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В студии пианист записывался мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Помогает ему в это время отец – знаменитый пианист, который свое музыкальное образование получил в Вене. Он сделал много записей, причем лучшие из них — записи непосредственно с концертов.
Будучи еще студентом (1940), Святослав Рихтер дебютировал в Москве, осуществив премьеру только что написанной Шестой фортепианной сонаты Прокофьева и автор был настолько удовлетворен, что через два года поручил пианисту премьеру своей Седьмой сонаты (в дальнейшем Рихтер стал первым исполнителем Восьмой и Девятой сонат). Есть немало концертантов игра которых нежит слух, радует изящной отточенностью рисунков, «приятностью» звуковых колоритов. На эстраду вынесли свечи. Тут требуется иное.
Обычно состоит из 3-х частей (сонатный цикл). С. 147. ).
Это так неудобно, так вредит ему. Здесь мебель, личные вещи, ноты, картины – всё то, что принадлежало великому пианисту. При малейшей возможности выступал с концертами. Прежде всего — та «неявность» Рихтера-исполнителя, о которой уже говорилось. Некий комплекс чисто человеческих качеств и черт.
Рихтер — основоположник ряда музыкальных Фестивалей, в том числе ежегодного летнего Фестиваля Музыкальные празднества в Турени (проводятся с 1964 года в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция), знаменитых «Декабрьских вечеров» в Музее имени Пушкина (с 1981 года), в рамках которых выступал с ведущими музыкантами современности, в числе которых — скрипач Олег Каган, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович и Наталья Гутман. В 1952 г. Рихтер исполнил роль Ференца Листа в фильме Александрова Г. Композитор Глинка. С началом Великой Отечественной войны Рихтер остаётся в Москве.
На одной из таких выставок случился знаменательный инцидент: осмотреть ее попросила разрешения министр культуры СССР Е. А. Не может не заражать, свидетельствуют близкие пианиста, его колосальная самоотдача в работе, его творческий максимализм, его целеустремленность.
Весной 1938 года газета «Правда» начала кампанию против Академии наук СССР, стремясь полностью подчинить её государственному и партийному контролю под лозунгом служения интересам «социалистического строительства». Меня интересует сама музыка, я – слуга музыки», – говорил он. Прежде всего, нельзя не вспомнить «Декабрьские вечера» — этот единственный в своем роде фестиваль искусств (музыки, живописи, поэзии), которому Рихтер отдает массу энергии и сил. На редкость впечатляюще выглядели и сами маршруты рихтеровских гастролей в том же 1986 году, охватившее чуть ли не полмира: все началось с выступлений в Европе, потом последовало длительное турне по городам СССР (европейская часть страны, Сибирь, Дальний Восток), затем — Япония, где у Святослава Теофиловича было 11 сольных клавирабендов, — и опять концерты на родине, только теперь уже в обратном порядке, с востока на запад.
Супруги называли друг друга на вы и у каждого была своя комната. Получилось, что ходила Анна Павловна не к больному товарищу, а к возлюбленному. Пианист являлся почётным доктором Страсбургского и Оксфордского университетов. Последний концерт С. Рихтера состоялся 6 июля 1997 года. Репертуар пианиста был огромным.
По Ижевску доставка бесплатно в день заказа. Нейгауз в свое время написал, что ему «иногда, правда, очень редко» не хватало «человечности» в Рихтере, «несмотря на всю духовную высоту исполнения» (Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Фирма «Ямаха» предоставляет ему в постоянное пользование два больших концертных рояля (и настройщиков, следивших за их исправностью. ), сопровождающих его повсеместно, куда бы ему ни вздумалось двинуться. В эмоционально-психологическом содержании его творчества. Есть авторы, путь к которым для него всегда был непрост рецензентами, например издавна дебатировалась «проблема Шопена» в рихтеровском исполнительском творчестве.
После войны Рихтер получил широкую известность, победив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и Виктором Мержановым) и стал одним из ведущих советских пианистов. Перед самой оккупацией Одессы их семье предложили эвакуироваться, но мать отказалась. Это была обычная ситуация для семьи музыкантов-профессионалов.
И опять репетиции. В последние 10—15 лет это особенно заметно, о чем, впрочем, речь впереди. С 1945 начал выступать, кроме сольных концертов, в ансамбле с певицей Ниной Львовной Дорлиак (1908–1998), которая стала его постоянным музыкальным партнером и спутником жизни. Здесь представлены пастели Святослава Рихтера, а также произведения разных живописцев.
Города, поезда, самолеты, люди. С 1937 начал учиться в Москве у профессора Московской консерватории Г. Г. Нейгауза (был зачислен в консерваторию без экзаменов диплом получил в 1947). Исполнение запомнилось навсегда».
Вот уже несколько десятилетий Рихтер безостановочно идет вперед. К. А. Тимирязева». Особенно интересными оказались экспозиции Е. Ахвледиани и В. Шухаева. Начальное музыкальное образование получил у отца, но до многого доходил сам (в частности, уже в детстве научился читать оркестровые партитуры).
И в конце концов даже перевезла его к себе. Во время войны он жил в Москве, а его родители были в оккупации в Одессе.
Святослава состоялся в 1940, когда он первым после автора сыграл Шестую фортепианную сонатуСоната (итальянское sonata, от sonare — звучать) — музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Вскоре семья переехала в Одессу, где прошли детские и отроческие годы будущего артиста. Пианистический стиль Рихтера можно в целом охарактеризовать как мощный, мужественный, в высшей степени сосредоточенный, чуждый внешнего блеска всякий раз его манера соответствовала стилю исполняемой им музыки. Одновременно начинаются его гастроли по различным городам. Население 82, 4 млн человек (2007).
Маму Святослава звали Анна Павловна Москалева (1892-1963)потомственная русская дворянка, по матери фон Рейнке. В России первые консерватории были открыты в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866)., где учился у пианиста и педагогаПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д. ).
У нас ведь достаточно места». В 1941 году его отец был репрессированРепрессия (от позднелатинского repressio — подавление) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами. Что же касается основной коллекции, то большая ее часть также передана в музей.
(Вопросом на первый взгляд риторическим и странным, по сути же — вполне правомерным ибо отсутствие чего-то характеризует иной раз артистическую личность ярче, нежели наличие в ее облике таких-то и таких-то черт. ) В Рихтере, пишет Гаккель, «. Его надежды стать дирижёром не оправдались в 1937 году Рихтер поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано Генриха Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Помимо этого, здесь проходят вечера музыки. И ни на день не прекращал занятий. Он играл сонаты Шуберта, когда их не играли вовсе. А рутинная работа в больничной поликлинике навевает скуку и раздражает.
— им порой недостает. Среди наиболее известных и явных, демонстративных рихтеровских акций – выставки «неофициальных» художников, которые он время от времени устраивал у себя в квартире и которые каждый раз становились событиями в неофициальной же, подлинной художественной жизни Москвы. Векволкодав никогда не терял великого артиста из виду. Надо ли. – И. О. ). По силам продолжить этот ряд и некоторым из современных мастеров.
Отец его был органистом и преподавал в городском музыкальном училище. Он не обременяет себя соблюдением правил хорошего тона и временами кажется, что сочувствие и сострадание ему вовсе чуждо, что, однако, неверно. Критиком подобранны действительно меткие слова. С. 109. ).
Рихтер, мне кажется, был совершенно не склонен к эпатажу. Рихтер понимает, что типичные дела простых врачей – это настоящая скука. Столица — Берлин. Его концертная жизнь была очень интенсивной – до 70 концертов за год.
После войны Рихтер получает широкую известность, победив на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и Виктором Мержановым) и становится одним из ведущих советских пианистов. С годами тут мало что изменилось. Сам Рихтер в течение многих лет считал её погибшей. На вокзале Рихтера и Дорлиак встречал Пол Мур. На «Декабрьских вечерах» раскрылась еще одна грань дарования Рихтера: вместе с режиссером Б. Покровским он принял участие в постановке опер Б. Бриттена «Альберт Херринг» и «Поворот винта». «Я хочу прежде всего познавать музыку.
Сравниться со Святославом Теофиловичем тут не в силах никто. Во время гастролей в Тбилиси, когда он уже был знаменитым на весь мир Рихтером, его поселили в один номер с флейтистом. Его история – это спор науки с человеческими слабостями, разума – с самой природой. Неординарность личности и трагические подробности биографии давали достаточно поводов для того, чтобы тютчевское «молчи, скрывайся и таи» сделать своим тайным девизом и поведенческим руководством. В 90-е годы 20 века был основан Фонд Святослава Рихтера.
За его плечами победа на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1945), блестательное окончание консерватории. Особенно его заинтересовали оперные клавиры. Он не видел маму целых двадцать лет. В 1952 году сбылась мечта Рихтера – он впервые дирижировал на премьере Симфонии-оркестра. Городская клиническая больница 100.
Была страстная увлеченность музыкой, стихийные, никем не контролируемые поиски за клавиатурой феноменально одаренного самоучки была нескончаемая читка с листа самых разнообразных произведений (преимущественно оперных клавиров), настойчивые попытки сочинять со временем — работа аккомпаниатора в Одесской филармонии, затем в театре оперы и балета. За два последних военных года он объехал почти всю страну. Сам пианист очень часто организовывал в своём доме вернисажи. Сам пианист стал его президентом. Особенно его заинтересовали оперные клавиры.
Нисколько, — отвечал Рихтер. Святослав Рихтер в 1930 году работал в Доме моряка в Одессе концертмейстером. Во время войны Рихтер находился в Москве. Однако он ли один.
Рихтеру была присуждена на конкурсе первая премия — ему и В. К. Это всегда было характерно для исполнительской манеры Рихтера — категорический отказ от всего внешне броского, претенциозного (семидесятые — восьмидесятые годы лишь довели эту тенденцию до максимума возможного). юный музыкант дал в 1934 году и только в 1937, возрасте 22 лет, поступил в Московскую консерваториюКонсерватория (от итальянского conservatorio) — музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. В Музее частных коллекций хранятся несколько авторских работ Рихтера. Рихтер весь отдался музицированию.
Окончил консерваторию С. Рихтер в 1947 году. С началом Великой Отечественной войны Рихтер остаётся в Москве. С июня 1942 года он возобновляет концертную деятельность и буквально начинает «осыпать» публику новыми программами. Тут еще и иное. В 1943 году встретился со своей будущей женой Святослав Рихтер. Тогда к Святославу Теофиловичу пришла мысль проводить ежегодные фестивали для художников и музыкантов, где бы участвовал он сам, а также его творческие друзья. Портретной достоверности (это — Рихтер и никто другой) с их помощью не добиться.
До войны семья жила в Одессе, отец служил в театре оперы, мама занималась шитьем. Надо сказать также, что в шестидесятые-семидесятые годыСвятослав Рихтер устраивал в своем доме художественные выставки представителей неформальных течений. Потом они его убили. Скорее, наоборот.
(Редкостный случай в практике столичного музыкального вуза: государственным экзаменом Рихтеру был засчитан один из его многочисленных концертов в Большом зале консерватории «экзаменаторами» в данном случае выступили массы слушателей, чья оценка была высказана со всей ясностью, определенностью и единодушием. ) Вслед за всесоюзной известностью приходит и мировая: с 1950 года начинаются поездки пианиста за рубеж — в Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Румынию, позднее в Финляндию, США, Канаду, Англию, Францию, Италию, Японию и другие страны. М. 1973. Полные залы. как немецкий шпионШпионаж (от немецкого Spion — шпион, родственного глаголу spahen — выслеживать) — передача, похищение или собирание с целью передачи иностранному государству или его агентуре сведений, составляющих государственную или военную тайну., мама Рихтера вынуждена была эмигрировать в ГерманиюГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе.
(На этом традиционном «оселке» испытывается, как известно, большинство характеристик, выдаваемых исполнителям музыкальной критикой). В ряде зарубежных консерваторий имеются драматические отделения. Всю жизнь он собирал картины и даже сам писал маслом. Коль уж заводить разговор о широте и богатстве репертуарных фондов, то обладали ими и Лист и Бюлов и Иосиф Гофман и, конечно же, великий учитель последнего — Антон Рубинштейн исполнивший в своих знаменитых «Исторических концертах» свыше тысячи трехсот (. ) произведений, принадлежавших семидесяти девяти авторам.
Нет, поскольку в главном Рихтер остался самим собой. Он страстный поклонник кино, хороший фильм для него — настоящая радость. Он сделал много записей, причем лучшие из них – записи непосредственно с концертов. «Все это вы найдете в моих тетрадях», — неоднократно повторял он мне. Факт есть факт: в ряде трактовок пианиста семидесятых — восьмидесятых годов ощущается порой некоторая «дистиллированность» эмоций, какая-то «внеличностность» (быть может, правильнее сказать «над-личностность») музыкальных высказываний. Рихтер учится идеально за пределами предписанной программы.
Его концертно-исполнительский стиль. Я мог не забирать в расчет часто значительные различия звуковой среды, которые могли бы стать поперек дороги стыковке фраз, записанных с многомесячным интервалом, пренебречь невнятным произнесением некоторых слов, отсутствием многих имен собственных, заменявшихся личными местоимениями «он», «она», «они», осмыслить в которых очень затруднительно, если не определить вместо них имена соответствующих людей, а ещё посторонними шумами от столкновения микрофона с рукой собеседника. За это время он покрывает пространство до Владивостока и назад, не считая недолгой вылазки в Японию, в условиях, о которых легко ужасно порассудить и дает добрую сотню концертов в городах и самых глухих поселках Сибири Таким образом «миссионер» дает ощутить, что больше ценит простодушное обожание аудитории Новокузнецка, Кургана, Красноярска и Иркутска, чем притворные восторги публики Карнеги-холла. Но неужели не отвечал он в лучшем случае довольно бегло на вопросы, которые казались мне в высшей степени важными.
– Он повернулся к Н. Л. Рутинная работа отталкивает главного героя. Что же касается основной коллекции, то большая ее часть также передана в музей. Рихтер – гений своего дела. В кабинете – большое количество книг, особенно Святослав Рихтер любил читать классиков: А. Пушкина, Т. Манна, А. Блока, А. Чехова, М. Булгакова, Б. Пастернака, Ф. Достоевского и т. д. Комната отдыха музыканта, которую он называл «зелёной», превращалась в артистическую в те дни, когда С. Рихтер выступал с концертами.
Московский дебютДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Искусство Рихтера — искусство могучих исполинских страстей.
В первую очередь это фестивали классической музыки. Когда-то, в далеком 1945 году, он играл на Всесоюзном конкурсе «Дикую охоту» Листа. Он давал по 70 концертов в год. (Большой резонанс, например имело исполнение Рихтером Первого концерта Чайковского на одном из симфонических вечеров в Большом зале консерватории. ) Ширилась известность пианиста, крепла слава.
Вот таким образом уже с девяти-десяти лет Святослав был практически предоставлен самому себе. Святослав Рихтер родился 20 марта (7 марта по старому стилю) 1915 года в Житомире, в семье обрусевших немцев.
В 1939—1947 годах— директор лаборатории фотосинтеза Академии наук СССР. Все внимательнее всматривается в искусство артиста музыкальная критика. Первым произведением, которое начал играть Святослав, был ноктюрн Ф. Шопена. Во время войны Рихтер вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР играл в блокадном Ленинграде. Таков у Рихтера мир многих прелюдий и фуг из «Хорошего темперированного клавира» Баха, последних фортепианных творений Бетховена (прежде всего, гениальной Ариетты из опуса 111), медленных частей шубертовских сонат, философской поэтики Брамса, психологически утонченной звукописи Дебюсси и Равеля. Фото с эфира на Love radio. P. S. И предала и мужа и сына.
За отказ (вещь немыслимая в годы сталинизма) посещать обязательные для всех занятия (студентам читали непременный вектор движения «политических» предметов) его дважды исключают из консерватории, но любой раз восстанавливают по настоянию Нейгауза. Ещё через месяц Рихтер в первый раз выступил с оркестром. Он был с какой-то дамой и, когда я появился со стороны окна, жутко испугался. Сольную партию играл М. Ростропович. Многое поражает в «позднем» Рихтере.
В 19 лет С. Рихтер дал свой первый концерт. Девятая соната Прокофьева посвящена Рихтеру и впервые им исполнена. С 1937 года начал учиться в Москве у профессора Московской консерватории Г. Г. Нейгауза (был зачислен в консерваторию без экзаменов диплом получил в 1947 году). Получил звание народного артиста СССР, а затем и РСФСР. В моей поездке нет ничего удивительного, никакого подвига, это просто мое желание. Первая его поездка состоялась в 1960 году.
В 1964 году он устраивает фестиваль во Франции (Музыкальные празднества в Турене, в Гранж де Мчуть под Туром), после этого фестиваль в Москве (Декабрьские вечера в Пушкинском музее), но другой раз пропадает куда-то на целые месяцы. Память у него была феноменальная. Рихтер, выступая против лженауки Лысенко, оказался одной из мишеней этой кампании. Его высшие исполнительские достижения связаны с творчеством Йозефа Гайдна, Людвиг ван Бетховена, Франца Шуберта и других романтиков, Модеста Петровича Мусоргского, Клода Дебюсси, Бела Бартока, Прокофьева (который посвятил Рихтеру свою Девятую сонату), Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
С июля 1942 года возобновляются встречи Рихтера с широкой публикой. Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире. Превышающая, кстати, «норму» самого Святослава Теофиловича — ранее он не давал, как правило, более 120 концертов в год. За два последних военных года он объехал почти всю страну.
– на экране, в снятом лет пятьдесят назад фильме о Глинке (сегодня кадры молодого Рихтера в роли молодого Листа, я думаю, едва ли не единственно драгоценное, что осталось в этой ленте). Только так, зная и помня об этих нитях, вслушиваясь в их таинственное, но всегда различимое «звучание», можно прийти к объяснению хрустальной чистоты и возвышенности искусства замечательного пианиста, рассмотреть первоистоки подлинно эллинской гармонии и строгого душевного целомудрия его исполнительских трактовок их гордой артистичности и одухотворенного интеллектуализма. Величайшие дирижеры и лучшие из лучших оркестры считали за честь музицировать с Рихтером. Да, несомненно, все это под силу лишь ренессансной личности.
Сразу вспоминаются сонаты Брамса, Франка, Бартока, Прокофьева, Шостаковича с Давидом Ойстрахом, бетховенский Тройной концерт с Ойстрахом, Ростроповичем и Венским оркестром под управлением Герберта фон Караяна, виолончельные сонаты Бетховена с Ростроповичем, романсы Глинки и Прокофьева с верным другом жизни Ниной Львовной Дорлиак, Шуберт в четыре руки с Бенджамином Бриттеном, целые программы с Дитрихом ФишеромДискау (песни Брамса и Вольфа), сонаты Моцарта и Бетховена с Олегом Каганом и Трио 2 Шостаковича с ним же и с Наталией Гутман, Альтовая соната Шостаковича с Юрием Башметом, романсы Шимановского с Галиной Писаренко, сонаты Моцарта в четырехручных транскрипциях Грига с Елизаветой Леонской, сочинения Бетховена, Дворжака, Брамса, Франка, Шостаковича, Шуберта, Шумана, Прокофьева с Квартетом имени Бородина Перечисление трудно закончить и ведь все это – исполнительские шедевры. Вскоре после этого его принимают в Одесский оперный театр аккомпаниатором.
Последние годы жизни музыкант провёл в Париже. Он всегда был одинаково далек как от импульсивности художников романтического толка, так и от хладнокровной рассудочности, с которой возводят свои звуковые конструкции исполнители-«рационалисты». – Правда, Ниночка. Увы, этот путь далеко не всегда был усыпан розами (не говорю уже о том, что розы, как известно, щедро оснащены шипами). Концерт за концертом.
С. 240. ). Нейгауз, относивший стилистические трансформации на выступлениях Рихтера к разряду высочайших достоинств артиста, писал после одного из его клавирабендов: «Когда он заиграл Шумана после Гайдна, все стало другим: рояль был другой, звук другой, ритм другой, характер экспрессии другой и так понятно почему — то был Гайдн, а то был Шуман и С. Рихтер с предельной ясностью сумел воплотить в своем исполнении не только облик каждого автора, но и его эпохи» (Нейгауз Г. Святослав Рихтер // Размышления, воспоминания, дневники. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
Открыть такое заведение он мечтал в городе Тарусе, где была его дача. Первым произведением, которое начал играть Святослав, был ноктюрн Ф. Шопена8. С июня 1942 года он возобновляет концертную деятельность и буквально начинает «осыпать» публику новыми программами. В собственность фонда Святослав Теофилович передал свою дачу. Незадолго до смерти он вернулся в Россию.
Концерты. Известность музыкант получил в послевоенные годы. В маленькой комнатке – настоящая выставка картин. Близ него образовалось своего рода содружество исполнителей различных специальностей критики стали говорить, не без некоторого пафоса, о «рихтеровой галактике». В 1945 году Святослав Теофилович был удостоен первой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (другая первая премия досталась Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу).
В 1945 году он стал победителем Всесоюзного конкурса музыкантов. Одновременно начинаются его гастроли по различным городам. Исполнение Рихтера потрясает, а то и ошеломляет слушателя, выводит из привычной сферы чувствований, волнует до глубин души.
Казалось бы, с его огромными репертуарными накоплениями — зачем выискивать ранее не исполнявшееся им. В то же время — еще один парадокс в искусстве пианиста. Он исполнял малоиграемые концерты Римского Корсакова, Дворжака, Глазунова, абсолютно не известный в те годы (да и сейчас звучащий, можно сказать, не часто) Пятый концерт Прокофьева, он вводил в концертный репертуар сочинения Берга и Шимановского, Яначека и Хиндемита, Копленда, Франка, Мясковского, Регера Но также – незаслуженно обделенные вниманием произведения Генделя и Грига, забытые, якобы «салонные», «малоинтересные» пьесы Чайковского.
Андрей же старается брать на себя ответственность при работе с самыми сложными пациентами. Идеальным местом для такой школы пианист считал город Тарус, там, где находилась его дача. Сейчас в этой комнате проводятся просмотры фильмов и прослушивания опер. Вскоре она стала его женой. Нина Львовна часто выступала в ансамбле со Святославом Рихтером.
Святослав Теофилович – кавалер ордена Искусств и литературы (Франция), Герой Социалистического Труда и член академии творчества в Москве. Сам Рихтер в течение многих лет считал её погибшей. Во время войны Рихтер находился в Москве. Главный герой же продолжает, несмотря на сложности, лечить людей. Вместе с Рихтером в Германии была и Нина Львовна. При малейшей возможности выступал с концертами. Таким образом, эти «тетради» становятся связующим звеном и составляют содержание второй части настоящей книги.
Но чтобы осуществить свою мечту нужны были деньги. Неожиданно погас свет. Она ведь отдала мужа на смерть.
«Мелочи создают совершенство, а совершенство не мелочь» — эти слова Микеланджело могли бы стать прекрасным эпиграфом и к исполнительству Рихтера и ко всей его деятельности. Ибо Рихтер считает, что с возрастом надо не уменьшать, а увеличивать творческие нагрузки — если поставить себе целью сохранить исполнительскую «форму». Это, вероятно, как раз и должно быть свойственно музыканту. Вернее всего, думается подчас на концертах музыканта, было бы сравнить индивидуально-личностное в его трактовках с подводной, невидимой частью айсберга: в ней многотонная мощь, она — основание тому, что на поверхности от сторонних взоров, однако, она скрыта — и полностью. После того как оставила сцену, стала преподавать. «Если нельзя, то особенно приятно», – сказал он мне в одном из немногих разговоров.
Прокофьев даже посвятил Рихтеру свою Девятую сонату и пианист блестяще ее исполнил. Он не видел её 20 лет. Для осуществления его мечты необходимы были денежные средства. Хотя супруга у него всё же появилась и прожил он с ней 50 лет, но детей у них не было. В дальнейшем Рихтер не участвовал ни в каких конкурсах. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Светик рассказывал: «Это не доказано, но говорят, что сам Кондратьев на отца и донес». — Страшно было моему соседу.
Его партнеры по ансамблям – элита музыкального мира. Их поезд прибыл из Парижа. Достаточно сказать, что почти до пятидесяти лет он был лишен возможности концертировать за пределами «соцлагеря».
При малейшей возможности выступал с концертами. отечественных музыкантов и любителей Святослав Теофилович Рихтер запечатлелся не просто как пианист, пусть даже очень крупный, но и как носитель высочайшего артистического и нравственного авторитетаАвторитет (от латинского auctoritas — власть, влияние) — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте в узком — одна из форм осуществления власти., олицетворение современного универсального музыканта-просветителя. Разносторонность таланта, напоминающая гениев эпохи Возрождения, сказывалась и в увлечении Рихтера живописью.
Иногда спрашивают: что же доминирует в искусстве артиста — чувство. (А чего стоят известные строки — без волнения их читать невозможно, — содержащиеся в одном из писем Рахманинова: «Нет на свете критика, более во мне сомневающегося, чем я сам. ») В чем же тогда разгадка «фенотипа» (Фенотип (phaino — являю тип) — сочетание всех признаков и свойств индивидуума, сформировавшихся в процессе его развития. ), как сказал бы психолог, Рихтера-художника. Супругой С. Рихтера была Нина Дорлиак – оперное сопрано, народная артистка СССР и РСФСР. Так возник фестиваль в маленьком французском городе Туре, так родились всемирно знаменитые ныне «Декабрьские вечера», так появилось и последнее его детище – Тарусский фестиваль искусств, вступивший уже во второе десятилетие своей истории.
Особенно интересными оказались экспозиции Е. Ахвледиани и В. Шухаева. Он ничего не делал для того, чтобы так случилось. С моей точки зрения, единственным недостатком в работе акад. Его репертуарРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Последний свой концерт Рихтер сыграл в Любеке (Германия) в марте 1995. Новые оркестры и новые дирижеры. Так, к примеру, потрясали в свое время интерпретации пианистом «Аппассионаты» или «Патетической» Бетховена, си-минорной сонаты или «Трансцендентных этюдов» Листа, Второго фортепианного концерта Брамса или Первого Чайковского, «Скитальца» Шуберта или «Картинок с выставки» Мусоргского, ряда произведений Баха, Шумана, Франка, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Шимановского, Бартока.
Комиссия постановила, что «необходимым условием оздоровления Института физиологии растений и обеспечения дальнейшей нормальной работы и роста является смена директора Института». В последние годы жизни он дал ряд интервью французскому музыканту и кинодокументалисту Бруно Монсенжону, которые легли в основу фильма Richter: LInsoumis (в русском переводе Непокоренный Рихтер), где впервые с большой откровенностью рассказал о глубоких переживаниях, которые сопутствовали его творческому пути в условиях советского режима, о своем миросозерцании, об отношениях с разными музыкантами. Рихтер был первым исполнителем в Советском Союзе, которому вручили престижную премию «Гремми». Таким был Рихтер смолоду, так выглядел в пору расцвета.
и была лишена возможности не только видеться с сыном, но и переписываться с ним. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный) существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар». В 1937 г. Святослав Рихтер поступил в Московскую консерваторию. Но этого мало. Письмо подписали восемь человек.
Из-за «особенностей» характера Рихтер не является любимцем коллег и пациентов: Андрей Александрович замкнут, резок и циничен, склонен к бунтарству. Например, у человека: родители, дети, внуки — 3 последовательных поколения промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери называют длиной поколения (около 30 лет). Последние публичные выступления Рихтера состоялись в 1994 году. Его отец, находившийся в Одессе, был арестован советскими властями и вскоре расстрелян9, как и многие другие немцы, а мать после освобождения города от оккупации нацистами покинула город вместе с отступавшими войсками и поселилась в Германии10.
Это был его единственный провал за всю жизнь. Труднейшие пьесы фортепианного репертуара осваиваются молодым музыкантом буквально за считанные дни. Или такой факт: свыше 20 лет подряд участвовал Рихтер в музыкальном фестивале в городе Туре (Франция). Того, что сообщает высокую морально-этическую ценность его исполнительству».
Но вскоре пианист был отчислен. Один из московских музыкантов, присутствовавший при этом, вспоминает: «. Сергея Сергеевича Прокофьева. 11 августа 1938 года Президиум АН СССР заслушал отчёт академика Рихтера о работе Института и доклад председателя комиссии Прянишникова. Умер пианист 1 августа 1997 г. Причина смерти – сердечный приступ.
И еще одна отличительная примета рихтеровских работ — четкая внутренняя огранизованность. Кроме музыки, как мы уже упоминали, пианист интересовался живописью. Больше того, всячески старался избегать общественного внимания.
Рихтер, каким его знают окружающие, непримирим к любым проявлениям небрежности, неряшливого отношения к делу, органически не терпит того, что могло бы ассоциироваться с «между прочим» и «кое-как». Как артист Рихтер не из «открытых» натур, в нем нет чрезмерной общительности (Корто, Артур Рубинштейн), нет того особого качества — назовем его исповедальностью, — коим было отмечено искусство Софроницкого или Юдиной. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Предельная стремительность темпа, шквалы динамических нарастаний, огненный темперамент. Известно, Рихтер давний и горячий любитель живописи: сам рисовал (специалисты уверяют, что интересно и талантливо), часами простаивал в музеях перед понравившимися ему картинами его дом часто служил для вернисажей, выставок работ того или иного художника. В последующие годы он давал концерты во Франции, Великобритании, Австрии и Италии.
Вот еще характерный штрих к его образу. В общем, как все, как у всех. Он заметно волновался. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната Сергея Прокофьева. Музыка Прокофьева была негласно запрещена, но это не помешало Рихтеру выступать с его произведениями. Аджемов рассказывал: «Помню особую настороженность публики перед выступлением Рихтера.
Едва ли не вдвое превышающая обычную, общепринятую концертную норму. – рассмеялся довольный старик. «Общепринятые» установления и запреты могли для него быть и прямым стимулом к эксперименту противодействия. В 1989 году при покровительстве и участии Рихтера в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина начал проводиться фестиваль Декабрьские вечера, в рамках которого осуществлялась мечта музыканта о синтезе искусств: Святослав Рихтер в течение всей жизни увлеченно занимался акварелью, тонко разбирался в живописи и собирал ее.
Таким образом был основан Фонд С. Рихтера. Правда, себе Рихтер помочь уже не может. Но увы, той близости, что была раньше, уже не получилось.
Его признали лучшим советским пианистом. Ещё через месяц Рихтер в первый раз выступает с оркестром. Образ жизни и характер её хозяина чувствуются во всём.
изобразительных искусств имени Пушкина). В складе его личности. И это ещё не полный список званий и наград. Конечно, тут был вызов специализирующимся только на Шопене (так называемые «шопенисты») или только на Скрябине («скрябинисты») или только на старинной и современной музыке. Впрочем, мелочей для него практически не существует, когда дело касается искусства. Святослав Рихтер первым из советских исполнителей был удостоен премии «Грэмми».
С. Рихтеру были вручены ордена «Октябрьской революции», «За заслуги перед Отечеством». Из-за его отвращения к любому виду саморекламы из-за упорного нежелания гутарить о себе, молчания, которое он хранил на протяжении всей своей беспокойной жизни (и настолько же беспокойного времени) — жизни, полностью посвященной музыке, которой он самозабвенно и бескомпромиссно служил, а кроме того в силу того, что вопреки своему упорному молчанию он стал важный знаменитостью, — Рихтер постоянно был мишенью для всяческих слухов. Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в конце 18 века в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Отец мальчика – талантливый немецкий пианист, органист, композитор Теофил Данилович Рихтер (1872-1941), преподавал музыку в консерватории Одессы и играл на органе в местной кирхе. Одна лишь существенная деталь.
Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др. ), российской музыке (П. Рихтер прореагировал мгновенно: «Конечно, – сказал он. Очень показательны в этом смысле много лет действовавшие с его стороны запреты на записи его концертов, на кино и фотосъемки, отказ от интервью. Шостакович говорил о нем как об экстраординарном явлении — помимо прочего, пианист обладал фотографической памятью, мгновенно выучивал новые произведения и великолепно читал с листа оркестровые партитуры, в том числе только что созданные). Вся постановочная часть была продумана им».
Неужели тебе не было страшно. Рихтер — художник сугубо современной формации. И ни на день не прекращал занятий.
Через некоторое время он продолжил учёбу. Он играл две прелюдии и фуги из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. четыре дня. И ни на день не прекращал занятий. Долгое время власти не выпускали Рихтера за границу на гастроли.
В квартире нет роскошной обстановки. А мать, которой так восхищался Светик имела с ним роман. Иной раз дает о себе знать внутренняя отстраненность от аудитории, воспринимающей среды. Возникли в 15-16 веках.
И его служение было беззаветным и непреклонным. Таких, как Первый фортепианный концерт Чайковского (знаменитая запись с Караяном), Пятый Прокофьева с Маазелем, Первый бетховенский с Мюншем концерты и сонатные циклы Моцарта, Шумана, Листа, Рахманинова, Бартока и других авторов. РИХТЕР, СВЯТОСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ (1915–1997), русский пианист. Мать уехала в Германию и С. Рихтер считал, что она погибла. — персонифицированное «я» Рихтера никогда не претендует на роль демиурга в творческом процессе. Мы помним, Г. Г. Нейгаузу не хватало когда-то «человечности» в своем всемирно известном и прославленном ученике — «несмотря на всю духовную высоту исполнения». Не традиционный синтез горячего чувства и трезвой, уравновешенной мысли, как это часто встречалось в прошлом, а, напротив, единение пламенной, добела раскаленной художественной мысли с умными, содержательными чувствами.
(«Чувство интеллектуализировано, а мысль накаляется до такой степени, что становится острым переживанием» (Мазель Л. О стиле Шостаковича // Черты стиля Шостаковича. — М., 1962. Фейнберга. В течение всей жизни музыкант тяготел к ансамблевому исполнительству, выступая вместе с крупнейшими музыкантами-современниками, русскими и зарубежными (в частности, с Д. Ф. Ойстрахом и М. Л. Ростроповичем, а с 1970-х годов – с молодыми тогда О. М. Каганом, Н. Т. Гутман, Г. М. Кремером и др. ). – Я с ним поговорю. В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (солировал Мстислав Ростропович) Девятая соната Прокофьева посвящена Рихтеру и впервые им исполнена. Все становится как-то больше, монументальнее, значительнее.
Всю жизнь он собирал картины и даже сам писал маслом. Был награждён Ленинской и Сталинской премиями. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. Людям, находящимся рядом с ним, приходится несладко.
Картину «вообще», приблизительную, расплывчатую, маловыразительную. Мой муж ничего предосудительного не совершал, ничего. Рихтер не состоял в рядах диссидентов, но и в подписантах разного рода «писем трудящихся» – также. В последние годы жизни он дал ряд интервью французскому музыканту и кинодокументалисту Бруно Монсенжону, которые легли в основу фильма Richter: LInsoumis (в русском переводе Непокоренный Рихтер), где впервые с большой откровенностью рассказал о глубоких переживаниях, которые сопутствовали его творческому пути в условиях советского режима, о своем миросозерцании, об отношениях с разными музыкантами. В 1960 Рихтер выступил с концертами в Хельсинки, Чикаго и Нью-Йорке и вскоре стал необычайно популярным на Западе.
Мержанову, ученику С. Е. Тот же Пол Мур вспоминал, как во время обратной дороги на вокзал, откуда Рихтер и Дорлиак должны были ехать в Лондон, вел себя «муж фрау Рихтер» : «Он нервно посмеивался и болтал без умолку всю дорогу. Большая комната, которую сам пианист называл «зала» использовалась для репетиций. Его надежды стать дирижёром не оправдались, в 1937 году Рихтер поступает в Московскую консерваторию в класс фортепиано Генриха Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вдруг он неожиданно спросил: Светик, в твоем паспорте все еще значится, что ты немец. В 1986 году, например, он дал около 150 концертов. «Почему столько городов и именно эти.
Омывается Балтийским и Северным морями. Свою дачу пианист также подарил фонду. Являлся инициатором ежегодного летнего фестиваля Музыкальные празднества в Турени (проводились с 1964 в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция) и ежегодного зимнего фестиваля «Декабрьские вечера» (проводится с 1980 в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина).
В Музее частных коллекций хранятся несколько авторских работ Рихтера. Рихтера с поста директора Института физиологии растений им. Просто он иногда был рядом. Святослав Рихтер был подлинно ренессансной личностью. Его безмолвное противостояние режиму было вполне внятным. Но, может быть, более всего — его неистощимая страсть к открытию нового в музыке.
Последние публичные выступления Рихтера состоялись в 1994 году. Сам ездил с художником в библиотеку подбирать английские гравюры для оформления спектакля. Родился в Одессе 7 (20) марта 1915 года в семье музыкантов. Рихтер по-прежнему очень много гастролирует как в СССР, так и за рубежом.
Здесь он работал до конца своей жизни. Отправляемся с вами в главную городскую больницу. С июня 1942 года Рихтер возобновляет концертную деятельность и буквально начинает «осыпать» публику новыми программами. Последний сделал заявление, дезавуирующее выводы комиссии (особое мнение, приложенное к протоколу): «Я подписал этот документ по обязанности председателя комиссии, но как человек я не присоединяюсь к изложенному в заключении. Начальное музыкальное образование получил у отца, но до многого доходил сам (в частности, уже в детстве научился читать оркестровые партитуры). Вы не могли бы с ним поговорить. » «Этот человек» был Александр Исаевич Солженицын и его проживание на даче Ростроповича и Вишневской было главным скандалом времени. И опять, как в былое время, впору было бы писать в критическом отчете: «хотелось схватиться за ручку кресла. » — настолько силен, яростен был эмоциональный смерч, бушевавший в музыке Мясковского, Шостаковича, в финале прокофьевского цикла.
(И как играл. Она прибыла, разумеется с подобающей министру свитой (одному из сопровождающих мы и обязаны сохранением сей маленькой истории для потомства), все осмотрела и, уже уходя, в прихожей, обратилась к Рихтеру с неожиданной просьбой, которая, конечно и была истинной целью визита: «Вы знаете, – сказала она, – на даче у Ростроповича живет этот человек. В том, что отличает одно явление в музыкальном исполнительстве от другого. Ещё через месяц Рихтер в первый раз выступил с оркестром. В 1922 году мальчик с семьей переезжает в Одессу, учится играть на фортепиано.
Здесь стоит любимый рояль музыканта. Свой первый концертКонцерт (немецкое Konzert, от итальянского concerto, буквально — согласие, от латинского concerto — состязаюсь): 1) Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. В том же году музыканту присуждается премия «Грэмми» (он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса.
Всю жизнь он собирал картины и даже сам писал маслом. Блистательный успех. » (Дельсон В. Святослав Рихтер. — М., 1961. О-о, это хорошо. Площадь Германии 356, 9 тыс км2.
Любопытный штрих. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Ввиду того, что он часто медлил с ответом, давал увлечь себя неожиданным поворотам мысли и то и занятие переключался на мои попутные замечания, мне пришлось в немалой степени преобразовать ее, чтобы изложить в письменном виде, тем больше что в процессе работы над книгой я решил отступиться от диалога, отдав предпочтение непрерывному повествованию от первого лица. получил у своего отца, пианиста и органиста, получившего образование в Вене и работавшего концертмейстером оперного театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. В отличие от многих своих современников, Рихтер никогда не занимался преподаванием.
Анна Трояновская была большой приятельницей пианиста, у неё он учился писать пастелью. Больше двадцати лет он притворялся инвалидом. До 1960 концертировал только в СССР и странах советского блока, затем — по всему миру. Критики не раз писали об умении артиста без остатка «растворяться» в исполняемом, о «неявности» Рихтера-интерпретатора — этой явной и характерной черте его сценического облика.
В 1945 году Святослав Теофилович был удостоен первой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (другая первая премия досталась Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу). Вообще я не люблю засиживаться на одном месте, нигде. включал в себя музыкуМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Затем перешёл в филармонию.
Тематика их разнообразна: классика и современность, русское искусство и зарубежное. Рихтер немного настороженно, словно не зная, к чему тот клонит, ответил: Да. С. 92. ). Разве что еще больше времени уделяется работе за инструментом. С. 18. ).
Правда интересуют его только самые сложные и запутанные случаи – медицинские головоломки. Это письмо послужило отправным пунктом для начала расправы. Как считает Г. М. Тогда он выступил в США и Финляндии. В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (солировал Мстислав Ростропович).
Рихтер инициатор и вдохновитель «Вечеров», вникает в ходе их подготовки буквально во все: от составления программ и отбора участников до самых незначительных, казалось бы, деталей и мелочей. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Вместе с тем Рихтер всегда любил, мгновенно и полностью преобразившись, увести слушателя в мир тихих, отрешенных звукосозерцаний, музыкальных «нирван», сосредоточенных раздумий. Итак, мощнейшее «фортиссимо» сценических переживаний и завораживающее «пианиссимо». Дорлиак. Репертуар пианиста был огромным.
(О молодом Горовице рассказывали, что он даже в гостях не упускал возможности поупражняться за клавиатурой. ) Говорят, Рихтер почти никогда не бывает удовлетворен собой извечно терзались творческими колебаниями и Софроницкий и Нейгауз и Юдина. В 1989 при покровительстве и участии Рихтера в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина начал проводиться фестиваль «Декабрьские вечера», в рамках которого осуществлялась мечта музыканта о синтезе искусств: Рихтер в течение всей жизни увлеченно занимался акварелью, тонко разбирался в живописи и собирал ее. После появления письма в «Правде» Президиум Академии наук образовал комиссию по обследованию Института физиологии растений, которую возглавил академик Прянишников. «Значит, надо играть еще медленнее», – заключил Рихтер). Идет 1941 год. Это было обусловлено тем, что Рихтер поддерживал дружеские отношения с «опальными» деятелями культуры, среди которых были Борис Пастернак и Сергей Прокофьев.
Многие годы он отдал увлечению фотографией, тысячи его снимков сохранились. Рихтер именно в этот момент только начинает над ним работать». Из зарубежных художников в его коллекции были картины П. Пикассо («Голубь» с дарственной надписью от самого живописца), Х. Хартунга, Х. Миро и А. Колдера. Так, в январе 1943 года им была исполнена в открытом концерте Седьмая соната Прокофьева. Но самое удивительное в нем – это инстинкт движения.
В 1916 году семья переехала в Одессу, где Рихтер начал учиться игре на фортепиано и композиции. В 22 года он поступил в Московскую консерваторию. Которые словно головоломку, можно разгадывать, упорно работая. Рассказывая о пианисте, один из рецензентов сослался как-то на знаменитые слова Шиллера: высшая похвала художнику — сказать, что мы забываем о нем за его созданиями они словно бы адресованы Рихтеру — вот кто действительно заставляет забыть о себе за тем, что он делает. Вполне надо думать, что в окончательной редакции я сделал упор на эпизодах, которые показались бы Рихтеру малозначительными (сколь раз он со смехом говорил, окончив расклад о каком-нибудь забавном происшествии: «Но это все вздор, к музыке это не имеет никакого отношения. »).
Таков был приказ, полученный от Берии. Первым учителем его был отец – пианист и органист, обучавшийся музыке в Вене. Скончалась Нина Львовна менее чем через год после того, как умер её муж Рихтер Святослав.
Отец его был органистом и преподавал в городском музыкальном училище. Занимался с осветителями, сам проверял буквально каждую лампочку, все до мельчайших подробностей. Его надежды стать дирижёром не оправдались в 1937 году Рихтер поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано Генриха Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу.
СВЯТОСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ РИХТЕР (1915-1997), русский пианист. За ноябрьским дебютом последовали еще концерты, один примечательнее и удачнее другого. Что же касается основной коллекции, то большая ее часть также передана в музей.
«Этот человек» может жить у нас. Музыкант получил также премии: Леони Соннинг имени М. И. Глинки, Р. Шумана, Ф. Аббьяти, «Труимф» и «Грэмми». Мне доводилось наблюдать его беседующим с друзьями, на репетициях, слушать его игру. Ранее говорилось, во всем, что делается людьми в искусстве — писателями, художниками, актерами, музыкантами, — всегда сквозит их чисто человеческое «я» homo sapiens проявляется в деятельности, просвечивает в ней.