Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. 23, 24. Их он терпеть не мог и не щадил. Илл.
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Недаром они украшали пилястры. 109-112, 116-119. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Илл.
130. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II.
Тут столкнулись два сильных характера. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю.
Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Он действует только словом.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. 146-148. Илл.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы. И это понимает только один человек – апостол Петр. Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля.
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Илл. Вазари прямо пишет:. Совсем необычен иконографический тип Мадонны.
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Ряд современных ученых склоняются толковать их в плане учения новоплатоников о теле как темнице души. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. И в ней мастер смело порывает с традицией.
Илл. Для каждой фигуры художник находит свой тип, свою позу, свой поворот, свой силуэт, свой мотив драпировки. Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога».
160. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Быт. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).
Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. И здесь бог изображен в активном действии. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. В то же время он оставался одиноким, жил достаточно скромно и в отличие от других художников его эпохи никогда не стремился улучшить собственное материальное положение.
С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Дело в сознании, в котором культурные импульсы подавлены другими. Будучи человеком с высоко развитым гражданским и этическим сознанием, Микеланджело, неудовлетворенный окружавшей его социальной действительностью, сосредоточил все свои мысли к старости на вечных вопросах. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
Кроме того, большинство написанных фигур словно освещены по диагонали от левого нижнего края до правого верхнего, то на шею Бога изображенный свет падает под прямым углом. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Илл. И результаты были самыми плачевными. Но сегодня известно лишь 600 его графических работ. Микеланджело дает единую систему устремляющихся кверху сил: огромные пилястры большого ордера находят себе продолжение в раскрепованных выступах аттика, в спаренных колоннах тамбура, в ребрах купола, наконец, в колонках фонаря.
174. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
Илл. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Мраморный барельеф. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Продолжал жить в мире, который радикально изменил свое лицо и который с каждым годом становился ему все более далеким и чуждым. 169. Он был одновременно великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом. Илл. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Илл.
Илл. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Но и это ещё не всё. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Илл. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Однако нередко он оставлял камень в таком состоянии, когда его поверхность сохраняла шероховатость и следы работы троянкой. Микеланджело понимал, что напрасно теряет время, он с удовольствием возвратился во Флоренцию, где для Лоренцо, сына Пьерфранческо деи Медичи, высек из мрамора св. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
Илл. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Моисей. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Например, деревянная модель собора св. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Микеланджело, досконально знавший анатомию именно так изображает мошонку у скульптур Давид и Воскресший Христос.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Его гений искал более широкого поля деятельности. Илл.
Фигура погружается в сон.
Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Искусство создавать полноценные выставки тает в России на глазах.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Трудность своего характера осознавал и сам художник.
Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Микеланджело много рисовал для друзей. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Он много работал и в России. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан.
Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Мучение Св.
Проведенные твердой рукой линии не ограничивают плоскость, а выявляют объем и без того достаточно сильно выявленный светотеневой моделировкой. 110, 112. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Длина изображения почти полтора метра.
Зато вид группы справа мало удачен. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе.
Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. 39. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
А воля художника была поистине безмерна. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее существенным изменениям. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
32. В понимании человеческой фигуры Микеланджело занимал уже иные позиции, нежели кваттрочентисты.
Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. 170. 36.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. И хотя в этом замысле все построено на контрастах, единство не нарушается, поскольку мы имеем здесь единство противоположностей. Илл. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Ренессансным художником он оставался и на первом и на втором и на третьем этапе своего творческого пути.
Илл. Слева мы видим райский сад. 184.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам.
Восстанавливаются давно отмененные феодальные и помещичьи права, вводится закон о майоратах, направленный против дробления земельной собственности, торговля превращается в монополию казны.
122-125. Тем самым ей отводится центральное место. Илл. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. 97, 98. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Ева послушно следует слову творца.
Этот жест символизирует молчание. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Гробницы Лоренцо и Джулиано, в отличие от кваттрочентистских гробниц, обычно тяготеющих к плоскости стены, свободно развернуты в пространстве. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
В них Микеланджело воплотил два полярно противоположных характера, которые полностью раскрываются и обретают свой глубокий внутренний смысл лишь при сопоставлении друг с другом. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Внезапно раздался крик: мы пропали.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. И какую бы эмоцию он ни изображал, она всегда охватывает не только всю фигуру целиком, но и одежду, в которую она облачена.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Он был сыном мелкого чиновника.
Илл. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). 162. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Посвящение «К Джованни, что из Пистойи», печатаемое в русском переводе вверху сонета, написано на обороте листа (возможно, это и не посвящение).
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
151. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.
167. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Илл.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Для восстановления утраченной композиции Микеланджело могут быть использованы его подготовительные рисунки, гравюры Марка Антонио Раймонди и Агостино Венециано, воспроизводящие ее детали и гризайль Бастиано да Сангалло (илл. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. 81-84. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Илл. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Илл.
Илл. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. 5, 6.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. При этом характерно, что даже в стихах чисто религиозного содержания всегда чувствуется, что их писал человек Возрождения.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. 155. Пейзаж пустынен и гол. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Таким представил его и Микеланджело.
177, 178. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. 150. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Для достижения гармонии он должен был стремиться к точности, ясности и особой упорядоченности художественного языка.
Петра. Илл. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. В стране вспыхивает революция.
Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Илл. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.
Петра. Среди предшественников Микеланджело лишь Поллайоло и Синьорелли решались изображать обнаженные фигуры в сильном движении. 46. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела.
7 Средняя лобная извилина. 38. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. У ног Христа, справа, восседает на облаке св.
135, 139. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные.
106, 113. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Илл. На самом же деле между ними лежала бездна. Кроме Микеланджело.
В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Второй этаж двора должен был иметь лоджию, откуда открывался великолепный вид на сад и Тибр.
182, 187, 188, 189. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
В возвышавшемся в глубине площади дворце Сенаторов он, наоборот, мобилизовал все средства, чтобы выявить центральную ось. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. При такой интерпретации Бринкман склонен видеть в фигуре победителя идеализированный образ Кавальери, а в фигуре побежденного – портрет Микеланджело. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. В действительности оно так и получилось.
2 Мозг. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Илл. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. 41.
Это были тяжелые годы. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Между 1524 и 1526 годами были выполнены модели статуй, а между 1525 и 1533 годами и сами статуи. Это помогало ему сохранять чувство целого.
Петра (Музео Петриано). Это восхождение от низшего к высшему, от впавшего в животное состояние пьяного Ноя к всесильному Саваофу, воплощающему идею совершенства Вот таким образом Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развитию действия. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Их подкупала динамика его художественных образов, а в архитектуре – пластичность формы, пронизанная движением масса, рельефность членений, монументальный размах. Недаром его любимым материалом была бронза. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей).
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Вторым живописным произведением Микеланджело, выполненным в конце 1504-начале 1505 года, был не дошедший до нас картон для фрески в Зале Совета флорентийского Палаццо Синьории. Этому его научила скульптура.
Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Илл.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Петра со стороны апсид.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Стояла сильная жара, раздевшиеся воины, отложив в сторону оружие, отдыхали, либо купались в Арно. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Илл.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
медицинским. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Это, конечно, не так. 33, 34.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Наверное, он действовал вполне сознательно. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Такие проекты долго готовить, они связаны и с организационными трудностями (работы из множества собраний перемещать труднее, чем из одного) и с трудностями финансовыми. Нередко фигуры остаются едва намеченными, настолько невесомы прикосновения карандаша к бумаге. Карниз среднего пояса, непосредственно покоящийся на этих пилястрах, получил раскреповку, что позволило поставить на нем кубической формы седалища для фигур юношей.
Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. В ней много усеченных слов и вводных речений, расстановка предложений отличается большой сложностью, широко применяются переносы строк. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
Илл. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
В борьбу включился и Микеланджело. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. 48-55.
Миклеланджело Буонарроти— итальянский художник Высокого Возрождения, чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли наразвитие и становление Западного искусства. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Если раньше художник рассматривал человеческую фигуру как сосредоточие имманентных ей сил, то в Капелле Медичи фигура все чаще выступает орудием сверхличных, вне ее находящихся сил. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
Европейские приоритеты не привить насильно их выращивают столетиями, словно английский газон. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.
Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов.
На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.
Илл. 164. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Между колоннами первого этажа размещены три дверных проема и прямоугольные углубления в стене, предназначенные для статуй и рельефов. Илл. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. 21, 22.
Петра. Илл. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Но роспись обладает и другим аспектом.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. По-видимому, это была статуя Вакха. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Илл. Илл. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом.
79, 142. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов.
На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков.
Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Илл. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Мастер, несомненно имел в виду такую композицию, которая наилучшим образом вписывалась бы в первоначальную форму каменного квадра и которая обладала бы максимальной компактностью и собранностью. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня. » (Ис.
Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). В противоречии с библейским рассказом Адам и Ева одновременно нарушают закон, предначертанный богом. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
И он запечатлел этот момент в таком пластически концентрированном виде, что фигура невольно воспринимается как сгусток огромной энергии, не оставляющей сомнения в победном исходе борьбы. Беспрецедентное влияние на последующее развитие западного искусства оказали работы великого мастера. Только ответить своим искусством.
Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Илл. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии.
В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. По-прежнему он изображает мощные фигуры, с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» — четвертый из них.
Статуя осталась незаконченной. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). 126. Художник охотно принял это предложение. 3, 4.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Он даже не дотрагивается до нее. Здесь мотив Умирающего раба получает свое дальнейшее развитие, но уже на основе совсем иного понимания человеческого образа. 75-78. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Илл.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Илл. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом.
175, 176. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Илл. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. При этом движение лишено всякой скованности. Илл.
Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Он больше похож на Геракла или Аполлона. 149.
185, 186. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Ок.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. И тогда полностью раскрываются ее красоты.
Бюджеты сложносоставных выставок насчитывают миллионы евро. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
После смерти своего сына Кавальери продал коллекцию. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. 13, 14, 15. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Илл. 6.
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole).
В этих стихотворениях отражены и его тревоги за судьбу родины и скорбь по поводу утраченной Флоренцией свободы и стыд за творимое людьми зло и преклонение перед земной красотой и тоска по красоте небесной и сознание неотвратимости смерти и заботы о спасении своей души. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. А что касается женщины, то, на мой взгляд, она может быть прекрасной и волнующей только в состоянии совершенного покоя». Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Здесь все построено на контрастах.
В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. 116-119. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.
37. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. 107, 108.
Его слуга Урбино так приставал к нему, чтобы он ее поскорее закончил, что в конце 1555 года Микеланджело в сердцах разбил незавершенную группу, мрамор которой имел к тому же изъяны. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу. Таков, несомненно, был его основной замысел.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Причин тому несколько. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Поначалу борьба со строптивым отцом. Илл. Моисей восседает в торжественной позе.
И этой же цели служит цвет. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. 119, 111. Для мастера это было единственным средством выразительности. Илл.
Зачем это сделал Микеланджело. Первый путь толкал на полный разрыв с гуманистическими традициями Ренессанса, второй – не исключал возможности сохранения многих пережитков ренессансного мировоззрения. 171.
Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. 136. Они содержат то здоровое плебейское ядро, которое делает все творчество Микеланджело таким сильным и земным.
Особенно сильное впечатление оставляют рисунки с изображениями распятого Христа, в которых трагический финал евангельского повествования перерастает в символ человеческого страдания и горя. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Илл. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. 161. Илл. Илл.
Она напоминает мощную лавину. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Но какой ценой.
183. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Илл. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. 140, 141. Илл. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. 109, 111. По словам Варки, он предпочитал изучению грамматики в школе посещение церквей, где он копировал картины часто он убегал из школы, чтобы посмотреть, как работают художники и он охотнее проводил время с теми, кто рисует, нежели с теми, кто учится. Илл.
2:7). Но их неизменно отличает изумительная глубина мысли, для выражения которой Микеланджело находит нужные слова, простые и сильные и в то же время звучащие совсем по-новому. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.
Лишь на короткий период, уже в шестидесятилетнем возрасте, наряду с творческой деятельностью, для него приобрели также глубокое жизненное значение дружеские отношения с Томмазо Кавальери и Витторией Колонна. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. И это приводит к трагической разобщенности образов. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Но как раз этого не произошло. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Илл. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. И всюду Микеланджело выходил победителем.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Но уже год спустя Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, призвал его к себе во дворец и открыл ему доступ в свои сады, где находилась богатая коллекция произведений античных мастеров. Прожил до 18 февраля 1564 года.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. 1490-1492. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня.
По совершенству рисунка картина Микеланджело не имеет себе равных во всем ренессансном искусстве. Скульптура Давид идеально пропорциональна однако, взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Илл. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.
И только в тех случаях, когда это необходимо. Объяснение напрашивается само собой. Давид, 1501 – 1504. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Илл.
Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Скульптура же, по определению Микеланджело, — «искусство, которое осуществляется в силу убавления».
Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. 166, 167. Илл.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. Но все усилия напрасны. Илл. 7, 8. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Как бы стремясь подчеркнуть, что наступают сумерки, когда все предметы кажутся подернутыми дымкой, Микеланджело сознательно оставил незаконченными лицо, руки и ноги. Статуя Моисея была предназначена для второго этажа гробницы, где она должна была быть размещена над правой нижней нишей. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
131, 132. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. 174.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Посетителям российских музеев остается только завидовать такой афише. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).
80. 1. Илл.
89-91. Илл. 10, 11, 12. 155, 156. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи.
Илл. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.
Картина получила широкое признание от пэров. е. уважением классической традиции). Дошедшие до нас рисунки юного Микеланджело ясно показывают, куда устремлены были его взоры. Они утратили волю.
Илл. 86-91. 1515.
Илл. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. В этом плане микеланджеловская статуя как нельзя лучше отвечала тому центральному в ансамбле города месту, которое ей отвела авторитетная комиссия.
Илл. То, что стремится к освобождению и то, что мешает, сливается воедино и явление предстает зрителю как бы внезапно остановившимся в то великое мгновение, когда решающие силы жизни подымаются друг на друга.
Необходимо уточнить: речь идёт не о подарочных рисунках. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Илл. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Илл.
Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Илл. Он стал уже высекать статую св. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Но самым-самым считается экорше, созданная из гипса французским скульптором Жан-Антуан Гудон (1741—1828). Все это придает его архитектуре величественный характер.
92, 93, 94. В качестве спасителей народа тут выступают победивший Голиафа Давид, убившая Олоферна Юдифь, раскрывшая козни Амана Эсфирь и даровавший евреям воду медный змий.
Илл. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Но все эти проекты выглядят замещением полноценной художественной выставки (ее редким примером оказалась дягилевская выставка Третьяковке).
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. 2.
Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Ноги Моисея Микеланджело прикрыл плащом, ложащимся тяжелыми, глубокими складками ритм которых полностью подчинен ритму движения тела. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Аналогичным образом трактует Микеланджело и обрамление центрального окна второго этажа, которое, к сожалению, не было выполнено по его проекту, зафиксированному в гравюре все тем же Дюпераком. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. И здесь его постигает страшный удар. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Илл. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Что мог Микеланджело. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. 5.
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Внимательное обследование поверхности обоих росписей и изучение соединительных швов данной работы показало, что Микеланджело потратил на выполнение первой фрески 85 рабочих дней, а на выполнение второй – 87. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Петра, с чем папа был полностью согласен.
И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.
179-181. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Илл. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него.
Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. 86-88. Илл. Это человек действия (vir activus). Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству.
47. А засим после исповеди и покаяния он завершил свои жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу тридцати семи лет от роду. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Он побежден. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. 159.
И этому оно учит и нас. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Над всем господствует мощный центральный купол и на подкупольное пространство ориентированы все части вписанного в квадрат греческого креста, а также примыкающие к перекрестьям прямоугольные помещения, перекрытые небольшими куполами.
В результате подобной практики ни одно из построенных по проекту Микеланджело зданий точно не соответствовало тому, что он хотел видеть воплощенным на заключительном этапе творческого процесса. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем самым наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Второй крупной архитектурной работой, над которой Микеланджело трудился в Риме, было оформление Капитолийского холма.
Если гробницы XV века воспринимаются как искусственное дополнение к архитектуре, то у Микеланджело архитектура и пластика объединены одним замыслом. Илл. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. 17, 18, 19, 20. Он должен думать о смерти.
Этим же чувством страха охвачены все фигуры в правой части композиции: и двигающаяся из глубины группа приверженцев, казалось бы, готовая к восстанию, но так на него и нерешающаяся и пребывающие в полном молчании фигуры среднего плана и бредущий с закрытыми глазами старик и сгрудившиеся внизу женщины, дрожащие от ужаса. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Илл. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие изобразительного искусства и литературы. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
Особенно выразительна правая фигура. 173. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
Но показывать запасники даже крупнейших коллекций – занятие из числа простейших. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Они называли Микеланджело divino (божественным).
Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). 53:1). И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Он избегает детализированной характеристики места.
Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). 16. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Илл.
Илл. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Илл.
Он победил. 25, 26. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. После капитуляции Микеланджело принужден был скрываться, справедливо опасаясь мести Климента VII. Уже современникам Микеланджело было ясно, что выдвинутые им архитектурные идеи открывают новую главу в истории итальянского зодчества. Илл. Действительность не оправдала их надежд.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. И притом отразить в формах столь универсальных, что они приобретают общечеловеческую значимость. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Около середины второго десятилетия XVI века возникли статуи двух рабов и Моисея, выполненные для гробницы Юлия. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Авторство самого раннего (приблизительно 1500 г. ) сохранившегося рисунка такого рода принадлежит Леонардо да Винчи.
Илл. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Жизнь Микеланджело была трудной. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Его искусство учило многому. 145.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Илл.
Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Микеланджело стоит рядом с такими величайшими мировыми светилами искусства, как Леонардо да Винчи и Рафаэль. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Его рука сгибается к плечу.
В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы. Однако и здесь царит дух отчужденности. Готовясь к смерти, Микеланджело приступил уже около 1547 года к выполнению скульптурной группы Положение во гроб для своей собственной гробницы. И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания. 163. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.
Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил. » Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. 114, 115. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. В Риме на него произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он впервые соприкоснулся так близко. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
И наконец, головы двух ангелов за спиной создателя – это не что иное, как надкраевая и угловая извилины. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.
Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. 99, 101, 102. Эту постыдную работу продолжали и позднее.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Такая трактовка невольно заставляет вспомнить изображения небесных видений в раннехристианской и средневековой живописи. Илл. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Среди его адресатов был и Томмазо де Кавальери, «подарочная графика» для которого – из числа наиболее ценной в наследии тосканца, о чем писал еще Вазари.
134. Петра. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. 158, 159.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Илл. 56-71). Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Сидящая на земле Ева протягивает руку, чтобы принять от змия плод, даже если он принесет ей смерть.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Увиденное потрясло воображение многих людей.