Дерево, масло. Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты. На картине изображён бой (батальный жанр): переплетение человеческих и животных тел.
Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси 16-17 века, художники-передвижники (Н. Манес), Венгрии (В. Вторую группу составляют литература, архитектура (нединамические виды) и музыка, балет, хореография (динамические). Матейко), Чехии (М.
Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг. ). Так, наряду с картинами, посвященными далекому прошлому, Илья Ефимович Репин выполнил и ряд полотен изображавших современные ему события («Не ждали», «Отказ от исповеди»). В своих работах художник использует образы эпох русской истории. В 1870-е гг. в 1867 "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя изд. И здесь прежде всего надо вспомнить художников А. Иванова, К. Брюллова.
академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нём как о высоком жанре, включающем религиозный, мифологический и собственно исторический сюжеты. С начала XX в. переживала расцвет русская панорамная (см. Исторические события получали отражение в песне с древнейших времен. Все эти подробности потрясли общественное мнение некомпетентностью капитана судна и недостаточностью попыток спасения потерпевших. Жерико соединил в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Историко-бытовые сюжеты появляются с 11-12 века в японской живописи, с 15-16 века в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра 16-17 века), Средней Азии и др. 121 х 154, 5 см.
И. Семирадский, В. С. Смирнов). «В самую революцию попал», -- говорил Суриков. Жирардон, А. Куазевокс, Ж. Б. Пигаль).
В скульптуре начала 20 века получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Д. Флавицкий), развлекательные костюмные изображения древнерусского быта (К. По-иному задумался молодой гребец в красной рубахе, сидящий на носу лодки: ритмично работая веслом, он повернул голову и смотрит вдаль.
Эскиз этот помечен 1887 годом. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
Иконопись в переводе с греч. Итак, конец 17 века. В скульптуре 17-18 веков историческая тематика была представлена рельефами П. Пюже, памятниками и надгробиями с портретными и аллегорическими фигурами (Ф. Лодки и человеческие фигуры намечены с большой энергией.
2 июля 1816 г. у берегов Сенегала потерпел крушение фрегат «Медуза». И. Козловский), посвященная не только античной, но и национальной истории. Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II.
Аман, Венгрии (М. Например, в Древнем Риме существовала церемония торжественного вступления в город полководца, разгромившего войско противника. Матейко), Чехии (М. Лучи растопили воск, крылья распались и юноша погиб, упав с огромной высоты в море. Героическим пафосом революционной романтики овеяны картина Свобода, ведущая народ Делакруа (1830), горельеф Марсельеза Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых битв жизненно выразительны здесь и аллегорические фигуры и типичные образы народных героев.
В XVII-XVIII вв. Такова отчасти и картина В. В. Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело) воплощали в образах священных легенд представления о физическом совершенстве и духовном величии человека, его органической связи с жизнью окружающей природы. Единственное лицо в картине, написанное со старинного портрета – это лицо Петра 1. Историко-бытовые сюжеты появляются с VII в. в кит., с XI-XII вв. В этюде замечательно передан характер молодого казака и его душевное состояние.
Основная мысль этой картины – противостояние двух типов национальных характеров. Подобно Пуссену, он искал в античной истории примеры для подражания и воспитания молодежи. означает «молитвенный образ». В искусстве Северного Возрождения отражение современных исторических событий обнаруживается в миниатюрах Ж. Фуке и С. Мармиона, в мемориальной пластике (рельефы гробницы Франциска I, скульптор П. Бонтан, 1551-56, церковь аббатства Сен-Дени, Париж) в живописи П. Брейгеля Старшего. Пуссен известен в основном как исторический художник.
196, 4 х 145. Многие художники 20 века придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, прибегают к острой трагической экспрессии (антифашистские работы немецких художников О. Дикса, Г. Гроса, Х. Грундига фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, Х. К. Ороско). На его лице тяжелые размышления. Русская оратория как таковая возникла в первой половине XIX в. Одно из выдающихся произведений того времени – это «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» (1811 г. ) авторства Дегтярева С. А. В тот момент национальная историческая тема в русской опере присутствовала незначительно.
Наиболее значимыми являются такие произведения, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина А. П., «Царская невеста» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакового, «Суворовский марш» А. С. Аренкова и др. Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). В русской живописи рубежа XIX—XX веков проявились черты пейзажного видения мира (термин Алексея Александровича Фёдорова-Давыдова)1. Мункачи).
Исторический жанр в русском искусстве 2-й половины 18 века связан с просветительскими идеалами и классицизмом, пропагандистом которого выступала петербургская Академия Художеств. Собственно исторический жанр начал развиваться в 1-й половине – середине 18 века с появлением светского искусства и исторической науки: документально точные гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны 1700-21, созданные при участии К. Б. Растрелли мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), картины на евангельские (Г. Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. Отечественная война 1812 привлекла внимание русских художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова о древнерусских героях памятник Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса, 1804-18 медальоны Ф. П. Толстого, 1814-1836). Тёрнер часто сопровождал свои работы пояснительными надписями, взятыми из стихов Байрона, Мильтона, Томсона.
В годы революции Давид в героически-приподнятых и правдивых образах отразил её реальные события (Клятва в зале для игры в мяч, 1791 Смерть Марата, 1793). Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Нельзя не упомянуть и о пеплуме – направлении исторического жанра, который характеризуется обращением к библейским и античным сюжетам, большой временной продолжительностью фильма, а также масштабностью и грандиозностью съемок (массовка, костюмы, общие планы и т. д. ). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). В композициях Ф. Рюда и О. Домье на темы революционных событий жизненно выразительны и аллегорические фигуры и типические образы народных героев.
Особую категорию составляют советские фильмы-экранизации романов, в частности, «Три мушкетера», «Узник замка Иф», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита» и др. В жизни мастера бывали периоды, когда он по нескольку дней или недель не выходил из дома изучая законы перспективы. Французские романтики Т. Жерико, Э. Делакруа, А. Г. Декан насытили исторический жанр духом протеста против социальной несправедливости и беззакония, страстным, эмоциональным восприятием драматической противоречивости исторических и современных общественных конфликтов. С помощью стихотворных строчек он попытался разъяснить и замысел картины «Метель. тесно связаны его работы для театра.
Ну а к зрелищному искусству относятся кино, эстрада, театр, опера и цирк. Вместе с тем в нем есть песенное начало. Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. В Москве было создано «Общество художников исторической живописи» (1895-1906), в которое вошли А. А. Карелин, К. В. Лебедев, К. Н. Горский, С. В. Бакалович, Ф. А. Бронников, П. А. Сведомский, Г. И. Семирадский, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, М. П. Боткин и др. Никто, как новый Степан -- весь народ -- сбросит оковы в вольную Волгу. Манес), Венгрии (В.
Мейссонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. Это граничит с возникновением нового направления – реализма. На четвертый день в живых осталось только 67 человек, начался каннибализм. Слева на пороге храма первый царь и основатель Рима – Ромул (в красном плаще) вдохновляет своих воинов на это деяние (мы бы сказали сейчас: злодеяние). Классицистическая линия исторической живописи продолжилась в творчестве Ж. Л. Давида. Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э.
Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»). (1902). Во второй половине XIX столетия художники начали рисовать сюжеты из истории России.
Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. Сам художник высоко ценил этот этюд и повесил его в своей комнате во время последующей переработки «Разина». Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. Он является автором живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет. Мадарас), Польши (П.
С 1878 член Товарищества передвижников. Андреевича-Куна в Сербии и др. ). Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»). Все остальные персонажи и все детали одежды и обстановки писались с натуры. Процесс сдвинулся с мертвой точки под влиянием все того же В. Скотта, которое отразилось в первую очередь на произведениях Пушкина А. С. С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг.
Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. Уэста привлекала не только античность. В русском историческом жанре усиливается интерес к духовной атмосфере эпохи (М. И. Козлов) и античные (М. Провизия быстро иссякала. Песни и разгул.
Позднее эти сюжеты у художников социалистического реализма нередко превращались в однообразные «представления» с вождями и «народными массами». Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (картины Давида, А. Гро).
Это может быть отдельный стиль или жанр исторический в том числе. Рост политического сознания художников, успехи революционных преобразований, становление социалистического реализма определили создание этапных произведений советского исторического жанра: в живописи – Оборона Петрограда А. А. Дейнеки (1928), Допрос коммунистов (1933) и На старом уральском заводе (Урал демидовский 1937) Б. В. Иогансона, посвященные В. И. Ленину полотна И. И. Бродского, А. М. Герасимова, картины С. В. Герасимова, М. Б. Грекова, П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе, в скульптуре – обобщённые исторические образы И. Д. Шадра, А. Т. Матвеева и др., серия графических и скульптурных работ Лениниана Н. А. Андреева (1919-32) и др. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). В 1860-х гг. Неизвестный художник «Портрет Меншикова» (1716. ) Ситуация его не сломила, сильный дух и уверенность в себе не поколебали в в нём ни обстоятельства, ни обстановка. Байё).
В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в Третьяковской гал. ). Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия ("Алёнушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. Подобное явление характерно для живописи XIX века.
Холст, масло. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, осад городов, путешествий и т. п. ). Во Франции миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона свидетельствовали о пробуждении интереса к достоверному изображению исторических событий.
В первые годы Советской власти события Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны находили символико-аллегорическое воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Сын афинского царя Тезей убил Минотавра. Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды».
Жил в Петербурге и Москве. Каждая картина В. И. Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и др. На восьмой день выжившие выбросили за борт слабых и раненых. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т.
Именно он первым обратился к теме историко-патриотического звучания в опере «Иван Сусанин» (1836 г. ), широко использовав народные мелодии. На этом полотне князь облачен в античные доспехи и богатый шлем, а дети изображены в хитонах и, разумеется, ничего собственно исторического (за исключением факта возвращения князя Святослава) в картине нет. В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России.
Исторический жанр позднего классицизма, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. К. П. Брюллов внёс в русскую историческую живопись размах и пафос трагедии, героем которой является не отдельная личность, а людская масса («Последний день Помпеи», 1830-33). Кольвиц, Ф. Кремер в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Р. Гуттузо в Италии). И. Козловский), посвящённые не только античной, но и национальной истории. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии).
Доказательством тому служат оперы «Орфей» (1607 г. ), «Коронация Поппеи» (1642 г. ). Его фрески – это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» – философия, «Диспута» – богословие, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие, «Парнас» – поэзия. М. Васнецов, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, художники группы «Мир искусства» – А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст скульптор С. Т. Конёнков). ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник. Не отстает в этом плане и современный кинематограф: «Гладиатор», «Александр», «Троя», «Исход: Цари и боги», «Бен-Гур». мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, эпоха Хань, 147-163 свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, 7 век и др. ). «Богословские» сюжеты в эту эпоху были дополнены обращением к античной мифологии, а также литературными сюжетами, почерпнутыми не только из древних (Гомер, Овидий, Вергилий), но и современных (Данте, А. Полициано и др. ) авторов. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт.
Так, в III веке до н. э. греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Значимое место в творчестве Юрия Петровича Пантюхина занимает исторический жанр. Многочисленны были и группы романтиков искавших свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом (назарейцы в Германии, прерафаэлиты в Великобритании). С конца XIX – начала XX вв.
Основные виды произведений исторического жанра – исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Отечественная война 1812 года привлекла внимание художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова и В. К. Шебуева). В середине – 2-й половины 20 века античную тему переосмысливают в живописи М. Бекманн и в скульптуре Г. Маркс (Германия). К первому принадлежит, пожалуй, один из самых объемных блоков.
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Прогрессивные искания, наметившие будущие пути исторического жанра связаны с творчеством крупнейших художников XVII в. : Н. Пуссену (Франция) принадлежат полные общественно-этического пафоса образы античных героев (Смерть Германика, 1626-27) Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих социальных сил – феодальной Испании и буржуазной Голландии (Сдача Бреды, 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных декоративного блеска, жизни и движения историко- аллегорических композициях (цикл История Марии Медичи, около 1622-25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о событиях нидерландской революции идеи освободительной борьбы в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях Ночной дозор (1642) и Заговор Юлия Цивилиса (1661). Вместе с тем в середине 19 века обращение к историческому жанру представителей реалистического направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды».
Эта линия в развитии исторического жанра наблюдается и в творчестве многих русских художников. Люди на лодках обрезали буксировочные канаты, чтобы в них не стали перебираться с плота, оставив тем самым плот на произвол судьбы.
Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, - пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 – нач. Старшая дочь Мария, прижавшаяся к отцу и задумавшаяся о чём-то, полностью разделяет судьбу семьи и не ропщет сын Александр, снимающий воск с подсвечника, также изображён не лишённым надежды на будущее, как и младшая дочь Александра изображённая художником как жизнеутверждающее начало. Художники XX в. также часто обращаются к историческому жанру: П. Д. Корин «Русь уходящая» (1932) триптих «Александр Невский» (1942-1943) А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-1947). А. Акимов, А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (Ф. Сурикова «Степан Разин» -- произведение, к которому художник возвращался неоднократно (1887 1901--1906 1909--1910). Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. Первая попытка адаптации исторического повествования в русской литературе была предпринята Н. М. Карамзиным в повести «Наталья, боярская дочь» в 1792 г. Однако и читатель и сам автор осознали, что задача овладения исторической эпохой не разрешена. Н. Пуссен «Похищение сабинянок» (1634-1635)Картина является иллюстрацией легенды римской истории.
Его всемирно известные произведения Утро стрелецкой казни (1881), Боярыня Морозова (1887), Покорение Сибири Ермаком (1895), Переход Суворова через Альпы (1899) оказывают воздействия огромной силы на зрителя. Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), убедительно воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Уччелло изобразил на полотне один из последних эпизодов войны Флоренции и Милана, произошедший 1 июля 1432 года. в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Афганистана, Индии, Средней Азии и др.
В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рерих). При этом история народа ранее ХХ в. в фильмах представлена крайне скудно. Известны и анонимные картины 16 века с острыми историческими сюжетами («Казнь Савонаролы» и др. ).
Это было граничит с созданием академии художеств в Санкт-Петербурге. Население Хиоса до сих пор так и не восстановило свою былую численность. Например, Франсиско Гойя в своих картинах и офортах показал героизм испанского народа, самоотверженно сопротивляющегося захватчикам, Теодор Жерико представил зрителям современную трагедию («Плот Медузы»), Эжен Делакруа воспел революцию, свидетелем которой стал («Свобода, ведущая народ»).
Глазунова много исторических полотен: «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус», циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др. Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Среди других мастеров исторического жанра – Й. Чапек и Э. Филла (Чехия), Н. Тоница (Румыния), И. Бешков (Болгария), Дж.
Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й. Кроме того, он был историческим живописцем английского короля Георга III. Это весьма специфические разновидности: батальное кино (особенно популярное в советском кинематографе), вестерн, пеплум (киноленты о древнем мире), тямбара (о самураях), фильмы плаща и шпаги (с динамичными фехтовальными поединками), уся (китайское кино с утрированной фантастической версией восточных единоборств). С началом пробуждения национального самосознания народов связаны исторические сюжеты в русских иконах (Церковь воинствующая, после 1552), европейских хрониках и кодексах (миниатюры Геттингенского кодекса, около 1464, Йенского кодекса, начало XVI в. и др. ). Д. Розенталь).
К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Его перу принадлежат известные картины из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). В 1870-е годы маркирующим элементом выступил портрет личности исторической значимости («Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Николаевича Ге, «Царевна Софья» Ильи Ефимовича Репина).
Картина «Степан Разин» была задумана Суриковым сразу же по окончании «Боярыни Морозовой». Романтические веяния сказались и в русском историческом жанре. Иногда художник соединял в своих работах исторические и мифологические мотивы. После этого остров потерял своё хозяйственное значение. Рейнолдса в Великобритании и др. ). А. Лосенко «Чудесный улов» (1762).
Его монументальные фрески для церкви Сан-Франческо в Ареццо, наряду с библейскими сюжетами, содержат и сцены из античной истории («Победа Константина над Максенцием»). П. Соколов «Дедал привязывает крылья Икару» (1777).
Андреевич-Кун (Сербия). Известны и анонимные картины XVI в. с острыми историческими сюжетами (Казнь Савонаролы и др. ). В послевоенный период большую популярность приобретают жанры исторического портрета и исторической композиции, посвящённые жизни великих исторических деятелей. Она должна волновать, быть интересной, тогда художник найдет убедительные типажи героев для своих произведений, верно и точно реконструирует военную и бытовую атрибутику, сможет создать атмосферу выбранной эпохи. В безбрежном пейзаже река слилась с небом ширь и размах невиданные.
Царевна Софья, мечтавшая о власти, чувствуя недовольство стрельцов, возглавила мятеж. Месонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. Фон Швинд в Австрии). Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов.
Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Трагические события современности косвенно отразились в картине К. П. Брюллова Последний день Помпеи (1830-33), в которой слепой разрушительной стихии противопоставлена духовная сила и близость людей. К концу 19 века в историческом жанре наметился поворот к символико-обобщённым образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885-1889). греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом. были православными греками, остальные католики, турки и евреи. Симон сказал Ему в ответ: Наставник.
Исторический жанр позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. Романиста вы можете увидеть на фото выше. Новый поворот случился после создания М. И. Глинкой национальной школы музыки в Москве. Со второй трети XVIII в., в эпоху Просвещения, возрастает идеологически- воспитательное значение исторического жанра. Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (картоны для росписей Битва при Ангьяри Леонардо да Винчи, 1503-06 и Битва при Кашине Микеланджело, 1504-06 сохранилось в копиях).
В Германии К. Ф. Лессинг обращался к теме народных антифеодальных войн. («Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»). В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. в 1874).
Оформился и тип торжественной идеально-обобщённой по построению многофигурной исторической картины. Оставшиеся жители были обращены в ислам. Переход Ганнибала через Альпы»: подпись к полотну гласила, что гибельным для карфагенской армии могут быть не только суровые горные вершины, но и «удовольствия и соблазны обычной жизни в плодородных долинах Римской Кампании». в историческом жанре находит отражение революционная борьба пролетариата и крестьянства: графические циклы К. Кольвиц (Германия) Восстание ткачей (1897-98) и Крестьянская война (1903-08) картины и рисунки С. В. Иванова, В. А. Серова, В. Е. Маковского – в России, О. Бэнчилэ и Ш. Лукьяна в Румынии, С. Ленца в Польше и др.
Но Икар поднялся слишком высоко к солнцу. Вечерняя тишина над ширью Волги. Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства». В 17-18 веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нём как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Важное место в советском искусстве заняла историко-революционная тематика. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, около 1814). Вацлаве, 1006).
Родоначальником жанра по праву считают Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др. ), который смог совместить художественный вымысел с историческими фактами. Основная мысль этой картины — противостояние двух типов национальных характеров. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Старая Пинакотека (Мюнхен)Эта картина писалась по заказу. Наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) появляются произведения, тяготеющие к политической отчётливости плаката (картины Гуттузо, А. Фужерона). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина написана на сюжет из античной мифологии.
Эти произведения отличаются как красочностью и выразительностью образов, так и фоном обстановки. В древнерусском искусстве изредка получали отражение события национальной истории в иконах, миниатюрах и фресках (росписи Золотой палаты Кремлёвского дворца, 1547-1552, не сохранились). Полотно не имеет ничего общего с иллюстрацией к песням о Степане Разине.
Разгневанный Минос заточил Дедала вместе с сыном в башне на скале. так как я человек грешный. Зачастую только название картины (обыкновенно чрезвычайно длинное) помогало установить, к какой стране и времени имеет отношение изображенное событие. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). Вапперс, Л. Галле), Чехии (И. Настоящей классикой считаются такие ленты, как «Юлий Цезарь» (1953 г. ), «Десять заповедей» и «Александр Великий» (1956 г. ), «300 спартанцев» (1962 г. ), «Спартак» (1960 г. ), «Последние дни Помпеи» (1959 г. ) и др.
Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась.
Собственно исторического жанра начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. П. Рубенс «Битва греков с амазонками» (1618). «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом.
Художники Мира искусства (А. 491 х 716 см. Отечественный кинематограф тоже не обошел данный жанр (исторический) стороной. В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918 "Кащей Бессмертный", 1917-26 обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве). В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). Лебрен и П. Миньяр).
В 50-80-е гг. Холст, масло. Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы (Германия). Ведущую роль играла крупная по размерам тематическая картина (А.
(живопись и графика Ф. Гойи). В Древней Греции представления о пережитых исторических событиях, как правило, воплощались в мифологических темах и образах, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных исторических сцен и героев (группа Тираноубийцы работы Крития и Несиота, около 477 до н. э. ). О картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» читайте здесь. Во второй половине XIX в. большинство картин исторического жанра были созданы на сюжет исторических событий России: В. Суриков «Боярыня Морозова» (1887), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Утро стрелецкой казни» (1881), И. Репина «Бурлаки на Волге» (1973), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1893), «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, вовремя казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 г» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), В. Васнецова «Богатыри» (1898), а также полотна Н. Ге, А. Рябушкина, А. Бенуа, Е. Лансере, В. Серова и др. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Его оперы с классическим сюжетом «Тамерлан» (1724 г. ), «Ксеркс» (1738 г. ) и «Юлий Цезарь» (1724 г. ) – это, в первую очередь, героическая драма с бурей страстей и сильными характерами, в то время как исторические имена добавлены лишь для помпезности.
Ню (произошло от фр. Он одной веры с боярыней. Для искусства символизма и стиля модерн характерны вневременная символика и декоративная стилизация исторических образов (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии, эскизы витражей С. Выспяньского и станковые композиции Я. Мальчевского в Польше). Из наиболее ярких проектов следует отметить следующие: «Иван Грозный» (1944 г. ), «Андрей Рублев» (1966 г. ), «Война и мир», «Орда», «Арап Петра Великого». Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («ЛеонидасII, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»). В соответствии с предметом изображения в живописи выделяются жанры.
Жанр исторической живописи в силу особенностей сюжета картин включает в себя элементы других жанров: бытового, так как на картинах появляются детали быта прошлого батального (изображаются военные действия имеющие знаменательное значение времени) мифологического (где реальные лица представлены в образе мифических героев с персонифицированными чертами характера, например, холст Торелли С. «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств») религиозный жанр часто выступал как исторический, когда художник намеренно изображал библейский или евангельский сюжет как событие эпохального значения для всего человечества («Явление Христа народу» А. Иванова) и, как правило историческая живопись активно использует приемы портрета и пейзажа для создания особого психологизма. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). 20 вв. К античной теме обращался А. Альтдорфер.
Важное место в отечественном искусстве после 1917 года заняла историко-революционная тематика, нередко в символико-аллегорическом воплощении (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Рафаэль считал, что это четыре основания, на которых должно основываться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). На фреске изображены исторические лица, в том числе Эпикур, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген и др. В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Евангелие от Луки 5:1-11). Последователями А. Лосенко были художники И. Акимов, П. Соколов, Г. Угрюмов. Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. Не менее известна картина Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819).
Его большое полотно «Метель. в японской живописи, с XV-XVI вв. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель).
В XV – начале XVI вв. Такова одна из фресок, получившая название «Сон Константина». Испанский художник Веласкес создал не менее известную картину исторического и батального жанра «Сдача Бреды». Исторический жанр (книги наиболее известных авторов перечислены далее по тексту) зародился еще в произведениях об А. Македонском и Троянской войне, а затем получил широкое распространение в Средневековой Европе. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Историческая картина написана на евангельский сюжет.
Накануне Великой французской революции (1789-94) мужественно-строгие картины главы революционного классицизма Ж. Л. Давида изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга и прозвучали как призыв к революционной борьбе (Клятва Горациев, 1784). О. Д. Энгр), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др. ). Михаловский), Румынии (К. К историческому жанру обращались многие художники. В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра.
В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий и т. п. ). Уэста привлекала не только античность. И. Пучинов) сюжеты. Э. Делакруа «Резня на о. Хиос» (1824)Историческая основа картины – расправа турок 11 апреля 1822 г. над жителями греческого острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере) противопоставляли современности причудливое своеобразие старины (главным образом XVIII в. ), в которой видели источник красоты и поэзии. Кроме того, он был историческим живописцем английского короля ГеоргаIII.
Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. Вот таким образом особенности изображения (в том числе и исторических событий) всегда напрямую связаны с эстетикой эпохи. Рассмотрим картину И. Акимова Великий князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев (1773). Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Трагическая, полная внутренних противоречий история народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова, отразившего яркие исторические события, героические национальные характеры, неиссякаемые жизненные силы народа (Утро стрелецкой казни, 1881, Боярыня Морозова, 1887, Покорение Сибири Ермаком, 1895, Переход Суворова через Альпы, 1899).
Но главный путь русского исторического жанра был связан с реализмом он определялся интересом художников к отечественной истории, её драматическим социальным противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам крупнейших исторических деятелей и народных масс. Трамбалла на темы Войны за независимость в Северной Америке 1775-83). Он создал исторические картины, наполненные духом героизма. Ведущую роль играли крупная по размерам тематическая картина (Й. В нём сочетались мелодраматические картины (К. Собственно исторические сюжеты получали условное, декоративное воплощение у болонских академистов 17 века (Доменикино и др. ), в картинах С. Розы. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках.
В Польше эпизоды национально-освободительной борьбы, в том числе восстания Т. Костюшко, запечатлели зарисовки Я. П. Норблина. Аман), Венгрии (М. 500 х 770 см. Jahrhunderts, В., 1930. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Яркой жизненной выразительности и эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола (Иван Грозный и сын его Иван, 1885) и жизнерадостного вольнолюбия народа (Запорожцы, 1878-91).
Все на лодках, включая капитана и губернатора, добрались до берега. Особой популярностью пользовались картины П. Делароша (Франция) с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей. Михаловский), Румынии (К. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи.
Героический путь Красной Армии в годы Гражданской войны запечатлел М. Б. Греков. Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия).
Вторая половина XIX века в русской жизни прошла под сенью критического реализма— художественно-творческого метода с национально-демократической ориентацией. Зачатки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Каждая деталь, каждое тело и предмет до мелочи проработаны художником. Плывет с набега вольная дружина.
К концу XIX в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщённой трактовке реальных исторических образов (героическая многофигурная скульптурная композиция Граждане Кале О. Родена, 1884-86, Франция). М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). Он очень красив и декоративен по замыслу. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, П. Ф. Плешанов), «костюмированные» изображения древнерусского быта (К.
Интерес к истории в эту эпоху объясняется во многом многочисленными революциями, которые потрясли Европу в то время. Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Б. Тьеполо).
Д. Розенталь). Волга раскинулась широко и свободно, как песня.
На груди юродивого мы видим тяжёлый железный крест на цепи. В картине этот образ гребца, помещенного в глубине, уменьшен в масштабе и написан несколько упрощенно по сравнению с этюдом (1903--1907), более глубоко раскрывающим замысел Сурикова и принадлежащим к числу самых проникновенных образов, созданных художником. Суриков. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв.
Эволюция исторического жанра обусловлена не только сменой художественных стилей, но и развитием исторических воззрений, социально-политических взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных, национальных и государственных конфликтов, возникновением новых общественных движений. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. В картине ощущение приволья. -- М., 1963. С начала 20 века переживала расцвет русская панорамная (смотри Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо).
Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных взглядов на историю (полностью лишь в XVIII-XIX вв. ), но многие его особенности сложились значительно раньше. В России сложное и противоречивое время. Песенно-поэтический характер «Разина» выражен и в колорите.
Большое внимание привлекает юродивый, который протягивает двуперстное знамение. И. Семирадский). В основе сюжета – древняя эпическая легенда.
П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция, в т. ч. портретная (М. Ноябрь 1941 А. А. Дейнеки (1941), триптих Александр Невский П. Д. Корина (1942-43), графический цикл Не забудем, не простим. Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. до н. э., сохранилась римская копия II в. до н. э. ). О ней Вы можете прочитать здесь. Н. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, 147-163). Юродивых на Руси почитали. В. И.
Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро). По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой 1883), выстроен фасад Третьяковской гал. Юродивый олицетворяет собой страдания русского народа, его скорбь.
Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98) исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской гал. ). Ф. Щедрин), в том числе портретная (М. Уччелло), торжественных событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Б. Пинтуриккьо, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ) нередко они включались в композиции на религиозные сюжеты. Мифологический сюжет создан на полотне в соответствии с современной Рубенсу политической ситуацией: Тридцатилетней войной в Европе (1618-1648). Знаменитая картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1668-1669) посвящена евангельской притче. Мадарас), Польше (П. Рафаэль «Афинская школа» (1511).
Об этой картине Вы можете прочитать здесь. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Пётр заменил регулярной армией. В работах мастеров Позднего Возрождения находит место подробное, документально точное отражение современного быта (Паоло Веронезе), представления о людской массе как об одном из главных героев исторических событий (Битва при Заре Якопо Тинторетто, около 1585). Творчество художника настолько широко и многогранно, что рамки одного урока не в состоянии вместить всю содержательную сторону его живописных повествований. Паруса казацких стругов, как крылья гигантских птиц, почти закрывают небо. Д. А. Шмаринова (1942), работы Кукрыниксов, А. П. Бубнова, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Студии военных художников имени М. Б. Грекова и др.
Венцом русской исторической живописи является творчество В. Сурикова. Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (несохранившиеся батальные картоны Леонардо да Винчи и Микеланджело).
Этому способствовали утверждение новых эстетических представлений и направления реализма. В скульптуре начала XX в. получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена во Франции, И. Мештровича в Хорватии, И. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). По приказу Миноса он построил знаменитый лабиринт для чудовища Минотавра. Плот был перегружен, на нём было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
Сначала сила была на её стороне: греки уже дрогнули и начали отступать. Вот только он имеет свой особый путь развития. Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного французского художника Оноре Домье: картина «Восстание» (1848). М. Васнецова, 1878 Ивана Петрова, 1883 оба – в Третьяковской гал. ) иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).
В дальнейшем это направление поддержали композиторы «Могучей кучки». С распадом устоев миф. Абсолютно новый характер приобрел исторический жанр живописи в советском изобразительном искусстве. Эпическим, былинным духом проникнуты композиции В. М. Васнецова (Богатыри, 1881-98) облик московской старины воссоздал А. М. Васнецов.
Картины на литературные и мифологические сюжеты современники называли «историями» и «поэзиями». И сказал Симону Иисус: не бойся отныне будешь ловить человеков. Однако отечественными авторами-создателями исторического русского романа считают М. Н. Загоскина («Юрий Милославский или Русские в 1612 году», «Брынский лес») и И. И. Лажечникова («Ледяной дом», «Последний Новик»). Так, за пять лет до революции он написал свое известное полотно «Клятва Горациев» (1784), призывавшее народ к борьбе против монархической тирании.
Так, в III веке до н. э. Битва произошла в долине реки Арно около укрепления Сан-Романо. Таким же псевдо историческим направлением отличается произведение А. Лосенко Великий князь Владимир сообщает своей жене Рогнеде о победе, одержанной им над ее отцом Рогволдом, князем Полоцким (1770). Лувр (Париж)Событие, которое потрясло всю Францию, Жерико изобразил выразительно и трагично. Апостольский дворец (Ватикан)В 1508 г. Рафаэль по поручению папы Юлия II начал роспись парадных залов (станцев) Ватиканского дворца. Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси XVI-XVII вв., художники-передвижники (Н.
В 15 – начале 16 века выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (П. «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к историческому жанру обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм). Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения). выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (Паоло Уччелло), торжеств, событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ), как правило, включённые в композиции на религиозные сюжеты.
Данное понятие охватывает все литературные произведения в прозе (рассказы, романы, повести), повествующие о реальных событиях, которые происходили в более или менее отдаленном периоде времени, а действующими персонажами (главными или второстепенными) в них являются исторические личности. Лебрен во Франции).
Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф. Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («Леонидас II, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»). Тинторетто). Картины К. Флавицкого Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения (1864), И. Репина Иван Грозный и сын его Иван (1885), Н. Ге Петр допрашивает царевича Алексея (1871) по праву считаются ярчайшими образцами нового этапа развития исторического жанра в России. Героические и трагические образы отечественной истории воплощаются в станковой живописи Ю. П. Кугача, И. С. Глазунова и художников его школы, монументальной живописи (мозаики А. К. Быстрова, С. Н. Репина и др. ), скульптуре А. А. Бичукова, В. М. Клыкова, З. К. Церетели, М. М. Шемякина и др.
Рейнолдса в Великобритании и др. ). В 1960-70-х годах делались попытки обновить исторический жанр романтикой образов (Г. События 1812 года непосредственно отразились в картинах В. К. Сазонова и М. Тихонова, в скульптурных медальонах Ф. П. Толстого (1814-36), косвенно – в памятнике Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса (1804-18).