М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). Мадарас), Польше (П. Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг. ). Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, - пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 – нач.
Наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) появляются произведения, тяготеющие к политической отчётливости плаката (картины Гуттузо, А. Фужерона). С конца XIX – начала XX вв. Таким же псевдо историческим направлением отличается произведение А. Лосенко Великий князь Владимир сообщает своей жене Рогнеде о победе, одержанной им над ее отцом Рогволдом, князем Полоцким (1770).
Первая книга («Игра со сном») вышла в середине этого года в издательстве «Интербук». Значимое место в творчестве Юрия Петровича Пантюхина занимает исторический жанр. Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98) исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской гал. ). И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Евангелие от Луки 5:1-11). Последователями А. Лосенко были художники И. Акимов, П. Соколов, Г. Угрюмов.
Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), убедительно воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Накануне Великой французской революции (1789-94) мужественно-строгие картины главы революционного классицизма Ж. Л. Давида изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга и прозвучали как призыв к революционной борьбе (Клятва Горациев, 1784). Михаловский), Румынии (К. Иконопись в переводе с греч.
Не отстает в этом плане и современный кинематограф: «Гладиатор», «Александр», «Троя», «Исход: Цари и боги», «Бен-Гур». Провизия быстро иссякала. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник. Н. Пуссен «Похищение сабинянок» (1634-1635)Картина является иллюстрацией легенды римской истории.
Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Из наиболее ярких проектов следует отметить следующие: «Иван Грозный» (1944 г. ), «Андрей Рублев» (1966 г. ), «Война и мир», «Орда», «Арап Петра Великого». Художники Мира искусства (А. Рассмотрим картину И. Акимова Великий князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев (1773). Такова отчасти и картина В. В. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Но Икар поднялся слишком высоко к солнцу.
К первому принадлежит, пожалуй, один из самых объемных блоков. греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Никто, как новый Степан -- весь народ -- сбросит оковы в вольную Волгу.
Е. Маковский) и парадные, внешне эффектные салонно- академические композиции на античные сюжеты (Г. «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом. Д. Розенталь). П. Соколов «Дедал привязывает крылья Икару» (1777).
В 15 – начале 16 века выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (П. Отечественный кинематограф тоже не обошел данный жанр (исторический) стороной. В картине ощущение приволья. Так, в III веке до н. э. греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием».
В 50-80-е гг. Полотно не имеет ничего общего с иллюстрацией к песням о Степане Разине. С распадом устоев миф.
«В самую революцию попал», -- говорил Суриков. Д. Розенталь). Вот таким образом особенности изображения (в том числе и исторических событий) всегда напрямую связаны с эстетикой эпохи. И. Семирадский).
Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды». Песенно-поэтический характер «Разина» выражен и в колорите. Основные виды произведений исторического жанра – исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Единственное лицо в картине, написанное со старинного портрета – это лицо Петра 1. Исторический жанр позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж.
А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). Симон сказал Ему в ответ: Наставник. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник.
Начиная с 1820-х годов возникает интерес и анализ жизни русского общества в настоящем и прошлом. Многочисленны были и группы романтиков искавших свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом (назарейцы в Германии, прерафаэлиты в Великобритании). При этом история народа ранее ХХ в. в фильмах представлена крайне скудно. Подобно Пуссену, он искал в античной истории примеры для подражания и воспитания молодежи.
Венцом русской исторической живописи является творчество В. Сурикова. Историко-бытовые сюжеты появляются с VII в. в кит., с XI-XII вв. Вместе с тем в нем есть песенное начало. Плот был перегружен, на нём было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Его большое полотно «Метель. Э. Делакруа «Резня на о. Хиос» (1824)Историческая основа картины – расправа турок 11 апреля 1822 г. над жителями греческого острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. Уччелло), торжественных событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Б. Пинтуриккьо, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ) нередко они включались в композиции на религиозные сюжеты.
Одним из самых содержательно богатых, разноплановых и многократно осмысленных в изобразительном искусстве считается жанр исторической живописи, в котором собраны произведения, отразившие переломные моменты истории и великие исторические фигуры. Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело) воплощали в образах священных легенд представления о физическом совершенстве и духовном величии человека, его органической связи с жизнью окружающей природы. Рисунки на обложке, шмуцтитулах и перед каждым рассказом (или эссе) выполнены самим автором. В середине – 2-й половины 20 века античную тему переосмысливают в живописи М. Бекманн и в скульптуре Г. Маркс (Германия). 491 х 716 см. Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина написана на сюжет из античной мифологии. Важное место в советском искусстве заняла историко-революционная тематика. По тематике относится к религиозной и иконопись, отличие их состоит в том, что картины религиозного содержания не участвуют в проводимых богослужениях, а для иконы это является главным предназначением. «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к историческому жанру обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм). Так, наряду с картинами, посвященными далекому прошлому, Илья Ефимович Репин выполнил и ряд полотен изображавших современные ему события («Не ждали», «Отказ от исповеди»).
Суриков. в 1874). -- М., 1963.
И. Семирадский, В. С. Смирнов). Оставшиеся жители были обращены в ислам. Кольвиц, Ф. Кремер в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Р. Гуттузо в Италии). Андреевич-Кун (Сербия). Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. Картины на литературные и мифологические сюжеты современники называли «историями» и «поэзиями». Месонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. Фон Швинд в Австрии).
Сначала сила была на её стороне: греки уже дрогнули и начали отступать. в историческом жанре находит отражение революционная борьба пролетариата и крестьянства: графические циклы К. Кольвиц (Германия) Восстание ткачей (1897-98) и Крестьянская война (1903-08) картины и рисунки С. В. Иванова, В. А. Серова, В. Е. Маковского – в России, О. Бэнчилэ и Ш. Лукьяна в Румынии, С. Ленца в Польше и др. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. Так, за пять лет до революции он написал свое известное полотно «Клятва Горациев» (1784), призывавшее народ к борьбе против монархической тирании.
Историко-бытовые сюжеты появляются с 11-12 века в японской живописи, с 15-16 века в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра 16-17 века), Средней Азии и др. В дальнейшем это направление поддержали композиторы «Могучей кучки». В скульптуре начала 20 века получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). («Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»). 20 вв. Манес), Венгрии (В.
означает «молитвенный образ». Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты. На картине изображён бой (батальный жанр): переплетение человеческих и животных тел. Лодки и человеческие фигуры намечены с большой энергией. В картине этот образ гребца, помещенного в глубине, уменьшен в масштабе и написан несколько упрощенно по сравнению с этюдом (1903--1907), более глубоко раскрывающим замысел Сурикова и принадлежащим к числу самых проникновенных образов, созданных художником. Вапперс, Л. Галле), Чехии (И.
В 19 веке новый этап в развитии русского исторического жанра начался с возникновением романтизма, влияние которого проявилось в исторической живописи Ф. А. Бруни, П. В. Басина, Н. П. Ломтева и др. Трамбалла на темы Войны за независимость в Северной Америке 1775-83). Он одной веры с боярыней. Это весьма специфические разновидности: батальное кино (особенно популярное в советском кинематографе), вестерн, пеплум (киноленты о древнем мире), тямбара (о самураях), фильмы плаща и шпаги (с динамичными фехтовальными поединками), уся (китайское кино с утрированной фантастической версией восточных единоборств). В работах мастеров Позднего Возрождения находит место подробное, документально точное отражение современного быта (Паоло Веронезе), представления о людской массе как об одном из главных героев исторических событий (Битва при Заре Якопо Тинторетто, около 1585). В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в Третьяковской гал. ). Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия).
В Москве было создано «Общество художников исторической живописи» (1895-1906), в которое вошли А. А. Карелин, К. В. Лебедев, К. Н. Горский, С. В. Бакалович, Ф. А. Бронников, П. А. Сведомский, Г. И. Семирадский, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, М. П. Боткин и др. В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). М. Васнецова, 1878 Ивана Петрова, 1883 оба – в Третьяковской гал. ) иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). Волга раскинулась широко и свободно, как песня.
Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. Дерево, масло. Слева на пороге храма первый царь и основатель Рима – Ромул (в красном плаще) вдохновляет своих воинов на это деяние (мы бы сказали сейчас: злодеяние). Классицистическая линия исторической живописи продолжилась в творчестве Ж. Л. Давида. так как я человек грешный. Все остальные персонажи и все детали одежды и обстановки писались с натуры.
А. Акимов, А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (Ф. В композициях Ф. Рюда и О. Домье на темы революционных событий жизненно выразительны и аллегорические фигуры и типические образы народных героев. Именно он первым обратился к теме историко-патриотического звучания в опере «Иван Сусанин» (1836 г. ), широко использовав народные мелодии. «Богословские» сюжеты в эту эпоху были дополнены обращением к античной мифологии, а также литературными сюжетами, почерпнутыми не только из древних (Гомер, Овидий, Вергилий), но и современных (Данте, А. Полициано и др. ) авторов.
Значительные произведения в этом жанре создали также Г. К. Савицкий, В. С. Сварог, Г. Н. Горелов, А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон, А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, П. М. Шухмин, украинский художник Ф. Г. Кричевский в скульптуре – Н. А. Андреев, И. Д. Шадр, А. Т. Матвеев и др. Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения). Однако отечественными авторами-создателями исторического русского романа считают М. Н. Загоскина («Юрий Милославский или Русские в 1612 году», «Брынский лес») и И. И. Лажечникова («Ледяной дом», «Последний Новик»). Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн". Старая Пинакотека (Мюнхен)Эта картина писалась по заказу.
Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси XVI-XVII вв., художники-передвижники (Н. В соответствии с предметом изображения в живописи выделяются жанры. Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («ЛеонидасII, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»). Матейко), Чехии (М. Мункачи).
Из нее в настоящую книгу автор счел целесообразным включить только три небольших рассказа. Пуссен известен в основном как исторический художник. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Данное понятие охватывает все литературные произведения в прозе (рассказы, романы, повести), повествующие о реальных событиях, которые происходили в более или менее отдаленном периоде времени, а действующими персонажами (главными или второстепенными) в них являются исторические личности. В Германии К. Ф. Лессинг обращался к теме народных антифеодальных войн.
Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного французского художника Оноре Домье: картина «Восстание» (1848). В годы революции Давид в героически-приподнятых и правдивых образах отразил её реальные события (Клятва в зале для игры в мяч, 1791 Смерть Марата, 1793).
Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. К концу XIX в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщённой трактовке реальных исторических образов (героическая многофигурная скульптурная композиция Граждане Кале О. Родена, 1884-86, Франция). На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Его фрески – это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» – философия, «Диспута» – богословие, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие, «Парнас» – поэзия. Собственно исторического жанра начал складываться в эпоху Возрождения в Европе.
Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере) противопоставляли современности причудливое своеобразие старины (главным образом XVIII в. ), в которой видели источник красоты и поэзии. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»).
На груди юродивого мы видим тяжёлый железный крест на цепи. Первая попытка адаптации исторического повествования в русской литературе была предпринята Н. М. Карамзиным в повести «Наталья, боярская дочь» в 1792 г. Однако и читатель и сам автор осознали, что задача овладения исторической эпохой не разрешена. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, осад городов, путешествий и т. п. ).
Рейнолдса в Великобритании и др. ). В русской живописи рубежа XIX—XX веков проявились черты пейзажного видения мира (термин Алексея Александровича Фёдорова-Давыдова)1. В 1870-е гг. Настоящей классикой считаются такие ленты, как «Юлий Цезарь» (1953 г. ), «Десять заповедей» и «Александр Великий» (1956 г. ), «300 спартанцев» (1962 г. ), «Спартак» (1960 г. ), «Последние дни Помпеи» (1959 г. ) и др. Рафаэль «Афинская школа» (1511).
2 июля 1816 г. у берегов Сенегала потерпел крушение фрегат «Медуза». Основная мысль этой картины — противостояние двух типов национальных характеров. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Историческая картина написана на евангельский сюжет. Вацлаве, 1006). Отечественная война 1812 года привлекла внимание художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова и В. К. Шебуева).
Манес), Венгрии (В. Битва произошла в долине реки Арно около укрепления Сан-Романо. Jahrhunderts, В., 1930. Картина «Степан Разин» была задумана Суриковым сразу же по окончании «Боярыни Морозовой».
Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы (Германия). были православными греками, остальные католики, турки и евреи. Каждая картина В. И. Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и др. Это может быть отдельный стиль или жанр исторический в том числе.
Эволюция исторического жанра обусловлена не только сменой художественных стилей, но и развитием исторических воззрений, социально-политических взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных, национальных и государственных конфликтов, возникновением новых общественных движений. В 1860-х гг. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Михаловский), Румынии (К. Героическим пафосом революционной романтики овеяны картина Свобода, ведущая народ Делакруа (1830), горельеф Марсельеза Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых битв жизненно выразительны здесь и аллегорические фигуры и типичные образы народных героев.
Уэста привлекала не только античность. Отечественная война 1812 привлекла внимание русских художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова о древнерусских героях памятник Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса, 1804-18 медальоны Ф. П. Толстого, 1814-1836). Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. в 1867 "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя изд. К античной теме обращался А. Альтдорфер.
Его перу принадлежат известные картины из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт.
В своих работах художник использует образы эпох русской истории. Юродивый олицетворяет собой страдания русского народа, его скорбь. Для искусства символизма и стиля модерн характерны вневременная символика и декоративная стилизация исторических образов (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии, эскизы витражей С. Выспяньского и станковые композиции Я. Мальчевского в Польше). К историческому жанру обращаются Ю. Н. Тулин, М. А. Савицкий, Н. В. Томский, Е. В. Вучетич, В. А. Фаворский, Е. А. Кибрик и др. (1902).
П. Рубенс «Битва греков с амазонками» (1618). Жанр исторической живописи в силу особенностей сюжета картин включает в себя элементы других жанров: бытового, так как на картинах появляются детали быта прошлого батального (изображаются военные действия имеющие знаменательное значение времени) мифологического (где реальные лица представлены в образе мифических героев с персонифицированными чертами характера, например, холст Торелли С. «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств») религиозный жанр часто выступал как исторический, когда художник намеренно изображал библейский или евангельский сюжет как событие эпохального значения для всего человечества («Явление Христа народу» А. Иванова) и, как правило историческая живопись активно использует приемы портрета и пейзажа для создания особого психологизма. Его монументальные фрески для церкви Сан-Франческо в Ареццо, наряду с библейскими сюжетами, содержат и сцены из античной истории («Победа Константина над Максенцием»). Ноябрь 1941 А. А. Дейнеки (1941), триптих Александр Невский П. Д. Корина (1942-43), графический цикл Не забудем, не простим. На четвертый день в живых осталось только 67 человек, начался каннибализм. Трагическая, полная внутренних противоречий история народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова, отразившего яркие исторические события, героические национальные характеры, неиссякаемые жизненные силы народа (Утро стрелецкой казни, 1881, Боярыня Морозова, 1887, Покорение Сибири Ермаком, 1895, Переход Суворова через Альпы, 1899).
Ну а к зрелищному искусству относятся кино, эстрада, театр, опера и цирк. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, около 1814). Доказательством тому служат оперы «Орфей» (1607 г. ), «Коронация Поппеи» (1642 г. ). Романиста вы можете увидеть на фото выше. В 1960-70-х годах делались попытки обновить исторический жанр романтикой образов (Г. П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция, в т. ч. портретная (М.
Лучи растопили воск, крылья распались и юноша погиб, упав с огромной высоты в море. В. И. Русская оратория как таковая возникла в первой половине XIX в. Одно из выдающихся произведений того времени – это «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» (1811 г. ) авторства Дегтярева С. А. В тот момент национальная историческая тема в русской опере присутствовала незначительно.
Старшая дочь Мария, прижавшаяся к отцу и задумавшаяся о чём-то, полностью разделяет судьбу семьи и не ропщет сын Александр, снимающий воск с подсвечника, также изображён не лишённым надежды на будущее, как и младшая дочь Александра изображённая художником как жизнеутверждающее начало. Художники XX в. также часто обращаются к историческому жанру: П. Д. Корин «Русь уходящая» (1932) триптих «Александр Невский» (1942-1943) А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-1947). А. А. Иванов также сыграл большую роль в развитии русского исторического жанра, стремясь представить в своих произведениях эпизоды Священной истории как главные события истории человечества. Это было граничит с созданием академии художеств в Санкт-Петербурге. Д. Флавицкий), развлекательные костюмные изображения древнерусского быта (К. В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году.
Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, эпоха Хань, 147-163 свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, 7 век и др. ).
Многие художники 20 века придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, прибегают к острой трагической экспрессии (антифашистские работы немецких художников О. Дикса, Г. Гроса, Х. Грундига фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, Х. К. Ороско). В нём сочетались мелодраматические картины (К. Апостольский дворец (Ватикан)В 1508 г. Рафаэль по поручению папы Юлия II начал роспись парадных залов (станцев) Ватиканского дворца.
Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. К. П. Брюллов внёс в русскую историческую живопись размах и пафос трагедии, героем которой является не отдельная личность, а людская масса («Последний день Помпеи», 1830-33). Новый поворот случился после создания М. И. Глинкой национальной школы музыки в Москве. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Сурикова «Степан Разин» -- произведение, к которому художник возвращался неоднократно (1887 1901--1906 1909--1910).
События 1812 года непосредственно отразились в картинах В. К. Сазонова и М. Тихонова, в скульптурных медальонах Ф. П. Толстого (1814-36), косвенно – в памятнике Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса (1804-18). И здесь прежде всего надо вспомнить художников А. Иванова, К. Брюллова. Эскиз этот помечен 1887 годом. Это граничит с возникновением нового направления – реализма. Плывет с набега вольная дружина.
Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра. Итак, конец 17 века. Такова одна из фресок, получившая название «Сон Константина».
Наиболее значимыми являются такие произведения, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина А. П., «Царская невеста» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакового, «Суворовский марш» А. С. Аренкова и др. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.
Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды». Позднее эти сюжеты у художников социалистического реализма нередко превращались в однообразные «представления» с вождями и «народными массами». Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Исторические события получали отражение в песне с древнейших времен. Его оперы с классическим сюжетом «Тамерлан» (1724 г. ), «Ксеркс» (1738 г. ) и «Юлий Цезарь» (1724 г. ) – это, в первую очередь, героическая драма с бурей страстей и сильными характерами, в то время как исторические имена добавлены лишь для помпезности.
Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути исторического жанра связаны с творчеством крупнейших художников XVII в. : Н. Пуссену (Франция) принадлежат полные общественно-этического пафоса образы античных героев (Смерть Германика, 1626-27) Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих социальных сил – феодальной Испании и буржуазной Голландии (Сдача Бреды, 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных декоративного блеска, жизни и движения историко- аллегорических композициях (цикл История Марии Медичи, около 1622-25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о событиях нидерландской революции идеи освободительной борьбы в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях Ночной дозор (1642) и Заговор Юлия Цивилиса (1661). Юродивых на Руси почитали. Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918 "Кащей Бессмертный", 1917-26 обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве). Среди других мастеров исторического жанра – Й. Чапек и Э. Филла (Чехия), Н. Тоница (Румыния), И. Бешков (Болгария), Дж.
Лувр (Париж)Событие, которое потрясло всю Францию, Жерико изобразил выразительно и трагично. На плоту же происходила катастрофа: в первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством, десятки людей погибло в борьбе за наиболее безопасное место, было смыто волной за борт. Уэста привлекала не только античность. В 1870-е годы маркирующим элементом выступил портрет личности исторической значимости («Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Николаевича Ге, «Царевна Софья» Ильи Ефимовича Репина). Так, в III веке до н. э.
«Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом. Вот только он имеет свой особый путь развития. Тинторетто).
Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия ("Алёнушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. М. Васнецов, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, художники группы «Мир искусства» – А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст скульптор С. Т. Конёнков). Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (картины Давида, А. Гро). Особой популярностью пользовались картины П. Делароша (Франция) с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи. В основе сюжета – древняя эпическая легенда.
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). На восьмой день выжившие выбросили за борт слабых и раненых.
Испанский художник Веласкес создал не менее известную картину исторического и батального жанра «Сдача Бреды». Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (несохранившиеся батальные картоны Леонардо да Винчи и Микеланджело). Рейнолдса в Великобритании и др. ).
Важное место в отечественном искусстве после 1917 года заняла историко-революционная тематика, нередко в символико-аллегорическом воплощении (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Сам художник высоко ценил этот этюд и повесил его в своей комнате во время последующей переработки «Разина».
По приказу турецкого паши убивали детей до 3 лет, мальчиков и мужчин старше 12 лет и женщин старше 40 лет. На его лице тяжелые размышления. Холст, масло. Мейссонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии).
О ней Вы можете прочитать здесь. Н. В русском историческом жанре усиливается интерес к духовной атмосфере эпохи (М. В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рерих). В XVII-XVIII вв.
Огромный вклад в развитие исторического жанра внес знаменитый французский художник Жак Луи Давид. К концу 19 века в историческом жанре наметился поворот к символико-обобщённым образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885-1889). «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Царевна Софья, мечтавшая о власти, чувствуя недовольство стрельцов, возглавила мятеж. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
500 х 770 см. Ф. Щедрин), в том числе портретная (М. И. Козлов) и античные (М. В Древней Греции представления о пережитых исторических событиях, как правило, воплощались в мифологических темах и образах, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных исторических сцен и героев (группа Тираноубийцы работы Крития и Несиота, около 477 до н. э. ).
Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. Мадарас), Польши (П. Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф. С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс.
до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Рост политического сознания художников, успехи революционных преобразований, становление социалистического реализма определили создание этапных произведений советского исторического жанра: в живописи – Оборона Петрограда А. А. Дейнеки (1928), Допрос коммунистов (1933) и На старом уральском заводе (Урал демидовский 1937) Б. В. Иогансона, посвященные В. И. Ленину полотна И. И. Бродского, А. М. Герасимова, картины С. В. Герасимова, М. Б. Грекова, П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе, в скульптуре – обобщённые исторические образы И. Д. Шадра, А. Т. Матвеева и др., серия графических и скульптурных работ Лениниана Н. А. Андреева (1919-32) и др. В безбрежном пейзаже река слилась с небом ширь и размах невиданные. О картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» читайте здесь. Во второй половине XIX в. большинство картин исторического жанра были созданы на сюжет исторических событий России: В. Суриков «Боярыня Морозова» (1887), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Утро стрелецкой казни» (1881), И. Репина «Бурлаки на Волге» (1973), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1893), «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, вовремя казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 г» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), В. Васнецова «Богатыри» (1898), а также полотна Н. Ге, А. Рябушкина, А. Бенуа, Е. Лансере, В. Серова и др. Ню (произошло от фр.
На этом полотне князь облачен в античные доспехи и богатый шлем, а дети изображены в хитонах и, разумеется, ничего собственно исторического (за исключением факта возвращения князя Святослава) в картине нет. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий и т. п. ). Лебрен и П. Миньяр). По приказу Миноса он построил знаменитый лабиринт для чудовища Минотавра.
Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Пётр заменил регулярной армией.
Романтические веяния сказались и в русском историческом жанре. Большое внимание привлекает юродивый, который протягивает двуперстное знамение. Байё). И сказал Симону Иисус: не бойся отныне будешь ловить человеков. Все виды, словно ветви большого дерева, создают сложную сеточку узоров, разделяются на множество подвидов. Зачатки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Ведущую роль играла крупная по размерам тематическая картина (А.
Когда-то очень давно легенды и мифы воспринимались человеком как что-то реальное, когда-то происходившее на земле. Исторический жанр был необыкновенно популярен в XVIII–XIX веках не только в Европе и в России, но и в Америке. Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Рафаэль считал, что это четыре основания, на которых должно основываться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). На фреске изображены исторические лица, в том числе Эпикур, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген и др.
Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро). в японской живописи, с XV-XVI вв.
Иногда художник соединял в своих работах исторические и мифологические мотивы. Родоначальником жанра по праву считают Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др. ), который смог совместить художественный вымысел с историческими фактами. Исторический жанр (книги наиболее известных авторов перечислены далее по тексту) зародился еще в произведениях об А. Македонском и Троянской войне, а затем получил широкое распространение в Средневековой Европе. Аман), Венгрии (М. В XV столетии к исторической тематике обращался известный итальянский художник Пьеро делла Франческа. Известны и анонимные картины XVI в. с острыми историческими сюжетами (Казнь Савонаролы и др. ).
В древнерусском искусстве изредка получали отражение события национальной истории в иконах, миниатюрах и фресках (росписи Золотой палаты Кремлёвского дворца, 1547-1552, не сохранились). Андреевича-Куна в Сербии и др. ). Вместе с тем в середине 19 века обращение к историческому жанру представителей реалистического направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. Во второй половине XIX столетия художники начали рисовать сюжеты из истории России. Переход Ганнибала через Альпы»: подпись к полотну гласила, что гибельным для карфагенской армии могут быть не только суровые горные вершины, но и «удовольствия и соблазны обычной жизни в плодородных долинах Римской Кампании». Вторую группу составляют литература, архитектура (нединамические виды) и музыка, балет, хореография (динамические).
Известны и анонимные картины 16 века с острыми историческими сюжетами («Казнь Савонаролы» и др. ). Художники второй половины XX-начала XXI в. наполняют свои исторические полотна сложным философским и символическим содержанием: В. Е. Попков, Т. Г. Назаренко, И. С. Глазунов и др. У И. С. В первые годы Советской власти события Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны находили символико-аллегорическое воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Картины К. Флавицкого Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения (1864), И. Репина Иван Грозный и сын его Иван (1885), Н. Ге Петр допрашивает царевича Алексея (1871) по праву считаются ярчайшими образцами нового этапа развития исторического жанра в России.
Вторая книга несомненно талантливого московского прозаика Ивана Зорина. Он очень красив и декоративен по замыслу. тесно связаны его работы для театра. Спустя три месяца после основания Рима произошло похищение женщин соседнего народа сабинцев.
Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Героический путь Красной Армии в годы Гражданской войны запечатлел М. Б. Греков.
Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). Каждая деталь, каждое тело и предмет до мелочи проработаны художником. Глазунова много исторических полотен: «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус», циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др. Все на лодках, включая капитана и губернатора, добрались до берега. И. Козловский), посвященная не только античной, но и национальной истории. Подобное явление характерно для живописи XIX века. Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»).
В 17-18 веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нём как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (Паоло Уччелло), торжеств, событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ), как правило, включённые в композиции на религиозные сюжеты. Лебрен во Франции). Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). С помощью стихотворных строчек он попытался разъяснить и замысел картины «Метель.
Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («Леонидас II, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»). В искусстве Северного Возрождения отражение современных исторических событий обнаруживается в миниатюрах Ж. Фуке и С. Мармиона, в мемориальной пластике (рельефы гробницы Франциска I, скульптор П. Бонтан, 1551-56, церковь аббатства Сен-Дени, Париж) в живописи П. Брейгеля Старшего. Исторический жанр позднего классицизма, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. Основная мысль этой картины – противостояние двух типов национальных характеров.
Песни и разгул. Ведущую роль играли крупная по размерам тематическая картина (Й. Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства».
Мифологический сюжет создан на полотне в соответствии с современной Рубенсу политической ситуацией: Тридцатилетней войной в Европе (1618-1648). Знаменитая картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1668-1669) посвящена евангельской притче. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). 121 х 154, 5 см. К историческому жанру обращались многие художники. Кроме того, он был историческим живописцем английского короля Георга III.
В XV – начале XVI вв. Сын афинского царя Тезей убил Минотавра. Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных взглядов на историю (полностью лишь в XVIII-XIX вв. ), но многие его особенности сложились значительно раньше. И в этом светло-голубом просторе лодка с поднятыми веслами летит, словно птица, взмахнувшая крыльями.
М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель). В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России. Яркой жизненной выразительности и эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола (Иван Грозный и сын его Иван, 1885) и жизнерадостного вольнолюбия народа (Запорожцы, 1878-91). Он создал исторические картины, наполненные духом героизма. в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Афганистана, Индии, Средней Азии и др.
Вечерняя тишина над ширью Волги. Население Хиоса до сих пор так и не восстановило свою былую численность. Холст, масло.
Об этой картине Вы можете прочитать здесь. Зачастую только название картины (обыкновенно чрезвычайно длинное) помогало установить, к какой стране и времени имеет отношение изображенное событие. Паруса казацких стругов, как крылья гигантских птиц, почти закрывают небо. Неизвестный художник «Портрет Меншикова» (1716. ) Ситуация его не сломила, сильный дух и уверенность в себе не поколебали в в нём ни обстоятельства, ни обстановка. Он является автором живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет.
О. Д. Энгр), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др. ). (живопись и графика Ф. Гойи). Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси 16-17 века, художники-передвижники (Н.
В этюде замечательно передан характер молодого казака и его душевное состояние. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, 147-163). С 1878 член Товарищества передвижников. И. Козловский), посвящённые не только античной, но и национальной истории.
Кроме того, он был историческим живописцем английского короля ГеоргаIII. В скульптуре начала XX в. получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена во Франции, И. Мештровича в Хорватии, И. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе.
Жирардон, А. Куазевокс, Ж. Б. Пигаль). В России сложное и противоречивое время. Впрочем, определение «рассказ» (как и определение «эссе») не совсем подходит к тем вещам, которые вошли в эту книгу.
Б. Тьеполо). Нельзя не упомянуть и о пеплуме – направлении исторического жанра, который характеризуется обращением к библейским и античным сюжетам, большой временной продолжительностью фильма, а также масштабностью и грандиозностью съемок (массовка, костюмы, общие планы и т. д. ). Точнее будет поместить их в пространство, пограничное между двумя упомянутыми жанрами. Героические и трагические образы отечественной истории воплощаются в станковой живописи Ю. П. Кугача, И. С. Глазунова и художников его школы, монументальной живописи (мозаики А. К. Быстрова, С. Н. Репина и др. ), скульптуре А. А. Бичукова, В. М. Клыкова, З. К. Церетели, М. М. Шемякина и др.
С начала 20 века переживала расцвет русская панорамная (смотри Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). Например, Франсиско Гойя в своих картинах и офортах показал героизм испанского народа, самоотверженно сопротивляющегося захватчикам, Теодор Жерико представил зрителям современную трагедию («Плот Медузы»), Эжен Делакруа воспел революцию, свидетелем которой стал («Свобода, ведущая народ»). Д. А. Шмаринова (1942), работы Кукрыниксов, А. П. Бубнова, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Студии военных художников имени М. Б. Грекова и др. Его всемирно известные произведения Утро стрелецкой казни (1881), Боярыня Морозова (1887), Покорение Сибири Ермаком (1895), Переход Суворова через Альпы (1899) оказывают воздействия огромной силы на зрителя.
С начала XX в. переживала расцвет русская панорамная (см. После этого остров потерял своё хозяйственное значение. И. Пучинов) сюжеты. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж).
Не менее известна картина Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Жил в Петербурге и Москве. 196, 4 х 145.
Создавались и изображения на темы актуальных современных событий, служившие уже в XIV в. средством пропаганды новых общественных идей. Эпическим, былинным духом проникнуты композиции В. М. Васнецова (Богатыри, 1881-98) облик московской старины воссоздал А. М. Васнецов. Особую категорию составляют советские фильмы-экранизации романов, в частности, «Три мушкетера», «Узник замка Иф», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита» и др. Аман, Венгрии (М. Все эти подробности потрясли общественное мнение некомпетентностью капитана судна и недостаточностью попыток спасения потерпевших. Жерико соединил в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, П. Ф. Плешанов), «костюмированные» изображения древнерусского быта (К. Разгневанный Минос заточил Дедала вместе с сыном в башне на скале.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Получает широкое развитие жанр исторического портрета (скульптура Ж. А. Гудона во Франции, живопись Дж. до н. э., сохранилась римская копия II в. до н. э. ). Собственно исторический жанр начал развиваться в 1-й половине – середине 18 века с появлением светского искусства и исторической науки: документально точные гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны 1700-21, созданные при участии К. Б. Растрелли мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), картины на евангельские (Г. С началом пробуждения национального самосознания народов связаны исторические сюжеты в русских иконах (Церковь воинствующая, после 1552), европейских хрониках и кодексах (миниатюры Геттингенского кодекса, около 1464, Йенского кодекса, начало XVI в. и др. ).
С подъёмом национально-освободительного движения в середине 19 века связано развитие исторического жанра в Бельгии (Г. Этому способствовали утверждение новых эстетических представлений и направления реализма. Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (картоны для росписей Битва при Ангьяри Леонардо да Винчи, 1503-06 и Битва при Кашине Микеланджело, 1504-06 сохранилось в копиях). Мастер показал, как к палатке, где спит римский император Константин, в луче лунного света спускается ангел. По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой 1883), выстроен фасад Третьяковской гал.
Матейко), Чехии (М. Собственно исторические сюжеты получали условное, декоративное воплощение у болонских академистов 17 века (Доменикино и др. ), в картинах С. Розы. Трагические события современности косвенно отразились в картине К. П. Брюллова Последний день Помпеи (1830-33), в которой слепой разрушительной стихии противопоставлена духовная сила и близость людей.