После поездки во Францию в 1524 г., Ганс Гольбейн все чаще начинает применять излюбленную французскую технику рисунка «манеру трех карандашей».
Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения.
В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Картины его – это гордость города. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей.
Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна.
Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета.
Справа изображены жены Мейера. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре).
Затем отправляется в обязательные для подмастерья странствия, работает в Базеле и Люцерне, путешествует по Италии, а позже, уже зрелым художником, по Франции, Нидерландам и Англии. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Над Анной нависли тучи. Работа интересна не только фигурами послов, но и натюрмортом, занимающим центральную часть картины. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Вскоре, король занялся поисками новой невесты.
Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика.
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Сделанных за это время этюдов хватило Гольбейну для того, чтобы представить позже королю законченный портрет, находящийся в настоящее время в лондонской Национальной галерее. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого.
С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Плаха или развод. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. До того как в 1540 году он женился на Анне Клевской, были рассмотрены еще восемь кандидатур, одной из которых оказалась Христина Датская. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.
В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше и к 1522 г. две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные Мадонны Золотурнского собора и Дармштадтского музея (Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера). В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам.
С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. В 1535 году он был обезглавлен.
Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям.
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Первоначально, Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий.
Все семейство поселилось в Базеле. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
Выразительные фигуры в обрамлении из акантов и рогов изобилия производят впечатление изображения-эмблемы. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.
Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне.
Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Смерть (чума. ) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г. 2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее). Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми.
1 Hans Holbein Младший, сын Ганса Гольбейна Старшего, родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г. ) там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое Несение Креста (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн – расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г. ) считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.
Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая».
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». У живописцев покровителями были состоятельные семьи.
На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции).
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Об этом свидетельствуют его работы.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Королю причина для развода весьма понравилась.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Точный исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Самое свое название Zum Tanz дом получил благодаря тому, что среди всяких величественных римских деталей Гольбейн представил разнузданный пляс немецких крестьян и сумел их кургузые фигуры с жестами, прямо выхваченными из жизни, превратить в прекрасный орнамент, достойный встать рядом с любым орнаментным хороводом итальянских композиторов. Росписью зала в ратуше Гольбейн был занят в два приема и вот здесь особенно ясно сказалось его художественное развитие. По этой схеме обычно строится почти любой текст на данную тему, предполагая большую или меньшую степень развернутости. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля».
Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Высокие декоративные достоинства гравюры подчеркиваются удачно найденными орнаментальными вставками, воскрешающими в памяти традиции средневековой книжной миниатюры. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну.
Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии.
Отношения с королем после этого оказались испорченными. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere).
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Мастерская Ганса стала семейной.
Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Большая часть из них относится к раннему периоду его творчества, до переезда художника в Базель.
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания.
Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля.
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари.
Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Композиция картины подчёркнуто проста. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна.
В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Разделяя еще достаточно бесправное социальное положение своих собратьев по ремеслу, вынужден искать покровителей, которых находит сначала в кругу базельских гуманистов и в лице бургомистра города Якоба Майера, затем в доме знаменитого английского гуманиста Томаса Мора, а под конец жизни – при дворе короля Англии Генриха VIII.
За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера— в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Величие короля передается позой. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии.
В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев или «гризай», завершала работу над витражом. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений.
Отец не умел вести своих денежных дел, они так расстроились, что он и его сыновья принуждены были уехать из Аугсбурга. Как правило, на них изображали близких людей. Это было 12 марта 1538 года. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.
А как при этом сказывается жизненный интерес в германце. Король играл на трех инструментах, обладал красивым голосом и писал инструментальные пьесы. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь.
На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом.
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна).
Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения. Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой.
Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Рядом с Мейером представлены его сыновья.
Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. На лице нет намека на улыбку. Это, безусловно, знак смерти.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом.
1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.