Там, где сейчас росписи на библейские мотивы, во времена Адриана в Пантеоне по кругу стояли мраморные статуи римских богов. Отсюда они целыми кораблями вывозили мраморные и бронзовые статуи, которыми римские вельможи украшали свои виллы. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.
Со времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре конный памятник – бронзовая конная статуя императора марка Аврелия. Отсюда они целыми кораблями вывозили мраморные и бронзовые статуи, которыми римские вельможи украшали свои виллы. Голова римского императора Константина I — единственное, что осталось от его колоссальной статуи, установленной в Риме в 315г.
С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и частным лицам.
Типичным элементом городского убранства становятся отдельно стоящие арки, которые часто носят монументальный характер и воздвигаются для прославления того или иного лица (триумфальные арки). Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг.
до н. э. К тому же они отличаются графичностью и вместе с тем нежностью колорита. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. В самом деле, криволинейность в древнеримской архитектуре, в отличие от греческой, целиком основанной на прямых линиях, является основным формообразующим принципом всех сооружений, включая планировку городов. Траян появляется на ней 59 раз. Люди уходят из Рима, переезжают на новые места в поисках утраченного благополучия. Похожие черты носит официальная портретная скульптура эпохи Августа, начиная со статуи этого императора из Прима-Порты исполненной с учетом «государственных соображений».
С более поздними эллинистическими образцами связаны эпизоды настенных росписей с изображением, например, обряда бракосочетания в «Свадьбе Альдобрандини», возведенные в конце XVI в. в ранг шедевра после их обнаружения при раскопках. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы. Тем не менее, оно сыграло немаловажную роль в развитии древнеримской архитектуры. Сами бани были снабжены сложным техническим оборудованием для сохранения и распределения горячей и холодной воды огромные купальни (тепидарий, кальдарий, фригидарий и т. д. ) имели чаще всего сводчатые или купольные перекрытия, поддерживаемые колоннами, облицованными цветным мрамором.
Это компактный комплекс зданий, в которых сосредоточены все функции власти, желающей создать представление о своем всемогуществе, хотя укрепленные стены, напротив, говорят о ее слабости и недолговечности. Императоры выступали в облике закованных в латы полководцев, в позе совершающих жертвоприношение жрецов, в виде обнаженных богов, героев или воинов. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком.
и сер. Римляне стремились воссоздать больше статуй своим близким ипредкам. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова. Уже в VIII—VII веках до н. э. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв.
Для истории Римской империи смутное время III века н. э. Прославление божественного Августа, воспевание римского мира идеализация старины становятся главными мотивами творчества римских поэтов и художников. Даже дети, присутствующие при церемонии, показаны с трепетной точностью.
05. Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Форум Августа кладет начало целому ряду императорских форумов.
Были среди уличных сатириков и свои звезды, например, Пьетро Аретино. Древняя скульптура изображает мрачного тирана. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Только путем напряжения всех сил и переходом от республики к жесткой диктатуре империи рабовладельческий Рим смог удержать в своей власти огромные земли и колоссальную массу подчиненных рабов.
Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. «Голова Брута» (1-я пол. В этой древней скульптуре обобщаются черты мировоззрения, которые были характерны для всей эпохи, когда в сознании жителей Рима преобладает разочарование в жизненных ценностях.
Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. (Это являлось рудиментом культа предков)3. Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах.
Возведенный над ней купол был подобен сияющему небосводу. Появляются парадные портреты в рост исполненные спокойной сдержанности и величия. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев. Скульптурный портрет со временем меняется. Другой разновидностью архитектуры времен Августа является триумфальная арка (например, в Римини, Аосте, Сузе), которая ведет свое начало от этрусской арки, дополненной классическими элементами: колоннами по сторонам и тимпаном. При создании портретов художник также отталкивается от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями, вызывающими представление об индивидуальных чертах того или иного лица.
Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим.
В статуях и бюстах Антиноя видна попытка скульпторов вернуться к ясности и гармоничности классических образов Греции, но и здесь Рим дает о себе знать большей чувственностью: пухлыми, сочными губами, густыми прядями волос, пышной шапкой нависающей на лицо и подчеркивающих беспокойный светотеневой поверхностью нежную кожу лица. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Века видоизменили первоначальный его облик. Август-оратор обращается к народу. Вот таким образом важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменения художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.
Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. Различны позы и драпировка одежды. Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Кубический постамент колонны украшен рельефами изображающими военные трофеи. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений.
выше). Римское искусство закончило огромный период античной культуры.
В Риме (и это одна из последних императорских построек) Диоклетиан воздвиг огромный комплекс терм, превосходивший даже термы Каракаллы. На via Lata она была перенесена в1874 году, где и остается по сей день. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Эмоции даков открыто выступают наружу. В качестве покрытия употреблялись также кирпичи (opus latericium).
Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Его брови смыкаются в гневе, пронзительный, подозрительный взгляд исподлобья, нервно сжатые губы заставляют задуматься о беспощадной жестокости, нервозности и раздражительности императора Каракаллы.
Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота.
Прославление божественного Августа, воспевание римского мира идеализация старины становятся главными мотивами творчества римских поэтов и художников. Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Трактат этот, по крайней мере, отчасти, был написан под влиянием древнегреческих источников и свидетельствует о стремлении превратить великий классический опыт в свод чуть ли не буквальных правил, применимых к любым случаям в строительной практике, к любым потребностям, продиктованным практическим смыслом и commoditas римлян.
Однако по-прежнему ведущее место в римской скульптуре занимает портрет. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Возникают, таким образом, очертания новой эстетики.
Современная наука указывает несколько причин. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. На момент изготовления данной работы мастеру было всего 24 года.
Глубина психологической характеристики достигается не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных определяющих черт личности. Древний Рим станет, таким образом, местом встречи и смешения разных стилей, что приведет к растворению языка классического искусства, с его отчетливо выраженной познавательной тенденцией, в «лингвистическом плюрализме», насыщенном новыми устремлениями поздней античности. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам.
Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом. Впервую очередь это было граничит собычаем хранить маски умерших родственников вдоме. С наружной стороны укреплены (или, вернее использованы в качестве облицовки) рельефы изображающие жертвоприношение богине Мира и торжественную процессию, в которой принимают участие император, его семья, жрецы и сенаторы. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Перед нами не творец, а музыкант, педантично следующий указаниям партитуры. Траян был изображен 90 раз.
Огромный дворец, построенный Нероном на обширной площади между Эсквилином, Целием и Палатином, так называемый «Золотой дом», представлял собой огромный комплекс построек, окруженных садами и сгруппированных вокруг большой восьмиугольной постройки, расположенной в центре. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи». Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Центр деловой жизни Древнего Рима в эпоху Траяна со всем его структурным разнообразием также выступал в роли «монумента», призванного увековечить историю побед римского оружия над «варварами». Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Длина развёрнутого рельефа около 200 метров.
Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских». Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. В их трактовки нет однообразного повторения, создается впечатление массы настоящих волос.
Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона.
В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Подобный метод изображения отталкивался, очевидно, не от «натуры», а от представления о типе лица, с тем, чтобы приблизиться затем к «натуре». В 1738 году в результате перестройки Дворца Гранди (Palazzo Grandi) во Дворец Бонкомпаньи Черази (Palazzo Boncompagni Cerasi) фонтан был перенесен внишу соседнего здания и украшен дельфинами.
Табличкаисчезла, когда фонтан былперенесен на соседнююVia Lata. является подлинно реалистическим.
Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. к примеру портрет императора Вителлия). Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре.
Цицерон поддерживает это более верное суждение. Нашли статую на форуме Августа в храме Марса Мстителя.
до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. Как выполняется это назначение, видно на примере большой криволинейной стены театра, в которой повторение одного и того же компонента (арки) создает впечатление правильно расчлененной и архитектурно организованной массы. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Римское искусство – последний этап античного искусства в критический период развития рабовладельческого общества искусство колоссальной державы, раскинувшейся от Геркулесовых столпов (современный Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге. Считалось, что количество масок определяет могущественность изнатность рода.
вере в одушевление природы. Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. Именно вот таким образом скульпторы изображая императоров, не совсем старались сохранить портретное сходство, а использовали сознательную идеализацию.
Здесь нет пластической свободы, характерной для греческих рельефов. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами.
Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. План этот был осуществлен не полностью, лишь позднее, во времена Августа и Агриппы.
Создавались как бы типичные эталоны. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Т. н. Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами.
Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. Портретная голова пожилого императора посажена на молодое тело могучего бога. вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе.
Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum).
Его округлая форма как бы притягивала к себе разнородные объемы и незаполненные пространства здания, улицы, площади, составлявшие городской центр. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи.
Стилю императорских портретов подражали и частные. Здесь нет ритма, а есть только интонации. Наиболее значительные и ценные памятники римского скульптурного портрета времени поздней республики возникли на основе слияния традиций «старорисмкого» портрета, с его стремлением к протокольно точному, веристическому воспроизведению внешних особенностей человеческого лица и традиций эллинистического портрета, внесших в эти образы не только чисто формальное мастерство исполнения, живописно пластической лепки формы, но и элемент патетики интерес к передаче характера человека. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения»1.
Насквозь проникнутый римским духом, Витрувий не может игнорировать отечественную традицию, благодаря чему он возводит в ранг «ордера» также этрусскую и тосканскую архитектуру, подтверждая, таким образом, свое намерение обогатить греческим эстетическим опытом строительную практику этрусков и римлян. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. На небольших досках, которые в I — V вв.
Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. В сооруженной им близ Тиволи вилле ему хотелось передать впечатления о монументах, вызывавших его восхищение в Греции и Египте (Морской театр, Каноп, долина Темпе, Лицей, Академия и т. д. ). Скульптор проставляет Августа как героя. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. до н. э.
Рассмотрим, например, первую попавшуюся группу, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев. Самой первой заговорившей статуей был Паскуино (Pasquino).
Недалеко от Факкино на Via del Babuino стоит фонтан с еще одной «говорящей» статуей Бабуино (Babuino). История фонтана началась в 1571 году, когда коммерсант из Феррары Алессандро Гранди получил разрешение от папы Пия IV провести в свойдворец водопровод. Говорящих статуй в Риме было 6 штук, вот эти персонажи: статуя Пасквино (Pasquino) близ Пьяцца Навона, статуяМарфорио (Marforio), Мадам Лукреция (Madama Lucrezia), Аббат Луиджи (Abate Luigi), фонтанИль Баббуино (Il Babbuino) иИль Факкино (Il Facchino) — тоже фонтан, название которого переводится, как «Носильщик». Все горящие статуи кроме «Носильщика» достались Риму в наследство с античных времен.
В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Траяна изображали девяносто раз. Тонко воспринимая физиономические оттенки, римские портретисты создавали далеко не однозначные образы. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи.
Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. — периода Римской Республики К этому времени Древний Рим окончательно укрепился как могущественное государство. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов.
В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в). Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Даже если отбросить риторическое преувеличение, то все равно речь идет о переходе от республиканской сдержанности к официальному «декоруму» Империи. Второй стиль отличается более сложным характером: в верхней части стены, над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины» с сюжетами преимущественно на мифологическую тему, фоном для которых служат архитектурные или пейзажные построения.
В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации». В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный. В «банный корпус» вело четыре входа через два центральных входили в крытые залы.
По верху алтаря в рельефе изображена торжественная процессия в честь императора. Арка выступает в качестве перекрытия и имеет вид полукруга. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим).
Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших. В театре Марцелла (II в. до н. э. ) три архитектурных ордера сменяют друг друга по восходящей линии: от тосканского, наиболее массивного, до ионического и коринфского, более легких и изящных. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.
Признается его воспитательная роль. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.
Одной из ярких достопримечательностей Рима считаются 6 статуй, которые в народе называют «говорящие». Начиная сXVI века, онивыполняли роль своеобразных стенгазет, отзываясь на любые городские события едкими эпиграммами, которые поночам приклеивали к их постаментам анонимные авторы. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф.
Во II в. до н. э. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Ватикан) и Нервы (Рим.
Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Сдержанность и официальность позы кумского Августа сменило свободное, непринужденное положения тела, мягкая трактовка объемов, не противопоставленных пространству, но уже слитых с ним. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях.
Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой. Для пластических украшений используется также техника стукко, особенно подходящая для получения более тонких светотеневых и художественных эффектов. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост.
Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Узкая полоска фризы заполнена фигурами её участников. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. С 80-х годов 1в.
Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. «Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. Огромное вместилище для людских масс соответствовало, прежде всего, своему сложному функциональному назначению. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Заметный отход от греческих норм, преобладавших в годы Августа, объясняется не только общей эволюцией, но и стремлением мастеров освободиться от чужеземных принципов и методов, выявить свои римские особенности.
Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. IV— н. IIIв.
Примечательно, что в рельефах не видно убитых войнов пораженными показаны только варвары даки. Поздний период расцвета римского искусства, начавшийся в последние годы правления Адриана и при Антонине Пие и продолжавшийся до конца II в., характеризовался угасанием патетики и помпезности в художественных формах. Все сооружение покоится на высоком основании (подиуме), чем подчеркивается архитектурное значение фасада, вырисовывающегося на фоне неба как грандиозная декорация. Однако портретные бюсты I в. до н. э. не ограничиваются передачей сходства, а с помощью изобразительных средств стремятся отразить жизненный путь человека.
Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики. Последняя версия была признана самой правдоподобной. Форум, таким образом, представлял собой нечто большее, чем просто биржу или рынок. Для истории Римской империи смутное время III века н. э.
На барельефе изображено около 2. 500 фигур. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно).
Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. При этом соблюдались два основных правила: здания и сооружения должны приносить пользу и в то же время украшать город. Храм построен из камня, кирпича и бетона.
Скульптурный портрет со временем меняется. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). С 40-х гг. Практически это та же самая смесь, которая использовалась в Греции в качестве последнего слоя, которым покрывались архитектурные детали и скульптура и который служил основой для нанесения красок. В статуе, найденной в Риме, Август показан полководцем, выступающим перед войсками.
Завитки локонов пышной короной украшают голову римлянки. Император был образцом идеала и гуманности. Их образы являлись очень выразительными. Эти контакты становятся все более частыми во II в. до н. э. «В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). Композиционное построение портрета безупречно: слегка склоненную на бок голову с тяжелой прической несет изящная напряженная шея.
Искусство Римской Республики.
В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. сосуществовали языческие и христианские сюжеты. до н. э. весьма не многочисленны. От названия статуи произошло и всем нам известное слово пасквиль (изначально пасквинад), а критиковали жители Рима идущие к Пасквино, в основном институт папства: священнослужителям заслуженно доставалось на орехи за процветающее в Ватикане кумовство, стяжательство, бесконечных любовниц и прочие непотребства.
Самое удивительное, что, сохраняя общий стиль, фигурки не повторяют друг друга. «Я взял Рим глиняным, а оставлю его мраморным», заявил Август в конце своего правления.
Ей служили жрицы, основная работа которых была следить за тем, чтобы огонь никогда не гас. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ).
Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Римская империя распадается.
Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п.
Развитие портрета III века н. э. Термы Траяна, начатые Домицианом, были воздвигнуты на остатках «Золотого дома» Нерона и представляли собой сложную структуру, в центре которой находилась группа помещений, предназначенных для купания (тепидарий, кальдарий и др. ). Типичным примером является построенный во времена Августа Алтарь Мира, на четырех сторонах которого помещены рельефы с растительными мотивами, завитками (веток аканта) и различными фигурами. IIIв.
Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Веста была одной из самых древних и самых важных для римского народа богинь.
Налицо подражание греческим портретам. Мрамор женского лица они полировали тщательнее, чем мужского юношеское отличали фактурой от старческого. до н. э. ". Но в области архитектуры провинция давно уже затмила столичное строительство. Художник, таким образом, воплощает в красках не пейзаж, написанный с натуры, а умозрительный образ природы, для передачи которого особенно подходит та обобщающая, беглая и эскизная техника, в задачу которой не входит непосредственное общение с изображаемыми предметами.
Удались мастеру также и лица, особенно выразительное, плутовское лицо бога Гермеса. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота.
Прическа и лица с удлиненным овалом, прямым носом и маленьким ртом, очевидно, представлениями того времени о красоте, утонченной изысканной и даже немного жеманной. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства». Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный и интеллектуальный.
Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлега, Праксителя, Лисиппа.
Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Поскольку представление полностью шло на «скене», орхестра (предназначавшаяся в греческом театре для перемещений хора) постепенно утрачивает свое значение, превращаясь – в эпоху императорского Рима – в своего рода дожу для почетной публики.
Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Лицо лишено признаков возраста. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. Задача искусства любой империи – возвеличивать императора и державу.
Это, разумеется, не история, а способ передачи истории. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, где портрет также был чрезвычайно развит. – М. : Высшая шк., 1990.
Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Характерный стиль исполнения: моделировка лица широкими, мало расчлененными плоскостями с резкой графической передачей деталей. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков.
Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). с. 264.
до н. э. «Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. Живопись эта основана на противопоставлении пятен, но контраст между светлым пятном тела Гермафродита и темным пятном тела Силена определяется традицией, принятой среди художников изображавших в светлых тонах нежные тела женщин и юношей и в коричнево-красноватых тонах—атлетов и стариков.
Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв. Различаются примерно четыре стиля настенных росписей. При этом важным было достичь портретного сходства, чтобы прославить оригинал. Художник стремится не к выдумке, а к живому и точному повторению известного образа.
Оно становится отвлеченным образом иконой. Но уже во времена Суллы ощущается потребность в том, чтобы упорядочить и украсить город. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность.
Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. К эпохе императора Августа восходит трактат Витрувия, состоявший из десяти книг: «De re aedificatoria», который может считаться и действительно считался в эпоху Возрождения и неоклассицизма «corpus iuris» древнеримской архитектуры. При Константине устанавливается новая мода на прическу— обрамление геометрически правильной челкой лба по дуге мода сохранится в течение столетия.
О нем сегодня и расскажем. Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом. н. э. В изображении сада на вилле Ливии в Риме мы находим настоящий «инвентарь» растений, воспроизведенный художником по памяти: ему хорошо известна форма каждого отдельного дерева или куста и он с уверенностью ее воспроизводит. Центральное ядро нимфея — десятиугольник, каждая сторона которого открывается полукруглой нишей, в результате чего план этого строения приобретает очертания ромашки. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих.
Форумы (рынки), возникавшие под открытым небом, должны считаться настоящими архитектурными сооружениями, особым типом постройки: часто главным назначением зданий, входивших в их комплекс, было предоставление места для собраний, связанных с деятельностью, проходившей на форуме, что и предопределяло их архитектурную форму. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций. Любопытство у них вызывают не только художественные формы и образ жизни далеких стран, но и религиозные культы, к которым они время от времени обращаются.
В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению.
При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. Кстати, то, что статую величают «мадамой» — очень показательный момент, ведь данное обращение было в ходу в пятнадцатом веке в Неаполе, а не в Риме.
Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Один из художников, называющий себя «афинским», оставляет свою подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины играющие в кости». 100г. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Стена сохраняет характер предположительно существующего или воображаемого пространства.
В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. В поздних памятниках этрусских скульпторов получают отражение римские идеи и темы. Термы были построены в начале III века н. э.
Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Статую, вернее то, что от нее осталось, датировали III веком до н. э. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Создавалось впечатление полной замкнутости образа.
Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Памятники римской культуры II-I вв. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи7 (недоступная ссылка). В отличие от древнегреческого канона, состоявшего в системе идеальных отношений или пропорций, древнеримский архитектурный тип построен на распределении пространства и различных его частей в зависимости от практического или репрезентативного назначения здания. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э.
Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка. Изображено много сенаторов, знатных римлян. Линии стали суше, жестче, однообразно повторяются складки одежд.
По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось.
Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. – греческими скульпторами. Её вылили из бронзы примерно в 170 году. Украшенная портиками ограда, шедшая вдоль храма, образовывала две обширные площадки (экседры). На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ.
Логическим завершением архитектурной структуры, основанной на криволинейных очертаниях и поверхностях, является купол — сферическое перекрытие, обычно в форме полушария изготовленное из легких материалов с наружной стороны выпуклость купола стягивает и завершает опорную массу стен, с внутреннейего чаша венчает и центрует перекрытые помещения. до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи. С перенесением акцента на интерьер и появления парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции развивается система высокохудожественных росписей. Римские скульптуры намного отличались от греческих.
В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства).
В этом храме находился тайник с символами империи. Состоит она в использовании смеси извести с мраморной пылью. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. до н. э., Флоренция, Археологический музей). Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.
Рим – не исключение. Он полон внимания, сосредоточен. Помимо своего прямого назначения и сопутствующих служб (лечебного, развлекательного, спортивного характера), это огромное и сложное сооружение имело назначение более широкое, хотя и менее определенное. В вилле «Мистерий» близ Помпей великолепно сохранился большой фриз изображающий, по всей вероятности, ритуальное поклонение культу Диониса. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием. Внутри колонны проходит винтовая лестница.
Итак, в основу архитектуры Древнего Рима была положена арка—криволинейная структура, несущая и передающая нагрузку в двух точках распора, где она соединяется с поддерживающими ее опорами.
В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Колористическая гамма построена на легких, слитных, прозрачных цветах. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Даже мрамор под руками мастеров терял порой прочность камня и поверхность его казалась подобной человеческой коже.
Маски хранили у домашнего алтаря. Огороженная со всех сторон большая площадь имела двухъярусную колоннаду, с двух сторон она ограничивалась форумом Августа и базиликой Улыпя, третья сторона состояла из двух больших дугообразных кирпичных оград, с четвертой стороны находился ряд «таберн» (лавок) с нишами и окнами. Фигуры представлены неподвижными, почти без жестов. Имея в своей основе криволинейные формы (в плане – экседры, апсиды, ротонды в разрезе – арки, своды, купола), древнеримская архитектура стремится к свободному развитию в пространстве путем чередования масс с незаполненными, но соподчиненными и архитектурно организованными пространствами.
Пушкина в Москве. Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. с пол. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги.
Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет.
Кроме того искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Их образы являлись очень выразительными. Так, на одном из рельефов изображена женщина с двумя младенцами, представляющая процветающую Римскую империю. Эти особенности ярко выступают также в многочисленных портретах любимца Адриана Антиноя. Изображение зрачка становится общепринятым.
В римском пантеоне было значительно больше богов, чем в греческой. Изображение зрачка становится общепринятым.
Скульптор демонстрирует крайний реализм используя все возможные средства, практически импрессионистически— с выделением самых важных черт без затемнения их деталями, характеристика несколькими меткими штрихами. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами от дочерей Августы до Поппеи матроны успели превратиться в лореток и тип лоретки побеждает и остается мужской тип, перейдя, так сказать, самого себя в Антиное и Гермафродите, двоится: с одной стороны, плотское и нравственное падение, загрязненные черты развратом и обжорством, кровью и всем на свете, безо лба, мелкие, как у гетеры Гелиогабала или с опущенными щеками, как у Галбы последний тип чудесно воспроизвелся в неаполитанском короле. Со времен Цезаря сохранились храм Весты и так называемый храм Фортуны Вирилис, остатки форума Юлия и базилики Юлия (на форуме республиканского периода). Откуда взялось имя Паскуино сейчас уже точно не определить. Мастер словно опасаясь забыть показать на фризе какуюнибудь важную персону. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя.
Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. в Египте помещали вместе с мумией в саркофаг (так называемые «фаюмские портреты»), лица чаще всего изображались в фас с широко раскрытыми глазами, как бы свидетельствовавшими об их жизни. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом.
Техника эта очень древняя, она была известна уже египетским и критским мастерам. Ее связывали с сердцем и особенно с огнем. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Исторический центр Древнего Рима не является плодом единого замысла.
В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты. С обстоятельностью очевидца повествует мастер о войне с даками. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Лица участников процессии портреты.
Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм. Этот утонченный, высокообразованный, поклонявшийся Греции император стремился придать изобразительной культуре своего времени ярко выраженный классический характер. Считается, что недалеко от Дворца Орсинижил некий Паскуино, который славился острым язычком и небоялся высказыватьсвое мнение опапах и римской знати. Относительно профессии смельчака мнения расходятся. Большим своеобразием, чем живопись, отличается древнеримская скульптура.
Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж.
Он был найден в1501 годупри закладке фундамента ДворцаОрсини (Palazzo Orsini), который был позже переименован во ДворецБраски (Palazzo Braschi). В портретах предшественников Константина, которые еще носят черты стиля переходной эпохи, сохраняется реализм, но происходит нарастание новых черт. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. «Наша страна, говорил римский сатирик Петроний, до такой степени загромождена богами, что у нас легче найти бога, чем человека». Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность.
Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет.
Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. В портрете Нерона из Национального музея в Риме раскрывается не только холодная жестокость императора, но и страшное время правления деспота. Когда на статуе стали появляться сатирические стихи и эпиграммы их стали называть «бабуинаты» (babuinate) в пику ужепопулярным в то время «пасквинатам» (pasquinate).
Величественный стиль Фидия идеальная атлетическая красота статуй Поликлета лучше всего подходили для выражения новых идей. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
Точно так же дно бассейна, благодаря прозрачности воды, обуславливает цвет водной глади. СначалаIV века началось массовое возведение статуй магистрам ивельможам. Лицо лишено признаков возраста. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях.
Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). Заметный отход от греческих норм, преобладавших в годы Августа, объясняется не только общей эволюцией, но и стремлением мастеров освободиться от чужеземных принципов и методов, выявить свои римские особенности. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам.
Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. (Это являлось рудиментом культа предков). Наряду с сохранившимися традициями позднего эллинистического портрета, несомненно доминирующими в этой области искусства, сюда проникают традиции «староримского» направления.
Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
Это и императорский дворец (огромный комплекс с обширными садами, как, например, «Золотой дом» Нерона) и городской дом патрициев и сдаваемые внаем комнаты в многоэтажных домах (многие из них сохранились в Остии). В руках у него чаша с жертвенной влагой, которая проливается на землю. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Это обстоятельство на фоне общего документального точного рассказа особенно заметно.
Сущность искусства в целом и скульптуры, в частности, Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях этого времени. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения». Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240.
Ее огромные крылья, перекрытые кессонированным сводом, перпендикулярно расходятся от центрального помещения. Лицо императора и фигура слишком приукрашены.
С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город. Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Эта голова, несомненно, восходит к портретам «старых римлян» с их жесткостью, но, основываясь на традициях греческого искусства, афинский мастер сумел придать большую достоверность и естественность этим резким и жестким деталям. Его изобразили в обычной и естественной позе.
Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши.
до н. э. весьма не многочисленны. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Император Максенций, «conservator urbis suae», возводит Новую базилику, которая получит затем название базилики Константина.
При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. В ознаменование этой победы в 112 году был построен Форум Траяна, посреди которого около двух тысяч лет возвышается Колонна Траяна, высотой в 30 метров. Всю колонну спиралью обвивает скульптурный барельеф с эпизодами войны с даками.
Разве не было это чудом. Подобный невысокий декоративный рельеф встречается в эпоху Августа часто. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным.
Самые знаменитые мастера 17-19 веков брали пример с героического и сурового искусства Рима. Траяна изображали девяносто раз. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну.
В 1957 году, благодаря протестам горожан, Бабуиновместе с ванной вернули на улицу и поставили рядом с церковью Святого Афанасия (Chiesa di SantAtanasio), где он находится и по сегодняшний день. Только волевые энергичные суровые правители могли удержать власть в своих руках в наступивший период кризиса и распада империи. Продолжив начавшееся в III в. восхваление императоров и членов их семей, они подготавливали атмосферу безудержных панегириков и культа поклонения, свойственную византийскому придворному церемониалу.
Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. иустановили на одном из углов дворца на Piazza di Parione (современная Piazza di Pasquino). «Великолепный памятник времени поздних Флавиев — бюст молодой римлянки из Капитолийского музея. Стилю императорских портретов подражали и частные.
«Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Еще одна знаменитая «говорящая» статуяФаккино (Facchino), название которой переводится как «носильщик», находится у дворца де Каролис (Palazzo de Carolis)на Via Lata (пересечениес Via del Corso). Человеческое лицо теряет индивидуально-конкретные черты, а с ними и своё значение портрета. Римское государство очень сложно. против даков.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). н. э. ). Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства»6.
Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Такой способ изображать зрачок придает взгляду выражение напряженности и сосредоточенности, которые станут типичными для портретов IV века. Расположенная несколько выше базилика Ульпия повторяла, в удлиненном виде, план форума.
Статуя как и греческая была раскрашена. постепенно возрождается интерес к передаче индивидуальных особенностей человека, в менее заметной степени в портретах эпохи Калигулы и более очевидно в клавдиевских. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Ватикан) и Нервы (Рим. Мраморная скульптура Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э., Рим, Ватикан) изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке.
Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Исполнение волос— неглубоко вырезанные четкие линии, обозначающие пряди напоминает графическое обозначение волос на республиканском портрете, но с более высоким рельефом. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией).
Колебания и зачатки совсем другого стиля заметны в портретах его сыновей— Геты и Каракаллы. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Тема экседры, как и близкая к ней тема апсиды храма имеет восточное происхождение. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи (недоступная ссылка). она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности.
Скульптура Римской Империи. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета». С конца III в. до н. э.
Это находит свое отражение как в быстроте лепки (легкими касаниями шпателя), так и в нежных, сочных светотеневых переходах. Пол храма выложен мраморными плитами. Тут же давались советы по вопросам законодательства. С IV в. до н. э. до н. э., Лувр).
Эмоции даков открыто выступают наружу.
Цезарь разрабатывает настоящий «генеральный план», которому придает силу с помощью закона de urbe augenda, частично направленного на решение проблемы, связанной с ростом городского населения и ухудшением санитарных условий бедняцких кварталов. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Следующий период начинается с правления Диоклетиана. Такой же характер носят даже белые блики на выступающих скулах Силена.
Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя.
Обращаясь к восточной теократической традиции, Нерон, видимо, хотел превратить собственную резиденцию в «дворец солнца».
Этим декоративным узором свойственна изысканность и чистота линий, красота скорее разумнологическая, чем чувственная. Памфлетисты же использовали Иль Факкино для размещения своих записок критического или сатирического содержания, так что статуя была многофункциональной и отвечала самым разнообразным потребностям населения. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета.
Материалом портретистов все реже становился теплый и просвечивавший с поверхности мрамор, все чаще выбирали они для изображения лиц менее сходные с качествами человеческого тела базальт или порфир. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
до н. э. Уменьшается различие между римским и греческим портретом, римские мастера подражают греческим портретам философов. до н. э. ).
В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени. В вечном городе Риме под руками (да и под ногами, чего уж скромничать) статуй всегда имелось немыслимое количество. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Император Диоклетиан строит свой дворец не в Риме, а в Сплите. Iв.
В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Они создавали свои статуи из бронзы (бронзовое литье было широко распространено в Этрурии), а также из обоженной и затем раскрашенной глины – терракоты. Тот же самый интерес к истории как к последовательному развитию событий отмечается уже в республиканскую эпоху в барельефах с «непрерывным повествованием», в которых рассказ о каком-либо событии ведется зачастую путем повторения одних и тех же фигур на фоне с иллюзорной глубиной, заимствованном, вероятно, у эллинистической живописи.
Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. Ликам божеств в огромных статуях придавались черты императоров, отливались монументальные конные изваяния, образцом которых является статуя Марка Аврелия, великолепие конного памятника усиливалось позолотой.
Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. В изображениях жен и дочерей императоров, а также знатных римлянок мастера вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы. Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм6.
Третий стиль, так называемый «плоскостный», сохраняет сложные архитектурные построения, но изображаемые здания носят фантастический характер. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину.
Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах. Нерон всех держал в страхе. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн.
Таким образом, пространство нижнего этажа свободно открывалось в сторону форума. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия.
Состоятельные римляне порой заказывали статуи, представшие их с портретным бюстом предков. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры.
Яркость характеристик образов и экспрессивность присущи искусству этрусков. Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов.
Пасквино (Pasquino) — это безликий торс, который обнаружили в 1501 году во время дорожных работ близПалаццо Орсини. Изваяние капитолийской волчицы, связанное с легендой об основании Рима двумя близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей, было исполнено этрусским мастером. Это экран для проецирования различного рода образов. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.
Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Древняя функция городских ворот переводится в них на язык чистой декоративности. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер.
Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы.
Во второй половины правления Траяна начинают опять возвращаться элементы пластической лепки формы исчезает сухость. Считается, чтоона аллегорически изображает бога реки Тибр (по другим версиям — Нептуна или Океана). Изначально Марфориобыл частью античного фонтанав древнем храме на Форуме Марса (Marte in Foro). Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф.
Основу инженерно-технической системы древних римлян составлял не прямоугольный мраморный блок, как в Греции, а такой неброский, податливый и скромный материал, каким является туф в сочетании со строительным раствором, состоявшим из смеси цемента со щебнем различной величины (opus caementichim) и покрывавшимся зачастую слоем камней неправильной (opus incertum) или ромбовидной (opus reticulatum) формы. В обширном перистиле «Пьяцца дОро» строители стремились к гармоничному сочетанию криволинейных и прямолинейных элементов: в плане сооружение представляет собой восьмиугольник, по сторонам которого чередуются четыре апсиды и четыре прямоугольных помещения, пространственно организуемых куполом. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Когда-то Факкинонаходился на Via del Corso, у негобыла табличка, говорящая, что фонтанпосвящен некоему Аббондио Рицио, который однажды «нес на своем плече бочку вина и против своей воли неожиданно умер».
До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Это относится, например, к Египту и Вавилону. С него неугомонного и начнем. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов.
Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. Этрусские мастера почти не работали в мраморе, являвшемся для греков основным материалом. Возьмем, например, «Морской порт». «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова1.
Т. н. Памятники римской культуры II-I вв. Первые ваяния характеризовались угловатостью иполностью были посвящены богам. Поза атлетически сложенного Августа проста.
Таким образом, достигалось оптимальное сходство. Цирковые состязания представляли собой, вот таким образом большой парад, своего рода «триумфальное шествие», постоянно разворачивавшееся на глазах правителей в населения Древнего Рима. Вскульптурах Рима присутствует стремление отразить индивидуальность вкаждом образе. Греция не составляла исключения в этом отношении.
Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Стена разделена по высоте на два яруса. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом.
Хорошо сохранилась статуя Аполлона. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. В 1887 году по неизвестной причине фонтан был разобран: ванну перенесли на Via Flamigna, дельфинов убрали, а фигуру Силена поставиливо Дворец Бонкомпаньи Черази (Via del Babuino, 51).
Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. до н. э. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица. При его наследнике, Александре Севере, окончательно вырабатывается тот новый тип портрета, предпосылки которого наметились при Каракалле— суровая простота стиля, брутальность и открытие характера. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Злая сатира проявлялась и в натуралистических статуэтках пьяных старух и стариков.
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Следующий период начинается с правления Диоклетиана. Монументальная круглая пластика поздних Антонинов, сохраняя адриановские традиции, еще свидетельствовала о слиянии идеальных героических образов с конкретными персонажами, чаще всего императором или его приближенными, о прославлении или обожествлении отдельной личности.
В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Более значительна по художественным достоинствам голова жреца (на его сан указывает венок или повязка на бритой голове), найдена при раскопках на Афинской Агоре и хранившейся в музее Агоры. Сохранились рельефы, украшавшие этот алтарь. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора.
Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности.
Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Окраска стен придает внутреннему помещению особое цветовое звучание. Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. Это было место, где жизнь города и государства разворачивалась на фоне истории иными словами, он воспринимался как руководящий центр древнеримского общества. Впрочем, сами императоры способствовали децентрализации государства и культуры.
Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Первое времявысказывания, которые появлялись на статуе, носили безобидныйхарактер — это были любовные послания и куплеты на латыни, которые приклеивали на постамент студенты соседнейгимназии. Со временем мирный тонпосланий сменили едкие эпиграммы и сатирические сонеты анонимных авторов, которые стали называться «пасквинаты» (от них произошлослово«пасквиль»). Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Все эти объемы, выпуклые снаружи и полые внутри, организуются куполом. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М.
Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Развитие портрета III века н. э. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э»1 При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории.
Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом.
Важную роль начинает играть задняя стена (скена), которая приобретает подлинно архитектурное строение, позволяющее зачастую создавать иллюзорность глубины пространства. До 1588 года она находилась в районе Форума и использовалась недовольными для выражения недовольства, затем красовалась на площади Сан-Марко, а оттуда была перенесена на Пьяцца дель Кампидольо (Piazza del Campidoglio) — площадь Капитолия. Бывало так, что стремление к индивидуализации портрета доходило до гротеска, как, к примеру, в портрете представителя среднего класса, богатого, хитрого ростовщика Помпеи Люция Цецилия Юкунда.
100г. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева "Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. В высокой оценке античной (т. е. Обращение при Адриане к греческой эстетической системе — явление немаловажное, но по сути своей эта вторая после августовского волна классицизма носила еще более внешний характер, чем первая. Доказательством этого является наличие в пределах самих терм Каракаллы «митрейона», то есть святилища, посвященного восточному культу.
Кстати, о том, почему статуя носит такое имя историки до сих пор ведут споры. Нимфей Лициния, более известный под именем храма Минервы Медики, является типичным примером, хотя и меньшим по размерам, структурной сложности архитектуры этого периода. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. А как только статую заставили замолчать, выставив у постаментакруглосуточную охрану, вдруг заговорила другая античная статуяМарфорио (Marforio) у подножия Капитолийского холма. «Этико-политическое» недоверие к искусству со стороны консервативных слоев древнеримского общества могло лишь частично коснуться архитектуры, во многих отношениях связанной с практическими и идеологическими интересами республики.
Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
Правление Траяна стало переломным для Римской империи. С IV в. до н. э. Что любопытно, практика выставлять на ночь у статуи охрану проблему не решала.
В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Его изобразили в обычной и естественной позе.
Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла.
Мавзолей Адриана (превращенный в средние века в крепость, ныне замок Святого ангела) продолжает в плане схему построения мавзолея Августа, но реализуется она в более внушительных размерах, с учетом его местоположения на берегу Тибра. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Расположены«говорящие» статуи в центре города на самых популярных туристических маршрутах:Паскуино (Pasquino) на Piazza di Pasquino (рядом с Piazza Navona), Бабуинo (Babuino) на одноименной улице Via del Babuino, Марфорио (Marforio) в Palazzo Nuovo на Капитолийском холме, Факкино (Facchino) на Via Lata (пересечение с Via del Corso), Аббат Луиджи (Abate Luigi) рядом с церковью SantAndrea della Valle, Мадам Лукреция (Madama Lucrezia) на Piazza di San Marco (рядом с Piazza Venezia). В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи»1.
Представлены сам Август, его жена Ливия, члены императорской семьи. Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в. Но что породило мысль о "чуде". На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться.
Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. Известные как весталки, эти девушки и женщины жили вместе в доме прямо рядом с храмом. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного.
Снаружи прямоугольный пронаос перспективно организует цилиндрический объем здания. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя.
Так возникают крупные общественные постройки (например, табуларий, грандиозное хранилище законов и трактатов), благоустраивается патрицианский квартал на Марсовом поле в центре города. Траян был изображен 90 раз. В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. В скульптуре древней Греции изображая образ великих полководцев, литераторов, политических деятелей, греческие мастера стремились создать образ идеальной, прекрасной, гармонически развитой личности, которая была бы образцом для всех граждан. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя.
Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком.
Еще один из священных храмов на форуме был посвящен богине Весте. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет.
Своеобразие развития римского искусства с его пульсировавшими проявлениями то классицизма, то собственно римской сущности с ее пространственностью форм и достоверностью именуемой веризмом, — свидетельство весьма противоречивого характера художественного мышления поздней античности. В их число входят бронзовая голова мальчика (к. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань.
Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим.
Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Через замкнутый перистильный дворик между двумя библиотечными зданиями (одно для латинских, другое для греческих книг) шел ход к лестнице и в пронаос храма Траяна (воздвигнутого Адрианом), фронтон которого становился монументальным центром всего этого наслоения архитектурных пространств. Ранняя римская религия была анимистической, т. е.
Искусство, другими словами, могло стать орудием управления. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Статуя императора Нервы в виде бога Юпитера, восседающего на скале, полуобнаженного, в лавровом венке, с жезлом в руке – яркий памятник скульптуры империи.
С конца III в. до н. э. после покорения Греции Римом. Они как бы застыли друг возле друга.
Сеттицоний Септимия Севера (разрушенный в конце XVI в. ) отличался чередованием ярусов (возможно, семи) аркад. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Величавая поза императора, выразительные руки и устремленный взгляд, придают древней скульптуре монументальный характер. В конце I в. до н. э. был сооружен памятник (хорошо сохранившийся и ныне восстановленный), в котором ясно проявляются особенности и тенденции скульптуры эпохи Августа.
Самыми знаменитыми подобными произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги но им предшествовали бронзовые и глиняные урны, а с VIIв. Движение шло, таким образом, от общего к частному, но не вступало в контакт с реальностью. Статую датируют I веком до н. э. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских.