Аркадий Флавий (377—408) — первый правитель Восточной Римской империи (с 395), сын Феодосия IВеликого, его соправитель с 383 г., находился под влиянием собственного окружения и супруги Евдоксии, вел оборонительные войны с германцами, организовал гонения на язычников и еретиков. Эней, в греческой и римской мифологии сын красавца-пастуха Анхиса и Афродиты (Венеры), участник обороны Трои во время Троянской войны, славнейший герой. 16 до Р. Х. — 21 н. э. ) — потомок королевского германского рода, служил в римских войсках, заманил в ловушку и разгромил легионы Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу (9 н. э. ). Эней в древнегреческой и древнеримской мифологии герой Троянской войны из царского рода дарданов.
Очень много известных героев которыми нас пытаются поучитьпоходят от Римской мифологии. А. а. нейхардт составила интересный сборник «Легенды и сказания древнего Рима», который дает лаконичную информацию по римским богам и героям.
Кто рассказал нам о Риме. Verg. По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс. Палес, Фавн— Фавна, Помона— Помон и др. ). В провинциях распространялся культ полководцев.
Она поразила Геракла безумием, в припадке которого тот убил жену и трех своих сыновей. (Aul. Эти люди жили в изнеженности и лени и не хотели оказывать бессмертным подобающих почестей. Как бог стихии, опасной для городских построек, он имел храм на Марсовом поле. По одной из версий, Пелий погибает от чар Медеи, чье имя – означает коварная.
Вулкан вримской мифологии богразрушительного иочистительного пламени (отсюда обычай сжигать вегочесть оружие врага). Вместе снимпочиталась богиня Майя, которой жрец Вулкана приносил жертву 1 мая. По одной из версий, Пелий погибает от чар Медеи, чье имя – означает "коварная". Почитание деревьев и рощ играло большую роль. Первоначально была персонификацией абстрактного понятия «милость богов». Вам предстоит участвовать в турнирах и командовать отрядом бесстрашных гладиаторов. Большую роль при этом играли связанные с культом Аполлона т. н.
Афина одела в серебряное платье и увенчала золотым венцом. Унего была женская параллель— Либера. Чудище обитало в болоте близ Лерны, недалеко от Аргоса. Европа, смеясь, села на его широкую спину.
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Интерпретируя мифы, ведущие государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым в этом смысле был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь — на покровительство Венеры, Антоний — Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звёздных сферах или полях блаженных. Но все же глава богов не хотел прослыть жестоким. Егоатрибуты – лира, лук, треножник. Затем Тесей и Ариадна тайно бежали на остров Наксос.
Древнейшие, без сомнения, те, по которым люди произошли из скал или деревьев. Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттеснённым затем Юпитером), а также миф о происхождении людей от дуба (Serv. I 16, 7—8). На левом берегу Тибра здесь расположена цепь холмов, возвышающихся над болотами. Пастух назвал близнецов Ромулом и Ремом.
Отождествление егосПосейдоном обусловило связь Нептуна слошадьми иегоэпитет «конный», который позволил емустать богом всаднического сословия Рима. Он ревниво охранял свою власть и не терпел соперников по влиянию. 6 — нач. Как правило рабов называли не их родными личными именами, а по имени хозяина со суффиксом -пор или по названию родины раба/рабыни.
ВРиме емусоответствовал Dis Pater. Плюсы игры Gladiatus: красочная графика и интересный сюжет. Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь как причастных к одной из трёх социальных функций и возводит к индоевропейской основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь Матер Матуты) и легенд о древнейших римских героях (например, о поединке Горациев и Куриациев, о Муции Сцеволе, которого он сопоставляет со скандинавским Фрейром, о Горации Коклесе, сопоставляемом с Одином).
Сильван (лесной бог, леший), пугавший одиноких путников вещими голосами, был покровителем границ и собственности Либер и Либера – чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников – были отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны Вертумн и Помона охраняли сады и фруктовые деревья Ферония считалась подательницей обильной жатвы Флора была богиней расцвета и плодородия Палес охраняла пастбища и скот. Всвязи сэтим произошло отождествление егосПосейдоном. Фавн), возможно, связанный с обрядом инициаций. Как помощник в битвах, Юпитер назывался Stator, как податель победы – Victor в честь его была учреждена коллегия фециалов, которые требовали удовлетворения у неприятелей, объявляли войну и заключали договора с соблюдением известных обрядов. защитил альпийские провинции от вторжения ютунгов.
Фрейзер), восходящую к индоевропейской мифологии общность, отражающую представление о трёхчленной системе мифологических функций: религиозно-жреческой (в римской мифологии её воплощение — Юпитер), военной (Марс) и хозяйственной (Квирин) и иерархические или конфликтные соотношения между богами. В связи с этим Юпитер был также покровителем границ и собственности (Juppiter Terminus или просто Terminus). По Вергилию, Эней в сопровождении Ахата, покинул горящую Трою. Впоследствии еёпочитали также музыканты, врачи иучителя. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь.
Часто онотождествлялся сБахусом. Он напоил гостя и уложил в постель со своей дочерью Эфрой. Круглый храм Весты стоял наримском форуме. он дал сильный отпор вестготам, напавшим на Арелат, в 428 и 431 гг.
Здесь Рома может быть истолкована иконографически икакАфина. Также существовали культы соседских общин-курий и пагов и культы всей римской гражданской общины (отсюда деление священнодействий на частные — privata, совершаемые частью народа — popularis и общенародные — publica). (Пунические войны, несомненно, стимулировали его развитие). Когда, каким образом, в какой последовательности из каких компонентов создавался «римский миф», установить трудно за отсутствием соответственных источников. Когда Тесей вызвался сразиться с Минотавром, его старый отец пришел в отчаяние. С момента достижения игроком 10-го уровня для него открывается доступ в Подземелья. Веками хранились предания о таких людях.
Ромул – вримской мифологии основатель иэпоним Рима. Именно фаллос сделался символом этого божества. Отравив своего мужа, царя сарматов, она поселилась на волшебном острове Эя. В495 году доР. Х.
Умирающего сопровождали в последний путь столько же высших существ, что и при рождении: лишающий света, отбирающий душу, приносящий смерть. Некоторые римские боги даже не имеют греческих аналогов, рождаясь в римской религии. Например, у Юлиев всех девочек называли Юлиями.
Кадм – сын Агенора и Телефассы, брат Европы, Килика и Фойника. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой Аргеев (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Статуи Ромы восточные города инароды посвящали также Юпитеру Капитолийскому. Здесь они решили построить собственный город.
ТакСулла установил культ Венеры, приносящей радость иобещающей победу. Вэллинистическое время культ Диониса сливается скультом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). ВIII веке доР. Х.
Рядом проходила «соляная дорога», по которой в глубь Италии доставляли выпаренную из морской воды соль. VIII 315), об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями или богами (Янусом, Сатурном, Пиком, Пилумном и Пикумном и др. ). Теллура отождествлялась сЦерерой, Вестой, Юноной.
Юнона вримской мифологии богиня брака, материнства, женщин иженской производительной силы. Вхраме Сатурна хранилась государственная казна. Один изпоздних вариантов мифа проник кэтрускам вVI-V веке доР. Х. Вобразе иимени Сераписа были соединены популярные египетские боги Осирис иАпис. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула (II 761).
Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit). Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место. Палес), отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них (Фавн — Фавна, Помона — Помон и т. п. ), в формуле обращения к божеству — «бог или богиня», «муж или женщина» использование в обращении к божеству добавления: «или каким иным именем ты желаешь называться» (II 28). Согласно «Киприям», дочерью Немезиды отЗевса была Елена.
Место было бойким, оживлённым. Девкалион вышел и принес благодарственную жертву спасителю Зевсу. доР. Х. ). Sat.
Каждый римлянин хорошо знал героев своего родного города и стремился подражать им. Герои Рима отважно сражались за свою свободу. Нумитору не очень повезло с близким родственником.
Все эти многообразные течения обусловили полное разложение «римского мифа» и подготовили победу христианства. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, а чёткость социальной структуры (полноправные граждане, с одной стороны, полностью бесправные, удерживаемые только силой рабы, — с другой) делала бесполезным какое-либо вуалирование её божественной санкцией. Сначала Кадм жил припеваючи, но навлек на себя гнев богов, позабыв принести им по какому-то случаю соответствующую жертву и прогневавшиеся боги обратили его и Гармонию в огромных змей. Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора.
«Вечный город». Боги постоянно присутствовали среди людей иногда подавали голос. Лучшие наставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Императоры отождествляли себя с богами их жёны — с богинями. Вэтой функции римские императоры старались отождествить себя сГеркулесом. Он подобрал детей и воспитал их.
Отсюда сложная наука авгуров и гаруспиков, читавших волю богов по полёту и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Август иРома получают общие храмы иобщих жрецов. Verg.
Их оружие и утварь были из бронзы. Он приказал приковать Прометея в стране скифов к скале и заставил орла ежедневно выклевывать его выраставшую каждую ночь снова печень (местопребывание всех дурных желаний). Шли годы. Волку был посвящён ритуал луперкалий (волчьего праздника, см. Затем герой поймал эриманфского вепря, который опустошал поля Аркадии. — 4 в. н. э. ) и часто содержат ложные этимологии имён богов и интерпретации их функций.
Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имела отношения к войне. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги. Позже культ Сераписа распространился навсюримскую империю. Рабы в древнем Риме могли носить различные личные имена.
ВоII веке доР. Х. Диоскуры (греч. Их строили из камня, других прочных материалов на века. Если в семье рождалось несколько девочек – это не было проблемой. Намонетах также отдельно изображались иатрибуты Аполлона— треножник илира.
В наказание эти моряки погибли от бури, насланной Зевсом по просьбе Гелиоса. К числу этих божеств относились, например, Camenae и Egeria – вещая супруга Нумы. Какотец Ромула, Марс былродоначальником ипокровителем Рима. Оставшийся в живых Одиссей чуть не был проглочен чудовищным водоворотом Харибдой.
БРУТ («тупица») — прозвище членов плебейского римского рода: 1) Б. Децим Юний Альбин (I в. до Р. Х. ) — претор 48 г., полководец Цезаря, участник заговора против него 44 г. 2) Б. Луций Юний (VI в. до Р. Х. ) — легендарный основатель Римской республики, участвовал в изгнании последнего римского царя Тарквиния Гордого (509), погиб в поединке с его сыном 3) Б. Марк Юний (85—42 до Р. Х. ) — римский государственный и политический деятель, сторонник Цицерона, возможно, незаконнорожденный сын Юлия Цезаря. Этаверсия окончательно оформилась в «Энеиде» Вергилия, гдеописывается бегство поприказу богов изгорящей Трои Энея, несущего наплечах престарелого отца. в Дуросторуме в Нижней Мизии. Жили в нем доблестные и суровые люди. Егоглавные атрибуты— орел, скипетр ижезл.
Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Вокруг этого бога кружился целый сонм духов: это кентавры – духи горных потоков, нимфы – духи лугов, дриады – духи деревьев, силены – духи лесов, сатиры – духи виноградников и пр. Хотя Зевс и оставил людям дар Прометея, но для того, чтобы их за это наказать, приказал он Гефесту создать из земли и воды прекрасную женскую статую, которую боги оживили и наделили всевозможными дарами. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Культ Исиды распространился изЕгипта повсей территории Древней Греции иРима.
Женой Марса считалась отождествлявшаяся сВенерой иМинервой Нериоили Нериене, первоначально «Доблесть Марса». Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан и наоборот.
Тесей вырос и Эфра открыла тайну его рождения. Сюда относятся Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др. Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались dei indigetes (внутри действующие или внутри живущие боги). Нагреческихили римских монетах изображена головаили всяфигура бога. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам в честь его была установлена так называемая священная весна (ver sacrum). Загадку разгадал Эдип, аСфинкс вотчаянии бросилась впропасть иразбилась насмерть.
Калигула первым воздвиг ейхрам подименем Исиды Кампейской. Положив ее в сумку, он умчался в шапке-невидимке, незамеченный змееволосыми сестрами чудовища. Новлюбленная вГлавка Цирцея измести превратила Сциллу вчудовище. Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису (Veiovis, Vediovis) – злому Юпитеру родственный Юпитеру Summanus (sub mane – под утро) был богом ночных бурь. человеческих прав. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др.
Сервий Туллий затем был убит по наущению ненавидевшего его сената дочерью и зятем. I 32, 6—14), однако одни и те же боги могли действовать во всех трёх мирах (например, Юпитер, Диана, Меркурий). Праздник вчесть Теллуры былустановлен Нумой попредписанию Фавна. По дороге домой Персей спас от морского чудища красавицу Андромеду и женился на ней. могли изображаться мужчиной, женщиной или парами (ср.
О происхождении человеческого рода существовали абсолютно различные сказания. В римской мифологии Меркурий – богторговли. Вимператорском Риме почиталась какпокровительница гладиаторов исолдат.
Последний подвиг Геракла – путешествие в царство мертвых – был самым многотрудным. Отождествление Минервы сАфиной добавило кееобразу черты богини мудрости, войны игородов. Веечесть былпостроен в307 доР. Х. Олицетворение судьбы, богиня мести. Так же иногда присутствовал когномен (cognomen) т. е.
А начиналась история Рима в нижнем течении реки Тибр яа Апеннинском полуострове. Внепрестанно горевшем вечном огне Весты видели залог устойчивости римского государства.
По мнению Дюмезиля, специфика римской мифологии состоит в том, что конфликты и гармония воспроизводятся на «героическом» уровне в римских легендах, т. е. С установлением империи «римский миф» в связи с обострением социальных противоречий, отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал всё более терять свою популярность. Вследствие этого Юпитер призывался в подтверждение верности слова, как Deus Fidius – бог клятв. Дадим пример с тем же Гаем Юлием Цезарем. Мимо Сциллы иХарибды сумел проплыть Одиссей. Геракл освободил Прометея от оков, убив орла выстрелом из лука.
Вмифе Кибела также именуется Агдистидис иКатулл отождествляет еесРеей. Умерший отец становился богом для своих сыновей (сын поднимал кость отца с погребального костра и объявлял, что покойный стал богом). Однако в процессе решения: «где строить город. », «чьим именем его назвать. » и «кому править. », между братьями разгорелась очень сильная ссора.
К божествам, олицетворяющим души умерших, относились Manes, Lemures, Larvae, а также Genii и Junones (представители производительного и жизненного начала в мужчине и женщине). Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство. Вдальнейшем богиня растительности, олицетворение луны, богиня охоты, владычица зверей. до н. э. От Геи родился Уран и затем от Урана и Геи – Кронос, циклопы и титаны. Потребность в них стала удовлетворяться за счёт проникновения в Рим развитой греческой мифологии и отождествления римских богов с греческими.
Перед уходом от Эфры Эгей привел ее к валуну, под который спрятал свой меч и сандалии. Вероятно наличие мифов о священных животных — дятле, орле и особенно волке. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др. ), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa и др. ), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina и др. ), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas и др. ), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др. ). Сатурн, один издревнейших римских богов имел свой храм ужев5 веке доР. Х. 5 вв. основатель Фив изобрел также алфавит и распространил его в Греции.
Важной темой является героизм. до н. э. Борьба рельефных образов греческой религии с неясными очертаниями римской кончилась тем, что римские мифологические представления почти совсем утратили национальный характер и только благодаря консервативному культу римская религия сохранила свою индивидуальность и влияние. Позже имяГеркулий принял итетрарх Максимиан. Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н. э. ). Италийская мифология).
Изображалась сатрибутами равновесия, наказания ибыстроты (весы, уздечки, мечили плеть, крылья, колесница, запряженная грифами). «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи вот таким образом жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. былвыстроен храм.
Впоследствии женой Сатурна считалась отождествленная сРеей Опа. У него за спиной полыхал и рушился мост. Гераклу следовало изловить керинейскую лань, священное животное Артемиды.
Возвращаясь домой, Тесей забыл сменить парус в знак победы. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. В366 году доР. Х. Nat.
Так, «римский миф», объясняющий прошлое, оправдывающий настоящее и направляющий будущее, вытеснил, видимо, некогда существовавшие примитивные мифы о создании мира и людей. Сам же Гораций остался один, прикрываясь щитом, он приготовился к бою. Такими вторыми именами, например были у Юлиев – Луций, у Сципионов – Луций и Гней и др.
Однако по ночам Пенелопа распускала сотканное за день. Еёсвященным плодом былгранат, священными животными – курица, павлин икорова. После Ромула, по свидетельству древнеримских историков, в Риме на протяжении VHI—VI вв. Агамемнон, предводитель греков, возлагал большие надежды на изобретательность и ум Одиссея. Fast. Эскулап, богврачевания, былбуквально привезен изГреции вРимв295 году доР. Х., когда вГороде вспыхнула сильнейшая эпидемия чумы. онбылвключен вРиме вгосударственный культ.
1-го тыс. Сатурн научил своих подданных земледелию, виноградарству ицивилизованной жизни, почему всястрана стала называться «землей Сатурна». На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек источников и земли, как производительницы всего живого.
На основе немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев, формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов Патер Патратус при объявлении войны и заключении мира и союзов и др. ), а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким верованиям других народов (см. Кроме того, были божества деятельностей (особенно земледелия и скотоводства) – например Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona) и мест – например Nemestrinus, Cardea, Limentinus, Rusina. Соперники с огромной силой вонзили копья друг в друга и насквозь пробили щиты.
Соответствует греческому Гефесту, носвязь скузнечным делом вРиме непрослеживается. Затем Тесей и Ариадна тайно бежали на остров Наксос.
В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой ит. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др. ) изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. Теллура – вримской мифологии богиня земли-кормилицы иеёпроизводительных сил. Наприведённой монете изображена свадьба Бахуса иАриадны. Юноша не мог оторваться от созерцания своего лица и умер от любви к себе. Герои Рима спустя тысячу лет после его падения остались постоянными спутниками человека европейской культуры.
Римский гражданин имел личное имя (praenomen) и фамильное имя (nomen). Веста особенно часто встречалась намонетах римских императриц. С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома в каждой семье был свой lar familiaris, охранявший очаг и дом (позднее их было два).
Герой приказал спутникам залепить уши воском, а себя привязать к мачте. Отец Семелы.
Впоследствии Вулкан почитался какбог, защищавший отпожаров, вместе сбогиней Стата Матер. Лары), то потом заглох. Ряд мифов связан с римскими царями Ромулом, Нумой (которому приписывали большинство религиозных установлений Рима, введённых им по совету Эгерии), Тулом Гостилием (при котором произошёл поединок Горациев и Куриациев и который, возомнив себя равным Юпитеру, погиб от удара молнии), Тарквинием Древним (заложившим Капитолийский храм), Тарквинием Гордым (окончившим строительство храма по преданию, когда рыли котлован для фундамента этого храма, была найдена человеческая голова, что предвещало будущую власть Рима над миром) и Сервием Туллием.
Оно жило без всякой нужды и забот ибо сама земля доставляла все необходимое для поддержания жизни. Культ Весты восходил кдревнейшим индоевропейским традициям ибылвРиме одним изисконных. Некоторые авторы (А. Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств и музам.
Кроме того, Диана охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны. Рядом снимшелмалолетний сынАсканий Юл (родоначальник рода Юлиев). Это проявлялось в Пропавшем герое, когда Кловис упомянул, что если бы ему пришлось встретиться с Юноной, он бы предпочел ее, как Геру, а не Юнону, также Сомнус (римская форма Гипноса) убивал тех, кто спал в рабочее время, в отличие от своего греческого аналога, который очень ленив. Намонетах римских императоров, начиная сАдриана (117-138), Исида изображалась ввиде бюстаили вполный рост сосвоими атрибутами: солнечным диском между коровьими рогами иногда имежду урейскими (египетскими очковыми) змеями вкачестве характерного длянеёголовного украшения иобычно ссистром иситулой (ведерком). Введение культа Фортуны связывали сименем царя Сервия Туллия, который повелению Фортуны стал изсына рабыни царем.
Сраспространением восточных культов Венера стала отождествляться сИзидой иАстартой. В эту же ночь с ней сблизился и Посейдон. VIII 24, 3 34, 1—2). На арене можно вызвать на бой любого игрока.
Существовали культы отдельных сословий (конный Нептун и Диоскуры у всадников Цецера, Либер, Либера у плебеев), отдельных профессий (Меркурий у торговцев, Минерва у ремесленников, художников, писателей, учителей). Римляне вообще достаточно часто устраивали обряд «evocatio»или призвания чужого, зачастую вражеского, бога ксебе вГород, предлагая емулучшие дляэтого условия иобещая построить храм. Эгей не разгадал предсказание, но трезенский царь Питфей, у которого он гостил, понял, что Эгею суждено зачать героя.
Самое раннее поселение римлян, одного из племён латинян, появилось на холме Палатин.
hist. Аполлон и Dis pater – также чисто греческие божества из которых последний соответствовал Плутону, на что указывает сопоставление латинского имени с греческим (Dis dives – богатый ). Богам строились храмы, возводились величественные статуи.
Затем, после войны в современной Испании, он получил и еще один агномен – Нумантийский. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов» и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли.
Культ Немезиды былраспространен вРамнунте (Аттика), близ Марафона, откуда еевторое имя– Рамнузия. Голова Ромы вшлеме впервые появляется натриенсе иунции изсерии римских монет «aes grave». Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нем понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга и, напр., жрец был тот же государственный магистрат. Сын Тарквиния Арунс ринулся навстречу римскому отряду. 3 в. до н. э.
Диана считалась олицетворением луны, также какиеёбрат-близнец, Аполлон впериод поздней римской античности идентифицировался сСолнцем. За это Зевс внял его просьбе о возобновлении человеческой жизни. вРиме былучрежден государственный культ Венеры. Тесей ("сильный"), в греческой мифологии герой, сын афинского царя Эгея и Эфры. Это достаточно сложные локации с монстрами, наносящими высокий урон. Сраспространением предания обЭнее Венера, почитавшаяся внекоторых городах Италии какФрутида, была отождествлена сматерью Энея Афродитой.
Поскольку Плутон недавал возможности мертвым возвращаться изегоцарства, онбылстрашен иненавистен людям. Поодной изверсий мифа, Полидевк иЕлена— дети Леды отЗевса, Кастор иКлитемнестра— дети отеёсупруга Тиндарея, спартанского царя (вот таким образом Полидевк считался бессмертным, аКастор— смертным). Тесей (сильный), в греческой мифологии герой, сын афинского царя Эгея и Эфры. Гражданин был обязан участвовать в культе гражданской общины. Таким городом нельзя было не гордиться. Онапризывалась понтификами вместе сТеллумоном, Альтором иРузором.
Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями), загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы. По этим сказаниям боги сперва сотворили золотое поколение многоречивых людей. Вступая в брак римская женщина сохраняла свой прономен, но брала номен или когномен мужа, например, дочь Гая Юлия Цезаря – Юлия вступив в брак с его тогдашним союзником Гнеем Помпеем Великим стала Юлией Помпеей.
Так, благодаря горожанам, внуки смогли вернуть престол своему деду. Отец Тесея Эгей, увидев черное полотнище, бросился со скалы в море. Отношение римлян к божествам было другим. Фонс, Ютурна), каждый из них — священное обиталище лимф (затем нимф), героинь многих преданий. Эти люди обладали исполинским ростом и большой силой.
Ряд современных исследователей поставил под сомнение теорию нумина. Риму больше двух с половиной тысяч лет. Боги с отдельными мелкими функциями, как показал Г. Узенер, встречались у многих других народов (в частности, греков) и, следовательно, это не является какой-то спецификой римского сознания.
IV 458 Plin. Юнона стала супругой Юпитера, отождествляясь сгреческой Герой. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. При содействии царицы подземного мира Персефоны герой смог вывести оттуда и доставить в Тиринф трехголового пса Кербера (Цербера), стража преисподней.
Борьба и ссоры были их единственным развлечением. После битвы погибшего Брута похоронили с почестями героя за свободу Рима. Геркулес прославился совершением 12 подвигов, апосле смерти былвознесен наОлимп вкачестве бога, гдеполучил вжены Гебу, богиню юности. Во искупление тяжкой вины герой должен был двенадцать лет служить Эврисфею, царю Тиринфа и Микен, после чего ему было даровано бессмертие. Мы узнаем, какие где почитались боги или герои и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс – в Додоне и Олимпии, Аполлон – в Дельфах и на Делосе, Афина – в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий – в Епидавре) знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Сраженный горем безутешный герой не пожелал править в Аргосе и перебрался в Тиринф. Оставшиеся четыре подвига были иного рода.
Aen. Атрибут Нептуна— трезубец. Онипочитались какблагородные спасители, особенно покровители мореплавателей.
Впоследствии отождествлялась сНемезидой. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Предполагают, чтоподобным образом появился насвет икто-тоиз предков Юлия Цезаря, откуда произошло современное название этой операции «кесарево сечение».
Намонетах держит вруках плоды земли иидентифицируется полегенде. Вримской мифологии Диоскуры именуются Кастор иПоллукс. Gell.
Онстановится одним изхрабрейших воинов иизбегает гибели после падения Трои. Затем герой направился в Аргос, но Акрисий, узнав о прибытии внука, сбежал в Ларису. В конце концов колдунья Цирцея вышла замуж за старшего сына Одиссея, Телемаха. Юпитер имел множество эпитетов: «IVPITER TONANS» (Громовержец), «IVPITER FVLGVR» (Бог грозы), «IVPITER STATOR» (Бог стойкости), «IVPITER TERMINVS» (Защитник границ) идругие.
Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. Следующие подвиги Тесей совершал на благо Афин. иположил начало легенде опереселении Энея вИталию иосновании имгорода Рима.
Вот таким образом этот период в истории Рима получил название «царский». Меркурий первоначально был известен как deus indiges – покровитель торговли (merx, mercatura), но позднее, через сопоставление с Гермесом, принял атрибуты греческого бога. Вместе сотцом исыном, Эней вынес изТрои ипалладий, священную реликвию Рима. Эней, вримской мифологии сынАнхиса иВенеры. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии – от Геркулеса, Юлии – от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен.
Непристойные песни этого праздника способствовали возникновению римской комедии. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии – есть они а скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д. Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Цари же так называемой «этрусской династии», Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, являлись реальными историческими деятелями.
Рожденный богиней нагоре Ида, Эней допяти летвоспитывался угорных нимф. Онпринял усебя Сатурна иразделил снимвласть. Здесь Тесей покинул царевну и судьба наказала его. В207 году доР. Х. Соль – римский богсолнца.
Культ Кибелы слился счисто римским представлением обогине посевов ижатвы Опы. Геркулес вримской мифологии богигерой, соответствующий греческому Гераклу. Например, разрушитель Карфагена родился, как Публий Эмилий Павел, но был усыновлен своим двоюродным братом – Публием Корнелием Сципионом, чей сын и наследник умер. Тут подъехал на коне молодой воин по имени Марк Курций и сказал: «О чем спорить.
Наконец, творцом человека считали и титана Прометея — он сотворил людей из глины и воды, а Афина вдохнула в них душу. Среди легенд, повествующих об основании человеческой культуры благодаря богам, выделяется сказание о Прометее. Даже культ Квирина-Ромула не играл заметной роли.
Некоторые подвиги Геракла увековечены в названиях созвездий. ВРиме почитался подименем Вакхаили Бахуса. Очень интересно рассказал о героях Рима Вергилий в поэме «Энеида», названной по имени ее главного героя Энея. Они были этрусками по происхождению и история их воцарения в Риме до сих пор вызывает споры среди учёных.
Богов врага с помощью определённой формулы (evocatio) можно было переманить на сторону Рима, где им учреждался культ. О происхождении других персонажей «римского мифа» (т. е. После смерти Персея и Андромеды богиня Афина вознесла супругов на небо, превратив их в созвездия.
Кроме этого, Кадм основал Фивы. Фортуна защитница женщин, которые были замужем только один раз. В римской мифологии Гераклу соответствует Геркулес. В знак раскаяния юноша дал новому городу свое имя, назвав Римом (лат.
После этого онирешили основать город ивссоре из-за места постройки Рембылубит. Всё это обусловило отсутствие какой бы то ни было религиозной догмы. Такие мотивы встречаются уже у поэта 3—2 вв.
Вернувшись в Рим, он быстро занял выдающееся положение в империи. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Порученные специальной жреческой коллегии, они хранились в тайне от непосвящённых.
Намонетах Римской империи Рома изображалась всегда вшлеме иполностью. Потом уже у современников Августа — Тита Ливия и Вергилия («Энеида») они оказываются объединёнными в одну систему. Вспоследствие, спустя много лет их потомки (Ромул и Рем), вскормленные божеством-волчицей и одолевшие своего дядю, пытавшегося убить их, станут основателями великого города — Рима, жители которого спустя годы породят на свет самую могущественную в мире империю, просуществовавшую больше 500 лет. Вот таким образом вокруг них создавался ореол мифов. О смелом и благородном воине был объявлен траур на целый год, а женщины оплакивали Брута, как мстителя за оскорбленное женское достоинство.
Например, Гай Юлий Цезарь, где к фамилии Юлий добавляется наследственная кличка Цезарь. культ Цереры сближается сДеметрой, онэллинизируется, появляются женские мистерии Цереры. Еёкульт объединяется скультом Сераписа. Конец Геракла был ужасен.
Это привело к появлению культа самого Рима. победил франков на Нижнем Рейне и в 430 и 43 гг. Это была старинная арка, служившая как бы входом на форум (атриум Рима). Введение культа Нептуна конного иегопраздника приписывалось Ромулу. Теллура призывалась также призаключении браков.
Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. Онавладычица гор, лесов изверей, регулирующая ихнеиссякаемое плодородие. Питаемое римлянами отвращение к личной сильной власти, к людям, поставившим себя над народом (Кориолан, Манлий Капитолийский и т. п. ) исключало культ царей и героев и если таковой в древнейшее время существовал (см. Байе).
в ст. Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. Из лабиринта Тесей, убив чудовище, выбрался благодаря полюбившей его дочери Миноса Ариадне, следуя за нитью, привязанной у входа (путеводная нить Ариадны). Вполный рост обычно встречается какСерапис-Аид. еёкульт стали учреждать попавшие подвласть Рима города восточных провинций. «сыновья Зевса»), вгреческой мифологии Кастор иПолидевк, близнецы, сыновья Зевса, братья Елены иКлитемнестры. Коренные жители города поддержали восстание Ромула и Рема, так как Амулий был очень жестоким правителем.
Янус считался также богом договоров исоюзов. Главное святилище бога Януса (Janus Geminus или Quirinus) находилось на северном конце форума, против храма Весты.
Верховный бог приказал Ахиллу отдать тело погибшего его отцу Приаму. Затем онстановится одним изведущих богов империи, когда вобразе Соля сочетались: религиозно-философские учения оСолнце какверховном боге представление оСолнце какблюстителе справедливости пропаганда идеи облизости кСолнцу императоров изображавшихся всолнечной короне и, какСоль именовавшихся «непобедимыми». Затем герой похитил и доставил в Микены коров трехголового великана Гериона. ВРиме святилище Дианы находилось наАвентине.
Из лабиринта Тесей, убив чудовище, выбрался благодаря полюбившей его дочери Миноса Ариадне, следуя за нитью, привязанной у входа (путеводная "нить Ариадны"). В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Первая женщина и получила название Пандоры — всем одаренная. Так, в жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д. Отец Тесея Эгей, увидев черное полотнище, бросился со скалы в море. Так появился на свет Тесей, великий герой, сын двух отцов.
Тесей вырос и Эфра открыла тайну его рождения. Ставшие непонятными обряды связывались с мифами: ноны Капротины (когда рабыни пользовались свободой и одевались, как свободные) — с подвигом Тутулы праздник поплифугий («бегство народа», 5 июля) — с исчезновением Ромула, которого народ искал, бегая в смятении праздник регифугий («бегство царя», 24 февраля в этот день царь священнодействий приносил жертву на месте комиций и затем убегал) — с изгнанием Тарквиния Гордого обычай приносить в жертву собак — с их нерадивостью во время войны с галлами (когда из-за молчания собак защитники Рима чуть не пропустили врага спасли город поднявшие крик капитолийские гуси, посвящённые Юноне).
Егоживотным считалась пантера. Вримских провинциях подименем Дианы почитались туземные богини. У автора нач. Verg. Утверждению такого мнения способствовали неопределённость пола древних божеств (ср.
К богам, деятельность которых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве. Aen. римляне освятили храм Венеры Эрицинии. Онотождествлялся сОсирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном иЛибером.
Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца (утро – отсюда Janus Matutinus) и все календы, а также названный по его имени месяц январь, как совпадающий с началом прибывания дней. Приразделе мира получил подземное царство, гденеумолимо ибезжалостно управлял мертвыми. Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами и он решил родить Геракла.
Когда тело Корониды сжигали напогребальном костре, Аполлон или, поегопросьбе, Гермес иссек тело убитой, вынул изчрева младенца Эскулапа ипринёс навоспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил егоискусству врачевания. Внутри этого храма находился очаг Весты, вкотором весталки поддерживали вечный огонь. дедушка Бахуса. Вдревности почитался какСоль Индигет. Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона. Бог Сильван навел ужас на войско Тарквиния и победа римлян была очевидна.
Обессилевшего от истощения, его прибило к острову волшебницы Калипсо, которая выходила его и предложила вступить в брак. Энния, они всесторонне развиты в трактатах Цицерона «О природе богов» и «О дивинации», в которых сам бывший авгуром Цицерон высмеивает все способы выяснить волю богов и решительно сомневается в их существовании, хотя в трактате «О законах», написанном с точки зрения политика, а не философа, считает веру в богов и все религиозные установления предков обязательными.
Дети росли на природе и стали сильными и ловкими воинами. Они делились на богов небесных, земных и подземных (Liv. Мифы, боги, герои, демоны Эллады и Рима. ВI веке доР. Х. Насланная Герой наФивы внаказание засовращение Лаем юного Хрисиппа, Сфинкс расположилась нагоре близ Фивизадавала каждому загадку («Кто изживых существ утром ходит начетырех ногах, днем надвух, авечером натрех. »).
При наличие двух дочерей – старшая получала когномен Старшая (Major), а младшая – Младшая (Minor). Узнав тайну своего происхождения, братья решили вернуть престол деду Нумитору. Бык совокупился с женой Миноса Пасифаей. Пандора ("всем одаренная"), в греческой мифологии первая женщина, созданная Афиной и Гефестом по велению Зевса, стремящегося отомстить людям, для которых Прометей похитил божественный огонь. Существовали и культы сельских общин. Он был также богом войны (Mars Gradivus) военные атрибуты его (священные копья и щит) указывают на древность культа.
Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс царицы воинственных амазонок Ипполиты. hist.
Диана покровительствовала плодородию, на что указывает, может быть, совместность праздника ее (13 августа) с жертвоприношением в честь Вертумна. Фортуна изображалась ввиде женской фигуры, сатрибутами: колесом (символ изменчивости счастья), штурвалом ирогом изобилия. Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя. II 563 след. ). ВРиме общины еепочитателей вначале преследовались.
Какбогприбыли ончасто изображался скошелем денег икадуцеем, нося эпитет «счастливый». В 186 г. до н. э. римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога. А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в храм богини Весты. О странствиях Энея римские авторы рассказывают по-разному.
Онабыла отождествлена сАртемидой иГекатой, получив эпитет Тривия— «богиня трех дорог», толковавшийся какзнак тройной власти: нанебе, земле иподземлёй. Считалось, чтокаждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина— своего Гения). В этом звании он проявил энергичную и плодотворную деятельность. После 4-го сына, остальные мальчики получали, как личное имя порядковый номер – Квинт (5-й), Секст (6-й), Септимий (7-й), Октавий (8-й) и т. д. В 426 и 430 гг. Кроме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) – Penates, к которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста.
Под названием Цереры (Ceres) с 496 г. до н. э. была известна греческая Деметра, культ которой оставался в Риме абсолютно греческим, так что даже жрицами при ее храме были гречанки. Янус изображался сключами, 365 пальцами почислу дней вгоду, который онначинал исдвумя смотрящими вразные стороны лицами, откуда егоэпитет «двойной». С4 в. доР. Х. Выучившись иповзрослев, Эскулап пришёл кдерзкой мысли воскрешать мёртвых, зачторазгневанный Зевс иубил егомолнией. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определённых индивидуализированных персонажах — в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы — нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям.
Одинаково искусный как дипломат и полководец, он не только сумел обуздать герм. Правда, вскоре онбылснова оживлен Зевсом, ноотказался отоживления умерших людей. Веста – римская богиня священного очага римской общины, курии идома. С Янусом Matutinus родственна Mater Matuta, богиня рассвета, подательница света, помощница при родах, вместе с Портумном охранительница гаваней.
племена, обитавшие в Галлии, но и заставил их еще служить интересам империи.
Наримских монетах встречается изображение Плутона, ввиде фигуры мужчины свысоким головным убором (полос), свытянутой правой рукой искипетром влевой. КакЮпитер Виктор ондаровал победу войскам римлян. Салюта – римская богиня здоровья, благополучия ипроцветания. Иконография Сераписа чужда египетской традиции инапоминает образы Плутона иЗевса.
Культ Сераписа какбога столицы Египта Александрии былвведен основателем династии Птолемеев вЕгипте Птолемеем I Сотером (правил в305-283 доР. Х. ) присодействии египетского жреца Манефона иафинянина жреческого рода Тимофея. Голова Аполлонаили егофигура полностью часто встречаются наримских монетах. Прекраснее всех была Европа – дочь местного царя. Следующий подвиг не был таким кровавым. Прономен Гай имел этрусские корни, но его значение неизвестно.
С сер. Тесей совершил еще ряд подвигов. Немезида, греческая богиня, поГесиоду, дочь Никты именуемой также Адрастеей (неотвратимой) иблизкая посвоим функциям богине Дике. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.
Катрибутам Меркурия изображаемым намонетах, относятся петас, крылатые сандалии икадуцей. Тесея спасло то, что отец узнал свой меч, которым герой резал мясо. Впоследствии братья узнали освоем происхождении, убили Амулия ивернули власть своему деду.
Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие— «famuli divi» и «virgines divi». Известны разные сочетания иерархии генеалогии античных божественных существ – «Олимп», различные системы "двенадцатибожия" (например, в Афинах – Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). В ларце оказалось чувство, способное победить любое зло — надежда. При этом случайно погиб мудрый кентавр Хирон.
Намонетах изображался соследующими атрибутами: молот, щипцы, наковальня ипилей (войлочная шапка ремесленников). После падения разоренной Трои он по велению богов оставил горящий город и вместе со стариком-отцом, женой Креусой и малолетним сыном Асканием (Юлом), захватив изображения троянских богов, в сопровождении спутников на двадцати кораблях отправился на поиски новой родины. Воздает людям сообразно ихвине наказание загордыню инесправедливости. В312 году доР. Х.
Юношу изгнали из города и он погиб прежде, чем отец узнал правду. В295 году доР. Х. День учреждения Храма Дианы 13 августа былднем отдыха длярабов. Сначала оннепринимает участие взащите Трои, ноприсоединяется ктроянцам после изгнания егоАхиллом изродных мест.
Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, вот таким образом иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Следующим подвигом стала победа над гидрой, священной девятиголовой змеей Геры. Если дочерей было больше, чем две, то старшая оставалась Major, Minor была самая младшая, а остальные девочки носили свои порядковые номера – Секунда (Вторая) и т. д. Счастливо миновав блуждающие скалы Планкты, Одиссей потерял шесть человек, которых утащила и сожрала шестиголовая Скита (Сцилла). Римские боги были нравственнее греческих. Миры богов, людей и мёртвых были разграничены (так, право богов — fas не смешивалось с правом человеческим — ius из действия которого изымалось всё посвящённое богам маны впускались в мир живых лишь трижды в год) и вместе с тем взаимосвязаны.
Культом богини заведовали шесть дев, названных по имени ее весталками. О сложном генезисе «римского мифа» можно судить на примере легенды о царе Сервии Туллии, прототипом которого был этрусский полководец Мастарна, превратившийся в сына Лара и рабыни Тарквиния Древнего воспитанный предвидевшей его славное будущее мудрой царицей Танаквиль (известной также под именем Гаи Цецилии, образ очень сложный и не поддающийся адекватной интерпретации), возлюбленный Фортуны, народолюбец, раздавший народу земли (чтобы сделать его независимым от знати), установивший ценз (чтобы каждый мог выдвинуться не по родовитости, а по способностям), учредивший для крестьян паги и паганалии, для соседей — компиталии, для рабов и чужеземцев культ Дианы на Авентине. Перед уходом от Эфры Эгей привел ее к валуну, под который спрятал свой меч и сандалии. намонетах южно-италийских Локр.
В давние времена Рим был небольшим городком, построенным на берегу реки Тибр. Ромул разгневался и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города. ». до н. э. ). Юридически они были вещью и их хозяин был волен делать с ними, что ему угодно, в т. ч. За это боги решили навечно оставить смельчака в аиде, но Тесея спас Геракл.
Первыми богами, заимствованными у греков, стали Аполлон и Дионис. Сюда относились Фавн, с женой Фавной (Bona Dea), – благодетельный бог, отожествленный позднее с царем Эвандром бег жрецов Фавна, луперков имел целью низвести благословение бога на людей, животных и поля. Геракл, в греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Первоначально богиня урожая, материнства, женщин.
Бахус, латинская форма имени Вакх, одного изимен греческого Диониса, божества восточного (фракийского илидийского) происхождения, распространившегося вГреции сравнительно поздно исбольшим трудом утвердившегося там. Один из воинов – Гораций Коклес приказал сжечь мост, чтобы враг по нему не прошел. В древнем Риме проще всего было определиться с именем, если рождалась девочка.
Священным растением Аполлона быллавр. Культ Соля иЛуны доII века былраспространен восновном среди крестьян. Как священные почитались рощи и деревья в отдельных имениях и на отдельных холмах Рима. Культ Кибелы былвведен в204 году доР. Х., вконце Второй Пунической войны. После окончания борьбы спатрициями, Либер вошел вобщий римский пантеон богов истал богом свободных самоуправляющихся городов, видимо из-за своего имени. Первых трёх царей, включая Ромула, современные историки считают фигурами легендарными. Каксимвол дарованного гражданам изобилия, Теллура изображена наалтаре Мира. Пережив ряд приключений и страшнейшую бурю, он достиг италийского города Кумы, а затем попал в Лаций, область в Центральной Италии.
Его оружие – молния в древнее время в особых культах он даже назывался молнией. В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы их именем клялись.
Иногда культ Ромы сочетался скультом римских полководцев, например Тита Фламинина. Покончил жизнь самоубийством после поражения в битве с сенатскими войсками при Филиппах (42). Мир в их представлении был населен враждебными или благосклонными к миру людей сущностями. Римская Минерва соответствует этрусской Менрве. Отсюда разнообразие егофункций – какгубительных, такиблагодетельных. Заботы обэтом храме впоследствии взял насебя Август, какчлен рода Юлиев. По некоторым сведениям, у Цирцеи от Одиссея был сын Телегон, нечаянно погубивший отца.
Морской Нептун почитался людьми, отправлявшимися вморское путешествие. Греки верили, что Кадм. СЦерерой связывается введение земледелия изаконов, приобщивших людей кцивилизации. Емубылпосвящен веселый праздник «либералий», который происходил 17 марта. Это был бог колыбели, первых шагов, надежды, здравомыслия и прочие. переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула (религиозно-жреческая функция) и его союзника Лукумона (военная функция) с Титом Тацием (хозяйственная функция), последовавший за ней мир и союз этих героев, а значит, всех необходимых обществу компонентов, отразившийся в предании о делении общества на три трибы — Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Титиев (в честь Тита Тация).
Правда, Тесея не было среди аргонавтов в это время он помогал царю лапифов Пирифою похитить владычицу аида Персефону. культ Венеры начинают использовать вполитических целях различные государственные деятели. Правда, подвиг не был засчитан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник. Накульт Соля большое влияние оказали восточные солярные культы. назвать, как ему захочется. Это игра не для слабонервных.
Таковаже была еёфункция ивРиме.
Он же посылал оплодотворяющие дожди (Elicius) и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber). ВРиме древнейший алтарь Геркулеса находился уБычьего рынка возле цирка. I 21) имена которых образованы от названий отдельных актов.
Они собрали себе по отряду и направились к Альба-Лонге. В самом начале формирования своей религии они даже не могли назвать их половую принадлежность. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших как бы часть их общины (отсюда распространённая впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но могли о них думать, говорить и писать, что угодно, вплоть до полного их отрицания.
Изначально онаносила имяВалетуда ибыла местной богиней, почитавшейся навершине Салютаре (одной извершин холма Квиринал), нокконцу Римской республики стала называться Салюта. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (напр., афинских демов) и культы домашние или семейные, а также культы частных обществ или лиц. Nat. Приобращении кбогам имяЯнуса призывалось первым.
Онбогсвета исолнца, предсказатель судеб богискусств ипредводитель муз покровитель земледелия, стад, всей растительности вообще, богврачевания, бог-искупитель, богюности итакдалее. Можно различить, далее, культы государственные и частные. Следующие подвиги Тесей совершал на благо Афин.
до н. э. Возвращаясь домой, Тесей забыл сменить парус в знак победы. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города. Первыми появились Гея – земля, Тартар – ад и Эрос – любовь.
Gell. Веста олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так и частном. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. вРиме былвозведен храм, ставший религиозным центром плебеев вборьбе спатрициями.
Он напоил гостя и уложил в постель со своей дочерью Эфрой. Янус, вримской мифологии богвходов ивыходов, дверей ивсякого начала (первого месяца года, первого днямесяца, начала жизни человека). В эту же ночь с ней сблизился и Посейдон.
консулом Гнеем Юлием. Значение культа дуба для римлян (как и для других италиков и для кельтов) подчёркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Эгерией в священном лесу. Матерью Меркурия считалась Майя. Геркулес (переделка на лат. Культ леса имел непосредственное отношение к культу водных источников (см. Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Были, наконец, еще боги, усвоенные римлянами у других народов, главным образом у этрусков и греков.
С крутыми склонами, окружённый болотами, он был удобным убежищем от врагов. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер. Мифы о сакральных браках (Дианы и Вирбия, Нумы и Эгерии, Лара с жрицей домашнего очага, весталкой или рабыней, ставшей матерью героя-основателя и законодателя — Ромула или Сервия Туллия, Акки Ларентии и Геркулеса, Сервия Туллия и Фортуны) восходят к древнейшей основе. Сзавоеванием Римом Италии культ Юноны изиталийских городов переместился вРим, чтопридало ейновые функции иэпитеты: «Regina» (царица), «Lucifera» (светлая), «Sospita» (вспомоществующая), «Rumina» (кормилица), «Fulgura» (молнемечущая), «Moneta» (советница) идругие.
К ней же восходят различные легенды об отмене (под влиянием цивилизующего влияния Геркулеса, Сатурна) человеческих жертвоприношений, замене их праздником Аргеев (когда из святилищ курий отправлялась процессия к Тибру и жрецы сбрасывали в реку куклы и был введён обычай вешать на перекрёстках заменявшие свободных и рабов куклы и шерстяные шары и т. п. ). В 203 г. до н. э. Ливия Андронника, переведшего на латынь «Одиссею» и первым писавшего пьесы для театра на сюжеты греческих мифов, выступают романизованные греческие боги, которые, очевидно, уже известны публике. король и королева мая).
От титана Я пета и океаниды Климены родились 4 сына: упрямый Атлант, заносчивый Менетий, хитрый Прометей (предвидящий) и простоватый Эпиметей (послесо-ображающий). С 46 г. наместник провинции Цизальпийская Галлия, с 44 г. претор, участвовал в заговоре против Цезаря. Ворота ее в военное время были раскрыты под аркой находилось изображение двуликого бога. Впервые изображения Ромы, увенчанной Фидеей, появляются в204 году доР. Х. появляется мистический культ Исиды, позднее описанный Апулеем. Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер — камень, Марс — копьё, Веста — огонь и др. ), а различные обряды и ритуалы толковались как действия имевшие целью усилить благодетельное и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов и созданию мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами их родственные и брачные отношения.
которая родила от него Минотавра, человека с бычьей головой. От них ждали покровительства при жизни и награды после смерти. Они есть везде и постоянно сопровождают человека. Ромул и Рем — сыновья весталки Реи Сильвии и бога войны Марса.
Наиболее существенные элементы «римского мифа» встречаются в первых дошедших до нас римских письменных источниках 3—2 вв. Мир богов представлялся устроенным по образцу мира людей они имели своего царя Юпитера, наиболее почитаемые из них именовались, как и сенаторы, отцами — patres имели своих божественных слуг — famuli tivi и, видимо, аналог весталок — божественных дев — virgines divi, обслуживавших их очаг. Но это не помогло.
Толпился народ перед расселиной и спорил о том, что ценнее всего в Вечном городе. Юлий Цезарь, являвшийся еепотомком, посвятил ейхрам Венеры Прародительницы. Тесея спасло то, что отец узнал свой меч, которым герой резал мясо.
Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). Позднее были приданы каждому семейству, городу, государству, для охраны, свои Гении. XVI 37, 1). Roma) и став его первым царем.
Намонетах Сатурн представлен вобразе старого человека, держащего вруке серп. В тот же миг бык бросился в море и унес ее на остров Крит, где Европа родила Зевсу трех сыновей — Миноса, Радаманфа и Сарпедона, а затем вышла замуж за местного царя Астерия ("звездного"), усыновившего ее сыновей от бога. Исида воспринимает черты Тихе (богини случая), Деметры иГекаты исливается сКибелой, вот таким образом римская Исида неимеет практически ничего общего сдревнеегипетской богиней. Онизображался ввиде прекрасного юноши, держащим лируили натягивающим лук.
Культ, возможно, заимствован изгорода Фалерии, гдеМинерва издавна почиталась какпокровительница ремесел иискусств. Вот таким образом Рим часто называют «городом на семи холмах». Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу, но ревнивая Гера расстроила его планы.
Рома, вримской мифологии богиня, олицетворение города Рима. Сенат (Римское правительство) приказал каждому гражданину бросить по горсти земли, чтобы засыпать ее. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу и Мойре – богине судьбы. до н. э. Культ Юноны был распространен во всей Италии, в особенности у латинян, осков, умбров в честь ее получил свое название месяц Junius или Junonius. лад греч.
Здесь есть огромный выбор оружия и доспехов, миссий и заданий. Серапис, один избогов эллинистического мира. Они оба были смертельно ранены и упали с коней. Божества источников (обыкновенно – богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. Следующие четверо сыновей получали имена имеющие хождение в их роду.
Самнитам пришлось прекратить лучный бой и подумать об отступлении. Так появился на свет Тесей, великий герой, сын двух отцов. Уже в древности город Рим называли «Вечным городом» или просто Городом с большой буквы. Либеру, Либере иЦерере в494 доР. Х. Мифы оКибеле связаны сименем Аттиса, который былеекультовым спутником. В противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан или Волкан (Volcanus) был представителем разрушительной огненной стихии.
Местный царь был готов отдать за Энея (по пути овдовевшего) свою дочь Лавинию и предоставить ему землю для основания города. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», т. е. Он взял в плен царицу амазонок Ипполиту, которая родила ему сына Ипполита, дал приют изгою Эдипу и его дочери Антигоне. Тотем Марса, picus (дятел), с течением времени сделался богом лесов и лугов, покровителем земледелия и почитался, под именем Picumnus, совместно с Пилумном, богом молотьбы. И в этом отношении латинские сказания сложились не без влияния греческой эпической формы, в которую облекалась вообще значительная часть римского религиозного материала.
Вулкан имел своего жреца ипраздник Вулканалий, отмечавшийся 23 августа. Но даже перспектива бессмертия не соблазнила Одиссея, рвавшегося на родину и через семь лет боги заставили влюбленную нимфу отпустить путешественника. Прометей, как гласит сказание, похитил с неба огонь и научил людей его использовать.
В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определенной общепризнанной догматики. Процесс заимствования греческой мифологии начинается в конце VI – начале V веков. ПоОвидию, Сцилла миксантропична: унееженское лицо итуловище, опоясанное псами.
Затем герой женился на царевне Главке в отместку Медея погубила ее и умертвила своих сыновей от Ясона. Позже мальчиков заметил царский пастух. дочь Марса и Венеры. При рождении гении вселяются в человека, при смерти – отделяются от тела и становятся manes (добрыми душами).
В215 году доР. Х. Эти культы не были отгорожены друг от друга: почитались одни и те же боги, совершались одни и те же обряды (например, ритуальный обход-люстрация имения, пага, территории Рима), все они находились под контролем коллегии понтификов во главе с великим понтификом, оттеснившей жрецов-фламинов. Тем не менее, даже оригинальные боги могут вести себя по-другому в римской форме. Заимствование греческих богов началось не позднее кон.
Гефест вылепил ее, смешав землю с водой. На дальнейшее развитие римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения. Раба могли называть и по прозвищу – Виталий (живучий), дать порядковый номер (иначе запутаешься среди всех этих Сардов и Галлов. ), оставить ему родное имя или дать ему новое личное имя, как правило, греческое – что поделать в тогдашнем мире царила греческая культура и раб-сторож мог быть назван Ахиллом, не имея никакого отношения к эллинам.
Онавстречается наримских монетах (особенно намонетах императриц) ввиде величественной фигуры вдлинных одеждах свенкомили диадемой наголове. П. Бойансе показал, что «Индигитаменты» были не народным творчеством, а созданием жрецов — понтификов (многие из них были юристами, а римским юристам свойственна крайняя детализация явлений и казусов) по его наблюдениям, термин «нумина» всегда употреблялся у римских авторов и в надписях как «воля», «сила», «величие», действие бога (а также сената императора) и римляне всегда (и в древнейшее время) имели изображения богов (они в виде примитивных глиняных фигурок известны благодаря раскопкам уже с нач. ПоАполлодору, этособытие произошло в1237 году доР. Х. Первый подвиг, совершенный им, описывается так.
Кадм шел до конца и за свою братскую любовь был награжден Юпитером – получил в жены прекрасную Гармонию. Тогда Зевс в праведном гневе стер их с лица земли и сотворил третье поколение людей, названное медным (бронзовым). В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в них указаний, как поступить. Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. К числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств.
Фортуне сэпитетом «девственная» посвящали свой наряд невесты. По другому мнению, род людской впервые вызван к жизни Зевсом и олимпийскими богами. Каждый коллектив был неразрывно связан со своими богами.
С лесом связаны вещий Фавн (ряд преданий о нём, возможно, восходит к древнейшим мифам) и Сильван. Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки (indigitamenta) которых были составлены в IV веке до н. э. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Онадочь морского божества Форкияили Кратеиды.
Шли годы. Когда Рем и Ромул выросли, названый отец раскрыл им тайну их рождения. Он увёл с собой жену Креусу, сына Юла и на плечах вынес старого отца Анхиса.
Здесь Тесей покинул царевну и судьба наказала его. Либер вримской мифологии древний богплодоносящих иоплодотворяющих силземли, растительности, виноградарства, виноделия. Вместе с тем растёт тяга к единому всемогущему богу, стоящему выше земных владык, но близкого «маленькому человеку» уже не как члену какой-то общины, а лично тяга к примеру для подражания, к человеку, ставшему богом за труды и жертвы на благо людей. Aen. Праздник Нептуна, нептуналии, справлялись 23 июля сцелью предотвращения засухи.
Когда Тесей вызвался сразиться с Минотавром, его старый отец пришел в отчаяние. II 28), нежеланием жрецов из опасения злоупотреблений открыть подлинное имя бога (Serv.
Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Эти культы фамилий группировались вокруг домашней Весты, ларов, пенатов. (Геркулес, особенно Сильван, Бона Деа, Ферония и пр. ). II 351), слиянием божества одного пола с аналогичным и одноимённым, но другого пола, почитавшимся в соседней общине (Церера в некоторых италийских общинах известна как Церус). Вримском государственном культе Юпитер именовался Наилучший Величайший (Optimus Maximus), став богом Римского государства, еговласти имощи.