В«Фастах» поэт рассказал историю о том, как Янус подарил юной Кардии, в возмещение утерянной ею девственности, ветку боярышника, который будто бы отгонял стриксов. Волчий праздник (луперкалий) — праздник очищения и плодородия — начинался 15 февраля и был посвящен богу лесов Фавну.
Первоначально Юнона была богиней брака и материнства. Прожив долгую и счастливую жизнь, царь умер, оплаканный римским народом. Царь отверг ее предложение и тогда сивилла сожгла три из девяти книг пророчеств. Ее называли «богиней трех дорог» (в праздники ее изображение помещалось на перекрестках), обладающей тройной властью: на небе, на земле и под землей.
Первоначально почиталась как богиня садов и плодов, урожая. Осада тем не менее продолжалась, продовольствие скудело и дорожало и Порсена уже надеялся взять город не сходя с места, когда объявился знатный юноша Гай Муций, которому показалось обидным, что римский народ, ни в какой войне ни от каких врагов не знавший осады, даже в те времена, когда рабски служил царям, ныне, уже свободный, осажден этрусками, столько раз уже им битыми. К северу от Сицилии, на небольшом островке Вулькано, находилась резиденция самого бога.
Вот таким образом сенат многое сделал тогда, чтобы угодить простому народу. Этрусское прошлое останется в новой римской жизни, являя себя в именах собственных (предполагается, что само имя Рома восходит к этрусскому названию реки), в церемониях триумфов и парадной одежде императоров, в архитектурных и театральных традициях и, конечно, в мифологии. Так формировалось понятие «римлянин», контрастировавшее с понятием «грек», поскольку первое ассоциировалось с определениями «суровый», «воинственный», «стойкий», а второе — «изысканный», «жизнелюбивый», «гармоничный». В функции Цереры римляне включали также заботу о произрастании и созревании злаков.
Цену она предложила по тем временам огромную: триста золотых монет. Богине были посвящены праздники жатвы и зимнего посева, а также праздник цереалий (19апреля). После союза с греческими мифами «образовался» брачный союз Вулкана с Венерой (как калька эллинской божественной пары Гефеста и Афродиты). На казни присутствовал Брут, молчаливый и суровый.
Миф об Энее выполнял несколько важных функций: утверждал римлян преемниками греческой цивилизации (Рим — вторая Троя) и потомками богов (Эней — сын Афродиты), которым было предначертано свыше править народами объяснял некоторые важные события истории нации (война с Карфагеном). После этого женщины могли вернуться в семью и выйти замуж. Весталки в римском обществе пользовались исключительными привилегиями и почестями. По просьбе Дианы его воскресил Эскулап (Асклепий) и богиня перенесла своего любимца в Немейскую рощу, где он учредил ее новое святилище. Кроме того, в мифологии ей отвели место прародительницы потомков Энея.
Особенно популярной Венера стала в Iв. Теллус призывали также при заключении браков. Эней и троянцы, обосновавшись на новой земле, заключают мир с царем Латином и договариваются о свадьбе дочери царя Лавинии и Энея. Вокруг нее те фигуры из мифа, которые, когда умерли, превратились в цветы. Видение близнецов объясняло происхождение старейшей жреческой коллегии — авгуров.
Римские боги делились на небесных, земных и подземных. Политизированные этруски, как и их продолжатели римляне, были убеждены, что боги внимательно отслеживают жизнь их городов: Тиния осуществлял верховный надзор за жизнью всех обитателей, Уни «отвечала» за политическую сторону государственной жизни, благополучие семьи и рост населения. Альбунея (так звали Тибуртинскую сивиллу) явила ему образ Пресвятой Девы Марии с божественным Младенцем на руках и тогда Август отказался от высокой чести. Возможно, у них существовал миф о сотворении мира Янусом, «богом богов», «добрым создателем», блюстителем мирового порядка, вращающим ось созданной им вселенной.
Главным очагом богини огня считалась гора Олимп с ее небесным пламенем. Особо она покровительствовала освобождению рабов, то есть как бы росту из социального положения: были они рабами, лишенными даже собственной личности, а становились вольноотпущенниками, вырастая до положения римских граждан, хотя и «второго» сорта. Всем известный итальянский город Флоренция назван именно в честь богини плодородия и цветения. При формировании нового пантеона (Юпитер, Юнона, Минерва) Марс утверждался как бог войны. до н. э.
кРиму подступили галлы-сеноны и захватили город, оставшиеся в живых римские воины отступили на Капитолий и стали ждать помощи от союзников. Она была богиней начала каждого месяца (Календария), «советницей» (Монета между прочим именно в храме Юноны Монеты римляне чеканили свои деньги).
Следующим царем Рима стал Тулл Гостилий, который продолжал завоевательную политику Ромула. На празднике могли присутствовать все люди без разбора. Сенаторы одобряют.
Обращение к богам носило следующий характер: «или бог или богиня или муж или женщина или каким бы другим именем ты не пожелал назваться». видовой состав растительности страны, обл., р-на. Так назывались жрицы богини, которые должны были поддерживать священный огонь.
Первоначально ей поклонялись как богине садов, а ее имя упоминалось как синоним плодов. до н. э. ). Впоследствии поклонение Церере приняло общенациональный характер В 493 г до н. э. на Авентинском холме был построен храм, где возносились почести Церере, Бахусу (Либеру) и его супруге Либере. Античные гимны воспевают Гестию «зеленотравной» владычицей «с ясной улыбкой» и призывают «счастьем повеять» и «здоровьем с целящею дланью».
Ее родителями были Кронос и Рея, а самым младшим братом – Зевс. Другими покровителями римских домов были Пенаты.
Опираясь на немногочисленные существующие источники (священные книги авгуров, сочинения историков и писателей Рима), невозможно реконструировать космогонические мифы и представить римскую мифологию как развивающуюся систему. Перед каждым значимым делом ей приносили жертвы. Веста – богиня домашнего очага городской общины, курии.
И только после отождествления италийской небожительницы с греческой Афродитой (IIв. В торжественных клятвах пенаты упоминались вместе с именем Юпитера. Тогда, останавливая бегущих поодиночке, становится он на их пути и, людей и богов призывая в свидетели, начитает объяснять, что бессмысленно так бежать без оглядки ведь если они, перейдя мост, оставят его за спиною, то сразу же на Палатине и на Капитолии будет еще больше врагов, чем на Яникуле.
И лишь когда римляне установили праздник в честь богини – Флоралии, Флора вновь обратила свой благосклонный взгляд на Рим и снова все расцвело. Само слово «сивилла» переводится как «божья воля». Темной ночью враги решили штурмовать крепость. Волку был посвящен особый праздник: луперкалии.
Если муж беспричинно разводился с женой, половина имущества супруга оставалась за «разведенкой». Его имя упоминалось при всяком государственном акте, при любой частной сделке. Аякс (который превратился в дельфиниум - гвоздика на картине Пуссена «Сад Флоры», Дрезден) изображен бросающимся на свой меч— он обезумел и покончил с собой после того, как лишился доспехов убитого. АХИЛЛЕСА («Мет», 13:382-398). Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону.
Аполлон наградил ее даром предвидения, но, оскорбленный (Кассандра не ответила на его любовь), покарал презрением окружающих, не верящих ее словам. Тарквиний снова отказался. Она окликнула Юнону и стала расспрашивать, куда и зачем та держит свой путь. Крокус и Плющ— красивый юноша и нимфа— склоняются в одну сторону: за свое нетерпение он превратился в цветок, который носит его имя или в тисовое дерево. Однако очень скоро этот бог утратил свои функции покровителя земледелья и стал «отвечать» за римскую государственность: свободу римского народа, утверждения его славы и величия.
Этот особый феномен Вил Дюрант называет «этрусской прелюдией». С ростом влияния Рима утвердился его религиозный центр: Капитолийский холм. был сооружен храм в долине между Палатинским и Авентинским холмами. Обычай этот наверняка либо возник во время войны, но не забылся и в мирное время, либо зародился при обстоятельствах более спокойных, чем те, на которое указывало бы объявление о продаже вражеского имущества. Следует отметить еще одну этрусскую богиню, которая перейдет «по наследству» римлянам и будет играть в их мифологии важную роль – это Веста.
У стрикса была большая голова, крепкий клюв и острые когти. Потом о празднике забыли и только в 238г. Так назывались жрицы богини, которые должны были поддерживать священный огонь. Особое значение для римского народа имели сивиллины книги.
Греки же соотносили ее со своей богиней цветов Хлоридой. Прежде всего позаботились о продовольствии: одни были посланы за хлебом к вольскам (соседнее племя. Эней — сын Афродиты и Анхиса — мужественно сражается на стороне Трои против ахейцев, а после взятия города готов разделить его судьбу. Они являлись залогом непобедимости и вечности Рима. Куманская Сибилла получила свой дар от влюбленного в нее Аполлона.
Она сожгла три из них и снова повторила предложение. Фортуна — богиня счастья. Тогда их называли «Не вестами», тем самым подчеркивая право на замужество. Попытка оказалась неудачной и он был схвачен. Возможно, первоначально он был создателем мира, космоса и человеческого рода, богом, который все формирует, всем правит, знает прошедшее и будущее (отсюда два лица).
Однако с течением времени римляне постепенно наделяли своих богов человеческими чертами. После этого женщины могли вернуться в семью и выйти замуж. Судя по обнаруженным надписям, древний культ Теллус особого распространения не имел, хотя Вергилий и называл ее «первой из богов» и в конце концов был вытеснен культом Цереры. можно изменять Ф. СССР согласно плановым заданиям социалистического гос-ва.
Чтобы распознать волю богов, умиротворить и заручиться их поддержкой, в Риме была разработана система священнослужения. В древности она была богиней священного огня, вот таким образом любой очаг римляне называли «Вестой». Селяне посвящали ей особые празднества – цереалии, а во время паганалий (праздника пагов) торжественно призывали ее.
ПОДСОЛНУХ), у которых такое же, как у подсолнуха, свойство) пристально смотрит в безнадежной любви на бога-солнце, поворачивая свою голову, чтобы следить за его каждодневным шествием по небу («Мет», 4:256-270). Церера была плебейской богиней. У древних римлян было четыре священных животных: волк, дятел, сирена и сова.
Матерью Диониса была дочь фиванского царя Семела. В честь богини Цезарь на Форуме Юлиев выстроил пышный храм Венеры Прародительницы. Таковы были древние римские божества и посвященные им праздники. Закреплению такой традиции способствовал культ Гения. Одним из центров культуры Дианы был город Арция (соврем.
Минерва – третья богиня великой триады. Фортуна может обласкать (не случайно говорят «любимец Фортуны»), но ее нельзя искушать, а то капризная богиня может и отвернуться. Наряженные в белые одежды плебеи – участники цереалий украшали себя венками и торжественно приносили жертвоприношения свиным мясом, медовыми сотами, фруктами и овощами, а потом устраивали обильные пиршества, на которые приглашали всех проходящих.
Однако последнему римлянину удалось победить всех трех альбанцев и решить судьбу Альба-Лонги, которым теперь повелевали римляне. НАРЦИСС склоняется над своим отражением в источнике. Этой опекой и ограничивалась роль Цереры в позднеримском обществе. Этот храм сразу же стал центром борьбы плебеев против патрициев.
Наряжались все в яркие пестрые одежды – как бы воспоминание о ярких цветах. Под ее опекой находились ремесленники, учителя, актеры, музыканты, врачи. В качестве богини подземного мира Теллус принимала очистительные жертвы от семьи умершего.
По приказу царя римлян Меттий был схвачен, публично обвинен в предательстве и казнен. Эта хищная птица питалась человеческой кровью и плотью. Особо велика его роль при охране жителей города в чужих землях. Девочек на эту роль отбирали тщательно.
Весталок чтили с тем же пиететом, что и саму богиню. Отсюда проистекает и первое значение слова «религия» (religio) — выполнение ритуала. Пан).
Несмотря на победу Горация, мир с альбанцами был недолговечен: альбанцы роптали и требовали пересмотра унизительных условий. Впрочем, сивиллы гораздо теснее связаны с Вечным городом. Авгуры предсказывали будущие события, наблюдая полет птиц и их поведение при кормлении. Заговорщики были объявлены предателями республики и казнены.
Считается, что на рубеже 1Х – У111 вв. Жестокий тиран преследовал многих достойнейших людей города и расправлялся с ними. Кроме того, на раннем этапе своего развития римская цивилизация испытала влияние этрусков.
Кроме традиционных эпитетов, свидетельствующих о ее необыкновенной красоте («прекрасная», «лучезарная» и т. д. ), в Риме ее называли «милостивой», «очищающей», «конной» и даже «лысой» (по преданию, в память о самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов). С тех пор Энею поклоняются как богу-родоначальнику, основателю римского города. Главными богами этрусков были 12 богов, делившихся на 6-ть мужских и 6-ть женских. — И. С. ), настолько грозным имя Порсены. Он разрушил многие соседние города, а жителей переселил в Рим. И Флора не выдержала. С Марсом связаны ритуалы очищения земли имения, доспехов.
Одно из имен бога виноделия Диониса. И снова принялась Юнона умолять Флору отдать ей цветок. Хитрая задумка почти удалась: галлы достигли вершины холма и перебили сонных часовых.
Первое десятилетие было посвящено постепенному обучению, в другие десять лет они скрупулезно исполняли ритуалы, а последнее десятилетие обучали своему ремеслу молодых весталок. У римлян он будет называться Марсом и станет фактически прародителем нации. В положенное время Зевс распустил швы и на свет появился Дионис. Весталок чтили с тем же пиететом, что и саму богиню.
Полуведьма-полуптица питалась кровью и внутренностями младенцев. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare mensis Floralis). Богиня Флора подобна присутствующим в мифологии многих народов божествам умирающей и возрождающейся природы, покровительствующим земледелию или растительности в целом. Но, послушный воле богов, он забирает свой народ, троянские святыни (пенаты) и отправляется искать новую родину. Придя в лагерь, попал он в густую толпу перед царским местом. Трагическая смерть царицы (она восходит на костер и пронзает себя мечом Энея) призвана объяснить будущие войны между Римом и Карфагеном. Многочисленность врагов поколебала защитников Рима и они обратились в бегство.
По совету авгуров царь купил три последних книги. Она не распространяется на леса. Римляне считали, что волчица спаривается в присутствии всех сородичей. Вторая попытка взять Рим была предпринята при помощи царя этрусков Порсены. Античные гимны воспевают Гестию «зеленотравной» владычицей «с ясной улыбкой» и призывают «счастьем повеять» и «здоровьем с целящею дланью».
Существовали также Лары соседских общин. Адонис (анемона) со своим копьем и охотничьими собаками отодвигает в сторону плащ, чтобы открыть свое раненое бедро (ВЕНЕРА, 5). Царство Флоры. Все это магическим действием воздействовало на плодородие земли. Как уже говорилось, ее культ римляне заимствовали у этрусков.
Так бесславно закончилась последняя попытка Тарквиния Гордого вернуть свою власть. В культе Дианы важную роль играл огонь. Это относится как к их внешнему облику, так и к образу жизни: некоторые из них образовывали супружеские пары (Фавн — Фавна, Либер — Либера). Решить судьбу городов должен был поединок братьев Горациев (римляне) и Куриациев (альбанцы). Ее родителями были Кронос и Рея, а самым младшим братом – Зевс.
В ходе ожесточенного боя пали двое братьев Горациев. Слово «сивилла» означает не имя собственное, как часто думают, а жрица, пророчица. Он объявил войну городу Альба-Лонга, обвинив его жителей в похищении скота.
А ведь в ранние века существования Рима Церера почиталась как богиня материнства и брака. Боялись не только врагов, но и собственных граждан, как бы римская чернь от страха не вступила в город царей, не приняла бы мир даже на условиях рабства. В этом качестве Веста была хранительницей засеянного поля. Овидий рассказывает о царстве Флоры— даре Зефира, который она наполнила цветами.
Мифы о женщинах, обладающих талантом предсказания, связаны с мифами об Аполлоне. Волкам римляне приписывали всевозможные чудесные и магические свойства. Пойти на такой шаг его заставило известие о том, что триста доблестных римлян поклялись убить его.
Ее праздник 11 июня совпадал с днем богини плодородия и деторождения Великой Матери и ей, как одной из богинь, воплощавших в себе образ Великой Матери, посвящали свои молитвы женщины, мечтающие о ребенке и легких родах. Гиакинт поднимает руку к своей раненой голове (см. Например, священными птицами Рима были дятел и орел — спутник Юпитера. Пенатами называли фамильных («отеческих») хранителей дома, главным же образом – запасов продовольствия.
Близки к пенатам были лары или божества-покровители человеческих сообществ и их земель. Особой популярностью Флора пользовалась у молодежи. Алтарь Пенатов находился у очага: здесь им приносились дары, здесь же стояли и глиняные фигурки богов (обычно их было две).
Сыновья Тарквиния Древнего отличались жестокостью и вероломством. В своем законченном варианте миф о прародителе римлян выглядит следующим образом. Трижды Флора была готова помочь Юноне, но каждый раз ее останавливал страх перед Юпитером. Юнона сорвала цветок и дотронулась им до своего тела. Гай Юлий Цезарь считал Венеру прародительницей рода Юлиев.
Флора была одной из древнейших римских богинь. Миры людей и богов были строго разграничены и не соприкасались. Перед каждым значимым делом ей приносили жертвы. Тогда-то воскликнул Коклес: «ОтецТиберин. уничтожает одни виды и вводит другие. Первым авгуром считался Ромул и его жреческий жезл хранился как особая святыня.
Преемником Тарквиния Древнего стал Сервий Туллий, воспитанник старого царя. Когда в 390г. Ее супругом был бог Херкле – могучий воин и защитник города. На алтаре Ларов раб мог найти прибежище от гнева господина.
Сыном его часто называли Мариса – бога, помогающего всякому росту (даже движению времени), умножающего силы, могущество и величие. Юпитер был как богом охраняющим, (под его покровительством находились даже семейные союзы), так и карающим -обманщиков, клятвопреступников, нарушителей договоров.
Но Ферония довольно скоро перенесла свою власть на людей. Пуссен изображает ее в танце, грациозно парящей и разбрасывающей цветы. Его сестра Ифигения была, как известно, жрицей Артемиды. В годы борьбы патрициев и плебеев она возглавляла плебейскую триаду богов (Церера, Либер, Либера), которой в 493г. Все в них должно было соответствовать образу великой богини. Лары охраняли домашний очаг и земли фамильной усадьбы.
Либер и Либера считались богами оплодотворяющей силы и виноделия. Затем Маны превратились в обитателей подземного мира, в которых воплощаются души умерших.
Вождь сенонов Бренн отступил от города. Зевс успел только выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его в свое бедро. После отождествления с греческой Герой богиню «возвысили» до ранга супруги Юпитера, он стала царицей неба и на нее перешла часть благостных функций божественного супруга. Самоубийство Лукреции, не пожелавшей жить опозоренной, взывало к мести.
Важным элементом ритуала было обращение к богам и ожидание их ответа. Первоначально Марс входил в триаду богов, возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс, Квирин). В качестве Феретрия и Статора (Непобедимый, Победитель, Мститель) Юпитер почитался как бог войны и победы. Согласно поэме Овидия (43 до н. э. Самому своему происхождению люди обязаны деревьям.
У греков сохранилась даже поговорка «начинать с Гестией». «Фауна», собирательное понятие для мира животных, восходит к женскому подобию бога природы Фавна (греч. Храм предоставлял убежище преследуемым плебеям и был местом раздачи хлеба беднякам. В семье жрецом считался отец, а во главе общественных коллегий стоял великий понтифик.
Тогда их называли «Не вестами», тем самым подчеркивая право на замужество. Веста представляли с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием. Его свадебным подарком была вечная весна, вследствие чего она стала богиней молодости (юности) природы, начинающей год. Главным считался Тиния – бог неба, небесного света, представлявшийся этрускам «царем людей и богов», его знаком власти был скипетр с изображением орла. В священной роще росло дерево, которое охранялось царем-жрецом. К эпохе царствования Нумитора и Амулия относятся события, результатом которых стало основание города Рима в апреле 753 г. до н. э. Нумитор, наследовавший власть, был оттеснен Амулием, который истребил все мужское потомство своего брата, а его дочь, Рею Сильвию, сделал весталкой.
После примирения патрициев с плебеями почитание Цереры стало общим. до н. э. Фортуна противостоит слепому року, неумолимой судьбе, вот таким образом вера в нее станет путеводной звездой многих великих и самых обыкновенных людей. Объединенный культ Цереры и Деметры включил в себя и еще один элемент: культ богини Теллус или Теллус Матер («мать-земля»).
Девочек на эту роль отбирали тщательно. Другой древний аспект культа богини – ее принадлежность к земледельческим богам.
Но высшей поэзией римлян была и навсегда осталась поэзия их дел, поэзия их права». То же самое происходит со всеми богами и героями. В отличие от Аполлона – божества родовой аристократии, Дионис был богом простых людей.
Церера также заботилась о сохранности урожая от грабителей. Долгие часы проводил царь в тишине священной рощи со своей прекрасной возлюбленной. За это верховный бог Юпитер наделил ее привилегией быть самой почитаемой. Когда подошли враги, все перебрались с полей в город, а вокруг него выставили стражу.
К ним обращались и рабы, когда испытывали слишком жестокое обращение со стороны хозяев. — И. С. ), другие — в Кумы.
Свою почетную службу весталки несли тридцать лет, все это время проживая при храме. В эллинистическую эпоху ее иногда отождествляли с греческой Афродитой. «Божественные Пенаты римского народа» находились в тайном помещении храма Весты. Пророчица, предрекающая будущее, находясь в экстазе.
Распространение греческой культуры шло «сверху» из аристократических кругов и не охватывало всех слоев римского общества. После отказа сожгла еще три. Огонь, горевший в храме богини, считался нерукотворным, т. е. Здесь богиня Веста называлась Гестией и имела то же самое значение, покровительствуя жертвенному огню и семейному очагу.
В целом власть Флоры ограничивается полями, садами и лугами. После упразднения сословий Либер стал богом свободных самоуправляющихся городов, а римляне в честь него ежегодно справляли веселый и хмельной праздник либералий (17марта).
В устье Тибра, куда заходят корабли Энея, завершаются морские странствия героя. Особый жрец Цереры (фламин) также избирался из плебеев. В тот день по всей Италии, у каждого домашнего очага, совершались священные обряды. «Знай же, сколь мало ценят плоть те, кто чает великой славы. » — сказал царю римлянин. Флора сочувствовала рыдающей богине, но очень боялась гнева Юпитера. Свергнутый царь многократно пытался восстановить свою власть, действуя уговорами и подкупом отдельных граждан.
С волком, точнее с волчицей, вроде бы все ясно. В этом месяце в глубокой древности существовал специальный праздник, посвященный богине. АПОЛЛОН, II). до н. э. ) Венера, само имя которой означает, по некоторым предположениям, «милость богов» (venia), стала у римлян богиней красоты и любви. Его супруга Уни почиталась как царица – покровительница верховной власти и государства.
Очень скоро, лет через 100, она превратилась в древнюю старуху. Священный знак, посланный братьям богами, определил их судьбу. Я вышел на тебя, как враг на врага и готов умереть, как готов был убить: римляне умеют и действовать и страдать с отвагою. Богине посвящался всякий казненный за ночную кражу урожая.
Юпитер считался хранителем границ (Юпитер Термин) и защитником свободы (Юпитер Либер). Другая значительная группа богов была связана с фамильными культами. Впоследствии процесс мифологизации истории можно наблюдать в разных странах. Решением народа Тарквиний Гордый лишался власти и изгонялся из города с женой и детьми.
Ее чтили как родовспомогательницу, «вспомоществующую» (Юнона Соспита), кормилицу (Юнона Румина). Первоначально богиня италийских осков и сабинян, она была удостоена празднеств в свою честь под названием флоралий, отмечаемых в период с 28 апреля по начало мая (здесь можно отметить совпадение по времени с «Вальпургиевой ночью» и множеством обрядовых празднеств, выпадающих на май). Венера – богиня красоты и любви, прародительница и покровительница римлян. Существовало поверье, что некоторые люди могут превращаться в волков. Победители мира испытывали различные влияния, которые отразились и в мифологии (римляне чтили египетскую Исиду и греческого Аполлона), но никогда не отказывались от собственных традиций.
Их дочерью была Менерва (впоследствии любимая римская богиня), а вместе эти боги образовывали верховную триаду. У греков сохранилась даже поговорка «начинать с Гестией». Первоначально его представляли богом мужской силы, впоследствии считалось, что у каждого мужчины есть свой Гений — добрый бог-покровитель, сопровождающий его на протяжении всей жизни (у женщин подобную функцию выполняла Юнона). 2. Как и его отец, он защищал город, но в то же время мог вызвать внутренние распри, его даже считали владыкой смерти, а изображали вооруженным всадником.
И он удалился, скрыв под одеждою меч. Позднее к ним были добавлены прорицания других сивилл. С этими гусями связана героическая легенда.
Праздники в ее честь — цереалии — начинались 11 или 12 апреля и продолжались восемь дней. Все в них должно было соответствовать образу великой богини. Юпитеру поклонялись и как покровителю земледелия, вот таким образом ему посвящались праздники сбора винограда (виналии).
По пути Юнона остановилась у дома, где жила богиня Флора. Об огромной роли культа деревьев и особенно дуба, у римлян собрал обширный материал Д. Фрезер («Золотая ветвь»).
Сменилось несколько поколений потомков Энея. до н. э. ). Лишь на третий раз царь согласился внять совету авгуров и купил оставшиеся книги. Ее место обитания описал Вергилий так: на склоне Эвбеиской горы зияет пещера, в которую ведут сто ходов, а из ста отверстий на сто голосов ведут сто проходов.
— И. С. ), а земли дали столько, сколько можно опахать плугом за день. Римляне выводили культ ларов из культа мертвых. Она вынесла из дома ветку с заветным цветком. К их помощи прибегали в случае родов, бракосочетаний, болезней, смерти. Его изображали с двумя или четырьмя лицами.
Сказав это, она громко заплакала. Первыми консулами республики стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллантин. — Ла-Ричча). Как и многие другие боги, соседские Лары жили в лесах и водных источниках. Римляне стали называть его Бахусом.
Во время его проведения обнаженные юноши — луперки — обегали вокруг Палатинского холма. На самом деле это, конечно, не так. Церера была хранительницей сельской общины (пага). Так была уничтожена в Риме царская власть и провозглашена республика. По преданию первой сибиллой была троянка, от нее получили имя остальные прорицательницы. В одном сражении, победоносном для латинов, Эней погибает. Однажды богиня Веста едва не стала жертвой эротических желаний бога плодородия Приапа.
Совсем иной характер носил культ Цереры, древней италийской богини производительных сил земли. Впервые она упомянута в одной из комедий Плавта (191г. Вот таким образом богиня Веста считалась хранительницей и семейного очага.
Речь идет о пенатах и ларах. Домашними богами были Лары и Пенаты. В этом весеннем торжестве огромную роль играли гетеры, да и сама Флора именовалась Meretrix (продажной девчонкой, распутницей). Начала каждого месяца называлось «календами» (отсюда пришло название «календарь») и так же, как и первый месяц года – январь, были посвящены Янусу. Не один я питаю к тебе такие чувства, многие за мной чередою ждут той же чести.
Клития (которая стала подсолнухом, то есть, вероятно, ноготками (см. Его канонический вариант рассказывается Вергилием в «Энеиде». Часть религиозных церемоний у Цереры и Теллус была общей. Храбрый юноша Коминий был послан, чтобы сообщить осажденным о спешащих на выручку отрядах друзей. Первоначально олицетворяла растительность как богиня-мать и хозяйка леса. Но когда они стали подходить к стенам крепости, храмовые гуси всполошились и подняли крик.
Главным очагом богини огня считалась гора Олимп с ее небесным пламенем. Позднее, когда Марса наделили функциями бога войны, его символами стали копье и двенадцать щитов, хранившиеся в доме царя (регии). Флора не вынесла слез и молений великой богини.
был построен храм. Муций, прозванный Сцеволой (левшой), удостоился славы и любви сограждан. Однако в старой ипостаси, вместе со своей женской параллелью Либерой и богиней Церерой, он входил в плебейскую триаду богов, в честь которой в 494г. В эти дни не считалось зазорным пить неразбавленное вино и даже напиваться допьяна. Недалеко от него находилось небольшое лесное озеро, «зеркало Дианы», как называли его в древности.
Он насылает безумие на врагов и страшно их карает. Возлюбленной Нумы после смерти его жены стала нимфа источника Эгерия.
Свою почетную службу весталки несли тридцать лет, все это время проживая при храме. Произрастание зелени в лесах и отчасти на полях входило в сферу деятельности Феронии.
Янус – древнейший римский бог. Защищенный с одной стороны валом, с другой — Тибром, город казался в безопасности. Здесь хранился архив плебейских магистратов.
«. Однако дети не утонули, а были выброшены на берег. Радостная, пошла она на восток во Фракию, там появился на свет ее сын – Марс.
Галлы заметили место, где юноша забрался на обрыв и вознамерились повторить его путь. Впоследствии культ богини меняется и она превращается в богиню счастливого случая. Основным проявлением сил и воли Тиния была молния. Каждая фамилия считала эту огненную богиню и личной своей покровительницей. Чел.
Овидий считал стрикса существом промежуточным между птицей и ведьмой. Книг было девять. «Решился я, отцы-сенаторы, — сказал он, — переплыть Тибр и, если удастся, проникнуть во вражеский лагерь не грабить, не мстить за разбои — нечто большее замыслил я совершить, если помогут боги». Менерва покровительствовала хозяйственной стороне жизни во всех ее проявлениях: учила ремеслу и врачеванию (ее спутницей даже считалась богиня бессмертия), помогала рыбакам и артистам.
Именно встреча с сияющим богом определила судьбу Кассандры, дочери Приама. Люди эти не имели домов и жили в дуплах деревьев. Существует легенда, что за этот подвиг Марк Манлий был прозван Капитолийским.
17 н. э. ) Флора в период Золотого века была нимфой по имени Хлорида (Chloris— зеленящая), но западный ветер Зефир похитил ее и сделал своей супругой.
Юнона же сразу поняла, что Флора может ей помочь и стала молить сжалиться над ней. Так, ему на руки упал щит, посланный богами для спасения города. Она давала богатый урожай, благоприятную погоду (как, впрочем, дожди и грозы). Учреждение культа Флоры приписывается Титу Тацию, который воздвиг ей алтарь и дал фламина. Имя Януса произносилось перед каждым обращением к богам.
Ядром римской мифологии является миф о создании города Рима. Осужденный преступник, если он случайно встречал одну из служительниц храма, подлежал освобождению. Подобное утверждение, разумеется, в корне неверно. К примеру, в пантеоне скандинавских богов присутствует Бальдр (Бальдер) — бог весны и света. Римляне почитали ее как богиню земли-кормилицы и ее производительных сил.
Римскую мифологию трудно себе представить без богов домашнего очага. После Ромула царем стал Нума Помпилий, прославившийся благочестием и мудростью. Диана — одна из древнейших римских богинь. Во время ежегодного праздника богини, проходившего в самое жаркое время года (13 августа), ее роща являлась светом множества факелов.
Восстание возглавил Луций Юний, племянник царя, прозванный за медлительность ума «Брутом» (тупицей). В некоторых городах Италии ее даже называли Фрутис. Древние римляне понимали под этим словом ночную птицу, предвестницу зла. Наиболее флористически богаты влажные тропики, наиболее бедны полярные страны. Неслучайно молитву богам римляне начинали Янусом, а заканчивали Вестой.
На берегу озера располагалась священная роща и святилище Дианы Немейской (Лесной). Именем Юпитера часто клялись и такую клятву якобы нельзя было нарушить ибо скорый на расправу грозный бог неумолимо карал клятвопреступника. В первом сражении римляне победили, но от руки сына Тарквиния погиб Брут. Во времена Юлия Цезаря флоралии продолжались целых шесть дней на рубеже апреля и мая.