Хотя влияние мастеров этого направления, в особенности такого, как Паситель, явно ощущалось в римской статуарной скульптуре уже с 1 в. до н. э., в портрете эта идеализирующая линия получала заметного развития вплоть до периода правления Августа. Сущность искусства в целом и скульптуры, в частности, Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях этого времени. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом. Он пишет, что скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы.
Практически всегда во времена Римской империи скульптуры богов изображались с лицами правящих императоров, поэтому историкам достоверно известно, как выглядели императоры самого большого античного государства. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптур. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура.
В Риме монументальную скульптуру широко используют в политических целях. Скульптура древнего Рима, как и древней Греции, развивалась в рамках рабовладельческого общества. Вот эти же конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской портретной скульптуры, в которой, пожалуй, сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения. Если в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то в эпоху Римской республики и империи повышенный интерес представляла личность государственная и общественная. Целью моего реферата является: описание скульптур – зарождение и скульптуры в разные периоды Рима (республиканский и имперский).
Скульптуры, описанные в данной статье – лишь ничтожно малая часть из многих находящихся в Риме мировых шедевров, гениальность исполнения которых не подлежит сомнениям и которые обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни. В результате этих событий, скульптуры древнего Рима видоизменяются, правителям придают более грубые и жестокие формы лица, пропадает идеализация персоны. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура – реплика греческой.
Со времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре конный памятник – бронзовая конная статуя императора марка Аврелия. И на каждом из этих этапов римская скульптура претерпевала изменения, связанные с культурным развитием страны. История древнеримской скульптуры подразделяется на три части – искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима.
Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Римская скульптура намного разнообразнее, чем живопись. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура – реплика греческой. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров. Хотя особо значимой собственно римской скульптуры не осталось, но ваятели – римляне во многом усовершенствовали искусство создания пластических фигур.
На римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. В Древнем Риме проживало большое количество греческих ваятелей и местных копиистов с эллинских скульптур. Перед вами скульптура одного из самых знаменитых людей римской империи – императора Октавиана Августа. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках).
Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). IV— н. IIIв. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Пол храма выложен мраморными плитами. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла.
Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль.
Оно становится отвлеченным образом иконой.
Скульптура полностью отражает мощь римской волчицы. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами. Он наблюдает за человеком и выбирает в нем главное, характерное, то, что сближает этого человека с другими людьми и то, что его выделяет, отличает ото всех. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно).
Композиция всего рельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много, все мастера прошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но разных направлений, что особенно заметно в трактовке фигур и голов даков. Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона.
Памятники римской культуры II-I вв. Мастер реалистически изобразил оратора в простой, но эффектной позе. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Император, тем не менее изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет.
«Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Её вылили из бронзы примерно в 170 году. Римское государство очень сложно. Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. А другой римский историк, Дион, добавляет, что, когда отец одного из казнимых «спросил, можно ли ему хотя бы закрыть глаза, он приказал умертвить и отца».
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Женщина в ватиканском портрете изображена флавиевским скульптором со всей нелицеприятностью. При этом важным было достичь портретного сходства, чтобы прославить оригинал. Вальдгауэром: «. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках).
На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Император был образцом идеала и гуманности.
Затем в женских портретах все большую роль стали играть сложные прически и сильнее, чем в мужских, проявлялось значение пластического декора. Траян был изображен 90 раз. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью.
Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Однако по-прежнему ведущее место в римской скульптуре занимает портрет.
Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э. Есть, конечно же и некоторые недочеты в работе мастера над данной скульптурой. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет.
Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. Это люди-победители. В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост.
Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Его панцирь украшен аллегорическими рельефами, плащ перекинут через руку, державшую копье или жезл. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. Римляне очень любили позировать художнику.
В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты. Как уже всем известно, Ромул и Рем стали создателями так называемого «вечного города». Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. вере в одушевление природы. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Её вылили из бронзы примерно в 170 году. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил. 63).
Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. н. э. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. Каракала, заняв трон отца, убил брата.
она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы.
Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя.
При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Например, статуя римланки. (Это являлось рудиментом культа предков). Ватикан) и Нервы (Рим.
Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Непрерывные войны, междоусобные распри, восстания провинций, бегство рабов, сознание бесправия с каждым веком все более подтачивали фундамент«римского мира». до н. э. весьма не многочисленны.
Но главное завоевание в скульптуре этой эпохи – реалистический скульптурный портрет. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. С 80-х годов 1в.
Т. н.
Основной характер модели подобного портрета становится суровым и аскетичным, даже религиозно фанатичным «для выразительности скульптор использует новый арсенал изобразительных средств— строго фронтальную постановку головы, симметричное построение черт лица, графичность и орнаментальность в передаче деталей. Мы не знаем, кто автор портрета -- грек ли, отдавший Риму с его мироощущением и вкусами свое дарование, римлянин или иной художник императорский подданный, вдохновившийся греческими образцами, но крепко вросший в римскую землю, -- как неведомы авторы (в большинстве, вероятно, рабы) и других замечательных изваяний, созданных в римскую эру. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. С IV в. до н. э. От древнеримского историка Светония мы знаем, что Август был невысокого роста и не отличался крепким телосложением. Веризм— термин, который употребляют в отношении реализма, переходящего в натурализм, свойственного римским портретам конца Республики (1-я пол.
С конца III в. до н. э. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. С конца III в. до н. э.
Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. Это дело художника. до н. э., линия патетически приподнятой, эмоционально-интенсифицированной, несколько идеализованной трактовки портрета (пергамская школа). Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили».
Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). Лицо императора и фигура слишком приукрашены.
Надпись гласит, что скульптура изваяна в честь известного политического деятеля. – греческими скульпторами. В скульптуре позднего эллинизма (в собственно Греции) широкое распространение получила холодная стилизация искусства зрелой и поздней классики, «классицизирующей иеоаттицизм». Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров. Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм6.
Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. Несмотря на то, что хронологически этот период начинается с VI в. до н. э., при рассмотрении портретного искусства возможно оперировать только памятниками начиная с I в. до н. э., т. к. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла.
Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров.
Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Памятники римской культуры II-I вв. Также в портрете отражается начавшийся упадок Римской империи, который проявляется в упадке, отходе от реальной жизни и углублении во внутренний мир, легкой грусти моделей.
Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Во II в. до н. э.
Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Римские скульптуры намного отличались от греческих. В эпоху переоценки ценностей, в преддверии кризиса Римской империи он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни — миг, её сущность — вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»).
н. э. ). Траян появляется на ней 59 раз. Римляне не только навезли великое множество греческих статуй (кроме того, они привозили и египетские обелиски), но в самых широких масштабах копировали греческие оригиналы. Создается свой собственный стиль, который сочетает обобщенную и стилизованную трактовку человека, лишенную индивидуальных признаков с особым интересом к передаче его внутренней, экзальтированно-духовной сущности.
Ряд стилистических черт побуждает относить «алтарь» к рубежу 2--1 вв. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица. Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами.
Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи (недоступная ссылка). Покоренные провинции все решительнее проявляли свою волю. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240.
Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска — победителя. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Траяна изображали девяносто раз.
Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга. Памятники римской культуры II-I вв. Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары.
Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины. В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты.
Для истории Римской империи смутное время III века н. э. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. Но эта уверенность оказалась несостоятельной. Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи.
Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Оно становится отвлеченным образом иконой.
Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре.
Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Римская империя распадается. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете.
Греция не составляла исключения в этом отношении. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим".
Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту. Уже в VIII—VII веках до н. э. В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон.
Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. В нём мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини. Изображение зрачка становится общепринятым. Века видоизменили первоначальный его облик. С IV в. до н. э. Стилю императорских портретов подражали и частные.
На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить ее, не останавливаясь перед ее порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его. Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека. Внутри колонны проходит винтовая лестница. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров.
И еще у Светония: «Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, он велел бросить им на растерзание преступников и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех. ». В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Амулий не как такого не ожидал и разгневался на девушку. Скульптура Римской Империи.
Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке. Появляются парадные портреты в рост исполненные спокойной сдержанности и величия.
В эту историческую эпоху важную роль в Риме играет армия, которая является самой главной опорой власти императора. Создавались как бы типичные эталоны. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Уверенный и проницательный взгляд свидетельствует о силе и твёрдости характера.
Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Обусловлено такое явление тем, что социально-экономические и идеологические факторы играли основополагающую роль в изменении стилистически-художественных форм. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков и вот таким образом было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров.
Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
Его изобразили в обычной и естественной позе. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). С древних времен в столицу Империи свозили шедевры творений человеческих рук. Налицо подражание греческим портретам. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук. И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах.
Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. «В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды.
Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Это относится, например, к Египту и Вавилону. с. 264. СначалаIV века началось массовое возведение статуй магистрам ивельможам. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря).
Не живое человеческое лицо, а символ. Впервую очередь это было граничит собычаем хранить маски умерших родственников вдоме. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну.
Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса.
Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Римское искусство закончило огромный период античной культуры. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы.
Но что породило мысль о "чуде". Жуток его пристальный взгляд и чувствуешь, что не может быть пощады от этого совсем молодого властителя (он закончил двадцати девяти лет свою страшную жизнь) с наглухо сжатыми губами, любившего напоминать, что он может сделать все, что угодно: и с кем угодно. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Iв. Лицо построено правильно, гармонично, согласно греческим образцам.
Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства». Это считалось престижно, достойно. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством. Кстати, сюжет рельефа порождает споры, связанные с датировкой. Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый – в Лувp.
Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом.
Пpедписанный pитуалом поpядок пpинесения животных в жеpтву: вначале свинья, затем овца, наконец – бык, здесь полностью изменен: пеpвым изобpажен бык веpоятно это сделано ради сохpанения композиционной целостности pельефа. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Первые ваяния характеризовались угловатостью иполностью были посвящены богам. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
Катакомбы Рима — сеть античных строений использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного.
Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Но в этом лице главное -- глаза: кажется, что закрой их, не было бы самого лица.
до н. э., Капитолийские музеи, Дворец Консерваторов, Зал триумфов, Рим) с инкрустированными глазами, который считается работой этрусского мастера. Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. является подлинно реалистическим. Резко повернутая голова хищных животных встречалась не один раз ранее. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени.
выше). Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь.
Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства. В чем же, однако, заключался собственно римский вклад в искусство ваяния. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. к примеру портрет императора Вителлия).
Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века.
В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв. Римское искусство закончило огромный период античной культуры.
Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием.
вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи». Используя созданные греками образы для многих великолепных произведений искусства, римляне или искажали события в угоду своим властям или вовсе не придавали им большого значения. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи.
Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. Примитивизация сюжета, неверные пропорции, фантастичность, ничуть не мешают восхищаться динамикой этой работы, особой остротой и темпераментом. Не менее выразителен реалистический портрет молодой женщины, так называемой «Сириянки», выполненный из мрамора.
Моделировка отечного лица с мешками под глазами, глубокими морщинами на провалившихся щеках, прищур, будто слезящихся глаз, редеющие волосы — все обнажает устрашающие признаки старости». Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Археологический музей, Флоренция) завершает ряд этрусских портретов и открывает ряд римских, считаясь одновременно принадлежащей обеим культурам. Современники не случайно называли его мыслителем и «философом на троне».
В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. до н. э. весьма не многочисленны. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). сосуществовали языческие и христианские сюжеты.
до н. э. весьма не многочисленны. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком.
Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. «Голова Брута» (1-я пол. Вот таким образом учиться римским скульпторам было, в общем-то, не у кого.
Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знаменитого древнего мастера. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Перед нами подробнейшее и добросовестное повествование. Зато истинным «философом на престоле», мыслителем исполненным душевного благородства, предстает Марк Аврелий, проповедовавщий в своих писаниях стоицизм, отрешение от земных благ. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее.
Эмоции даков открыто выступают наружу. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею.
Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер. Чисто римская доля, внесенная в сокровищницу мировой культуры, прекрасно определена (как раз в связи с римским портретом) крупнейшим знатоком античного искусства О. Ф. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта».
При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Подчёркнутым драматизмом отмечен портрет Каракаллы (186—217 гг. ), одного из самых злобных и жестоких императоров. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. Они питаются молоком волчицы и являются сыновьями Марса – бога плодородия и достатка. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну.
Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Это максимальный всплеск натурализма в римском портрете многочисленны правдивые портреты стариков, часто уродливых (на их основе сложилась теория о происхождении портрета от восковых масок умерших предков, см. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
Эмоции даков открыто выступают наружу. Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный. Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения.
Колебания и зачатки совсем другого стиля заметны в портретах его сыновей— Геты и Каракаллы. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. В облике жреца осуществляет священный обряд жертвоприношения. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы.
до н. э., Флоренция, Археологический музей). Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ). Его звали Каракала.
Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского. Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв. Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства.
Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Его изображали в самых различных позах, одеждах и государственных должностях. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями.
Стена разделена по высоте на два яруса. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. Именно таким он запечатлён и в описаниях историков своего времени. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя.
Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию СципионуБородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Римляне стремились воссоздать больше статуй своим близким ипредкам. Скульптурный портрет со временем меняется. Настороженность и подозрительность сменили философскую задумчивость персонажей второй половины II в. Напряженность давала о себе знать даже в женских лицах того времени. Во всяком случае, по размаху творчества, по силе и глубине психологического проникновения. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. С конца III в. до н. э.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Для римлян он стал подлинным эталоном гражданственности и патриотизма. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом.
Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация города. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения»1.
В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Древняя скульптура изображает мрачного тирана.
Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Считалось, что количество масок определяет могущественность изнатность рода. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. (Это являлось рудиментом культа предков)3.
Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Античное равновесие между духом и телом явно нарушено в пользу первого. до н. э. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э»1 При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов.
При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Все эти суровые события отражаются в рельефах, которые украшали римские саркофаги в 3 веке. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Ватикан) и Нервы (Рим. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. – греческими скульпторами.
Колоссальная голова -- около полутора метров -- от статуи императора Константина, перенесшего в 330 г. столицу империи в Византию, ставшую Константинополем -- «Вторым Римом» (Рим, Палаццо консерваторов). Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum).
Траяна изображали девяносто раз. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
В высокой оценке античной (т. е. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя.
до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв.
Рядом, на фоне сверкающих золотом лучей, находится фигура ангела, направляющего стрелу в томное тело святой. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в.
и сер. По его приказу двух братьев было велено бросить в речку, но Боги их помиловали. Взгляд казался рассеянным и мечтательным, господствовало покорное подчинение высшим, не вполне осознанным таинственным силам». Стилю императорских портретов подражали и частные.
является подлинно реалистическим. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова. Рядом с изображением Октавиана Августа смело можно поставить еще несколько портретов, как бы входящих с ним в одну серию, один тип.
Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций. У ног Августа расположился Амур, сын богини Венеры, от которой, по приданию, вел свое происхождение род Августа. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Современная наука указывает несколько причин.
05. В их число входят бронзовая голова мальчика (к. За свою долгую историю камея сменила много владельцев. Его изобразили в обычной и естественной позе.
В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Их образы являлись очень выразительными.
Пеpед храмом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось. Лицо лишено признаков возраста. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань.
С IV в. до н. э. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя.
Среди скульптур древнего Рима одним из лучших творений этой эпохи признана известная конная статуя Марка Аврелия. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом. Полководцы, богатые вольноотпущенники, ростовщики старались всем — позами, движениями, манерой держаться походить на правителей скульпторы придавали посадке голов горделивость, а поворотам решительность, не смягчая, однако, резкие, далеко не всегда привлекательные особенности индивидуального облика после суровых норм августовского классицизма в искусстве начали ценить неповторимость и сложность физиономической выразительности. Шерсть просматривается только на шее и на спине.
Художник – это исследователь людей. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). Развитие портрета III века н. э. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Развитие древнеримского портрета было граничит с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы.
В портретах предшественников Константина, которые еще носят черты стиля переходной эпохи, сохраняется реализм, но происходит нарастание новых черт. Изображение зрачка становится общепринятым. Поскольку Константин был сильным правителем, в его эпоху происходит очередной всплеск классицизма, который всегда удобен империям для отображения спокойствия и мощи. На протяжении многих веков Рим является центром мирового искусства.
Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Август-оратор обращается к народу. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой.
до н. э. весьма не многочисленны. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница).
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Люди в те времена ценили точность и объем форм при строительстве.
Следующий период начинается с правления Диоклетиана. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Скульптурный портрет со временем меняется. н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок.
В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре Римской волчицы. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации.
Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. На барельефе изображено около 2. 500 фигур. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
Наверное именно после этого легендарного факта, Марса стали олицетворять как Бога войны. Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале.
Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута. Сильными лапами грозный зверь просто вцепился в землю, а повернутая морда с оскаленной пастью и огромными клыками сообщают, что хищник готов всеми силами защищать Ромула и Рема даже, если ради этого придется отдать собственную жизнь. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры.
Множество статуй в честь прославленного римского императора и полководца Октавиана Августа (63 г. до н. э. — 14 г. н. э. ) было воздвигнуто ещё при его жизни. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя.
Траяна изображали девяносто раз. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. С 40-х гг.
Их образы являлись очень выразительными. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи7 (недоступная ссылка).
Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. Статуя как и греческая была раскрашена. Снаружи здание достаточно скромно, его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами от дочерей Августы до Поппеи матроны успели превратиться в лореток и тип лоретки побеждает и остается мужской тип, перейдя, так сказать, самого себя в Антиное и Гермафродите, двоится: с одной стороны, плотское и нравственное падение, загрязненные черты развратом и обжорством, кровью и всем на свете, безо лба, мелкие, как у гетеры Гелиогабала или с опущенными щеками, как у Галбы последний тип чудесно воспроизвелся в неаполитанском короле.
Памятники римской культуры II-I вв. до н. э. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. против даков.
до н. э., Лувр). Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив.
Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ. Его изобразили в обычной и естественной позе. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг.
Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. великую эпоху портретной скульптуры. ».
до н. э. ). Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. По-видимому именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий. Сюжетом для скульптурной группы послужила описанная испанской монахиней Терезой история о том, как она во сне увидела ангела, пронзившего ее чрево стрелой божественного света, отчего она испытала муку сладострастия. Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). «Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Считается, что римский скульптурный портрет является выдающимся достижением скульптуры древнего Рима.
Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. Именно повествование, а не обобщенное изображение.
В нём скульптор попытался показать индивидуальность облика полководца и раскрыть разные стороны его характера, а именно человека с лживой душой и честного в словах. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.
Но уже полностью разоблачителен при всей своей благородной сдержанности портрет преемника Тиберия -- Калигулы (Копенгаген, Глиптотека), убийцы и истязателя, в конце концов заколотого своим приближенным. Его лицо передано с большой точностью, но его облик выражает мужественность, прямоту и честность, в нем подчеркнуты идеал человека, хотя, по свидетельствам историков, Август был аккуратным и жестким политиком. Термы были построены в начале III века н. э.
В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров. Их изображения – своего рода парад высоких качеств.
Он молод, но сдержан и умеет повелевать. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. Портреты изготовленные для парада.
Это было граничит с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения. «Война картин и статуй» – так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль.
Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. (сp. Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж.
По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п. Особого блеска во 2 в. достиг рельеф.
На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Особое внимание привлекают глаза: глубоко посаженные и небольшие они излучают природную хитрость и остроумие императора. Лицо лишено признаков возраста. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. И уже за одно это мы должны им быть признательны.
Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами. В самом центре Рима, на одной из его главных площадей и сегодня возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия (121—180 гг. ), провозгласившего отрешение от всех земных благ paди величия и славы отечества. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. Но есть и другой— это тип военачальников, в которых вымерло все человеческое и осталась одна страсть— повелевать ум узок, сердца совсем нет— это монархи властолюбия, в их чертах видна сила и суровая воля. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Слишком много крови пролил он за время своего правления.
Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Задача искусства любой империи – возвеличивать императора и державу. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет. Великолепен портрет ростовщика из Помпей.
Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Храм построен из камня, кирпича и бетона. Зловеще в своей жестокости низколобое лицо Нерона, самого знаменитого из венценосных извергов Древнего Рима (мрамор, Рим, Национальный музей). Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было принято специальное решение, по которому многие из них были сняты.
Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Его брови смыкаются в гневе, пронзительный, подозрительный взгляд исподлобья, нервно сжатые губы заставляют задуматься о беспощадной жестокости, нервозности и раздражительности императора Каракаллы. Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н. э. ), датиpуется 35-32 гг. Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах.
Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться.
Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок. Для истории Римской империи смутное время III века н. э. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии.
Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации». до н. э. Следующий период начинается с правления Диоклетиана. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы.
Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Одержавший множество военных побед, Август выступает с речью перед войсками. Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е.
В этом храме находился тайник с символами империи. Скульптор демонстрирует крайний реализм используя все возможные средства, практически импрессионистически— с выделением самых важных черт без затемнения их деталями, характеристика несколькими меткими штрихами. В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей).
100г. Но есть и другой— это тип военачальников, в которых вымерло все человеческое и осталась одна страсть— повелевать ум узок, сердца совсем нет— это монархи властолюбия, в их чертах видна сила и суровая воля.
В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами. Среди них оратор Авл Метел, скульптурный портрет которого был выполнен из бронзы.
Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. «Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских».
до н. э. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта.
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Маски хранили у домашнего алтаря. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи»1. Основополагающая легенда Рима, вещественное воплощение римской идеологии – вот значение этой статуи в культуре. Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ.
Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. В последующие времена точность сохранилась в основе римского художественного портрета.
Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность. Классицизирующее искусство эпохи Антонинов не соответствовало настроению экзальтированного человека. В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Поза атлетически сложенного Августа проста. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком.
Но если греки ваяли богов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портреты конкретных людей. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлега, Праксителя, Лисиппа. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка.
Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Вскульптурах Рима присутствует стремление отразить индивидуальность вкаждом образе.
«В бюстах Траяна, узнать которого можно по спускающимся на лоб параллельным прядям волос и волевой складке губ, всегда преобладают спокойные плоскости щек и некоторая резкость черт, особенно заметные как в московском, так и в ватиканском памятниках. В отличии от Греции, где создавая портрет, мастер так или иначе подчинял законам гармонии и красоты все индивидуальные черты модели, римские мастера тщательно копировали все тонкости внешности моделей.
Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. В изображении ее вьющихся локонов скульптор отошел от плоскостности, заметной в портретах Домиции Лонгины. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца.
до н. э. «Отцов он заставлял присутствовать при казни сыновей, -- пишет Светоний, -- за одним из них он послал носилки, когда тот попробовал уклониться по нездоровью другого он тотчас после зрелища казни пригласил к столу и всяческими любезностями принуждал шутить и веселиться». Только волевые энергичные суровые правители могли удержать власть в своих руках в наступивший период кризиса и распада империи. Искусство Римской Республики.
Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет.
В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека. Наследие греческого искусства тут, конечно, сыграло свою роль.
Т. н. Вокруг ствола колонны Траяна, воздвигнутой в начале II в. до н. э. на форуме Траяна, над самой могилой этого императора, вьется широкой лентой рельеф, прославляющий его победы над даками, царство которых (нынешняя Румыния) было, наконец, завоевано римлянами. В нахмуренном лице с резко выступающими скулами и подбородком, в остром взгляде, в сжатых губах выражены напряжение воли, умственная энергия, самообладание, внутренняя дисциплина. Вот таким образом такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными.
Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. Их образы являлись очень выразительными. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом.
Разве не было это чудом. Но главными становятся глаза с их неподвижно-пристальным, застывшим взглядом, в котором концентрируется вся экспрессия лица».
«Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению.
Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре.
Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. С конца III – начале IV в. римские портреты сильно изменились. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений. В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в).
Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Марс разгневался на поступок людей и уничтожил все поля с урожаем. Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Точность, окрыленная творческим вдохновением и замечательным мастерством.
В эллинистический период наряду с драматическим, реалистическим воплощением глубоких и существенных психологических состояний (например, портретная статуя Демосфена, 3 в. до н. э. ) была широко распространена, особенно во 2--1 вв. «Портретисты по-новому стали трактовать глаза: зрачки, которые изображали пластически, врезываясь в мрамор, теперь придавали взгляду живость и естественность. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. 100г. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова1. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос.
В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Портрет эпохи Клавдия и Нерона считается переходным от августовского классицизма к искусству Флавиев. Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит.
до н. э. Спокойным и величественным жестом руки он приветствует толпу подданных.
Траян был изображен 90 раз. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано.
Эмоции даков открыто выступают наружу. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий. Развитие портрета III века н. э. Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». С IV в. до н. э.
В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. В некоторых местах статуи четко просматриваются элементы позолоты.
Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. Стремление к конкретности приводило к тому, что мастера даже божествам придавали индивидуальные черты императора. Верим мы, глядя на портрет Калигулы, всем рассказам о его бесчисленных злодеяниях.
Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. На момент изготовления данной работы мастеру было всего 24 года. Стоит обратить особое внимание на форму ушей волчицы.
Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских.
Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Император был образцом идеала и гуманности.
Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения». И в конце концов они подорвали объединяющую власть Рима.
Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные), по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами.
Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства»6. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам.
При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов.
Но ему это не помогло. И все же это -- типичное римское произведение. Дело в том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть как можно более похож на оригинал.
Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна.
В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Величавая поза императора, выразительные руки и устремленный взгляд, придают древней скульптуре монументальный характер. Длина развёрнутого рельефа около 200 метров.
Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками.
Ранняя римская религия была анимистической, т. е. Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. IIIв. Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности.
В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. В большинстве случаев – это надгробные стелы.
до н. э. ".
Его голова дана в резком повороте. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Его образ символизирует силу и мощь державы, который, как считали, был предназначен руководить другими народами. На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи.
Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого.
«Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Рим – не исключение. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения.
Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора.
В «банный корпус» вело четыре входа через два центральных входили в крытые залы. Переходным к взлету портрета этого периода является эпоха императора Септимия Севера и его непосредственных преемников. с пол.
Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. – М. : Высшая шк., 1990. – греческими скульпторами. А что касается портретов женщин, молодых людей или детей, то их можно было встретить только на надгробных стелах. Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших.
Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов. В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Мраморная скульптура Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э., Рим, Ватикан) изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета». Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия». Таким образом, достигалось оптимальное сходство. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена.
Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией). Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф.
Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг. Такие скульптуры изображают охрану чего либо.