Якоб Изакс ван Рейсдал. Якоб ван Рейсдал или Якоб Изакс ван Рейсдаль (нидерл.
С полной уверенностью можно сказать, что в 1648 году Рейсдал стал членом гильдии художников Харлема. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам.
Все части ее приведены к одному целому, держат друг друга, дополняют друг друга. 1656 Рейсдал поселился в Амстердаме, в 1676 получил в Каэне степень доктора медицины и в том же году был включен в список амстердамских врачей. За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Учеником и последователем Ресдаля в пейзажном живописи был Мейндерт Гоббема.
Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Более других имели успех художники, водворившие в Голландии моды на изящные, приторные и сложные композиции, вроде Сафтлевена III (1610 — 1685), Будевейна, Ферга и обоих Грифиров. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ).
Нигде ни намека на утешение, на улыбку. Баво. Учился у своего дяди – Соломона ван Рейсдаля. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины.
И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера.
При этом орнамент Болота не имеет в себе ничего холодного, академического. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Пейзаж в Ruisdael становится способом исследовать поиск однозначной эпистемологии и неиспорченной природы.
Его картины оценивались довольно высоко. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он станет акцизным чиновником, а мелкая должность даст небольшой, но постоянный прибыль.
Точной информации у нас очень немного. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Приблизительно в 1657 году Рёйсдал переехал в Амстердам, тогда процветающий город, который мог предложить больший рынок для его работ. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады.
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). В композиции преобладают стихийные силы. Около 1656 поселился в Амстердаме, где проживал до конца жизни.
Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Луки.
Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Из художников, близких к Рюисдалю, в Эрмитаже имеются картины Деккера (ученика Саломона Рюисдаля 1678), Г. Ромбоутса, работавшего в 1650-х гг., Иоаннеса ван де Меера (1628 — 1691), В. Дюбуа (1610 — 1680) и первоклассного художника Яна Гакерта (1629 — 1699).
За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Вокруг заколдованная топь, непроходимая трясина. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. В нём небо часто занимало две трети холста.
Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Во время его целой жизни работы Рисдэеля были недооцениваемы и он, кажется, был беден.
Наиболее известный из голландских живописцев ХVII ст.
Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии.
Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись).
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Свидетельства показывают иное. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно.
Уроженец Харлема, Джейкоб Isaacksz. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Рейсдал никогда не путешествовал по Китаю.
В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте.
Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Именно Рейсдала назвали основателем западноевропейского философского пейзажа. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты.
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись). Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. В этой картине художник-философ противопоставляет малый мир человека огромности вечности. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
В 1646 вступил в городскую гильдию живописцев Св. Родился в г. Харлем, Голландия. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. А осенью или под збряклим, дождливым небом от родных пейзажей было мучительно сердцу, как и китайцу 12-го или 16-го века от своих туманов, рек и маленьких поселков. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме.
Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Самая ранняя дата, которая появляется на его картинах и гравюрах, является 1646. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии.
Он сразу же вступил на путь исканий. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Точно неумолимое тысячелетнее проклятие нависло над гигантами.
Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ).
Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Если даже эта картина и написана в среднем периоде творчества Рюисдаля, то в нем уже пророчески сквозит его будущее – безнадежная тоска, гордый безутешный пессимизм, быть может и отчаяние за родное искусство, кончавшееся в дни Рюисдаля в тусклом забвении и попрании. Тускло солнце пробивается сквозь испарения темно в тенях, но не светло и в просеках. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции.
Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Свои картины Рейсдал писал не по частным заказам, а для свободной продажи, вот таким образом нам сложно судить об уровне его доходов. Ruisdael запечатлел несколько пластин, тринадцать согласно последнему каталогу raisonn Slive, который он очевидно расценил как экспериментальный и несколько частный, чтобы судить их чрезвычайной редкостью – приблизительно половина выживает в только единственном впечатлении (копия). Все понуро, все трагично. В его знаменательном исследовании голландского искусства семнадцатого века и культуры, Саймон Шама отмечает, что «это никогда не может слишком подчеркиваться, что период между 1550 и 1650, когда политическая идентичность независимой страны Нидерландов устанавливалась, был также временем драматического физического изменения его пейзажа». Приблизительно в 1650 году Рейсдал покинул свой родной Харлем и отправился в поездку по приграничным германским землям. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям.
Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга).
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Ок. Две картины последнего находятся также в собрании М. И. Мятлевой.
Голландский пейзаж после Рюисдаля стал заметно падать. Биография Якоба ван Рейсдала, одного из лучших голландских пейзажистов, до сих пор остается загадкой для исследователей. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Затем идут сразу произведения одного из классиков-маринистов С. де Влигера (1603 — 1653): большая, официальная, несколько скучная, серая, но правдивая картина Прибытие Вильгельма Оранского в Влиссинген (В наст.
Первые его картины означают годы учения на натуре. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. У многих есть очень переполненные составы листвы.
Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Но негоцианты Голландии там были и привозили знаменитую китайскую фарфор.
Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. В рейтинге современных голландских художников, основанном на взвешенной по цене частоте появления в этом списке, Рёйсдал занимает седьмое место Рембрандту отдано первое место. Они длятся приблизительно с 1642 по 1650.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Когда Де Гойер переехал в Нарден, трое его сыновей сменили своё имя на Ruysdael или Ruisdael, вероятно, чтобы показать своё происхождение. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Мастер, распоряжаясь формами растительного царства, достигает здесь того же трагизма впечатления, которое нам знакомо из фресок Сикстинской капеллы. Они длятся приблизительно с 1642 по 1650. Все пронизано движением света. Полагают, что именно от этого брака на свет появился Якоб ван Рейсдал, хотя возможно, что он родился еще от первой жены Исаака.
Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Первые его картины означают годы учения на натуре. Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными.
Ветер гонит свинцовые облака, сквозь которые прорывается холодный голубой цвет неба. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Два года спустя его допустили как член Харлемской Гильдии Св. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Фигуры людей деликатно выписаны Адрианом ван де Велде (он умер в 1672 г., а значит пейзаж Рейсдала был создан не позднее этого года).
Таков был, между прочим, Фергюсон (1632 — 1695), умелый, но ординарный художник. Рёйсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады – места, где человек только прохожий, – маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Рёйсдал не был евреем. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Безусловно лучшая коллекция в комнате печати Рейксмузеум в Амстердаме.
Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия. Выдающийся голландский художник, рисовальщик и офортист, большой мастер национального реалистического пейзажа. – эпохи расцвета национальной школы живописи. Луки в 1659 он получил гражданство города Амстердама. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики.
Это не пустая игра форм, а исповедь мятежной души. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Затем с 1650-х годов прекращается рисовальный период и наступает живописный – время полной зрелости и полного расцвета. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок.
1630-1681), сын Саломона. Одни еще борются и плачут, другие покорились судьбе, свалились и гниют в ядовитой воде. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон.
Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника.
Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано.