В ином совершенно роде, но столь же манящими и прельстительными кажутся видения седой древности Рериха, в особенности его «Ункрада» и «Небесный бой». Картина Николая Рериха Небесный бой: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. У Рериха целый взрыв тем, среди которых запоминаются «Половецкий стан», «Небесный бой», но в разработке их какая-то стеснённость, отсутствие подобающей грандиозности.
Цвет холста нередко служит своеобразным камертоном, определяющим тональность картины. О чем эта картина. Мощные массы облаков надвигаются друг на друга, борются и сияют. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия – Гималаи – Тибет – Китай – Алтай – Монголия – Индия. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения.
Зритель волен решать для себя сам. Бой в облаках разворачивается прямо перед вами — у ваших глаз и даже у ног. Это борьба Света и тьмы.
Каждый новый холст – неожиданность и для нас и для него самого. Но красота и небесная синева, облачных преобразований прекрасна и радует глаз. В 1920-е вместе с женой, Е. И. В них чаще появляются яркие локальные пятна.
Склонный к мистицизму Рерих был страстным поклонником идей всеединства и руссокосмизма. Оно начало складываться рано.
В этой картине художник акцентирует внимание на могущественных силах природы. Земля, кажется, замерла, потрясённая грандиозной битвой в высших сферах. Картины Небесный бой, Веление неба и многие другие построены на облачных образованиях. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом. Об этом свидетельствует его активная публицистическая деятельность. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков.
В начале XX века в русской критике без конца вспыхивали дискуссии об упадке или возрождении искусства, о социально направленном или «свободном» творчестве, о реализме или иных художественных методах. Вся природа, словно откликаясь на экстатическое состояние людей, участвует в призыве солнца – Призыв солнца (1919).
Возможно, предположить, что злоба, одиночество и другие негативные качества людей, нарушающие спокойствие и равновесие в человеке и в отношении к самой природе и является причиной небесного боя в небе. На всех картинах Рериха небо и облака занимают особое место, полное глубокого символизма. В одном из московских частных собраний имеется эскиз к «Сече при Керженце». В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Картина представляет собой некий облачный узор, пресыщенный буйством движения и красок.
Член обществ Союз русских художников и Мир искусства (1910-1915). Земля как бы затихла в ожидании схватки со стихией. От Куинджи – очень много, слишком много.
В записных книжках, в альбомах много набросков облачного неба. Литературные труды Рериха достаточно полно отражают его мировоззрение. На картине все небо в облаках. Весь акцент на бой в небе. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга.
Но, даже в таком своем виде они завораживают. Художественный метод Николая Константиновича Рериха отличает открытость красочных образов, эмоциональность формы, динамика линий и цвета, символизм, философичность работ. Взяв за основу разработанные им принципы декоративизма, «организуя» пространство при помощи плоскостей, Рерих соответствующим образом пересматривает и цветовую архитектонику своих произведений. На творчестве Рериха сказалось разнообразие его жизненных интересов.
Обобщить и в то же время сохранить все огненные краски камня будет задачей мозаичиста. Борьба света и тьмы. Странно сказать: при изображении своего субъективного мира Рерих достиг той степени объективности, при которой самое невероятное и недуманное, как какие-нибудь «лесовики» или «дом Духа», становится убедительным и несомненным, как сама правда: он видел это. Странно сказать: вид обречённого города, «фасад» дома Духа. Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально.
Склонный к мистицизму Рерих был страстным поклонником идей всеединства и руссокосмизма. Просто открывайте глаза краскам закатного неба, а ум настраивайте на видение цвета. Откуда у него возникли абсолютно не-русские религиозные мотивы. Всматриваясь в них ощущаешь их силу и мощь, а одновременно и воздушность.
Даже и там, где художник ставит себе скромною целью произведение картин земли, где полотна его называются «покорением Казани» или декорациями к норвежскому Перу Гюнту, даже и там он, «владыка нездешний», продолжает оставаться творцом нездешнего мира: такой Казани никогда не покорял Грозный, такой Норвегии никогда не видел путешественник. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Тонко разработанная цветовая гамма колеблется от чистых золотистых тонов до фиолетовых. Пока вся в ожидании главного. Ныне об уничтоженной работе Рериха напоминает лишь небольшой эскиз «Взятие Казани», который находится в Государственной картинной галерее Армении. Отражение цвета облаков, как бы отобразилось на земле.
Облака навевают различные земные образы – они то похожи на диких невиданных зверей, то на отважных всадников, а то на грандиозную морскую эскадру, корабли которой выступили в далекий и трудный поход Однако, помимо этого облачного торжества, на картине представлена и земля. Рерих, работал над текстами главного своего труда – Учение Живой этики. Способность быстро меняться влияет на качество его работы не всегда в хорошую сторону. Он не мог ограничить себя только станковой живописью. Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С. П.
Рерих использует многослойную манеру письма старинных мастеров, дававшую богатейшие цветовые оттенки благодаря накладыванию одного красочного слоя на другой. Говоря «Рерих», я подразумеваю только и исключительно Николая Рериха, старшего и величайшего из семьи художников. Образы невещественные, глубокие и сложные, как сны, он облекает в ясность и красоту почти математических формул, в красочность цветов, где за самыми неожиданными переходами и сочетаниями неизменно чувствуется правда Творца.
Символизм его какой-то неживой. Картины мастера воспринимаются как прозрения в архаическую эпоху индоевропейской цивилизации. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Картина создана на основе хорошо знакомых Рериху материалов. И все-таки странно, его картины оставляют ощущение холодности, неуютности. Оно даст ему не поверхностную декоративность, но заставит подумать о сосредоточенном подборе целого хора тонов.
Дягилева (с 1907). С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии. Почему Рерих связал свою судьбу не с Россией. Они как бы попали под влияние того, что творится в небесах. Или он существует.
Среди первых детских воспоминаний прекрасные узорные облака. Одушевлённая природа живёт своей жизнью. Он – один из немногих, не останавливающихся на пути.
Незримо присутствующие валькирии сражаются в нависших над землёй облаках. В отличие, например, от символизма Кандинского или Малевича. Есть теплота, красота и солнечность. Но и в таком виде они так же радуют и приковывают глаз зрителя. Виктор, очень много вспомогательной информации, которая мешает целостности.
Статьи художника часто появлялись в ежедневных газетах, в журналах «Старые годы», «Вестник Европы», «Весы», «Золотое Руно» и др. Неправильно, когда в мозаике выкладывается картина, которая была сделана не для мозаики. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США.
Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества (Пакт Рериха). Очень хочется подержать их в руках, насладится их красотой о воздушностью. Изображена еще одна ипостась золотого века человечества, когда оно еще жило в гармонии, единстве с собой и Космосом. Но жду момента перелома в его судьбе – когда он уехал.
Идет бой между двумя началами. Как известно, на своих картинах Николай Рерих часто изображал облака. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. Бурлила молодая мысль, низвергала одни авторитеты и искала поддержки у других. Рерих Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия)Художник, художник театра, автор мозаик, археолог, философ историк культуры, общественный деятель. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте. Родился в Петербурге. В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. Ему вредит спешность творчества.
На небе нет ни одного свободного места не охваченного облаками. Я говорю, конечно, с точки зрения чисто живописной. Серова особенно интересовала рериховская технология письма темперой. В каждом эскизе нужно выразить тот материал, в котором он будет выполнен.
Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Само панно также не сохранилось. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. Интересовался Валентин Александрович и цветными грунтами Рериха.
В этой картине доминирует небо. Мне это непонятно. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901).
За этим последовала пора горячих студенческих дебатов. Но это мое мнение. Одна из лучших среди них, плод поразительной интуиции Рериха-художника и ученого – Небесный бой, где в фосфоресцирующих, клубящихся, пронизанных дивным светом кучевых облаках как бы запечатлена программа будущей истории земли с фигурами демонов и добрых вестников, рыцарей-всадников и варягов-мореплавателей, мудрецов и силуэты вещих камней. Разразился скандал, назначили следствие. Путешествие продолжалось с 1924 по 1928 годы. Ему попалось на глаза полотно Рериха.
Люди определённо делятся на два вида. Если смотреть на них долго и внимательно, то можно увидеть все буйство и беспощадность стихии, а вместе с тем и любоваться их совершенством и какой-то особенной красотой, которая не присуща земному.
Такова держава Рериха. Но это мое мнение, сугубо личное. И по замыслу и по композиции картина близка к полотну «Бой». В нем – больше темперамента, нетерпеливой смелости, чем выдержки. Так и на данной картине им отведена большая часть полотна. Что явилось причиной противостояния, вылившегося в небесный бой. Он же начинал как человек народной культуры, русской, а закончил словершенно другим.
Вечное движение, щедрое перестроение, мощное творчество надолго привязывает глаза ввысь. Хорошо бы дать и их, чтобы сложилась более объемная картина. Беликову, мне кажется, мешает именно слишком близкая дистанция к Рериху.
Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. Показательный суд осудил Маслова. Когда Народный комиссариат путей сообщения затребовал панно, его уже не существовало. очень не похожа на его картины только мозаика Спас нерукотворный и Князья Святые. Довольно многие картины Рериха содержат в себе изображения облаков.
Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Он тайно вывез картины, часть из которых оставил себе. Была и картина Книга голубиная.
Кажется, что внизу, над землей, собрались грозовые тучи, готовые вот-вот пролиться обильным дождем. Этим объясняются и недостатки его произведений, даже наиболее удачных. Есть прекрасные художники, которые всегда кого-то и что-то напоминают. Трудно назвать художника, который бы менялся чаще, чем Рерих.
М. б., потом это станет ясно. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. Покоряют одухотворённость и динамичность созданного художником образа. Основа картины представлена на облачных образованиях, с разнообразием красок.
Даже попахивает плагиатом. Здесь как бы соприкасаются чудесный мир Рериха и старая знакомая земля и это потому, что все люди, перед которыми открылось свободное море мечты и созерцания, почти неизбежно пристают к рериховским «нездешним» берегам.