Так если Джоконда может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник.
Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
Однако это можно списать на плохую реставрацию. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории.
Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12. Ниже представлен семейный альбом Моны Лизы. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее.
Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Впрочем, последнее— полная херня. Она сберегается в Лувре.
То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Но это уже дело вкуса. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Посередине: Дама с горностаем. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр.
да там толпа. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Я не говорю, что я совершенно прав.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Разве что Рафаэль. Эту картину надо просто один раз увидеть. Чуть другая перспектива, чуть иначе выражение лица, чуть по-другому изображены мелкие детали Специалисты пока не пришли к общему выводу, были ли использованы одни и те же краски для создания обеих картин, но даже уже те факты, которые уже известны, сделали «Мону Лизу из Прадо» настолько знаменитой, что и у нее уже тоже появилась своя, пусть и небольшая, армия поклонников. Мона Лиза из Лувра явно старше.
И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Будем считать, что мне повезло. Однако подлинные документы инвентаризации сокровищ Лувра свидетельствуют: в реестре 1700 года присутствовала картина Леонардо да Винчи Вторая Мона Лиза Джоконда, ценностью не уступающая первой, а в реестре 1806 года этой работы не стало. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. А само изображение покрывает толстая броня. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Специалисты пока не пришли к общему выводу, были ли использованы одни и те же краски для создания обеих картин, но даже уже те факты, которые уже известны, сделали «Мону Лизу из Прадо» настолько знаменитой, что и у нее уже тоже появилась своя, пусть и небольшая, армия поклонников. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
1503-1519 гг. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Также Вазари говорит о бровях.
Спрос рождает предложение. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Пабло Пикассо также находился под подозрением. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Она расположилась на фоне пейзажа. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
На его стихи есть неплохие песни. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Единственное произведение живописи, которое знают все. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Самая известная в мире картина Мона Лиза, художника Леонардо да Винчи, находится в Лувре. Голова слегка повёрнута10. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. 1503-1519 гг.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Как выглядит «Мона Лиза». Через два года в Италии картина была найдена.
Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. На его страницах можно увидеть как ее близких родственников (копии Джоконды), так и дальних (интерпретации на тему Джоконды). Вследствие огромного числа претендентов на место в семейном альбоме их количество пришлось ограничить наиболее яркими персонажами. Так и с данной статьей.
Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»14. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Леонардо да Винчи. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков.
Она упоминается в «Коде да Винчи» уже в самом начале, когда Лэнгдон и Софи Невё находят надпись, оставленную Жаком Соньером на защитном покрытии картины. Картина Мона Лиза была создана между 1503 и 1506 годами и окончательно доработана в 1510 году. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Вот таким образом я не побоялся и высказал свое мнение по поводу взгляда на картине, тем более, что такая трактовка отсутствует среди прочих.
Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера: Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершеннымглаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человекаБрови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ мона Лиза была очень красива улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. До сих пор остается неясным, кто именно позировал великому мастеру.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Две картины являются очень похожими, но однозначно не идентичными. Картину нельзя назвать точной копией Джоконды из Лувра. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Далеко не всем она кажется таковой. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»2. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Девушку звали Мона Лиза. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Поверьте на слово, что вполне достаточные, чтоб видеть и понимать состояние женщины в вершинах ее удовлетворенности. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Кроме того, самое последнее дело пытаться объяснить, что хотел художник выразить своим творчеством. Леонардо да Винчи.
На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Будучи долгое время незамеченной публикой, теперь она является одним из центральных экспонатов музея и уж точно самой дорогой из всех существующих копий знаменитого шедевра. Практически в большинстве художественных магазинов и совершенно на всех вернисажах, всегда есть копии разных работ Леонардо, включая Мону Лизу. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Две картины являются очень похожими, но однозначно не идентичными.
Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Как же выглядит сей шедевр IRL. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Я имею ввиду его черный квадрат. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Копии Моны ЛизыМона Лиза, Джоконда, Леонардо да Винчи – слова известные сейчас любому обывателю во всем мире.
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Была уволена администрация музея.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Вскоре Вернон влюбился в остроумную, легкомысленную Марию-Антуанетту и стал ее фаворитом. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. () Джоконда— не портрет.
По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
И что же. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Которых у Моны Лизы нет. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Это уже дама, которой за 30-35 лет. Грудь преподнимется. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. История искусств очень сложная вещь. Сколько написано копий этой картины и есть ли ее авторские повторы. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Сколько создано интерпретаций на тему Джоконды. Женский образ, преследующий современника на каждом шагу. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. В Джоконде сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности.
Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Картина написана маслом на доске из тополя. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. К числу таких копий с интересной судьбой относится Мона Лиза Вернонская, получившая название по фамилии владельцев картины – семьи Вернон из США. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Как было с Малевичем.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Голова слегка повёрнута. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову.
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Меня удивило, что он маленький. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Картина «Джоконда» – самое известное произведение автора. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. золотых экю.
Мона Лиза (фрагмент). На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. Она вздохнёт.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Обладая почти невероятной жизненной силой, он практически лишился ее к моменту завершения картины. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Вот это уже серьёзная несостыковка. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Вряд ли кто-то возьмется ответить на этот вопрос. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Справа: Мона Лиза.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.