Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова. Чувствуя себя демократом течении многих лет Репин обращается также к Революционной теме, создавая ряд картин подолгу собирая образы героев, Арест пропагандиста, под конвоем по грязной дороге, Сходка при свете лампы, насыщенную психологизмом картина Отказ от исповеди и другие работы. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы».
Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей.
В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте.
За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист. Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта.
Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».
Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. 1970 по 1873 Репин пишет и рисует много эскизов и этюдов к картине Бурлаки на Волге, это произведение шокирует яркой и правдивой выразительностью всю современное общество, как положительными, так и отрицательными отзывами тех слоев общества не довольных смелым вызовом Репина. Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер.
Многие картины Репина известны нам со школы. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей.
Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.
Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Так ли это – судить зрителям.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Репин никуда не делся. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
И вот уже перед нами не царь, а отец. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233.
Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Чтобы придать картине лиричность и не отвлекать внимание зрителя от разнообразия ярких человеческих типов, художник умышленно выбрал именно вечернее освещение.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. За окном летний день. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Убийство свершилось. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Публике картина понравилась. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Пестрые, звучные оттенки колорита подчеркивают впечатление озорного веселья, смелости, молодечества запорожцев. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Она была закончена только в 1891 году. Имя Репина стало широко известным. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Эта история получила название «бунт 14». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. М. Бунакову. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
Мне минутами становилось страшно». Глаза ясные и добрые. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Каждый персонаж переживает что-то своё.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Они словно противопоставлены друг другу. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
О чем эта история. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Вся центральная часть написана самим Репиным. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Поставленная перед художником задача была очень трудной. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Репин считал сам эту картину красивой. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ».
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Третьяков»109. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. На моих друзей она производила то же впечатление. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Репин встречал их по средам. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Стасов присылает ему все, что он просит. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Первый факт. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В его взгляде осуждение и тревога. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Берег Волги. Возвращается в Россию летом 1876 года. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Он идет прямо к матери.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Комната небогатой интеллигентной семьи. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений.
На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. я работал завороженный.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Казалось, она спит. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Пятый факт. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Внимание художника тяготит их. Этюд получился превосходный. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
О картине появилось много статей в периодической печати. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Не доносчик ли. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Америка—Франция—Россия.
В его глазах читается печаль, тоска. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Она ушла из жизни в 1931 году55. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Рассмотрим "ближний круг". После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Работал весь день, не замечая времени. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Общение с прежними друзьями было только заочным. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Все заняты. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В эту минуту в комнату вошел Христос. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. художественный музей им. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Л. Н. Толстого». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Мне минутами становилось страшно. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Спустя годы полотно опять было выставлено, но ему крупно не повезло: один из посетителей, психопат Балашов, бросился на картину с ножом и серьезно повредил холст в трех местах.