В Сети появились фотографии поврежденной в Третьяковской галерее картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Вторая жена – литератор и фотограф Наталья Нордман – ради брака с Репиным порвала с семьей. Руководитель Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в понедельник, 28 мая, показала представителям средств массовой информации фотографию повреждённой вандалом картиныИльи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», сообщает агентство «Москва».
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Репин встречал их по средам. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. Публике картина понравилась.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца».
Перед нами — вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная портретная индивидуальность. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Поступив в желанную Академию, он делает стремительные успехи: и уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера.
Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. Весной он был зачислен на первый курс. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа.
Общественность начала сбор пожертвований. Репин же считал, что все должны знать в лицо одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи и все же уговорил его на портрет. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Летом 1918-го в России вспомнили, что за границей оказались Репин и писатель Леонид Андреев. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны.
С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Первый факт. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Работа над ним доставила Репину огромную радость. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Благодаря ему состоялось знакомство с критиком и историком искусств Стасовым, который горячо поддерживал творческие поиски бунтовщиков. В последние годы ухудшающееся здоровье и иные проблемы не позволяли работать ему в полную силу. Вегетарианцем стал и сам Репин. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Каждый персонаж переживает что-то своё. Пятый факт. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Однако в данный момент виртуоз играет на скрипке Гварнери. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Удача следует за удачей. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества.
«Пенаты» стали его малой родиной. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». К счастью, не был утрачен архив. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба.
Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Разрисованные мелом заборы, карандашные наброски окружающих пейзажей, слепленные из воска и вырезанные из бумаги лошадки — такими были его первые художественные опыты.
Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой. После революции Репин больше ни разу не был в России. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге».
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь.
После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Источник назвали «Колодец Посейдона».
В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Это сделано мастерски. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге».
Я согласен с вами — портрет неудачен». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. В 1878 году он вступает в общество передвижников. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Тема крестного хода — одна из популярнейших в русской живописи. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты.
Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Этот жанр был особенно любим художником. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники.
Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Стоимость первого этапа реставрации полотна Репина может составить до 10 миллионов рублей. Она была закончена только в 1891 году. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: Портрет вам не понравился. Среди его педагогов оказался и Крамской. Отныне картина, как пояснила директор Третьяковки, вернётся в экспозицию галереи исключительно в том случае, «если для него будет изготовлено специальное антивандальное и антибликовое стекло». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника.