В 1887 году Репин сделал еще один рисунок – Толстой, сидящий с книгой в так называемом «дедовском кресле». Московская жизнь ознаменовалась для Репина знакомством с Львом Николаевичем Толстым. С. а. толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. Еще раньше, в 1882-1886 годах, Репин сделал несколько рисунков изображающих Толстого на Всероссийской переписи населения.
К ним относится и картина И. Е. Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне». Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.
Рисунки к трактату Толстого Репин делал с натуры, поэтому так ярко и сочно отобразил он в них жизнь московской бедноты. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. В октябре 1880 года, как-то вечером, в репинскую мастерскую в Большом Трубном переулке пришел, совершенно неожиданно для Репина, Лев Николаевич Толстой, ненадолго приехавший в Москву из Ясной Поляны.
Споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстогос Репиным. Толстой, только недавно лично познакомившийся со Стасовым, заинтересовался его статьей, похвалил ее в письме к Стасову и написал о Репине: «. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. «как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу.
Картина Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» – это не просто образ писателя, запечатленный в один из жизненных эпизодов. Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне Толстой в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича.
Репин иллюстрировал также многие произведения Толстого, созданные в 80-е годы.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне.
У М. В. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Уже тогда в коллекции музея находились значительные художественные ценности, которые и сейчас составляют гордость музея. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
кто может, пусть следует благородному Прометею. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола. Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
По ночам же – до 3-х час. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне.
– и мы с санями потянулись назад вдруг глубоко провалились в овраг и потянули за собой лошадь оглоблями подбивало ее под ноги, она не могла удержаться на залосненной горе, сдавалась, сдавалась за нами назад и провалилась наконец и сама между оглоблей глубже саней только голова из хомута торчала вверх. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В 70-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом.
Так, например, у меня с П. М. Басина, Ф. А.
Л. Н. Толстого». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Чем же объясняет художник свою неудачу. Многие жертвовали свои произведения в дар музею.
«Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать. В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом.
Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича. Кроме того – у них 23 внука. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Их надо осветить, пробудить от прозябания. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Что бы я теперь делал в калошах. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Репин дважды подавал прошения об отставке. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле.
Но Крамскому удалось убедить писателя. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — величайший русский писатель. Мочи не было. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.
Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Наиболее интересной поездкой, через Москву в Ясную Поляну, была поездка в 1891 году, когда Репин пробыл у Толстого свыше двух недель и создал замечательные портреты писателя. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней.
–. Оно вновь заставляет вспомнить уже знакомое нам репинское желание испытать русскую пореформенную действительность, ее людей масштабом античного мифа, цельностью языческого мотива. Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.
Мягко ей стало. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Скоро он был уже близ лошади. «Не молчать перед правдой царицею».
При беглом взгляде на полотно кажется, что Репин гораздо меньше, чем его коллеги, озабочен выявлением своей авторской позиции. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними.
Молились, благодарили и уходили не торопясь. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Черткова, М. А. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин.
Кустодиевым и И. С. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Репин выделяет также и правую руку писателя, большую и сильную, знающую физический труд. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Страшно трудно. Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Репину удалось передать в облике Толстого величие гения. Крамского и Н. Н.
Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Ге, Л. О. Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника. Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Он погружён в работу и ничего не замечает. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Чертков, А. К. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Это продолжается менее минуты и, чтобы удвоить время, я делаю переход по пахоте на противоположную точку, шагах в двадцати расстояния и становлюсь там опять в ожидании группы. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Сосредоточенно лицо, полное вдумчивости, проникновенный и пытливый взгляд создают характерный образ писателя. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Возможно, рисуя Толстого, Репин хотел передать характерные для его личности позу, выражение лица и задумчивый взгляд, которые не смогли подметить другие художники, оставив будущим поколениям гадать, о чем задумался писатель. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Нельзя же его надевать со снегом.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Носком правой ноги ловко толкает правое стремя вперед, быстро вкладывает носок сапога в стремя и кавалерист готов – красивой, правильной французской посадки. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами. старшего сына, кончая двухлетним младенцем. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репин и Н. Н.
В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Это часто бывает. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах.
С И. Е. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Игумнова, П. И.
Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. –. Черткова, Ю. И.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. А 1906 году он нарисовал портрет углем.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Очертание всего рта было классически прекрасно. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Бруни и Т. А.
Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15). Репина, Н. Н. На фоне голубого неба Лев Николаевич, барахтаясь в белом снегу, казался каким-то мифическим богом в облаках.
Картина строга и проста. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картин равных произведениям 1870-80-х гг. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда».
И, действительно, он работал до упаду. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Есть и семейный портрет, где писатель изображен с супругой имеются зарисовки пишущего и читающего писателя в разных ракурсах. Выдающийся подбородок. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – величайший русский писатель. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Выражение победы духа над страстями». Это барельефы и силуэты Ф. П. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль.
«Как Вы умеете во всем видеть суть дела. Толстого, Д. Н. Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола. Он считал, что позже по наброску можно создать портрет и этот портрет будет более естественным, чем при позировании. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Бирюков, Н. Л. Толстой несколько раз позировал в саду.
Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Нет в нем и желания воплотить творческую одержимость писателя – главная задача, поставленная в портрете Ге.
Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Портрет в черной блузе проповедника» 1 – так писал Репин о Льве Толстом и о его портрете. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. ну и народец же. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий».
Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». Мы заезжали в два места. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Какое блаженство. Характер портрета в определенной манере отражает духовные искания писателя: в то время он стремился к опрощению, нередко занимался крестьянским трудом. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке.
Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам. Борец. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:.
Толстой несколько раз позировал в саду. Пастернака, М. С. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках. Репин вернулся на прежние позиции. Башилова, С. Н.
Надо было только выбить овчину тулупа. Толстой босой» или же «Л. Н. Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь. Оболенский и др.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Именно таким путем в эстетической платформе Репина устанавливалась глубокая смысловая связь между образом Льва Толстого и образом самой России.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. М. Бунакову. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа.
И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Наиболее известными из них стали работы И. Н. Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9). Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше.
Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». К 6-ти час. Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск. Его портрет имел большой успех». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. И мы в санях сидели уже по грудь в снегу. ». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вся издательская работа трудов мужа, корректуры типографии, денежные расчеты — все в ее исключительном ведении.
Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. Наконец я попросил позволения попробовать попахать. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В ней чувствуется что-то властное и энергичное. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Салтанова, И. Я.
Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин. Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Очертание всего рта было классически прекрасно. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Подымать. Она ушла из жизни в 1931 году55. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Ге. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. «Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны. Он смиряется, входит в себя, раскаивается во многих ошибках возбуждаются в это время все его умственные и душевные силы и служат хорошим лекарством слабой воли и нерадения.
Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.
Цвета полотна очень сдержанны. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Здесь кормилось много детей.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской.
Нет. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. Они были бы полны снегу.
Чертовский народ. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Вот я и у лошади.
Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. Все это для того, чтобы передать строгий облик «Великого Льва», по выражению Репина, сосредоточить все внимание зрителя на лице, глубине и силе пронизывающего взгляда, огромном выразительном лбе, на который брошен свет, выявить спокойную сосредоточенность и внутреннее величие Толстого. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит».
В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни. «Не молчать перед правдой царицею». В воспоминаниях жены Толстого Софьи Андреевны есть записи о том, как работал Репин в Ясной Поляне: «Все время неутомимо работал, – записала Софья Андреевна. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»).
Стаховичей. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). И здесь больше подростки-дети. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно. Выдающийся подбородок.
В 1890-е гг. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами.
С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. А впереди мой герой, как рафаэлевский бог в видении Иезекииля16, с раздвоенной бородой, с какой-то особой грацией и ловкостью военного или черкеса лавирует между ветвями, то пригибаясь к седлу, то отстраняя ветки рукой. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. В комнате сумрак. Мы спускались вниз к ручью. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. А несколько позже, уже в Петербурге, он говорил по этому поводу своему приятелю А. В. Жиркевичу: «Я смотрю.
Нет. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Лучшие произведения 1890-1900-х гг.
В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. История создания такова. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Очень известна работа Н. Н. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Но это и была задача, поставленная художником: в простоте передать величие.
Весь день поглощена она этим. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н.
Подобно герою его рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно ищет ответа на вопрос: «Как жить. М. В. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Общение с прежними друзьями было только заочным. Будучи людьми образованными и интеллектуально развитыми, они любили спорить на всевозможные темы, часто выходя из себя, после чего, однако, примирялись и приходили к общему мнению.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». – писал Репин Стасову. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Ге. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. И тут – «куда, куда девалась ее красота. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Но скажем лишь, что в портрете настолько точно передан сложный внутренний мир великого человека, что портрет этот превысил возможности фотографии, так как на фотографии запечатлен один только момент, а в этом портрете мы видим очень многое: тонкого знатока человеческих душ, проницательного психолога, гениального мыслителя, талантливого писателя. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него.
На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Вот тяжесть. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. На месте трудно удержаться во время тряски. Портрет предельно прост. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). Неффа (1864-1871).
Остен-Сакен, А. А. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Гинцбурга, П. П. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой.
Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. вится, будет работать и пойдет понемногу. Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Америка—Франция—Россия. Толстого. Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне.
я абсолютно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться – веселый народ. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
вечера, он неустанно проходил взад и вперед по участку вдовы, направляя соху за лошадью и таща другую, привязанную к его ременному поясу лошадь с бороной: он запахивал, «разделывал» поле. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
У него самая большая серия портретов писателя. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Природа богатейшая.
Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».
Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Сухотиной-Толстой. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. В том, как человек теряет и находит себя среди взятых им или навязанных ему социальных, профессиональных и иных масок, – актуальная, общеинтересная проблема на все времена. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Художнику Л. О.
От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Все кажется неотразимо, как сама истина. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Куликовым, 1901-03, Русский музей). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Они жили в Пенатах в течение двух недель. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Какой художественный и новый мотив.
Очень много зарисовок ко всем картинам. Взрослые как будто стыдились. Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало.
У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Находясь под большим впечатлением от общения с Толстым, Репин писал его дочери: Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп.
Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Леонид Пастернак много рисовал писателя. «Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать.
Выражение победы духа над страстями». Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Работ очень много. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина.
Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Крамского, И. Е. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. И. Н. и С. А. Надо сказать несколько слов и о графине. Оставил большое эпистолярное наследие.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Третьяков»109. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Крамского, в Академии художеств у П. В. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские.
Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами.
Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни.