Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисуноквызвал жаркое одобрение художника.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Он и Вера уже семь лет женаты.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. К счастью, не был утрачен архив.
В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Это вы сами. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Рисунок уверенный, лепка твердая.
Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Берег Волги. Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. Не доносчик ли. Многочисленные этюды и эскизы всегда сопровождали работу художника над большими картинными композициями. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
В искусстве начала XIX века рисунок и акварель портретного или пейзажного жанра также имели самостоятельное значение, но в сугубо определенном плане. Она ушла из жизни в 1931 году55. -— И. Г. ), они много смеялись». Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Это произошло не сразу. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Каждый персонаж переживает что-то своё. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Убийство свершилось. И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. — сказал Крамской.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе.
Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Выражение лица Дузе очень сложно.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Но портрету Серова свойственна своя значительность. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Сходство черт лица и выражение поразительны. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. «Как. По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
К тому же и погода благоприятствовала работе.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Среди множества известных картин написанных в этот период «Летний пейзаж» (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево) 1879 года кажется совсем незначительным и малоизвестным. Изображена не актриса Дузе – героиня трагедии, а просто усталая женщина, полулежащая в кресле.
Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Удача следует за удачей. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Первый факт. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Благодаря ей дети, а их в семье было трое, рано познакомились с поэзией Пушкина и Лермонтова изучали грамоту и основы арифметики. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Работа над ним доставила Репину огромную радость. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. В 1878 году он вступает в общество передвижников.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. И вот уже перед нами не царь, а отец. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. О картине появилось много статей в периодической печати. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. — Да это превосходно. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа.
Этим он отличается от набросков последующего десятилетия. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882). В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Пятый факт.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В 1891 году актриса была на вершине славы. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины.
М. Бунакову. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Стасов присылает ему все, что он просит. В эту минуту в комнату вошел Христос. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Репин считал сам эту картину красивой.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх.
Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Публике картина понравилась. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. я работал завороженный.
В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Все заняты. Среди работ раннего периода выделяются подготовительные рисунки к двум большим картинам Воскрешение дочери Иаира и Бурлаки на Волге. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Много учился на написании портретов близких и друзей. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. На темном, густо и энергично заштрихованном фоне внимательное спокойное лицо доктора выделено освещением. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». А свеча становилась ниже и тени менялись.
1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Написан портрет вдохновенно. Образ художника здесь излучает энергию и бодрость.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы.
Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Он с головой погрузился в исторический материал изучал костюмы, ездил туда, где когда-то была Запорожская Сечь. Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Оно особенно проявляется в композиции с типично картинной развернутостью планов в пространстве.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Ее нежные, тающие пятна передают бархатистость кожи детских, женских лиц, едва заметную игру света и тени, фактуру одежды. Мне минутами становилось страшно».
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Третьяков»109.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. И его ведущая тема -личность артиста.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Так ли это – судить зрителям.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Вегетарианцем стал и сам Репин. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Грусть его изящна. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Его иконографическая ценность очевидна.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира».
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Имя Репина стало широко известным.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Работал весь день, не замечая времени.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Он взят силуэтом на фоне белой стены, что еще усиливает жизненность всей фигуры и особенно — воспаленных глаз с желтыми белками. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова).
В них доминирует артистическое начало. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. Америка—Франция—Россия. Среди огромного количества отдельных рисунков и целых альбомов, связанных с картиной Бурлаки на Волге, сделавшей имя молодого художника знаменитым, выделяется один из эскизов. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Рядом со сплошным сгущенно-черным пятном штриховки мерцает белизной нетронутая поверхность бумаги. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Репин дважды подавал прошения об отставке. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Не случайно существование живописного варианта работы. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин встречал их по средам. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Среди его педагогов оказался и Крамской.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Все действующие лица, за исключением Николая Рубинштейна, по необходимости писались с гравюр или с фотографий и тем самым для автора закрывалась возможность проявить самое драгоценное свойство своего дарования — чувство жизненной правды.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. Одним из таких стал гениальный портрет Мусоргского, законченный за две недели до его кончины. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Однако, если взглянуть на эту работу в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
художественный музей им. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Этот жанр был особенно любим художником. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Л. Н. Толстого».
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево.
После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника).
Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Но она здесь в тишине и таинственной чаще Абрамцева.
За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Но смысловой центр рисунка – лицо. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Этюд получился превосходный. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Фигура женщины в модном платье конца 70-х годов 19 века стоит на этом шатающемся сооружении, как будто она только приостановилась и собирается идти дальше. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов.
Но существование подобного портрета в качестве этюда для исторического полотна ярко свидетельствует о своеобразии художественного мышления Репина, об особенностях его метода работы над исторической темой. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. Комната небогатой интеллигентной семьи. Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Это лучше всех ваших академических работ. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Казалось, она спит.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Тронутые растушкой очертания платья пианистки, ее рыжевато-серебристые волосы кажутся тающими. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. За окном летний день. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Он идет прямо к матери. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно.
Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность.
Весной он был зачислен на первый курс. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Общение с прежними друзьями было только заочным. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Все ведомо великой артистке: мудрость, страдание, разочарование и скорбь, ее облик отмечен особой красотой и величественностью. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.