Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисуноквызвал жаркое одобрение художника. Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы.
Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ.
Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Удача следует за удачей. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В эту минуту в комнату вошел Христос. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности.
Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). Илья Ефимович Репин был ещё подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. Моему супругу хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. После революции из-за национализации частных вкладов в Госбанке Репин лишился всех средств. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Какой простор. Солдатик хитрит ифальшивит, хочет набить трубочку.
После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. За окном летний день. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко».
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Они жили в Пенатах в течение двух недель. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
я работал завороженный. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Не доносчик ли.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Жил в Италии и Франции (1873–1876). Репин считал сам эту картину красивой.
Работал весь день, не замечая времени. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. М. Бунакову. О картине появилось много статей в периодической печати.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Бригадир чалился, тоесть крепил свою лямку, впереди всех изадавал ритм движения.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Все заняты. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Он идет прямо к матери. Неожиданно вошел Серов: – Вот так и буду вас писать. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Скульптор И. Я. Гинзбург рассказывал: «Как влюбленный, Илья Ефимович ходил за Львом Николаевичем слушая его разговоры, он думал о том, что выражают черты его лица, как это выражение передать на бумаге или холсте.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Это лучшее, что можно выбрать. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Иужэто одно можно поставить ввеличайшую заслугу художнику. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Холодное спокойствие арестанта подчеркивает его несгибаемую волю. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Этюд получился превосходный.
Уйдя из Академии, они организовали артель художников. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). А я и правда не любила богатых платьев. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Вере Алексеевне Шевцовой, дочке преподавателя рисования и черчения Петергофской гранильной фабрики Шевцова Алексея Ивановича, было девять лет. Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин уже написал своих «Бурлаков на Волге» в 1871 году, выставил их и картина имела значительный успех, они поженились. Илья Ефимович сразу же стал рисовать и писать всю семью Шевцовых. Одна из малоизвестных картин, но если взглянуть на неё в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Выбрал он композицию абсолютно случайно.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Имстановился ловкий, сильный иопытный человек, знавший много песен. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма. Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, оночень обрадовался, что художник невложил внее никакого социального протеста. В«Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:«бурлаки, настоящие бурлаки иболее ничего. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась«русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Вот таким образом в каждый свой приезд в Ясную Поляну он делал массу зарисовок Толстого. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Я подошла погреться к печке и положила руки на теплые изразцы. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
«Крестный ход в Курской губернии». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван».
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Третьяков»109. Если кто-то сбивался сшага, люди сталкивались плечами ишишка давал команду «сено— солома», возобновляя движение вногу.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Вартели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Арест пропагандиста. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Сходство черт лица и выражение поразительны.
Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Берег Волги. Отэтого вся артель находу покачивалась.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Работа над ним доставила Репину огромную радость. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Он и Вера уже семь лет женаты. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.
А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Много учился на написании портретов близких и друзей. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Весной он был зачислен на первый курс.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. А между тем в ней прослеживаются элементы символизма и впоследствии, когда на тему Садко будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.
Нельзя неподумать, что должен, действительно должен народу Ведь эта бурлацкая партия будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Л. Н. Толстого». Она была закончена только в 1891 году. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Пятый факт. Но она, как считал мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В 1878 году он вступает в общество передвижников. Казалось, она спит.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. художественный музей им. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Шутка ли, кого мы лепим и рисуем. ». Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Так ли это – судить зрителям.
Среди его педагогов оказался и Крамской. Мне минутами становилось страшно». Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. Имя Репина стало широко известным.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. «Бурлаки на Волге» – одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). К счастью, не был утрачен архив. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Современники усматривали в образах юноши и девушки, упоенных бушующей стихией, своего рода аллегорию. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку.
Этот жанр был особенно любим художником. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Первый факт. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Убийство свершилось.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Она ушла из жизни в 1931 году55. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника.
Каждый шаг бурлаки делали синхронно справой ноги, затем подтягивая левую. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Америка—Франция—Россия. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Публике картина понравилась.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин встречал их по средам. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Стасов присылает ему все, что он просит. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Комната небогатой интеллигентной семьи. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Надо другое платье.
Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Каждый персонаж переживает что-то своё. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). После восстановления дома-музея спасённые вещи и картины оказались в числе его бесценных экспонатов.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Картина была создана в период 1870-1873 гг. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Студенты интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Общение с прежними друзьями было только заочным.