Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Репин много раз писал портреты Толстого. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя.
Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.
Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Кроме того – у них 23 внука. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». А 1906 году он нарисовал портрет углем.
– писал Репин Стасову. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Крамского и Н. Н.
Кустодиевым и И. С. Москва была началом этой дружбы именно здесь она зародилась и окрепла в 1880-1882 годах. Глаза ясные и добрые. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Эти семнадцать дней были такие чистые, свежие, ясные, наполненные интересным трудом и симпатичным, отрадным отдыхом. Леонид Пастернак много рисовал писателя.
Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Чертков, А. К.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. За окном летний день. Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Портрет был показан Репиным на XVI Передвижной выставке в 1888 году и приобретен П. М. Третьяковым.
Чертовский народ. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Она ушла из жизни в 1931 году55. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Черткова, М. А. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Много учился на написании портретов близких и друзей. Так, Репин писал в 1893 году Т. Л. Толстой: «О боже мой. Этюд получился превосходный. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
И потом, уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно иногда и по два раза в год) использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме или в Ясной Поляне. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами.
Цвета полотна очень сдержанны. Стаховичей. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Оболенский и др. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Нет.
В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Картина строга и проста. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Сухотиной-Толстой.
Художнику Л. О. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Ге.
В комнате сумрак. Игумнова, П. И. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Что это Лев Николаевич, ну можно ли так шутить.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Весь день поглощена она этим. Выдающийся подбородок. Но Крамскому удалось убедить писателя. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным.
Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В его взгляде осуждение и тревога.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Подымать. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Третьякова, который сидел с необычным старанием, портрет вышел плохой, а Писемский, вскакивавший каждые пять минут для отдыха, помог мне. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. –. Очертание всего рта было классически прекрасно.
Необычайно популярна картина Ильи Ефимовича, где изображен Толстой, стоящий босиком на траве. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Погрязнуть с ними навсегда — жертва.
кто может, пусть следует благородному Прометею. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Это барельефы и силуэты Ф. П. Чем же объясняет художник свою неудачу. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать.
«Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Выражение победы духа над страстями». Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. М. Бунакову. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Репин писал, что «очень любопытно, просто и сильно написано хотя, конечно, останется гласом вопиющего в пустыне или сведется в конце концов на ту же филантропию, которой он (Толстой) не любит». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Подымать до себя, давать жизнь — вот подвиг». Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. «Не молчать перед правдой царицею». Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Вся центральная часть написана самим Репиным. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. При беглом взгляде на полотно кажется, что Репин гораздо меньше, чем его коллеги, озабочен выявлением своей авторской позиции.
и С. А. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Подымать. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Черткова, Ю. И. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Толстого, Д. Н.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Салтанова, И. Я. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
– это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Рассмотрим "ближний круг". Сосредоточенно лицо, полное вдумчивости, проникновенный и пытливый взгляд создают характерный образ писателя. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей).
Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Репин заинтересовался статьей Толстого, сообщил о ней Стасову и рекомендовал ему ознакомиться с ней. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Очертание всего рта было классически прекрасно. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Ге. Работ очень много. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». «Не молчать перед правдой царицею». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Не доносчик ли. Нет. Работал весь день, не замечая времени.
А несколько позже, уже в Петербурге, он говорил по этому поводу своему приятелю А. В. Жиркевичу: «Я смотрю что «Крейцерова соната» — признак упадка в духовном мире Толстого. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Берег Волги. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. У него самая большая серия портретов писателя. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В его глазах читается печаль, тоска.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Бирюков, Н. Л. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В 1890-е гг. Выдающийся подбородок.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Величие изображённого на портрете человека показано просто, без специальных приёмов изображения или композиции. Нет.
Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Сколько особенных эпизодов, так западающих в душу, настойчиво преследующих, побуждая выразиться в какой-нибудь художественной форме.
Их надо осветить, пробудить от прозябания. Комната небогатой интеллигентной семьи. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Так ли это – судить зрителям. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину то я хотел тогда надоумить Вас или посоветовать заехать к Толстому и непременно написать его портрет Вот Вы так не только проездом, а даже нарочно съездили туда и написали портрет, значит, мы сошлись в надобности и желании сделать портрет и самое дело уже сделано. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Третьяков»109. «Часто, то есть почти всегда, когда позируют очень безукоризненно, терпеливо, портрет выходит скучный, безжизненный и, наоборот, при нетерпеливом сидении получаются удачные сюрпризы. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. Нет.
Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Внимание художника тяготит их.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Репин дважды подавал прошения об отставке. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Среди них – выдающиеся работы И. Н.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Репин считал сам эту картину красивой.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Он погружён в работу и ничего не замечает. В глубоко сидящих глазах писателя – мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу. Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Все кажется неотразимо, как сама истина.
Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Башилова, С. Н. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. М. В. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг».
На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Репин неоднократно и очень резко и впоследствии выступал против взглядов Толстого на искусство, высказанных Толстым в его статьях об искусстве.
Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Очень известна работа Н. Н. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Толстой изображен в минуту тревожной задумчивости — это именно минута, конкретное мгновение, когда писатель, оторвавшись от книги, пытается разрешить вопрос, возникший по поводу прочитанного. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
По ночам же – до 3-х час. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Они словно противопоставлены друг другу. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129.
И, действительно, он работал до упаду. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского.
Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. И тут – «куда, куда девалась ее красота. Америка—Франция—Россия. И. Н. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). С. А. Толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам.
–. У М. В. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Казалось, она спит. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Убийство свершилось.
Репина, Н. Н. Л. Н. Толстого». Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Лев Толстой лично участвовал в переписи, посетил ряд домов по Смоленскому рынку и по Проточному переулку, где жила московская беднота, босяки, видел страшные сцены нищеты, голода и, по окончании переписи, принялся писать трактат «Так что же нам делать. », в котором хотел подвести итоги виденному им во время переписи. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Репину в полной мере удалось показать величие писателя. Наша страна богата изображениями великого соотечественника.
кто может, пусть следует благородному Прометею. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Все заняты.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла.
С И. Е. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Посетив в первый раз мастерскую Репина, Толстой высказал свое мнение по поводу некоторых репинских картин. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну.
Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Так, например, у меня с П. М.
Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36.
Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Репин вернулся на прежние позиции. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками.
ну и народец же. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Остен-Сакен, А. А. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну.
Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Очень много зарисовок ко всем картинам. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. В воспоминаниях жены Толстого Софьи Андреевны есть записи о том, как работал Репин в Ясной Поляне: «Все время неутомимо работал, – записала Софья Андреевна.
Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней.
Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». История создания такова. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Толстой босой» или же «Л. Н. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Эта история изложена почти в каждой статье о портретах Крамского, вот таким образом мы не станем повторяться.
Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Репин и Н. Н. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Фальшивые, бездарные — Рафаэль, Вагнер, Шекспир (здесь Репин ставит множество восклицательных и вопросительных знаков).
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Грабарь широко использует эту переписку. Да, много я передумал после него и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны.
Пастернака, М. С. Она была закончена только в 1891 году.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Очень популярна картина, на которой писатель изображен лежащим под деревом в лесу и читающим книгу. Слегка наклонив голову с нависшими бровями и пышной седой бородой, Толстой смотрит на зрителя. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его.
Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Манера исполнения у него лёгкая, непринуждённая, сознательно незаконченная – всё это придаёт его рисункам ту недосказанность, которая и отличает его работы вообще и в частности портреты.
Наиболее известными из них стали работы И. Н. Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Он идет прямо к матери. Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне.
Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Возвращается в Россию летом 1876 года. Гинцбурга, П. П. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Ге, Л. О. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов.
И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Выражение победы духа над страстями».
А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни.
Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. В 1901 году им был создан портрет Толстого Льва Николаевича на фоне грозы и при свете настольной лампы. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Его портрет имел большой успех».
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Толстого. Среди них одни рисунок был особенно дорог Толстому, он напоминал ему своим выражением, мягкостью братца Николеньку. Все кажется неотразимо, как сама истина. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Ох, нет, не могу да я даже и волноваться не могу особенно. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Эти иллюстрации датированы художником 1885-1886 годами. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926).
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике – обобщенный до символа – портрет 1901 года изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Помимо научной ценности каждого из исследований в отдельности, помимо исключительной содержательности переписки, все литературное наследие И. Э. Грабаря — это интереснейшая страница истории русской культуры. Илья Репин и его жизнь и деятельность – тема в творчестве И. Э. Грабаря, которая имеет весьма примечательную историю. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза.
Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Крамского, И. Е. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.